Экономические взгляды ибн хальдун 1332 1406 доклад

Обновлено: 02.07.2024

В наш просвещенный и прогрессивный век, который бурно несется к новым научным достижениям (часто забывая о развитии культурных практик) имена предшественников такого подъема забываются или сознательно переписываются на более предпочтительные, с точки зрения сегодняшней конъюнктуры.

Принимая во внимание сохраняющийся до сих пор европоцентричный взгляд на развитие научной и общественной мысли, многих творческих деятелей Ближнего Востока мы не увидим среди отцов-основателей новых исследовательских дисциплин.

К таким людям, не обласканным достойным вниманием современных исследователей, можно отнести замечательного арабского мыслителя Абу Зейда Абд-ар-Рахмана биу-мухаммеда иль-Хадрами , известного как Ибн Хальдун .

С именем Ибн Хальдуна связана зарождение современной экономики и социологии. Он был талантливым историком и философом, логиком, поэтом и дипломатом.

Краткая биография Ибн Хальдуна

Ибн Хальдун родился в Тунисе в 1332 году. Под руководством отца он изучил Коран, право (фикх), грамматику и другие дисциплины.

Службу начал в родном Тунисе. Затем попал в Испанию, ко двору гранадского эмира. После этого он жил в Каире и занимал должность верховного кади (высший судебный пост в мусульманском государстве).

Ибн Хальдун участвовал в султанском посольстве к могучему полководцу Тамерлану , который вторгся на Ближний Восток, подчиняя один за одним правителей арабского мира.

Ибн Хальдун так сумел очаровать грозного Тамерлана, что последний его переназначил на должность верховного кади Каира.

Закон пяти фаз государства

1. Первая фаза – фаза победы.

Сопротивление врага сломлено. Правитель ( малик ) действует в связке с народом, с которым его соединяет кровная связь, в управлении страной, сборе налогов и охране внешних границ. Кровное родство характерно для начальной стадии развития государства и было определяющим для сельских районов родного для Ибн Хальдуна края.

2. Вторая фаза – правитель удаляется от своих соплеменников, нанимая воинов и управленческие кадры из числа пришлых элементов.

3. Третья фаза – фаза наибольшего могущества правителя. В стране устанавливается спокойная жизнь, увеличиваются доходы, сооружаются величественные храмы и дворцы, благодетельствуют поданные.

Модернизированное войско наводит страх на соседей и воодушевляет местное население.

4. Четвертая фаза – правитель подражает своим предкам в управлении страной. Постройки прекращаются, соблюдается мир с соседями. Наступает время довольства и спокойствия.

5. Пятая фаза – правитель транжирит накопленные предками богатства. В стране водворяется роскошь и вводится культ наслаждения и гедонизма. В помощники к правителю набираются дурные люди низкого происхождения, не разбирающиеся в делах управления государством. Знатные люди и сторонники предыдущих правителей не могут принять такой порядок и покидают страну. Войско перестает служить правителю из-за резкого снижения довольствия и расходов на их содержание. Династия стареет и гибнет.

Ибн Хальдун установил, что продолжительность жизни династий не превышает времени жизни трех поколений , то есть 120 лет , принимая срок жизни одного поколения, равный среднему возрасту достигшего предельной зрелости и роста человека, то есть сорок лет.

  • Первое поколение несет в себе признаки сельской жизни и славится смелостью, воинственностью и славой.
  • Второе поколение переходит от сельской жизни к городской. Появляется роскошь и изобилие у жителей. Между правителем и населением исчезает чувство родства, благодаря чему люди становятся покорными и послушными. Однако былые благородные качества, такие как честь и слава, не исчезают полностью, так как сохраняется преемственность с предыдущим поколением предков.
  • В третьем поколении лучшие качества подданных утрачиваются полостью. Они погружаются окончательно в роскошь, ездят на лощадях и украшают себя дорогими нарядами. Они становятся трусливей женщин и не могут за себя постоять. Правитель нанимает чужеземное войско, пока сам не будет свергнут или убит в результате заговора.

Закон спроса и предложения

Ибн Хальдун первым сформулировал закон экономического спроса и предложения на примере городских жителей.

Ибн Хальдун обратил внимание, что вместе с расширением города и увеличением числа его жителей цены на съестные припасы падают, а на предметы роскоши – увеличиваются .

Читайте также: