Интеграция го и рсчс доклад

Обновлено: 15.05.2024

В современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасностей и угроз как мирного, так и военного времени, являются весьма актуальными, ибо чрезвычайные ситуации природного, техногенного и террористического характера – это повседневные реалии, а военные опасности – потенциально возможны.

Это требует постоянного внимания к такого рода проблемам, дальнейшего совершенствования и развития защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, уточнения государственной политики в этой области, основной целью которой является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Одним из наиболее реальных путей решения этих проблем является дальнейшее развитие гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их интеграция в единую государственную систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени – Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), предназначенную для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актов.

Так сложилось, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) руководит двумя смежными системами – РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.

В связи с этим, в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, построенную на единых принципах систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время.

Следует отметить, что процесс постепенной интеграции РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ имеет место уже длительное время. В ходе процесса их интеграции были объединены органы управления. Используются единые системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Спасательные воинские формирования ГО принимают активное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Специалисты гражданской обороны обращают внимание и на появление угроз невоенного характера, связанных с качественно новыми средствами воздействия – экономическими, технологическими, конфессиональными, нравственно-психологическими и некоторыми другими. Современная гражданская оборона должна быть готова к противодействию подобным, не изученным до конца, опасностям и угрозам. Специалисты МЧС России считают, что система защиты населения должна быть единой и глубоко интегрированной для условий мирного и военного времени.



В современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасностей и угроз как мирного, так и военного времени, являются весьма актуальными, ибо чрезвычайные ситуации природного, техногенного и террористического характера – это повседневные реалии, а военные опасности – потенциально возможны.

Это требует постоянного внимания к такого рода проблемам, дальнейшего совершенствования и развития защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, уточнения государственной политики в этой области, основной целью которой является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Одним из наиболее реальных путей решения этих проблем является дальнейшее развитие гражданской обороны (ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их интеграция в единую государственную систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

Основной целью интеграции РСЧС и ГО является повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей в мирное и военное время за счет формирования в Российской Федерации единого правового, организационного информационного и методического пространства по вопросам организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Интеграция РСЧС и гражданской обороны (ГО) в единую систему защиты населения стала темой научно-практической конференции и отразилась в решениях Коллегии МЧС России которая прошла в марте 2020 года.

В рамках обсуждения данной проблемы было уделено внимание концептуальным подходам к созданию правовых и организационных основ формирования единой системы защиты населения. Ее фундамент должны составить единая законодательная база и единые органы управления, а также группировка сил и средств, направленные на защиту населения и территорий от угроз мирного и военного характера. Как отметил директор Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России Олег Мануйло, – "Обе масштабные системы защиты населения и территорий страны РСЧС и ГО имеют единое ресурсное обеспечение, применяют одни и те же способы защиты населения и территорий. Однако у каждой существует свое нормативное правовое поле".

Зачастую это приводит к дублированию нормативных правовых и планирующих документов, и как следствие, затрудняет выполнение функций и усложняет работу.

Интеграция позволит оптимизировать состав органов управления, сил и средств структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты населения, приведет в систему нормативную правовую базу, а также исключит дублирование функций и полномочий. Это обеспечит определенную экономию доли средств на содержание и функционирование единой системы защиты без потери ее эффективности. Кроме того, предлагаемые меры значительно повысят уровень защиты населения, материальных и культурных ценностей как в мирное, так и в военное время.

Интеграция РСЧС и ГО осуществляется поэтапно, без снижения их готовности, с заблаговременной разработкой и принятием законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих интеграцию и функционирование элементов системы в целом, а затем развитие созданной системы.

Интеграцию РСЧС и ГО планируется осуществить в два этапа.

На первом этапе (2020–2022 гг.): разрабатываются проекты основных законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование РСЧС, которые в установленном порядке вносятся в Правительство Российской Федерации.

В этот же период в ряде субъектов могут быть проведены организационные мероприятия по формированию единых органов управления и группировок сил, запасов (резервов) финансовых, материальных и иных средств для решения задач по защите населения и территорий от угроз мирного и военного характера.

На втором этапе (2023–2025 гг.): с учетом опыта функционирования функциональных и территориальных подсистем РСЧС, в которых была проведена интеграция РСЧС и ГО, осуществляется дальнейшая деятельность по завершению процесса интеграции.

Завершается формирование единого нормативного правового и методического полей по вопросам защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей. Проводятся практические мероприятия по интеграции РСЧС и ГО во всех функциональных и территориальных подсистемах РСЧС. Формируются единые системы управления, системы связи и оповещения; создаются единые группировки сил, единые запасы (резервы) финансовых, материальных и иных средств для решения задач по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей от угроз мирного и военного характера; создаются единый орган государственного надзора и контроля, единая система подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, единая государственная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования опасностей и угроз природного, техногенного и военного характера.

С 14 марта 2020 года в Центре обработки вызовов Системы-112 государственного казенного учреждения Свердловской области "Терри

Во вторник, 31 марта 2020 года, проведено командно-штабное учение.

Руководствуясь рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России

Поводом для статьи послужило -1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны.

На основе разрабатываемой Концепцией создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 года предполагалось интегрировать гражданскую оборону и РСЧС в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций .

Основны положения Концепции интеграции РСЧС и системы Гражданской обороны(ГО). разработаны Владимировым В.А., Долгих Н.Н., Кимстан И.Ф под руководством Пучкова В.А.

Упразднение ГО СССР и создание Государственного комитета по делам гражданской обороны..

21 год назад 19 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР Б.Н.Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР).

Автор помнит, как молодой в то время Сергей Шойгу, в должности председателя российского корпуса спасателей, принимал должность руководителя этого Государственного комитета в резиденции ГО СССР на Ватутина (сегодня здание НЦУКС МЧС России).

В то время во внутреннем дворе Резиденции проводился смотр центрального аппарата Управления ГО СССР при передаче должности.

Как то неудобно было заслуженным генералам представляться гражданскому, вновь назначенному начальнику, в то время гражданскому чиновнику.

10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в МЧС России.

В 1995 году с принятием ФЗ "О защите населения. стало понятно, что двум направлениям (ГО и спасателям) деятельности мирного и военного времени быть вместе.

В чем необходимость и суть интеграции?

Функции защиты населения и территорий России между РСЧС и ГО были поделены. РСЧС решает эти задачи в мирное время, ГО - в военное время. В мирное время силы и средства ГО привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Впоследствии наличие двух относительно самостоятельных систем, их органов управления, сил и средств выявило ряд недостатков , которые позволили разработать предложение о создании единой государственной системы защиты населения и территорий России - Российской системы гражданской защиты (РСГЗ).

Задачи спасения и защиты населения, выполняемые органами управления, силами и средствами ГО в период военного времени, и РСЧС (РСЧС- российская система по предупреждению и ликвидации ЧС) в мирное время, роднятся почти на сто процентов.

На практике.

Наступил 2021 год. Концепция осталась проектом. Вышел Указ президента РФ №502 от 16 октября 2019 года и Приказ МЧС №536 от 20 июля 2020 года с утверждением Плана мероприятий до 2024 года . стратегии в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС.

Ничего практически не изменилось.

Осталась прежняя нормативно-правовая база в области ГО и РСЧС по отдельности, отсюда прежние нештатные аварийно-спасательные формирования (НАФС) с порядком их создания, оснащения и применения и РСЧС с порядком введения режимов, организации и выполнения мероприятий, а также их привлечения. На практике в дополнении к действующей системе ГО и РСЧС при ЧС стали активно привлекаться силы министерства обороны. Заслуга бывшего Министра МЧС Шойгу, ставшего Министром обороны.

Что мешает принятию Концепции и в дальнейшем ее реализации?

  • По мнению ветеранов ГО, МЧС допущенные раннее ошибки:
  • передача противопожарной службы от МВД в МЧС;
  • смена Министров МЧС.

Не официально за смелость ответа президенту, что "каникулы"на проверки не позволили Госпожнадзору выявить недостатки в вопросах пожарной безопасности.

Бывший министр МЧС России генерал-лейтенант Пучков Владимир Андреевич является настоящим профессионалом в области ГО. Закончил факультет гражданской обороны ВИА им.Куйбышева с золотой медалью. Стал основоположником Концепции. Без него, по мнению специалистов ГО, никто не может добиться принятия этого основополагающего документа.

Пора Владимира Пучкова возвращать к своему предназначению - созданию системы гражданской защиты.

Владимир с глубинки.

Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь, ставьте лайки и оставляйте комментарии с Вашим мнением! Благодарю!

Реферат на тему: Российская система предупреждения и ликвидации ЧС

Чрезвычайная ситуация – это неблагоприятная обстановка, которая возникла на определенном производственном участке или на конкретной территории в результате аварии, природного стихийного бедствия или иного воздействия, повлекшая за собой жертвы среди людей, уничтожение материальных ценностей, нарушение жизнедеятельности человека. Любая чрезвычайная ситуация имеет свои особенности воздействия на человека и окружающую среду, причины возникновения, характер развития.

Первопричинами возникновения ЧС могут послужить различные факторы:

- социального характера: террористические акты, беспорядки, войны;

- экологического происхождения: изменение климата, обезлесивание, опустынивание, загрязнение почвы, воды, воздуха;

- техногенного характера: аварии на РОО, ХОО;

Исходя из вышесказанного возникла необходимость создать единую государственную политику в области защиты человека от чрезвычайной ситуации, которая будет представлять собой совокупность научно доказанных теоретических положений, правовых норм, экономических норм, направленных на предотвращение и устранение ЧС.

Положение единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации – это совокупность общих положений, принципов и взглядов, которые определяют конкретные цели и задачи предупреждения и устранения ЧС на территории всего государства.

Заблаговременный прогноз ЧС – это целый ряд мероприятий, которые проводятся за долго до возникновения ЧС и уменьшают риск опасности, а также направленно на сохранение жизни и здоровья человека.

Устранение (ликвидация) ЧС – это различный комплекс работ (аварийно – спасательные, неотложные), проводимые во время возникновения ЧС, и направленные на спасение жизни человека, уменьшение материального и морального ущерба, а также на прекращение действий вторичных поражающих факторов.

Исходя из вышесказанного целью данного реферата является объяснить и рассказать на каких уровнях и как действует Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, какова её структура и задачи, решаемые в мирное и военное время.

Исходя из содержания этих нормативно – правовых документов целью системы РСЧС является – создание и объединение усилий органов представительной и исполнительной власти всех уровней государства, и создание организации по предупреждению и ликвидации ЧС.

Единая система РСЧС организационно состоит из функциональных и территориальных подсистем, имеющие 5 уровней:

- объектовый уровень – руководящим органов данного уровня является объектовые комиссии в состав которой входят: отделы и сектора ГОЧС, специалисты в области ГОЧС;

- местный уровень – руководящим органом являются районные и городские комиссии в состав которых входят комитеты (отделы) по работе в сфере ГОЧС;

- территориальный уровень – руководящий орган: республиканские, краевые и областные комиссии в состав которых входят Министерства ГОЧС республик, управления по делам ГОЧС;

- региональный уровень – руководящим органом являются региональные центры ГОЧС;

- федеральный уровень – руководящий орган: правительственные комиссии ЧС, в состав которых входит МЧС России, ведомственные комиссии по ЧС в министерствах, ведомствах и организациях РФ, в состав которых входят управления (отделы по делам ГОЧС);

Каждый из описанных выше уровней имеет свой координирующий орган, действующие на постоянной основе органы управления, уполномоченные по делам ГОЧС, повседневное управление, различные системы связи и координации, резерв материальных и финансовых ресурсов.

Комиссии, созданные на различных уровнях, утверждаются руководителями различных органов исполнительной власти:

- МЧС России – на федеральном уровне;

- региональные центры ГОЧС (Москва, Санкт – Петербург, Ростов – на – Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск) – на региональном уровне;

- органы управления (ОУ ГОЧС) создаваемых в субъектах РФ – на территориальном уровне;

- ОУ ГОЧС на при органах местного самоуправления – на местном уровне;

- секторы или специально назначенные лица по делам ГОЧС – на объектовом уровне;

Также руководителями соответствующих федеральных органов с согласованием с МЧС утверждаются положения о составе сил и средств, порядка их деятельности, функциональные обязанности, за исключением положения о подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий применения ядерного оружия. Данное положение утверждается только на федеральном уровне Правительством РФ.

Силы и средства, предназначенные для устранения последствий ЧС, включают в себя:

- аварийно – спасательные службы ВМФ России;

- аэромобильные центральные спасательные отряды МЧС;

- подразделения ОВД и местной полиции;

- пожарные поезда и восстановительные поезда выделяемые Минтрансом России;

- спецотряды атомных станций от Росатома;

- газоспасательные, противофонтанные, горноспасательные части Минпромэнерго России;

- части и соединения войск РХБЗ Министерства обороны;

- соединения гражданской обороны;

- спасательные спецотряды МЧС России;

- противоградовые и противолавинные военизированные части Росгидромета;

- службы защиты животных от Минсельхоза России;

- различные другие военизированные и невоенизированные аварийно – спасательные отряды;

На основании Положения № 794 от 30 декабря 2003 года основными задачами РСЧС являются:

- разработка и утверждение экономических, правовых норм, направленных на защиту населения от чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, выдача и обмен информации в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

- сотрудничество (как внутригосударственное, так и международное) в сфере защиты населения от ЧС различного характера;

- гуманитарные акции и социальная защита населения пострадавшего от ЧС;

- предупреждение и ликвидация ЧС;

- производство госэкспертизы, надзора и контроля в области защиты территорий и населения от воздействия поражающих факторов ЧС;

- прогноз экономических и социальных последствий ЧС;

- создание денежных и материальных ресурсов для устранения последствий ЧС;

- обучение и подготовка населения к действиям в ЧС;

- подготовка сил и средств, органов управления и обеспечение их готовности к ликвидации чрезвычайной ситуации;

На сегодняшний момент система РСЧС действует в трех основных режимах:

1. Режим повседневной деятельности: этот режим предполагает

исключение возможности ЧС на различных территориях (суша, вода, небо).

Задачи, решаемые РСЧС в режиме повседневной деятельности:

- изучение окружающей среды, прогноз ЧС, выявления неблагоприятных факторов;

- обработка информации в определённом порядке, а также её сбор и обмен;

- разработка программ по обучению населения действию при ЧС;

- пропаганда умений и навыков в области защиты населения от ЧС;

- ведение отчетности, расследование аварий и катастроф, выработка мер по устранению подобных аварий;

2. Режим повышенной готовности: данный режим предполагает возникновение ЧС.

Задачи, решаемые в режиме повышенной готовности:

- круглосуточное дежурство органов управления системы РСЧС (при необходимости);

- бесперебойный и непрерывный сбор информации, её обработка и соответствующий обмен уполномоченными организациями;

- приведение сил и средств системы РСЧС в готовность (по необходимости);

- корректировка планов действий и взаимодействия по ликвидации прогнозируемой ЧС;

- пополнение при необходимости материальных и финансовых средств;

- эвакуационные мероприятия (при необходимости);

3. Режим чрезвычайной ситуации: при возникновении ЧС и необходимости её ликвидации.

Задачи, решаемые при введении данного режима:

- постоянный контроль за окружающей средой;

- осуществление мероприятий по защите человека от неблагоприятных факторов;

- ликвидация последствий ЧС имеющимися силами и средствами;

- постоянный сбор информации о ЧС;

- разработка и реализация планов жизнеобеспечения пострадавшего населения;

За последнее время органами исполнительной власти различного уровня принято очень много нормативных и правовых актов которые контролируют деятельность в сфере предупреждения и ликвидации ЧС. Создана целая база мероприятий, направленных на защиту населения от ЧС, происходит постоянное совершенствование сил и средств направленных на устранение ЧС в краткие сроки. Но исходя из анализа не все меры настолько эффективны и редко достигают желаемых результатов. Имеются ряд недостатков: реагирование на ЧС, принятие управленческих решений, недостаточная реализация средств и сил. В большинстве случаев это происходит из отсутствия богатого опыта и знаний в этой области.

Несмотря на недостатки отмечается и положительное стороны. За время существования системы РСЧС было спасено сотни жизней и устранён ущерб на сотни миллионов рублей.

1. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами: учеб. пособие / В. Л. Лапин и др. Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 1995. 238 с.

2. Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело: Учеб. для вузов. / К.З. Ушаков, Н.О. Каледина, Б.Ф. Кирин и др.; Под общ. ред. К.З. Ушакова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2002. — 487 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и ох­рана труда /П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. Л. Пономарев и др.: учеб. посо­бие для студентов средних спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 2001. 431 с: ил.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э.А. Арустамова.- М.: Издат. дом Дашков и К, 2011. — 678 с.

5. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / С. В. Белов, В. А. Девясилов, А. Ф. Козьяков и др.; под общ ред. С. В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2002. 357 с.

6. Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности/В.И. Бондин. — Ростов и/Д.: Феникс, 2013. — 352 с.

7. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 424 с.

8. Гринин А. С, Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. посо­бие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 288 с.

9. Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них/В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. — М.: Дрофа, 2007. — 288 с.

10. Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В.Д. Зазулинский. — М.: Экзамен, 2014. – 256 с.

11. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: учебное пособие / Под ред. А.В. Матвеева. — СПб.: Питер, 2011. – 312 с.

12. Основы радиационной безопасности в жизнедеятельности человека: учеб. пособие / П. П. Кукин и др. Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 1995. 143 с.

13. Петров С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них/ С.В. Петров, В.А. Макашев.- М.: ЭНАС, 2012. — 224 с.

14. Портола В.А. Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело: учебное пособие / В.А. Портола. П.В. Бурков. В.М. Гришагин. В.Я. Фарберов. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2008. — 201 с.

16. Русак О.И. Безопасность жизнедеятельности/О.И. Русак. — СПб. Лань, 2010. — 305 с.

17. Смирнов А.Т. Безопасность жизнедеятельности/ А.Т. Смирнов и др. — М.: Дрофа, 2009. — 375 с.

18. Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности/С.С. Тимофеева.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 384 с.

19. Фролов А. В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда : учеб. пособие для вузов / А. В. Фролов, Т. Н. Бакаева; под. общ. ред. А. В. Фролова. — Изд. 4-е, доп. и перераб. — Ростовн/Д.: Феникс, 2013. — 750 с.: ил. — (Высшее образование).

21. Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / Под ред. Л.А. Муравья.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 447 с.

Читайте также: