Дошкольное образование в японии доклад

Обновлено: 05.07.2024

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей — обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей, ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами.

Работа содержит 1 файл

Дошкольное образование Японии.doc

Дошкольное образование Японии

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей — обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей, ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами.

Среди частных детских садов особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.

В большинстве же детских садов главная задача воспитателей — научить детей быть послушными. Много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством этикетных формул и знать, где и когда их нужно применять.

Учебный год в Японии во всех учебных заведениях — от детского сада до университета - начинается 1 апреля. Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами — каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов.

В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится. Вообще в Японии большое внимание уделяется сохранению здоровья детей: в каждом учебном заведении работает коллектив медицинских работников – доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.

Чтобы стать воспитателем детского сада, после окончания школы необходимо пройти двухгодичное (или четырехгодичное) обучение, которое ориентировано на практические аспекты взаимоотношения с ребенком. Значительное внимание в процессе обучения уделяется освоению методик занятий по рисованию, театру, труду, оригами, физической культуре, музыке и другим областям. В рамках обучения также преподаются курсы по детской психологии, физическому и умственному здоровью детей, питанию и социальным взаимоотношениям. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. Японское государство проводит политику строгого отбора выпускников вуза при назначении на должность педагога. В отличие от других стран, для того чтобы стать педагогом, японский гражданин должен получить диплом и пройти экзамены при назначении на должность. Однако Япония — единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти.

Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности.

Группы (6–8 человек обоих полов) формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Детям прививается множество навыков: как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.

Состав этих групп не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей.

Воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы, рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу воспитанников. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения, и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

Воспитание маленьких детей в Японии не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Таким образом, дошкольное образование в Японии не является государственным и, как и в Германии, не подчиняется Министерству образования. Государство не оказывает финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады.

Система воспитания детей в Японии построена на традициях. Начиная с рождения воспитательный процесс регулируется соответственно гендерному признаку. Применяются разнообразные подходы и методики.

Возрастные периоды в воспитании японских детей

Воспитательная система японских детей, как уже говорилось выше, берет свое начало в совсем юном возрасте и разделяется на три основных этапа:

Такой формат общения неизбежно ведет к появлению черт избалованности и капризам, но это корректируется на следующем этапе воспитания.

Данная система не имеет себе равных, и если сравнить воспитание детей в Японии и Англии, к примеру, то можно заметить, что в отличие от англичан, которые считают, что чрезмерное выражение любви вредит характеру ребенка, японцы все-таки повсеместно выражают любовь к детям, но разделяют семейное и социальное поведение.

Раннее развитие

  • Стимуляция познания через развитие интереса.
  • Воспитание характера.
  • Развитие творческих способностей и других навыков.

Детские сады в Японии

До трехлетнего возраста главенствующая роль в воспитании ребенка отводится матери. Обществом не приветствуется ясельное воспитание, хотя такие учреждения и присутствуют в Японии, но мать, решившая отдать ребенка на воспитание посторонних, порицается обществом, а ее поведение считается эгоистичным.

Несмотря на подобное отношение в Японии распространены детские сады государственного или частного формата.

Хойкуэн – государственные ясли. Дети в такие учреждения принимаются с раннего возраста от 3 месяцев. Находиться в саду, ребенок может с 8 утра до 6 вечера, а также по субботам в течение первой половины дня. Родители должны иметь действительно веские причины, что бы их ребенок был принят в такой детский сад, к примеру, может понадобиться предоставить документ о том, что родители работают более 4 часов в день. Оплата напрямую зависит от достатка семьи.

Етиэн – государственные и частные детские сады. В таких учреждениях ребенок может находиться не более 7 часов в день, как правило, это с 9 утра до 2 дня.

Существуют и элитные детские сады при престижных университетах, но попасть туда крайне не просто. Однако, если родителям посчастливилось устроить ребенка в такое заведение, то его дальнейшая судьба будет предопределена. После обучения в детском саду ребенок получит образование в университетской школе, а после сможет без экзаменов поступить в данный университет и получить в дальнейшем престижную, хорошо оплачиваемую работу. Ввиду таких привилегий зачисление в подобный детский сад проводится на основе сложного тестирования, обучение также платное и не каждая семья способна себе его позволить.

Особенности воспитания в детском саду

Специфика воспитания детей в японских детских садах существенно отличается от российских. Особенности заключаются в следующем:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дошкольное образование в Японии

Не обязательной образовательной ступенью является детский в Японии. Детей родители отдают по желанию. В Японии дошкольное образование представляют следующим образом: центры по уходу за детьми, детские сады, детские ясли.

С трех месяцев ребенка можно устроить в детские ясли только работающие родители. Но чтобы ребенка отдать в ясли, родители обязаны писать заявление и объяснять невозможность воспитывать малыша дома очень вескими причинами. Потому что, это перечит принципу воспитания в семье на котором сформирована вся японская культура. Ясли не предназначены для образовательных мероприятий поэтому образовательные программы в них не предусмотрены и соответственно они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, как все образовательные учреждения.

Муниципалитетом решается вопрос об устройте ребенка в дошкольное учреждение, независимо от типа учреждения (частный или государственный). При обращении в мэрию, родители получают карту детских садов, с данными о количестве мест в дошкольном учреждении и схемой проезда. Родители могут предварительно посетить детский сад и пообщаться с персоналом, выбрать понравившийся садик и в случае присутствия свободных мест родитель получает разрешение на зачисление в детский сад [3].

В дошкольное образование в Японии входят учреждения следующего типа: префектурные, государственные, частные, муниципальные, детские сады при университетах и школах – при попадании ребенка в данный детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет.

Более 75% в системе дошкольного образования составляют частные детские сады и центры присмотра за детьми и частные детские сады. Большой разницы между частным и государственным дошкольным образованием Японии не существует. Подход и система к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным законом об образовании 2006 года. Оплата за содержание ребенка в детском саду частной или государственной формы собственности зависит только от дохода родителей - чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад. В среднем оплата колеблется от 90 долларов, для малоимущих, до 600 долларов для богатых семей. Для детских яслей и центров присмотра имеет значение ещё и возраст ребенка, чем младше малыш, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад больше и кроме ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос, который может доходить до 1500 долларов [2].

Так же родители в Японии платят за форму, которая обязательна во всех детских садах. Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые юбки, штаны, рубашки, кофты, ранцы, шляпки. Является обязательным ношение формы.

Ребенка можно устроить в детский сад в любое время года, но с 1 апреля мест в саду становиться больше, т.к. учебный год в Японии начинается в этот день, и дошколята поступают в начальную школу. В этот день во всех учебных заведениях, и в детском саду и в университете, проводится торжественное мероприятие. Маленьких воспитанников директор детского сада приветствует с точно такой же серьезностью, как и своих студентов - ректор университета [4].

С четырехлетнего возраста обычно принимают в детский сад. Как исключение, иногда, при сильной занятости родителей, ребенка могут взять в детский сад с трех лет. Продолжительность дошкольного обучения составляет 3 года, затем ребенок поступает в начальную школу.

Качество содержания и воспитания ребёнка в дошкольном учреждении в большей мере зависит не от того государственный или частный сад, а от педагогического коллектива и района в котором он расположен. Наполняемость групп очень разная и колеблется от 10 до 35-40 человек.

В дошкольных учреждениях часы работы дошкольных учреждений разные и бывают двух видов: детский сад на полный день, режим работы такого садика ежедневный + суббота (неполный день). В данный сад ребёнка принимают в случае, если оба родителя работают более чем 5 часов в день. Утро в детских садах начинается в 8 часов, забрать ребенка можно в любое время до 5 часов, за отдельную плату за малышом могут присмотреть до 7 часов вечера. Вторая разновидность детского сада принимает детей на полдня [2].

Учебные заведения Японии занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами – каникулы для воспитанников детских садов, школьников и для студентов: летние каникулы с 21 июля до 31 августа, зимние - с 21 декабря по 8 января, весенние - с 21 марта и до 1 апреля. Маленькие дети в каникулы могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду).

В Японии перед дошкольными учреждениями ставятся следующие задачи [3]:

помочь ребенку в установлении хороших отношений с детьми и взрослыми, в овладении навыками социального поведения;

воспитывать уважение к природе;

помочь приобрести жизненные навыки;

оказывать помощь родителям в воспитании ребенка неизбалованным, способным к сотрудничеству с другими детьми;

предоставить всем детям равные условия;

воспитать усидчивость и терпение;

сформировать умение зависеть от других и понимать их.

Вовлеченность родителей в воспитательный процесс в детских садах очень высока. В Японии в процессе воспитания детей требуется постоянное активное участие и присутсвие родителей. Ребенок без родителя бывает не больше трех, максимум пяти часов. При этом воспитание проводится и родителей. В детских яслях введут тетради, в которых воспитатель записывает о деятельности ребёнка в течение дня: как ел, спал, как себя чувствовал и.т.д., родители должны также заполнять тетрадь дома. Родители и педагоги записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка.

Для того чтобы стать воспитателем в Японии, нужно отучиться два года в университете или институте. После прохождения письменного тестирования присваивается квалификация. С помощью тестов проверяются память и информированность. Работать педагогом в Японии почетно, поэтому в дошкольных учреждениях много мужчин – инструкторов и администраторов.

Пять направлений включает в себя дошкольное образование в Японии это: здоровье, социальные отношения, язык, безопасность, выражение чувств, окружающая среда. Детей учат быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре, общению. В детских садах предусмотрены и образовательные программы: детей учат считать, писать, читать, то есть, готовят к школе. Специальных занятий по развитию речи нет, но детей учат пользоваться вежливыми речевыми формулами – прощания, приветствия, поощрения и благодарности. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: аппликации, рисованию, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы) и оригами. Эти занятия прекрасно развивают мелкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов [1].

Помимо этого, проводятся спортивные соревнования, обучают пению и регулярно устраиваются походы. Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми. Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: зоопарк, ближайшая гора, ботанический сад. В походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности. Все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Таким образом, дошкольное воспитание в Японии призвано вырастить здорового, самостоятельного, всесторонне развитого, знающего и любящего свою культуру и страну члена общества.

Лисин, Ч. Особенности организации дошкольного образования в КНР [Текст] / Ч. Лисин // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 12. – С. 95-104.

Парамонова, Л. За знаниями - по миру. Дошкольное образование в Японии [Текст] / Л. Парамонова, Е. Протасова // Дошкольное образование. – 2010. - № 3.

Петиненко, И.А. Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху? [Текст] / И.А. Петиненко, А.А. Ткач // Вестник томского государственного университета. – 2012. - №2(18). – С. 175-178.

Гост

ГОСТ

Система дошкольного образования в Японии

Основой современной системы дошкольного образования в Японии является теория ранней социализации личности, а также идеи о том, что образец поведения закладывается у ребенка в раннем возрасте. На тенденциях становления личности, основана деятельность всех дошкольных образовательных учреждений, и именно они, являются формирующей основой всего японского общества.

Становление системы дошкольного образования в Японии берет свое начало в 70-х годах XIX века. В этот период в стране появились первые учреждения по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Именно японцы были первыми, кто начал не просто задумываться, а воплощать в реальность раннее воспитание, обучение и развитие детей. По мнению японцев, все самое важно и жизненно необходимое закладывается в личности до 3-х летнего возраста.

Современная система дошкольного образования Японии опирается на ряд основополагающих принципов:

  • принцип постоянного стимулирования интереса ребенка;
  • принцип постоянного воспитания характера и личности;
  • принцип раннего творческого развития;
  • принцип основания системы знаний, умений и навыков.

Готовые работы на аналогичную тему

Основная задача японской дошкольной системы образования состоит в не в том, чтобы вырастить гения, а дать ребенку такое образования, которое поможет ему развить глубокий ум и здоровое тело.

В соответствии с современными образовательными Стандартами основной целью дошкольного образования является создание всех необходимых условий для обеспечения здоровья, безопасности, развития речи, социальной коммуникабельности, интереса к окружающему миру и собственного творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.

Стандартами установлены пять основных направлений, в соответствии с которыми осуществляют свою деятельность дошкольные образовательные учреждения Японии:

  1. Сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольника.
  2. Формирование навыков взаимодействий с окружающими (навыки коммуникации).
  3. Формирование системы знаний об окружающем мире.
  4. Развитие речи.
  5. Развитие творческих способностей, в соответствии с имеющимся потенциалом.

Виды дошкольных образовательных учреждений Японии

В настоящее время практически каждый японский ребенок в возрасте от 3-х до 6-ти лет, посещает детский сад, несмотря на то, что 90% японских женщин являются домохозяйками. Это объясняется тем, что каждый японский детский сад осуществляет функцию социализации ребенка, а не присмотра, как это принято в России.

В японском обществе принято считать, что ребенок будет полноценно воспитан только в том случае, если он посещал детский сад, то есть развивался в рамках коллектива. Более того, от престижа детского сада зависит и дальнейшая перспектива получения образования, и престижность трудоустройства.

Несмотря на то, что система дошкольного образования в Японии не является обязательной, в стране развита система дошкольных образовательных учреждений, представленных государственными и частными детскими садами.

Етиэн – это детские сады, которые могут быть как государственными, так и частными. В таком детском саду ребенок может находиться не более 7-ми часов (с 9-ти утра и до 14-ти часов дня). Принимают туда детей, чьи мамы работают не меньше 4-х часов в день.

Необходимо отметить, что частные детские сады могут содержаться не только за счет родительской платы, но за счет финансирования религиозных или общественных организаций, частных школ, а также средствами собственников частного детского сада.

Элитные частные детские сады – это детские сады, которые занимают особое место в иерархии дошкольных образовательных учреждений. Их особенность состоит в том, что они находятся под опекой престижных университетов. В том случае, если родителям удалось устроить ребенка в такой детский сад, они могут быть спокойными за его дальнейшее будущее. Окончание элитного детского сада гарантирует поступление в университетскую школу без экзаменов, а из нее в Университет. Получение университетского диплома является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. В связи с чем, поступить в элитный детский садик очень сложно, а содержание ребенка в нем обходится крайне дорого.

В настоящее время в Японии примерно 64% процента детских садов являются частными.

Помимо государственных и частных детских садов, в Японии открываются разнообразные детские площадки, на которых при необходимости могут присмотреть за ребенком в течение дня.

Учебный год в японских детских садах и иных образовательных учреждениях, начинается 1-го апреля и продолжается до марта следующего года. Во время учебного года дети трижды ходят на каникулы (летние, зимние и весенние). Во время каникул дети могут приходить в детский сад, чтобы пообщаться с воспитателем или поплавать в бассейне.

Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии направлено на формирование у ребенка понятия о человеческом общежитии, укрепление его физического и психического здоровья, подготовку человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Читайте также: