Региональный доклад о состоянии и использовании земель в пермском крае в 2020 году

Обновлено: 04.07.2024

Территория Пермского края занимает площадь 16023,6 тыс. га. В структуре земельного фонда значительную площадь занимают земли лесного фонда – 10141,1 тыс. га или 63 % территории края, площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 4329,7 тыс. га или 27 % территории, земли запаса занимают 426,1 тыс. га или 2,7 %, земли населенных пунктов – 445,1 тыс. га или 2,7 %. Остальные категории земель составляют в совокупности 4,3 % территории края

Работа состоит из 1 файл

реферат.docx

В Пермском крае, как и в России, преобладают лесные угодья. Лесные земли составляют 11747,8 тыс. га или 73 % от общей площади Пермского края.

К сельскохозяйственным угодьям относятся земли, предназначенные и систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В Пермском крае сельскохозяйственные угодья занимают площадь 2843,1 тыс. га (18 % от общей площади края). Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения и составляет 2410,2 тыс. га (85 % от общей площади сельскохозяйственных угодий в административных границах края). В составе земель населенных пунктов сельскохозяйственные угодья занимают площадь 175,2 тыс. га (39 % от общей площади этой категории земель). В структуре сельскохозяйственных угодий наибольший удельный вес составляет пашня – 1977,3 тыс. га (69 % от общей площади сельскохозяйственных угодий края). Кормовые угодья (сенокосы и пастбища) занимают 766 тыс. га (27 %), многолетние плодовые насаждения – 25,3 тыс. га (0,9 %), залежь – 74,5 тыс. га (3 %) - (рис. 1.2.4.), в целом сельскохозяйственные угодья в крае уменьшились на 0,3 тыс. га.

В крае имеется 17 тыс. га орошаемых земель и 35,3 тыс. га осушенных земель. В их структуре преобладают сельскохозяйственные угодья. На орошаемых землях сельскохозяйственные угодья занимают 99 % территории, на осушенных – 88 % (рис. 1.2.5.). По состоянию на 01.01.2011 года улучшение земель и технического уровня мелиоративных систем необходимо провести на площади 16,7 тыс. га (98 %) орошаемых и 16,9 тыс. га (47 %) осушенных земель.

Земли под водными объектами, включая болота

Площадь земель под водой и болотами составляет 769,6 тыс. га или 5 % земельного фонда Пермского края, в том числе под водой (реками, ручьями, озерами, прудами, искусственными водоемами, оросительными и осушительными каналами) находится 399,8 тыс. га, под болотами – 369,8 тыс. га. В течение 2010 года площадь земель под водными объектами не изменилась.

Земли под водой присутствуют во всех категориях земель. Наиболее значительные площади, занятые реками, озерами, водохранилищами и другими водными объектами, относятся к категории земель водного фонда – 303,2 тыс. га или 76 % всех земель под водными объектами. В категории земель лесного фонда таких земель – 371,3 тыс. га (48 %), на землях сельскохозяйственного назначения – 47,9 тыс. га (6,0 %). Большая часть болот – 333 тыс. га (90% от общей площади болот) находится в лесном фонде.

Общая площадь земель застройки на начало 2011 года составляет 120,5 тыс. га или 1 % от площади земельного фонда края. В нее включены территории под зданиями и сооружениями, а также земельные участки, необходимые для их эксплуатации и обслуживания. Из общей площади, занятой землями застройки 19,5 тыс. га (16 %) предоставлено для размещения промышленных сооружений. Общая площадь земель застройки за прошедший год увеличилась на 0,3 тыс. га, площадь занятая территорией под промышленными сооружениями не изменилась.

Основная доля застроенных территорий – 73,9 тыс. га (61 %) расположена на землях населенных пунктов, землях промышленности и иного специального назначения – 15,7 тыс. га (14 %), землях сельскохозяйственного назначения – 19,1 тыс. га (16 %).

Земли под дорогами

Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд

Землями под лесами по данным учета в Пермском крае занято 11747,8 тыс. га (73 % от общей площади края). Из них 11439,8 тыс. га (97 % лесных земель) составляют покрытые лесами и 308 тыс. га – непокрытые лесами земли. Площадь данного вида угодий за прошедший год уменьшилась на 0,1 тыс.га. Покрытые лесами земли уменьшились на 7,0 тыс. га, площадь земель непокрытых лесом увеличилась на 6,9 тыс. га. Наибольший удельный вес лесные земли составляют в категории земель лесного фонда – 9515,5 тыс. га (81 % общей площади лесных земель). На землях сельскохозяйственного назначения лесные земли составляют 1682,1 тыс. га (14 % общей площади лесных земель.

Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, по данным учета занимают 146 тыс. га, что составляет 1 % от площади края. В основном, это лесные насаждения, имеющие защитное значение.

Площадь прочих земель по сравнению с 2010 годом увеличилась на 0,2 тыс. га и занимает 177,9 тыс. га. В состав этих земель включены полигоны отходов, свалки, овраги, пески, территории консервации и другие неиспользуемые земли (оползни, осыпи, галечники и т.п.). Большая часть прочих земель сосредоточена на землях лесного фонда – 93,8 тыс. га (53 % от общей площади прочих земель) и на землях особо охраняемых территорий и объектов – 37,2 тыс. га (21 %). На землях населенных пунктов прочие земли составляют 21,6 тыс. га (12 %), на землях сельскохозяйственного назначения – 16,1 тыс. га (9 %).

На рис 1.2.6. показано распределение земельного фонда края по угодьям.

Обеспечение управления земельными ресурсами

Государственный мониторинг земель

Пермский край, являясь одним из основных индустриальных центров России, характеризуется сложным комплексом экологических проблем, обусловленных загрязняющим влиянием крупных промышленных центров, интенсивным использованием природных ресурсов, наличием энерго- и материалоемких производств и устаревших, загрязняющих окружающую среду, технологий.

Экономика края индустриального типа включает в себя более 500 крупных и средних предприятий различных отраслей экономики.

На Российском и мировых рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Таким образом, антропогенная нагрузка оказывает значительное воздействие на природные экосистемы и состояние здоровья населения.

Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 г. № 846, в перечень задач государственного мониторинга земель входят: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами; обеспечение граждан информацией о состоянии среды в части состояния земель.

Работы по мониторингу в Пермском крае осуществляются не в полном объеме. Основной причиной является отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей ведение государственного мониторинга земель. Для формирования системы мониторинга земель необходима разработка федеральной программы государственного мониторинга земель, научно-методической базы и технологии ведения мониторинга земель, утверждение единой системы показателей мониторинга.

В Пермском крае в рамках исполнения государственной функции по осуществлению мониторинга земель ежегодно проводятся работы по формированию федеральной статистической отчетности о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям. В ходе составления данного отчета осуществляется анализ количественных изменений основных характеристик земельного фонда за отчетный период.

Анализ качественного состояния земель

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации о количественном и качественном состоянии земель. Получение актуальной информации возможно в результате проведения геодезических, картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий. На территории Пермского края с 1998 г. создаются цифровые планово-картографические материалы на территорию населенных пунктов масштаба 1:2000 и территорию межселенных земель масштаба 1:10000. Данными материалами обеспечены практически все районы Пермского края (за исключением районов Коми-Пермяцкого округа), которые могут быть использованы в качестве базовых (исходных) материалов, фиксирующих состояние объектов на момент начала ведения государственного мониторинга земель. Однако, в настоящее время корректировка планово-картографического материала не осуществляется, что не позволяет в полной мере отследить динамику качественного изменения земельного фонда края. Последние 20 лет не проводятся обследования земель, позволяющие выявить негативные явления, такие как деградация, загрязнения, засоление, заболачивание и т.д.

По состоянию на 01.01.2011 г. площадь земель, подлежащих почвенному обследованию составляет 2411,20 тыс. га, геоботаническому обследованию – 555,80 тыс. га. На сегодняшний день Управление Росреестра по Пермскому краю располагает материалами почвенного обследования, проведенного в период с 1973 по 1993 гг., а также геоботанического обследования 1972-1977 гг., которые нельзя считать актуализированными и доброкачественными, по которым можно судить о качественном состоянии земель. Площади земель, подверженных негативным воздействиям на отчетный период составляет:

- водной эрозии – 557,1 тыс. га;

- ветровой эрозии – 9,6 тыс. га;

- переувлажнению – 116,5 тыс. га;

- заболачиванию – 62,4 тыс. га;

- зарастанию сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем – 23,8 тыс. га.

Прогнозы и рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов в 2010 г. не разрабатывались.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. К объектам землеустройства относятся территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики, является карта (план) объекта землеустройства. Сведения об объектах землеустройства вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании карт (планов) объектов землеустройства.

В 2010 г. активизировались работы по землеустройству – установлению границ зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон линейных объектов, памятников культурного наследия, особо охраняемых природных территорий). В 2010 г. в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, поступило 6 карт (планов) объектов землеустройства.

По состоянию на 01.01.2011 г. опорная межевая сеть в населенных пунктах Пермского края создана в полном объеме. Всего на территории Пермского края создана опорная межевая сеть общим объемом 20197 пунктов.

В населенных пунктах Коми-Пермяцкого округа опорная межевая сеть создана в количестве 1336 пунктов (80% от необходимого). Выполнение работ по созданию опорной межевой сети в населенных пунктах Коми-Пермяцкого округа запланировано на 2010-2011 г.г. Согласно государственных контрактов от 15.10.2009 г. №№ 1/ОМС, 2/ОМС в 2010 г. на территории г. Кудымкара, населенных пунктов Кудымкарского, Гайнского, Косинского, Кочевского, Юрлинского, Юсьвинского районов Пермского края в 2010 г. создана опорная межевая сеть общим объемом 777 пунктов. Всего на территории Коми-Пермяцкого округа планируется создать опорную межевую сеть общим объемом 338 пунктов.

Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Порядок ведения государственного фонда данных землеустройства регламентируется Административным регламентов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 14.11.2006 г. № 376.

В 2019 году на территории Пермского края проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов. Под массовую кадастровую оценку попали земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет до 1 января 2019 года.

Обращаем внимание: если земельные участки были поставлены на кадастровый учет в 2019-2020 годах либо в этот период вносились изменения в характеристики участков, например, изменилась их площадь, то в отношении них в настоящее время отсутствует актуальная кадастровая стоимость.

В целях определения стоимости таких объектов Управление Росреестра по Пермскому краю передает сведения в Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края. Оценщики Центра технической инвентаризации определяют кадастровую стоимость и направляют результаты для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Установленный (с учетом необходимого взаимодействия сторон) законом срок определения кадастровой стоимости и внесения данных в реестр недвижимости для объектов недвижимости, поставленных на кадастровый учет в 2020 году, составляет 36 рабочих дней со дня постановки (внесений изменений в характеристики) объекта на кадастровый учет. Однако Управление предпринимает все возможные мероприятия для сокращения указанного срока.

Елена Чернявская, заместитель руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю предлагает для всех заинтересованных лиц следующий порядок взаимодействия:

Владельцы земельных участков, которые не согласны с новой кадастровой стоимостью своих участков, расположенных на землях населенных пунктов, вправе оспорить результаты кадастровой оценки в досудебном или судебном порядке в Пермском краевом суде.

Досудебный порядок по новой оценке предполагает обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края: г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 82, каб.329. Справочная информация о порядке обращения в Комиссию, необходимых документах предоставляется по телефону: (342) 206-10-97.

Управление Росреестра по Свердловской области подготовило РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о состоянии и использовании земель Свердловской области за 2020 год.

В Докладе содержится анализ изменений земельного фонда Свердловской области в разрезе категорий, угодий, собственности, произошедших за 2020 год, а также сведения о правовом обеспечении развития земельных отношений в Свердловской области в 2020 году, о землеустройстве и государственном мониторинге земель, о ведении Единого государственного реестра недвижимости, об итогах проведенных мероприятий по государственному земельному надзору и кадастровой оценке земель.

Отметим, что анализ изменений земельного фонда Свердловской области осуществлялся на основе форм федерального статистического наблюдения, которые составляются Управлением Росреестра по Свердловской области (Управление) ежегодно, по истечении отчетного года. Согласно действующему законодательству и сложившейся практике государственный учет земель в Свердловской области осуществляется по категориям земель, угодьям и формам собственности. Отнесение земель к категориям осуществляется в соответствии с их целевым назначением. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

Так, по состоянию на 1 января 2021 г. общая площадь земель Свердловской области составила 19422,6 тыс. га, в том числе:

- земли сельскохозяйственного назначения – 4049,2 тыс. га (20,8%);

- земли населенных пунктов – 741,5 тыс. га (3,8%);

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – 447,5 тыс. га (2,3%);

- земли особо охраняемых территорий и объектов – 166,2 тыс. га (0,9%);

- земли лесного фонда – 13612,5 тыс. га (70,1%);

- земли водного фонда – 92,4 тыс. га (0,5%);

- земли запаса – 313,3 тыс. га (1,6%).

Татьяна Янтюшева, заместитель руководителя Управления Росреестра по Свердловской области, отметила, что в течение 2020 года изменения затронули все категории земель, в большей степени это коснулось земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов и земель лесного фонда.

Так, в Единый государственный реестр недвижимости за 2020 год были внесены сведения о границах 326 населенных пунктов. Анализ показал, что в состав населенных пунктов было включено 6,9 тыс. га, а исключено 7,8 тыс. га.
С учетом этого площадь в категории земель населенных пунктов в целом уменьшилась на 1,4 тыс. га.

Также уменьшилась площадь земель категории сельскохозяйственного назначения – на 27,8 тыс. га, в основном это связано с переводом в земли лесного фонда согласно нормам Лесного кодекса.

Следует отметить, что за период с 2016 года площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 33,4 тыс. га.

В 2020 году продолжалось перераспределение земель по формам собственности. Так, анализ показал увеличение площади земель в собственности Российской Федерации – на 16,5 тыс. га, в муниципальной собственности – на 10,0 тыс. га.

Большой раздел в Докладе посвящен результатам государственного мониторинга земель, в том числе анализу изменений качественного состояния земель.

Доклад включает в себя большое количество таблиц и диаграмм.

*Материалы Доклада могут быть использованы для выработки государственной политики и стратегического планирования в сфере земельных отношений в Свердловской области.

*Материалы Доклада являются информационной базой Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Росреестр подготовил государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в России в 2019 году. В ходе работы над документом был проведен анализ и получены систематизированные сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в разрезе субъектов и в целом по России.

Согласно докладу, площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2020 года составила 1 712 519,1 тыс. га (без учёта внутренних морских вод и территориального моря).

Изменения в структуре собственности на землю

В целом в течение 2019 года наблюдалось увеличение государственной и муниципальной собственности (на 78,3 тыс. га), а также собственности юридических лиц (на 896,7 тыс. га). В результате общая площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 1 января 2020 года составила 1 579 514,5 тыс. га (92,2% от всей площади земельного фонда страны). А общая площадь земель в собственности юридических лиц - 21 859,2 тыс. га (1,3%).

При этом доля земельных участков, находившихся в собственности граждан, сократилась на 975,0 тыс. га и составила 111 145,4 тыс. га (6,5%). В основном уменьшение площади таких участков наблюдалось в 55 регионах. Среди них Челябинская область (на 110,9 тыс. га), Ставропольский край (на 64,7 тыс. га), Саратовская область (на 57,5 тыс. га), Алтайский край (на 55,4 тыс. га), Липецкая область (на 51,4 тыс. га) и другие.

Таким образом, состоялось фактическое перераспределение земель между группами лиц. Это произошло в связи с выкупом юридическими лицами земельных участков, предоставленных им на праве пользования и аренды. Также причиной послужили факты передачи гражданами долей в общей собственности на земельный участок в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия и выкупа у граждан долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Изменения в категориях земель

В течение года наблюдалась высокая активность в области перевода земель из одной категории в другую. В большей степени это коснулось земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Так, площадь категории земель лесного фонда увеличилась на 0,08% - до 1 126 643 тыс. га, а площадь категории земель сельхозназначения уменьшилась на 0,22% - до 381 673 тыс. га. Это произошло за счёт передачи земель от сельхозпредприятий в ведение лесхозов. Наибольшие площади земель переведены в Тюменской области (672,1 тыс. га), Пермском крае (59,8 тыс. га), Томской (37,3 тыс. га) и Кировской (33,4 тыс. га) областях.

Наибольшее увеличение площади земель населенных пунктов отмечено в Краснодарском крае (на 10,9 тыс. га), Иркутской области (на 9 тыс. га), Приморском крае (на 4 тыс. га), Тульской области (на 3,9 тыс. га) и Республике Башкортостан (на 3,4 тыс. га). В то же время отмечено и уменьшение данной категории земель. Например, в Кемеровской области – Кузбассе (на 1,7 тыс. га), Оренбургской и Свердловской областях (на 1,2 тыс. га).

Цифровизация земельного фонда

В целом произошедшие изменения в земельном фонде страны эксперты связывают в том числе с повышением уровня контроля за использованием объектов недвижимости, а также с цифровизацией государственных услуг Росреестра.

Читайте также: