Доклад взаимоотношения между учителем и учеником

Обновлено: 19.05.2024

Отношения между учеником и учителем является очень актуальной педагогической проблемой. Учитель должен наладить отношения с учащимися, чтобы они влияли на развитие их личностных качеств, а так же на успешность в обучении и воспитании. Для того, чтобы влияние учителя на ученика было эффективным, между ними должно быть взаимное общение.

Педагогическое общение - это продуктивное общение. Результатом такого общения является не только духовное обогащение как учителя, так и ученика, но и формирование успеха в обучении и воспитании. Во-первых, учитель должен уважать духовный мир ученика, признавать его свободную волю, право возражать учителю и выбор поведения. Во-вторых, интерес к миру ученика и участие в его эмпатии к его успеху и неудаче. В-третьих, восприятие индивидуальности как ценности со всеми присущими ей качествами и свойствами.

При общении с учителем следует учитывать психическое состояние ребенка. Чтобы общаться, ученик должен перейти от одного психологического состояния к другому. Поэтому, как правило, требование к ученику вызывает недовольство и сопротивление в нем. В общении возникает нежелательное напряжение, и это может оставить негативные эмоции.

Условно говоря, общение всегда может происходить на двух уровнях: когда учитель и ученик находятся на одном уровне и когда учитель выше, чем ученик. Это возможно и желательно для ученика над учителем, но общение этого учителя с учениками педагогически не плодотворно, другой уровень общения всегда поощряет их к сопротивлению. Для общения с учеником было правильно сначала мысленно расположиться рядом с учениками и, во-вторых, вести себя с ребенком, чтобы не смотреть на него с высока.

Важно в общении с детьми иметь дистанцию, которую учитель держит по отношению к детям. Чем больше учитель боится детей, тем больше он не уверен, тем больше он увеличивает дистанцию с учеником.

Один из самых важных моментов заключается в установлении личных контактов с каждым ребенком. Этот контакт создает доверие к ребенку, что он заметен, в нем заинтересованы, за ним наблюдают. Есть много форм личного контакта: заинтересованный взгляд, улыбка, добрые слова, вопросы, замечания, рукопожатие. Учитель, которому принадлежат эти формы, быстро и с почти каждым ребенком налаживает личный контакт. И количество таких контактов определяет качество его общения с классом. Правильный взгляд на детей означает, что учитель учитывает маленький жизненный опыт учеников. Это выражается в качествах учителя: умение прощать детям их ошибки, ошибки, проказы, шалости.

Отношения между учителями и учениками деформируются в любом возрасте в течение учебного периода. Это связано с изменением позиций и ролей в семье ученика, других учеников, учителей. Межличностные отношения влияют на взаимоотношения между учителями и учениками при организации групповых занятий. В этой форме работы происходит смена лидера, изменяются критерии популярности учеников, состав малых групп, то есть, активная перестройка отношений, за чем не всегда может уследить учитель.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем уточняется с позиции целостного подхода к сущности, движущим силам и воспитательным механизмам педагогического процесса рассмотрение влияния педагогического общения на учебно-воспитательный процесс школы.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что предложено обоснованное содержание, и вместе с ним проведенная коррекционная работа по формированию разумного общения между педагогами и учащимися позволяет в дальнейшем совершенствовать коммуникативные качества профессорско-педагогического состава школы.

Объектом исследования данной работы является педагогический процесс.

Предметом исследования является определение роли педагогического общения в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

В разрешении поставленной проблемы мы исходили из следующей гипотезы: если организовать разумное общение между учащимися и педагогами, в соответствии с их интересами и потребностями, то можно ожидать эффективного протекания педагогического процесса.

Целью исследования является изучение роли педагогического общения в совершенствовании учебно-воспитательного процесса школы.

Исходя из цели исследования, мы полагали необходимым решить следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической, теоретической, методической литературы по исследуемой проблеме.

2. Раскрытие сущности, содержание взаимоотношений ученика и учителя.

3. Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению исходного уровня взаимодействия учителя и ученика.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ

1.1. Отношения учителей и учеников как педагогическая проблема

Проблема общения между учителями и учениками всегда беспокоила прогрессивную педагогическую мысль. Она возникла одновременно с развитием урочной системы обучения.

Личные отношения учителя и ученика относятся к категории педагогических взаимодействий. Взаимодействие - это процесс прямого или косвенного влияния объектов (субъектов) друг на друга и порождает их взаимную условность и связь. Педагогическое взаимодействие - это взаимодействие между участниками учебного процесса. Е.Ю. Смотрицкий отмечает, что педагогические взаимодействия отличаются от домашних, промышленных самым динамичным способом, что выражается в том, что участники образовательного процесса могут стать их субъектами и объектами[23].

В педагогическом взаимодействии существует объективная несбалансированность. По определению М.Н. Недвецкой, Т.Н. Щербаковой, Е.В. Щербаковой, учитель, влияющий на личность ученика, действует как носитель принципа действия. Он информирует, тренирует, мобилизует, поддерживает, ориентируется. Одновременно ученик может при определенных условиях выступать в качестве объекта взаимодействия: он активен в ассимиляции, имеет собственное мнение, влияет на выбор методов преподавания, обогащает учителя [28, c.408].

Универсальной формой взаимодействия людей в деятельности (в том числе и педагогических) является общение. Общение - сложный, многослойный процесс создания и развития контактов между людьми, возникающих в связи с необходимостью совместной деятельности и обмена информацией, развития единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека[12]. По словам О.И. Карповой, общение - это личные контакты между людьми, имеющими социальную ориентацию; они служат не только объективной деятельности, но и несут значение обмена: введение других к их ценностям и наоборот к ценностям других [5].

1.2. Структура взаимоотношений учителя с учащимися

Структура взаимоотношений учителя с учащимися состоит из следующих компонентов: когнитивный, коммуникативный, рефлексивно-регулятивный, аффективный и духовный.

Когнитивный компонент состоит из знания общих законов связи; структуры коммуникации, особенностей реализации коммуникационных, интерактивных и перцептивных аспектов коммуникации; методов изучения коммуникаций и межличностных отношений; основных психологических и педагогических предпосылок для организации педагогических и общечеловеческих коммуникаций. Информационная власть, которую имеет учитель как знание предмета общения, позволяет ему всесторонне искать выход из этой сложной ситуации, чтобы обеспечить снижение его тяжести и напряженности[10].

Коммуникативный компонент - это способность передавать информацию с использованием всего арсенала коммуникативных инструментов, приемов и методов; организовать отношения с детьми и отношения детей в процессе совместной деятельности[15].

Рефлексивно-регулятивный компонент, по С.И. Самыгину, Л.Д. Столяренко - понимание текущего эмоционального и психологического состояния, адекватное восприняние и объективное оценивание своих личных качеств и поведение другого человека; правильный и воспитательный подход для влияния на партнеров связи; управление собственным состоянием ума, поведением и развитием[19, c.480].

Аффективный компонент - эмоциональное состояние, характеризующее отношением, опытом, возникающими между партнерами по коммуникациям.

Духовный компонент - умственные способности и духовное состояние. Духовные способности - это способность понимать, ценить и изображать других людей в своей работе, они являются неотъемлемой манифестацией интеллекта и духовности личности. Невозможно понять духовные способности, не обращаясь к понятию духовного состояния [9]. Духовно обогащенный учитель в своем общении пытается понять, принять и разместить других людей с их духовным содержанием.

Анализ духовных способностей И.С Якиманской [29] показывает наличие у них в каждой психической функции. В то же время она показывает, что мышление является моральным. Поэтому каждая интеллектуальная функция интеллектуальна и нравственна. В меньшей степени, в чем проявляется в определенных духовных функциях мораль, она становится духовным. В этом случае видит, вспоминает, вспоминает учитель, принимает решения, он воспринимает, мыслит и переживает через призму духовности. Это видение позволяет нам проникнуть в сущность педагогического феномена.

Психологическая и педагогическая диагностика имеет свой собственный спектр методов, т. е. методы исследования личности. К ним относятся общие научные (наблюдения), психодиагностические (анкеты, тесты), педагогические (анализ школьной документации, изучение результатов школьных детей).

Существенная характеристика диагностики-ориентация на стандарт. Норма-это количественная граница, в которой находится наиболее типичная часть опрошенной группы. Статистические нормы в отношении личности определяются узкими специалистами.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙТСВИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ

2.1 Критерии эффективности взаимодействия учителя и ученика

Проблемы отношений учителей и учеников занимают важное место в современных психологических и педагогических исследованиях. Почему учителя по-разному общаются с детьми, почему у них уникальные отношения с каждым учеником и с целым классом? Скорее всего, это зависит прежде всего от индивидуальности каждого учителя, от характера его педагогического общения, от характеристик характера, темперамента, пола, возраста, внешнего вида и многое другое - с одной стороны. С другой стороны, ученики, представляющие одинаково сложную личность, стоят с характером, темпераментом, способностями и интересами. Можно также отметить, что те же самые методы дают учителю хорошие результаты и не работают для другого вообще.

Дело в том, что в процессе педагогической коммуникации личностные начала учителя, его индивидуальная и творческая оригинальность проявляются чрезвычайно сильно. Это связано с тем, что эти качества становятся частью профессиональной жизни учителя, что проявляется в непосредственном взаимодействии с детьми. Таким образом, личные качества учителя являются одними из основных критериев при формировании благоприятных психологических условий для взаимодействия с учеником-важным профессиональным качеством учителя является социально-психологическая толерантность, которая в значительной степени определяет эффективность педагогического общения в целом и эффективность учебного процесса обучения и воспитания отдельного ученика. Явление толерантности еще не было предметом серьезных исследований в социальной и образовательной психологии, хотя иногда термин используется в связи с проблемой толерантности.

А. А. Реан в структуре общего явления толерантности различает два вида: сенсационную толерантность личности и диспозиционную толерантность личности. Чувствительность сенсора связана с сопротивляемостью человека к воздействиям окружающей среды, при этом ослабление реагирует на любой неблагоприятный фактор из-за снижения чувствительности. В этом случае речь идет о предрасположенности, готовности индивида к определенной (в данном случае - толерантной) реакции на окружающую среду. Для диспозиционной толерантности являются определенные установки человека, совокупность его отношений с реальностью: с другими людьми, их поведением, собой и влиянием других людей на самих себя, на жизнь в целом. Наиболее важным фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является характер вербовки учителя. Под установкой должно быть готово реагировать в той или иной ситуации в той же ситуации. В большинстве случаев его установка, кажется, абсолютно корректна, так что они чрезвычайно стабильны и трудно изменить внешними воздействиями. Консерватизм и ригидность установок возрастают. Существует два типа преобладающих установок учителей по отношению к ученикам: положительные и отрицательные[17, c.304].

. Подводя итог, можно сказать, что достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, умение слушать, понимать ученика, его убеждение, внушение, эмоциональное заражение влияет на изменения в стилях и позициях общения, способность преодолевать важную роль играет психологическая и педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и законов общения и взаимодействия.


2.2 Диагностика исходного уровня взаимодействия учителя и ученика

Исходя из цели, нами были поставлены задачи:

-определение исходного состояния во взаимодействии между педагогами и учащимися;

-проведение коррекционных мероприятий;

-проведение повторной диагностики с последующим подведением итогов.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, вы принимаете во внимание свое поведение с окружающими.

7-10 баллов - у вас высокий уровень коммуникативного контроля. Вы можете легко перейти в любую роль, гибко реагировать на изменяющиеся ситуации, иметь здравый смысл и даже предвидеть то впечатление, которое вы передаете окружающим.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Главной целью доклада является представить конкретные рекомендации учителям и родителям по предотвращению конфликта и в его совместном решении.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Что такое конфликт? И причины его возникновения.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний.

Кризисный период в жизни нашего общества породил множество проблем, приводящих человека в отчаяние, к срывам, конфликтным ситуациям. Это не могло не отразиться на жизни школы

Конфликты возникают во всякой социальной и развивающейся системе в результате совместной деятельности. Не исключение и образовательные системы.

Главной целью доклада является представить конкретные рекомендации учителям и родителям по предотвращению конфликта и в его совместном решении.
Хороший учитель учеников себе не выбирает. И рядовой ученик не может выбрать себе учителя по вкусу. А ведь все мы люди разные. Проблема несовместимости преподавателей и учеников порой делает невозможным учебный процесс.

Идеальный ученик - честный, способный, умный, аккуратный, внимательный, вежливый, терпимый, сдержанный, аккуратный, дисциплинированный, внимательный. Но полностью соответствовать представлению учителя об идеальном ученике могут не все. К тому же исследования показывают, что некоторые учителя считают принимаемыми качествами пассивность, слабоволие, а непринимаемыми - самостоятельность, жизнерадостность, общительность.

Однако ученики не могут соответствовать образу “удобного” ребенка, они чаще веселы, общительны, дружелюбны, решительны, а, следовательно, не слабовольны и часто импульсивны и несдержанны.

Идеальный учитель - это человек, в котором:

  1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть друга.
  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
  3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Для младших школьников это - добрый, спокойный, веселый, красивый, заботливый, но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты.

Рассмотрим типичный конфликт. Автор статьи Антонина Третьякова приводит следующие примеры.

Одна моя знакомая сказала, что завтра везет дочку к врачу. У той, похоже, начинается дерматит. Для девочки, которая занимается в балетной школе, это катастрофа. А все из-за учительницы математики, она никак не хочет понять, что будущей балерине математика не нужна. К тому же считает, что девочке стоит поучиться вежливости.

Сын другой знакомой – Саша – учится в языковой гимназии. Когда его родители в конце полугодия обнаружили, что у него проблемы с химией, они, конечно, пошли к учительнице.

Отец попытался выяснить, что происходит.
– Нет, мальчик неглупый, но ведет себя плохо.
– Как плохо? Нарушает дисциплину, хамит, мешает другим?
– Нет, он заносчивый очень.

Речь не о том, нужна ли будущему филологу химия, а будущей балерине математика, а об отношениях учителя и ученика, учителя и родителей.

В этих ситуациях есть много общего: Дети не считали предмет, с которым возникала проблема, важным и нужным для себя. Учителя считали, что дети ведут себя по отношению к ним как минимум неуважительно. Учителя не проявляли заинтересованности в том, чтобы ребенок все-таки усвоил упущенный учебный материал. Учителя не обращались за помощью к родителям сами, а иногда сознательно избегали с ними общения.

Семья и школа

Похоже, созревают плоды социальной униженности, в которой учитель оказался в последние десятилетия. Учитель не чувствует себя равным взрослым людям за стенами школы, наоборот, он чувствует некоторую исключенность из жизни общества. Родителей стараются не замечать, в родительскую помощь не верят.

Но с чем можно согласиться, так это с тем, что порой учитель всерьез обижается на ученика, забывает, что ученик – ребенок, а он, учитель, – взрослый. Почему иногда он противостоит ребенку на равных? Но ребенок – это еще не зрелая личность, его выбор не всегда хорош. Должностные обязанности учителя предполагают работу над развитием этой личности. Профессиональный учитель помимо знаний и навыков формирует у ребенка права, обязанности, долг, совесть, уважение, добро и зло в конце концов. Дело это всегда было непростым, а сейчас особенно.

Учитель недоволен учеником. Родители в претензии к учителю. Ученик в оппозиции и к учителю, и к родителям. Как им выстроить гармоничные отношения?
Кто виноват?

Неуважительное отношение общества к учителю сказывается и на отношении к нему детей. Ситуация со школьными конфликтами занимает чуть ли не лидирующее место среди рейтинговых тем на нашем телевидении. Каждый раз темы эти с завидным смаком обсуждают и специалисты и рядовые обыватели.

Средства массовой информации совсем недавно рассказывали о произошедшей в одной из школ истории шантажа.

Кто виноват в том, что дети могут по-хамски вести себя с учителями? Вы скажете, сами учителя? Нет. Виноваты все. Учителя, которые мало заботятся о своем личностном росте, человеческом достоинстве, душевной гармонии и профессионализме. Родители, которые забывают о том, что воспитание ребенка – это прежде всего их дело. Виновато государство и общество, которое принизило статус учителя. И все в той или иной мере страдают от сложившейся ситуации.

Дорогие родители! (памятка родителям)

  1. Ваш ребенок - это ваш ребенок, и никто, кроме вас, его любить не обязан. Учитель должен его учить, а вы - обеспечить учителю поддержку в виде положительной установки к учебе и контроля успеваемости. Внушайте ребенку, что если он будет выполнять все требования учителя, то у него будет все хорошо.
  2. Будьте открыты с учителем, говорите не только о достоинствах своего ребенка, но и о проблемах. Учитель должен почувствовать, что вы ищете в его лице союзника. Спросите прямо. Постарайтесь заранее подготовить несколько вопросов. Задавайте их прямо, не стесняясь. Избегайте предвзятости. На встрече не ведите себя агрессивно.
  3. Конечно, среди учителей есть и такие, с которыми вам трудно наладить контакт. Все равно придется. Поговорите с учителем без претензий, вместе легче найти выход.
  4. Если ваш ребенок идет в первый класс, а вы познакомились с его учителем только первого сентября, то вы плохая мать. Практически в любой школе есть возможность выбрать учителя в заявлении при приеме в первый класс. Если у вас трудный ребенок, ориентируйтесь в первую очередь на учителя, а не на престиж школы. Первая встреча ребенка с учителем - Это очень важный момент для ребенка, родителей и для учителя.
  5. Будьте дипломатичны. Никогда не говорите плохо об учителях при ребенке, но и не бросайте его на произвол судьбы с трудным учителем. Разбирайте каждый конфликт и обязательно находите разрешающий выход. Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать
  6. Принимайте самое активное участие в общественной работе класса и школы, знайте по именам всех одноклассников, родителей и учителей.
  7. Составьте план совместных действий учителя и родителей. Поддерживайте связь. Обязательно поддерживайте установленный контакт с учителем. Обсуждайте успехи (и неудачи) в выполнении плана
  8. Никогда не откладывайте встречу с учителем. Не тешьте себя надеждами, что все рассосется само собой. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.
  9. Во избежание конфликтов и неприятных ситуаций, лучше готовится к ним заранее.
  10. Подумайте, какие установки по отношению к учебе и учителю вы формируете в своих детях.

Наверняка вам приходилось слышать подобное.

№1 Мама и сын, тяжело дыша, в последнюю минуту успели заскочить в трамвай. Мама радостно посмотрела на сына:
– Вот видишь, успели. Какой у тебя урок первый?
– Труд.
И тут радость на лице мамы сменилась явным разочарованием:
– Ну и что ты меня дергал? На труд нельзя опоздать, что ли?

№2 Мальчику было лет десять-одиннадцать. Он всего лишь хотел выполнить школьное (и не только) правило: прийти без опоздания и не получить порицание учителя. А мама своими неосторожными словами заронила в нем мысль, что правила – это ерунда, замечание учителя – пустые слова.

11. И еще. Одно из важнейших качеств, которые определяют жизненную успешность, – это умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми. Разве вам всегда нравится ваш начальник? Но от того, как вы налаживаете с ним отношения, зависит ваше благосостояние, карьера, самочувствие. Учитель для ребенка в какой-то степени начальник. Он может быть в чем-то неправ, но с ним все равно надо поддерживать корректные рабочие отношения. Учитель – человек, у него могут быть свои слабости и недостатки. Но норм делового общения это не отменяет.

Какой бы способ решения проблемы вы не выбрали, в любом случае, не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Помните, ему необходима ваша помощь и поддержка.

Постарайтесь решить проблему вместе, сообща, подключив учителей и все свое внимание. Только так вы сможете сдвинуть дело с мертвой точки.

Дорогие учителя! (памятка учителям)

Приемы конструктивного общения легко осваиваются людьми с чувством собственного достоинства, высокой самооценкой, уверенными в себе и своем профессионализме.

Именно эти качества не позволяют взрослому человеку по-детски обижаться на ученика, сторониться успешных взрослых, бояться администрации, перекладывать ответственность за свою неудачу на другого и проецировать неудовлетворенность собственной жизнью на общение с учениками.

Выводы:

  1. Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия;
  2. Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным;
  3. Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации;
  4. При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
  5. Не нужно затягивать конфликты, преодолевая их на ранней стадии развития
  6. При решении конфликта важно умение поставить себя на место конфликтующей стороны
  7. Не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал
  8. Преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами.
  9. Пользоваться рекомендациями для правильного решения и предотвращения конфликтных ситуаций

Все родители лелеют мечту о том, чтобы их ребенок ходил в школу с удовольствием. А еще, было бы неплохо, если при этом он и учился на отлично. Но иногда случается так, что учитель и ученик не ладят. А в результате такого личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет, поэтому в скорейшем преодолении конфликта заинтересованы и родители и учителя. Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности, нормы поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна поддержка.

Читайте также: