Единство мировой культуры доклад
Обновлено: 05.07.2024
Культура едина, в ней слиты историческое и современное, традиционное и нетрадиционное. Знакомясь с шедеврами художественного творчества, мы черпаем из общего источника — культуры человечества. Выдающиеся творения античных мастеров, Рафаэля и Микеланджело, Данте и Шекспира, Бетховена и Чайковского составляют неотъемлемую часть сокровищницы мировой культуры, следовательно, являются достоянием всего человечества. Разбросанные по художественным музеям мира, звучащие в концертных залах различных стран, они способны объединить и сплотить людей, живущих во всех уголках Земли. А потому для истинных творений культуры не существует ни временных, ни государственных, ни религиозных границ.
Так, пьесы античных драматургов — Эсхила, Софокла и Эврипида, — созданные на заре человеческой юности и поведавшие о красоте характеров, силе чувств и стремлений, давно приобрели мировое и общечеловеческое значение, а поэтому и в наше время звучат актуально и не сходят с театральных сцен мира. Всемирному гению Пушкина был подвластен русский фольклор и песни западных славян, он передавал характерные черты немецкого средневековья, прекрасно знал традиции венгерских, испанских и молдавских цыган, в звучном, мелодичном стихе выразил грузинские мотивы и стихию украинской жизни.
Единство мировой культуры проявляется и в том, что её идеи универсальны. Понятия Красоты и Добра, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа. Их постижение через шедевры мировой художественной культуры помогает людям лучше познать самих себя, своё прошлое и настоящее, заглянуть в будущее, определить жизненные ориентиры и духовные ценности.
Без перевода и комментариев можно понять великую сущность материнства, вглядываясь в благородные лики мадонн на картинах художников итальянского Возрождения или на иконах древнерусских мастеров. Сколько в них жертвенной любви, нежности и благородства! Вдохновенная музыка немецкого композитора И.С. Баха, созданная ещё в XVII веке, понятна и близка людям на любом континенте, потому что в ней выражены сила и величие человеческого духа.
Ясперс выделяет 4 эпохи в культурной истории человечества:
- доисторическую, или прометеевскую;
- эпоху древних культур;
- научно-техническую или вторую прометеевскую эпоху.
Особая роль принадлежит осевой эпохе, это переломный момент в истории человечества: «эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день[220].
В это время, говорит Ясперс, происходило много необычайного. В Китае возникли все направления китайской философии, жили и мыслили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, были рассмотрены все возможности философского постижения действительности. В Иране возник зороастризм – учение о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя. В Греции это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Причем все это возникло почти одновременно и независимо друг от друга.
В человеческой истории Ясперс выделяет как бы два дыхания. Первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени, второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи и, быть может, приведет к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека. Но если первое включало несколько островков цивилизации, то второе охватывает человечество в целом.
Но ряд народов великих культур древности, существовавших до прорыва в осевое время и даже одновременно с ним, не были им затронуты. И наконец, последующие культуры либо включались в орбиту осевого времени, составив исторические народы, либо оставались в стороне от него – первобытные культуры.
Это – основной принцип типологии культур К.Ясперса. Но в этой же работе он говорит о различии культур Запада и Востока, а также об огромном значении произошедшего разделения культуры на массовую и элитарную. Рассмотрим его высказывания подробнее. Второе осевое время, считал Ясперс, может и должно привести к единству человеческой культуры. Но это проект и вектор человеческой истории, а не ситуация нашего времени. Современная культура хоть и едина в своих истоках, но далеко не однородна. Прежде всего, она существует в региональных вариантах – Запада и Востока.
Духовный облик Запада Ясперс характеризует рядом черт:
- Западу известна идея политической свободы, которую заложил уже греческий полис – как реальность свободы, так и ее идею. Китай и Индия не знают подобной политической свободы.
- Западный мир – динамичный. Подобно восточным культурам, он также создает образ всеобщего, однако это всеобщее не застывает в догматической жесткости непреложных институтов и представлений. Кастовая система Востока и его идея космического порядка ведут к стабильности, Запад же – беспредельно динамичен.
- Западная культура внутренне напряженна и диалогична. С одной стороны, как нигде в мире здесь сильна претензия на исключительную истинность вероисповеданий, основывающихся на Библии (в том числе и ислама как одной из авраамических религий). Вместе с тем это притязание удерживается в определенных границах как в результате расщепления на множество идущих от Библии религиозных учений и вероисповеданий, так и вследствие разделения на церковь и государство. Притязания одной силы, наталкиваясь на такие же притязания другой, приводили не только к фанатизму, но и к выработке принципов и практики компромисса. Отсюда и духовная энергия Запада, его решительность, склонность к постоянному движению, его многообразие путей духовных поисков и самобытных индивидуальностей в таком разнообразии характеров – от иудейских пророков до просветителей и ученых второй прометеевской эпохи. Запад создал не один господствующий тип человека, а многие противоположные друг другу типы.
- Наконец, специфическим явлением в жизни Запада, считает Ясперс, являются индивидуальная любовь и сила безграничного самопогружения.
Первый тип – гармонический человек – воспринимает мир как упорядоченный космос. Ему чужды идеи переустройства мира и прогресса. Этот тип воплотился в культуре античной Греции и Древнего Китая.
Второй тип – героический или прометеевский – напротив, видит в мире хаос, который он должен упорядочить. Он стремится к переустройству мира, хочет властвовать над ним. Этот тип создал культуру Древнего Рима, позже стал господствовать в западной культуре.
Третий тип – аскетический – пассивен, он относится к миру как к иллюзорному, поэтому считает невозможным и бессмысленным пытаться улучшить его. Он стремится к духовному самосовершенствованию. Но этой основе возникли древнеиндийская и буддийская культура.
Четвертый тип – мессианский или иоанновский человек – видит несовершенство мира, но считает возможным и необходимым внести в него порядок, но это божественный порядок, а не установленный самим человеком. Иоанновский – поскольку должен следовать идеалам, данным в Евангелии от Иоанна. Именно такой тип заложен в основании русской культуры.
Ясперс выделяет 4 эпохи в культурной истории человечества:
- доисторическую, или прометеевскую;
- эпоху древних культур;
- научно-техническую или вторую прометеевскую эпоху.
Особая роль принадлежит осевой эпохе, это переломный момент в истории человечества: «эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день[220].
В это время, говорит Ясперс, происходило много необычайного. В Китае возникли все направления китайской философии, жили и мыслили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Чжуан-цзы. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, были рассмотрены все возможности философского постижения действительности. В Иране возник зороастризм – учение о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя. В Греции это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Причем все это возникло почти одновременно и независимо друг от друга.
В человеческой истории Ясперс выделяет как бы два дыхания. Первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени, второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи и, быть может, приведет к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека. Но если первое включало несколько островков цивилизации, то второе охватывает человечество в целом.
Но ряд народов великих культур древности, существовавших до прорыва в осевое время и даже одновременно с ним, не были им затронуты. И наконец, последующие культуры либо включались в орбиту осевого времени, составив исторические народы, либо оставались в стороне от него – первобытные культуры.
Это – основной принцип типологии культур К.Ясперса. Но в этой же работе он говорит о различии культур Запада и Востока, а также об огромном значении произошедшего разделения культуры на массовую и элитарную. Рассмотрим его высказывания подробнее. Второе осевое время, считал Ясперс, может и должно привести к единству человеческой культуры. Но это проект и вектор человеческой истории, а не ситуация нашего времени. Современная культура хоть и едина в своих истоках, но далеко не однородна. Прежде всего, она существует в региональных вариантах – Запада и Востока.
Духовный облик Запада Ясперс характеризует рядом черт:
- Западу известна идея политической свободы, которую заложил уже греческий полис – как реальность свободы, так и ее идею. Китай и Индия не знают подобной политической свободы.
- Западный мир – динамичный. Подобно восточным культурам, он также создает образ всеобщего, однако это всеобщее не застывает в догматической жесткости непреложных институтов и представлений. Кастовая система Востока и его идея космического порядка ведут к стабильности, Запад же – беспредельно динамичен.
- Западная культура внутренне напряженна и диалогична. С одной стороны, как нигде в мире здесь сильна претензия на исключительную истинность вероисповеданий, основывающихся на Библии (в том числе и ислама как одной из авраамических религий). Вместе с тем это притязание удерживается в определенных границах как в результате расщепления на множество идущих от Библии религиозных учений и вероисповеданий, так и вследствие разделения на церковь и государство. Притязания одной силы, наталкиваясь на такие же притязания другой, приводили не только к фанатизму, но и к выработке принципов и практики компромисса. Отсюда и духовная энергия Запада, его решительность, склонность к постоянному движению, его многообразие путей духовных поисков и самобытных индивидуальностей в таком разнообразии характеров – от иудейских пророков до просветителей и ученых второй прометеевской эпохи. Запад создал не один господствующий тип человека, а многие противоположные друг другу типы.
- Наконец, специфическим явлением в жизни Запада, считает Ясперс, являются индивидуальная любовь и сила безграничного самопогружения.
Первый тип – гармонический человек – воспринимает мир как упорядоченный космос. Ему чужды идеи переустройства мира и прогресса. Этот тип воплотился в культуре античной Греции и Древнего Китая.
Второй тип – героический или прометеевский – напротив, видит в мире хаос, который он должен упорядочить. Он стремится к переустройству мира, хочет властвовать над ним. Этот тип создал культуру Древнего Рима, позже стал господствовать в западной культуре.
Третий тип – аскетический – пассивен, он относится к миру как к иллюзорному, поэтому считает невозможным и бессмысленным пытаться улучшить его. Он стремится к духовному самосовершенствованию. Но этой основе возникли древнеиндийская и буддийская культура.
Четвертый тип – мессианский или иоанновский человек – видит несовершенство мира, но считает возможным и необходимым внести в него порядок, но это божественный порядок, а не установленный самим человеком. Иоанновский – поскольку должен следовать идеалам, данным в Евангелии от Иоанна. Именно такой тип заложен в основании русской культуры.
Проверка домашнего задания:
Что такое символ? Какие виды символов вы знаете? Назвать традиционные символы разных стран. Указать страну по ее символу: Пирамиды -…, Статуя свободы -…, Кремль -… Назвать поэтические символы стран. Япония - … Россия - … Как называется прием, который используют поэты в стихотворениях?
Культура едина, в ней слиты историческое и современное, традиционное и нетрадиционное. Выдающиеся творения античных мастеров, Рафаэля и Микеланджело, Данте и Шекспира, Бетховена и Чайковского - неотъемлемая часть сокровищницы мировой культуры.
Сокровищница мировой культуры
Античные мастера
Данте
Бетховен
Шекспир
Рафаэль
Микеланджело
Чайковский
Пьесы античных драматургов - Эсхила, Софокла и Эврипида, созданные на заре человеческой юности, в наше время не сходят с театральных сцен мира. Всемирному гению Пушкина был подвластен русский фольклор и песни западных славян.
Эсхи́л (525-456 до н.э.)
Софокл (496-406 до н.э.)
Еврипид (480-406 до н.э.)
Понятия Красоты и Добра, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа. Их постижение через шедевры мировой художественной культуры помогает людям лучше познать самих себя.
Икебана
Вдохновенная музыка немецкого композитора И.С.Баха (XVII век), понятна и близка людям на любом континенте, потому что в ней выражены сила и величие человеческого духа.
Иога́нн Себастья́н Бах (1685-1750)
Язык искусства универсален, понятен людям разных регионов мира. Он восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле.
Мировое Древо как отражение единства мира
Макрокосм - устройство Вселенной, Микрокосм - место человека в общей картине мироздания.
Одним из ключевых образов искусства выступает Мировое Древо. Этот образ нашёл отражение в устном творчестве разных народов, в памятниках архитектуры и изобразительного искусства. Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки и Востока, Африки и Австралии.
С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трёх природных стихий: земли, воды, огня.
В древности Основу мироздания составляли Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону).
Подземное царство (змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы и т. д)
Земля (жизнь копытных)
Небесное царство (жизнь птиц)
В шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа живёт птица Анзуд, посередине - дева Лилий, в корнях - змея.
Анзуд
Дева Лилий
Змея
Интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа. На памятном камне древних германцев, символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего - Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.
Мировое Древо Германцев
Они связывали представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, совершали жертвоприношения, приписы-вали ему целебные свойства.
Свои представления о мироустройстве существовали и у славянских народов.
СЛАВЯНСКОЕ ДРЕВО Корнями гнездится глубоко, Вершиной восходит высоко, Зелёные ветви уводит в лазурно-широкую даль. Корнями гнездится глубоко в земле, Вершиной восходит к высокой скале, Зелёные ветви уводит широко в безмерную синюю даль. Корнями гнездится глубоко в земле и в бессмертном подземном огне, Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине, Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль. Константин Бальмонт (1867-1942)
Мировое Древо растёт вглубь, ввысь и вширь. Его силы повсеместно проникают во все три измерения. Но в его власти оказывается и четвёртое измерение - Человек, его эмоциональный и духовный мир
Мировое Древо нанайцев
Мировое Древо сибирских народов
С Мировым Древом связана идея бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и тёмных сил. Славянское древо — источник красоты, добра и чуда — хранит тайну бытия.
Свежительны бури, рожденье в них чуда, Колодец, криница, ковёр-самолёт. И вечно нам, вечно, как сон изумруда, Славянское Древо цветёт.
Закрепление материала. Как легенда о Вавилонской башне ассоциируется с разобщенностью людей? В чем единство и многообразие мировой культуры? Расскажите о Мировом древе (о пространстве Вселенной). Как представляли его в древности народы? Что оно воплощает? Назвать основные части Мирового древа. Какое дерево представлено у славянских народов? С чем оно ассоциируется?
Слайды и текст этой презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс
Составила учитель русского языка и литературы
Ефимова Нина Васильевна
Проверка домашнего задания:
Что такое символ?
Какие виды символов вы знаете?
Назвать традиционные символы разных стран.
Указать страну по ее символу:
Пирамиды -…,
Статуя свободы -…,
Кремль -…
Назвать поэтические символы стран.
Япония - …
Россия - …
Как называется прием, который используют поэты в стихотворениях?
Существовавшее единство распалось, сложилась пестрая картина в обычаях, языках и культурах народов. Каждый народ приспосабливался, обживался на необустроенных землях, создавал свой самобытный язык, культуру, развивал национальные традиции
Поучительный смысл библейской легенды о Вавилонской башне.
Мир культуры богат палитрой ярких красок, многоголосием звуков. Эти звуки сливаются в единую симфонию, в которой важен каждый аккорд.
Человечество - смешанный лес,
так что нечего хвою топорщить ,
или листья презрительно морщить-
все равны под покровом небес.
Пререканья и разноголосье
не смолкает ещё до сих пор.
Получается всё-таки хор.
Мы шумим, но как в поле колосья.
Культура едина, в ней слиты историческое и современное, традиционное и нетрадиционное. Выдающиеся творения античных мастеров, Рафаэля и Микеланджело, Данте и Шекспира, Бетховена и Чайковского - неотъемлемая часть сокровищницы мировой культуры.
Сокровищница мировой культуры
Пьесы античных драматургов - Эсхила, Софокла и Эврипида, созданные на заре человеческой юности, в наше время не сходят с театральных сцен мира.
Всемирному гению Пушкина был подвластен русский фольклор и песни западных славян.
Эсхи́л
(525-456 до н.э.)
Софокл
(496-406 до н.э.)
Человек приходит в этот мир, чтобы всё познать, пережить, испытать, почувствовать и выразить
в словах, звуках, жестах и красках.
Понятия Красоты и Добра, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа. Их постижение через шедевры мировой художественной культуры помогает людям лучше познать самих себя.
Без перевода можно понять сущность материнства, вглядываясь в благородные лики мадонн на картинах художников итальянского Возрождения или
на иконах древнерусских мастеров.
Донская икона
Божией Матери.
XIV век.
Рафаэль Санти
Сикстинская Мадонна
1512-1513гг.
Вдохновенная музыка немецкого композитора И.С.Баха (XVII век), понятна и близка людям на любом континенте, потому что в ней выражены сила и величие человеческого духа.
Иога́нн Себастья́н Бах
(1685-1750)
Язык искусства универсален, понятен людям разных регионов мира. Он восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле.
Мировое Древо
как отражение единства мира
Макрокосм - устройство Вселенной,
Микрокосм - место человека в общей картине мироздания.
Одним из ключевых образов искусства выступает Мировое Древо. Этот образ нашёл отражение в устном творчестве разных народов, в памятниках архитектуры и изобразительного искусства.
Образ Мирового Древа роднит мифологические представления народов Европы, Древней Америки и Востока, Африки и Австралии.
С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трёх природных стихий: земли, воды, огня.
В древности Основу мироздания составляли Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону).
Подземное царство
(змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы и т. д)
Небесное царство
(жизнь птиц)
В шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа
живёт птица Анзуд,
посередине - дева Лилий,
в корнях - змея.
Интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа.
На памятном камне древних германцев, символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего - Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.
Мировое Древо Германцев
Они связывали представления о Мировом Древе с дубом.
Около него наши предки вершили праведный суд, совершали жертвоприношения, приписы-вали ему целебные свойства.
Свои представления о мироустройстве
существовали и у славянских народов.
СЛАВЯНСКОЕ ДРЕВО
Корнями гнездится глубоко,
Вершиной восходит высоко,
Зелёные ветви уводит в лазурно-широкую даль.
Корнями гнездится глубоко в земле,
Вершиной восходит к высокой скале,
Зелёные ветви уводит широко в безмерную синюю даль.
Корнями гнездится глубоко в земле и в бессмертном подземном огне,
Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине,
Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.
Константин Бальмонт (1867-1942)
Мировое Древо растёт вглубь, ввысь и вширь. Его силы повсеместно проникают во все три измерения. Но в его власти оказывается и четвёртое измерение - Человек, его эмоциональный и духовный мир
Мировое Древо нанайцев
Мировое Древо сибирских народов
С Мировым Древом связана идея бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и тёмных сил. Славянское древо — источник красоты, добра и чуда — хранит тайну бытия.
Свежительны бури, рожденье в них чуда,
Колодец, криница, ковёр-самолёт.
И вечно нам, вечно, как сон изумруда,
Славянское Древо цветёт.
Закрепление материала.
Как легенда о Вавилонской башне ассоциируется с разобщенностью людей?
В чем единство и многообразие мировой культуры?
Расскажите о Мировом древе (о пространстве Вселенной).
Как представляли его в древности народы? Что оно воплощает?
Назвать основные части Мирового древа.
Какое дерево представлено у славянских народов? С чем оно ассоциируется?
Читайте также: