Доклад воспитателя игровые ситуации

Обновлено: 28.04.2024

В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.

В данный период закладываются основы нравственности. Ребёнок усваивает основные моральные нормы, нормы поведения. Возрастает активность ребёнка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребёнка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:

1. сюжетно-ролевые творческие игры.

2. игры с правилами.

Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

а) игры на бытовые темы;

б) с производственной тематикой;

в) с общественно-политической тематикой;

г) театрализованные игры;

д) игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами играм относятся:

1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.

Дидактические игры, настально - печатные, музыкально-дидактические.

2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.

МЕХАНИЗМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Всякая игра - свободная деятельность.

2. Игра - это жизнедеятельность детей.

3. Изолированность игры (у любой игры есть место и время).

4. Создание игровых ассоциаций - круг играющих, не изолированных друг от друга, имеющих выполнять роли (в том числе и главную).

5. У каждой игры есть правила, которые дети должны выполнять. Даже в творческой игре есть правила взаимодействия.

Для реализации развития социально-игрового опыта необходимо: 1. Игровой педагог, т.е. носитель игрового опыта.

2.Использование резервных возможностей и опыта народной педагогики.

3.Преодоление тенденции использования в работе игр одного вида.

4.Учет интересов и желаний детей.

5.Грамотное управление игровой деятельностью: проектирование; предметно - развивающая среда; диагностика.

Воспитатель должен уметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

При организации предметно-развивающего пространства необходимо учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого-ребёнка.

В каждом возрасте - мы наблюдаем особенности в развитии игры:

· младший возраст - режиссерская игра (игра-манипуляция с предметами).

· средний возраст - ролевая, игра- диалог.

· старший возраст - игры с правилами, режиссерская, игра - фантазия, сюжетосложение.

В группе должны присутствовать все виды игр и игрушек -(сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и т.д.); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).

Моделирование игровых ситуаций, игры раскрыты.

Используются: ширмы, предметы-заместители; игрушки, обозначающие внешний вид или знакомые роли; повторяются орудия и действия взрослых; используются функциональные атрибуты (разбирать, крутить, сажать, открыть).

Дети непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому должно быть открытое пространство.

Игровая ситуация моделируется по схеме: взрослый + ребёнок.

Снижается количество образных атрибутов - больше заместителей,

одна игрушка появляется в разных играх; атрибуты игр направленные на взаимодействие (телефоны, рупоры, микрофоны); ряженье под взрослых (фотограф, капитан и т.д.); "волшебные коробки" (бросовый материал - ткани, бутылочки, прищепки), кубы-вкладыши.

Игровая ситуация моделируется детьми, используются сигнально-опорные игрушки, все остальное моделируется.

Используются атрибуты для развития знаковой функции (символы).

Предлагается создавать игровые комнаты, задействовать музыкальный и физкультурный зал для развития сюжетно-ролевых игр.

СЮЖЕТЕО - РОЛЕВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

Необходимыми элементами обеспечивающих интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка, является знание - действие – общение. Это первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира.

Знакомство с миром у ребенка начинается с наблюдений, которые сопровождаются и направляются объяснениями взрослых, дополняются рассказами, чтением, рассматривание картинок.

Все это не воспринимается ребёнком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности - в игре.

В игре ребёнок приобретает и новые знания; играя, ребёнок на практике учится различать предметы по форме, величине, окраске, правильно использовать их в зависимости от их качеств, игра служит толчком к расширению знаний - ребёнок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы.

Этим непременно должны воспользоваться взрослые, чтобы расширить и углубить знания детей.

Руководство игровой деятельностью должно основываться на знании закономерности её развития. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче; игра приобретает более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников.

Основной вопрос методики руководства творческой игрой - влияние её на содержание, от которого зависит её воспитательное и образовательное значение.

Процесс руководства творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием.


чаепитие

Исходя из этого, можно выделить три группы методов:

1 ГРУППА: методы связанные с обогащением детей знаниями впечатлениями, представлениями об окружающей жизни:

- наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, беседа, беседа-рассказ с использованием иллюстраций о труде взрослых и их взаимоотношений в процессе труда, рассказ о событиях, происходящих в стране с показом фотографий, картин, фильмов; инсценировки литературных произведений, этические беседы.

2 ГРУППА: методы способствующие становлению и развитию игровой деятельности:

- непосредственное участие воспитателя в творческой игре; игра с одним ребёнком; оказание помощи в реализации знаний путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития её содержания, подведения итогов.

Для воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры используются поручения, задания (подобрать игрушки, изготовить самостоятельно), беседы, поощрения.

Умение определения ребенком роли и доведения её до конца формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений.

Важной задачей является воспитание умения самостоятельно распределять роли.

Воспитатель должен: хорошо изучить характеры, склонности и привычки детей и постоянно помогать детям - лучше узнавать друг друга.

Например: провести конкурс на лучшие придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

3 ГРУППА: связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.

Это совместное выполнение детьми и воспитателем построек; рассматривание образцов, показ приемов конструирования, использование фотографий, схем, таблиц, тематические задания ("построй улицу", "метро"), подбор материалов для обыгрывания построек.

Обучение детей умению делать игрушки из бумаги, из тонкого картона по выкройке, из природного и бросового материала.

Использование методов и приемов руководства зависит от возрастных особенностей детей, от уровня развития их игровых умений и навыков.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ:

1. Чтобы дети играли, воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом так, чтобы детьми усваивался новый более новый способ построения.

2. При формировании игровых умений необходимо ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнеру.

З.Игры от однотемных сюжетов и одноперсонажных переходят к многоперсонажным, а затем к многотемным.

4, Игры должны быть как совместные, так и самостоятельные.

ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ИГРАМИ:

внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения взятие на себя роли подсказка в ходе игры, внесение нового атрибута, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию. Прямые приемы используются во всех возрастных группах.

- подготовка к игре (чтение и заучивание стихов), дидактические игры, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, картин, чтение небольших рассказов.

- целевые прогулки и экскурсии, чтение литературных произведений, конструирование из природного материала и бумаги, работа с родителями (консультации, информационные папки).

- чтение отрывков из газет и журналов, рассматривание картин и плакатов, изготовление атрибутов на занятиях по труду, беседы, знакомство с трудом взрослых.

1. Уметь развертывать ролевой диалог.

2. Изменять ролевое поведение в зависимости от роли партнера.

3. Менять роль в зависимости от сюжета.

4. В ходе игры переводить внимание с игрушки на взаимодействие с партнером, для развития ролевого диалога использовать игры с телефоном (К.И. Чуковский "Телефон").

МЕТОДИКА:

играть каждый день с 1-2 детьми по 5-7 минут, с подгруппой 10-15 минут. Вводить телефонные разговоры со второй половины года.

1. Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнера.

2. Использование многоперсонных сюжетов для определения ролевой структуры (где одна роль непосредственно связана с остальными).

3. Ролей должно быть больше участников, т.е. одному ребёнку придется исполнять несколько ролей.

4. В ходе игры дети должны выполнять многообразные ролевые связи и разные типы ролевых отношений: специфические - врач - больной: управления-подчинения (капитан-матрос); взаимопомощи.

МЕТОДИКА: Индивидуальные проигрывания см детьми в утренний или вечерний отрезок 7-15 минут. Воспитатель начинает игру и предлагает ребёнку основную роль (ты шофер, я - пассажир) и развертывает ролевой диалог, дает варианты ( ты проехал на красный свет - я полицейский).

Включение детей в игру на определенный отрезок времени

( Я продавец - два покупателя; одного ребенка ставит на место продавца).

1. Игры - фантазирования и овладение новым способом сюжетосложения.

2. "Расшатывание" сюжета, а затем совместное придумывание нового сюжета на основе волшебных сказок ( замена героев).

МЕТОДИКА:

1. Вспомнить и пересказать знакомую сказку (а теперь по-новому будем придумывать похожую, но не такую).

2. Частичное преобразование сказки ( замена героев, его задачи, волшебного средства).

3. Даем начало сказки, соединяем сказочные и реалистические элементы.

4. Введение разноконтекстных ролей (Баба Яга и продавец).

5. сочинение историй на основе реалистических событий

10-15 минут с небольшой подгруппой, а затем в ходе сюжетно-ролевой игры.

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ:

Проблемная ситуация, советы-напоминания, проигрывание игры по типу совместное обсуждение плана игры, научи друга, парные поручения, совместное сюжетосложение (словесная игра + сюжетно - ролевая), игровая комбинаторика (на основе старой игры придумать новую игру) игры - импровизации (давай играть по-другому) придумывание игр по серии картин (мнемотехника) использование модели игры (рисуются атрибуты в центре картина игры).

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно развивать.

В своей работе я использую разнообразные приемы активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.

Решение проблемных ситуаций считаю одним из главных приёмов при обучении детей. Научить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей размышления. Таковой является проблемная ситуация, в которой на основе практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.

Требования к проблемным образовательным ситуациям:

  • Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
  • Проблема должна соответствовать той информации, которую познаёт обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию;
  • Ситуация должна создавать некоторую трудность в её решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребности в её решении;
  • Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.

Процесс постановки и решения проблемной ситуации включает в себя следующие этапы:

  • Постановка, формулирование проблемы;
  • Выдвижение предположений;
  • Выбор, проверка, обоснование гипотез;
  • Проведение итогов, вывод.

Проблемно-игровая образовательная ситуация помогает в увлекательной форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Она должна отвечать возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении всего времени ее решения, создавать положительный эмоциональный настрой.

Проблемные ситуации может создавать воспитатель специально в различных видах деятельности - игровой, трудовой и учебной.

Применение проблемных ситуаций помогает воспитателю:

  • Формировать у детей самостоятельное, творческое мышление;
  • Быть активными, наблюдательными и общительными;
  • Развивать познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Проблемно-игровые образовательные ситуации использовала в разнообразных формах взаимодействия с детьми:

- ситуативный разговор с детьми;

Проблемно-игровые образовательные ситуации применяла для развития представления о времени у детей в ходе непрерывно образовательной деятельности: - Пяточку хочет пригласить к себе на день рождение Вини Пуха. Но он не знает, сколько дней ему ждать до дня рождения. Сегодня вторник, а день рождения у него в пятницу. Как помочь Пяточку? В детском саду дети сталкиваются с многочисленными вопросами, которые побуждают их к математическому мышлению. Как разделить строительный материал между детьми, чтобы не ссориться. Это является примером сравнения одного множества с другим и оценка количества единиц множества.

Используя образовательные ситуации, отходя от традиционных занятий по предлагаемому образцу, создавала условия раскрепощенности, позволяющие ребенку раскрыть свое внутреннее состояние.

В такой совместной работе закладывалась мотивационная база дальнейшего развития личности, формировался познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявлялась интеллектуальная активность. В ходе игры осуществляла индивидуальный и дифференцированный подход, как одно из оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка. Благодаря проблемно-игровым образовательным ситуациям удавалось сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей группы.

В начале их увлекали только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей появился интерес и к самому предмету обучения.

Использование игровых проблемно – практических ситуаций имеет свои достоинства :

- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;

- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;

- исчезновение боязни, ошибок;

Таким образом, проблемная-игровая ситуация, является инновационным направлением в технологи проблемного обучения, сочетает в себе все необходимые компоненты для индивидуальной работы гармоничного развития ребенка.

Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Из опыта работы:"Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию".


Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск.


Использование проблемно - поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по ознакомлению с окружающим

Дошкольный возраст является тем периодом, в течение которого закладываются основы личности человека, его отношения к окружающему его миру, развиваются познавательные интересы. .


(из опыта работы).


Эта образовательная деятельность содействует формированию мышления, памяти, воображению и других психических процессов.

ИОС с игрушками- аналогами — изображениями реально су-ществующих предметов и объектов — могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2- 3 летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на репродукциях картин, наглядных пособиях.

ИОС с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания.

ИОС в виде воображаемого путешествия зоопарка, досто-примечательных мест города и др. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель.

Игровые образовательные ситуации-иллюстрации используются в работе с младшими дошкольниками. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Игровые образовательные ситуации-упражнения целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Игровые образовательные ситуации- проблемы и ситуации-оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение.

Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

И. Практическая часть

Задание № 1. Определить, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации.

1. Уж ты котенька, коток.

Котя - серенький лобок! Поздоровайся с детьми,

Сколько деток, погляди! Как у нашего кота

Как у котика усы удивительной красы!

Глазки смелые, Зубки белые!

(Ситуация- иллюстрация.)

Дочка: Я смотрю, смотрю на поезд.

Оказалось, длинный он.

Значит, надо долго-долго

Нам еще искать вагон.

Мама: Вот поэтому пораньше

Пришлось к поезду прийти.

На билетах написали. Что вагон наш номер три.

Дочка: Долго мы его искали.

Сбились с ног уже совсем.

Вдруг смотрю - в окошке цифра. Три!

Вот, мама, посмотри!

(Ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления поезда.)

Сын: Едем мы уже давно. Поезд дальше мчится.

Я устал смотреть в окно. Спать пора ложиться.

Я б наверх, конечно, лег: Там ведь интересно!

Отец: Не ложись там, сынок,

Там довольно тесно. Детям спать вверху нельзя -

Можно и свалиться. Стукнуться об пол иль стол,

Сын: Ничего, я подрасту -

Это же несложно. Вот тогда и наверху

Спать мне будет можно.

(Ситуация- упражнение. Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому что они могут упасть.)

Так маленькое Нет стало большим НЕТ.

(Ситуация-проблема. Ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать их.)

Задание № 3. Проблемная ситуация. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью? (Подарить другому, сдеяать поделку, разрезать на папы, превратить в закладку для книги и др.)

Если бы я был деревом,

Мои ноги бы росли и росли

Все глубже и глубже в землю.

Эти длинные-длинные ноги были бы так хороши.

Они держали бы меня на месте, когда дует ветер.

Они росли бы все глубже и глубже

И искали бы мне воду, чтобы пить.

Но самое лучшее -

Мне не нужны были бы ботинки.

Потому что мои новые ноги назывались бы. (корни).

Если бы я был деревом,

Моя кожа стала бы твердой и жесткой

И даже стала бы шершавой.

Она была бы вся в буграх и бороздах.

Я даже чувствую, что она морщинистая.

Но эта моя новая морщинистая кожа

Защитит меня от ран.

А дети поймут, что нельзя вырезать надписи и знаки

На этой новой коже, которая называется. (кора).

Если бы я был деревом,

Мои руки тянулись и тянулись бы к солнцу.

И у меня росли бы новые руки, одна за другой,

Сначала одна, потом еще и еще.

Как это здорово —

Так далеко и высоко дотянуться.

Быть приютом для птиц,

Чтобы они могли отдохнуть.

А если мне повезет, они совьют на мне гнездо.

Эти новые красивые и длинные руки

Будут называться. (ветки).

Если бы я был деревом,

Мои руки покрылись бы почками,

А внутри каждой плотно свернутой почки

Была бы маленькая пищефабрика, ждущая света.

Каждую весну мои почки бы раскрывались

И становились бы зелеными и нежными.

А в летний зной они давали бы прохладу и тень.

А осенью, когда холодает,

Они стали бы красными и золотыми,

А потом падали бы, танцуя на ветру.

Потому что эти производители еды назывались бы. (листья).

Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!

Задание № 5. Доказать, что предложенная ситуация относится к ситуации-оценке.

Петя не знает, чем бы заняться.

Стал он собаку дразнить - развлекаться!

Прыгает рядом, зовет за собой

И отбирает тарелку с едой.

Долго собака терпела, скулила,

Но не сдержалась, его укусила.

Пете теперь будут руку лечить.

Больше не будет собак он дразнить.

Г. Шалаева, О. Журавлева

Вывод. В ИОС обучение осуществляется с применением косвенных методов и имеет игровую коммуникативную мотивацию. Это позволяет синхронизировать процессы обучения и воспитания дошкольника, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом)

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом) В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования.

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителями

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителями Сегодня в группе Дошкольного образования при "МБОУ Ржаксинская СОШ №1 имени Н. М. Фролова" был организован День открытых дверей. Хочу с вами.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Можно выделить несколько типов ИОС.

ИОС с игрушками- аналогами — изображениями реально существующих предметов и объектов — могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2- 3 летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на репродукциях картин, наглядных пособиях.

ИОС с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания.

ИОС в виде воображаемого путешествия зоопарка, достопримечательных мест города и др. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель.
Игровые образовательные ситуации-иллюстрации используются в работе с младшими дошкольниками. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Игровые образовательные ситуации-упражнения целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Игровые образовательные ситуации- проблемы и ситуации-оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение.

Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

И. Практическая часть

Задание № 1. Определить, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации.

1. Уж ты котенька, коток.
Котя - серенький лобок! Поздоровайся с детьми,
Сколько деток, погляди! Как у нашего кота

Как у котика усы удивительной красы!
Глазки смелые, Зубки белые!

Дочка: Я смотрю, смотрю на поезд.
Оказалось, длинный он.
Значит, надо долго-долго
Нам еще искать вагон.

Мама: Вот поэтому пораньше

Пришлось к поезду прийти.
На билетах написали. Что вагон наш номер три.

Дочка: Долго мы его искали.

Сбились с ног уже совсем.
Вдруг смотрю - в окошке цифра. Три!
Вот, мама, посмотри!

(Ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления поезда.)

Сын: Едем мы уже давно. Поезд дальше мчится.
Я устал смотреть в окно. Спать пора ложиться.
Я б наверх, конечно, лег: Там ведь интересно!

Отец: Не ложись там, сынок,
Там довольно тесно. Детям спать вверху нельзя -
Можно и свалиться. Стукнуться об пол иль стол,
Больно ушибиться.

Сын: Ничего, я подрасту -
Это же несложно. Вот тогда и наверху
Спать мне будет можно.

(Ситуация- упражнение. Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому что они могут упасть.)

(Ситуация-проблема. Ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать их.)

Задание № 3. Проблемная ситуация. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью? (Подарить другому, сдеяать поделку, разрезать на папы, превратить в закладку для книги и др.)

Если бы я был деревом,

Мои ноги бы росли и росли

Все глубже и глубже в землю.

Эти длинные-длинные ноги были бы так хороши.

Они держали бы меня на месте, когда дует ветер.

Они росли бы все глубже и глубже

И искали бы мне воду, чтобы пить.

Но самое лучшее -

Мне не нужны были бы ботинки.

Потому что мои новые ноги назывались бы. (корни).

Если бы я был деревом,

Моя кожа стала бы твердой и жесткой

И даже стала бы шершавой.

Она была бы вся в буграх и бороздах.

Я даже чувствую, что она морщинистая.

Но эта моя новая морщинистая кожа

Защитит меня от ран.

А дети поймут, что нельзя вырезать надписи и знаки

На этой новой коже, которая называется. (кора).

Если бы я был деревом,
Мои руки тянулись и тянулись бы к солнцу.
И у меня росли бы новые руки, одна за другой,
Сначала одна, потом еще и еще.
Как это здорово —

Так далеко и высоко дотянуться.

Быть приютом для птиц,

Чтобы они могли отдохнуть.

А если мне повезет, они совьют на мне гнездо.

Эти новые красивые и длинные руки

Будут называться. (ветки).

Если бы я был деревом,

Мои руки покрылись бы почками,

А внутри каждой плотно свернутой почки

Была бы маленькая пищефабрика, ждущая света.

Каждую весну мои почки бы раскрывались

И становились бы зелеными и нежными.

А в летний зной они давали бы прохладу и тень.

А осенью, когда холодает,

Они стали бы красными и золотыми,

А потом падали бы, танцуя на ветру.

Потому что эти производители еды назывались бы. (листья).

Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!
Задание № 5. Доказать, что предложенная ситуация относится к ситуации-оценке.

Петя не знает, чем бы заняться.

Стал он собаку дразнить - развлекаться!

Прыгает рядом, зовет за собой

И отбирает тарелку с едой.

Долго собака терпела, скулила,

Но не сдержалась, его укусила.

Пете теперь будут руку лечить.

Больше не будет собак он дразнить.

Г. Шалаева, О. Журавлева

Вывод . В ИОС обучение осуществляется с применением косвенных методов и имеет игровую коммуникативную мотивацию. Это позволяет синхронизировать процессы обучения и воспитания дошкольника, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ° ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37 г.Кузнецка

Доклад из опыта работы

средняя группа (дети с 4 до 5 лет)

Автор: Кудашева Марина Геннадьевна

воспитатель 1 кв. категории

Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во

многом он будет и в работе, когда вырастет.

Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит,

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ° ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.

К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. И вместе с тем, дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и педагоги: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия ° окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

И важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, где ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские

Исходя из этого, можно обозначить следующие принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:

1. Формирование игры происходит в ° совместной игре, где взрослый – равный партнер.

2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.

3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.

4. Формирование игры ° носит двухчастный характер:

а) совместная игра;

б) самостоятельная игра детей.

В нашей средней группе, где возраст детей с 4 до 5 лет, игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом, познавательном, речевом. Все центры активности созданы нами с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей. И, конечно же, в каждом центре имеются разные виды игр: дидактические, настольно – печатные, словесные, сюжетно – ролевые и т.д.

Остановимся на каждом направлении поподробнее и рассмотрим организацию игровой деятельности детей средней группы.

Для формирования навыка выполнения правил безопасности, развития необходимых культурно-гигиенических навыков у нас имеются альбомы, дидактические, настольно – печатные игры, пособия способствующие воспитанию в детях ценностного отношения к своему здоровью, к своему образу жизни, овладение ими элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Для социально-коммуникативного направления развития детей созданы мини - центры сюжетно-ролевых игр, центр уединения. Эти центры содержат следующие образовательные области: социализация и труд. Интеграция этих образовательных областей способствует активизации всего чувственного аппарата для познания окружающего мира и успешной социализации в нем через игровые виды деятельности; развитие этически-ценных форм, способов поведения и отношений с людьми. Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в различных видах труда.

Центр сюжетно-ролевых игр позволяют изменить свой облик, и позволяют наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого; центр уединения способствует уединению детей небольшими группами, в основном по интересам и обсуждению каких – либо своих тайн, налаживанию дружеских отношений через свои придуманные игры.

Более подробно я хочу остановиться на педагогической технологии организации сюжетно-ролевых игр. Как было отмечено выше - тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью. Мы в своей работе над организацией сюжетно-ролевых игр проходим с детьми 3 этапа:

Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; в игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями.

Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми; берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры

Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

В центре уединения дети, по большей части расслабляются. Но могут и поиграть мини – группой (2, 3, 4 человека). В этом им помогают мягкая мебель, фотоальбомы, альбомы с репродукциями картин известных художников, фотогалерея на стене. В данном случае дети самостоятельно выбирают и организовывают свои игры.

Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр искусства, центр музыкальной деятельности и центр театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.

В центре искусства дети лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. И не только. Для развития художественного вкуса, коммуникативных качеств у детей в центре имеются дидактические, настольно – печатные игры, альбомы, пособия, разные виды конструкторов, мелкие игрушки для обыгрывания постройки.

В центре музыкальной деятельности дети играют на музыкальных инструментах как индивидуально, так и подгруппой и всей группой сразу. Имеются картотеки: хороводные игры, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фольклор (скороговорки, чистоговорки, считалки, потешки, песенки, заклички, поговорки, загадки), музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей. Имеются в центре музыкальные инструменты, альбомы, пособия, детская литература, дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма, восприятие музыки, развитие певческих навыков.

Центр театрализованной деятельности наполнен разными видами театра: настольный, театр резиновой игрушки, театр на палочках, теневой театр, настольный, магнитный, деревянный, плоскостной театры. Имеются тематические альбомы, дидактические игры, подборка русских народных и авторских сказок, литературных текстов, атрибутов к драматизации сказок, картотеки: игры – перевоплощения, пластические этюды, мимические упражнения; игровые ситуации.

Игры по художественно – эстетическому развитию детей, в том числе и драматизации сказок, мы организуем и совместно с детьми, и самостоятельно дети обыгрывают какие – либо ситуации. И необходимо отметить, что все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия.

Я хочу остановиться на педагогической технологии организации режиссёрских игр детей. Для развития ° игровых умений создаётся полифункциональный игровой материал: разные виды театра, атрибуты к игре: маски, платочки, макеты, музыкальное сопровождение и т.д. в нашей средней группе мы используем сказочные сюжеты, длительность организации игры может длиться 2-3 месяца.

Мы организуем театрализованные игры по следующим этапам:

1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.

Конечно, же, если говорить в целом об игровой деятельности в аспекте художественно-эстетического развития детей, то она предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В познавательно-речевом направлении развития детей мы создали центр познания, центр книги, экологический центр. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как: познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения.

В центре познания собраны развивающие игры, пособия, мозайки, шнуровки направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления.

Работу организуем по двум направлениям:

1) проводим игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

2) побуждаем детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Здесь мы с ребятами наблюдаем за погодой и отмечаем её состояние на календаре природы, имеется и стеллаж с комнатными растениями, за которыми мы наблюдаем и ухаживаем.

Здесь же дети играют в экологические игры и в игры с бросовым материалом как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

Для развития познавательно – речевой активности детей у нас имеются картотеки: словесные игры, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, артикуляционная гимнастика, стихи.

Все игры детей проходят под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

В познавательно – речевом направлении развития детей особое значение имеют дидактические игры. Так как именно через дидактическую игру лучше всего обучать детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Как известно, дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать ее потенциальные возможности. Мы в своей работе по организации дидактической игры проходим следующие этапы:

1 этап: Прежде всего, необходимо приготовить нужный материал. Наши дети уже не малыши и поэтому мы привлекаем к данной работе самих детей. Они могут заранее подобрать нужные картинки, смастерить необходимые эмблемы, символы. (если это необходимо).

2 этап: Если ребята помогали в 1 этапе, то во время подготовки материала мы обсуждаем с детьми игровое задание, правила, ход игры. Важно, чтобы дети четко уяснили себе, что надо сделать, какого результата надо достичь игровыми действиями. Но надо помнить – это не самоцель.

Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности.

3 этап: сама игра. С педагогом в главной роли.

4 этап: Самостоятельная организация дидактической игры. Но необходимо помнить, что дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Обобщая опыт работы по данной теме, можно сделать вывод, что игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, а именно формированию социально-нормативных возрастных характеристик:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в ° разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок активно взаимодействует ° со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами ° и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, ° построения речевого высказывания в ситуации общения.

Читайте также: