Доклад взаимодействие семьи и школы проблемы и пути их решения

Обновлено: 05.07.2024

Без дружеского взаимодействия ,без тонкого взаимопонимания
учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка,
жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства .
В. А. Сухомлинский.

Но в этом, таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Существуют некоторые особые обстоятельства, определяющие противоречивость и сложность отношений учителей с родителями учащихся. Любовь родителей к своему ребенку, будучи чрезвычайно сильным чувством, делает их взгляды на поступки и требования учителей очень субъективными. Надо учесть, что серьезной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения школьников. Дети , как правило, подробно рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, так как в детском восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда он понимает их обоснованность. В этих случаях исходящая от детей информация приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиции педагога, мешает установлению взаимопонимания семьи и школы.

Родительские чувства являются одним из самых могучих человеческих инстинктов. Они проявляются прежде всего в заботе о ребенке, в стремлении к его физической и нравственной защите. Всякое отрицательное действие, недоброжелательность, равнодушие или бестактность учителя вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к школе, вплоть до раздражения и гнева.

- Потому, что я очень люблю детей и мне интересно с ними работать, - ответила она.

- А как вы относитесь к взрослым?

- К взрослым отношусь безразлично.

- Как же вы собираетесь работать с родителями учащихся?

Как известно, отношения уважающих друг друга людей строятся на основе деликатности и чуткости. Но о каком уважении может идти речь, если учителя торопятся проинформировать родителей о детских проступках, забывая порадовать их успехами ребенка?

- А в школу почему не сходите?

- Так у них классная руководительница сама молодая. Своей семьи нет. Чем она поможет?

Подобное отношение подчас лишает молодого педагога профессиональной уверенности в области семейного воспитания.
Еще одной проблемой взаимодействия семьи и школы является незнание педагогом , что сложившийся стереотип общения учителя с учеником неприемлем для общения с родителями. Не все учителя это осознают, чем усложняют установление контактов с родителями. Неправильно занятая учителем позиция в общении с ними нередко приводит к конфликтным ситуациям.

В школе работают педагоги, профессионалы – воспитатели, которые знают систему воспитания, владеют умениями и навыками воспитания. Родители в подавляющем большинстве таких знаний , умений и навыков не имеют. Следовательно, учитель обязан не просто пропагандировать эти знания и умения, а возбуждать у родителей потребность в овладении ими. Нельзя не учитывать такой факт : многие родители убеждены в том, что знают, как воспитывать, и что воспитывают своих детей правильно. При этом большинство из них полагаются на свою интуицию и методы, заимствованные от старших поколений. В связи с этим возникает много проблем во взаимодействии семьи и школы.

Важным помощником в данной ситуации и должна выступать пропаганда педагогических знаний среди родителей. Но недостаточная подготовка учителей к данному виду работы порождает непонимание, со стороны родителей, сути воспитательного процесса в школе.

Практика показывает, что современный учитель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание при условии:

  • Если он знает не только учащихся своего класса, но и их родителей, внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, жизненный уклад, нравственные установки и общественную направленность семейного коллектива;
  • Если он знаком с домашними условиями, с бытом ученика, а также с приемами и методами семейного воспитания;
  • Если между воспитателем и родителями установились искренние, доверительные, откровенные отношения, если между ними существует полное взаимопонимание;
  • Если педагог постоянно углубляет, расширяет свои знания по теории и методике семейного воспитания, передает эти знания родителям, заботится о повышении их педагогической культуры;
  • Если в работе с родителями умело сочетаются массовые и групповые формы с индивидуальной работой ( с учетом специфических особенностей той или иной семьи)

Выполнение данных условий непосредственно влияет на эффективное взаимодействие семьи и школы, основой которого является – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи.

Школа и семья решают единые задачи воспитания детей, отражающие интересы общества. Однако способы, методы воспитания в семье и школе различны, так как школьные условия, обстановка, окружение иные, чем в семье. Желая сформировать у детей положительные нравственные привычки, родители и учителя должны действовать сообща, придерживаться единых требований. При отсутствии единых требований у учащихся зарождается сомнение в правомерности требований. Из этого они делают неверные выводы о том, что правила поведения надо соблюдать в школе, а дома и в общественных местах не обязательно. Если вовремя не пресечь такие явления, то они могут привести к нежелательным последствиям.

Вот почему учителю так важно поддерживать постоянный контакт с родителями и помнить, что характер семейного воспитания во многом зависит от их педагогической культуры. Повышая педагогическую культуру родителей, учитель тем самым приводит в действие богатейшие резервы семейного воспитания. Опираясь на воспитательный потенциал семьи, учитель сможет более успешно и на более высоком качественном уровне решать сложные задачи современного воспитания учащихся.

Конфликты между семьей и школой ложатся всей
тяжестью на ребенка. (Корчак)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тема: «Взаимодействие семьи и школы:

социальный педагог

Патракова И.В.

Работа с семьёй важнейший компонент учебно – воспитательного процесса школы.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют её психологический климат. В нём и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя.

Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребёнок, во многом определяет его положение в семье.

А это положение бывает различным:

нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда в семье заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребёнка, что отзывается ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определённая часть подростков отдаляется от родителей.

Важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.

Важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребёнком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей, а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.

Работа с семьёй – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.

Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс. Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации. Поверьте, большинство оценит эту помощь учителя.

В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей. Безусловно, всегда легче работать с семьёй, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приёмы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, - меняют обстоятельства жизни в школе. Окружают ученика вниманием и заботой, дают почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности.

Но не надо отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать родителям добрый совет, как им поступить, если ребёнок плохо учиться, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков. Сегодня многое из этого можно найти в газетах и журналах, книгах по проблемам воспитания. Но всё же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь родителям ученика. Придать стройность и построить логическую взаимосвязь причин и следствий того или иного педагогического явления.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

Консультативная – совместный психолого – педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идёт за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер.

Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений.

Должно быть непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.

Важная задача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями.

Рассмотрим некоторые формы психолого – педагогического просвещения родителей..

Вначале остановимся на одной из самых распространённых в любой школе форм взаимодействия с семьёй – родительском собрании .

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания – диспуты, итоговые (четвертные и т.д.)

Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель. Очередную тему собрания могут предлагать и сами родители.

Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности. Готовясь к собранию классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создаёт определённый настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.

Практикум – это форма выработки у родителей педагогический умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой – либо конфликтной ситуации. Которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей. родителей и школы и т.д.

Открытые уроки – обычно проводятся для того. чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но учителя – предметники прибегают к ней в своей работе.

Индивидуальные тематические консультации . Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителей. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

Родительский комитет. Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей – это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с с педагогами и под руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Большая роль в организации оптимального взаимодействия педагогов с родителями принадлежит школьному педагогу – психологу. Он обладает соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут провести диагностирование учащихся, консультирование педагога и родителей по поводу форм взаимодействия с ребёнком.

Учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.

В процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решить любую проблему развития личности. Главное, применяя любую воспитательную технологию, необходимо руководствоваться первой медицинской заповедью: “Прежде всего, не навреди”.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своими союзниками в педагогическом процессе.

Мы устроены так, что всегда верим в лучшее. Поэтому для достижения результатов необходимо видеть конечную цель воспитания. Это становится возможно только при определении основных целей, задач, при осознании необходимости единства усилий семьи и школы в воспитании и развитии учащихся. Добиться положительных результатов в решении такой многогранной педагогической проблемы можно лишь при взаимодействии всех сторон педагогического процесса.

В своей практической деятельности я как классный руководитель использую сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Притом, что в обоих случаях реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам работы относят:

- конференции по обмену опытом;

- общеклассные и общешкольные конференции;

- групповые и индивидуальные консультации педагога;

- посещения на дому.

Универсальной формой считается родительское собрание.

Родительское собрание - это возможность продемонстрировать достигнутые ребенком успехи. К родительскому собранию я подготовлю не только отчет о выполненном учебном плане, но и выставки творческих работ учащихся.

Чтобы привлечь внимание, готовлю официальное приглашение на родительское собрание для каждого из родителей. При проведении собрания, так же готовлю различного рода анкеты, тестирования психолого--педагогического характера. Такая форма работы помогает мне составить более полное представление о ребенке и о его семье. Немало важным является подготовка наглядности. Это могут быть: карточки--памятки родителям с полезными советами; плакаты с афоризмами известных педагогов или психологов.

Классные родительские собрания провожу один раз в четверть. Но при необходимости их можно проводить чаще. На родительском собрании должен происходить процесс просвещения родителей, расширения их педагогического кругозора, стимулирования желания быть педагогически--подкованными родителями.

Общешкольные родительские собрания, обычно, проводятся не более двух раз в год. Темой для таких собраний служит отчет о работе школы за определенный период времени. На таком собрании присутствует и выступает директор, его заместители, отчитываются о работе родительский комитет школы. А так же, для демонстрации положительного опыта воспитания в семье, возможно проведение церемонии награждения семей, которые достигли положительного результата в воспитания детей.

Не менее эффективной формой педагогического просвещения родителей являются родительские конференции. Они могут быть общеклассными и общешкольными. Их основной задачей является проведение социологических и психологических исследований по заданным проблемам. А также подробный анализ участниками конференции результатов исследований.

Использую групповые формы с привлечением родителей определенных детей, которые испытают трудности в учебном процессе. При планировании урока, я делаю акцент именно на этих детях. После проведения занятия вместе с родителями пытаютсь найти способы оказать помощь детям.

Индивидуальные консультации - одна из наиболее важных форм взаимодействия. Она особенно необходима на начальном этапе. При знакомстве с классом. Чтобы преодолеть психологический барьер родителей в разговоре о своем ребенке, проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Зачастую, родительская оценка поступков и оценка личности ученика не совпадает с моей оценкой. Поэтому создаю неофициальную атмосферу для каждого родителя, чтобы наладить доверительные отношения, выявить трудности и точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Родитель, в свою очередь, должен раскрыться и рассказать то, что он считает необходимым учителю в его профессиональной работе с ребенком: особенности его здоровья; его увлечения, интересы; предпочтения в общении, в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

МКОУ Мастюгинская СОШ

Заместитель директора по ВР Симонова В.Е.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, за чем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Для получения разносторонних сведений об учащихся педагогу вместе с классными учителями необходимо изучить характеристики, данные в детских годах. Просмотрев документы, педагогу необходимо составить список учащихся, с родителями которых следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей. А для этого необходимо: разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию; пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний; совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи. Демократические преобразования в жизни общества повлекли за собой изменение образовательных парадигм, провозглашение принципа взаимодействия. Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности вносит коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность в педагогике приобретают гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе.

Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности. Педагогический коллектив школы считает, что усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Именно потому приоритетной задачей является усиление взаимодействия с семьей. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь. Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию. Одной из форм работы является проведение родительских собраний на параллелях. Родительские собрания помогают определить цели, возможности родителей в вопросах воспитания, позволяют помочь разобраться в проблемах, найти с помощью совместного поиска пути изменения, совершенствования, преобразования окружающей действительности. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности. Такие выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть доступны детям. Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя с семьей. Еще одной формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей, буклетов. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры. Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная тема.

Также можно организовать проведение совместно с родителями классных часов, школьных мероприятий (КВН, новогодние вечера, Дни Матери, Масленица). Можно рассматривать следующие темы: как организовать чтение детей в семье, разучивать с ними стихи, слушать музыку, разбирать трудные проблемные ситуации, как преодолеть их и т.д. Организуя такую работу, педагоги привлекают больше родителей в учебно-воспитательный процесс. Формы и методы работы с родителями разнообразны, но педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом. Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания. Наиболее эффективными формами работы, на наш взгляд, выступают проведение школьных собраний, оформление стендов, уголков для родителей, дежурство родителей. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Целесообразно организованное взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.

Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используют его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива нашей школы с семьей предполагает ряд аспектов. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний. В систему работы школы вовлекаем родителей и в органы школьного самоуправления, создан Совет школы, комиссия содействия семьи и школы, родители руководят органом самоуправления.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Читайте также: