Доклад записки из мертвого дома

Обновлено: 05.07.2024

В “Записках из Мертвого дома” две части, но каждая из частей имеет общую логику развития сюжета, в основе которой лежит метафора “воскресения из мертвых”. Первая часть начинается “Мертвым домом”, рассказом об ужасе будничного унижения человека, герой проходит ад “рождественской” бани, пьяной гульбой оборачивается “праздник рождества Христова” после отъезда плац-майора, а действительное представление пробуждает человеческое в душах арестантов. Во второй части “воскресение из мертвых” обусловлено обретением

воли; ужас физических страданий заточенных в “Мертвом доме” открывается в цикле глав о госпитале; жажда “перемены участи” и бесплодное ожидание ревизора, расковывание мертвого и выпуск на волю орла, заявление претензии и неудавшийся побег разрешаются выходом героя из каторги, его обретением личной “свободы”, надеждой на “новую жизнь”.

В целом же логика композиции “Записок из Мертвого дома” – crescendo идеи. Таков подбор фактов и рассуждений о них в произведении Достоевского.

Уже в первой главе повествователь создает образ каторги – “Мертвый дом”: “Тут был свой

особый мир, ни на что более не похожий, тут были свои особые законы, свои костюмы, свои нравы и обычаи, и заживо Мертвый дом, жизнь – как нигде, и люди особенные”

Суровый прием каторжан потряс автора, он пытается “утешить” себя:

“”Везде есть люди дурные, а между дурными и хорошие, – спешил я подумать себе в утешение, – кто знает? Эти люди, может быть, вовсе не до такой степени хуже тех, остальных, которые остались там, за острогом?” Я думал это и сам качал головою на свою мысль, а между тем – боже мой! – если б я только знал тогда, до какой степени и эта мысль была правдой!”.

“Мертвый дом” – метафора, символический смысл которой раскрыт в отзыве В. Д. Бонч-Бруевича: “…непревзойденное произведение русской и мировой художественной литературы, так замечательно отобразившее не только каторгу, но и “Мертвый дом”, в котором жил русский народ при царях из дома Романовых”. Подобная метафоризация содержания уже была в русской литературе – в поэме Гоголя “Мертвые души”. И у Гоголя, и у Достоевского ключевые образы символизируют “омертвление” людей социальным укладом жизни самодержавно-чиновничьего государства.

И “Записки” Горянчикова – категорическое отрицание этого уклада, порыв к “свободе, новой жизни, воскресенью из мертвых”.

записки из мертвого дома кратко достоевский каторжане отвратительные мужики disgusting men

записки из мертвого дома кратко достоевский каторжане отвратительные мужики disgusting men

Для русской литературы это — первый лагерный роман. Как таковой, он полон точнейших наблюдений, парализующих внимание историй. И все это было тщательно проработано автором, у которого было предостаточно на это времени в тюрьме.

записки из мертвого дома кратко достоевский каторжане отвратительные мужики disgusting men

Повествование ведется от лица дворянина Горянчикова, с которым автор познакомился в сибирском городке, где тот работает учителем после выхода из каторги. По сюжету Горянчиков отбыл 10 лет за убийство жены из ревности; после его смерти в его вещах обнаружились тетради с повестью. В острог Горянчиков автором помещен довольно механистически, что подчеркивает: речь пойдет не о нем; главным героем является острог и его обитатели.

записки из мертвого дома кратко достоевский каторжане отвратительные мужики disgusting men

А дальше — вперед по всем кругам. Жизнь в острожных казармах, воровство и насилие. Стычки и борьба авторитетов. Жуткие истории преступлений и подвигов духа. Тюремный театр — сама эта сцена о постановке любительских, найденных черт знает где пьес на лагерной сцене оставит с носом любого Милоша Формана или Эжена Ионеско. Конечно, отчаянный побег из острога, тюремный госпиталь и размышления о смерти заключенных. Конфликт острожников с администрацией. И над всем этим — арестантские песни, из стихотворного размера которых понимаешь: шансону уже 200 лет.

Прежде жил я, мальчик, веселился
И имел свой капитал.
Капиталу, мальчик, я решился
И в неволю жить попал.

записки из мертвого дома кратко достоевский каторжане отвратительные мужики disgusting men

записки из мертвого дома кратко достоевский каторжане отвратительные мужики disgusting men

записки из мертвого дома кратко достоевский каторжане отвратительные мужики disgusting men

Жанровая направленность произведения представляет собой повесть в двух частях, однако по авторскому замыслу, отраженному в названии, произведение относится к мемуарно-эпистолярному жанру в виде документального воссоздания картин тюремной реальности, ставших результатами осмысления.

Главной идеей повести является описание особенностей мест заключения глазами арестанта, а также отражение его собственного состояния в тюремных условиях.

Стилевая особенность документальной повести заключается в повествовании в повествовании, поскольку введение представляет собой рассказ безымянного автора об осужденном дворянине Александре Петровиче Горянчикове, приговоренном к десяти годам каторги за убийство из ревности собственной жены, а вторая часть произведения, состоящая из десяти глав, является повествованием от лица самого Горянчикова, ведущего записи из мест лишения свободы.

Своеобразие произведения состоит в его системе персонажей, являющейся разнообразной, но при этом существующей вне сюжетной линии и повествовательной логики, поскольку рассказчик знакомит с героями вне композиционной структуры. Героями повести являются окружающие Горянчикова люди в лице заключенных, соседей по бараку, работников лазарета, надзирателей, военных, жителей поселения.

Основу повести составляют картины из жизни российской каторги, быт которой подробно описывается автором в сочетании с размышлениями о причинах, побудивших людей оказаться в тюремных условиях.

Главный герой называет каторгу мертвым домом, местом, где обычный человек не может жить, а лишь существовать, надеясь на свободную полноценную жизнь. При этом в качестве основного образа повести автор представляет русский народ, отличающийся многообразием в виде различных слоев общества, а также разных национальностей.

Автором в произведении используется метод аналитического отображения реальной действительности, с помощью которого писатель проводит исследование человеческого восприятия немыслимых условий существования, физического и психологического состояния людей, попавших в тюремное заключение, влияние каторжной жизни в отношении индивидуальной оценки и самообладания героев.

Повесть отличает нетипичной для автора манерой повествования, поскольку писателем применяется изображение модели, отличающейся четкими и ясными линиями, а также портретным сходством.

2 вариант

Данное произведение описывает специфику жизни в лагерях на каторге. Эта тема достаточна распространена в литературе, она уже поднималась у Солженицына и Чехова. Читатель погружается в атмосферу жизни, которая скрыта за проволочным забором каторжных лагерей. Обычный человек совсем не представляет какой ужас изо дня в день переживают заключенные. Какая иерархия царит в тех местах, как там общаются, каким унижениям подвергаются люди.

Автор проводит психологический анализ и погружает читателя в тюремную среду, где тот подобно только что доставленному заключенному познает здешнюю жизнь. Фёдор Михайлович описывает переживания людей, то, как меняется их состояние, как меняется их самооценка и самообладание.

Примечательно, что повествование идет от лица автора без имени. Он ведет речь об одном человеке, дворянине по имени Александр Петрович Горянчиков. Ему тридцать пять лет. Он живет в городе под названием К, который расположен в Сибири. Александр убил свою жену, за что был приговорен к десяти годам каторги. После освобождения герой так и остался жить в Сибирской стороне.

Как-то раз неизвестный автор проезжал мимо дома бывшего заключенного, тогда он увидел, что тот что-то пишет. Вскоре Александр скончался и от хозяйки автор получил записки Горянчикова, которые именовались сценами из Мертвого дома. После этого начинается повествование от лица Александра.

Первое время, писатель был в шоке от того, с кем ему приходится сосуществовать. Однако, автор склонен к тому, чтобы постоянно анализировать психическое состояние окружающих людей. Он стал постоянно наблюдать за тем, как ведут себя заключенные. За тем, что толкает их на совершение тех или иных поступков. Заключенный находится в среде, как преступников, так и невинных людей, которых по какой-то причине упрятали за решетку. За годы, проведенные здесь, герой хорошо узнал, каков русский народ.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Записки из Мёртвого дома

Популярные сегодня темы

Люди используют речь, чтобы понимать друг друга, выражать собственные мысли. С младенчества родители учат детей различать буквы, объясняют значение слов и показывают, как правильно составлять предложения.

Сегодня все больше людей ищут здоровый образ жизни. Жизнь в городе наносит большой ущерб нашему здоровью: постоянный стресс, загрязнение воздуха и сидячая работа имеют вредные последствия

Что такое предательство? Этот вопрос задали для школьного сочинения. Я обратился к интернету, словарям и нашел такие ответы: это когда кто-то обманывает другого; это плохой поступок; это неверность или вероломство.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель русского языка и

Зырянова Галина Федоровна

Глава I . Биография Ф.М. Достоевского 5

Актуальность. В современном мире с каждым днём все острее встают вопросы нравственности и морали, человечеству все сложнее противостоять искушениям, ведущим к утрате благочестия. В вихре жизненных событий, человек всё чаще оказывается на грани совершения преступления. Всё чаще мы забываем, что наказание неотвратимо, если не сегодня, то обязательно завтра.

Многие писатели поднимали эти проблемы в своём творчестве, но наиболее ярко это было сделано Фёдором Михайловичем Достоевским, открывающим перед читателем не фантазийный мир, а действительные события из жизни людей, оказавшихся в тюремном каторжном заключении.

Тема преступления и наказания проходит красной линией через всё творчество писателя. Ф.М. Достоевский неоднократно возвращается к ней, подчёркивая её постоянную актуальность.

Эта тема продолжает оставаться одной из наиболее значимых и для современного общества, т.к. современная пеницитарная система почти не изменилась. Каждый знакомый с творчеством Ф.М. Достоевского, находит в его работах что-то своё: один видит лишь сложный жизненный путь героев писателя, другой – всё человечество, погрязшее в грехах, третий – путь к спасению души.

Исследованность темы. Творчество Ф.М. Достоевского неоднократно изучалось различными исследователями и критиками. Однако, чаще всего, исследовалось какое – либо одно произведение писателя в комплексе 1 , реже в контексте характеров его главных героев 2 или событий, происходящих с ними 3 . Много исследований посвящено изучению характерных для творчества писателя женских образов. 4 Или описанию Санкт - Петербурга, ставшего

основным местом действия для большинства произведений Ф.М. Достоевского. Однако, главный довлеющий над всем творчеством писателя

Цель исследования: сформировать представление о тюрьме и жизни каторжников на основе произведений писателя.

Задачи исследования:

Изучить биографию Ф.М. Достоевского;

Методы исследования : работа с различными видами источников (историческая, биографическая и художественная литература, публицистика и критические статьи); анализ произведений.

Практическое применение : данная исследовательская работа может быть использована для более глубокого изучения творчества Ф.М. Достоевского на уроках литературы; для составления представления о системе пенитенциарная учреждений Российской империи XIX века на уроках истории; для изучения изменения психологии человека, попавшего в тюремное заключение - на уроках обществознания.

Данная работа послужит также основой для создания исследовательской работы по правоведению.

Глава I . Краткая биография Ф.М. Достоевского

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве, в семье лекаря Мариинской больницы для бедных.

В 1838 г. поступил в Петербургское военно-инженерное училище. Окончив его в 1843 году, был зачислен на службу в инженерный департамент. В этот период Ф.М. Достоевский активно занимается переводами произведений Э. Сю, Ж. Санд, О. де Бальзака. Через год он вышел в отставку, убежденный, что его призвание литература.

Произведения, появившиеся после дебютного романа, выдвинули Ф.М. Достоевского в ряд первых писателей России. Крупнейшие критики — В.Г. Белинский и В.Н. Майков — сравнивали его с Н.В. Гоголем.

Судьбоносным событием в жизни Фёдора Михайловича стало знакомство в 1846 году с русским мыслителем и общественным деятелем М. В. Петрашевским.

Осенью 1848 года Ф.М. Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н. А. Спешневым , вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество.

О том, что пребывание на каторжных работах оставило тяжелый неизгладимый след в сознании молодого писателя свидетельствует его творчество. Во многих своих произведениях и публицистических заметках Федор Михайлович неоднократно возвращался к теме преступлений и событиям тех дней, которые он вынужден был провести в тюрьме. Именно там он нашел прообразы многих своих будущих героев, основу для своих будущих произведений.

Однако тюрьма, каторга изменила и самого писателя, обратив его к Богу. В своих произведениях, написанных после, Ф.М. Достоевский крайне реалистичен. Он мастерски передает особенности обоих миров: мира преступника и мира обычных граждан, столкнувшихся с ужасом преступления.

В повести также дается подробнейшее описание этого ужасного места и образа жизни, свойственного людям, оказавшимся в нём.

Какова же жизнь заключенных в остроге?

Раздобыть вино, хоть плохого качества, в остроге было несложно. Некоторые заключенные, рискуя собственной спиной (за это было назначено наказание розгами), проносили вино с воли. Делалось это крайне осторожно, выбирались дни, когда на воротах дежурили подкупленные или невнимательные часовые. Еще до продажи, вино многократно разбавлялось, но о качестве арестанты думали мало. Пьянство также вызывало жестокое наказание со стороны начальства каторги, поэтому заключенные всячески прикрывали подвыпившего собрата, понимая, что и сами могут оказаться в такой ситуации.

И всё же для человека благородного происхождения каторга была особенно тяжела.

Надо полагать, что и в образе Родиона Раскольникова, отбывающего назначенное ему наказание Ф.М. Достоевский в какой- то степени описывал именно себя, потерявшего надежду и почти отчаявшегося, молодого человека, оказавшегося среди людей, живущих совершенно другими идеями.

В случае Ф.М. Достоевского, таким укрепляющим и очищающим началом стало обращение к Богу. На протяжении всех лет каторги, писатель хранил Евангелие, переданное ему жёнами сосланных декабристов: П.Е. Анненковой и Н.Д Фонвизиной. Осужденный дворянин Горянчиков искренне сожалеет об утраченной в результате кражи Библии. Для Родиона Раскольникова возрождением стал тяжёлый каторжный труд, безграничная забота Сони и внезапная любовь к ней.

Сам же Ф.М. Достоевский более никогда в своей жизни не чувствовал себя вне острога. Ужасающий частокол бедности и постоянных долгов, заставлял писателя трудиться подобно каторжнику. Каторга оказала решающее воздействие на личность писателя. Воспоминания о ней то и дело всплывают в его произведениях. Личное отношение к факту преступления, преступнику или системе правосудия проступают сквозь строки.

Таким образом, встреча писателя с петрашевцами перевернула весь мир Ф.М. Достоевского, расколов его надвое: до и после каторги. Невероятный опыт каторжного заключения для молодого Ф.М. Достоевского оказался почти непосильным для его психики. Острожный ужас не отпускал писателя

долгие годы, повлияв на всё его творчество. И в то же время, именно каторга подарила миру лучшие произведения, созданные писателем.

Читайте также: