Экологическое воспитание в начальной школе доклад

Обновлено: 05.07.2024

В данной работе отмечена роль экологического воспитания в начальной школе, рассмотрены формы экологического воспитания младших школьников (экскурсии, экологические тропы, наблюдения на прогулке).

Оценить 1332 0

Экологическое воспитание в начальной школе.

Автор: Веригина Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Новопоселёновская средняя

Курского района Курской области

Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств такова актуальность данной работы.

В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте - это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование начал экологического культуры.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В основе построения занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:

формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Формирование непрерывного воспитательного процесса осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержание, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.

Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им и предусматривает не только передачу знаний, но и обязательное пробуждение чувств ребенка. В младшем школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые убудут способствовать формированию экологической культуры личности.

Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Внеурочная деятельность, которая направлена на достижения определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей.

Работа по экологическому воспитанию ведется и за пределами школьного учреждения. Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе.

Экскурсии и прогулки имеют большое значение в воспитании у школьников экологического сознания, в формировании экологической культуры. На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки. Детям эти экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей природе.

При проведении экскурсии уделяется внимание вопросу по охране природы. С растениями следует обращаться бережно, не ломать ветки деревьев и кустарников, не вырывать с корнями цветущие растения, не обрывать с них цветки. Обращается внимание на те растения, которые взяты под особую охрану.

Наиболее благоприятное время для проведения осенней экскурсии - конец сентября, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную видовую окраску и процесс листопада ярко выражен.

Экологическая тропинка начинается с центрального входа на территорию лесополосы.

- Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения.)

Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода- листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты.

- Послушайте тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение.

Раз вам хорошо, значит, и лес вам рад. Приходите в лес всегда, как к другу, берегите его. Видите, сколько радости он посылает вам!

Подарите свои улыбки друг другу. Скажите, в чем волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир - большое волшебное зеркало. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеете увидеть всю красоту окружающей природы и улыбнуться ей.

А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях. А чем пахнет осенью в лесу? (пахнет опавшими листьями, грибами.)

Лесной воздух отличается чистотой и содержит вещества, которые вырабатывает все растения. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.

- Вспомните, какое дыхание - через нос или через рот - полезнее и почему? Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших теплых носиках, прежде чем он попадет в легкие.

Остановка 1. В мастерской художницы Осени. Давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра. Попробуйте сосчитать, сколько цветков и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе - листья желтые, осине - красные.

- А почему листья опадают? (Дети высказывают свои предположения)

- Листопад деревьев – это защита от зимней засухи и стужи. За теплые месяцы только одна большая береза испаряет около 7 тонн воды. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, береза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь.

Вот мы с вами и идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья береза, позже - осина. (Дети переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.)

Остановка 2. Спортивная. (Проводится на ровной полянке или спортивной площадке)

- Одно из правил поведения в природе – вести себя тихо, чтобы не тревожить лесных обитателей, особенно птиц. Поэтому наша остановка не должна быть шумной.

Мы наблюдали с вами за красотой осенней природы, за ровными и стройными стволами березы. Прямые, белоствольные березы нам напоминают о правильной осанке. Посмотрите друг на друга. Правильно ли вы держите осанку?

Учащиеся под руководством учителя выполняют несколько упражнений на укрепление осанки. Дыхание произвольное.

- Если человек дружит с физкультурой, его мышцы превращаются в защитный каркас, который охраняет внутренние органы и позвоночник от деформаций. А своим мышцам помогает каждый сам.

Итак, спины выпрямили, голову держим гордо - высоко и красиво. Теперь походим - красивую походку надо тоже тренировать. Старайтесь следить за своей походкой и осанкой, если хотите быть красивыми и здоровыми.

Вот и закончилась наша экскурсия в осенний парк.

Посмотрите друг на друга. Может, вас немножко раскрасила художница Осень? Стали румянами ваши щеки, светящимися глаза. Почему? Потому что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив. И если вы хотите быть здоровыми и красивыми, как сейчас, откажитесь от просмотра ненужных вам кинофильмов и проведите это время на природе.

Видите, сколько секретов здоровья мы сегодня узнали. Помните о них.

На обратном пути учитель подходит к деревьям, спрашивает у детей, как они называются, и просит показать листья этого дерева. А чтобы продлить радость общения с осенней природой, он предлагает принести ее домой с маленьким букетом самых красивых листьев, и вы узнаете еще один секрет волшебной силы осени.

- Как вы думаете, отчего может рассердиться или опечалиться бабушка: когда вы ей нагрубите, когда придете домой с промокшими ногами или принесете ей домой букет ярких осенних листьев? У вас сегодня есть возможность проверить, как поднимается настроение, когда удается порадовать другого человека, особенно любимого и близкого. Это опять возвращает вам добро зеркало окружающего мира. Умейте в него правильно смотреться!

После экскурсии следует провести занятие, которое позволит сохранить детям эмоциональный настрой, полученный во время экскурсии, создать им единую картину осени, включающую в себя не только знания о сезонных изменениях в природе, но и звуках, красках и запахах осени.

На прогулках, на экологической тропинке детей учат фиксировать красивый пейзаж, одиноко стоящее деревце и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку.

Важное значение в экологическом воспитании детей придается проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.

Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.

Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами.

Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.

Процесс формирования экологических отношений у младших школьников будет эффективным если:

1. Формирование экологических отношений будет осуществляться не только на уроках природоведения, но и на других уроках.

2. Если будут проводиться интегрированные уроки экологического содержания.

3. Если внеклассная работа будет включать мероприятия экологического содержания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, – к формированию теории и практики экологического образования.

Дальнейшее исследование этой проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания – экологический.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

- углубить и расширить экологические знания;

- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные, развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.

Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:

- целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;

классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;

- наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;

- в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:

1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.

2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.

3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.

Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т.д.

Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Заключение и выводы

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса.

В ходе проведения работы нами были выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии экологические тропы, экологические субботники. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы, сформировать у учащихся экологическое мышление и привить экологическую культуру.

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

Формирование и становление экологического мировоззрения у учащихся должно происходить в младших классах. Иначе, на поверку дня, мы имеем полное экологическое бескультурье среди более старших учеников.

Наиболее популярными и доступными средствами экологического воспитания являются экскурсии и экологические тропы.

Важную роль в экологическом воспитании, по нашим наблюдениям, играют экологические субботники по очистке территории от бытового мусора. Они формируют у школьников бережное отношение к природе, к труду озеленителей.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

1.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа. 1999. №1. С.19-22.

3.Боровская Л.А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М.: Просвещение, 1991.

4.Горощенко В.П. Природа и люди. М.: Просвещение, 1986.

Государственные стандарты начального образования РК. Алматы, 1998.

5.Гришева Е.А. Задания экологического содержания. М.: Просвещение, 1993.

6.Павленко Е.С. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. 1998. №5.

7.Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. 1999. №5. С.45-51.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, воздействие человека на окружающую среду стала очень актуальной. Громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому экологическое воспитание стимулирует формирование нравственности младших школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчёркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности учащихся.

Ответственное отношение к окружающему миру формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения следующих задач:

1.Доказать воспитанникам, что в природе всё взаимосвязано.

2.Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи, т.е. не нарушать их, ибо нарушение связей влечёт за собой необратимые последствия для природы и человека.

3.Помочь научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Уже в первом классе дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранительную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути её расширения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При этом формируются понятия: экология, экологические цепочки, экологические проблемы, экологическая катастрофа.

В последующие годы обучения особое внимание воспитанников обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе. Рассматриваются связи между живой и неживой природой, между компонентами живой природы, между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений воспитанники изучают окружающий мир и в этом им помогают экологические связи. Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры младших школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание учащихся.

Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояния.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на занятиях, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности.

Воспитатель должен стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развивать творческое мышление, умение предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, формировать исследовательские навыки, умения, способности принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания, вовлекать ребят в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявлять редких и исчезающих видов, организация экологической тропы).

Увлекает воспитанников и такая работа как составление кроссвордов, участие в викторинах, сочинение сказок на экологическую тему, защита экологических плакатов.

Воспитанники, получая определённую систему знаний, усваивают нормы и правила нравственно – экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Эти нормы и правила формируются в определённых условиях. Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов. Второе непременное условие – нужно активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, охрана и подкормка птиц, уборка природных территорий, шефство над памятниками природы и тому подобное.

Нравственно – экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляется с учётом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно – экологической культуры.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Экологическими знаниями должны обладать все. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

Проблемы экологического воспитания следует решать на классных часах, экологических праздниках и конференциях, родительских собраниях, педагогических советах, на уроках и во внеурочное время.

Одной из эффективных форм экологического воспитания, является внеклассная работа, которая имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и осмыслить полученные на уроки знания, превратить их в стойкие убеждения, учесть разносторонние интересы, легко осуществить индивидуализацию обучению и применять дифференцированный поход.

Внеклассное мероприятие по экологии и охране окружающего мира. Может быть использовано для работы с учащимися, как начальной школы, так и среднего звена.

На уроках окружающего мира, учащиеся знакомятся с основными законами экологии, с целью понимания принципов сбалансированного существования природы и общества.

Особенный интерес у детей вызывает проведение экологических недель.

Экологические недели проводятся с целью формирования основ ценностного отношения ко всему живому, через привлечение к изучению и защите животного мира. Проведение тематических недель активизируют познавательный интерес учащихся к учебным предметам. Дают учащимся возможность применять полученные знания и умения во внеурочной деятельности, формируют желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды. Развивают коллективное творчество, толерантность в отношениях со сверстниками, расширяют общий кругозор учащихся, способствуют выработке первоначальных практических навыков гуманно - созидательного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Ну и, конечно, содействуют экологической грамотности учащихся.

Данные мероприятия помогают подчеркнуть значимость окружающей нас действительности, познакомив учащихся с проблемами экологии на современном этапе , обратить внимание школьников на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу .

Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий предметных экологических недель приводит к потребности дополнить и расширить знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацеливает на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.

С целью повышения качества биологической подготовки учащихся и поднятия значимости фенологических наблюдений во всех классах следует проводить сезонные и тематические натуралистические экскурсии в определенной последовательности, по сезонам года в соответствии с тематикой учебной программы и внеклассной работы. В данном направлении необходимо, чтобы практически все натуралистические экскурсии носили комплексный характер, с целью раскрытия осознанности у учащихся процессов в системе человек – природа – общество.

Очень увлекают детей походы в библиотеку, где они знакомятся с новинками по данной проблеме. Детям нужно предложить выставку книг, журналов, газет. И она обязательно привлечёт внимание юных читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира. Никто из детей не останется равнодушным.

В конце мероприятия детям можно вручить памятные эмблемы юных экологов, памятки.

Такие мероприятия помогут в непринужденной обстановке сформировать у учащихся систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях. Ф ормировать познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении, коммуникативные навыки при работе в группе, в парах, развивать творческие способности и применять экологические знания на практике, прививать экологическую культуру.

Ожидаемые конечные результаты .

1. Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.

2. Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности

4. Воспитание чувства ответственности за красоту и чистоту природы.

5. Формирование экологической культуры.

6. Расширение знаний детей о природе родного края.

7. Выработка ответственности за собственное благополучие и экологическое благополучие окружающей среды;

8. Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Аксаков С. Т. Рассказы о родной природе / С. Т. Аксаков; рис. Г. Никольского. – Детская литература, 1988. – 143 с.: ил. – (в пер.)

Платонов А. П. Неизвестный цветок: рассказы и сказки / Андрей Платонов; худож. В. Горячева; вступ. ст. А. Акимовой. – Москва: Детская литература, 2014. – 238 с.: ил. – (Школьная библиотека).

Пришвин Михаил Михайлович. Избранные сочинения / Михаил Пришвин; Паустовский К. Г. Избранные сочинения / К. Г. Паустовский; сост., вступ. ст., коммент. А. Н. Варламова. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2014. – 825 с. – (Библиотека школьника)

Абрамов Федор Александрович. О чем плачут лошади : рассказ // в кн.: Абрамов Ф. А. Дом: роман; Повести; Рассказы; Публицистика /Ф. А. Абрамов; сост. Л.В. Крутикова. – Москва, 1988. – 670 с.

Сент-Экзюпери А., де. Маленький принц: сказка / Антуан де Сент- Экзюпери; рис. Автора; пер. с фр. и послесл. Н. Галь. – Москва: Детская литература, 2008. – 119 c.: ил. – (Школьная библиотека. – (в пер.)

Скребицкий Г. А. Лесные переселенцы: рассказы о животных / Г. А. Скребицкий. – Москва: Издательство МГУ, 1990. – 224 с.: ил.

Читайте также: