Культура и религия как интеграционный фактор в восточной азии доклад

Обновлено: 17.05.2024

Народы Юго-Восточного региона сумели сохранить в современном мире свою древнюю культуру, верования и обычаи. Являясь традиционным обществом, эти народы сохранили многие черты мировоззрения и образа жизни, бытовавшие много веков назад.

Конечно, на современном этапе нельзя было обойтись без изменений и модернизации определенных принципов жизни, но в основе своей цивилизационный фундамент сохранен. Регион является достаточно многообразным с точки зрения сложного религиозного состава населения. Это многообразие строится на компактном проживании населения разных конфессий. В Бирме, Таиланде, Камбодже и Лаосе большинство населения исповедуют буддизм, а в Индонезии, Малайзии и Брунее — ислам, на Филиппинах — абсолютное преобладание католиков (85%), довольно много их на юге Вьетнама. Примечательно, что в ряде стран Индокитая распространено конфуцианство, среди этнических китайцев (хуацяо), расселившихся по всей Юго-Восточной Азии в XX столетии. Хуацяо (китайская диаспора) насчитывают более 20 миллионов человек, и они играют важную роль в процессах экономического и политического характера.

Юго-Восточная Азия не стала регионом, в котором удалось избежать конфликтов на межрелигиозной основе.

Но благодаря государственной политике и особым чертам цивилизационной основы в большинстве стран региона межрелигиозные конфликты не приняли форм открытых вооруженных выступлений. Это касается, прежде всего, Индокитая, буддийской зоны вероисповедания. В конституциях всех стран региона отмечено, что запрещаются любые акции, ведущие к межрелигиозной розни или расколу нации на религиозной почве. Преобладающей чертой социума в Индокитае являются веками воспитывавшееся буддизмом терпеливое смирение, покорность, готовность к страданиям. Следуя буддийскому принципу веротерпимости и отсутствия претензий на исключительность, буддийская община всегда проявляла желание сотрудничества с другими церквями. Представители буддизма, собравшиеся в Камбодже на третий международный съезд буддистов в 2002 году, в который раз подтвердили свою приверженность к принципу ненасилия и веротерпимости, проявили готовность поддерживать связи с другими религиозными институтами. Нетрадиционные конфессии не могли создать сколько- нибудь серьезной конкуренции буддизму. Их влияние на общественное сознание невелико. Нетрадиционные церкви в буддийском Индокитае базируются и группируются на основе какой-либо этнической группы. Этим объясняется их устойчивое и стабильное развитие. Л. Морев утверждает, что буддистов в Лаосе — 85 процентов и, в основном, это этнические лао и родственные им национальности, а анимисты — хмон- ги, яо и др. Христиане представлены всеми этническими группами страны, но все-таки преобладают хмонги и кхму. Религиозный вопрос переплетается с национальными проблемами и носит характер этнорелигиозного. Аналогичная ситуация прослеживается и в других странах Индокитая.

Церковь по-прежнему играет важную роль в обеспечении единства всех верующих, независимо от национальности. Отсюда идет тесное сотрудничество государственной власти с буддийскими институтами. Это сотрудничество характерно для всех стран Индокитая. Государственная власть всегда использовала буддизм для укрепления своей власти, а многие религиозные постулаты — для достижения определенных политических целей.

В странах Индокитая буддизм использовали для реализации идей социализма в 50-е и 70-е годы. Буддизм был достаточно удобен для воспитания коллективизма и патриотизма, а также умеренности в условиях некапиталистической ориентации. Марксизм приспосабливали к основным канонам буддизма, несмотря на их принципиальные различия.

Довольно быстрое экономическое развитие, либерализация экономики, становление прагматических начал в рыночных отношениях потребовали нового взаимоотношения буддизма и общества. Многие прежние религиозные трактовки утратили свое значение. Значительное количество людей уже меньше верит религиозным догмам буддизма, увеличивается число тех, кто верит просто по традиции. Но говорить о кризисе религии и буддизма в странах Индокитая явно преждевременно. Религия и буддизм по-прежнему играют главную роль в идеологии обеспечения общенационального единства, в сохранении культуры и традиций народов региона. Для обычных граждан стран Индокитая буддизм — это философия жизни, это своеобразное мировоззрение, на основе которых строились общечеловеческие принципы морали и поведения человека в обществе. Буддизм является тем фундаментом, на котором развивались общественные отношения, сохранялись традиционные черты цивилизации, существовавшей не одно столетие. Традиции буддийской цивилизации наложили свой отпечаток на экономические и социальные преобразования в странах Индокитая. Поэтому процессы либерализации экономики и перехода к рынку имели массу специфических черт. Это серьезно отличает буддийские страны от американской или западноевропейской модели развития.

В регионе Юго-Восточной Азии Индонезия и Малайзия откосятся к сфере влияния ислама. Индонезия является крупнейшей в мире мусульманской страной, 90% населения которой исповедует ислам, а их единоверцы составляют большинство в Малайзии и Брунее. Ислам оказывает здесь огромное влияние на общественно-политическую жизнь этих стран. Основная часть населения видит в религии и ее организационных структурах решение самых болезненных проблем, которые не в состоянии решить государство. Обеспокоенное падением моральных устоев, социальными послед-

ствиями рыночной экономики, ростом коррупции, общество обращается к религии и исламу. Вместе с тем, стремление людей к религии используют политические круги этих стран.

Политические лидеры исламских государств, опираясь на религиозный фактор, делают попытки достижения своих экономических и политических целей. Оппозиционные силы организуют и направляют деятельность исламских движений и организаций. В целом, как отмечают исследователи, в Малайзии, Индонезии и Филиппинах мусульманам присущи мягкость и склонность к компромиссам. Но в то же время нельзя не видеть, что наряду с умеренным крылом исламистов появились радикалы, деятельность которых все больше склоняется к активному вмешательству ислама и его лидеров в политическую и экономическую жизнь этих стран. Настаивая на закреплении за мусульманской религией статуса официальной или государственной, носители исламской культуры стали склоняться к сепаратизму, идя на политический альянс с местными бюрократическими структурами, преследующими при этом и плохо скрытые экономические цели. В данной ситуации выступления сепаратистских и внешних сил создали на юге региона сложную атмосферу политической напряженности, доходящей до конфронтации и вооруженной борьбы.

В провинции Ачех в Индонезии, где выдвигаются идеи создания исламского государства, влияние исламистов очень велико. В провинции на официальном уровне принимались меры по ограничению употребления алкоголя, азартных игр и распространению исламских норм поведения на основе шариатских принципов.

В Малайзии проблемами семьи и семейно-брачных отношений, соблюдением моральных принципов общественного поведения занимаются шариатские суды. Основная оппозиционная партия страны Малайская исламская партия (ПАС)

в ряде штатов оказывает существенное давление на исламскую общину с целью установления исламского правления и образования исламского государства. Эта партия претендует на монополию толкования ислама применительно к условиям страны. Являясь правящей партией в двух штатах, она пытается провести ряд мероприятий, которые обеспечат власть религиозной местной бюрократии.

Находясь под влиянием международного экстремизма, исламские радикалы на Филиппинах, в местах компактного проживания мусульманского населения, создали Исламский фронт освобождения, который ведет борьбу за создание независимого исламского государства на всей территории острова Минданао. На юге Таиланда мусульманские политические лидеры создали Объединенную организацию освобождения Паттани, которая сформировала отряды, добивающиеся независимости четырех провинций, населенных преимущественно мусульма- нами-малайцами, и создания там исламского государства.

Юго-Восточная Азия оказалась на рубеже веков вовлеченной в водоворот чрезвычайных событий, которые стали иметь значение не только для стран региона, но и для всего мира.

ЮВА стала важным регионом в борьбе против международного терроризма и религиозного экстремизма. События здесь приобретают все большее влияние на климат мирового сообщества.


Разнообразие обществ, религий и этнических групп формируют культуру Азии. Азиатская культура представляет собой совокупность разнообразных обычаев, традиций и социальных ценностей, которые составляют ядро общества в Азиатских странах. Континент Азии включает географические и культурные субрегионы центральной, южной, западной и восточной Азии. Азиатский континент может похвастаться богатым культурным наследием, которое дало региону свою индивидуальность.

Различные формы азиатского искусства и литературы широко популярны во всем мире, и стоит упомянуть о широко распространенном влиянии азиатской философии и религии, особенно Восточной Азии. Культуры азиатского континента являются самыми разнообразными культурами мира. Давайте посмотрим на них.


Культура стран в Центральной Азии

Центральная Азия включает пять бывших Советских Социалистических Республик, а именно Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Самой выдающейся религией в Центральной Азии является ислам. Яркая природа культуры Центральной Азии является результатом влияния монголов, персов и русских, которые завоевали их землю. Это также показывает основные влияния индийской, китайской и арабской культур.

Центрально-азиатская кухня ценится во всем мире. Их музыка довольно популярна в разных странах; в то время как их литература содержит коллекцию литературных произведений персов, индийцев, арабов и китайцев.


Культуры в Восточной Азии

Китай, Япония и Корея — некоторые страны Восточной Азии. Хотя в разных регионах Восточной Азии существуют различные культурные традиции, влияние Китая на восточноазиатскую культуру нельзя игнорировать. Китайская культура является одной из древнейших в мире. Китайские обычаи и традиции различаются в разных регионах страны.

Нет необходимости подробно останавливаться на популярности китайской кухни. Китайская архитектура и, что более важно, фен-шуй, китайская эстетическая система, которая является одним из важнейших компонентов их архитектуры; являются одними из самых важных элементов китайской культуры.

Японская культура — еще одна древняя культура Восточной Азии. Он развивался в течение тысячелетий, начиная с доисторических культур джомон и яёи и заканчивая современной культурой, на которую влияют европейские и североамериканские влияния.

Японские боевые искусства и борьба сумо, изобразительное искусство, такое как рисованная каллиграфия, их стили скульптуры, и Икебана, японское искусство аранжировки цветов, известны во всем мире.

Другой отличительной чертой этого региона является не менее древняя культура Кореи. Корейская цивилизация возникла около 5000 лет назад.

Семейный институт имеет первостепенное значение в корейской культуре. Большинство корейских семей ведут подробные записи об их генеалогическом происхождении. Корейцы отмечают дни рождения, свадьбы и особые события, такие как первое полнолуние, приход весны и Новый год.

Большинство традиционных фестивалей Кореи основаны на лунном календаре. Корейский чай и традиционные корейские продукты, такие как кимчи (ферментированные овощи), являются одними из важных составляющих корейской кухни. Корейские картины (с использованием натурализма), изысканно красивые изделия ручной работы и керамика являются одними из других важных элементов корейской культуры.

Культура стран в Западной Азии

Западная Азия сформирована присутствием арабской, турецкой и персидской культур. Интересно, что Ирак — это одна нация, которая является домом для персидской и арабской культур. Арабские культурные традиции тесно связаны с исламом. Большинство арабов являются мусульманами. Однако в странах Персидского залива немало евреев и христиан.

Арабский — один из очень древних литературных языков, который, как полагают, возник в 6 веке. Интересно, что многие английские слова являются производными арабских слов. Арабская музыка, характеризующаяся уникальной системой тонов, небольшими, но хорошо продуманными музыкальными инструментами и преобладанием вокала, образует важную составляющую арабской культуры.

Культура Турции представляет собой сочетание элементов османской, европейской и ближневосточной традиций. Классический и народный жанры турецкой музыки составляют богатое музыкальное наследие страны. Медные и ударные инструменты играют жизненно важную роль в турецкой музыке.

Турецкая поп-музыка и рок, тем не менее, популярны. Турецкая кухня представляет собой смесь тюркской, арабской, персидской и американской кухни. Помимо арабской и турецкой культур, Западная Азия также является родиной персидской культуры. Музыка, важный элемент их культуры, является коренной для Ирана и всех стран, говорящих на персидском языке. Классическая персидская музыка фокусируется на вокальном пении и функционирует как духовный инструмент.

Персидские танцы подчеркивают движения верхней части тела и мимику. Помимо Нового года, персы празднуют водные и пожарные праздники и дорожат наступлением зимы и осени. Персидский сад, задуманный как представление о рае на земле, является отличным примером искусства и архитектуры персов. Таким образом, западноазиатская культура — прекрасное сочетание обычаев и традиций арабов, персов и турок.

Культуры в Южной Азии

В штатах на севере Индии и в таких странах, как Пакистан и Афганистан, существует культура, на которую влияют цивилизация долины Инда и империи Маурья, Гупта и Могал. Шри-Ланка разделяет дравидийскую культуру с некоторыми штатами Южной Индии; в то время как культура Западной Бенгалии и Бангладеш представляет собой смесь дравидийской и арийской культур.

Существует поразительное сходство между культурами Непала, Бутана, Тибета и индийских штатов, таких как Сикким и Ладакх. Сходства наблюдаются в культурах восточных штатов Индии и Юго-Восточной Азии. Буддизм, джайнизм, сикхизм и индуизм преобладают в Южной Азии. Влияние индийских, китайских, христианских и исламских традиций сформировало культуру Юго-Восточной Азии.

Строительство домов на сваях, рисовое земледелие, танцы, подчеркивающие движения рук, а также искусство и литература, на которые повлияли индийские, китайские и буддийские влияния, — вот некоторые из отличительных особенностей культуры Юго-Восточной Азии.

Это был проблеск богатого и разнообразного культурного наследия Азии. Я уверен, что это подтолкнуло вас к изучению еще не открытых граней азиатской культуры. Только тур на азиатский континент может дать вам настоящий вкус азиатского богатства.





Восточная Азия – это географически обозначенная область Азии, в состав которой входит Китай, КНДР, Тайвань, Корейская республика и Япония. Эти страны объединены не просто так, на их развитие сильно повлиял Китай. Даже сейчас китайский язык на территории этих государств считается своеобразной латиницей. Но подробнее об этом потом, а пока стоит рассмотреть особенности каждой страны и общие характеристики этого географического региона.

Избегаем недоразумений

Исследователи выделяют такие страны Восточной Азии, как Япония, Китай, Тайвань, Северная и Южная Корея, а также Макао и Гонконг. Насчет последних двух у людей неосведомленных в этой теме возникает много вопросов. Особенно если человек в каком-то фильме слышал, что Гонконг находится в Китае.

Макао и Гонконг – это специальные административные районы Китая. Достаточно длительное время они развивались отдельно от КНР. К примеру, Макао изначально был португальской колонией, и только 20 декабря 1999 года, после полной ликвидации колонизации, примкнул к Китаю.

С Гонконгом сложилась немного другая история. В 1860 году, после поражения Китая во Второй Опиумной войне, эти территории отошли к Великобритании. Согласно первым документам, на вечное владение. Но спустя 38 лет, а именно в 1898 году, Китай подписал с Великобританией договор, согласно которому, последняя берет Гонконг в аренду на 99 лет. По документам Гонконг вернули в КНР 19 декабря 1984 года, но официально он присоединился к Китаю только в 1997 году.

население восточной азии

Так что Макао и Гонконг можно рассматривать как отдельные административные районы, а можно прибавить их числовые характеристики к количественным данным Китая, как-никак, теперь они одна страна.

Общая характеристика

Страны Восточной Азии находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе и занимают 4-ю часть Азии. Все страны – морские государства, они расположены на пересечении морских путей, что способствует динамичному развитию экономики. И, пожалуй, на этом их сходство заканчивается. Государства Восточной Азии - разные по площади, государственному строю и уровню экономического развития.

К примеру, Япония считается экономически развитой страной с рыночным хозяйством и входит в состав Большой семерки. Китай отличается большой плотностью и количеством населения, имеет централизованную экономику, Северная Корея (КНДР) – это социалистическое государство, а Южная Корея – типичная страна новой индустриализации. Только у Тайваня особое положение, так как его фактически не признало мировое сообщество. В 1971 году страна была исключена из ООН, поскольку на острове была признана законная власть Китая, хотя государство считает себя отдельной административной единицей.

Природа и экономико-географическое положение

Если говорить о Восточной Азии как отдельном регионе, то в первую очередь стоит выделить особенности экономико-географического положения. Регион находится на территориях Китая и Монголии, а это самые краткие наземные пути в Европу от берегов Тихого океана. Здесь очень выгодное морское положение, что обусловлено не только присутствием важных морских путей, но и наличием незамерзающих морей. Это позволяет круглый год выходить в воды Тихого океана, а ведь на него приходится 4-я часть всех морских перевозок планеты. Также океанское побережье с каждым годом приобретает все большее рекреационное значение.

На Восточную Азию приходится 8% земной суши, природные условия этого региона достаточно разнообразные. На западе расположено самое высокое нагорье земного шара - Тибет, его площадь составляет 2 млн км 2 . Некоторые внутренние хребты нагорья достигают высоты 7000 м над уровнем моря. На высотах от 4000 м до 5000 м расположены межгорные равнины. Здесь прохладно даже летом, максимальная температура составляет 15 °С. В целом Тибет можно характеризовать как холодную высокогорную пустыню, к тому же здесь зафиксирована высокая сейсмическая и вулканическая активность, а в районе молодых гор часто бывают землетрясения.

страны восточной азии

На островах Японии насчитывается 150 вулканов, 60 из которых - действующие. В целом одно заметное землетрясение происходит раз в три дня. Самый сейсмологически небезопасный регион расположен возле Токийского залива. И так как сейсмическая активность прослеживается и под водой побережья, государства Восточной Азии часто страдают от цунами.

В восточной части региона расположились невысокие горы, которые чередуются с равнинами. Самой большой из них является Большая Китайская равнина. Она отличается плоской поверхностью, а ее высота составляет примерно 100 метров. Также здесь присутствуют низкие равнины, но их основная часть расположена на Корейском полуострове.

Восточная Азия расположена сразу в трех климатических поясах – умеренном, субтропическом и субэкваториальном. Летом муссонные потоки воздуха движутся с океана на сушу, зимой циркулируют с точностью до наоборот. Летом ветер приносит осадки, которые уменьшаются с юга на север. Так, в юго-восточном регионе может выпасть до 2000 мм осадков за сезон, а в северо-восточном их количество никогда не превышает 800 мм. В муссонной зоне сухие весна и осень, поэтому в этой части региона повсеместно используют искусственное орошение. Островная и материковая части региона имеют густую речную систему, чего не наблюдается на западе.

Природные ресурсы

Регион Восточной Азии богат минеральными ресурсами. Естественно, их основная часть находится в Китае. В целом регион богат запасами каменного угля, что присутствует во всех странах, бурого угля (основное месторождение северо-восток КНДР), нефти (морской шельф) и горючих сланцев (Китай). Что касается Японии и Северной Кореи, то на территориях этих стран мало месторождений используются в промышленном масштабе, некоторые из них даже не рассматриваются по этому поводу. Но при всем этом Северная Корея может похвастаться большими запасами металлов, чего нельзя сказать о Японии, которая бедна металлами промышленного значения.

государства восточной азии

Источниками пресной воды являются озера Японии, Китая и Южной Кореи. Дефицитными считаются земли, пригодные для ведения хозяйства, в частности, это касается Японии. Третья часть ее берегов - насыпные или намывные. Также регион не может похвастаться богатыми лесными ресурсами, только 40% территории покрыто лесами.

Язык Восточной Азии

Страны, попавшие в список Восточной Азии, разговаривают на разных языках, но все началось с единого китайского классического языка, который использовали в литературе. Для примера рассмотрим формирование японского языка. Основная часть иероглифов заимствована из китайского языка. Когда влияние Китая ослабло, в стране решили создать собственный язык, так появилась азбука кана. Однако неизменными остались кандзи – китайские иероглифы. Со временем каждый символ получил двойное значение и чтение: японское и китайское. Конечно, количество китайских иероглифов, что сейчас применяются в Японии, намного меньше того количества, что используют в Китае, но влияние китайской культуры все же чувствуется.

По тому же принципу сформировался язык в Тайване, а вот в Корее образовалась своя система иероглифов, совершенно не похожих на китайские, хотя исследователи считают, что именно китайский язык был прототипом корейского. Проще говоря, все эти языки имеют общее, китайское происхождение. Иначе как объяснить тот факт, что жители этих стран легко учат языки региона Восточной Азии, а с изучением европейских у них возникают серьезные проблемы.

Население Восточной Азии

Этот регион считается самым заселенным в мире. Согласно последним статистическим сводкам, на территории Восточной Азии проживает 1 млрд 440 млн человек, то есть 24% населения всей планеты. В Китае актуальны проблемы перенаселения и многодетности, поэтому, в отличие от других стран, здесь демографическая политика направлена на снижение рождаемости. В чем это проявляется:

народы восточной азии

В целом в регионе одинаковое соотношение мужчин и женщин (50,1% и 49,9%, соответственно). Среди населения Восточной Азии 24% составляют дети до 14 лет, 68% - люди от 15 до 64 лет и 8% людей старшего возраста. Подавляющая часть населения относится к монголоидной расе. На юге Китая и в Японии можно встретит смешанный расовый тип, в котором присутствуют черты монголоидов и австралоидов. Также среди населения стран Восточной Азии встречаются айны, их обычное место проживания - Япония. Это аборигены, принадлежащие к отдельной расовой группе австралоидов.

Что касается народов Восточной Азии, то этнический состав здесь неоднородный. Он представлен такими семьями, как:

  • Китайско-тибетская. К китайской группе принадлежат китайцы и китайцы-мусульмане. К тибетской – народы ицзу и тибетцы.
  • Алтайская семья. Состоит из монгольской группы (монголы Китая), маньчжуры (живут на востоке Китая), тюрки (уйгуры, киргизы, казахи).
  • Японцы и корейцы являются отдельными семьями.
  • Айны – аборигены острова Хоккайдо (Япония).
  • Австронезийская семья. Это коренные жители Тайваня – гаошань.
  • Тайская и австроазиатская семья.

Религиозный состав и плотность региона

Религия Восточной Азии представлена самыми разнообразными направлениями. В первую очередь, это конфуцианская культура, образовавшаяся в Китае в V веке до н.э. Спустя некоторое время на территорию региона из Индии проник буддизм, который проповедуют и сегодня. Но тем временем сохраняют свое значение местные религии, такие как даосизм и синтоизм. Также на территории северного Китая некоторые жители являются мусульманами-суннитами, но эта группа не очень обширна.

Плотность населения в Восточной Азии неравномерная. Самыми плотно заселенными странами считаются Япония и Корея – 300-400 человек на км 2 . Китай хоть и страдает от перенаселения, но жители страны распространены по территории достаточно неравномерно: 90% жителей проживают на востоке страны и занимают ее третью часть. Здесь плотность населения составляет 130 человек на км 2 (если усреднить значение), а если рассматривать Тибет, то там проживает 1 человек на км 2 . В целом плотность Восточной Азии во многом зависит от процессов урбанизации.

Также регион обладает большим количеством трудовых ресурсов. Здесь проживает около 810 лиц трудоспособного возраста.

Китай

страна китай

Страна славится не только древним происхождением, но и множественными ноу-хау, что вошли в повседневное употребление человечества много веков назад. Благодаря китайцам в мире появились такие вещи, как компас, бумага, порох и книгопечатание. Некоторые исследователи уверяют, что именно Китай стал родиной футбола, так как в эту игру здесь играли за тысячу лет до н. э.

Китайцы гордятся своим прошлым, даже сегодня из поколения в поколения передаются традиции тысячелетней закалки. В Китае о многих вещах знали еще до начала отсчета времен в то время, как в Европе они появились путем проб и ошибок, примерно в XVI-XVII веке. В 25 году до н.э. в стране впервые соорудили подвесной мост, опередив этим достижением остальной мир ровно на 1300 лет.

Прибор для мониторинга землетрясений, механические часы, металлический плуг, использование газа для обогрева домов, церемониальные чаепития и многое другое было создано в Китае задолго до того, как остальной мир стал на путь индустриальной революции. Возможно, мы бы уже жили в полностью механизированном мире, если бы китайцы в свое время поделились достижениями с другими, более молодыми государствами. Но так как они считали, что вокруг границ их территории живут несмышленые варвары, то бережно оберегали свои достижения от посторонних глаз.

Япония

Страна Восходящего солнца - родина летних фестивалей, сакур и глобальный конгломерат аниме-индустрии. Это государство состоит из 6000 островов. В Японии самый высокий уровень жизни и самый низкий процент смертности. Она входит в состав Большой семерки, и это единственная страна в мире, против которой было применено ядерное оружие.

Государством управляет император, и, что самое интересное, императорский род не прерывался от начала основания страны.

В домах нет центрального отопления, люди не ходят в гости без приглашения, а к иностранцам относятся крайне настороженно. Длительное время Япония была закрыта от стального мира. Она словно варилась в собственном соку, временами перенимая полезные начинания Китая и других соседствующих стран.

япония киото

Традиционная японская религия – синтоизм, она не исчезла даже после того, как на территории страны распространился буддизм. В Японии образовался уникальный симбиоз религий – они не вытесняют друг друга, а скорее дополняют.

Здесь много известных во всем мире фабрик, концернов и конгломератов. Часто на фабриках развивается несколько линий производства. Если падает спрос на одну продукцию, на рынок сразу же пускают ту, спрос на которую вырос. Жизнь человека в этой стране зависит от его работы, здесь нет бесплатного образования, а люди говорят то, что думают, и не любят находиться в одиночестве.

Южная и Северная Корея

Республика Корея удивительна в том плане, что смогла обогнать многие страны в развитии, не имея при этом никаких ресурсов. Просто они сделали ставку на интеллект, и не прогадали. Согласно официальным данным, в Южной Корее самый высокий уровень IQ. Ученые из Кореи признаны ведущими мировыми специалистами в математике и IT-технологиях. В стране сосредоточена самая сложная и развитая IT-инфраструктура в мире. Также Южная Корея входит в пятерку стран - крупнейших автопроизводителей, к тому же считается крупнейшим в мире судостроителем.

Еще в стране практикуется электронная система обучения. Студентам и ученикам не нужно много говорить о пользе образования, они не понаслышке знают, насколько важно иметь хороший багаж знаний, и учатся практически круглосуточно. Цивилизация здесь дошла практически повсюду, даже в самые захолустные деревни. Нередко можно встретить соседствующий рядом с современным бизнес-центром старый храм с небольшим садом вокруг. Корейцы крайне почтительно относятся к природе и историческим достопримечательностям. В стране высокий уровень жизни (немного ниже, чем в Японии).

В противовес Южной Корее в список стран Восточной Азии входит и Северная Корея. Хоть эти две страны расположены на одном полуострове, они являются диаметральными противоположностями друг другу (справа на фото изображена Южная Корея, а слева - Северная). За колючей стеной, где заканчивается индустриальное общество Республики Корея, расположен совершенно другой мир, из которого люди пытаются сбежать.

северная и южная корея

Северная Корея - социалистическая страна, но время здесь будто остановилось более чем полвека назад. Она была основана в 1948 году, основным органом власти выступает Трудовая партия Кореи. После того как приняли новые поправки в экономике, в стране начался дефолт. Во время кризиса ежегодно более двух тысяч жителей эмигрировали за пределы страны, но за это их ловили и наказывали. Голод считался методом контроля в тоталитарном обществе, корейцы работали практически за еду. Только на праздники, коими были дни рождения Ким Чен Ира и Ким Ир Сена, жителям страны выдавал немного новой одежды, порцию свинины, килограмм риса и печенье.

Только с 2006 года экономика начинает немного подниматься, колхозы превращаются в предприятия семейного типа. Активно начинает развиваться нефтеперерабатывающая, химическая, пищевая и текстильная промышленность.

Каждая из стран Восточной Азии по-своему уникальна. Возможно, у них общие исторические корни, но каждая из них развивалась по-своему, чтобы в конечном итоге превратиться в нечто новое и увлекательное.

В статье рассмотрены основные параметры существования религии как духовного, социального и политического феномена в контексте противоречивого процесса глобализации. В условиях системного кризиса западного общества и противоречий модернизированного восточного общества возрастает востребованность религии. Религиозный фактор превращается в действенный инструмент политики, в новую форму политической идеологии.

Ключевые слова: религия, религиозный фактор, секуляризация, фундаментализм, христианство, ислам, глобализация.

В конце ХХ в. внимательные наблюдатели с очевидным удивлением отмечали возвращение религии в политику, культуру и экономику, в публичное пространство, казалось бы давно сформировавшееся на принципах рационализма и антропоцентризма. Возросло значение религиозного фактора, который в ряде стран используется для смягчения возникающих социально-экономических трудностей, для оправдания или отрицания того или иного политического выбора.

Важной и характерной чертой этих процессов стала их нередкая связь с национальным, этническим фактором. Симбиоз религиозного и национального самосознания подчас приводит к активизации в общественной жизни не собственно религиозного, а религиозно-национального – этноконфессионального фактора.

Но не только страх перед непривычным побуждал людей обратиться к неизменным ценностям, но также – понимание возросшей сложности бытия. Все чаще происходили в мире события, определяемые не рациональными соображениями, не стремлением к материальной выгоде, столь привычными для парадигмы Просвещения.

В событиях 11 сентября 2001 г. целью террористов было не достижение материальной выгоды (оставляя в стороне теории заговора). В последовавшее первое десятилетие нового века и нового тысячелетия в частых террористических явлениях в США, странах Западной Европы, России, Индии, Японии на поверхность выступали иррациональные, нематериальные цели.

В Ливане глубокая многоуровневая разделенность населения по религиозному принципу (христиане-католики, христиане-православные, мусульмане-шииты, мусульмане-сунниты), несмотря на неоднократные общегосударственные договоренности, в 2015 г. грозит стране межобщинными конфликтами, новой масштабной дестабилизацией (См.: 10, с. 25–52).

И это понятно. В ХХ в. техника, развивавшаяся бурно и принесшая массу перемен, заслонила человека. Но именно человек является объектом и субъектом исторического процесса, со всеми присущими отдельной личности и группам людей идеями, убеждениями, привычками, чувствами, переживаниями, даже странностями и – глубинной памятью.

Показательно, что реакцией иракского общества на американское вторжение в 2003 г. стал не только антиамериканизм, но и бурный подъем религиозного фанатизма под флагом джихада. Религиозное начало, один из корневых (цивилизационных) элементов общественной системы, оказалось не менее, а более устойчивым, чем идеологии панарабизма, социализма, национализма.

Массовый исход христиан из арабских стран из-за гонений по религиозному признаку, идущий уже второе десятилетие, кардинально меняет религиозную ситуацию в целом регионе мира.

Человеческие общества сформировались в лоне отдельных цивилизаций на основе определенных систем ценностей, общими в которых были такие элементы, как вера в Бога, общее благо, коллективизм, почитание родителей, патриархальные семейные отношения и т.п. Религии определили нормы морали и этики.

Система современного индустриального капиталистического общества предложила иную, свою систему ценностей: материальное благосостояние, экономический рост, безопасность, автономия и свобода развития личности, комфорт и удовольствия и т.д. На основе таких ценностей появились новые мораль и этика, возникло современное индустриальное общество в странах Запада, отчасти и Востока, сформировались система международных отношений и система мирового хозяйства. Вследствие этого, дальнейшее существование религии ставится вообще под вопрос. Религия стала рассматриваться как частное дело отдельной личности.

Западноевропейские страны шли в авангарде секуляризации. В 1905 г. во Франции Церковь была отделена от государства. В 1950 г. была принята Европейская конвенция о правах человека, в которой признавалась свобода совести и религии, но из Европейской конституции, принятой в 2007 г., было исключено положение о признании Христианства духовной основой европейского сообщества[3].

Однако, во втором десятилетии XXI в. стало очевидным, что наступление повсюду на земле нового порядка, основанного на принципах рационализма с главенством индивидуальной свободы, вовсе не неизбежно. Религия оказалась востребованной в качестве принципа, способствующего организации отношений между обществами и индивидуумами, между различными формами власти и авторитета в мире и достижению приемлемого консенсуса по системе политических ценностей.

Религия – социальный и политический феномен, существенно определяющий сознание и поведение людей разных стран и обществ в условиях противоречивого по своим проявлениям процесса глобализации. При этом в отличие от секулярных стран Запада, в странах Востока государство по-прежнему сохраняет роль гаранта существующих религий, а подчас использует их в политических целях. Различные религиозные институты и структуры на национальном и межнациональном уровнях ощутимо влияют на поведение своих последователей, формируя их устойчивые представления и мотивации действий.

О роли и значении религии ведутся споры, и это само по себе свидетельствует о реальности данного явления. Что толку спорить о несуществующем? Религия жива вопреки сомнениям скептиков, отрицаниям ее противников и ненавистников, более того, она усиливает свои авторитет и влияние в обществе. Религия (лат. religio, очевидно, от religare – связывать) связывает человека с инобытием, с Богом, противостоя реальности обыденной (мирской) жизни[5].

По оценкам специалистов, в современных условиях две мировые религии – христианство и ислам не только укрепляют свои позиции в мире, но имеют перспективы для расширения своего влияния. Это вызвано такими важными чертами их деятельности, как отсутствие этноцентризма (открытость для всех народов), социальная гибкость (способность адаптироваться к изменяющимся социальным условиям) и миссионерская направленность (активная деятельность по распространению своих учений) (6, с. 10).

Примерные данные по религиозной структуре населения мира за сто лет таковы: в 1910 г. и 2010 г. доля христиан составляла соответственно 34,8% и 33,2%, мусульман - 12,6 и 22,4, индуистов – 12,7 и 13,7, буддистов – 7,8 и 6,8, приверженцев новых религий – 0,4 и 0,9, иудеев – 0,7 и 0,2, конфуцианцев – 0,0 и 0,1%, синтоистов – 0,4 и 0,0 (19, 2013, № 1, с. 18).

Тем не менее, кризис церковных институтов не адекватен кризису религии.

Тем не менее, западная модель развития пока по-прежнему остается нормативным образцом для не-западного мира, от Китая до Туниса. Прошедшая с разным успехом в большинстве стран Востока социально-экономическая модернизация существенно повысила уровень и качество жизни и быта людей, но вызвала к жизни противоречия и конфликты в сферах культуры и духовной жизни. Навязанная Западом система ценностей с трудом сочетается с традиционными ценностями религиозного в своей основе общества.

Осенью 2015 г. взрыв массовой миграции жителей арабских стран в Западную Европу усилил внимание к цивилизационным аспектам общественного развития.

Иначе говоря, религиозные институты стремились адаптироваться к меняющимся условиям жизни, а религия была и оставалась существенной частью жизни общества и личности. Ее притягательность выросла в условиях резко выросшей экономической, социальной и политической нестабильности, как желание обрести прочную опору. Таким образом, точнее было бы говорить о возрождении в западном обществе интереса людей к духовным проблемам, о возникновении там духовных исканий как внутри церковной ограды, так и вне ее. И такого рода внешняя религиозность есть по сути приближение к религии, для вхождения в пространство которой люди не хотят прилагать особые усилия.

В то же время, очевидностью стало усиление собственно не религии, а религиозного фактора в политической и международной жизни в начале XXI века.

В международной жизни Западной Европы религиозный фактор имел немаловажное значение в период Средневековья и Нового времени, стоит вспомнить Крестовые походы и Священный Союз трех императоров в 1814 г. В периоды Версальской и Ялтинско-Потсдамской систем международных отношений его влияние как будто сошло на нет, хотя гуманистическое начало деятельности ООН укоренено в этических принципах мировых религий.

В сентябре 2015 г. выступления папы Римского Франциска в Конгрессе США и в ООН стали очевидным подтверждением факта важности религии и религиозных институтов в современной общественно-политической жизни.

Религиозный фактор во всех его проявлениях (религиозные институты, религиозная риторика, религиозные идеалы) используется в наши дни потому, что позволяет тоньше и глубже воздействовать на человека и общности людей, на их сознание и поведение.

В большинстве стран Востока религиозное начало является одним из элементов государственности. В европейских странах законодательно признаются государственные Церкви (Греция), Церкви, имеющие государственное признание (большинство стран) и религиозные объединения с государственной регистрацией. Однако не собственно религиозные переживания отдельной личности, глубоко личные и трансцендентные, а мирская сторона религиозной жизни оказалась зыбкой почвой в начале нового столетия.

По мере смягчения остроты социально-экономических проблем, повышения уровня и качества жизни, на поверхность общественной жизни повсюду вышли противоречия, проблемы и конфликты уже не материального, а иного рода – религиозного. В них используются религиозная символика, религиозные идеи и ценности.

В наши дни, религиозное начало явно присутствует в конфликтах на Балканах (бывшая Югославия) и на Ближнем Востоке (Сирия, Ирак, Йемен). В свою очередь, религиозные институты принимают на себя посреднические и миротворческие функции: инициатива папы Римского Франциска по палестино-израильскому конфликту в 2014 г. или стремление патриарха Московского и всея Руси Кирилла к прекращению украинского конфликта в 2015 г.

Религиозный фактор используется в политической жизни для национальной мобилизации, сплочении общества перед угрозой и укрепления государственности – таковы неудачная попытка президента Украины В.Ющенко по созданию единой, независимой от Москвы, Украинской Церкви или деятельность созданных США с опорой на шиитское большинство правительств в Ираке.

Наконец, сама по себе личность Далай-ламы XIV, при том, что численность приверженцев ламаизма составляет менее 1% населения мира, уже давно остается фактором мировой политики.

Таким образом, одним из последствий стремительной модернизации восточного общества и кризиса общества западного, стала потеря духовных ориентиров и попытки компенсации этого за счет религиозного фактора. Власти в странах Востока, по мере нарастания проблем в сферах экономики и политики стремятся локализовать протестные настроения за счет укрепления традиционных начал, этно-конфессиональной самобытности. Религиозный фактор стал важным инструментом в общественно-политической жизни восточных обществ, а также в сфере мировой политики.

Глобализация с ее стремительным возрастанием интенсивности миграционных потоков и унификации культурной жизни, парадоксальным образом способствовала выходу на поверхность общественной жизни стран ЕС казалось бы забытых национально-религиозных традиций. Заметный подъем националистических партий в ряде стран связан с реакцией на некоторые чуждые европейской культуре нормы и ценности мусульманской культуры. Полемика по поводу ношения хиджабов во Франции или строительства минаретов в Швейцарии оказалась в центре внимания западного общества, еще недавно равнодушного к религиозной проблематике.

Массовый исход мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки летом – осенью 2015 г. привел к расколу западноевропейского и восточноевропейского обществ. Европейцы готовы из чувства христианского гуманизма оказать материальную помощь людям, бежавшим из ужасов войны и разрухи, однако в долгосрочном плане это влечет за собой качественное изменение этно-конфессионального структуры населения стран ЕС. В Западной Европе вынуждены создавать новые механизмы и нормы для адаптации сотен тысяч не-европейцев в свои общества. На повестку дня встает неизбежное урегулирование множества разногласий людей разных культур, не говоря уже о существенном возрастании ассигнований на обеспечение нормальных условий жизни миллионов мигрантов, претендующих пока на роль привилегированных иждивенцев, отрицающих даже возможность ассимиляции.

Таким образом, процесс глобализации мира, ведущий на первый взгляд к единству и унификации его структур и норм, порождает не только регионализацию в международной политической и экономической жизни. В разных регионах мира ответом на вызов глобализации стало обращение к национально-религиозным (цивилизацинным) корням, а также активизация религиозного фактора в общественной и личной жизни людей не только на Востоке, но и на Западе.

За последние несколько десятилетий произошли большие перемены в географии религий, изменилась религиозная структура населения мира, возникли небывалые ранее новые культы и сочетания новой религии с традиционными верованиями (двоеверие). В то же время, число атеистов в мире оценивалось в 15% населения (6, с. 290). Однако религиозная принадлежность – категория подвижная. Сохраняется положение некоторых религий в ряде стран и Востока и Запада как государственных, в еще большем числе стран религиозные общины и институты, религиозные учебные заведения получают помощь и поддержку от государства.

Тенденция к ослаблению роли религии, вытеснение ее религиозностью стала реальностью на Западе, отчасти в некоторых странах Востока. Но утверждение некоторых либералов о скором превращении христианства в религию меньшинства населения мира опровергаются растущим интересом к религии Христа среди народов Азии и Африки. Ислам, буддизм и индуизм также укрепляют свои позиции в мире, в том числе вне своего цивилизационного пространства.

Религия как смыслообразующее начало в личной жизни человека, религия как интегрирующее начало в социальной и культурной жизни общества, религия как этическое начало в международной жизни – все это остается реальностью нашей глобализирующейся жизни, требующей нового осмысления.

Литература

[1] Berger P.L. The Desecularization of the World: A Global Overview // The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics / Ed. Peter L. Berger. Grand Rapids: William B. Ferdmans Publishing Company, 1999; Ибрагим Т. На пути к коранической толерантности. Н.-Новгород, 2007; Фарах С. Духовная секуляризация и религия: опыт христианства и ислама. М., 2008.

[2] Армстронг К. Битва за Бога. История фундаментализма. М., 2013; Кырлежев А. Постсекулярная концептуализация религии // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом, 2012, № 2; Хабермас Ю., Ратцингер Й. Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М., 2006; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

[3] Примечательно, что ЕС настаивал на ликвидации Афона, православной монашеской республики на территории Греции, по конституции 1975 г. – отдельной административно-территориальной единицы на Афонском полуострове с двойной системой администрации – гражданской и монастырской (ПЭ, т.4, с.107).

[5] Литература по религиозной проблематике, равно как и литература по истории, социологии и психологии религии весьма обширна. Например, см.: Православная энциклопедия; Католическая энциклопедия; Народы и религии мира. Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М., 1998; М. Элиаде. История веры и религиозных идей. М., 2002, 3 т.; прот. М. Козлов М., Д.П. Огицкий. Западное Христианство: взгляд с Востока. М., 2009; Ю. Хабермас. Между натурализмом и религией. М., 2011; Zabala S. (ed.) The Future of Religion. N.-Y., 2005.

[7] См. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом, 2012, №2, с.114–164.

Календарь ИВ РАН

Март 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Анонсы

21-23 марта 2022 г. проводится Центром исследований общих проблем современногоВостока Института востоковедения РАН (ЦИОПСВ)

Читайте также: