Эксперименты над людьми доклад

Обновлено: 02.07.2024

Площадь Героев в Будапеште 03.01.2019 --> Смотрели: 76 (2) Акулы 31.10.2016 --> Смотрели: 31 (7) Осьминог 31.10.2016 --> Смотрели: 21 (4) Всё для отдыха 19.10.2016 --> Смотрели: 15 (6) Встреча "заморского" Солнца 11.10.2016 --> Смотрели: 20 (3)

-Рубрики

  • • АКТУАЛЬНО, ИЛИ ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ (4563)
  • Природные феномены (1400)
  • Общество: События. Факты. Комментарии (1213)
  • Технологии. Гаджеты (571)
  • Необычные и курьёзные факты (493)
  • Особенные люди (264)
  • Роботы (243)
  • Пророчества, социальная фантастика (121)
  • • ПРИТЧИ. СКАЗКИ. БАСНИ. БАЙКИ. ЮМОРЕСКИ. АНЕКДОТЫ (2486)
  • • АКТЁРЫ, МУЗЫКАНТЫ, ПЕВЦЫ И ИХ ТВОРЕНИЯ (2453)
  • • МИР ВОКРУГ МЕНЯ (2338)
  • Пришлось по душе (1498)
  • Малые литературные жанры (148)
  • Из прочитанного мною (142)
  • Посещение музеев (126)
  • Понравившиеся мне фильмы (100)
  • Приватные материалы (99)
  • Эссе (92)
  • Афоризмы из моего микроблога (68)
  • Тексты с моими фотографиями и видео (67)
  • Мифы (45)
  • "О Сене Сенине" (ироничные рассказы) (11)
  • "Пленённая страна" (сказка для взрослых) (10)
  • • ВНЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ (2119)
  • Тайны природы и общества (299)
  • Мистика (193)
  • НЛО. Пришельцы (152)
  • Легендарные существа (57)
  • • ЯРКИЕ ФРАЗЫ, СУЖДЕНИЯ, СЛОВА (1593)
  • Пословицы и поговорки (64)
  • • ПОЭТЫ ЗАШЛИ НА "ОГОНЁК" (1008)
  • • ФОТОГРАФИИ, КОТОРЫЕ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ (1000)
  • • ПРОЗАИКИ ПОСЕТИЛИ ДНЕВНИК (737)
  • • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ В ДНЕВНИКЕ (659)
  • • НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ БЛОГЕРА (399)
  • Методические и информационные материалы (223)
  • Фотодело, работа с видео (81)
  • Рамочки (28)
  • Оформление дневника (блога) (20)
  • Телевидение в прямом эфире (4)
  • • ЗДОРОВЬЕ (391)
  • • ВИДЕО: РОЛИКИ И КЛИПЫ, КОТОРЫЕ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ (248)
  • • ТАНЦЫ (230)
  • • ТВОРЧЕСТВО МОИХ ДРУЗЕЙ (148)

-Цитатник

Каких только собак не навешали на Исаака Дунаевского в пламенные годы перес.

Искусство фотографии. Фотограф Kай Гроссманн(Kai Grossmann) и его лирические работы. Кай Гросс.

Мы часто говорим, что в наших телефонах теперь помещается целый мир — благодаря интернету и.

Легенды музыки. Шарль Азнавур .

Обрезать видео на компьютере с Windows 10, 7 или 8 можно самыми разными способами. Для этих целей су.

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

-Музыка

-Фотоальбом

ирония 02:46 04.01.2021 Фотографий: 10 Памятники, храмы, архитектура 00:19 02.01.2021 Фотографий: 12 Путешествия 23:48 08.12.2020 Фотографий: 43

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Сегодня мы приведем данные о наиболее страшных опытах на людях в мировой истории человечества. Кто-то спросит - к чему такие страсти? А чтобы помнили! И никогда не повторили ничего подобного!

Наибольшую жестокую известность всех времен и народов получили эксперименты печально известного врача СС Йозефа Менгеле, которые он проводил в концентрационном лагере "Освенцим". По свидетельствам очевидцев, главврач Биркенау Йозеф Менгеле сам лично приходил на встречу поездов с военнопленными. Он специально отбирал близнецов. Ими Менгеле особенно интересовался. Стоит ли рассказывать, что в ходе подобных опытов большинство из них погибли.

Также "врач"-изувер собрал целую коллекцию глаз "пациентов", которые были умерщвлены. Заключенных "Освенцима" фашисты использовали также для проведения тестов новых методов лечения инфекционных заболеваний и химического оружия.

Для авиационных "нужд" узников помещали в барокамеры или выводили на мороз. Огромное количество пленных кастрировали или стерилизовали - конечно же, без обезболивающих средств. Одной узнице перетянули проволокой грудь, чтобы узнать, сколько времени сможет голодать её новорожденный ребенок. В итоге мать, чтобы избавить своего ребенка от дальнейших мук, убила его.

Некоторые врачи-изуверы, совершившие подобные злодеяния, были осуждены как военные преступники. Однако врачу Менгеле удалось сбежать от суда в Бразилию, где он благополучно жил аж до 1979 года, пока не умер от инсульта.

Менгеле, к сожалению, был не одинок: в другом фашистском концлагере - "Ровенсбрюке" - ставились не менее бесчеловечные опыты на людях. "Исследованиям" подверглись, по крайней мере, 86 узниц, 74 из которых были польками.

Первая серия экспериментов была направлена на установление эффективности сульфаниламидных препаратов при обработке огнестрельных ранений. Узницам вводились стафилококки, возбудители газовой гангрены и столбняка, а также одновременно несколько видов бактерий. Почти всегда глубокий, до самой кости, надрез для внесения бактерий узницам делали в верхней части бедра.

Часто для большего сходства с реальным огнестрельным ранением в рану вводились деревянные, металлические или стеклянные частицы. При этом скрупулезно регистрировались все признаки заражения - температура, нагноение и т.п. По результатам этих опытов над живыми людьми в мае 1943 года Гебхардтом был сделан доклад "Особые эксперименты касательно действия сульфаниламидов" на "Третьей конференции по Востоку для врачей-консультантов" военной академии в Берлине.

Вторая серия экспериментов была направлена на изучение возможностей трансплантации костной ткани, восстановление костей, мышц и нервов. Суть экспериментов заключалась в следующем: калечили здоровых женщин и накладывали гипс. Для наблюдения за ходом эксперимента, вырезали куски живого тела и обнажали кость.

Иногда у заключенных ампутировали здоровую конечность или лопатку и отвозили в концлагерь "Хоенлихен", к профессору Гебхардту, где он вместе с другими хирургами СС Штумпффэггером и Шульцем "приставляли" их к другим подопытным.

Для того, чтобы наблюдать за процессом реанимации, узниц замораживали. Проводилась стерилизация евреек и цыганок, так, например, в январе 1945 стерилизации подверглись 120-140 цыганок. Нечего и говорить, что операции проводились без обезболивания.

Печальную известность получил и так называемый "Отряд N731" в Японии. В 30-40-х годах прошлого века императорская армия Японии проводила на территории Китая ряд медицинских и биологические опытов.

Какое именно количество из числа подопытных в результате подобных экспериментов погибло, доподлинно известно не было, однако предположительная цифра - порядка 200 тысяч. Существуют данные, что по городам Китая "экспериментаторы" развозили блох, зараженных тифом и чумой, а водные источники "обрабатывали" вибрионами холеры.

Пленных принуждали долгое время находиться на морозе, для того чтобы потом проводить на них испытания методов лечения обморожения, без обезболивающих средств расчленяли, удерживали в барокамерах до тех пор, пока у подопытных не выскакивали глазные яблоки, а также подвергали воздействию ядовитых газов. Правительство США после войны помогло Стране восходящего солнца эти опыты держать в секрете - для того чтобы заручиться поддержкой Японии в "холодной войне".

Еще один если не кошмарный, то более чем сомнительный медицинский проект - это "Изучение монстров" в Америке. Дефектологи Университета Айовы в 1939 году решили привести доказательства своей теории, что заикание - не врожденная черта, а приобретенная, которая вызвана страхом ребенка разговаривать.

Хотя метод борьбы они избрали не вполне адекватный: экспериментаторы детям-сиротам говорили, что они будут заикаться всегда. Объектами такого жестокого эксперимента стали обитатели сиротского приюта. Это были дети погибших в Огайо моряков и солдат.

Изуверы заявили детям, что все они якобы заикаются и им нельзя разговаривать до тех пор, пока те не будут полностью уверены в том, что могут говорить "как надо".

Экспериментаторам спровоцировать заикание так и не удалось, но те дети, которые до сих пор нормально разговаривали, стали нервными молчунами и замкнулись в себе. Будущие эксперты по патологиям назвали подобный опыт "Изучением монстров". Трое подопытных детей, которые выжили и выросли, подали в суд на университет и штат Айова. Спустя четыре года в качестве компенсации им было выплачено 925 тысяч долларов.

На протяжении 1946-1948 годов правительства Гватемалы и США финансировали исследования, которые преследовали цель изучить развитие венерических заболеваний и определить действенность оказанного лечения. Подопытными "кроликами" стали психически больные и узники тюрем. Их заражали сифилисом.

Методы заражения были такими: их заставляли вступать в половую связь с инфицированными путанами или им наносили на предварительно расцарапанный половой орган бактерии сифилиса. Те же, кто в конечном итоге заразился, проходили лечение пенициллином. О дальнейшей судьбе участников варварского опыта сведения отсутствуют.

Совсем недавно, в октябре 2010 года, американское правительство в лице государственного секретаря Хиллари Клинтон официально извинилось перед Гватемалой за проведенные там в 40-х годах прошлого столетия медицинские эксперименты над душевнобольными и заключенными, которые были больны сифилисом. В то время гватемальский проект приобрел репутацию одного из наиболее жестоких медицинских экспериментов.

Подобные опыты лечения сифилиса проходили и в Таскиги, штат Алабама, США. Там зафиксирован наиболее продолжительный опыт над человеком: он длился сорок лет! (С 1932 по 1972 год.) Министерство здравоохранения в 1932 году приступило к программе изучения последствий сифилиса. К сожалению, участники программы занимались исключительно наблюдениями.

"Добровольцы" были обречены. Экспериментаторы в Алабаме следили исключительно за развитием болезни у 600 темнокожих мужчин (причем 201 из них не были заражены сифилисом до начала эксперимента над ними).

По ходу их успокаивали тем, что они лечатся от "плохой крови". Как выяснилось, о лечении речь не шла вообще. К тому же в конце 40-х годов сифилис успешно излечивался пенициллином. Однако учёные продолжили исследования, скрыв информацию о пенициллине от пациентов.

Кроме того, учёные следили, чтобы участники исследования не получили доступ к лечению сифилиса в других больницах. В результате многие пострадали, многие умерли от сифилиса, заразив своих жен и детей: дети были рождены уже с сифилисом. Этот эксперимент называют, возможно, самым позорным биомедицинским исследованием в американской истории.

Только в 1972 году, когда произошла утечка информации в прессу, эксперимент был закрыт благодаря проведенному журналистскому расследованию.

Неправильно будет считать, что подобные жестокие эксперименты - порождение лишь нашего сумасшедшего времени. Много гнусностей творилось и в прошлые века. Так, анатомы до 1830 года могли экспериментировать только над трупами убийц, которые были приговорены к смертной казни.

Так как получить труп "легальным способом" было очень сложно, большинство анатомов покупали их у расхитителей могил или же отправлялись "на промысел" сами. Владельцам эдинбургского пансиона Уильяму Хейлу и его приятелю Уильяму Берку в подобном "бизнесе" удалось достигнуть новых высот: они убивали постояльцев пансиона, а затем их тела продавали анатому Роберту Ноксу.

Судя по всему, Нокс и не видел (или даже не хотел видеть), что трупы, которые он покупал, были абсолютно целые и свежие. На протяжении 1827-1828 годов У.Хейл и У.Берк убили больше десятка человек. Спустя некоторое время Берка приговорили к смертной казни через повешение, а затем правительство Англии либерализировало законодательство относительно трепанации человеческих тел.

Многие медики-изуверы, тем не менее, вошли в истории как основоположники новых направлений. Например, американец Джеймс Мэрион Симс, основоположник современной оперативной гинекологии и конструктор некоторых гинекологических инструментов, которые и сегодня врачи используют в своей практике. Он получил мировую известность из-за проведения на трех своих рабынях экспериментальных операций. Те страдали везико-вагинальными фистулами.

Свои операции Джеймс Мэрион Симс проводил без обезболивающих средств. Симс был уверен, что ради исцеления женщина пойдет на все, даже на операцию. Кроме того, он считал, что проводимые им операции не настолько болезненны.

К тому же в то время анестезия только начала зарождаться. Справедливым будет отметить, что по окончании курса операций все рабыни полностью выздоровели и позже были освобождены. К тому же двое из них даже родили детей.

Сегодня, когда подобного рода информация находится в абсолютно свободном доступе, всплывают самые страшные подробности: в подобных экспериментах участвовали врачи практически всех стран. Многие активно обсуждают подобные эксперименты. Кто-то с негодованием говорит о нарушении клятвы Гиппократа, о бесчеловечности медиков, о попрании прав человека и т.п.

Но встречаются и совсем другие мнения. Вот, например, пара цитат с форума, где обсуждалась статья "Наиболее жестокие медицинские эксперименты над людьми": "Без этих опытов не было бы современных научных знаний в области медицины.

Те, кто проводил эти все опыты, внес колоссальный вклад в развитие науки"; "Все таблетки, лекарства, вакцины и все, что помогает нам жить в современном мире, имеют очень страшную историю происхождения! Когда разрабатывали эти препараты, нужно было их опробовать над живыми людьми. Кто-то выживал, кто-то выживал, но оставался инвалидом, а кто-то умирал. Так что без этих экспериментов, возможно, было бы много смертей из-за страшных болезней!"

Очень хочется спросить их и им подобных : "Не желаете ли послужить подопытными кроликами?! Для пользы дела?"

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек…

Для первых периодов истории культуры морально недопустимым было вмешательство в природную организацию человека с целью исследования или изменения тела живого человека. Именно поэтому развитие медицины долгое время основывалось на методах наблюдения, на стремлении собрать и умножить все известные сведения о том или ином явлении с целью обо­гатить медицинское знание. По наука и, в частности, медицина не может развиваться без такого метода познания, как эксперимент. Тем не менее эксперименты в медицине появились позже, чем в других науках, и сначала были только экспериментами на животных.

Первые в истории науки эксперименты на людях проводились врачами на самих себе. Число врачей, ставивших опыты на себе, во всех направле­ниях медицины очень велико. Ни законы, ни кодексы не побуждали врачей к таким поступкам. Они лишь стремились проверить действие препаратов и методов лечения (рис. 5.3).

Антон фон Штерк

Рис. 5.3. Антон фон Штерк (1731—1803) экспериментировал на себе с целым рядом веществ и ядовитых трав: яд цикуты, трава аконит, осенний безвременник, белена

Жак Понто

Рис. 5.4. Жак Понто 5 мая 1933 г. дал укусить себя трем черным гадюкам, сделав предварительную прививку от яда

Владимир Хавкин

Рис. 5.5. Вакцину против чумы создал и первым испытал на себе русский врач Владимир Хавкин (1860—1930)

Эдуард Дженер

Рис. 5.6. Первым клиническим экспериментированием на людях следует считать хорошо известную и удачно завершившуюся попытку проведения антиосненной прививки, предпринятую врачом Эдуардом Дженером в конце XVIII в.

Врачам, да и всем людям, необходимо знать не только о подвигах вра­чей, но и о трагических событиях в истории медицины, имевших место около полувека назад. Медицинские опыты над людьми в нацистских конц­лагерях стали главным основанием для принятия международных правил проведения клинических испытаний (рис. 5.7).

Жертвы нацистских врачей

Рис. 5.7. Жертвы нацистских врачей

Доктор – это человек, к которому рано или поздно все обращаются за помощью. Вот только нет уверенности, что в его действиях не будет скрытых мотивов. Ведь он может преследовать какие-то свои цели, о которых пациент даже не догадывается. Есть ли грань между аморальностью и служением человечеству, можно ли оправдать жестокие эксперименты стремлением спасти жизнь миллионов в будущем?

3043090

Есть доктора, которые бесконтрольно ставят опыты над осужденными или душевно больными, что делает их поступки и аморальными и преступными.

Джон Чарльз Катлер

Джон Чарльз Катлер

Джон Чарльз Катлер, старший терапевт Департамента здоровья при правительстве США, отвечал за проведение экспериментов над больными сифилисом в Гватемале. В 2005 году стало известно, что к участию в эксперименте умышленно были привлечены заключенные, солдаты и больные венерическими заболеваниями без их согласия. Ученые тогда изучали эффект пенициллина при лечении сифилиса. В результате искусственно были заражены более 1 000 человек, которые не получили соответствующей медицинской помощи. За все время эксперимента умерли 83 человека, за что в 2010 году правительство США принесло стране официальные извинения.

Обри Левин

Обри Левин

Под руководством Одри Левина в 1970-х годах в Южной Африке был осуществлен правительственный проект “Aversion Project” с целью лечения гомосексуалистов от их нетрадиционной ориентации сомнительными методами.

Из солдат отобрали несколько сотен мужчин и женщин, которым был поставлен диагноз гомосексуализм. Среди методов лечения использовали электрошок, химическая кастрация и насильственная смена ориентации. Все эти опыты ставили над людьми без их согласия. Те, кто прошли через хирургическую смену пола, возвращались в армию.

Мэрион Симс

Мэрион Симс провел множество процедур и экспериментов над женщинами в 19 веке, так как он искал способы лечения пузырно-влагалищного свища. Несмотря на хорошие намерения,он принуждал рабынь к операциям, не ставя их в известность о настоящих целях. Женщины были прооперированы несколько раз без обезболивающих препаратов. Собранные данные оказались полезными для медицины, но были осуждены, так как были проведены насильственным путем.

Уэнделл Джонсон

Уэнделл Джонсон

Альберт Клигман

Реальные опыты над людьми в истории медицины

В течение нескольких месяцев с 1965 по 1966 год Альберт Клигман провел ряд насильственных экспериментов над заключенными при поддержке Вооруженных сил США и некоторых фармакологических компаний. 75 подопытным были сделаны инъекции дозы препарата Agent Orange, гербицида, который планировали использовать в военных целях, чтобы изучить его эффект на организм человека. В результате эксперимента люди получили хронические кожные болезни и такие их проявления, как кисты, пустулы и большие язвы на теле.

Оливер Венгер

Оливер Венгер

Оливер Венгер отвечал за теоретическое обоснование и практические цели экспериментов по изучению сифилиса Таскиги. В течение нескольких лет мужчины афроамериканцы из бедных и неблагополучных семей отбирались для участия в экспериментах. Они искусственно были заражены сифилисом. Больным обещали бесплатное лечение, которое обернулось для них опасными для жизни токсическими методами. Другой части пациентов не было сообщено о том, что они заражены сифилисом, поэтому они продолжали вести обычный способ жизни и заражать других. В результате эксперимента многие пациенты умерли от осложнений болезни и побочных эффектов лечения.

Герта Оберхойзер

Герта Оберхойзер

Доктор, Герта Оберхойзер, работала в концлагере Равенсбрюк. Она ставила эксперименты над заключенными в области изучения разных вмешательств в костные, мышечные и нервные ткани человеческого организма. С этой целью доктор удаляла у заключенных конечности, кости и имплантировала чужеродные тела. Все эксперименты были нацелены на изучение процесса регенерации разных тканей человеческого тела. Результаты экспериментов должны были применяться для лечения солдат. Все заключенные были с увечьями, а многие умерли во время операций без анестезии и в результате летальных инъекций.

Лаборатория №1

Лаборатория №1

Григорий Майрановский, русский биохимик и доктор, в СССР работал над разработкой супер-яда, без вкуса и без запаха, который враги не могли бы идентифицировать. Он ставил эксперименты над заключенными Гулага в секретной лаборатории №1. Кроме инъекций яда, на подопытных воздействовали горчичным газом, рицином, при этом их согласия на эксперименты никто не спрашивал. Неизвестно, сколько заключенных умерло в результате, но ученому удалось создать смертоносный яд С-2.

Евгений Зенгер

Во время Холодной войны и США, и СССР проводили множество исследований в области радиации с целью выяснить, может ли она убивать. Это было необходимо, чтобы предотвращать последствия аварий на атомных станциях. Ученый Евгений Зенгер в течение 10 лет проводил эксперименты с лечением рака большой дозой радиации, отбирая пациентов из числа беззащитных. Они приводили к бессоннице, дезориентации, малокровию и смерти.

Зигмунд Рашер

Зигмунд Рашер

В период Второй мировой войны Зигмунд Рашер вместе с Эрнстом Хольцлохнером проводили эксперименты по воздействию быстро меняющейся нагрузки на организм человека. Подробности ужасающих экспериментов стали известными на Суде врачей. Заключенных из концлагерей погружали в холодную воду на несколько часов, держали на улице в мороз без одежды. После чего замерзших людей бросали в кипяток, чтобы разморозить.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1
р.п. Лысые Горы Саратовской области"

Исследовательская работа на тему

Работу выполнила Назарова Анастасия Андреевна, обучающаяся

Руководитель Валиахмедов Равиль Маратович.

Обоснование проблемы: В современном мире многие люди не имеют свою точку зрения и спокойно поддаются на приказы людей, стоящих выше по статусу и являющихся морально сильнее.

Цель работы: узнать больше о тонкостях человеческого поведения, эмоционального состояния и восприятия. (2)

Задачи работы:

оценить поведение человека в стрессовых ситуациях;

изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;

рассмотреть сложные биологические процессы человеческого мозга, исследовать эмоции, реакцию.

Учебные дисциплины, в рамках которых проводится работа по проекту:
обществознание, социология 2 , психология 3 .

Практическая значимость работы в том, чтобы показать, что в некоторых жизненных ситуациях человек подобен зверю. Он делает все, чтобы спасти свою жизнь, но на какие жертвы он идет – ему не важно.

Объект исследования: люди, над которыми ставили эксперименты.

Предмет исследования: человек и его сущность.

Оборудование: компьютер, принтер, научно – популярная литература, Интернет-ресурсы.

Гипотеза: Если знать, на что готов человек, вышедший из зоны комфорта или живущий в определенных условиях, то мы сможем увидеть поведение человека, которое будет являться его истинной сущностью.

Глава I . Что такое эксперимент?. ……………………………………..…… 5 – 6

Глава II . Из истории психологических экспериментов……………….…. .7 – 8

Психологические эксперименты……………………………………….…..9 – 13

Выступление перед одноклассниками………………………………. 14

Список использованной литературы………………………………………. 15

« Мы будем разными способами отнимать их индивидуальность. Все это в совокупности создаст в них чувство бессилия.

Эксперименты над людьми - это нечто притягательное. Некоторые психиатры 4 и психологи 5 проводили жестокие эксперименты, участниками которых, а иногда и жертвами, нередко становились люди. Масса загубленных душ проложили дорогу для сегодняшних успокоительных средств. Но, к сожалению, методы достижения данной цели гуманными были не всегда. Еще миллионы будут подвергнуты исследованиям ради того, чтобы получить очередную микстуру для душевнобольных. Человек и особенности его личности уже не одно столетие являются объектом интереса и изучения великих умов человечества. И с самого начала развития психологической науки и до наших дней люди сумели развить и существенно улучшить свои навыки в этом непростом, но захватывающем деле. Поэтому сейчас для получения достоверных данных в изучении особенностей психики человека и его личности люди пользуются большим количеством самых разных способов и методов исследования в психологии. И одним из методов, получивших наибольшую популярность и зарекомендовавших себя с самой практической стороны, является психологический эксперимент. Отдельные примеры самых известных, интересных антигуманных и шокирующих социально – психологических экспериментов, которые проводили над людьми, я решила изучить, поскольку они, по моему мнению, имеют огромную важность и значимость. Но что же такое психологический эксперимент и каковы его особенности? (4)

Глава I .

Что такое эксперимент?

Эксперимент в психологии – это определенный опыт, который проводится в специальных условиях с целью получения психологических данных путем вмешательства исследования в процесс деятельности испытуемого 6 . Исследователем 7 в процессе эксперимента может выступать и ученый – специалист, и простой обыватель.(4)

Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:

возможность изменения какой – либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей 8 ;

возможность выбрать точку отсчета;

возможность неоднократного поведения;

возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.

Сам же эксперимент может быть нескольких видов:

По способу проведения:

лабораторный – когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;

естественный – проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;

психолого–педагогический – когда человек или группа людей обучаются чему – либо и формируют в себе определенные качества, овладевают навыками;

пилотажный – пробный эксперимент, проводимый перед основным.

По уровню осознанности:

явный – испытуемый знает об эксперименте и всех его подробностей;

скрытый – испытуемый не знает всех подробностей эксперимента или вообще не в курсе об эксперименте;

комбинированный – испытуемый знает только часть информации или намеренно введен в заблуждение относительно эксперимента. (5)

Глава II .

Из истории психологических экспериментов.

Анализируя всю историю развития психологического знания, ученые пришли к выводу, что именно метод эксперимента приводит к изменению самого типа психологического знания. Согласно взглядам Якова Александровича Пономарева, советского и российского психолога, доктора психологических наук, необходимым условием развития всей системы психологических наук выступает взаимодействие, а точнее, диалектическое единство 9 теории, эксперимента и практики. Так, он выделял три типа психологического знания: созерцательно-описательный, эмпирический и действенно-преобразующий. Созерцательно-описательный тип знания непосредственно формируется в житейском опыте и фиксирует лишь поверхность явлений. Эмпирический тип знания формируется в недрах созерцательно-описательного, трансформируя и включая в себя его содержание. В нем не учитываются внутри предметные, а фиксируется способ практического воздействия на объект исследования, приводящий к эффекту. Тем самым фиксируется непосредственная связь с практикой. Действенно-преобразующий тип знания формируется в недрах эмпирического, трансформируя и включая в себя его содержание. В процессе его формирования выделяется специфический предмет исследования и вскрываются внутри предметные взаимосвязи. Связь с практикой становится опосредствованной 10 . Формируется сложная стратегия исследования, которая позволяет управлять изучаемыми явлениями и раскрывать законы в ходе активного воздействия на них.

Первоначально эксперимент оформился в психофизике 11 и психофизиологии 12 , ориентированных на естественные науки. Затем постепенно эксперимент стал проникать и в другие области, связанные с общественными науками: в социальную, педагогическую, юридическую психологию и пр.

В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог , основал Институт психологии, где он активно работал над методом эксперимента, с помощью которого планировал изучение низших процессов. В связи с этим его считают основателем экспериментальной психологии. При этом Вундт использовал два критерия экспериментального метода: 1) стандартизацию условий, позволяющую сравнивать результаты разных исследователей; 2) аналитическое сравнение показателей, что помогает перейти от целостного описания субъективной реальности к выделению переменных. Именно аналитическое сравнение процессов в контролируемых условиях и воспроизводимость результатов выступили критериями перехода к объяснительной психологии, связавшей свой метод с представлениями о научном объяснении.

Однако на этом этапе развития социальной психологии исследователи мало задавались теоретическими вопросами. Они в основном руководствовались прагматическими соображениями с целью получения фактов, позволивших оптимально организовать совместную трудовую деятельность, выстраивать эффективные коммуникации между менеджером и персоналом, властью и населением. В результате анализа данных, полученных в лабораторных исследованиях, делались тривиальные выводы, что ставило под сомнение вообще целесообразность использования данного метода в психологии.

Приблизительно с середины XX в. научная деятельность в целях изучения причинно-следственных связей стала называться экспериментом. В процессе данной деятельности экспериментатор может манипулировать одним или несколькими факторами , при этом контролировать другие. Установление экспериментальных факторов позволяло собрать эмпирические данные в контролируемых условиях и сравнить их со специальными схемами варьирования 17 уровней экспериментальных факторов. (6)

Психологические эксперименты. (3)

Крошка Альберт – Джон Уотсон.

Процедура.

Для чистоты эксперимента Уотсон сначала приучил малыша любить белую крысу, показывая ее Альберту в течение двух месяцев. После того, как младенец привык к раздражителю и спокойно с ним играл, ученый начал систематически пугать ребенка, ударяя по железной пластине каждый раз, когда Альберт тянул к крысе ручки. Не остановившись на этом, Джон начал подсовывать крысу ребенку в постель и увеличил число ударов. Результатом эксперимента стал страх Альберта сначала перед крысой, а потом перед любыми белыми вещами, хоть отдаленно ее напоминающими (кроликом, маской Санта-Клауса, ватой и так далее).

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Порой можно встретить упоминания о том, что Альберт был сиротой, а Уотсон позже смог отучить его от привитого страха. И то и другое неправда — вскоре после эксперимента ребенок был увезен матерью в неизвестном направлении. Не так давно выяснилось, что малыш к тому же страдал гидроцефалией и умер от нее в возрасте десяти лет.

Почему сейчас нельзя.

Табу на моральное и психологическое насилие над младенцами и необходимость репрезентативной выборки для получения надежных выводов.

2. Стэнфордский тюремный эксперимент - Филипп Зимбардо.

Самый известный социально-психологический эксперимент был проведен в 1971 году психологом Филиппом Зимбардо по заказу военно-морского флота США. Зимбардо попытался изучить, как действуют взрослые мужчины в закрытом помещении при наличии твердых, но расплывчатых инструкций.

Процедура.

Заключенных забрали из дома ночью, быстро и тайно, подвергли унизительным полицейским процедурам, поместили в тюрьму и… эксперимент почти тут же вышел из-под всякого контроля. На второй день в тюрьме вспыхнул бунт, который охранники подавили жестко и самостоятельно. После этого вход пошли физические истязания, лишение пищи, матрасов, гигиенических процедур.

Сам Зимбардо, выступавший в роли начальника тюрьмы, увлекся своей игрушкой, активно участвовал во всех этих делах и даже попытался перенести эксперимент в настоящую тюрьму, серьезно расстроившись, когда департамент полиции не пошел ему навстречу.

Этот адский карнавал продлился всего шесть дней (из запланированных двух недель). Невеста Зимбардо, пришедшая в ужас от происходящего, буквально заставила его завершить исследование. Психолог потом вспоминал, что она была единственной из пятидесяти свидетелей эксперимента, кто усомнился в его этичности.

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Нет ничего хуже закрытого заведения военного образца, а 70-е теперь официально считаются самым ужасным десятилетием XX века. Поразительна не столько жестокость охранников, сколько их инициативность и преданность делу без особых на то причин, исключительно из-за оказавшейся в их руках власти.

Филипп Зимбардо после нашумевших публикаций активно выступал за проведение тюремной реформы, но, к сожалению, не преуспел.

Почему сейчас нельзя

Нынешний эксперимент был бы прекращен если не самим экспериментатором, опьяненным наукой и властью, то любым независимым наблюдателем после первого акта насилия и унижения со стороны охранников. Если бы кто-то вообще допустил подобную организацию и содержание людей в подобных условиях.

3. Дети-заики - Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор.

Следующий небольшой эксперимент провели Уэнделл Джонсон, ученый из университета Айовы, и его аспирантка Мэри Тюдор в 1939 году. Заинтересовавшись факторами речевого развития, они собрали 22 приютских ребенка и попытались искусственно сформировать у них заикание.

Процедура.

Джонсон и Тюдор случайным образом разделили детей на две группы. Сирот в первой группе постоянно хвалили и подбадривали. Второй группе повезло меньше: верная науке Мэри Тюдор высмеивала и унижала их. Большинство подвергнутых экспериментальному воздействию детей вскоре перестали идти на контакт и стали заиками на всю оставшуюся жизнь.

Эксперимент и его результаты долгое время держались в секрете. Тайна всплыла только в начале 2000-х на страницах какой-то калифорнийской газеты. Университет Айовы принес официальные извинения и получил шесть исков от участников эксперимента.

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Почему сейчас нельзя.

Декапитация и джаз - Карини Лэндис.

20-е годы были богаты на психологические эксперименты. Карини Лэндис, студент Минессотского университета, в 1924 году использовал крыс в своих опытах по установлению общих черт эмоциональной реакции.

Процедура.

Лэндис отталкивался от предположения, что можно найти нечто общее в мышечном выражении эмоциональной реакции у разных людей. Поэтому он набрал группу из студентов своего же университета и начал измываться над ними: показывал порнографические фото, заставлял нюхать аммиак, засовывать руку в банку с жабами и слушать джаз. В качестве финального теста испытуемым предлагалось отрезать голову живой крысе, на что большинство из них, со слезами конечно, но согласились.

Цитата эксперимента:

Что я узнала.

Никаких всеобщих закономерностей функционирования лицевых мышц Карини найти не удалось. Зато он наглядно доказал, что большинство студентов не могут нормально и аккуратно отрубить крысе голову.

Порой можно найти упоминание о том, что Стэнли Милгрэм вдохновлялся экспериментом Лэндиса, но это неправда.

Почему сейчас нельзя.

Недопустимо насилие над животными.

Выступление перед одноклассниками.

Эксперименты, которые я рассмотрела в ходе моей работы, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда – либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика, и, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя и сколько усилий прилагается для того, чтобы он мог познать свою природу. Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как – то преуспел в своем стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности. (4)

Среди разных анекдотов про психологов, шутка про постоянные эксперименты над окружающими – одна из самых популярных. Но тут мало общего с правдой: любой стоящий эксперимент требует труда и затрат, а самые интересные из них еще и нарушают закон и потому редки.(3)

Список использованной литературы.

2 Социоло́гия (от лат. societas — общество и др.-греч. λόγος — слово) — наука об обществе , составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития , социальных институтах , отношениях и общностях .

4 Психиа́тр ( др.-греч. ψυχή — душа; ἰατρός — врач) — специалист с высшим образованием в области психиатрии , области медицины , изучающей психические расстройства . В отличие от психологов , не являющихся врачами, психиатры занимаются оценкой симптомов пациентов для определения их следствия из психофизической и физической болезней.

5 Психолог (др.-греч. ψυχή — душа ; λόγος — знание) — это специалист , который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи , поддержки и сопровождения.

6 Испыту́емый — участник эксперимента в психологии и других отраслях науки.

7 Исследователь — человек, тот, кто проводит исследование, занимается научными изысканиями.

8 Закономе́рность — необходимая , существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира , определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры .

10 выражать ( выразить ) что-либо не прямо, а через посредство чего-либо другого, служить ( послужить ) промежуточным звеном для чего-либо.

11 Психофизика — область психологии , изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями.

12 Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии . Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в выполнении деятельности психической.

13 Норман Триплетт — (1 октября 1861 – 1934) был психологом в Университете штата Индиана . Родился на ферме рядом с Перри, Иллинойс в 1861 году. В 1898 году он написал то, что сейчас признано первым опубликованным исследованием в области спортивной психологии. Его эксперимент был основан на социальную фасилитацию (эффект аудитории).

16 Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января ( 1 февраля ) 1857 — 24 декабря 1927 , Москва ) — выдающийся русский психиатр , невропатолог , физиолог , психолог , основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик . Тайный советник , генерал-майор медицинской службы царской армии .

Читайте также: