Талашкино культурный центр россии доклад

Обновлено: 17.05.2024

Художественное безвкусие с которым столкнулись страны Европы уже в конце XIX века привело творческую элиту к поиску новых путей с целью возрождения национальной культуры через народное творчество, посредством использования современных технологий. В Российской империи европейскую тенденцию также переняли, что привело к созданию уникальных культурных центров, призванных не только возродить былое великолепие русской культуры, но и в дальнейшем содействовать укреплению национального самосознания. Одним из таких центров в Западной России стало имение княгини Марии Клавдиевны Тенишевой в 20 километрах от Смоленска - Талашкино. Именно здесь, наравне с Абрамцево происходило формирование неорусского стиля.

Карта-схема территории историко-архитектурного комплекса "Теремок". Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"

Карта-схема территории историко-архитектурного комплекса "Теремок". Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"

Самые главные вопросы

Историко-архитектурный комплекс "Теремок" является самым популярным и посещаемым объектом культуры в Смоленской области. Здесь всегда многолюдно и среди гостей комплекса в большом количестве встречаются и зарубежные гости. Чиновники культуры с гордостью рапортуют о том, что музей не только не является убыточным, а ещё и приносит бюджету прибыль. И это звучит очень хорошо, так как после многих лет забвения музей возрождается и с каждым годом становится лучше. Но нужно разобраться с некоторыми вопросами, которые часто задают гости музея:

1. Отчего Талашкино так называется? Вопрос часто задают кассирам, смотрителям и ищут в интернете. А селение получило своё название в честь первого собственника, подданного польского Короля Сигизмунда III Гейдалу Талашке в конце XVI века, когда территория Смоленщины входила в состав Речи Посполитой. Фамилия Tałaszko является довольно распространённой в Польше.

2. Почему музей во Флёново? Говоря о сказочных строениях музея в путеводителях и даже научных исследованиях сообщается, что свой художественный замысел княгиня Тенишева реализовывала в Талашкино, хотя большинство объектов располагаются в небольшой деревушке Флёново , в трёх километрах от центральной усадьбы и многие гости "Теремка" полагают, что именно в Талашкино они и находятся. На самом деле, имение княгини действительно находилось в селе Талашкино , которое подарил ей супруг Вячеслав Николаевич Тенишев в 1893 году, а в 1894 году Мария Клавдиевна приобрела себе небольшой хутор Флёново , на территории которого и были впоследствии расположены художественные мастерские. Что касается построек в самом Талашкино, то до наших дней сохранился только большой парк с заболоченными прудами, а усадебный дом сожгли гитлеровцы во время оккупации, и на его месте построен Дом культуры.

Привет из сказки. "Теремок"

Маленький сказочный домик "Теремок" построенный в неорусском стиле выдающийся архитектором Сергеем Васильевичем Малютиным, встречает посетителей у подножья холма в самом начале комплекса. Домик был возвёден в 1901 году в качестве читальни. Бревенчатое здание покоится на основании из красного кирпича. Каждая деталь здания является произведением искусства и с любой стороны выглядит неповторимо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Проект

Работу выполнила

Опенкина Алина

Руководитель:

учитель географии

Тимофеева Г.А.

Актуальность

Талашкино – исторический и культурный центр Смоленщины.

История возникновения Талашкино- историческая справка.

2.2 М. К. Тенешева – знаменитая княгиня- меценатка.

2.3 Создание сельскохозяйственной школы.

2.4 Превращение сельскохозяйственной школы в художественно- промышленные мастерские.

2.5 Историко-этнографическая коллекция М. К. Тенишевой.

2.6 Самодеятельный театр в Талашкино.

2.7 Н.К. Рерих в жизни Талашкино.

2.8. Талашкино сегодня.

4. Библиография

5. Приложения

«Мне давно хотелось осуществить в Талашкине

еще один замысел. Русский стиль,

как его до сих пор трактовали,

был совершенно забыт.

Все смотрели на него,

как на что-то устарелое, мертвое,

неспособное возродить и занять место

в современном искусстве…

Мне хотелось попробовать,

попытать свои силы в этом направлении,

призвать к себе в помощь художника

с большой фантазией, работающего

над этим старинным,

Я решила как можно больше узнать об этом удивительном уголке Смоленщины. Ведь это история нашего края, наше историческое и культурное наследие и мы должны хранить то, что создавали и оставили нам наши Великие предки.

Поэтому целью моей работы является:

Познакомиться с историей возникновения Талашкино;

Узнать больше о знаменитой княгине М.К.Тенишевой;

3. Узнать том, как создавалось Талашкино - великое культурное наследие Смоленщины, какие знаменитые мастера здесь работали.

2.1. История возникновения Талашкино – историческая справка.

Село Талашкино известно с XVII века. В эпоху польского влады-
чества при короле
Сигизмунде 111 (1611—1632) оно было пожаловано
польскому шляхтичу
Гейдалу Талашке, а в начале XVIII века за вер-
ную службу русскому престолу даровано одному из представителей это-
го рода,
Шупинскому. Впоследствии семья обрусела, и в конце
XIX века владелицей имения Талашкино стала Екатерина Константи-
новна
Святополк-Четвертинская (урожденная Шупинская).

В 1893 году Святополк-Четвертинская продает имение своей подруге Марии Клавдиевне Тенишевой. 2

Новые хозяева не стали перестраивать деревянный одноэтажный на каменном подклете барский дом, а только заполнили его картинами, акварелями, скульптурой, майоликой. В стремлении создать в отдалении от больших городов своего рода эстетический комплекс Тенишева не была одинока. Достаточно вспомнить подмосковное Абрамцево. Но нигде не было подобного размаха, отлично организованной на протяжении двадцати лет творческой работы, таких успехов и резонанса не только в России, но и за рубежом. С тех пор эти два понятия Тенишева и Талашкино — становятся синонимами, их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга.

____________________________________________________

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Париж, 1902 г. Приложение 1.

2.2 М. К. Тенешева – знаменитая княгиня- меценатка.

Известная меценатка, княгиня М. К. Тенишева была удивительной личностью, обладала широкими познаниями в искусстве. Где, когда, в какой стране благотворитель не только жертвовал деньги на доброе дело, но и сам проявил бы себя в таком широчайшем деятельностном диапазоне, как М. К. Тенишева — певица, художник, историк, археолог, архитектор, педагог, ученый, писатель? Разносторонне одаренный человек, она сочетала в себе подлинную артистичность с постоянным стремлением к общественно полезному применению своих способностей и знаний. Талашкино — апофеоз благодатных начинаний Тенишева, самая яркая и

знаменательная страница в ее жизни и деятельности. На протяжении почти четверти века Талашкино являлось крупным художественным центром России. Наряду с подмосковным Абрамцевым Талашкино суждено было стать живым источником вдохновенных поисков возрождения красоты и гармонии народного искусства.

О Марии Клавдиевне Тенишевой надо говорить стихами. И не только потому, что она известная меценатка, она уникальный талантливый человек и замечательная женщина. Еще в молодости Тенешева мечтала отдать свои средства на служение народу. Получив хорошее образование, она уезжает в Париж брать уроки пения в оперной студии Маркези, где знакомиться с И. С. Тургеневым, М. Г. Савиной, А.Г. Рубинщтейном. Там же в Париже берет уроки рисунка, некоторое время занимается в школе Штиглица в Петербурге у Н. А. Гоголинского, Я. Ф. Ционглинского, И. Е. Репина, с которым познакомились в 1891 году.

Но Вячеслав Николаевич к средствам относился очень бережливо так как задумал немало грандиозных дел, а Марии Клавдиевне муж выделял не так уж много. Тенишева продаёт бриллианты, западную коллекцию редких вещей, которые собирала еще до замужества, и покупает предметы русской старины, акварели. Ее коллекция русской и зарубежной графики была одной из лучших в России – Тенишева хотела показать историю развития этого вида искусства.

Е. К. Святополк – Четвертинская уступает ей часть сокровищ от своих родственников, в 1895 голу молодой еще А. Н. Бенау начинает пополнять коллекцию Марии Клавдиевны. Уже через год ее собранием заинтересовался П. М. Третьяков и специально приехал в Петербург ознакомиться с ним.

В 1897 году Тенишева организовала выставку своего собрания, а через год передала русскую часть музею Александра 3. Это более 500 произведений. А в 1910 голу она добавила к тому дару еще 60 работ.

А. Н. Бенау не только сам в течении трех лет получал материальную поддержку Марии Тенишевой, но и смог благодаря ей поселиться с семьей в Париже. Он же рекомендует ей своих друзей К. А. Сомова и Л. С. Бакса; а она отвечает ему, что первая оценила Сомова, доказательства чему – покупка его вещи на акварельной выставке. Тенишева приобрела почти все ранние произведения Л. С. Бакса.

Каждая коллекция талашкинского собрания, а это тысячи предметов: будь то металл, дерево, ткани, стекло, керамика _ отличались полнотой, обилием, которым нет аналогов. Они позволяли проследить развитие основных художественных центров России. А сколько было в музее редких памятников!

Так и вышло. Эмигрировав в 1918 году во Францию, она оставила все сокровища на родине и зарабатывала на пропитание собственными работами по эмали.

Крупнейшую русскую меценатку княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву знала не только вся Россия, но и Европа. Доходили слухи об её сокровищах и до Америки.

Е. И. Рерих в 1925 году назвала её настоящей Марфой – Посадницой.

В 2008 году исполнилось 150 лет со дня рождения Марии Клавдиевны Тенишевой.

НАВИГАЦИЯ: Страны Европа Россия

Усадьба в Талашкино

Вторая половина девятнадцатого столетия засвидетельствована всплеском интереса к декоративно прикладным искусствам, что интерпретировалось как подтверждение национального самосознания во многих странах, от Финляндии до США. И Россия не исключение в этом списке. Одним из известных центров возрождения народных и декоративных искусств находился в усадьбе Талашкино, принадлежащей княгине Марии Клавдиевны Тенишевой. Талашкино имела не меньшее значение, чем знаменитая усадьба Саввы Мамонтова Абрамцево в культурной жизни страны.

Деревня Талашкино (талашиться=суетиться), расположенная в восемнадцати километрах к юго-востоку от Смоленска, известна ещё с семнадцатого века, когда она была предложена польским королем Сигизмундом III семье Шупинским. После деревня стала собственностью княгини Екатерина Святополк-Четвертинская, подруги Тенишевой. В 1893 году княгиня продала имение Тенишевым. Мария Клавдиевна Тенишева (Пятковская) интересовалась искусствами с юного возраста, она изучала музыку и живопись в Париже.

Первый брак Марии Клавдиевны закончился разводом, а в 1892 году она вышла замуж за князя Вячеслава Николаевича Тенишева, успешно объединившего благородную родословную с предпринимательским успехом в железнодорожном и банковском деле. Одним из самых известных социальных проектов Тенишево было открытие Тенишевского училища в Санкт-Петербурге, среди его выпускников Владимир Набоков, Осип Мандельштам, Корней Чуковский. Супруги сначала обосновались возле фабрики, которая принадлежала Тенишеву в Брянской области, где Мария Клавдиевна основала школу для детей рабочих и участвовала в разных благотворительных мероприятиях для местного сообщества.

Территория Талашкино

В 1896 году Тенешевы купили имение Талашкино с хутором Флёнов, где Мария Клавдиевна, со всей страстью увлеченная русской стариной, смогла реализовать свои интересы и способности, объединив их с благотворительными и образовательными проектами.

Важной целью являлось образовать местных крестьянских детей таким образом, чтобы они могли продолжить ремесленные традиции, которые в эпоху промышленного развития и стандартизации оказались на грани вымирания. Мария Клавдиевна превратила хутор Флёнов, в четырех километрах от Талашкино в сельскохозяйственный центр, основав там уникальную сельскохозяйственную школу и интернат для мальчиков-сирот. Собственно современное Талашкино и есть Флёнов.

Церковь святого Духа

Церковь намеревались отштукатурить, но революция 1905 года помешала продолжить строительство и здание осталась в незаконченном виде. Но с другой стороны, не отштукатуренные кирпичные стены, дают представление о большом мастерстве строителей. В 1910-1914 годах её украсили мозаикой, набранной по рисункам Николая Рериха.

Здание бывшей сельскохозяйственной школы

Одно из примечательных мест Смоленщины – небольшое село Талашкино, расположенное в восемнадцати километрах от Смоленска. История Талашкина известна как минимум с конца XVI века, когда оно было пожаловано королём Сигизмундом III полякам Шупинским.

В начале ХIХ века село Талашкино принадлежало уездному предводителю дворянства Николаю Александровичу Шупинскому. Его жена Е. И. Шупинская была урожденной Толстой. Впоследствии имение перешло к их сыну Константину, а затем Талашкино унаследовала его дочь, Екатерина Константиновна Шупинская (в замужестве Святополк-Четвертинская).

В 1893 году М. К. Тенишева уговорила свою близкую подругу Е. К. Святополк-Четвертинскую продать ей Талашкино.

Благодаря художественным склонностям М. К. Тенишевой, имение превращается в художественный центр. Новые хозяева не стали перестраивать деревянный одноэтажный барский дом, а только заполнили его картинами, акварелями, скульптурой, майоликой. Появился здесь и театр, перестроенный из старого флигеля.

Декоративные ворота

С 1893 по 1914 г. Талашкино – значительный центр российской художественной жизни, сопоставимый с Абрамцевым. Мария Клавдиевна сумела создать здесь совершенно особую творческую атмосферу, что привлекало сюда людей талантливых, одаренных, ищущих. В Талашкине бывали и работали живописцы С. В. Малютин, М. А. Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. Е. Репин, скульптор П. П. Трубецкой, композиторы А. А. Андреев и И. Ф. Стравинский и другие.

Поставив цель возродить крестьянские художественные ремёсла, Тенишева и приглашённые ею художники организовали учебные и художественно-промышленные мастерские: вышивальную, резную, гончарную, эмальерную.


Мозаика, выполненная Рерихом. Церковь Святого Духа. Талашкино.

Часть 3 — продолжение

Если вы оказались в Смоленске, вы не можете покинуть этот город, не посетив Талашкино, которое находится в 18 км от Смоленска. Талашкино для Смоленска, то же, что Абрамцево
для Москвы. И там, и там возникли известные по всей России художественные центры, в которых общались и творили лучшие художники своего времени. Талашкино стало таким центром благодаря Марии Клавдиевне Тенешевой – одаренной, необыкновенной женщине.

Владелицей Талашкина была подруга Тенешевой Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская (домашние звали ее Киту). Марии Клавдиевне и ее мужу очень нравилось это место и они были там частыми гостями. Однако, Тенешевы опасались, что Киту это имение продаст и оно попадет в чужие руки, так как Киту болела и она изъявляла такое намерение. И Тенешев решил сам купить это имение, чтобы оно числилось за ним, а прежняя хозяйка жила бы в нем пожизненно. Итак, Мария Клавдиевна стала полноправной хозяйкой Талашкина.

И так как Мария Клавдиевна была очень деятельной натурой, она развернула кипучую деятельность. Тенешева
организовала сельскохозяйственную школу. Учениками этой школы были дети из окрестных деревень, причем кто-то из детей был пансионером, как правило, это были сироты, а кто-то жил на полупансионе, т.е. день проводили в школе, а ночевали дома. Они изучали сельское хозяйство, работали в поле и в оранжереях, где выращивали, в том числе, заморские фрукты. Помимо сельского хозяйства дети учились музыке. Мальчиков обучали игре на балалайке. Их обучал, а в дальнейшем руководил оркестром балалаечников профессионал Лидин. Балалайки делали в собственных мастерских, но руководил их изготовлением мастер, выписанный из Петербурга. Эти балалайки были особые, талашкинские. Их расписывали не кто-нибудь, а знаменитые художники — Малютин, Головин, Врубель и сама Мария Клавдиевна.


Занавес театра в Талашкино

Для школы были организованы знаменитые талашкинские мастерские. Мастерскими руководил художник Малютин. В них изготовлялась
художественная мебель, красивые деревянные панно, керамика, уникальные изразцы для печей, в общем, предметы нужные в быту, но уникально оформленные. Эти мастерские имели 3 цели: во –первых, в них обучали мастерству крестьянских детей; во-вторых, княгиня хотела, чтобы благодаря мастерским бал создан особый русский стиль и третье — продавать изделия и этим частично компенсировать свои расходы по содержанию школы. В Москве в Столешниковом переулке у Тенешевой был собственный магазин, где продавалась продукция мастерских.

Читайте также: