Духовно нравственное направление внеурочной деятельности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Итак, мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию и их ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях и определяющих их поведение, поступки. Таким образом, основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные ценности.

В настоящее время, когда нарушено духовное единство общества, размыты жизненные ориентиры, деформированы традиционные моральные нормы и нравственные установки, образованию отводится ключевая роль в духовно- нравственном объединении российского общества, его сплочении, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. (КОНЦЕПЦИЯ)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (разработанная коллективом авторов, включающим А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова и В.А. Тишкова) отмечает, что ценности личности формируются на основе внешнего воздействия, в т.ч. воздействия коллектива. Также в Концепции замечено, что общешкольный и классный коллективы являются основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. [9]

Нравственному развитию младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Им присуща большая внушаемость, подражание.

Совместная учебная деятельность постепенно сплачивает учащихся в детские коллективы, отличительным признаком которых является учебная целеустремленность.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет современные требования к личности младшего школьника, которые являются критериями развитости коммуникативных способностей младших школьников. К личным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование уважительного отношения к иному мнению; умение использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения избегать конфликтов. Всё это способствует формированию личности, способной работать в коллективе. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия. (фгос )

В свете новых образовательных стандартов, одним из ведущих показательней уровня достижений учащихся является владение коммуникативной компетентностью, умение добывать и пользоваться полученной информацией.

Реализация требований осуществляется как в урочной, так и внеурочной деятельности. Причём, во внеурочной деятельности, когда нет строгих временных рамок, в более неформальной обстановке, личность младшего школьника раскрывается ярче.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Основными целями внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО являются следующие:

1) содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников;

2) содействие становлению и проявлению индивидуальности младших школьников;

3) содействие накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. [5] Внеурочная деятельность реализуется образовательной организацией по ключевым векторам развития личности ученика: общее интеллектуальное; общее культурное; духовно-нравственное; социальное; спортивно-оздоровительное.

Целью духовно-нравственного направления является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.духовно – нравственное воспитание должно осуществляться по следующим направлениям:

1. Воспитание патриотизма и гражданственности.

2. Воспитание морального сознания и нравственных убеждений

3. Воспитание трудолюбия.

4. Формирование экологической культуры.

5. Формирование семейных ценностей.

6. Эстетическое воспитание.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Если для достижения цели в физическом, эстетическом воспитании достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в духовно-нравственном воспитании все намного сложнее. Многие педагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют его поступки. Действия и поступки человека всегда основываются на тех или иных мотивах. В педагогическом процессе можно выделить два аспекта в проблеме мотивов. Первый аспект касается мотивационной деятельности педагога по программированию действий ученика. По мнению психологов перед воспитателем всегда стоит один и тот же вопрос: что надо сказать или сделать, чтобы ребенок реагировал или поступал так, как мы хотим. Но такая форма управления поведением недостаточна, надо, чтобы ученик самостоятельно искал истину, проявлял инициативу, учитывал в своих действиях специфику ситуации, проявлял интерес, любознательность. Управлять направленными действиями ученика возможно, вызывая и управляя его соответствующими мотивами. Второй аспект, мотивации касается непосредственно самого ученика [59].

Стержнем воспитания, определяющим духовно-нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Главный фактор воспитания − активность самого ребенка, его участие в реальных делах. Если мы говорим о нравственности, то это − нравственные поступки, и через них мы приобщаем ребенка к ценностям. Согласно этой теории, ребенок должен практически почувствовать, как приятно делать добро. Чтобы школьник почувствовал, что он делает добро, это не столько жертва, сколько удовольствие. Это приятно потому, что ты выполнил моральный долг. Приятно потому, что другому хорошо. Приятно потому, что ты почувствовал себя полноценным человеком [19]. Таким образом, в процессе духовно-нравственного воспитания младшего школьника формируется следующая система ценностей: индивидуально-личностные, семейные,национальные, общечеловеческие.

По мнению Степанова, для приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни оптимальна форма этической беседы. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества реальности происходит в активном обсуждении, дебатах. Далее школьники получают опыт самостоятельного социального действия. Григорьев, Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС Просвещение, 2013 г

Необходимо определить результативность и эффекты внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность взаимосвязана с программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программой коррекционной работы, хотя через планируемые результаты она связана практически со всеми разделами основной образовательной программы начального общего образования. Остановимся особо на понимании результатов и эффектов воспитательной деятельности. Результат – это то, что станет непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Непонимание различий между результатами и эффектами приводит к тому, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности

Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного образования. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008. – 192 с Проект для учащегося — это деятельность, которая позволяет учащемуся проявить себя, приложить свои знания и умения, показать публично достигнутый результат. Метод проектов включает следующие этапы:

– выбор темы проекта;

– постановка целей и задач;

– планирование проектной деятельности;

– реализация проекта;
– оценка и самооценка проекта;

В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:

– по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, игровые, творческие;

– по количеству учащихся: индивидуальные, парные, коллективные;

– по месту проведения: урочные, внеурочные; – по продолжительности: краткосрочные (1–3 урока), средней продолжительности (1–2 месяца), долгосрочные (до одного года);
– по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (затрагивающие 2–3 предмета), свободные (выходят за рамки школьного обучения).

В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. В этом возрасте дети с особенным доверием относятся к взрослым. Работая над нравственным воспитанием детей нужно учитывать их возрастные, психологические особенности. Эффективными видами работ по формированию основ духовной ориентации и нравственного поведения являются беседы на этические темы, чтение сказок, рассказов и их обсуждение, использование метода незаконченных рассказов, игры, проектная деятельность, проводятся классные часы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

В образовательной практике потенциал внеурочной деятельности для достижения необходимых результатов педагоги используют давно. О сущности внеурочной деятельности учащихся, о ее значительном воспитательном потенциале высказывались Я.А. Коменский, С.Т. Шацкий. Внеурочную деятельность как фактор воспитания личности исследовали А.В. Мудрик, Щуркова

Выводы по первой главе

Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности. В главе мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию и их ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях, определяющих их поведение, поступки. Основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные ценности. В главе дается анализ своеобразия духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, показывается, что своеобразие во многом предопределяется возрастными особенностями младших школьников и социальной ситуацией развития младшего школьного возраста, предоставляющими большие возможности для формирования нравственных ценностей у личности. В главе дается характеристика внеурочной деятельности, рассматриваются ее возможности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье освещается вопрос о духовно – нравственном воспитании школьников через внеурочную деятельность. Названы основные формы и методы работы по данному направлению, показана важность и необходимость внеурочной деятельности в свете реализации ФГОС ООО.

Основной целью современного образования, как подчёркивается в ФГОС ООО, является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Поэтому процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно- нравственных и других ценностей.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИE УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье освещается вопрос о духовно – нравственном воспитании школьников через внеурочную деятельность. Названы основные формы и методы работы по данному направлению, показана важность и необходимость внеурочной деятельности в свете реализации ФГОС ООО.

Основной целью современного образования, как подчёркивается в ФГОС ООО, является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Поэтому процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно- нравственных и других ценностей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Она опирается на традиционные национальные ценности.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; [1]

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. Поэтому внеурочная деятельность играет в процессе духовно-нравственного воспитания важную роль.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. [2]

Формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений является важнейшей составной частью воспитательного и образовательного процесса в современной российской школе и имеет огромное значение в социально- гражданском и духовном развитии личности обучающихся.

И.Ф.Харламов выделяет несколько психолого-педагогических компонентов духовно-нравственного воспитания:

1) потребностно-мотивационный. Его формирование осуществляется путём создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её ролью в развитии мировой цивилизации.

2) когнитивно-интеллектуальный. Он включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности, осознание учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

3) эмоционально-чувственный. Он состоит из формирования патриотических взглядов и убеждений.

4) поведенческий и волевой компоненты. Они предполагают формирование у учащихся способности к волевым проявлениям. Основным средством для решения этой задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.[4]

К числу организационно-педагогических условий нормального и устойчивого функционирования системы духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования в общеобразовательной школе относятся:

- концептуализация духовно-нравственного воспитания как базового ядра процесса воспитания;

- анализ и структурирование гуманистических ценностей образования, заключенных в его содержании;

- определение критериальных подходов к отбору ценностных ориентаций подростков;

- определение факторов, способствующих превращению гуманистических ценностей образования в объект духовных потребностей личности;

- развитие гуманистических сторон личности педагога, его гуманистических ценностных ориентаций;

- проективность, научная обоснованность, инновационность воспитательных технологий, их диалогичность, открытость, опора на творческие возможности педагогов и учащихся;

- переход от управления внедрением к управлению функционированием системы духовно-нравственного воспитания в школе на основе ценностного содержания знаний.

В процессе изучения истории Отечества и обществознания осуществляется работа по следующим направлениям духовно- нравственного воспитания: 1) изучение истории малой Родины; 2) изучение ратной истории России, истории вооружённых сил, боевых традиций армии и флота; 3) изучение государственной и военной символики; 4) роль личности в истории; 5) проведение Дней воинской славы России.[7]

При этом нельзя забывать о следующем:

- необходимо раскрытие личностного смысла материала для ребёнка. Он не может быть навязан извне, но вырабатывается ребёнком самостоятельно. Учитель может создать условия и возможности выработки учеником такого смысла.[8]

- опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о мире и системе знаний с целью развития эрудиции школьников.[9]

- использование различных методов и форм организации деятельности и их чередование.[10]

- создание проблемных ситуаций с целью активизации творческих способностей учащихся, развития логического мышления.

В 2011-2012 учебном году наша школа работала над проблемой духовно- нравственного воспитания. При этом особое внимание уделялось формированию гражданственности личности и гражданского патриотизма.

Во внеурочной деятельности одним из основных направлений работы можно считать участие в мероприятиях краеведческой направленности разного уровня ( школьных, городских и областных).

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. Духовно- нравственное воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её силы и мощи. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.

[1] – Титова Е.Г. Духовно-нравственное воспитание в условиях современного образования. – www/ nsportal/ru

[2] – Петракова Т. И. Психолого-педагогические условия эффективности использования гуманистических ценностей образования. – www/nsportal/ru

[3] – Патриотическое воспитание.- Волгоград, 2006, с.11-12.

[5] – Зубков Ю. И. Многофакторная история. – Курск, 2012, с.81.

[7] – Патриотическое воспитание.- Волгоград, 2006, с. 24.

[8] – Поташник М. М. Требования к современному уроку. – М., 2011, с. 60

[11] – Зубков Ю. И. Многофакторная история. – Курск, 2012, с. 126

[12] – Патриотическое воспитание. С.26

Зубков Ю. И. Многофакторная история. – Курск, 2012.

Патриотическое воспитание.- Волгоград, 2006.

Петракова Т. И. Психолого-педагогические условия эффективности использования гуманистических ценностей образования. – www/nsportal/ru.

Поташник М. М. Требования к современному уроку. – М., 2011

Титова Е.Г. Духовно – нравственное воспитание в условиях современного образования. – www/nsportal/ru.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество заинтересовано в воспитании личности, развитой нравственно и духовно. Основную работу по формированию такой личности общество возложило на учебные заведения, например, школу, где индивид осваивает жизненные ценности как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В новом стандарте общего образования второго поколения особое внимание стало придаваться духовно-нравственному воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности.

В этом направлении целью нашего исследования являлась изучение и эмпирическое выявление методических особенностей духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Оно осуществляется в различных формах, особенными методами и средствами. Их характерная черта – одновременное вовлечение в воспитательный процесс всех способностей ума, чувств, воли. Духовно-нравственное воспитание должно закладывать основу, фундамент развития личности, создавать живое духовно-культурное пространство, в которое включается душа ребенка, а не просто быть содействием усвоению некоторых сведений нравственного характера и упражнениями в нравственном поведении.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Стандарт предполагает следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительная; общекультурная; духовно-нравственная; социальная; общеинтеллектуальная.

Данную направленность необходимо отразить в содержании основной образовательной программы общего образования и учитывать педагогическому составу, в целом, и педагогу в отдельности при разработке программ внеурочной деятельности. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом для формирования личности обучающегося, особенно способствует его духовно-нравственному воспитанию.

При организации внеурочной деятельности школьников по духовно-нравственному воспитанию необходимо понимать, что результат, в конечном счете, должен быть направлен на развитие определенных личностных качеств обучающихся, прежде всего нравственных, и формирование у него системы общепринятых жизненных ценностей. Формы и содержание внеурочной деятельности должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов трех уровней:

первый уровень результатов-приобретение обучающимися социального знания (об общественных нормах,устройстве общества,о социально-одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);

второй уровень результатов-получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( например,Отечество,знания,мир,человек,семья и т.д );

третий уровень результатов-усвоение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - последствие того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ученика; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся; накопить опыт творческой деятельности.

Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через: игровую деятельность; познавательную деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательную деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовую (производственную) деятельность; спортивно-оздоровительную деятельность; туристко-краеведческую деятельность.

Для организации духовно-нравственного воспитания во внеурочной работе используются словесные, наглядные и практические группы методов.

Эмпирическое исследование духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности было реализовано на базе лицея г. Пучежа Ивановской области. В исследовании приняли участие 15 человек 2А класса. Исследование проводилось в три этапа.

1 этап - констатирующий. Целью данного этапа является исследование сформированности духовно-нравственного воспитания и выявление проблемы.

2 этап - формирующий. Цель данного этапа - разработка и реализация комплекса занятий для формирования духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности.

3 этап - контрольный. Цель этого этапа - сравнительный анализ результатов проделанной работы.

Методы, которые использовали в исследовании: анкетирование, сравнительный метод, опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников. Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем. Анкетирование показало, что всего лишь 2 ребенка имеют высокий уровень сформированности нравственного представления (9%), 5 человек имеют средний уровень (21%), и 5 детей из класса имеют низкий уровень нравственного представления(70%).Эти дети представляют собой группу педагогического риска. Для решения данной проблемы, считаем необходимым организацию внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию.

Для решения данной проблемы нами был разработан цикл внеурочных занятий, направленный на духовно-нравственное развитие младших школьников.



1 слайд
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

На основе этого в лицее была разработана программа внеурочной деятельности и поставлены задачи её реализации, определены основные направления, исходя из которых, строится внеурочная деятельность. С задачами программы вы можете ознакомиться на слайде. В классе реализуется 5 направлений внеурочной деятельности.

Среднее количество часов, отводимое на внеурочную деятельность 8.6.

Финансирование часов осуществляется в пределах бюджетного финансирования (региональный бюджет и бюджет города

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях.

Среди модулей огромное значение имеет модуль "Духовно-нравственного развития, который тесно связан с реализуемым проектом "Лицейская символика - гордость лицеиста".

В духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в лицее проводится с детьми немало различных мероприятий: недели эстетики, классные часы "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть", беседы на этические темы, коллективное чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев.

Изучение традиций русской народной культуры я реализую в форме творческой мастерской. Дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и своё место в мире, с традициями языковой культуры. Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива.

В рамках кружка проводились викторины, заочные путешествия, где дети активно проявляли свои способности.

Результат участия: 7 первых мест

В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования и моделирования. В настоящее время в арсенале внеурочных средств прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование , главным компонентом которого является целеустремлённое взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.

Для продуктивного планирования и проведения учебных занятий в лицее созданы условия:

-каждый кабинет оснащён компьютерами, что позволяет и детям и учителю пользоваться современными средствами поиска информации;

Внеурочная деятельность проводится с целью мотивации школьников достижения трёх уровней результативности:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение всех уровней свидетельствует об эффективности работы по реализации модели, исходя из этого большое внимание уделяется оценке эффективности реализации программы.

Основной формой учёта внеурочной деятельности является портфолио учащегося

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность внеурочной деятельности, системный, содержательный и организационный характер.

Показатели достижения целей Программы, критерии оценки эффективности деятельности определяются следующим образом:

Читайте также: