Дополнительное образование доклад на конференцию

Обновлено: 15.05.2024

4. Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научный журнал. № 12–2. М, 2013. С.280–283.

5. Скрипка Л. П. Развитие системы дополнительного образования детей: проблемы и перспективы //

Современные тенденции развития

системы дополнительного образования.

В настоящее время система образования России проходит через значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов, улучшается инфраструктура и материальное насыщение школ, модернизируются образовательные методики и технологии и т. д.

Образование становится непрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни учащегося. В результате общее и дополнительное образование становятся частями цельного процесса, являясь взаимодополняющими компонентами единого образовательного процесса. Интеграция общей и дополнительной образовательной системы является средством реализации вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями, развитие творческих способностей и задатков, удовлетворение индивидуальных потребностей, социальную адаптацию и идентификацию, становление личности.

Особая значимость в интеграции двух образовательных системы отражена в Законе об образовании, Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции развития дополнительного образования.

В основных нормативных документах дополнительное образование предполагает вариативное обучение учащихся как универсальную форму развития ребенка, основанную на его свободном выборе различных видов образовательной и творческой деятельности, в которых активно формируется его личностное и профессиональное самоопределение.

Таким образом, перед системой дополнительного образования становится проблема — включение детей и подростков в общественные и экономические процессы, направленные на их профессионализацию. Главным преимуществом дополнительного образования является добровольность и персонализация, когда учащиеся совместно с родителями могут выбрать предпочтительную деятельность в соответствии со своими интересами, склонностями и ценностями, а также форму, режим и темп ее освоения. Построение индивидуальной образовательной траектории наиболее значимо для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программы дополнительного образования условно разделены на общеразвивающие и предпрофессиональные, и все они строго следуют предъявляемым требованиям: современность, прогнозируемость, целостность, реалистичность, вариативность, рационалистичность, контролируемость и корректируемость.

В дополнительном образовании важную роль играет процесс деятельности, а не только успешный (или не успешный) результат овладения навыками как на уроках в общеобразовательной школе. Кроме широкого выбора занятий, кружков, секций, учащихся привлекает отсутствие оценочной системы.

При этом в современных социально-экономических условиях возрастает потребность детей в технологическом образовании, связанным с информатикой, технологиями, механикой и другими инженерными специальностями. Такая потребность выражена высокой активностью и интересом учащихся и родителей в выборе технологических общеразвивающих и предпрофессиональных программ в системе дополнительного образования.

Развитие инновационных площадок, а именно развивающих парков, позволяет решить проблему инфраструктуры современного дополнительного образования детей и подростков.

Площадки позволяют реализовать практико-ориентированный компонент системы дополнительного образования детей. В таких комплексах учащийся имеет возможность не только наблюдать, но и самостоятельно участвовать в деятельности как индивидуально, так и совместно с группой, работать с информацией и адаптированными предметами труда, находить решения смоделированных задач.

Программы развлекательных тематических парков положительно оцениваются многими педагогами и психологами во всем мире. В рамках посещения тематических парков и музеев учащиеся могут: – получить практические умения в творческих направлениях деятельности (рисование, лепка из разных материалов, вырезание, работа в технике квиллинг, оригами и скрапбукинг и т. д.); – познакомиться с трудовой деятельностью разных специальностей (электрик, строитель и т. д.); – овладеть навыками работы с техническим оборудованием (изготовление поделок с помощью специализированных устройств, например, 3D принтера, ламинатора, прибора для создания паззлов); – овладеть кулинарными навыками, самостоятельно приготовив продукт, используя настоящие кухонные приборы.

Погружение детей в такую активную деятельность позволяет развивать у них мотивацию к обучению и помогать достичь успеха в любой деятельности, ориентируясь и адаптируясь в современных социально-экономических условиях. Именно на базе интерактивных парков и музеев проводятся уроки и тренинги по безопасности на дорогах, оказанию первой медицинской помощи, необходимости ведения здорового образа жизни и т. д. Создание таких инновационных площадок в системе дополнительного образования позволяет познакомить детей и подростков с устройством экономической системы, научить их принимать самостоятельные решения, планировать свою будущую профессиональную деятельность так, чтобы она приносила удовольствие и вознаграждение, а также представляла общественную ценность.

Важно отметить, что вознаграждение не является главным мотивом деятельности для подрастающего поколения, его они получают вне зависимости от успешности выполненной работы.

Таким образом, в настоящее время главной целью системы дополнительного образования становится создание инновационных площадок и парков, в которых каждый обучающийся может проявить и развить свои способности и потребности в атмосфере свободы и творчества, при этом педагог является тьютором в процессе обучения и воспитания. Именно при таких педагогических условиях полученные теоретические знания и сформированные компетенции учащихся переходит в практический опыт деятельности в разных сферах жизни. При этом происходит активное становление зрелых личностей, готовых и умеющих действовать, которые смогут обеспечить успешное будущее своей стране.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад подготовлен к муниципалной педагогической конференции. В докладе освещен вопрос важности дополнительного образования в развитии детей, т.к. является фактором формирования гармонично развитой личности. Занятия в учреждениях дополнительно образования детей направлены на развитие, как творческого потенциала, так и на всестороннее развитие личности, ведь у каждого ребенка огромные возможности развития.

Попова Оксана Владимировна

Многолетний опыт воспитания школьников показывает, что требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только основным образованием.

Безусловно, школа дает важное и значимое общее образование, но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование, которое является одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие личности детей.

Учреждения дополнительного образования отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы в избранной сфере деятельности.

Основное и дополнительное образование детей должны стать взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного, а не только интеллектуального развития каждого ребенка.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов.

Формирование развитой творческой личности – приоритетная цель в системе дополнительного образования. Поэтому средства, методы и формы обучения подчинены этой цели и ориентированы на ее достижение.

Чтобы личность развивалась гармонично, необходимо уделить в воспитании по возможности равное внимание всем 5 аспектам развития.

Естественно, что для всестороннего развития необходим комплексный подход: невозможно, к примеру, сегодня заботиться об умственном, а завтра – об эстетическом развитии ребенка. Все грани этого процесса тесно взаимосвязаны между собой.

Занятия в системе дополнительного образования обладают рядом особенностей: оно менее регламентировано, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности, в отличие от обычного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения, имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся.

Дополнительное образование в этом отношении имеет свои преимущества: педагог получает возможность установить более дружеский и тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельность учащихся. А такой подход обеспечивает успех, который даёт ребёнку возможность самоутверждаться.

Таким образом, занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на развитие, как творческого потенциала, так и на всестороннее развитие личности, ведь у каждого ребенка - огромные возможности развития.

Здесь предоставлена возможность попробовать себя во всех направлениях социально-педагогических программ.

И как результат 90% выпускников остаются в дополнительном образовании, они переходят на другую ступень освоения программы, продолжая развивать конкретные особенности. Таким образом, мы даем возможность раскрыть способности каждому обучающемуся.

Следовательно, организация дополнительного образования должна создавать условия для раскрытия способностей каждого обучающего, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

И сегодня система дополнительного образования предлагает ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельности.

(Слайды 27-32)

Однако, основой дополнительного образования является не только инженерная направленность, но так же общественные, гуманитарные науки и искусство. (Техническая, естественнонаучная, социально-педагогическая, художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая).

Особо следует остановиться на актуальности психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

(Слайды 34-40)

Успешному первоначальному исследованию профессиональных интересов и склонностей обучающихся в различных областях профессий способствует проведение психологической диагностики детей, в результате которой прослеживается отношение обучающихся к различным видам профессиональной деятельности по признакам предмета или объекта, с которым человек взаимодействует в процессе труда.

Кроме того, большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, социально адаптированы и коммуникабельны.

У наших детей процесс самоопределения проходит безболезненно. Потому что они могут попробовать разные направления.

Одной из главных наших задач является сохранность контингента. Поэтому на сегодня особенно актуален вопрос реализации одногодичных программ. Как педагоги мы понимаем, что пятилетняя программа – это возможность глубокого внедрения в процесс, но для того, чтобы ребенок себя попробовал во всем, у него должна быть возможность эту пробу осуществить, получив в конечном результате желаемый навык.

Все вышесказанное позволяет констатировать: что дети, неуспешные в школе, являются яркими интересными личностями в детских объединениях учреждений дополнительного образования.

Сила и привлекательность системы дополнительного образования детей в их непохожести на школу – обязательную среду обитания современного ребенка.

Сегодня дополнительное образование Муниципального образования г. Новомосковск – это многопрофильность, гибкость, дифференцированность образовательных программ, методов обучения и воспитания.

Мы ждем, что существенный рост количества детей, занимающихся технической направленностью, будет у нас с открытием нового Кванториума, в который мы – взрослые - заходим с распахнутыми глазами.

Это не только место получения дополнительных знаний, но и место, где личность формируется, социализируется и развивается.


Дополнительное образование детей сегодня представляет собой особую сферу общественной жизни и системы образования, где тесным образом соединены интересы личности, общества и государства. Качество, доступность, вариативность, опережающее развитие, инновационная и практическая направленность – приоритеты современной системы дополнительного образования детей.

Дополнительное образование - это возможность детей самостоятельно реконструировать интересные и актуальные сферы деятельности, в которых именно они могут добиться прорыва и принести пользу, как себе, так и другим людям.

В 2020 году Островская средняя общеобразовательная школа успешно прошла лицензирование по реализации программ дополнительного образования. Дополнительное образование обучающихся реализуется через техническую, естественнонаучную, туристско-краеведческую и гуманитарно-педагогическую направленности, способствующие развитию и воспитанию творческого, интеллектуального и духовного потенциала детей. Всего у нас 14 программ.

Мы стремительно выходим из привычных моделей обучения и активно осваиваем новые форматы и формы работы с детьми. Находимся в постоянном поиске таких программ, которые отвечали бы потребностям и интересам современных школьников.

Исходя из собственного профессионального опыта, могу отметить особый стойкий интерес детей к тем творческим объединениям, которые предполагают плавный переход от дополнительного образования к профессиональному выбору и карьерному росту. Выросла потребность детей в технологическом направлении дополнительного образования, связанным с информатикой, цифровыми технологиями.

Современное дополнительное образование обеспечивает для детей пробу собственных сил в интересных для них сферах - а это значит в полной мере использовать уникальные возможности, которые есть в каждом ребенке. Дополнительное образование сегодня в полной мере становится инструментом творческого, интеллектуального и духовного развития и воспитания личности.

ДАЛЕЕ - предлагаете свой ролик.


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время улучшение качества образования является приоритетом для государства. Цель современного образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Современное образовательное учреждение не должно ограничиваться лишь передачей ученикам знаний, а должно развивать в них способность самостоятельно мыслить и принимать решение, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; научить детей ценить и развивать свою уникальную личность, уважать и принимать неповторимость личности другого. Осознавая это, педагогический коллектив нашей школы разработал собственную воспитательную систему как средство целенаправленного эффективного содействия развитию личности учащихся.

Дополнительное образование в школе представляет собой систему компонентов, которые являются логическим продолжением и составляющей образовательного процесса.

С учетом интересов учащихся и их родителей используются следующие программы дополнительного образования:

Работа системы дополнительного образования строится на основе авторских программ, как долговременных, так и краткосрочных.

Результаты работы объединений дополнительного образования мы покажем на нескольких примерах:

Участники данной программы знакомятся с теоретическими основами экологии как науки, изучают местные экосистемы, проводят мониторинг их состояния, выявляют локальные экологические проблемы. Работают на экотропах, выполняя практическую природоохранную деятельность, реализуют социальные проекты экологической направленности, пишут исследовательские работы, осуществляют пропаганду природоохранных идей.

На протяжении нескольких лет учащиеся школы участвуют в дистанционной экологической олимпиаде, организатором которой является кафедра естественнонаучного образования НИРО, добиваясь неплохих результатов.

Дети участвуют в фольклорно-этнографических и учебно-исследовательских экспедициях, работают с архивами, проводят реконструкции народных обычаев, обрядов, праздников, занимаются паспортизацией и картографированием этнографического и фольклорного материала, учатся работать в фото, видео, аудио аппаратурой.

Художественно-творческая деятельность очень значима для ребят, она меняет их внутренний мир, дети не только познают прекрасное, но и сами создают его, получая при этом эмоциональный заряд.

Еще одним активно действующим звеном в деле формирования личности является школьный музей (руководитель Альбина Николаевна Чучкова). Воспитательная функция школьного музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию.

Регулярно в музее проводятся интерактивные праздники, ознакомительные экскурсии для учеников школы, а также для гостей мероприятий, проводимых в школе.

На базе нашей школы ежегодно проводятся областные методические этно-экологические семинары для педагогов сетевого сообщества школ антропопрактик юга Нижегородской области, на которых педагоги нашей школы представляют свои доклады и мастер-классы по обмену опытом. Семинары проводятся в сотрудничестве с Центром развития творчества детей и юношества Нижегородской области, что позволяет расширить рамки образовательно-воспитательного пространства для педагогов и учащихся школы.

В июне этого года был проведен III Муниципальный фестиваль народных игр, в котором приняли участие команды всех школ района.

Вся наша работа направлена на равное обеспечение доступного дополнительного образования для всех учеников нашей школы.

Читайте также: