Доклад взаимодействие классного руководителя с родителями по профилактике аутоагрессивного поведения

Обновлено: 07.07.2024

Цель: раскрыть проблему аутоагрессии или самоповреждения среди детей, повлиять на сокращение суицидов среди подростков, дать рекомендации родителям при выявлении признаков самоповреждения у подростков.

К сожалению, в этом возрасте ребёнок может периодически оказываться в нестабильном эмоциональном состоянии, может начинать причинять себе вред. Подобное поведение требует от родителя максимального включения и эмпатии (т.е. понимания того, что чувствует другой человек). Как определить, есть ли у Вашего ребёнка признаки самоповреждающего поведения и что Вы можете сделать?

С-3. Признаки самоповреждающего поведения:

1. Вы находите на теле ребёнка порезы, синяки, ожоги непонятного происхождения, также могут быть обнаружены области без волос на коже головы. Обратите внимание на повреждения на таких частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот.

2. Подросток постоянно скрывает руки и ноги под одеждой (даже в жару) или украшениями (например, браслетами). Часто под ними прячутся шрамы.

3. Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителя и очень злится, если тот продолжает настаивать.

5. Ребенок отказывается принимать участие в различных видах спортивных активностей. Поскольку на теле есть следы и шрамы, дети с самоповреждениями стараются всеми возможными способами избегать школьных занятий физкультурой или плаванием. И им совсем не хочется прилюдно переодеваться.

6. У ребенка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды, или, напротив, переедание.

7. Еще на что нужно обратить внимание С-4.

МОЖНО показать фото самоповреждения С-5.

С – 6. Что делать родителю, подозревающему самоповреждающее поведение?

1. Сделайте паузу, вдохните-выдохните. Родителям необходимо успокоиться и подумать, прежде чем принимать какие-либо решения и начинать действовать. Ваше настроение необходимо взять под контроль, ведь в такой ситуации гамма переживаний едва ли приятная (грусть, злость, страх, вина).

Иногда первая реакция родителя – задавать ребёнку вопросы, однако это может быть расценено как нападение и ребёнок станет ещё более закрытым и замкнутым. Безусловно, следует обратиться к профессионалу, школьному или частному психологу, однако некоторые вещи Вы можете сделать и самостоятельно.

2. Еще раз дайте подростку понять, что Вы его любите (вне зависимости от конкретных фактов его поведения). Следует помнить, что дети причиняют себе вред, потому что испытывают множество трудных эмоций. Вне зависимости от того, хотят ли они таким образом наказать себя, успокоить, или же просто заставить что-то почувствовать, их реальность очень тревожная и нестабильная. В этом постоянном вихре эмоций им нужно убежище, где они могут чувствовать себя в безопасности.

Именно это должен обеспечить ребенку родитель. Не важно, можете ли Вы разрешить проблему подростка немедленно – важно, чтобы тот знал, что любим, и принимаем родителем, и что тот не стыдится, даже если ребенок ведет себя так, покрывая свое тело порезами и ожогами.

Благодаря этому возникает эмоциональная стабильность, которой так не хватает подростку.

С-7 .Причины самоповреждающего поведения подростков

3. Какая же причина может быть самоповреждающего поведения подростка? Попытайтесь понять, какая причина стоит за причинением себе повреждений, потому что порезы и ожоги – всего лишь симптом. Причины есть всегда, но они могут быть очень разными – кто-то из подростков страдает от депрессивного или тревожного расстройства, кто-то стал жертвой школьной травли, кто-то начинает причинять себе вред из-за проблем с учителями или с самими родителями.

Важно, чтобы родитель помог подростку попробовать понять причины, по которым он вредит себе, только после этого можно начинать борьбу с ней.

4. Подростки, склонные к самоповреждениям, часто не готовы, не могут говорить на эту тему, при попытках взрослых начать разговор – отмалчиваются. Не стоит заставлять их в приказном тоне – это только усилит уже имеющиеся проблемы. Но можно подумать над альтернативными вариантами диалога. Вот несколько вариантов, которые пробовали другие родители:

С-8. А) Оставьте на столе в кухне блокнот, в котором ребенок может писать любые вещи, которые он хотел бы, чтобы родители знали. Писать всегда проще, чем говорить напрямую. Любой из родителей читает записи каждый день и находится в курсе происходящего, там же родитель может оставлять ответы на вопросы или писать свои комментарии;

Б) В комнате ребенка (или над его спальным местом) можно повесить маркерную доску, на которой ребенок может отмечать, например, звездочкой или черточкой, каждый день, когда он не причинял себе повреждений. За каждый же день, когда повреждения были нанесены, один знак ребенком стирается. Таким образом родитель остается в курсе происходящего и избегает при этом неловких разговоров с ребенком;

В) Можно приобрести набор цветных браслетов на запястье (например, резиновых), которые подросток надевает каждый день, цвет же зависит от настроения: красный цвет символизирует крайнее эмоциональное напряжение, желтый – то, что его настроение в пределах нормы, зеленый – что все отлично.

5. Если вы выявили, увидели, что ребенок совершает такие действия, сообщите о ситуации классному руководителю, или школьному психологу. Совместно родителю вместе с сотрудниками школы будет легче следить за поведением ребенка.

С-9. 7. Предложите ребенку альтернативные варианты поведения. Есть много других вариантов, которые молодые люди могут пробовать, помимо причинения повреждений своему телу. Кто-то справляется при помощи банального биться подушки, разрывания бумаги на мелкие клочки или более экзотичного сжимания в руках кубиков льда (да, это не очень приятно и очень чувствительно, потому является хорошей альтернативой для самопорезов).

Кто-то рисует красной ручкой на коже, кто-то носит на запястье резиновый браслет, который может с силой натянуть и отпустить в момент эмоционального напряжения.

8. Воспользуйтесь помощью профессионалов: детский психолог в поликлинике, центры помощи семье и детям, службы психологической помощи, консультации подросткового психолога и т.д. Психолог может всегда оказать поддержку родителю и предложить направления поведения в конкретной ситуации, даже если сам подросток отказывается идти на прием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: Емельянова Н.А.

Дата:30.03.2021г.

Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Взаимодействие на основе взаимной заинтересованности в результатах воспитания поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составление программы его развития.

1) Одной из форм педагогической профилактики является социально - педагогическая диагностика.

Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.

Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми:

Содержание блока:

· Анализ семейного воспитания (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер)

опросник позволяет определить нарушения процесса воспитания и установить

некоторые причины этих нарушений.

Методика определения у личности индивидуальных особенностей систем восприятия информации (поиска, приёма, переработки). Кинестетическая система – ощущения, визуальная –зрительная информация, аудиальная – слуховая информация, дигитальный – схематически –логическое восприятие информации.

· Экспресс-диагностика семейного состояния (Р.В.Овчарова)

Методика позволяет быстро оценить общую семейную тревожность и уровень выраженности чувств вины, тревоги и нервно-психического напряжения в семейных отношениях.

Эта методика весьма полезна для отражения тех фактов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми от врачей и психологов, так и от самих родителей. В подростковый возраст отношения с родителями переходят на качественно новый этап, поэтому нужно проследить, каким именно образом они меняются, чтобы не допустить возможных отклонений и помочь легче адаптироваться друг к другу, пройти этот период легко.

Тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Это состояние может сохраняться длительное время и накладывать негативный отпечаток на семейные взаимоотношения.

· PARI (измерение родительских установок и реакций) (в адаптации Т.В. Нещерет)

Методика предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни.При этом затрагивает не только сферу взаимоотношений родителей с ребёнком,но и отражает позицию родителей в межсупружеских отношениях.

2) Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Рекомендуемые формы профилактической работы с родителями

2) Информационные листы и памятки для родителей

3) Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми.

5) Работа "Телефона доверия" (номер сотового телефона педагога психолога).

6) Консультации для родителей по определенному графику.

7) Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.

8) Работа по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания.

9) Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т. д.

11) Выступления на родительских собраниях в ОУ по темам:

Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.

профилактике

аутоагрессивного

Выступление подготовила: Емельянова Н.А.

Дата:30.03.2021г.

Аутоагрессия –

враждебными действиями, направленными на себя. Возникает в ситуациях переноса

агрессии с внешнего социально либо физически недоступного объекта. Проявляется

мыслями, и на уровне действий – причинением физического вреда напрямую и

Суицид считается наиболее опасной формой аутодеструктивного поведения. Кроме

происходят в ответ на внезапные критические жизненные ситуации, когда не

справляются адаптационные защитные механизмы психики человека. По этой

причине важны профилактические мероприятия по обучению человека способам

поведения в критических жизненных ситуациях, мерах психологической помощи и

самопомощи при посттравматических стрессовых расстройствах.

Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый

профилактики

девиантного

несовершеннолетних

деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов,

влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать

единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей,

созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их

заинтересованности в результатах воспитания поможет педагогам и родителям

объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех

качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации,

для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых

совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что

предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и

составление программы его развития.

1) Одной из форм педагогической профилактики является социально -

педагогическая диагностика.

Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа

семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной

информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания,

детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных

проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже

Традиционно главным институтом воспитания и социализации личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Однако сегодня в условиях социально нестабильного общества и пропаганды философии потребления, культа удовольствий и материальных благ мы наблюдаем, как нравственные ценности и семейные традиции все больше теряют свою значимость, обесцениваются, стираются границы между добром и злом, снижается воспитательный потенциал семьи, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка.

Если речь идет о подростке, то спецификой подросткового возраста является повышенная чувствительность, усиливающаяся трудностями периода неопределенности и вхождения во взрослую жизнь.

Довольно часто агрессия несовершеннолетних на себя, это переадрессованная агрессия, по другому они не могут договориться с матерью, отцом и высказать свою неудовлетворенность их отношением к ним.

Первое и главное правило, предотвращающее отклоняющее поведение несовершеннолетних, — доверительные, искренние отношения в семье.

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Говорите с ним о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;

Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

Помните, что авторитарный стиль воспитания, особенно для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у ребенка ответную агрессию или агрессию, направленную на себя. Предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его, найдите компромисс.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, предательство? Эти темы очень волнуют детей, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Если избегать разговоров на такие сложные темы, то они все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым.

Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Ребенок делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

Читайте также: