Дрянцо хлещите рифм концом доклад
Обновлено: 02.07.2024
Владимир Маяковский появился на поэтической арене в сложный, переломный для России период: атмосфера была накалена до предела, кровавая первая русская революция и вихрь мировой войны заставили людей усомниться во всех прежних идеалах и ценностях. Люди жаждали перемен и с надеждой смотрели в будущее. В искусстве, как в зеркале, отразились все сложные общественные процессы — в этом один из секретов популярности футуризма с его откровенным отрицанием традиционной культуры, эпатажем, почти религиозным, культом техники, современной индустрии и ее сверхчеловеческой мощи. Противоречия эпохи нашли предельно концентрированное отражение в творческой индивидуальности Владимира Маяковского, который вышел навстречу " настоящему" веку с удивительной искрой дерзости, юмора, иронии и одновременно с беззащитно обнаженным сердцем. Он стал первым в истории литературы свободолюбивым поэтом, который не был в оппозиции к властям, призывая от имени народа противоборствовать законам и предрассудкам, бросая вызов тем, кто несправедливо сделал себя хозяевами жизни. Напротив, он открыто заявил, что верой и правдой, каждой строкой своей хочет служить новой власти — власти советов, власти народа. Он видел "неизбежность крушения старья" и средствами искусства предвосхищал грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества". "Рваться в завтра, вперед!" — девиз поэта.
"Мне плевать на то, что я поэт, — сказал он однажды в сердцах. — Я не поэт, а прежде всего посвятивший свое перо в услужение — заметьте, в услужение — сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее — Советскому правительству и партии".
Новое время требовало новых форм. Все привычное, устоявшееся воспринималось поэтом, как и другими футуристами, как старое, отжившее, не соответствующее историческому моменту. Маяковский утвердил совершенно новое отношение как к самой поэзии, так и ко всем элементам стиха — к рифме, к ритму, к построению строки.
езда в незнакомое.
Это "незнакомое", непознанное и становится предметом осмысления в его творчестве. И вместо спокойной, "усыпляющей" и "укачивающей" поэзии возникает новая, беспокойная, взъерошенная и будоражащая поэзия революции. "Я люблю Пушкина! — утверждал поэт. — Наверное, больше всех вас люблю его. Может, я один действительно жалею, что его нет в живых! Когда у меня голос садится, когда устанешь до полного измордования, возьмешь на ночь "Полтаву" или "Медного всадника" — утром весь встанешь промытый, и глотка свежая. И хочется писать совсем по-новому. Понимаете? По-новому! А не переписывать, не повторять слова чужого дяди! Обновлять строку, слова выворачивать с корнем, подымать стих до уровня наших дней. А время у нас посерьезней, покрупней пушкинского. Вот за что я дерусь". И Маяковский неутомимо сражается за свою боевую, политическую поэзию. Он обращается со словом и словарем как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным лекалам. У поэзии Маяковского не только своеобразный язык образов и метафор, он также широко использует звуковые и ритмические возможности слова.
Поэт решительно и бесстрашно ломает привычные стихотворные формы. Напевную, мелодичную строку рвет на клочья.
Ритм стиха вольно меняет по требованию темы, а строки выстраивает так, чтобы они, как солдаты на плацу, "подменяли ногу" на ходу, чтобы "шаг" стиха соответствовал каждый раз, при любом повороте темы, новому смысловому строю.
Так, в стихотворении "Наш марш" отчетливо слышится бой барабанов и мерный шаг марширующих колонн:
Медленна лет арба.
Сердце наш барабан.
Маяковский вводит в свои стихи приемы ораторской речи. Его строка разбита на ступеньки, что облегчает чтецу-оратору произнесение стиха вслух. Но от такого членения строка не распадается. Ее крепко связывают в одну звуковую цепь изобретательно найденные созвучия внутри слов, повторяющиеся схожие слоги. Неожиданные, никем не употреблявшиеся ранее рифмы заканчивают строки, "подтянув подпруги" стиха. Но эти рифмы — не просто оригинальное обрамление четверостишия, а отточенное оружие поэта: "Рифма — бочка. Бочка с динамитом. Строчка — фитиль. Строка додымит, взрывается строчка, — и город на воздух строфою летит", "Целься рифмой и ритмом ярись!","Дрянцо хлещите рифм концом", — призывает поэт. Он убежден, что "самые важные слова в стихе — термины, названия, понятия, имена — должны быть обязательно зарифмованы, должны стоять в конце строчки ударными словами".
В стихах Маяковского представлены необычные составные многосложные рифмы: "Носки подарены —наскипидаренный", "Молоти стих — молодости", "За мед нам — пулеметным", "Оперяться — кооперация", "Карьер с Оки — курьерский". Такие рифмы легко запоминаются, а богатство ритмов придает стиху Маяковского особую энергию. Меняет Маяковский и словарь поэзии, ведь изысканное, хрупкое слово литературно-книжного обихода непригодно для речи поэта-трибуна, для марша, для лозунга. Поэт открывает доступ в поэзию словам разговорного стиля, иногда грубоватым и режущим слух, но полным жизни, свежести и силы. Маяковский убежден, что новое слово можно сказать только по-новому, поэтому у него так много необычных неологизмов. Он с неистощимой изобретательностью открывает новые, запоминающиеся созвучия, значительно расширяет запас рифмующихся слов, по праву считая себя поэтом-словотворцем, обогащающим литературный язык и помогающим народу выражать свои новые чувства и новые мысли. Но Маяковский не уставал подчеркивать, что не игра рифм и слов, и не блеск образов являются для него решающими в поэзии.
уесть покрупнее буржуя.
Маяковский в своем творчестве — бог, который создает свой поэтический мир независимо от того, понравится ли кому-нибудь его творение. Поэту все равно, что его нарочитая грубость может шокировать кого-то, он убежден, что поэту позволено все.
Так, например, дерзким вызовом и "пощечиной общественному вкусу" звучат строки из стихотворения "Нате!":
А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется — и вот
Я захохочу и радостно плюну,
Плюну в лицо вам,
Я — бесценных слов транжир и мот.
Маяковскому свойственно абсолютно новое видение мира, он будто выворачивает его наизнанку. Привычное в его поэзии становится странным и причудливым, мертвое — живым и наоборот.
Поэт чрезвычайно любит контрасты. Красивое у него всегда соседствует с безобразным, высокое — с низким: "Проститутки, как святыню, меня понесут и покажут Богу в свое оправдание". Мертвые предметы в его поэзии оживают и становятся более одушевленными, чем живые.
Маяковский изменил не только поэзию, но и прежнее представление о ней, сознательно стал рупором идей и настроений эпохи. Стихотворения поэта — "оружие масс", он вывел поэзию из салонов на площади и заставил ее шагать вместе с демонстрантами.
Владимир Маяковский был твердо убежден в том, что людям. нужно новое искусство, что поэзия должна стать поэзией улицы, толпы, должна выражать ее гнев, ее любовь, ее отчаяние — настоящие, простые и сильные человеческие чувства:
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать.
Поэт подарил улице этот недостающий ей язык, позволил ей говорить, научил ее кричать о себе. Он сознательно принял идеи новой эпохи, потому что был уверен в их прогрессивности и гуманности, и считал, что своим пером он действенно участвует в революционном обновлении жизни, в очищении ее от грязи и мерзости.
Русской словесности Владимир Маяковский подарил новую индивидуальность поэта, преодолев, по мнению Б. Эйхенбаума, старое противоречие русской поэзии, обретя гармонию лирического и гражданского начал: "Маяковский вовсе не "гражданский" поэт в узком смысле слова: он создатель новой политической личности, нового поэтического "я", ведущего к Пушкину и Некрасову и снимающего их историческую противоположность, которая была положена в основу деления на "гражданскую" и "чистую" поэзию". Маяковский, в стихах которого бок о бок уживаются пафос и насмешка, оратория и частушка, здравица и проклятия, лирика и плакат, вывел за собой молодую поэзию Страны Советов на новые просторные пути. Его открытия восприняли и стали применять в своих стихах и другие поэты советской эпохи. Сам же Владимир Маяковский на протяжении всего творческого пути продолжал последовательно отстаивать свою дерзко-независимую позицию.
1928 года во время пребывания в Евпатории.
…допр — дом предварительного заключения.
13 августа Маяковский прочитал стихотворение по радио.
…от иверских шлюзов… — посредине нынешнего прохода на Красную площадь между Музеем В. И. Ленина и Историческим музеем находилась часовня Иверской божьей матери, затруднявшая вход на Красную площадь. Часовня снесена в 1920 году.
Мистер Хикс — Джойнсон-Хикс, Вильям (1865–1932) — Министр внутренних дел Англии в 1924–1929 годах, враждебно относившийся к СССР.
Матросов, Иван Константинович (1886–1965) — рабочий-изобретатель, создатель автоматического тормоза для железнодорожных составов, заменившего в 1930–1932 годах тормоз Казанцева.
Стихотворение написано в связи с Московской международной спартакиадой.
Стихотворение написано в связи с проектом постройки на месте бывшего Страстного монастыря здания Госиздата. Проект не был осуществлен.
Орешин, Петр Васильевич (1887–1943) — советский поэт.
Зозуля, Ефим Давыдович (1891–1943) — советский прозаик.
ГИЗ — Государственное издательство.
Стихотворение написано к открытию Пятого Всемирного конгресса КИМ 20 августа 1928 года.
КИМ — Коммунистический интернационал молодежи — международная массовая организация молодежи, являвшаяся секцией Коминтерна. Существовал с 1919 по 1943 год.
АХРР — ассоциация художников революционной России.
гросс — двенадцать дюжин (144 штуки) каких-либо предметов.
Никиш, Артур (1855–1922) — знаменитый венгерский дирижер, неоднократно выступал в России.
Фош Ф. (1851–1929) — французский маршал, командовавший вооруженными силами Антанты в конце первой мировой войны, ярый враг СССР.
заголовок повторяет название известного стихотворения Некрасова, написанного в 1858 году.
Стихотворение написано в связи с выпуском Третьего займа индустриализации СССР.
Иванов, Всеволод Вячеславович (1895–1963), Толстой, Алексей Николаевич (1883–1945) — советские писатели.
Родов, Семен Абрамович (1893–1968) — советский поэт и критик, неоднократно выступал против Маяковского.
25 августа Маяковский прочитал стихотворение по радио.
Христос не пешком пришел по воде… — согласно евангельской легенде, Христос прошел по воде Геннисаретского озера как по суше.
…не двинулись в Крым ни одна нэпачиха… — в связи с землетрясением в 1927 году обыватели боялись ехать в Крым летом 1928 года.
…брошюры доктора Фридлянда. — Имеется в виду книга: Л. С. Фридлянд. За закрытой дверью. Записки врача-венеролога. Л., 1927.
Повальная болезнь. Место первой публикации не установлено. Вошло в Сочинения, т. 7 (1930).
Маяковский 1 сентября 1928 года прочитал это стихотворение по радио.
МЮД — Международный юношеский день, который в 1915–1945 годах ежегодно отмечался как международный праздник солидарности молодежи. В Москве и других городах в этот день проводилась демонстрация.
Юнгштурм — организация революционной немецкой молодежи, созданная в 1924 году.
Стихотворение написано к XIV Международному юношескому дню и в связи с Всесоюзным культурным походом комсомола.
Лассаль, Фердинанд (1823–1864) — немецкий революционер, стоявший на позициях мелкобуржуазного социализма.
Воронов, Сергей Александрович (1866–1951) — профессор-хирург, занимавшийся проблемами омоложения.
…сбежал Северянин… — поэт Игорь Северянин (псевдоним И. В. Лотарева, 1887–1941) в марте 1918 года выехал на отдых в Эстонию и остался там после закрытия границы между РСФСР и Эстонской республикой в мае 1919 года.
…сбежал Бальмонт… — поэт Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) в 1921 году эмигрировал за границу.
В журнале стихотворение опубликовано с иллюстрациями и портретом Маяковского, читающего перед микрофоном.
Мусоргский, Модест Петрович (1839–1881) — великий русский композитор.
3. Воспитывающая цель: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей.
План урока:
Содержание этапов урока:
2. Постановка целей
3. Мотивация деятельности
4. Деятельность учащихся по теме урока
5. Итоги урока
6. Домашнее задание
Методы и формы работы:
Приём мозговой атаки
Работа с текстом
Организация частично-поисковой деятельности
Развёрнутый ответ на вопрос
^ 1. Организационный момент. Приветствие.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве В. Маяковского.
Но откроем новую творческую страницу с некоторой тайны. Если прислушаться к звучанию имени – Владимир Маяковский – то услышим столько звонких согласных звуков, и взрывных, и рокочущих, что можно составить представление о человеке с таким звонким именем. Открытый, резкий, решительный, всегда готовый к борьбе, но не к смирению.
^ 2. Постановка целей
Я хочу быть понят моей страной,
А не буду понят –
По родной стране пройду стороной,
- Откуда такие элегические ноты в лучшем из созданных произведений поэта во второй половине 20-х годов прошлого столетия?
- Какова же цель сегодняшней нашей встречи?
Установить связь между духовным миром поэта и миром, окружающим его.
3. Мотивация.
- Попытаемся глазами Маяковского посмотреть на тот мир, который был перед поэтом. Будучи человеком честным, умным, что он мог видеть?
^ Высказывания учащихся.
- Попробуем соединить все ваши высказывания в единую мысль.
Маяковский, считая себя глашатаем революции, искренне верил в то, что именно он должен указать миру, человечеству на его недостатки, грехи и помочь избавиться от них.
Но это было до революции! Наша задача ответить на вопрос:
^ 4. Деятельность учащихся по теме урока. Исследовательская работа в группах.
Исследовательская работа в группах.
В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают в группах по 5 - 6 человек. Они выбирают подтему главной темы. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, должен внести лепту в общую задачу. Дискуссия, обсуждение в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Вопросы для исследовательской работы в группах:
1. Кто или что является объектом сатиры Маяковского?
2. Каков предметный мир стихотворения?
3. Какие пороки и недостатки обличает поэт?
4. Что использует Маяковский из поэтического языка футуристов для создания образов? (грубая лексика, сравнения, гипербола, гротеск, ирония, новое значение старых слов, неологизмы, графические эффекты)
5. Сделайте вывод: В чем заключается социальный обличительный пафос стихотворения?
Выступление учащихся. Основные положения, выводы оформляются на доске.
Общий вывод:
В новом революционном обществе материальное и творческое также разъединены.
Ответ: Отношение Маяковского к миру не изменилось, оно осталось критичным.
Изменилось ли отношение мира к Маяковскому?
Ответ: Нет. Мир не понимает поэта!
5. Итоги урока. Рефлексия.
Достигли ли мы цели сегодняшней нашей встречи?
Установили ли связь между духовным миром поэта и миром, окружающим его?
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О дряни.
История создания – Стих написан в 1921 году в качестве реакции писателя на лицемерие определенной категории граждан, не принявших идеи революции, но сумевших приспособиться к новым реалиям.
Тема стихотворения – Протест против мещан, высмеивание их пороков.
Композиция – Блоки композиции весьма условны. Стихотворение состоит из зачина, экспозиции, кульминации и развязки.
Жанр – Сатирический фельетон.
Стихотворный размер – Дактиль, тонический стих.
История создания
Будучи, в первую очередь, не только поэтом, но гражданином своей страны, Владимир Владимирович никогда не оставался в стороне от происходивших в ней событий. Он обладал удивительной способностью подмечать все нарывы окружающей действительности, и открыто выставлять их напоказ на суд общественности. При этом методы его были зачастую ироничны, неприглядны и весьма негуманны.
Однако далеко не все граждане смогли искренне проникнуться идеями революции и жить в согласии с ними. Мимикрировав в новой обстановке, они по-прежнему исповедовали свои застарелые мещанские ценности. Именно этим людям – мещанам по духу – и посвятил свои строки поэт-бунтарь.
Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы
Главная тема произведения – обличение мещанства, которому удалось прекрасно приспособиться в обновленной стране. Однако поэт сразу предупреждает, что не имеет ничего против мещанства как сословия. Прежде всего, он высмеивает тех людей, чья сущность представляет собой смесь хамства, пошлости и двуличия.
Будучи отчаянным идеалистом, Маяковский всем своим естеством жаждал полной и безоговорочной победы нового строя над пережитками буржуазного социума. Однако этого не произошло, о чем горько сожалеет поэт в своем произведении.
Столь сильное неприятие мещанства поэтом связано с тем, что он прекрасно отдает себе отчет, насколько опасно оно для общества. Таких людей немало среди чиновников и в рядах правительственного аппарата, а это несет огромную угрозу всей идее коммунизма.
С хвостом годов я становлюсь подобием Чудовищ ископаемо-хвостатых.
Возможно, поэтому и усиливаются в его творчестве сатирические мотивы. И если в предреволюционные годы сатира была направлена против толпы, бесчувственной к словам поэта, то когда революция свершилась, сатирической мишенью Владимира Маяковского стали ее враги, прежде всего, внутренние. Например, мещане, которые не были пережитком прошлого. Мещанство, увиденное Маяковским, – порождение настоящего, а значит, вполне живучее, даже процветающее, особенно в условиях строительства новой советской жизни.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
По писателю: Маяковский Владимир Владимирович
Композиция
Кульминационным моментом в произведении является гневная речь изображенного на картине Карла Маркс, не выдержавшего махровой обывательщины.
Его весьма экспрессивное обращение служит логической развязкой в стихотворении.
Средства выразительности
Сатирические мотивы
Читайте также: