Доклад занимательная математика для дошкольников

Обновлено: 30.06.2024

Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, постижим для человека.

Знакомя детей с формой, добиваемся запоминания названий 3 – 4 геометрических фигур, даём представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета.

В формировании у детей математических представлений широко используем занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Таким образом, через игровые задания, являющиеся хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, проявляется желание и умственное напряжение, сосредоточивается внимание на проблеме.

I часть.

1.1 Проблемы и их решения в развитии математики.

Формирование элементарных математических представлений – это средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир свойственно человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание – функция не только интеллекта человека. Познание – функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах.

Важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных, а не изготовленных специально предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе.

Основной способ познания для ребенка этого возраста – наши рассказы, ответы на его вопросы, а также на наши вопросы к нему. При поиске ответа ребенка нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо беседовать серьезно: как размышляет взрослый, так и будут размышлять и дети.

Однако при организации работы по формированию элементарных математических представлений встает проблема меры. И невозможно не прислушаться к мнению специалистов по охране здоровья. Вот что пишет детский психотерапевт В. И. Гарбузов:

Таким образом, хотим подчеркнуть, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. И нашей задачей является – открыть ребенку красоту и богатство мира, и любое знание лишь средство решения этой задачи.

Методически планируя работу, включаю математическое содержание в различные виды традиционной детской деятельности: игры, рисование, лепку, труд, пение, движение под музыку. Это позволяет благополучно избежать нудных и скучных занятий, которые так утомляют детей.

II часть Математические игры

2.1. Значение математических игр в умственном развитии дошкольников

Для успешной подготовки к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок учу детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

2.2. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их систематизации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

Систематизировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

игры с геометрическими фигурами

Исходя из логики действий, разнообразный материал можно систематизировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, дидактические игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

В сборниках занимательной математики широко представлены математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений, во внеучебное время.

2.3. Использование занимательного материала на занятиях по математике.

Обучение математике немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяю с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используем занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям.

Итак, дидактические игры и игровые упражнения – чаще всего применяю в практике (на занятиях, в самостоятельной игровой деятельности). В процессе обучения игра включаю в занятие, для формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры также использую в индивидуальной работе с детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения этой задачи невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняю значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Систематическое упражнение в решении задач развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Следовательно, считаем, что занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

III часть

3.1. Обучение задач на смекалку.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким – либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.

Для детей старшего возраста можно объединить задачи на смекалку в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

3.2. Степени сложности

Задачи на смекалку можно объединить в 3 группы:

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даём в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя, эту работу перед нами встает цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.

Самые простые задачи первой группы дети без труда смогут решать, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

Головоломки первой группы предлагаются детям в определенной последовательности. От более простых к более сложным.

Для того чтобы решать задачи, нужно овладеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Впервые получив такое задание, дети пытаются составить 2 отдельных треугольника, квадрата. После ряда безуспешных попыток догадываются о необходимости пристроения к одному треугольнику, квадрату другого, для чего нужно всего 2, 3 палочки.

По мере накопления детьми опыта количество неправильных проб, практических действий начинает сокращаться. Исходя из этого, сохраняя занимательность, игровой характер упражнений, стремимся к тому, чтобы практические пробы детей стали целенаправленными, т.е. ребенок должен для начала обдумать ход решения, а затем действовать. В процессе поиска обращаю внимание детей на то, что, прежде чем выкладывать из палочек ответ, надо подумать, как это можно сделать. Достаточно провести лишь 3 -4 занятия, в процессе которых дети овладеют способами пристроения к одной фигуре другой так, чтобы одна или несколько сторон оказались общими.

Итак, в начальный период обучения детей решению простых задач на смекалку они самостоятельно ищут путь решения. Для развития у детей умения планировать ход мысли предлагаю им высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения.

Имеется несколько способов решения задач первой группы. Усвоив, способ пристроения фигур дети очень легко и быстро дают 2 – 3 варианта решения. Каждая фигура при этом отличается от прежней пространственным положением. Одновременно ребята осваивают способ построения заданных фигур путем деления полученной геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат – на 2 треугольника, прямоугольник – на 3 квадрата).

Процесс решения задач второй и третьей групп гораздо сложнее, нежели первой группы. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат и постоянно в ходе поисков решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществляемыми изменениями. Необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представить возможные изменения в фигуре.

Таким образом, в процессе решения задач учим детей овладевать такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, искать и пробовать новые ходы решения. Обучение направляю на формирование у детей умения обдумывать ход мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.

Вывод

Задачи на смекалку геометрического характера частично включаем в занятие по формированию элементарных математических представлений с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, выработке умений догадываться, сообразительности, что необходимо человеку для жизни, трудовой деятельности. При этом строго соблюдаем последовательность в усложнении задач, требований к поисковым действиям детей. От занятия к занятию уточняем и усложняем анализ задач, характер поиска решения, проявление самостоятельности мышления, сочетание действий и рассуждений.

Актуальность

Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольника, учитывает тенденции модернизации российского образования.

Программа разработана в соответствии с:

· Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

· Постановление Главного государственного врача РФ от 4 июля 2014 г.№41;

· Письмо МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ от 18 августа 2017 г.№ 09-1672 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ;

· Устав МАДОУ д/с № 42.

Новизна программы

Апробация вариативных моделей образовательного процесса, соответствующих требованиям ФГОС ДО и обеспечивающих качество условий пребывания и обучения детей, удовлетворение образовательных и социальных потребностей семьи.

Регулярные, специально организованные занятия по математике с детьми дошкольного возраста, способствуют наиболее эффективному развитию мышления и познавательных способностей.

Важность программы заключается в создании условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника.

Современное общество – стремительно развивающаяся система, для ориентирования в которой ребятам приходится обладать постоянно растущим кругом дисциплин и знаний.

Данная программа предлагает развитие у детей как предметных, так и обще учебных умений, организационных, интеллектуальных, коммуникативных способностей.

В основе программы лежит проблемно-диалогическая технология введения новых знаний, что позволяет развивать не только математические представления, но и речь, мышления, память, внимание, умение работать в контакте с педагогом и другими детьми

Цель:

Создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу

Задачи :

- Развитие логического мышления ребёнка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивного мышления (на геометрическом материале).

- Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

- Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.

- Формировать первичные навыки мыслительных операций;

- Формировать умение логически мыслить – включаться в поисковую деятельность, осуществлять контроль собственных действий, получать результат и оценивать его;

- Обогащать и активизировать связную речь;

- Приобщаться к предмету в игровой и занимательной форме;

- Формировать представление о числе и количестве;

- Воспитание у детей 6–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям.

Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий.

Адресат программы:

Дети в возрасте 6-7лет.

Возрастные психофизические особенности детей 6-7 лет.

К 7 годам у ребёнка дошкольника формируется объективное желание стать школьником. У детей подготовительной группы развитие речи достигает довольно высокого уровня. Внимание становится произвольным, что является непременным условием организации учебной деятельности в школе. Повышается объём внимания, оно становится более опосредованным.

Социальная ситуация развития характеризуется все возрастающей инициативностью и самостоятельностью ребёнка в отношениях со взрослым. Общение со взрослым приобретает черты вне ситуативно- личностного: взрослый начинает восприниматься ребёнком как особая, целостная личность, источник социальных познаний, эталон поведения. Сюжетно- ролевая игра достигает пика своего развития. Ролевые взаимодействия детей содержательны и разнообразны, дети легко используют предметы- заместители, могут играть несколько ролей одновременно.

Более совершенным становятся результаты продуктивных видов деятельности; в конструировании дети начинают планировать замысел, совместно обсуждать и подчинять ему свои желания.

Память становится произвольной, ребёнок в состоянии при запоминании использовать различные специальные приёмы: группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого. Ребёнок овладевает перцептивными действиями и к 7 годам полностью усваивает сенсорные эталоны- образцы чувственных свойств и отношений: геометрические формы, цвета спектра, музыкальные звуки, фонемы языка. Воображение становится произвольным. Развивается опосредованность и преднамеренность воображения- ребёнок может создавать образы в соответствии с поставленной целью и определёнными требованиями по заранее предложенному плану, контролировать их соответствие задаче.

К 6-7 годам до 20% детей способны произвольно порождать идеи и воображать план их реализации. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению, по предложенной теме и условиям.

Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. В подготовительной группе занятия носят более сложный характер, в них включаются элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

Объём и срок усвоения программы

Общее количество учебных часов, запланированных на период обучения и необходимых для освоения программы – 32.

Продолжительность программы 8 месяцев.

Форма обучения

Особенность организации образовательного процесса

Группа состоит из детей одного возраста, состав группы постоянный.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 час

Продолжительность 1 часа- 30 минут, в соответствии с нормами СанПин

Количество часов в неделю -1

Общее количество часов в год -32

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:

- Приобретение опыта творческой и игровой деятельности, опыта исследовательской работы.

- Развитие нестандартного мышления.

- Воспитание потребности в самостоятельной познавательной деятельности.

- Развитие способности к личному самоопределению и социальной адаптации.

- Развитие культуры общения, умение работать в сотрудничестве с окружающими.

Форма аттестации

Оценку образовательных результатов обучающихся по программе следует проводить в виде:

- викторины, конкурсы, открытые занятия ;

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- грамоты об участии в конкурсах

- материал анкетирования и тестирования,

- отзыв детей и родителей

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики

Материально-техническое обеспечение:

Программа будет реализовываться в учебном классе МАДОУ детский сад № 42. Класс хорошо освещен, создана соответствующая предметно-пространственная среда.

Аппаратные средства:

-Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – мышь.

- Устройства для презентации: проектор;

- Локальная сеть для обмена данными.

- Выход в глобальную сеть Интернет.

Перечень оборудования

Информационное обеспечение :

– аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Кадровое обеспечение :

В реализации программы заняты воспитатели высшей квалификационной категории.

весёлая математика для дошкольников

Воспитание детей

Весёлая математика для дошкольников — замечательный способ научить ребёнка считать и выработать у него особое математическое и логическое мышление, которое поможет не только на уроках, но и в жизни. Такие занятия отличаются от классических способом подачи — обучение не напрягает ребёнка, а увлекает. Кроме обычных задач на счёт, они содержат логические загадки и вопросы на смекалку.

Виды заданий

Для детей любого возраста рекомендуется выполнение 5—7 заданий разных типов. Это поможет комплексно развить мышление. Задачи бывают следующими:

занимательные задания для дошкольников

  • Логические — учат анализировать условия задачи, рассуждать и делать выводы.
  • Арифметические ребусы — прививают ключевые навыки математики: анализ, синтез, сравнение и прочие.
  • Продолжение последовательностей помогает развить внимательность и счёт.
  • Нахождение лишних предметов учит выявлять основные признаки, развивает аналитическое мышление.

Задания, которые развивают логику, обычно не входят в школьную программу. Тем важнее включить их в дошкольную подготовку: во взрослой жизни логическое мышление пригодится в решении сложных житейских вопросов. Польза очевидна, ведь благодаря весёлой математике происходят:

Весёлая математика

  • тренировка ума и внимательности;
  • развитие разных видов мышления (пространственное, аналитическое, т.д.);
  • навыки анализа информации;
  • способность принять аргументированное решение;
  • расширение кругозора;
  • повышение скорости мышления, сообразительности, находчивости;
  • умение рассуждать.

Важно помнить, что главное — заинтересовать ребёнка обучением, иначе придётся заставлять его заниматься, а это не приводит ни к чему хорошему: у взрослых появляется желание отругать непослушного ученика, а у ребёнка — стойкое нежелание учиться. Чтобы этого не случилось, выбирайте яркие, красочные задания, которые могут показать дошколёнку, что учёба — это интересно, полезно и несложно.

Логические задачи

Задания по математике для дошкольников 5—6 лет должны быть простыми. Особенно в самом начале занятий, когда ребёнок открывает для себя новую область жизни. Лучше всего, чтобы они были в игровой форме, а после каждого успешно выполненного задания малыша следует похвалить.

Детям 6—7 лет можно давать более сложные вопросы, главное — понимать, что деление на возраст довольно условное.

Если пятилетний ребёнок с лёгкостью отвечает на вопросы своей возрастной категории, а семилетний постоянно ошибается, то одному лучше усложнить задания, а второму сначала упростить, а уже потом доводить до нужного уровня.

Для развития логики можно использовать любые загадки. Они учат малышей думать нестандартно. Можно брать как готовые, так и придумывать самому. Вот примеры загадок и вопросов с подвохом:

Сложность в том, что рифмуется совсем другое, и малыш должен вовремя понять это, чтобы не ошибиться с ответом. Это учит его контролировать разум и не выдавать автоматически быстрый и подходящий, на первый взгляд, но не правильный ответ.

  • Подобрать себе я смог пару варежек для … (рук).
  • Хоккеистов слышен плач, пропустил вратарь их … (шайбу).
  • Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно … (четыре).

Если у ребёнка не получается найти верное решение, то нужно объяснить ему правильный ответ, а потом, для закрепления, дать задачи с похожей логикой.

Ни в коем случае не нужно давить на него или смеяться над предложенными вариантами! Это вызовет только негативную реакцию, малыш может замкнуться и обучение пойдёт хуже.

Одними из популярнейших задачек на логику остаются головоломки со спичками. Конечно, для детей лучше взять счётные палочки или карандаши одинакового размера, особенно если заниматься они будут без постоянного надзора. Эти задачи улучшают логику, заставляют мыслить шире. Они бывают самыми разными: можно выкладывать равенства, в которых нужно поменять положение спичек так, чтобы они стали верными, или геометрические фигуры.

Арифметические ребусы

Занимательная математика для дошкольников 6-7 лет обязательно должна включать в себя решение числовых ребусов! Они развивают знания об арифметике и учат легко справляться со счётом. Ребусы — это шифровки из чисел или картинок. В примерах могут быть пропущены математические знаки или цифры, иногда все цифры заменены картинками или символами. Чтобы решить их, нужно выполнить простые действия: сложение, вычитание, умножение или деление.

Например, в этих уравнениях нужно подобрать правильные знаки, чтобы получилось равенство:

9 _ 8 _ 7 _ 6_ 5 = 0

7 _ 8 _ 3 _ 6 _4 = 10

Чтобы упростить задание, можно вместо пробелов использовать фигурки, которые для одинаковых знаков будут одинаковые. Детям помладше может быть слишком сложно подставить знаки без подсказок.

В других задачах нужно сопоставить картинки цифрам и решить неравенство. Они учат абстрактно мыслить и сопоставлять данные.

Арифметические ребусы

Такие задачи легко составлять самостоятельно, если под рукой нет сборника или доступа в интернет. Упражнения помогут скоротать время с пользой. Есть несколько простых правил:

  1. Одинаковые цифры обозначаются в рамках одной задачи одинаковыми картинками, разные — разными.
  2. Двузначные числа можно изображать двумя фигурами, однозначные — одной. Это упростит понимание.
  3. Можно заменить все цифры в примере символами, а ребёнок должен будет расшифровать их.

Арифметические ребусы для дошкольников

Все эти задачки решаются методом подбора. Важно обратить внимание, что правильных вариантов ответа может быть несколько! Например, ребус * + * + * = 9 может быть решён как 3+3+3=9, 4+4+1=9, и т.д. Если же вместо звёздочек будут другие символы, которые подразумевают разные цифры, то вариант чаще всего один. Например, при н+н+н=9 н=3, а при н+н+ц=9 н=4, а ц=1.

Закономерности и числовые последовательности

Закономерность — это правило, по которому в ряду элементов происходит чередование, изменение свойств или самих элементов. Закономерности бывают:

  1. Циклические, когда элементы чередуются по определённым правилам.
  2. Возрастающие.
  3. Убывающие.

Ребёнку знать их названия совсем необязательно. Гораздо важнее объяснить, что в одной задаче может быть несколько правил чередования. Например, простые последовательности могут выглядеть так:

  • 1 3 5 7 9 11 13 … (15 17 19 и т.д., нужно прибавлять 2 к каждому числу).
  • 20 18 16 14 12 … (тут нужно отнимать 2).

А если усложнить, то получится, например, следующее:

1 2 2 4 3 6 4 8 5 …

Для решения такой задачи нужно смотреть на цифры через одну, получится два ряда:

  • 1_2_3_4_5_, в котором последовательность возрастает путём прибавления 1 к предыдущему числу.
  • 2_4_6_8_, в котором прибавлять нужно 2.

Числовые последовательности

Таким образом, продолжат этот ряд цифры 10 и 6. Бывают и более сложные правила, например, ряд 1 2 3 5 8 13. В нём каждое следующее число = сумме предыдущих двух.

Прежде чем давать ребёнку задачи для решения, следует объяснить, что такое последовательности и какой логикой нужно руководствоваться при поиске закономерностей. Несколько задач нужно решить вместе, а потом дать ему больше самостоятельности.

Нахождение лишнего

Отличное задание для развития навыка обобщения и анализа — нахождение в ряду схожих предметов лишний. Чтобы выполнить такие задания, нужно найти один общий признак для всех предметов, кроме одного — он-то и окажется лишним. Задачи могут быть со словами, фигурами, цифрами или любыми предметами. Например, следующие:

  • Стол, стул, шкаф, чайник — лишний чайник, потому что он не мебель.
  • Корова, свинья, бегемот, лошадь — бегемот, не домашнее животное.
  • 2, 4, 1, 6, 8 — лишняя цифра 1, потому что она нечётная.
  • Самолёт, пчела, вертолёт, жук, гусеница — лишняя гусеница, потому что не умеет летать.
  • Свет, картофель, телефон и бабочка — свет нельзя потрогать, а бабочка — единственная одушевлённая в ряду, лишним можно назвать и то, и другое.
  • Слон, ворона, пчела, самолёт — лишний слон, так как не умеет летать, или самолёт, потому что он не живой.

Такие простые задания в игровой форме помогут развить аналитическое мышление ребёнка и находить закономерности. Детям младшего возраста лучше давать задания в картинках.

Нужно помнить, что дети-дошкольники очень неусидчивы, поэтому сильно давить на них во время обучения не нужно. Лучше чередовать обучение с подвижными играми и стараться заинтересовать яркими картинками и наглядными примерами. Подходить к процессу лучше творчески.

Все задания нужно через какое-то время повторять, потому что детская память не такая устойчивая, и часть пройденного материала она может не сохранить. Кстати, интересная и эмоционально окрашенная подача помогает запоминанию, потому что связывается не только с абстрактными числами или фигурами, а ещё и с эмоциями и образами. Так что весёлая математика для дошкольников более полезна, чем нудные зубрежки.

Знакомство дошкольника с математикой важно организовать правильно. Вам в помощь мы создали ЛогикЛайк. Решайте задачи на смекалку, занимательные арифметические задания и пространственные головоломки.


В курсе развития мышления

На ЛогикЛайк более 3500 увлекательных заданий в простой и понятной детям форме – с картинками, ответами и пояснениями.

Задания по математике для дошкольников 5, 6, 7 лет – какими их видим мы?


Решайте онлайн

  • увлекательные логические и нестандартные задания по математике (задачи со спичками, найди лишнюю картинку);
  • занимательные примеры для дошкольников и для подготовки к 1 классу, числовые ребусы;
  • серьезные и веселые загадки и вопросы детям 5 лет, для детей 7 лет;
  • математические головоломки и другие развивающие задания.

Знакомство с заданиями на логику

Пройдите тест по математике для дошкольников (5-7 лет)

С чего начать занятия математикой?

Решения от образовательной платформы ЛогикЛайк

задания для дошкольников

Также вам понравятся наши развивающие игры на логику, внимание, память и мышление.

  • знакомство с математикой и арифметикой, основными математическими понятиями;
  • развитие математических способностей, развитие логического мышления и формирование основ математического мышления.

проходят 5-20 заданий на сайте ЛогикЛайк. А сколько сможете вы? Выбирайте, с чего начать:

Для второго блока нужен комплесный подход. Мы создали Базу знаний, в которой публикуем полезные материалы для занятий детей с родителями. Начните с этих материалов:

Приучаем выполнять задания самостоятельно

Есть и другой подход к детям – заинтересовать, увлечь и позволить развивать способности с удовольствием!

Читайте также: