Доклад министра образования на августовской конференции 2021

Обновлено: 30.06.2024

Анализ большого массива данных, обсуждение итогов, перспектив развития, дают нам возможность оценить состояние дел и определить планы на новый учебный год.

На августовских педсоветах мы обсуждаем самые актуальные вопросы. И в этом году уделим особое внимание программе воспитания.

Но прежде о результатах и особенностях организации учебного процесса.

Оценка качества обучения, достижений учащихся – важная часть учебного процесса. Инструментов оценки много: проверочные работы, международные национальные исследования, государственная итоговая аттестация.

Главный школьный экзамен – ЕГЭ.

Всего в ЕГЭ приняли участие 16 064 выпускника, планирующих поступать в вузы.

1 642 одиннадцатиклассника сдали государственный выпускной экзамен. Средний балл ЕГЭ по ряду предметов вырос в сравнении с 2020 годом.

7 800 экзаменационных работ оценены на 80 и более баллов,

117 получили высший результат – 100 баллов.

И даже есть рекорд - Алика Осадчая набрала четыреста баллов по 4 предметам.

Если учебный процесс интересен, то желание учиться и хорошие отметки обеспечены!

Именно поэтому к современному уроку предъявляются высокие требования.

Современные методы и формы урока, постоянный контроль знаний, глубина и системность преподавания, информационные технологии – все это влияет на результат каждого учащегося.

Текущий контроль знаний, внимание к личностным и метапредметным результатам, информационно-коммуникационной компетентности – основа успешности школьников.

Их цель – не только влиять на качество обучения, но и развивать способности талантливых детей, создавать условия для дополнительного образования.

Дети будут изучать физику, химию, биологию с использованием цифрового оборудования, а также заниматься творчеством и проектной деятельностью.

Задача учителям – максимально включить в план уроков новые средства обучения.

Повышение качества образования во многом зависит от качества работы учителя: его мастерства и профессиональной компетентности.

Высокое качество может быть достигнуто только при условии, что педагоги постоянно совершенствуют свое мастерство, мобильно реагируют на изменения в образовательном пространстве. Время требует, чтобы учитель был динамичным человеком, носителем перемен.

Новый центр непрерывного повышения профессионального мастерства учителей создает условия для развития и самореализации педагогов: индивидуальных образовательных маршрутов и формирование методического актива.

И новые коммуникационные возможности позволяют не только очно, но и дистанционно проводить научные конференции, занятия и методические мастерские.

Повышение квалификации педагогов теперь начинается с диагностики профессиональных компетенций.

Не только дети, но и учителя должны учиться по-новому.

А мы будем оценивать результаты этого обучения и заинтересованность директоров в создании высококлассных команд.

Все это современная школа.

Важное направление в ней – обучение детей с ОВЗ. Мы сохраняем сеть учреждений для детей, которые нуждаются в особых условиях обучения. Создаем новые образовательные пространства.

И стараемся реагировать на запросы родителей.

Особенность нового учебного года – первые шаги по созданию условий обучения для детей с расстройством аутистического спектра в школах области.

Высокие запросы работодателей привели к изменению общих подходов к программам СПО. На сегодняшний день 70% программ завершаются демонстрационным экзаменом как видом итоговой аттестации. Благодаря совместным усилиям Правительства и учреждений созданы условия для проведения демэкзамена: площадки оснащены современным оборудованием и обеспечены квалифицированными кадрами.

Мы начали с 11 площадок в 2019 году. Сегодня на 100 площадках 3,5 тысячи студентов демонстрируют владение профессиональными компетенциями.

Цель – создать такие условия, при которых каждый студент получит возможность осваивать несколько компетенций в рамках одной профессии. Это позволяет обеспечить подготовку в соответствии с запросами экономики.

В 2021 году рамки конкурса значительно расширены: в нем принимают участие школьники с 5-го по 10 классы и студенты 1 – 3 курсов организаций СПО. По результатам финала у нас 10 победителей! Эти ребята осенью получат свою награду – отправятся в образовательно-туристическое путешествие из Владивостока в Москву.

В системе допобразования 295 организаций – это ресурс для социальной активности и профориентации детей.

В школах работают свыше 14 тысяч кружков и секций.

Это и программы, и работа психологической службы,

· это – поддержка ребят в рамках Ассоциации выпускников,

· это –взаимодействие с индустриальными партнерами,

· это – участие обучающихся на Всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.

Результат - плюс 10 позиций в оценке успешности участников Всероссийских олимпиад.

Коллеги! Когда мы работаем на одну цель, результат не заставляет долго ждать.

Мы должны создать каждому ребенку возможности для самореализации и условия для покорения новых вершин и побед. Мы все вместе вне зависимости от ступени и от формы обучения можем и должны научить наших детей стремиться и побеждать!

В прошлом году России удалось улучшить свои показатели, касающиеся вхождения в десятку лучших стран мира по качеству общего образования, а также успешно реализовать ряд проектов, связанных с организацией бесплатного горячего питания, строительством школ, развитием системы воспитания, несмотря на сложности, возникшие из-за пандемии коронавирусной инфекции. Об этом 30 апреля заявила заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова, подводя основные итоги 2020 года в сфере образования и воспитания на итоговой коллегии Минпросвещения России.



























Также параллельно будут осуществляться поэтапное обновление ФГОС, доработка и гармонизация обновлённых примерных основных общеобразовательных программ.

Она также особо остановилась на задаче, поставленной в Послании Президента России Федеральному Собранию, которая касается обновления инфраструктуры педвузов.

Кроме того, Татьяна Голикова подчеркнула важность доведения доплат за классное руководство до кураторов учебных групп техникумов и колледжей и продолжения работы по контролю за организацией бесплатного горячего питания в школах. Она призвала сделать акцент на мониторинге в области школьного питания для своевременного принятия необходимых управленческих решений и обеспечении обратной связи с родителями.

В своём докладе Министр просвещения Сергей Кравцов обозначил приоритетные направления работы Министерства. В текущем году оно будет уделять особое внимание повышению образовательных результатов, созданию современной образовательной среды и условий обучения для учащихся и педагогов, развитию системы воспитания и образовательной инфраструктуры в целом.

Так, продолжится создание новых школьных и дошкольных мест, а к 2024 году 27 тысяч сельских школ оснастят современным оборудованием. Также Министерство просвещения будет в экспериментальном режиме внедрять цифровую образовательную среду в 15 субъектах Российской Федерации и в рамках этого проекта в том числе обеспечит компьютерным оборудованием почти 33 тысяч школ.

Глава Минпросвещения информировал, что ведомство также ведёт активную работу по обновлению примерных основных общеобразовательных программ, созданию единой системы управления качеством образования.

Министр подчеркнул, что по итогам проведения ВПР, ЕГЭ, ОГЭ должны приниматься управленческие решения, направленные на методическую помощь конкретным школам, учителям и ученикам.

Также Министр информировал, что в плановом режиме проходит подготовка 35 тысяч учреждений для летнего отдыха 6 миллионов ребят. При этом детские летние лагеря и центры отдыха включены в программу по компенсации затрат на поездки по России, поэтому в этом году государство будет возвращать половину стоимости путёвки при поездке детей в летний лагерь.

В своём выступлении руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал о главных инструментах, которые позволяют получать объективные результаты оценки качества образования, таких как проведение ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов, всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования и международных исследований.

Анзор Музаев сообщил, что 13 мая пройдёт широкомасштабная апробация проведения ЕГЭ по различным предметам, готовности пунктов, системы видеонаблюдения, оборудования, организаторов.

Председатель Общественного совета при Министерстве просвещения Виталий Сурвилло подвёл главные итоги деятельности Общественного совета в 2020 году. Он сообщил, что при совете в том числе функционируют рабочие группы по воспитательной работе с детьми и молодёжью в системе общего и дополнительного образования, организации детского летнего отдыха, а также планируется создание отдельной рабочей группы по подготовке педагогических кадров. Всего состоялось шесть заседаний, на которых обсуждались вопросы, связанные с повышением престижа профессии учителя, обеспечением детей горячим питанием, совершенствованием аттестации школьников.

Особое внимание будет уделяться развитию кадрового потенциала в этой сфере, методической поддержке педагогов, усилению воспитательного компонента в системе педагогического образования, а также вовлечению детей в общественно полезную деятельность через развитие школьных музеев, институтов ученического самоуправления, программ профориентации, волонтёрства и реализацию различных проектов.

Справочно

30 апреля 2021 года состоялось заседание коллегии Минпросвещения России, на котором были рассмотрены итоги деятельности Министерства просвещения Российской Федерации за 2020 год, задачи на 2021 год, а также развитие системы воспитания в Российской Федерации. Заседание проходило в прямой трансляции на официальном сайте ведомства и в аккаунтах соцсетей. Запись можно посмотреть по ссылке.

Читайте также: