Достойное отношение к телу умершего доклад

Обновлено: 28.06.2024

Презентация на тему: " ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ У ТРУПА. Этические принципы эксплантации органов и тканей у трупа. Типы регулирования : рутинный забор," — Транскрипт:

1 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ У ТРУПА. Этические принципы эксплантации органов и тканей у трупа. Типы регулирования : рутинный забор, презумпция согласия, презумпция несогласия. Аргументы сторонников презумпции несогласия.

2 ЭТИКО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСМЕРТНОЙ ЭКСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ( ИЛИ ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА 2 Основным источником органов и тканей для трансплантации является трупное донорство. рутинное изъятие принцип презумпции согласия принцип презумпции несогласия. Существуют три основных вида юридического регулирования изъятия органов у умершего человека :

3 Необходимо посмотреть на эту проблему не только с точки зрения больного (реципиента), но и с точки зрения умершего, у которого изымают органы (донора), а для этого нужно проанализировать виды юридического регулирования изъятия органов.

4 Суть принципа рутинного забора заключается в том, что тело после смерти человека согласно этому принципу становится собственностью государства. Это означает, что решение об изъятии органов принимается исходя из интересов и потребностей государства.

5 В частности, они дают службам здравоохранения полномочия производить вскрытие, забирать органы для научных и прочих манипуляций, использовать физиологические жидкости и ткани трупа для самых разных целей.

6 Здесь в полной мере реализуется исходная установка утилитаристской этики: некоторое ограничение права на автономию индивида, который лишается права контролировать судьбу уже бесполезных для него останков, перевешивается очевидным благом для общества в липе потенциальных реципиентов, жизнь которых может быть спасена в результате пересадки.

7 Подобная практика лишает человека права быть хозяином своего тела, осуществляя контроль над ним непосредственно - через механизм завещания или опосредованно - через волеизъявление своих родственников.

8 Моральная заповедь не укради! предостерегает не только против нарушения уголовного закона, который может и отсутствовать, но и против любого присвоения человеком того, что ему не принадлежит. Отношение к чужой собственности характеризует развитость морального самосознания граждан.

9 Как справедливо утверждает американский биоэтик Р. Витч : "в обществе, которое ценит достоинство и свободу личности, мы должны иметь возможность контролировать то, что происходит с нашими телами не только при жизни, по и. в разумных пределах, после ее окончания"

10 Основные принципы рутинное изъятие принцип презумпции согласия принцип презумпции несогласия. Рутинное изъятие утратило свою правомерность в современном обществе, поэтому правильнее будет сказать, что основных принципа два : принцип презумпции согласия и принцип презумпции несогласия.

11 ПРЕЗУМПЦИЯ СОГЛАСИЯ Презумпция согласия означает, что каждый гражданин изначально согласен, что его органы после смерти будут использованы для пересадки другим. Т. е., если на момент смерти человека у врачей не будет документа от пациента, что он против, или не придут и не заявят об этом родственники, то органы могут быть забраны. Отсутствие выраженного отказа трактуется данным принципом как согласие.

13 В то же время закон не обязывает медицинских работников испрашивать разрешение родственников на изъятие органов у трупа в момент смерти близкого им человека.

15 Важнейшим условием для реализации права человека или его родственников на отказ от изъятия органов является полная информированность населения о сути этого права и о механизмах фиксации своего отказа. На примере России можно сказать, что на сегодняшний день большинство не знает, что по закону все граждане согласны быть донорами и врач не обязан спрашивать согласия у родственников умершего. Данная модель фактически нарушает принцип добровольного информированного согласия. При таком принципе возникает риск криминализации данной отрасли медицины.

17 В соответствии с презумпцией несогласия предполагается, что каждый человек заранее не согласен с тем, что его органы будут пересажены другому человеку. ПРЕЗУМПЦИЯ НЕСОГЛАСИЯ Органы можно изъять только в случае получения прижизненного согласия от самого человека либо согласия родственников после его смерти.

18 презумпция несогласия принцип узкого согласия Принцип узкого согласия предполагает учет только мнения потенциального донора. Волеизъявление родственников не учитывается. принцип расширенного согласия. При расширенном согласии учитывается не только волеизъявление донора при жизни, но и родственников донора после его смерти.

20 Каждый гражданин должен определить свое личное отношение к данной проблеме, а государство, должно обеспечить надежную законодательную базу для реализации принятого решения и защиты прав граждан, как реципиентов, так и доноров.

21 Подобная система создает условия для придания исключительного права личности или ее родственников на определение судьбы своего физического тела, обеспечивает охрану телесной неприкосновенности после смерти человека, снижает потенциальную возможность криминализации данной отрасли медицины, усиливает веру человека в достойное отношение к его телу после смерти.

Правовые, этические аспекты медицинских манипуляций. Медико-биологические эксперименты с использованием трупного материала. Вопрос использования отдельных частей тела в гражданском обороте. Отношения врача и умершего, человеколюбие и нравственные понятия.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.11.2014
Размер файла 18,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат по биоэтике на тему:

Отношение к мертвому телу

Москва, РГМУ 2006

Содержание

1. Общая схема проблемы

2. История развития правовых аспектов

3. Мертвое тело и отношение к нему

4. Правовые и этические аспекты медицинских манипуляций

5. Общество и проблема

1. Общая схема проблемы

С проблемой отношения к мертвому телу человека биоэтика, как область медицинского знания, особенно остро сталкивается при рассмотрении следующих манипуляций -

1. донорство от трупа - трансплантация органов и тканей

2. обучение студентов и медико-биологические эксперименты с использованием трупного материала

В будущем, вполне вероятно так же использование генного материала трупа для осуществления репродукционных технологий.

2. История развития правовых аспектов

Несмотря на то, что юридические документы не включают в себя прямых моральных и этических оценок, они могут служить объектом исследования изменения отношений к мертвому телу с ходом истории. Отдельные примеры мы находим уже в римском праве. Известны, в частности, изречения относительно вопросов, связанных с определением судьбы тела умершего человека. Они касается таких аспектов, как порядок проведения похорон, определение субъекта, ответственного за несение соответствующих расходов и т.д. Вопрос использования отдельных частей тела в гражданском обороте прежде всего касался использования волос для париков, когда наличие права собственности на такой предмет и возможность совершения с ним сделок и иных действий юридического характера не вызывало сомнения ни у кого.

В новое время тело человека становится уже предметом судебных споров. Известны, по крайней мере, три судебных дела, слушавшихся в Англии в 19 веке, связанных с решением споров о наличии у родственников определенных прав по отношению к телу умершего человека? Несмотря на всю сложность проблемы, прежде всего с этической точки зрения, суды вынуждены были решать с формально-юридической стороны вопрос о том, кто из родственников имеет право произвести похороны (перезахоронение) и почему право одних родственников имеет приоритет перед другими.

В целом же попытки использования права не выходили за рамки отдельных, достаточно узких и специфичных вопросов. Применение правовых конструкций не носило массового характера, поскольку в большинстве своем проблемы решались на уровне обычаев и традиций. Как представляется, ранее вопрос о признании тел и частей тел вещами и их статусе в качестве таковых серьезно не ставился по двум причинам:

1) отсутствие широкого применения и, вследствие этого, отсутствие потребности в обороте частей тела;

2) своеобразное табу на использование человеческого тела и его частей, имеющее религиозные корни.

Мертвое тело в правовом аспекте в целом, сегодня не может рассматриваться как вещь и как объект права собственности. В решениях американских судов отмечалось, что отношения между ближайшими родственниками и другими людьми в отношении мертвого тела носят характер имущественного интереса (property interes). Можно сказать, что это отношения характеризовались как отношения, близкие к отношениям собственности. Соответственно, они получили наименования прав квази-собственности.

3. Мертвое тело и отношение к нему

Изменения, произошедшие в мире в XX веке, заставляют по-иному взглянуть на существование человека как физического объекта. Повышенный интерес к этой теме обусловлен прогрессом в медицине и биотехнологии, благодаря которому появилась возможность осуществлять множество манипуляций с телом человека, не известных ранее.

Несмотря на смерть человека, его тело продолжает существовать как физический объект. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяет тело как "организм человека или животного в его внешних, физических формах". Организм при этом - "живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи". Организмом как "живым целым" тело является при жизни человека. После смерти к нему применимо скорее уже другое определение тела (данное тем же словарем): "отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутой поверхностью".

Однако, несмотря на превращение, со смертью человека, его тела в неодушевленный предмет материального мира и либеральная естественно-научная (1) и традиционная православно-христианская (2) точки зрения сходятся в необходимости уважительного и бережного отношения к телу покойного:

1) "Восприятие мертвого человека как человека - сегодня скорее инерция сознания, базирующаяся на морально-этической и религиозной традиции. Однако эта естественная инерция играет сдерживающую роль: восприятие мертвого человеческого тела (в отличие от тела животного) как материального объекта и уж тем более как вещи, мысль об использовании его для удовлетворения потребностей живых людей и вопрос о праве собственности на него представляются кощунственными." (к.ю.н Майфат А.В.)

4. Правовые и этические аспекты медицинских манипуляций

Таким образом, отношение к мертвому телу непосредственно связано с уважением к личности, что является одной из основ современной цивилизации как с религиозной, так и с научной точек зрения. Рассматривая возможные медицинские манипуляции с телом умершего, невозможно не обратить внимание и на другую проблему - "прагматическое использование трупов в медицине, как правило, влечет за собой усиление потребительского отношения к человеку." (Силуянова И.В.) Это же отмечает и дьякон Першин М., говоря о распространенном неуважительном отнешении к трупу в учебном процессе "Самому умершему человеку эти издевательства не вредят. Но они калечат будущих врачей. На уровне профессиональном опасность в том, что такой медик перенесет свое глумливое отношение к умершему на живых.". Он же отмечает, что с православной точки зрения "никакие манипуляции с телом не причиняют вреда умершему" (имеется в виду душа), подкрепляя это мнение примерами из истории христианства, однако заставляет читателя-медика задуматься о душе собственной. Понимание смерти как "последнего момента действительной жизни" (Несмелов В.И.) переводит отношения врача и умершего в область человеколюбия и нравственных понятий. медицинский врач трупный умерший

Итак, несмотря на кажущееся сходство в позициях христианской биоэтики и либерального, естественно-научного подхода в отношении к личности и, как результат, к мертвому телу - основой неразрешимых споров является разность подходов в отношении к смерти. В христианской традиции смерть понимается как разделение души и тела и как откровение духовного мира. Христианская биоэтика утверждает богоподобие человека и рассматривает его тело как храм Бога. "Христианство культивирует отношение к смерти не как к окончательной стадии бытия, а как к переходу к высшему смыслу, соединению с Богом." (Кетова Т.Н.). Однако, отношение к смерти в западно-европейской культуре прошло длительный путь эволюции -- от понимания смерти как естественного продолжения жизни души в ранних культурах, до противопоставления жизни и смерти, вытеснению смерти из спектра ценностей в светской жизни. Это восходит к ставшему основой для современной научной мысли картезианскому восприятию тела как механизма (Р.Декарт, "О методе"). Такое отстраненное отношение к смерти не может не сказаться на отношении к мертвому телу в современной культуре.

5. Общество и проблема

Яркую иллюстрацию противоречий возникающих в обществе по этому поводу можно наблюдать изучая отзывы печати об относительно недавно прошедших выставках "BodyWorlds" профессора медицины Гютера Хагенса, на которых для широкой публики были представлены зафиксированные (мумифицированные) специальным образом препараты органов человека и целых человеческих тел. Отличие этой выставки от музейной экспозиции в том, что, несмотря на декларируемую Хагенсом научную и просветительскую направленность, демонстрация, очевидно, была ориентирована в сторону искусства или, скорее, перфоманса (performance), инсталляции, в современном постмодернистском понимании. Общественность давала эпитеты самому Хагенсу и его работам от "омерзительный" и "фашистский" до "великолепный" и "истино эстетический". Относительно правовой стороны вопроса - британские юристы так и не смогли определить правомочность проведенного Хагенсом в Лондоне публичного вскрытия, а так же, судя по всему, не нашлось никаких доказательств незаконного использования самим Хагенсом тел. Однако в Новосибирске было возбуждено уголовное дело против врача судмедэкспертизы, о незаконном вывозе тел наших соотечественников для коллекции Хагенса.

Приведенный пример дает представление о том, какое равнодушное и даже преступное отношение к мертвому телу, в действительности, несмотря на общепризнанные человеческие ценности, может быть продемонстрировано обществом, и представителем современной медицинской науки.

Литература

1. Биоэтика в России - ценности и законы // Силуянова И.В.

2. Статус мертвого тела в философской антропологии и медицине // Першин М.

3. Проблема смерти и эвтаназии в христианской биоэтике // Кетова Т.Н.

4. Тело человека, его отдельные части как объекты правового воздействия. // Майфат А.В

Несколько дней назад в соцсетях и на некоторых новостных сайтах появились фотографии из морга, расположенного в Томске по адресу ул. Нахимова, д. 3, ст. 5. Снимки всколыхнули томскую общественность и стали причиной для обсуждения многих тем, в том числе и темы уважения к завершению человеческой жизни.

Обращения с фотографиями из морга также поступили и на адрес электронной почты регионального Уполномоченного. Оценивать их подлинность, конечно, не входит в компетенцию омбудсмена.

В комментариях к фото указывалось, что хранилище переполнено, а тела сложены даже на полу, причем неаккуратно, кучей. Кроме того, в помещении морга, среди тел, упакованных в черные мешки (на некоторых из них видны бирки с надписями СOV…) сфотографирован человек без соответствующих средств индивидуальной защиты.

Помимо этого он сообщил, что потребовал от руководителя бюро четкого исполнения требований по выдаче и хранению тел умерших. Кроме того, патологоанатомическое бюро теперь обязано установить систему видеонаблюдения на территории морга для обеспечения контроля.

Уполномоченный по правам человека в Томской области Е. Карташова изучила всю информацию, поступившую в аппарат омбудсмена, и полагает, что формулировка выводов о наличии в морге проблем с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях распространения новой коронавирусной инфекции – это компетенция контролирующих органов.

Однако очень важно, чтобы наряду с обсуждением соблюдения санитарно-эпидемиологических требований не осталась в стороне и морально-этическая составляющая работы морга, его сотрудников, а также тех, кто распространил эти снимки в сети Интернет.

Мнение Уполномоченного по правам человека - никакие благие цели не могут служить оправданием неуважительного и недостойного отношения к телам умерших людей.

Конституция РФ гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Права и свободы человека и гражданина в соответствии с Основным законом страны являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием

Согласно статье 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством; никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению. Эти положения корреспондируют предписаниям статьи 1 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, а также статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о том, что никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

В силу приведенных положений каждый человек имеет право на уважение окружающих, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека.

Охраняя достоинство личности, государство должно гарантировать достойное отношение к памяти человека, то есть обеспечивать человеку возможность рассчитывать на то, что и после смерти его личные права будут охраняться, а государственные органы, официальные и частные лица – воздерживаться от посягательства на них.

Учитывая указанное, государственный правозащитник обратился к заместителю Губернатора Томской области по социальной политике И.А. Дееву с просьбой принять меры, направленные не только на исполнение нормативных требований по выдаче и хранению тел умерших, но и на обеспечение в моргах в целом достойного отношения к телам умерших людей. Уважение памяти и достоинства умершего человека, которое распространяется и на его тело после смерти, является одним из показателей цивилизованного общества, тем, что отличает нас от других биологических существ.

Кроме того, в рамках рассмотрения поступивших обращений, Уполномоченным направлено в Управление Роспотребнадзора письмо с просьбой проверить соблюдение в морге при томской горбольнице №3 санитарно-эпидемиологических требований в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Правовые аспекты отношения к мертвому телу

Несмотря на то, что юридические документы не включают в себя прямых моральных и этических оценок, они могут служить объектом исследования изменения отношений к мертвому телу с ходом истории. Отдельные примеры мы находим уже в римском праве. Известны, в частности, изречения относительно вопросов, связанных с определением судьбы тела умершего человека. Они касаются таких аспектов, как порядок проведения похорон и определение субъекта, ответственного за несение соответствующих расходов.
Вопрос использования отдельных частей тела в гражданском обороте ранее касался использования волос для париков, когда наличие права собственности на такой предмет и возможность совершения с ним сделок и иных действий юридического характера не вызывало сомнения ни у кого.
В новое время тело человека становится уже предметом судебных споров. Еще в XIX веке известны 3 судебных дела, слушавшихся в Великобритании, связанных с решением споров о наличии у родственников прав по отношению к телу умершего человека. Несмотря на всю сложность проблемы, прежде всего с этической точки зрения, суды вынуждены были решать с формально-юридической стороны вопрос о том, кто из родственников имеет право произвести похороны (перезахоронение) и почему право одних родственников имеет приоритет перед другими.
Мертвое тело в целом, сегодня не может рассматриваться как вещь и объект права собственности. Отношения между ближайшими родственниками и другими людьми в отношении мертвого тела носят характер имущественного интереса (property interes).

Мертвое тело и отношение к нему

У нас в России, характерная народная черта – религиозное отношение к мертвому телу, исполненное любви, нежности и благоговения. Ужасны и отвратительны черты смерти повсюду, но мы одеваем их благоговейным покровом, мы окружаем их торжественною тишиною молитвенного созерцания. Мы не бежим от своего покойника, а стоим над ним три дня и три ночи с чтением, с пением, церковною молитвою. Погребальные молитвы наши исполнены красоты и величия… и, когда слышишь их, кажется, не только произносится над гробом последнее благословение, но совершается вокруг него великое церковное торжество в самую торжественную минуту человеческого бытия.
К. П. Победоносцев, статский советник, юрист

Сравнение различных конфессий

Отношение к передаче тела для исследования органов различные конфессии выражают следующим образом:
Православные. Запрещено.
Католики. Разрешено.
Протестанты. Разрешено.
Иудеи. Запрещено.
Мусульмане. Запрещено.

Значение похоронных причитаний

Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его.
М. Булгаков

Обряды похорон у разных народов

Похороны в Древней Греции

В Древней Греции хоронить мертвых считалось святой обязанностью. Был случай, когда афиняне приговорили к смерти своих полководцев, выигравших битву при Аргинузах в 406 г. до н. э., за то, что они не собрали из-за сильной бури тела погибших воинов и не предали их земле.
Правила погребения распространялись даже на чужеземцев и противников. Погребали и своих, и чужих воинов, павших в бою. Если врага не могли похоронить, то его тело, по крайней мере, забрасывали землей. Эти правила христианских традиций с некоторыми изменениями, рассмотренными в главе 2, дошли до наших дней.
С той поры, как законами Солона (640–560 гг. до н. э.), афинского архонта, были уничтожены варварские обычаи, обряд погребения в Греции происходил следующим образом.
Сразу после смерти умершему клали в рот монету (обол) – то была плата для Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида. Затем покойника обмывали ближайшие родственники (как правило, женщины), намазывали маслом, делали венок из еловых веток или сельдерея, одевали в белые одежды. В гроб клали медовый пирожок-чтобы задобрить Цербера (собаку Харона).
На второй день после смерти тело выставляли в передней части дома так, чтобы ноги покойника были обращены к двери дома.
Родственники и друзья покойного находились в доме, а родственницы сидели вокруг постели умершего. При этом допускалось и присутствие посторонних женщин, но не моложе 60 лет. Женщины плакали, но чрезмерные выражения печали (в кои входило и, например, царапание лица) были запрещены законом Солона.
Возле постели умершего ставили разрисованные глиняные сосуды, а при входе в дом стоял сосуд с водой, взятой из чужого дома, для омовения входящих (дом, в котором умер человек, считался нечистым). Ритуальными обрядами занимались сначала родственники, а впоследствии и посторонние люди за плату.
На третий день перед восходом солнца происходил вынос тела.
Его сопровождали нанятые плакальщицы или флейтисты, родственники и друзья. Труп или кремировали (сжигали), или хоронили в земле в гробах. Место для погребения находилось, как правило, вне города (в Спарте – внутри), но близ дороги, порой по ее обочинам.
Часто умерших хоронили в их имениях. В самих Афинах было отведено специальное место для погребения – перед конскими воротами. Надгробные камни, холмы, столбы, колонны, храмообразные здания были собственностью семьи умершего, так что даже на суде право собственности на место погребения являлось доказательством родства.
В могилу вместе с гробом клали сосуды и другую утварь. В более поздние времена этот обычай исчез.
После погребения в доме усопшего родственники собирались на тризну.
На 3-й день после смерти приносилась жертва, а на 9-й день – главная жертва, и еще одна жертва – на 30-й день (кровавые жертвы в Афинах были запрещены).
Все это время родственники носили внешние знаки траура – черную (или в некоторых областях белую) одежду, снимали украшения, стригли волосы.

Похороны в Древнем Риме

В Древнем Египте

У славян

На Дальнем Востоке

Племена айнов (Дальний Восток) первоначально хоронили мертвых недалеко от хижин; впоследствии стали устраивать отдельные кладбища. При этом применялись захоронения двух типов: подземное, с установкой надгробия, и наземное, когда тело помещали в ящик в форме домика. При захоронении в земле в качестве гробов айны зачастую использовали плетеные циновки, в которые заворачивали покойника. Если умирал вождь, его тело бальзамировали, высушивали и хоронили не ранее чем через год.
Айны на мертвецах не экономили, но, снабжая их инструментами, курительными трубками, оружием, домашней утварью, все предметы предварительно разламывали. Исследователи считают, что это обосновывалось потребностью освободить души вещей от материальной оболочки.

Похоронные традиции Чукчи

Христианизация практически не затронула чукчей. В начале XX века православными числились около 1,5 тысяч чукчей. У этой народности до сих пор распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывают действию злых духов (келет), охотящихся за человеческими душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно почитаются белый медведь, кит, морж.
Раньше каждая семья имела набор священных предметов: связку амулетов, бубен, прибор для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло; огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться только среди родственников по мужской линии.
Умерших сжигали на костре или оставляли в тундре, перед этим одевали в погребальную одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжелой болезни, горя, обиды часто предпочиталась добровольная смерть от руки родственника; считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь.
Был развит шаманизм. Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубнах, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шаманы-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот.
Особого костюма шаманы не имели.

Шаманские могилы

Особенности похорон у других народов

Насколько допустимо, согласно мусульманским канонам, резать трупы, например, для определения причины смерти?

Приведу несколько мнений[1], которые касаются этого вопроса:

Современный богослов аз-Зухайли (и не только он) считает, что в случаях вынужденности и необходимости, к которым относятся, например, медицинские исследования, определение причины смерти покойного, уголовное разбирательство, где необходимо заключение экспертов о мотивах смерти в доказательство вины или невиновности подозреваемого, допускаются анатомические исследования тела покойного[2].

Уважаемый Шамиль, я студентка 1-го курса медицинского факультета. Стать врачом мечтала со школьной скамьи и, разумеется, в то время анатомические театры (так называемые анатомички) я считала неотъемлемой и дозволенной с точки зрения религии частью будущего образования. Ныне, пребывая в хранилищах заспиртованных органов, трогая руками останки костей, мышц, внутренних органов, некогда функционировавших в живом организме, присутствуя на препарированиях трупов, каждый раз проходя мимо забальзамированных трупов, подвешенных к потолку в учебной аудитории, у которых довольно отчетливо видны черты лица, наблюдая, как студенты порой самым нехорошим образом прикалываются над ними, я все чаще стала задаваться вопросами: допустимо ли это? а как к этому относится моя религия?

Как в исламских государствах решают проблему работы студентов медицинских вузов с трупным материалом? Если анатомические театры незаменимы вовсе, то почему нельзя устанавливать определенные сроки, по истечении которых трупы должно захоронить? Ответьте, чтобы душа была спокойна, когда глаза в следующий раз увидят это. Фатима.

В хадисе есть упоминание о том, чтобы люди относились к телам покойных столь же уважительно, как и к живым. В то же время мусульманские богословы допускают, например, вскрытие тела для определения причины смерти. Что касается вашего случая, то я не могу вам сказать что-то однозначное. Если описанное вами необходимо для благополучной жизни и здоровья ныне живущих людей, тогда использование трупов или отдельных органов для приобретения навыков врачевания и более верного изучения строения человеческого тела является допустимым.

Как в Исламе относятся к кремации усопших? Допускается ли сжигание тела с последующим погребением праха или тело должно быть погребено цельным? Если можно, разъясните, пожалуйста, теологическую сторону возможности либо невозможности кремации. Эльшан.

Кремация тела в Исламе запрещена. По мусульманским канонам тело покойного предается земле после выполнения всех необходимых обрядов.

Трансплантация органов в Исламе

Такое возможно, главное — чтобы передача была безвозмездной.

Можно ли делать пересадку органов от умершего человека живому?

Да, можно. Единственное — человек не продает свой орган, а передает его безвозмездно.

Допустимо ли клонирование человека или органов? Какого мнения придерживаются ученые?

Клонирование органов допускается мусульманскими учеными, а клонирование самого человека или животных — нет. Вы ведь хорошо знаете о том, например, что до появления первого нормального животного (овечки Долли в 1996 году), на свет появились сотни(!) нежизнеспособных уродов. Сама Долли была усыплена в 2003 году из-за прогрессирующего заболевания. Научная полезность и перспективность клонирования до сих пор под большим вопросом, но миллиардные средства, выделяемые госбюджетами на такие проекты — факт, и это очень даже туманная и доходная (баснословно доходная) сфера бизнеса.

Клонирование органов и тканей для трансплантации (воссоздание органов и тканей в лаборатории) — это одно из самых многообещающих направлений в медицине. Ведь тогда можно будет решить проблему недостатка донорских органов.

Что же касается клонирования человека, то, повторюсь, с точки зрения мусульманских канонов, а также мусульманской морали и этики такое недопустимо. Сколь много вреда это может принести человечеству, современная наука начинает говорить (за исключением тех, кто материально заинтересован в такого рода проектах) все более и более открыто и громогласно.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Это прописывается в богословских трудах пятисот-восьмисотлетней давности.

[2] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2608.

[3] То есть слова заключительного Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Читайте также: