Доклад выясните какие меры по защите окружающей среды внедрены на тэц рк

Обновлено: 07.07.2024

Экологическое законодательство РФ составляют:

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.


Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;
  • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
  • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.


По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

  • глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
  • базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
  • национальный — мониторинг в масштабах страны;
  • региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
  • локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
  • импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

  • выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
  • определение уровня экологичности компании;
  • функционирование систем экоуправления;
  • получение экологического сертификата;
  • выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
  • составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

  • исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
  • перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
  • данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
  • компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

Environment

Стратегические приоритеты СУЭК в области охраны окружающей среды взаимосвязаны с ЦУР ООН и направлены на рациональное использование ресурсов и сохранение водных и наземных экосистем.

Обеспечение экологической безопасности наших объектов

Улучшение системы экологического менеджмента путем организационных и внутренних нормативных изменений, внедрения наилучших доступных технологий

Снижение негативного воздействия на окружающую среду

Внедрение корпоративных политик и лучших практик на новых активах

Результаты 2020 года Экологические и социальные показатели включают результаты приобретенных Красноярской ГРЭС-2 с октября 2020 года, Приморской ГРЭС с августа 2020 года, Рефтинской ГРЭС с июля 2020 года. Экологические и социальные данные Мурманского и Туапсинского балкерных терминалов в данный Отчет не включены.

Российское природоохранное законодательство

  • Постоянное совершенствование нашей системы управления природоохранной деятельностью для повышения экологической безопасности
  • Полная осведомленность сотрудников о рисках и интеграция во все процессы
  • Проведение политики экологической открытости, вовлечение общественности и органов местного самоуправления в подготовку, принятие и реализацию решений в области охраны окружающей среды

Мы стремимся свести к минимуму влияние нашей деятельности, применяя самые ответственные технологии производства.

Наш подход к обеспечению экологической безопасности закреплен в Экологической политике СУЭК, разработанной с учетом требований законодательства Российской Федерации, международного стандарта ISO 14001, норм международного права и принципа предосторожности. Кроме того, стратегия компании в области природопользования закреплена в Комплаенс-регламенте лицензируемых видов деятельности и природопользования и отражена в Комплаенс-политике СУЭК.

Наша корпоративная система контроля экологической безопасности внедрена на всех этапах операционного цикла – от разработки месторождений и добычи до транспортировки и перевалки готовой продукции, выработки электричества и тепла.

Управление экологическими и климатическими рисками интегрировано в корпоративную систему риск-менеджмента.

В 2020 году объем экологических инвестиций СУЭК составил 41 млн долл. США. Благодаря систематической работе наших экологических служб и сотрудников в отчетном году не произошло экологических аварий и инцидентов по вине компании.

Оценка подрядчиков на соблюдение экологических требований

В процессе привлечения подрядных организаций соблюдение требований в области охраны окружающей среды включается в договоры в качестве обязательного условия. Приверженность принципам экологической политики и выполнение требований СУЭК обязательны для всех подрядчиков и субподрядчиков, работающих на наших производственных площадках. Мы контролируем выполнение и проводим проверки в течение всего периода сотрудничества, а невыполнение, в свою очередь, приводит к расторжению договора.

Вовлечение заинтересованных сторон

При планировании строительства, расширения производственных и логистических объектов или внедрения новых технологий, являющихся объектами государственной экологической экспертизы, СУЭК проводит оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) с организацией общественных слушаний. СУЭК информирует заинтересованные стороны о планируемых проектах и их возможном воздействии на окружающую среду. Мы анализируем поступающие во время слушаний предложения и при необходимости корректируем проектную документацию.

Продвижение экологической культуры

СУЭК старается привить культуру бережного отношения к окружающей среде среди своих сотрудников и жителей регионов присутствия. Мы организуем ежегодные конференции на тему экологической безопасности в компании с участием приглашенных экспертов. Мы ежегодно проводим субботники с привлечением местных жителей к мероприятиям по уборке зон отдыха и посадке деревьев и активно продвигаем корпоративное экологическое волонтерство. Наши экологи получают регулярные информационные бюллетени, в которых освещаются международные и российские экологические проблемы, правовая и арбитражная практика, а также лучшие природоохранные практики Российской Федерации. Программы обучения производственного персонала СУЭК включают экологическую составляющую и нацелены на изучение новых природоохранных мероприятий, форм отчетности и условий сертификации, а также актуальных требований регулирующих и надзорных органов.

Система управления

Совет директоров и Генеральный директор СУЭК контролируют реализацию стратегии экологической безопасности и деятельность в области охраны окружающей среды. В каждом дивизионе компании есть специальное подразделение, отвечающее за совершенствование системы экологического менеджмента. Для повышения уровня управления и усиления внимания к экологическим вопросам в феврале 2021 года Совет директоров СУЭК создал специальный Комитет по охране труда, промышленной безопасности и экологии и утвердил должность Директора по производственной безопасности с прямым подчинением Генеральному директору.

Для менеджмента и сотрудников наших предприятий установлены КПЭ в области охраны окружающей среды по обеспеченности разрешительной природоохранной документацией, снижению воздействия на единицу продукции и увеличению доли повторно используемых отходов.

Мы строго следим за соблюдением российского законодательства и обеспечиваем наличие соответствующих разрешений. По состоянию на конец 2020 года, обеспеченность разрешительной документацией составила 95%. Остальные документы находились на стадии оформления.

На всех предприятиях компании мы следим за состоянием воздуха в санитарно-защитной зоне, привлекая собственные или сторонние аккредитованные лаборатории.

В 2020 году в соответствии с нашей стратегией мы начали устанавливать системы мониторинга выбросов 24/7 на наших станциях, запустив пилотный проект в Красноярске. Мы ожидаем получить его результаты в середине 2021 года.

Минимизация выбросов загрязняющих веществ

Основные выбросы при угольной энергогенерации составляют NOx, SO2 и твердые частицы, которые влияют на качество воздуха. Для их минимизации и улучшения экологической ситуации в городах присутствия мы:

  • используем эффективные золоулавливающие установки (электрофильтры, циклонные уловители), которые задерживают до 99,7% летучей золы и иных твердых частиц;
  • переводим теплообеспечение городов со старых котельных на мощности ТЭЦ, оборудованных золоулавливающими фильтрами;
  • внедряем передовые низкоэмиссионные технологии сжигания угля;
  • строим дымовые трубы выше уровня смога.

В 2020 году мы начали расширять мощности Красноярской ТЭЦ-3 для замены неэффективных и экологически грязных котельных. На Красноярской ТЭЦ-1 введена в эксплуатацию новая 275-метровая труба, исключающая выбросы ниже уровня смога, и запущен первый из запланированных электрофильтров.

В добывающем и логистическом бизнесах выбросы CO, NOx и SO2 являются незначительными и находятся существенно ниже пределов, установленных российским законодательством.

В 2020 году удельные выбросы загрязняющих веществ остались на прежнем уровне в энергетическом сегменте и немного снизились в угольном.

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КРАСНОЯРСКОЙ ТЭЦ-1

Комплексная модернизация Красноярской ТЭЦ-1

Экологическая модернизация Красноярской ТЭЦ-1 началась в 2018 году. Помимо замены дымовых труб программа предусматривает строительство электрофильтров с эффективностью 99%, которые дополнят существующие циклонные установки для улавливания твердых частиц.

До 2024 года СУЭК планирует постепенно ввести в эксплуатацию на станции 14 электрофильтров. В отчетном году был запущен первый фильтр, который снизит годовые выбросы станции на 6%.

Снижение пыления

Мы стремимся минимизировать пыление на всех этапах операционного цикла – от добычи до генерации энергии и перевалки угля в портах – для улучшения условий труда наших сотрудников и защиты прилегающих территорий от пыли.

На всех производственных объектах СУЭК используются наилучшие доступные технологии:

В отчетном году мы начали переоценку используемых установок пылеподавления с целью подбора наиболее эффективных и подходящих.

СУЭК работает в регионах с большим запасом природных вод и не подвергает местные сообщества и окружающую среду риску нехватки водных ресурсов. СУЭК не осуществляет водозабор из источников, признанных уязвимыми, охраняемых государством или особо ценных для местных сообществ или биоразнообразия.

Оптимизация водопотребления

Мы стараемся минимизировать водозабор из внешних источников и увеличить объем повторно используемой воды.

В энергетике основное использование водных ресурсов связано с охлаждением оборудования ТЭС. Забираемая вода для охлаждения турбин не контактирует с загрязненным контуром. Собираемые ливневые воды очищаются на локальных очистных сооружениях. На 77% станций СГК вода после очистки поступает в оборотную систему гидрозолоудаления, что исключает сброс промышленной воды из золоотвалов в водоемы. В 2020 году мы перевели на такую систему гидрозолоудаления Новосибирские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3.

При производстве и транспортировке угля вода используется для обогащения и пылеподавления. На большинстве обогатительных фабрик и в портах СУЭК применяются оборотные, замкнутые системы водоснабжения. Например, в Мурманском порту ливневые стоки собираются, очищаются и используются для орошения в системах пылеподавления.

На добывающих активах основную часть потребляемой и сбрасываемой воды составляет попутно забранная при отработке месторождений природная вода с показателями качества, характерными для грунтовых вод региона. В 2020 году мы начали пусконаладочные работы на смонтированном водоочистном оборудовании на Тугнуйском и Никольском разрезах, которое позволит использовать около 60% очищенной карьерной воды с этих разрезов для пылеподавления и производственных нужд Тугнуйской ОФ.

Очистка сточных вод

Действующая в России система регулирования очень строга и обязывает сбрасывать сточные воды высокого качества, которое намного превосходит грунтовые воды и по ряду показателей даже питьевую воду. Чтобы удовлетворить эти требования, мы применяем различные способы очистки производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. В рамках реализации экологической стратегии СУЭК ведутся реконструкция и строительство современных очистных сооружений, позволяющих очистить шахтную, карьерную и ливневую воду до высоких нормативных показателей. Более половины угольных активов компании оснащены современными очистными сооружениями, и мы продолжаем плановую работу по их строительству и модернизации, а также по сооружению дополнительных объектов, где они необходимы.

Мониторинг сбрасываемых сточных вод на предприятиях ведется регулярно в соответствии с планом производственного экологического контроля, согласованным с надзорными органами. Анализ воды проводят собственные лаборатории компании, привлекаемые аккредитованные лаборатории, а также представители надзорных органов.

На ТЭС основную долю отходов составляют золошлаки. Чтобы уменьшить площадь золошлакохранилищ, СУЭК стремится использовать эти отходы в хозяйственных целях: для рекультивации нарушенных земель, в том числе отработанных карьеров, и обустройства автодорог. Подобные проекты уже реализованы в Хакасии, Новокузнецке, Белове, Новосибирске и Красноярске. В планах СУЭК еще три подобных масштабных проекта по рекультивации земель в Красноярске, Назарове и Кемерове. Общий объем возможного использования золошлаковых материалов в СУЭК оценивается в 3,2 млн тонн в год – это 60% от общего количества образующихся отходов. В 2020 году мы продолжили утилизацию золошлаковых отходов, однако к концу года общее количество образованных и накопленных отходов увеличилось в связи с включением в периметр компании Рефтинской ГРЭС,

Более 99% отходов добывающих предприятий СУЭК являются практически неопасными (4-й и 5-й классы опасности) и представляют собой вскрышные и вмещающие породы. Эти отходы мы используем для рекультивации земель, нарушенных в ходе горных работ, и при формировании внешних отвалов, подлежащих рекультивации. В 2020 году доля вскрышных пород, задействованных в рекультивации, снизилась на 14 п. п. ввиду снижения площади отработанных пространств, готовых к рекультивации.

Оставшаяся небольшая часть отходов требует специальной обработки и передается специализированным организациям. Для сокращения отходов, направляемых на размещение, в Забайкальском крае применяется термическая утилизация углеродосодержащих отходов, в том числе органических отходов, резинотехнических изделий, полимеров, каучуков, нефтешлама, битума, рубероида, отработанных масел, медицинских, древесных и других отходов.

В Хакасии работает установка по переработке изношенных шин в плитку для травмобезопасного покрытия спортивных площадок и крошку для дорожных работ.

На некоторых активах в Хакасии и Красноярском крае установлены опытные площадки по раздельному сбору мусора, который передается специализированным организациям для переработки.

Управление золоотвалами

Используемая в СУЭК технология хранения золошлаковых отходов на золоотвалах гарантирует безопасность их хранения. Золоотвалы являются гидротехническими сооружениями и подпадают под действие российского законодательства, предъявляющего строгие требования к их эксплуатации. Не реже одного раза в пять лет мы проводим комплексную оценку уровня безопасности и декларируем безопасность гидротехнических сооружений государственным органам.

Мы регулярно проводим мониторинг безопасности этих объектов, в том числе уровня воды в ложе золоотвала и в пьезометрических скважинах, регулярный промер глубин и иные наблюдения. Не реже одного раза в пять лет для оценки безопасности гидротехнических сооружений привлекаются независимые специализированные организации. Кроме того, контроль за состоянием золоотвалов осуществляется в плановом и внеплановом режимах специалистами Ростехнадзора. Мероприятия, разработанные по результатам обследований, выполняются в приоритетном порядке.

Для каждого объекта созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации возможных аварий, заключены договоры страхования гражданской ответственности при эксплуатации гидротехнических сооружений.

СУЭК не ведет деятельность на территориях, на которых находятся объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, обитают глобально и национально значимые виды флоры и фауны, а также имеющих статус особо охраняемых природных зон, в том числе ЮНЕСКО и Рамсарской конвенцией.

Мы оцениваем состояние биоразнообразия в ходе выполнения инженерно-экологических изысканий на предпроектной и проектной стадиях совместно со специализированными организациями. Результаты оценки включаются в материалы общественных слушаний и проект отработки месторождения, а также проходят государственную экологическую экспертизу.

СУЭК реализует проекты по защите биоразнообразия в нескольких областях: защита фауны водоемов, включая установку рыбозаградителей на станциях и выпуск мальков, проведение рекультивации для сохранения флоры на нарушенных землях.

В 2020 году компания запустила мониторинг биоразнообразия на территориях присутствия, по результатам которого мы составим для наших активов планы мероприятий, отражающие местные риски для биоразнообразия и нормативные требования

Компания реализует масштабные проекты по рекультивации земель, нарушенных горными работами. Начиная добычу полезных ископаемых, мы осторожно удаляем верхний слой почвы и сохраняем его. После завершения горных работ мы закладываем выработанное пространство, восстанавливаем ландшафт и помещаем плодородный слой почвы обратно.

Всего за 2020 год рекультивировано и возвращено в хозяйственный оборот в состоянии, пригодном для дальнейшего использования, 84 гектара нарушенных земель.

Проектом предусматривается комплекс природоохранных мероприятий по оздоровлению природной среды.

Мероприятия по охране воздушного бассейна

Мероприятия по оздоровлению воздушного бассейна по промышленному комплексу:

1. Существующие промышленные предприятия будут развиваться в основном в пределах сложившихся промышленных зон с ограниченным расширением. Новые предприятия будут размещаться на новых промышленных площадках.

2. Реконструкция старых предприятий с обязательным внедрением передовых технологий на современном оборудовании.

3. Установка пылегазоочистного оборудования на всех источниках выбросов загрязняющих веществ.

4. Проведение экореконструкции существующих промпредприятий. Экореконструкция промышленных предприятий предусматривает в первую очередь внедрение комплекса мероприятий по минимизации экологического ущерба от деятельности этих предприятий.

Доведение технического уровня существующих дорог в соответствии с ростом интенсивности движения;

Реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к городам и крупным населенным пунктам:

Строительство обходов с целью выноса из городов и населённых пунктов транзитных потоков:

Обеспечение подъездов к транспортным коммуникациям, важнейшим узлам и терминалам магистральных видов транспорта;

Оптимизация движения автотранспорта в городах;

Перевод автотранспорта на газовое топливо.

Мероприятия по энергетике

Ликвидация маломощных неэффективных котельных, работающих на угле.

Строительство малых ТЭЦ в первую очередь в районах не обеспеченных природным газом. При этом должна быть использована современная технология сжигания угля в кипящем слое, что значительно улучшает экологические показатели по сравнению с традиционными способами сжигания угля. Зола и шлак оставшиеся после такого сжигания могут быть использованы в строительстве (автодороги и т.д.). Строительство этих ТЭЦ должно определяться в схемах теплоснабжения.

Использование в качестве основного топлива для объектов теплоэнергетики природного газа местных месторождений для строительство небольших ТЭЦ;

Использование нетрадиционных возобновляемых видов энергии (НВИЭ).

Для производства электроэнергии могут использоваться в первую очередь энергия солнца, ветра и малых рек. В настоящее время в области действуют солнечные установки с общей площадью СК около 0,8тыс.м2 (в России -10тыс.м2). В части ветроэнергетики в Ростовской области можно отметить сооружение в п.Маркинское Цимлянского района демонстративно-промышленной установки ветроэлектрстанции мощностью 300кВт, построенной по совместному Российско-Германскому проекту.

На селитебных территориях предусматривается:

1. Максимальное озеленение поселковых территорий, в том числе санитарно-защитных зон.

2. Улучшение рекреационных условий проживания населения путем сохранения и создания зеленых зон, что имеет важнейшее значение для улучшения экологической обстановки и создания более привлекательного облика поселков.

3. Благоустройство дорог в населённых пунктах.

Основные санитарно-гигиенические, противоэпидемиологические и оздоровительные мероприятия предусматривают:

1. Обеспечение нормируемых санитарно-защитных зон при размещении новых и реконструкции (техническом перевооружении) существующих производств, в соответствии с СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Новая редакция от 25 сентября 2007 №74).

2. Организация СЗЗ от объектов:

коммунально-бытовых (кладбища, скотомогильников, канализационных очистных сооружений, свалок, полигонов ТБО).

3. Организация зон санитарного разрыва:

Мероприятия по охране водных ресурсов

Охрана водных ресурсов включает следующие аспекты:

соблюдение специальных режимов на территориях санитарной охраны водоисточников и водоохранных зонах водоёмов,

Мероприятия по охране поверхностных вод

Обеспечение населения качественной водой в необходимых количествах.

1. Восстановление и реконструкция централизованных и децентрализованных систем водоснабжения, обустройство их СЗЗ, прокладка новых и ремонт ветхих водопроводных сетей.

2. Для обеспечения водой сельских населённых пунктов в малообеспеченных районах намечаются мероприятия по строительству и реконструкции групповых сельских водопроводов:

Рациональное использование водных ресурсов включает внедрение комплекса мероприятий по экономии питьевой воды всеми потребителями

установка водоизмерительных приборов на всех сооружениях водоподачи, включая внедрение систем поквартирного учёта воды,

Охрана водных ресурсов от загрязнения связана, прежде всего, с решением вопроса строительства очистных сооружений, там, где они отсутствуют и реконструкцией тех, которые работают неэффективно.

для предотвращения дальнейшего загрязнения р.Дон строительство новых и модернизация существующих очистных сооружений канализации в гг.Ростов-на-Дону, Семикаракорске, Константиновске, ст.Багаевской, г.Новочеркасске, г.Аксае и в других населенных пунктах, сбрасывающих сточные воды в притоки р.Дон.

строительство и модернизация очистных сооружений во всех населенных пунктах, сбрасывающих сточные воды в водоёмы Приазовья – с.Чалтырь, г.Таганрог, зоны отдыха в Азовском районе на Таганрогском заливе.

строительство систем водоотведения в с.Чалтырь, с.Куйбышево с.Родионово-Несветайское и других сельских населённых пунктах и зонах отдыха.

Охрана от вредного воздействия вод

1.Выполнение муниципальными образованиями первоочередных противопаводковых мероприятий за счет субсидий областного бюджета (перечень мероприятий в разрезе муниципальных образований ежегодно уточняется);

2.Для улучшения пропускной способности рек в паводочный период предусматривается:

расчистка р.Тузлов и устьевого участка р.Крепкая у ст.Большекрепинская Родниково-Несветайского района

расчистка водотоков р.Тузлов на всём протяжении в Аксайском, Мясниковском, Родионово-Несветайском районах, р.Миус в Неклиновском, Матвеево-Курганском районах.

3.Укрепление берегов рек на р. Миус в Неклиновском районе, р.Мертвый донец в Мясниковском районе, р. Тузлов в зонах рекреации в Мясниковском районе, берега Таганрогского залива в местах предполагаемых зон отдыха.

Безопасность гидротехнических сооружений

Проведение декларирования безопасности гидротехнических сооружений поднадзорных объектов, аварии на которых могут привести к возникновению аварийных ситуаций.

Строгий надзор и контроль состояния и эксплуатации ГТС.

Осуществление мониторинга за ГТС.

Проведение наблюдения за состоянием мелиоративных насосных станций.

Организация водоохранных зон

для рек Дон, Мокрый Еланчик, Еланчик, Миус, Крынка, Самбек, Тузлов, Аксай, Кагальник, Мокрая Чумбурка, Ея – 200м,

Обустройство водоохранных зон и прибрежных полос предусматривает:

Мероприятия по охране подземных вод

Основными аспектами охраны подземных вод являются охрана от загрязнения и истощения.

соблюдение зон санитарной охраны на водозаборах и скважинах;вынос из II пояса ЗСО всех потенциальных источников загрязнения;

при выборе площадок для размещения объектов - потенциальных загрязнителей необходимо проводить обоснование с точки зрения охраны подземных вод и оценку влияния объекта на подземные воды и геологическую среду.

Мероприятия по охране почв

1. Проведение мероприятий по борьбе с водной и ветровой эрозией, дегумификацией, вторичным засолением и переувлажнением, загрязнением химическими токсикантами.

2. Защита почв сельскохозяйственных угодий от загрязнений тяжелыми металлами.

3. Принятие Закона об ответственности землепользователей за уровень плодородия и состояние почв.

Организация системы управления отходами производства и потребления.

2. Проектом предлагается использование двухэтапной системы вывоза бытовых отходов из сельских поселений на межмуниципальные полигоны ТБО.

1) Модернизация полигонов ТБО

Родионо-Несветайский р-н – реконструкция несанкционированной свалки в районе с. Большекрепинское в полигон ТБО;

2) Строительство новых полигонов ТБО

Мясниковский р-н – строительство межмуниципального полигона ТБО пл№1, полигон ТБО Петровка, полигон ТБО Султан-Салы, полигон ТБО Несветай;

Октябрьский р-н – для поселений Красюковский и Персиановский - строительство нового полигона, для Кривянского и Бессергеньевского – новый полигон ТБО г. Новочеркасска;

3) Ликвидация и вынос свалок

4) Рекультивация и санация мест несанкционированных свалок бытовых отходов.

5) Организация мусороперегрузочных станций (МПС)

7) Проведение организационных мер для увеличения доли использования утильных фракций ТБО:

создание нормативно-законодательной базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов на центры сбора и первичной обработки.

8) Ликвидация неорганизованных свалок.

9) На промышленных предприятиях проведение мероприятий по усовершенствованию технологических процессов, чтобы свести образование отходов к минимуму.

10) При строительстве новых промышленных предприятий учитывать количество и состав образующихся отходов, а также возможные методы утилизации.

11) Ликвидация мест несанкционированного хранения пестицидов с просроченным сроком годности и запрещённых к применению.

Мероприятия по инженерной подготовке

Мероприятия по инженерной подготовке в населённых пунктах имеющие локальный характер:

1) организация и очистка поверхностного стока;

2) регулирование русел и стока водотоков;

3) противооползневые мероприятия;

4) подтопление и заболачивание территорий;

5) благоустройство оврагов

Охрана леса

1) Довести лесистость территории юго-западных районов до 2-2,5%.

2) Рассмотреть вопрос возможности перевода части земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения (маломощной пашни) для увеличения площадей лесов, в целях нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Проведение дополнительных научных исследований и выборка территорий.

3) В районе южного побережья Таганрогского залива заложить новые лесопарки и организовать озеленение рекреационных зон, используя опыт Должанской станции Краснодарского края.

4) Отнести земли городских лесов, которые имеют особое природоохранное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение к особо охраняемым природным территориям.

5) Первым шагом к формированию зеленых зон городов юго-западных районов области должны стать ветрозащитные лесополосы.

6) В районе проектируемой игорной зоны предусматривается организация лесопарков площадью 150-200га.

Мероприятия по организации особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

1. Увеличение площади ООПТ на территории агломерации на первую очередь на 1600 га при этом общая площадь составит – 35145,5га (2,3% площади рассматриваемой территории).

2. На расчетный срок с включением в ООПТ ГРООХ и частично заказников (комплексные заказники) площадь ООПТ составит 4-5 % площади районов.

3. Создание серии новых природных парков (ПП) с целинными степными экосистемами. Выявление и организация системы степных ПП должна охватывать все районы области.

5. Создание единого зеленого пояса по поймам рек для предотвращения угнетения и поглощения плотной застроенной территорией агломерации природной композиции окрестностей населенных пунктов (см.Охрану ландшафтов).

Проектом предусматривается комплекс природоохранных мероприятий по оздоровлению природной среды.

Мероприятия по охране воздушного бассейна

Мероприятия по оздоровлению воздушного бассейна по промышленному комплексу:

1. Существующие промышленные предприятия будут развиваться в основном в пределах сложившихся промышленных зон с ограниченным расширением. Новые предприятия будут размещаться на новых промышленных площадках.

2. Реконструкция старых предприятий с обязательным внедрением передовых технологий на современном оборудовании.

3. Установка пылегазоочистного оборудования на всех источниках выбросов загрязняющих веществ.

4. Проведение экореконструкции существующих промпредприятий. Экореконструкция промышленных предприятий предусматривает в первую очередь внедрение комплекса мероприятий по минимизации экологического ущерба от деятельности этих предприятий.

Доведение технического уровня существующих дорог в соответствии с ростом интенсивности движения;

Реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к городам и крупным населенным пунктам:

Строительство обходов с целью выноса из городов и населённых пунктов транзитных потоков:

Обеспечение подъездов к транспортным коммуникациям, важнейшим узлам и терминалам магистральных видов транспорта;

Оптимизация движения автотранспорта в городах;

Перевод автотранспорта на газовое топливо.

Мероприятия по энергетике

Ликвидация маломощных неэффективных котельных, работающих на угле.

Строительство малых ТЭЦ в первую очередь в районах не обеспеченных природным газом. При этом должна быть использована современная технология сжигания угля в кипящем слое, что значительно улучшает экологические показатели по сравнению с традиционными способами сжигания угля. Зола и шлак оставшиеся после такого сжигания могут быть использованы в строительстве (автодороги и т.д.). Строительство этих ТЭЦ должно определяться в схемах теплоснабжения.

Использование в качестве основного топлива для объектов теплоэнергетики природного газа местных месторождений для строительство небольших ТЭЦ;

Использование нетрадиционных возобновляемых видов энергии (НВИЭ).

Для производства электроэнергии могут использоваться в первую очередь энергия солнца, ветра и малых рек. В настоящее время в области действуют солнечные установки с общей площадью СК около 0,8тыс.м2 (в России -10тыс.м2). В части ветроэнергетики в Ростовской области можно отметить сооружение в п.Маркинское Цимлянского района демонстративно-промышленной установки ветроэлектрстанции мощностью 300кВт, построенной по совместному Российско-Германскому проекту.

На селитебных территориях предусматривается:

1. Максимальное озеленение поселковых территорий, в том числе санитарно-защитных зон.

2. Улучшение рекреационных условий проживания населения путем сохранения и создания зеленых зон, что имеет важнейшее значение для улучшения экологической обстановки и создания более привлекательного облика поселков.

3. Благоустройство дорог в населённых пунктах.

Основные санитарно-гигиенические, противоэпидемиологические и оздоровительные мероприятия предусматривают:

1. Обеспечение нормируемых санитарно-защитных зон при размещении новых и реконструкции (техническом перевооружении) существующих производств, в соответствии с СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Новая редакция от 25 сентября 2007 №74).

2. Организация СЗЗ от объектов:

коммунально-бытовых (кладбища, скотомогильников, канализационных очистных сооружений, свалок, полигонов ТБО).

3. Организация зон санитарного разрыва:

Мероприятия по охране водных ресурсов

Охрана водных ресурсов включает следующие аспекты:

соблюдение специальных режимов на территориях санитарной охраны водоисточников и водоохранных зонах водоёмов,

Мероприятия по охране поверхностных вод

Обеспечение населения качественной водой в необходимых количествах.

1. Восстановление и реконструкция централизованных и децентрализованных систем водоснабжения, обустройство их СЗЗ, прокладка новых и ремонт ветхих водопроводных сетей.

2. Для обеспечения водой сельских населённых пунктов в малообеспеченных районах намечаются мероприятия по строительству и реконструкции групповых сельских водопроводов:

Рациональное использование водных ресурсов включает внедрение комплекса мероприятий по экономии питьевой воды всеми потребителями

установка водоизмерительных приборов на всех сооружениях водоподачи, включая внедрение систем поквартирного учёта воды,

Охрана водных ресурсов от загрязнения связана, прежде всего, с решением вопроса строительства очистных сооружений, там, где они отсутствуют и реконструкцией тех, которые работают неэффективно.

для предотвращения дальнейшего загрязнения р.Дон строительство новых и модернизация существующих очистных сооружений канализации в гг.Ростов-на-Дону, Семикаракорске, Константиновске, ст.Багаевской, г.Новочеркасске, г.Аксае и в других населенных пунктах, сбрасывающих сточные воды в притоки р.Дон.

строительство и модернизация очистных сооружений во всех населенных пунктах, сбрасывающих сточные воды в водоёмы Приазовья – с.Чалтырь, г.Таганрог, зоны отдыха в Азовском районе на Таганрогском заливе.

строительство систем водоотведения в с.Чалтырь, с.Куйбышево с.Родионово-Несветайское и других сельских населённых пунктах и зонах отдыха.

Охрана от вредного воздействия вод

1.Выполнение муниципальными образованиями первоочередных противопаводковых мероприятий за счет субсидий областного бюджета (перечень мероприятий в разрезе муниципальных образований ежегодно уточняется);

2.Для улучшения пропускной способности рек в паводочный период предусматривается:

расчистка р.Тузлов и устьевого участка р.Крепкая у ст.Большекрепинская Родниково-Несветайского района

расчистка водотоков р.Тузлов на всём протяжении в Аксайском, Мясниковском, Родионово-Несветайском районах, р.Миус в Неклиновском, Матвеево-Курганском районах.

3.Укрепление берегов рек на р. Миус в Неклиновском районе, р.Мертвый донец в Мясниковском районе, р. Тузлов в зонах рекреации в Мясниковском районе, берега Таганрогского залива в местах предполагаемых зон отдыха.

Безопасность гидротехнических сооружений

Проведение декларирования безопасности гидротехнических сооружений поднадзорных объектов, аварии на которых могут привести к возникновению аварийных ситуаций.

Строгий надзор и контроль состояния и эксплуатации ГТС.

Осуществление мониторинга за ГТС.

Проведение наблюдения за состоянием мелиоративных насосных станций.

Организация водоохранных зон

для рек Дон, Мокрый Еланчик, Еланчик, Миус, Крынка, Самбек, Тузлов, Аксай, Кагальник, Мокрая Чумбурка, Ея – 200м,

Обустройство водоохранных зон и прибрежных полос предусматривает:

Мероприятия по охране подземных вод

Основными аспектами охраны подземных вод являются охрана от загрязнения и истощения.

соблюдение зон санитарной охраны на водозаборах и скважинах;вынос из II пояса ЗСО всех потенциальных источников загрязнения;

при выборе площадок для размещения объектов - потенциальных загрязнителей необходимо проводить обоснование с точки зрения охраны подземных вод и оценку влияния объекта на подземные воды и геологическую среду.

Мероприятия по охране почв

1. Проведение мероприятий по борьбе с водной и ветровой эрозией, дегумификацией, вторичным засолением и переувлажнением, загрязнением химическими токсикантами.

2. Защита почв сельскохозяйственных угодий от загрязнений тяжелыми металлами.

3. Принятие Закона об ответственности землепользователей за уровень плодородия и состояние почв.

Организация системы управления отходами производства и потребления.

2. Проектом предлагается использование двухэтапной системы вывоза бытовых отходов из сельских поселений на межмуниципальные полигоны ТБО.

1) Модернизация полигонов ТБО

Родионо-Несветайский р-н – реконструкция несанкционированной свалки в районе с. Большекрепинское в полигон ТБО;

2) Строительство новых полигонов ТБО

Мясниковский р-н – строительство межмуниципального полигона ТБО пл№1, полигон ТБО Петровка, полигон ТБО Султан-Салы, полигон ТБО Несветай;

Октябрьский р-н – для поселений Красюковский и Персиановский - строительство нового полигона, для Кривянского и Бессергеньевского – новый полигон ТБО г. Новочеркасска;

3) Ликвидация и вынос свалок

4) Рекультивация и санация мест несанкционированных свалок бытовых отходов.

5) Организация мусороперегрузочных станций (МПС)

7) Проведение организационных мер для увеличения доли использования утильных фракций ТБО:

создание нормативно-законодательной базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов на центры сбора и первичной обработки.

8) Ликвидация неорганизованных свалок.

9) На промышленных предприятиях проведение мероприятий по усовершенствованию технологических процессов, чтобы свести образование отходов к минимуму.

10) При строительстве новых промышленных предприятий учитывать количество и состав образующихся отходов, а также возможные методы утилизации.

11) Ликвидация мест несанкционированного хранения пестицидов с просроченным сроком годности и запрещённых к применению.

Мероприятия по инженерной подготовке

Мероприятия по инженерной подготовке в населённых пунктах имеющие локальный характер:

1) организация и очистка поверхностного стока;

2) регулирование русел и стока водотоков;

3) противооползневые мероприятия;

4) подтопление и заболачивание территорий;

5) благоустройство оврагов

Охрана леса

1) Довести лесистость территории юго-западных районов до 2-2,5%.

2) Рассмотреть вопрос возможности перевода части земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения (маломощной пашни) для увеличения площадей лесов, в целях нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Проведение дополнительных научных исследований и выборка территорий.

3) В районе южного побережья Таганрогского залива заложить новые лесопарки и организовать озеленение рекреационных зон, используя опыт Должанской станции Краснодарского края.

4) Отнести земли городских лесов, которые имеют особое природоохранное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение к особо охраняемым природным территориям.

5) Первым шагом к формированию зеленых зон городов юго-западных районов области должны стать ветрозащитные лесополосы.

6) В районе проектируемой игорной зоны предусматривается организация лесопарков площадью 150-200га.

Мероприятия по организации особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

1. Увеличение площади ООПТ на территории агломерации на первую очередь на 1600 га при этом общая площадь составит – 35145,5га (2,3% площади рассматриваемой территории).

2. На расчетный срок с включением в ООПТ ГРООХ и частично заказников (комплексные заказники) площадь ООПТ составит 4-5 % площади районов.

3. Создание серии новых природных парков (ПП) с целинными степными экосистемами. Выявление и организация системы степных ПП должна охватывать все районы области.

5. Создание единого зеленого пояса по поймам рек для предотвращения угнетения и поглощения плотной застроенной территорией агломерации природной композиции окрестностей населенных пунктов (см.Охрану ландшафтов).

Читайте также: