Доклад воспитание заботливости в семье

Обновлено: 02.07.2024

Забота (в широком смысле) — осознанная и целенаправленная деятельность, направленная на оказание содействия другому. Результат такой деятельности — благо, как удовлетворенность чем-либо. Субъект — человек или иное живое существо.

В более узком смысле под заботой можно понимать обеспокоенность состоянием кого-либо, хлопоты, опеку, попечительство, финансовое вложение — совокупность мыслей и действий о субъекте заботы.

На деле это определение еще шире. Проявлять заботу — уделять внимание, интересоваться, оказывать поддержку, то есть любым способом благоденствовать.

  • доброта;
  • милосердие;
  • сострадание;
  • тревожность;
  • уважение;
  • ответственность.

Следует иметь ввиду, что забота может быть искренней, а может быть элементом манипулятивного поведения и даже решением личных проблем: важно различать мотивы.

Подробно тема изучается в курсе обществознания.

Положительные стороны заботы

  1. Ухаживая за кем-то, оказывая внимание, человек демонстрирует свою любовь/уважение к тому, о ком проявляет заботу.
  2. В отношении субъекта заботы производятся реальные позитивные действия.
  3. Развитие в себе заботливости, как качества, способствует росту уровня развития собственной личности, это показатель своей зрелости и успешности.

Проявление заботы в семье

Главное в семье — добрые и доверительные отношения между всеми ее членами. Это взаимопонимание, теплота, нежность, терпимость, любовь. Где все заботятся о всех. На взрослых лежит обязанности создать такую атмосферу и поддерживать ее, несмотря на любые внешние обстоятельства.

Родительская забота — основная форма воспитания, поскольку через действия, направленные на удовлетворение различных потребностей ребенка, формируется его личность. Проявление заботы — неотъемлемая часть семейных взаимоотношений.

С момента рождения до достижения ребенком осмысленного возраста (примерно с 7 лет) все действия мамы и папы направлены на то, чтобы ему было максимально комфортно: сытно, тепло, спокойно, весело. Все ради его комфорта. Их задача — сформировать цельную, здоровую личность с набором базовых навыков поведения в обществе.

Ребенок растет. Родители все также заботятся о нем. Однако со временем забота принимает несколько иные формы: родители обеспечивают, поддерживают, помогают, но начинают предоставлять больше свободы. Главное правило здесь: не навреди. Проявление излишней, навязчивой заботы — это уже отклонение. Оно может пагубно сказаться на личности ребенка и дальнейших внутрисемейных отношениях.

Со своей стороны ребенок тоже начинает понимать, что и он в какой-то степени ответственен за климат в семье. Там, где родителям удалось привить элементарные ценности, дети стремятся проявлять заботу о других членах семьи. Конечно, характер тоже влияет и в немалой степени, но воспитание очень важно. Взрослый ребенок ценит своих родителей, бабушек, дедушек и других родственников, помогает им и с благодарностью принимает помощь.

Границы заботы

В некоторых случаях забота может приобретать гипертрофированные формы и превращаться в гиперопеку, которая, возможно, и приносит реальную пользу, но негативно влияет на психологическое здоровье того, о ком заботятся, если он:

  • не хочет этой заботы в принципе;
  • ему нужно нечто другое, а не то, что ему навязано с самыми благими побуждениями.

Больше всего это характерно в отношениях между родителями и детьми. Родители делают воспитание ребенка смыслом своей жизни и окружают его повышенным вниманием, зачастую ненужной заботой, не дают ему проявлять свою волю и совершать самостоятельные действия. Чаще всего, они искренне считают, что так лучше. Но забывают, что ребенок — не продолжение их личности, но личность самостоятельная, и их взгляды могут не совпадать.

Поэтому важно понимать, что у любой заботы есть границы.

Примеры заботы в семье

Иногда реальная помощь нужна и взрослым детям. Пожалуй, самая распространенная ситуация: когда в семье взрослых детей появляется малыш, а родители приобретают новый статус — бабушки и дедушки. Их забота может быть моральной (позвонить и поинтересоваться, как дела, не нужно ли чего-то, похвалить — порой, даже такого внимания достаточно, чтобы юные родители почувствовали уверенность и любовь); финансовой; помощь делами (приехать и сделать дома уборку, приготовить обед, понянчиться с новорожденным и дать чуточку свободного времени). Особенно это важно для молодой матери, переживающей серьезные физические и психологические перемены.

Надо помнить, что во всяком случае нужна умеренность. Не стоит обрушивать на другого человека заботу. Внимание должно быть легким и ненавязчивым, иначе оно рискует перейти в контроль. Прежде, чем проявить кажущуюся необходимой заботу, надо ответить на вопрос: кому это более нужно, не мне ли?


Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Палкина Людмила Васильевна Октябрьская средняя школа район Магжана Жумабаева Северо – Казахстанская область

Описание разработки

Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Ребенок - дошкольник, повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило мать, бабушка. В моем классе – это Бари С. , Алексеева Н. , Сарычев С. – восп. отчим.

Однако, если со стороны матери, отца, других членов семьи, любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней: ( все ребенку и ничего от него, ) или очень непоследовательной: ( то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В другом случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это скажется на их духовном и нервно - психологическом развитии.

Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Поэтому таким семьям надо помогать в воспитании детей.

Чем больше мать и отец познают ребенка, интересуются его делами в школе, садике, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей жизни, становятся образцом для подражания.

К сожалению дети: дошкольного и школьного возраста подражают нередко и дурному: так как жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника неблагоприятная обстановка в семье, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости. Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес родителей к их жизни.

Одно из важнейших условий семейного воспитания – это авторитет родителей. Авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Нам педагогам, также необходимо поддерживать авторитет родителей, бабушек, дедушек, используя для этого любые подходящие ситуации.

- Какое у тебя красивое платье?

- Кто тебе его купил?

- Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у нее золотые.

Л. С. Макаренко вывел несколько видов ложного авторитета родителей, самым распространенным видом – это авторитет любви. Родители в таких семья захваливают ребенка, демонстрируют свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери, создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Ребенок живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети начинают командовать родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, который не признает запретов.

Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжение порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.

Основное влияние на развитие личности ребенка имеет семья – это родители и родственники.

Содержимое разработки

Раздел. Преподавание в начальной школе. Классное руководство.

Учитель начальных классов Палкина Людмила Васильевна. Октябрьская средняя школа район Магжана Жумабаева Северо – Казахстанская область

Роль семьи в воспитании ребенка

Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Ребенок-дошкольник, повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило мать, бабушка. В моем классе – это Бари С., Алексеева Н., Сарычев С. – восп. отчим.

Однако, если со стороны матери, отца, других членов семьи, любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней: ( все ребенку и ничего от него,) или очень непоследовательной: ( то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В другом случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это скажется на их духовном и нервно-психологическом развитии.

Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Поэтому таким семьям надо помогать в воспитании детей.

Чем больше мать и отец познают ребенка, интересуются его делами в школе, садике, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей жизни, становятся образцом для подражания.

К сожалению дети: дошкольного и школьного возраста подражают нередко и дурному: так как жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника неблагоприятная обстановка в семье, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости. Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес родителей к их жизни.

Одно из важнейших условий семейного воспитания – это авторитет родителей. Авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Нам педагогам, также необходимо поддерживать авторитет родителей, бабушек, дедушек, используя для этого любые подходящие ситуации.

- Какое у тебя красивое платье?

- Кто тебе его купил?

- Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у нее золотые.

Л. С. Макаренко вывел несколько видов ложного авторитета родителей, самым распространенным видом – это авторитет любви. Родители в таких семья захваливают ребенка, демонстрируют свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери, создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Ребенок живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети начинают командовать родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, который не признает запретов.

Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжение порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.

Основное влияние на развитие личности ребенка имеет семья – это родители и родственники.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями, содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания.

Оборудование: бланки анкеты, буклеты с советами.

Ход собрания:

Приветствие. Вы посмотрите на моих детей!

В них – отраженье старости моей!

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

Если внутрисемейные взаимоотношения построены на любви, поддержке и на взаимоуважении членов семьи, то ребенок такой стиль общения переносит и в среду своих сверстников, так как опыт ребенка, приобретенный непосредственно в семье, становится подчас единственным критерием его отношения к окружающему социуму, людям.

Но, в настоящее время, зачастую в условиях семьи (даже внешне благополучной) воспитание может быть деформированным. Это обусловлено следующими факторами:

1.Педагогическая неграмотность и бескультурье родителей;

2.Отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

3.Возникновение конфликтной ситуации в семье;

4.Аморальный образ жизни родителей;

5.Отсутствие взаимопонимания и любви между родителями и детьми.

"Любя своих детей, учите их любить Вас,

не научите - будете плакать на старости лет-

вот, по- моему, одна из самых мудрых истин

материнства и отцовства"

В. А. Сухомлинский

- Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка.

- Обеспечение адаптации к жизни.

- Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

- Из чего же должен состоять настоящий родительский авторитет?

-Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека помогут взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

Положение бывает различным:

- благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других.

Сейчас я предлагаю Вам ответить на вопросы теста

Результаты теста.
Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Родительский практикум:

1. В доме собрались ребята, друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?

2. Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите?

3. Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете вашему ребенку?

-Очень важно своими методами не нанести ребенку духовной травмы. Послушайте внимательно способы, как изменить человека, не обидев его.

Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования:

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.

5. Давайте возможность человеку спасти своё лицо.

6. Хвалите за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.

7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

- Что же ждет от нас ребенок?

.Я прочитаю Вам ПИСЬМО-ПОЖЕЛАНИЕ
от Ваших детей

Дорогие мои мама и папа!

Не давайте мне пустых обещаний.

Не придирайтесь ко мне по пустякам.

Не выбирайте мне друзей.

Не ругайте и не обзывайте меня.

Я прошу Вас просто любить меня!

А что же советуют нам психологи?

Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

Уделяйте ребенку больше свободного времени.

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах.

Эффективным способом сплочения семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга.

Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи.

Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний.

Именно в таких ситуациях ребенок учится доверять Вам свою жизнь, делится секретами, своими успехами.
Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах

Разговаривайте друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга

Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей

Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем

Все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Наше собрание подошло к концу, и я очень надеюсь, что советы и пожелания пойдут Вам на пользу!

Будущее любого общества зависит от подрастающего поколения. Именно дети будут определять то, что будет в нем цениться и порицаться, какие традиции будут сохранены, а какие забудутся. Именно поэтому современные проблемы семейного воспитания ребенка касаются не только его родителей, но всего социума в целом. Современные родители имеют широкие возможности для всестороннего и грамотного развития ребенка с любыми интересами и потребностями. Они могут определить его в любую студию или кружок, нанять специалиста, готового поставить ребенку речь, решить проблемы его развития, прогнать страх, стать более дружелюбным и общительным… Список услуг, предоставляемых детям, можно продолжать бесконечно. Но при всем при этом несомненно важную, ключевую роль в процессе воспитания во все времена играло родительское воспитание.

Семейные ценности — основа воспитания полноценной личности

Лишенный поддержки и заботы со стороны самых близких людей, ребенок, даже будучи окруженным множеством высококлассных специалистов, не сможет принять и по-настоящему глубоко усвоить правила воспитания.

Принципы семейного воспитания

Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?

Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.

Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось. Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле.

Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.

Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.

Вопреки распространенному заблуждению, безусловная любовь, не способна испортить ребенка и разбаловать его. Позволяя ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным в себе, она открывает ему множество путей для саморазвития.

Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе. И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой.

Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.

Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.

Рассуждая о роли семьи в развитии навыков общения, нельзя не отметить, что помимо всего прочего она позволяет ребенку взаимодействовать с представителями разных возрастных категорий.

Основные типы семейного воспитания Традиционный тип воспитания Попустительский тип Развивающий тип Программирующий тип Случайный тип Личностно-ориентированный Почему нельзя бить ребенка

Основные типы семейного воспитания:

Традиционный тип воспитания :

Заключается в том, что родители по умолчанию главные, а ребенок не имеет права на собственное мнение. Такие родители не интересуются внутренним миром ребенка, пытаются вылепить из него что-то, а на деле ломают его психику и личность. Они считают себя правыми, и только отец с матерью имеют монополию на мораль, которой ребенок должен следовать беспрекословно. Очень часто в традиционном стиле родители перегибают палку и делают ребенка вообще бесправным существом. У него потом появляется ощущение, что от него ничего не зависит. А психологические исследования показали, что такие дети больше склонны к алкоголизму, наркомании, преступности и пр. Еще один недостаток традиционного стиля воспитания – неправильное реагирование ребенком на эмоции. Лучше будет понятно на примере. Один мальчик случайно сбил девочку на детской площадке. Та заплакала. Тому стало ее жалко, и он стал ее бить. Интересно, да? Как это возможно: стало жалко, и потому ребенок стал рукоприкладствовать? А очень просто. Оказывается, что родители били этого ребенка каждый раз, когда он плакал. В результате, он стал это воспринимать нормой и эффективным методом, чтобы усмирить плач другого человека. Конечно, не каждый пример традиционного стиля воспитания является такой крайностью. Это неправильный тип, который также называется доминирующей гиперпротекцией. То есть, родители чрезмерно много внимания уделяют ребенку, контролируя каждый его шаг. Такое воспитание не только вредно, но и утомляет самих родителей.

Попустительский тип:

. То есть, родители чрезмерно опекают ребенка, стараются решить каждую его проблему, дарят подарки по любому поводу, прощают абсолютно любую оплошность. В общем, балуют, простым языком выражаясь. Этот подход не менее вреден и ведет в целом к тем же последствиям. Если прошлый тип мог привести как к комплексам и подавленности ребенка, который не ощущает себя автором своей жизни, так и к деспотизму и агрессивным склонностям (например, в качестве протеста), то здесь наиболее вероятный второй вариант. Но ребенок может также впадать в зависимости, потому что у него нет тормоза, ни внутреннего, не внешнего. Ребенок становится безответственным. Что касается тирании, причины те же. Ребенок вырос эгоцентричным и не учитывает интересов и потребностей других людей. Он привык, что родители жертвуют собой ради него и хочет, чтобы это было и в отношениях с другими людьми.

Развивающий тип :

Это уже значительно лучше вариант, и его можно использовать для воспитания ребенка. Основан он на том, чтобы поддерживать ту естественную тягу к знаниям, которая в нем есть. Родители стараются раскрыть его таланты, помочь осваивать что-то новое и преодолевать трудности в обучении. Возможный недостаток – ребенок уже с ранних лет перегружается. Есть родители, которые уже с малых лет записывают чадо на все возможные курсы, которые более-менее подходят к его возрасту. Это приводит к тому, что ребенок не отдыхает, особенно если занятия совмещаются со школой. Стоит помнить, что обучение – это самая сложная деятельность, на которую способен человек. Поэтому ребенку требуется отдых. В ином случае есть риск эмоционально перегореть и даже получить эффект рикошета – чадо окажется довольно несообразительным. А все из-за усталости. Запомните – развитие ребенка происходит в моменты отдыха после труда. И только так. Мозг должен перестроиться, он даже анатомически меняется во время обучения. А если давать слишком большую нагрузку на нейроны, они перестают отзываться на внешние и внутренние стимулы. Проще говоря, нервные клетки перестают работать. Как следствие – депрессия. А так, конечно, развивающий тип воспитания – это хорошо.

Программирующий тип :

В этом случае родители хотят заложить определенную программу в ребенка, которую он будет воспроизводить. То есть, специально затачивают его под определенную специальность, образ жизни и лишают его права выбирать. Обычно подобный тип возникает, если родители имели какую-то мечту, но по каким-то причинам ее не реализовали. Или же второй вариант – они считают определенную профессию прибыльной и хотят, чтобы чадо ею занималось, лишая его права самостоятельно выбирать способ жить. Близок к традиционному типу, но имеет свои особенности.

Случайный тип :

Характерная особенность – бессистемность при воспитании детей. Родители такого типа сильно зависимы от своего настроения. Если оно хорошее, ребенок будет одарен лучами счастья. Если же плохое – то берегись гнева мамы из-за израненного тобой же пальца. Ребенок в этом случае не знает, чего ожидать. Это приводит во-первых, к нарушению доверительных отношений между родителями и ребенком. Во-вторых, такой стиль воспитания повышает риск развития шизофрении у ребенка.

Личностно-ориентированный : В этом случае цель – воспитание гармонично развитого ребенка. Его мнение учитывается, но при этом родители имеют у него авторитет. Они каждый день его подтверждают на деле, а не запугивают чадо и пытаются давить им. Общаются такие родители в дружеской форме, но при этом довольно строги в определенных вещах, которые действительно принципиальные. Родителей такого типа дети уважают и чаще добровольно следуют им. Вместе с тем, любая попытка быть самостоятельным только поощряется. Это стиль, основанный на балансе любви, заботы и строгости.

1. Семьи, в которых присутствует жестокое обращение. Жестокое обращение в семье может затрагивать как самих детей, так и членов их семьи. В отношении ребенка может устанавливаться:

1. Экономическое насилие. Лишение ребенка материальных благ, сознательный отказ от обеспечения ребенка должным уровнем обеспечения одеждой, пищей и т.д.

2. Сексуальное насилие. Насильственное принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию, а также развратные действия сексуального характера в его отношении.

3. Физическое насилие. Побои, нанесение ребенку телесных повреждений, ухудшающих его состояние здоровья.

4. Психологическое насилие. Лишение ребенка должной среды для полноценного развития и воспитание. Лишение ребенка полноценного контакта со взрослым.

Какой бы характер не носило жесткое обращение с ребенком, его систематическое использование в корне ломает личность ребенка, делая его неуверенным в себе, боязливым, а в других случаях – излишне агрессивным и конфликтным.

Читайте также: