Доклад воспитание как общественное явление

Обновлено: 05.07.2024

Воспитание будет тем лучше и естественнее, чем ближе оно будет подходить к указанному выше идеалу, осуществляя его различные стороны. История педагогики представляет два особенно ценных примера воспитания: у греков в древнее время и у англичан в новое. Общественная сторона воспитания у греков была очень сильна, известно, что у них все воспитание и образование отличались государственным… Читать ещё >

Воспитание как общественное явление ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

  • Введение
    • 1. Теория безразличия
    • 2. Каждое дитя одарено богато ко всему, ко всякой деятельности
    • 3. Теория врожденных способностей и идей
    • 4. Теория совершенства детской природы
    • 5. Теория несовершенства детской природы
    • Заключение
    • Литература

    Глядя на младенца, взрослый, сообразно со своими личными свойствами, думает разные думы, переживает разные волнения. Иного охватывает сильное чувство жалости: младенец так беспомощен, так зависим от всего и всех, так бессилен, что без сторонних забот и покровительства не может просуществовать и суток. Другой восторгается дитятей с эстетической точки зрения: какие округлые формы, какие мягкие линии, какие ясные глазки, какая привлекательная улыбка! Эмбриолог и биолог видят в новорожденном результат довольно долгого предшествующего развития и начало нового периода в его жизни. Мать отыскивает в младенце сходство с собою или его родителем. Словом, каждый смотрит на дитя со своей особой точки зрения.

    Исследователь, желающий серьезно и обстоятельно изучить детство, задается целым рядом вопросов при виде новорожденного младенца: что это за существо, как вообще представлять детскую природу: простая она или сложная? Совершенная или не совершенная? Долговременная культурная жизнь человечества отразилась на детской природе или нет? Что дали этому дитяти его предки?

    По этим вопросам родителям, педагогам врачам и всем тем, имеющим какие-либо воспитательные отношения к детям, нужно составить определенное мнение, потому что от такого или иного решения поставленных вопросов зависит характер отношений взрослого к ребенку.

    Предположим, что детская природа совершенна. Тогда родителям и педагогам самое главное при воспитании детей — присматриваться к детской природе и повиноваться ее указаниям. Она совершенна, исправлять в ней нечего, она ошибаться не может в своих естественных запросах и влечениях. Дитяти нужно предоставить полную свободу во всем, принуждение в каком-либо виде — величайшее зло, оно будет совершенно неуместно и неразумно. При предположении о совершенстве детской природы воспитатели и родители отодвигаются при воспитании на второй план; на первом — дитя с его безукоризненными свойствами. Куда оно идет, туда должны идти родители и воспитатели; внимай природе и повинуйся ей — вот при таком взгляде высшая задача взрослому в его отношениях к ребенку.

    Совсем иное дело, если мы допустим, как правильное, противоположное предположение и признаем детскую природу несовершенной, с недостатками. Тогда несовершенства нужно будет исправлять разумными воспитательными мерами и заменять совершенствами, тогда нужно будет вести борьбу с недостатками детской природы, вследствие чего взрослые получат при воспитании преобладающее положение, будут руководить всем делом, направлять его. Как предоставить детям свободу, когда они в силу своего природного несовершенства не могут разумно ею пользоваться и легко могут употребить ее во вред себе и другим?

    Таким образом, как только родитель и воспитатель станет на сторону того или другого взгляда на детскую природу, так он сейчас же должен все свои отношения к ребенку определить в духе и характере этого взгляда. Положение ребенка сразу же изменится: то полная ему воля, то обуздание и исправление. А на сторону какого взгляда стать? Где истина? Жаль стеснять дитя, но еще более жаль существенно повредить ему ложной воспитательной системой. Что говорят по этому вопросу психология и педагогия? Как они учат относительно детской природы?

    Психология и педагогия дают следующие два ответа на поставленные вопросы:

    1) детская природа по своему существу неопределенна, безразлична, ни хороша, ни худа, она совершенно одинакова у всех детей; все различия, замечаемые у людей, производятся опытом;

    2) детская природа определенна с первого дня рождения ребенка, но эта определенность может быть понимаема различно: а) как наличность качественно определенных врожденных способностей и идей: б) как духовное совершенство и красота детей; в) как несовершенство и даже испорченность детской природы. Соответственно этим ответам есть четыре теории о детской природе:

    1) теория безразличия;

    2) теория врожденных способностей и идей;

    3) теория совершенства;

    4) теория несовершенства.

    Подвергнем критическому рассмотрению указанные теории о детской природе.

    1. Теория безразличия

    В человеческой природе само по себе нет никаких внутренних предрасположений к какой-либо определенной деятельности, нет врожденных способностей и специальных вкусов. Люди по своей природе все совершенно одинаковы, такими или иными людей делает жизнь, их вылепляет в определенные формы опыт. Людская природа сама по себе — бесформенный материал. Возьмите русского, французского, немецкого ребенка и привезите их в Китай или Америку. Сделавшись взрослым, он будет китайцем или американцем по своим вкусам и взглядам. Не происхождение, а воспитание накладывает на каждого человека особый отпечаток, все человеку привито, т. е. Произведено воздействием внешнего мира на дитя, и не прирожденно. Врожденных талантов не существует, а есть таланты привитые, выработанные. Совершенный воспитатель, распоряжающийся в то же время отношениями дитяти, всей обстановкой, по желанию может воспитать вам мыслителя, музыканта или полководца из одного и того же ребенка. Если бы можно было воспитать совершенно одинаково двух детей, то они сделались бы двумя одинаковыми людьми, так как человек бывает тем, что создает из него воспитание. Но в том-то и дело, что жизнь никогда не предоставляет одинаковых впечатлений, особенно же в одинаковой последовательности. Основные элементы жизни, как буквы в книгах, одни и те же всюду, но сочетание их бесконечно разнообразно. Природа человеческая одинакова, но жизненные впечатления, действующие на эту природу, различны.

    В доказательство врожденности указывают на тот факт, что братья и сестры воспитываются при одних и тех же условиях, а выходят нередко совершенно различными людьми. При обсуждении этого факта не нужно забывать следующие обстоятельства: родители как и каждый человек, находятся в состоянии непрерывного изменения, роста сил, их упадка, и т. д. ; их обстановка, также изменяется. Воспитателями же человека могут быть не только родители, но и дед с бабкой, дядя и тетя, знакомые, соседи словом все те кто так или иначе входит в какие-либо отношения с детьми. А такое множество совершенно различных лиц не могут одинаково относиться к двум детям, а следовательно одинаково и влиять на них.

    То, что называют врожденным гением, есть ничто иное, как образец воспитания, т. е. сознательного и несознательного воздействия внешнего мира и людей на детскую природу. Что же касается фактов односторонней одаренности детей, например к языкам, к математике и т. д. , то они просто отвергаются. Рассудок один, — следовательно кто имеет дар к языкам, тот имеет дар и к математике. Все дети по природе одинаково способны ко всему, все богато одарены одинаковыми талантами.

    Рассматриваемая теория может быть приведена к следующим двум положениям, которые сформулированы и открыто признаются защитниками этого взгляда:

    Все дети от природы одарены одинаково: и по количеству и по качеству, и по качеству способностей.

    2. Каждое дитя одарено богато ко всему, ко всякой деятельности

    Существенный недостаток рассматриваемой теории — отрицание наследственности, весьма могущественного фактора, разносторонне влияющего на всю природу человека, физическую и духовную, нормальную и болезненную. Наследственность у каждого человека особенная, благоприятная и неблагоприятная, хорошая и дурная. Какова бы она не была, она всецело уничтожает состоятельность предложения об одинаковости природы всех детей, прямо и решительно свидетельствуя за полное разнообразие природных, физических и духовных дарований людей.

    3. Теория врожденных способностей и идей

    Если детскую природу нельзя признать безразличной, только простым материалом, который формируется опытом, то в ней следует видеть нечто более или менее определенное.

    К качественно определенным способностям нужно прибавить еще врожденные идеи. Это самые высшие и самые важные знания человека, управляющие его теоретической и практической деятельностью. Они существуют как и душевные способности, от рождения, и обнаруживают свое влияние сначала в душевной жизни. Врожденные идеи у всех одинаковы, между тем, как душевные способности у каждого свои.

    Таким образом, человек не нищ духом, это — богато одаренное существо и притом, совершенно определенное; у него есть известного качества способности, у него есть запас врожденных идей. Вся будущность человека, вся судьба его заключены в нем, определяются свойствами его врожденных способностей и идей, а не внешних впечатлений.

    К сказанному нужно прибавить, что учение о врожденных идеях представляет ход душевного развития человека, однако странным образом. Ежедневные наблюдения свидетельствуют нам, что развитие начинается с частного и отдельного, и лишь постепенно переходит к общему, связному и систематическому. А по рассматриваемому учению оказывается, что наиболее общие идеи, составляющие связующие нити всего душевного развития человека находятся у него с момента рождения, составляют не результат развития, не плоды его трудов, а даны будто бы природой. Если бы это было правдой, мы имели бы чудо. А в науке чудес нет.

    За учение о врожденных душевных способностях люди держатся гораздо крепче. Дурака, сколько не учи, все будет дурак, а умный по природе человек, хотя и не ученый, все же будет умен. Золото блестит и в грязи, красота видна и в рубище. Значит, есть что — то врожденное в человеке, определяющее всю его судьбу.

    Вот перед нами новорожденный младенец, из которого со временем, пусть мы это знаем достоверно, выйдет гений. Что же, гениальная способность, уже готовая и законченная находится в младенце? Нет, из младенца только может выйти гений, если не встретится неблагоприятных условий, препятствующих его развитию. Гениальная способность — дело далекого будущего, а в настоящее время есть лишь одна возможность гениальности, которая либо вырастете в настоящую гениальность, либо нет. В чем же заключается возможность гениальности и вообще возможность определенного развития человека? Как же представлять детскую природу сколь-нибудь определенной, когда определенные по качеству и размеру душевные способности превращаются в простую возможность такого или иного развития человека? На поставленные вопросы отвечают нам следующие два взгляда на природные свойства детей.

    4. Теория совершенства детской природы

    Определенность детской природы можно видеть в её совершенстве или несовершенстве. Теорию совершенства детской природы с наибольшей решительностью защищали Жан Жак Руссо и Л. Н. Толстой .

    Основанием этой теории считается утверждение, что взрослые вскоре портятся искусственной культурой, дети рождаются неиспорченными существами. Они как бы прямо выходят из рук Творца, многовековая порча человечества не касается их. Они чисты, совершенны, прекрасны, все их естественные стремления добры и хороши. Только со временем, от соприкосновения со взрослыми и усвоения их культуры, они портятся и разрушаются. Поэтому задача воспитания будет двойная: с одной стороны, нужно как можно больше предоставлять детям свободы, вполне полагаться на их природу, потому что она добра и совершенна; с другой стороны, нужно как можно более энергично охранять дитя от тлетворного влияния культуры взрослых. Самая первая задача воспитания отрицательная, не нужно ничему учить дитя, а должно заботиться о том, чтобы лет до 12 ничего не было сделано. Ничего не было выучено.

    Толстой не только не мог помочь или указать Федьке и Семке в деле художества, но и едва — едва и то только в счастливую минуту возбуждения был в состоянии следить за ними и понимать их.

    Другие доказательства, приводимые Толстым, состоят в том, что здоровый ребенок ближе к неодушевленным существам: к растениям, к внешней природе вообще, которая постоянно представляет нам ту правду, красоту и добро, которых мы ищем и желаем, и что во все века и у всех народов ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты.

    5. Теория несовершенства детской природы

    Учения о несовершенстве детской природы идут из двух совершенно различных источников: натуралистического и богословского. Исходя их этого эта теория имеет два особенных вида: натуралистический и богословский.

    По мнению многих мыслителей природа человека сама по себе несовершенна, улучшается же цивилизацией, воспитанием, общественностью. Человек в существе своем сходен с животным, он по природе дик, жесток, мстителен. Цепи общественности укротили его, теперь мы знаем человека уже прирученного, хотя дикая, необузданная природа его иногда сбрасывает с себя все культурные влияния и является в своем первоначальном, не приукрашенном виде.

    Богословский взгляд на детскую природу состоит в том, что детская природа представляется испорченная первородным грехом, т. е. грехом первого человека, наследуемым всем его потомством. Этот грех внес расстройство, дисгармонию, порчу, в первоначально совершенную и чистую человеческую природу. Разум человека помутился, воля ослабела и сделалась наклонной к чувственному удовольствию, тело подверглось болезням и смерти. Это учение об испорченности детской природы высказывалось различными представителями христианства с различной степенью силы, — одни смягчали это учение, другие усиливали его. По учению некоторых протестантских богословов человеческая природа следствие грехопадения, испорченная до мозга костей, так что человеком утрачены не только первобытная чистота и совершенство, но и всякая энергия к добру, всякая свобода воли. Последствия первородного греха перешли от первого человека к его потомству, так что в силу врожденного влечения к злу оно совсем неспособно к добру, сам по себе человек может только грешить. Изложенный взгляд на детскую природу крайне суров и тягостен.

    В представлении детей совершенными, гармоничными существами, по самой природе стремящимися лишь к добру и истинному, слышится слишком большое доверие к природе человека и опоэтизированию детства; недаром Руссо сравнивал дитя с весной; представление же детей злобными, в корне испорченными и порочными существами, которые любят только зло и пороки и будучи предоставленными самим себе, ничего хорошего сделать не могут, и тягостно, и неправильно. Конечно детская природа не совершенна, не развита, требует ухода и исправления, но дети обнаруживают и много хороших качеств, — они вполне доверчивы, искренни, правдивы, привязчивы, в них рано обнаруживаются некоторые альтруистические свойства, например способность бескорыстного и сильного сочувствия боли другого. Положим, все эти прекрасные чувства легко заменяются у детей другими — противоположными, но все же считать детей существами в корне испорченными нельзя. Едва ли найдется много таких людей, в уме которых с представлением о детстве ассоциировались лишь темные свойства.

    Заключение

    Какие же черты нужно внести в понятие истинного воспитательного идеала? Каковы его свойства?

    Сообразно с двумя природами человека: органической и общественной, и свойства истинного воспитательного идеала должны быть двух родов; естественные и общественные. В частности, к свойствам истинного идеала нужно отнести следующее:

    всестороннее развитие общечеловеческих качеств;

    развитие свойств возрастов, переходящее в другие возрасты;

    заботливое внимание к тем свойствам возрастов. Которые не переходят в другие возрасты;

    возможное ослабление плохой наследственности;

    воспитание человека среди природы и господства над природой;

    воспитание человека среди общества, для служения общественного развития (в отвлеченной форме: самостоятельное служение истинному, доброму м прекрасному).

    Коротко этот воспитательный идеал можно выразить так: будь сильным органически и сильным общественно, будь хорошею биологической особью и хорошим членом общества.

    Воспитание будет тем лучше и естественнее, чем ближе оно будет подходить к указанному выше идеалу, осуществляя его различные стороны. История педагогики представляет два особенно ценных примера воспитания: у греков в древнее время и у англичан в новое. Общественная сторона воспитания у греков была очень сильна, известно, что у них все воспитание и образование отличались государственным характером. В то же время у них в почете находилась и органическая природа человека: попечение о развитие тела, гимнастические упражнения составляли у них половину всего воспитания. Их воспитательный идеал представлял сочетание двух основных элементов истинного воспитания: органического и общественно — культурного. То же мы видим в современной Англии. На первом месте в Англии стоит воспитание сильного животного, человека с обилием физической силы и энергии. Затем вся образовательная система проникнута определенными общественно — культурными элементами, направленными на выработку самостоятельного твердого характера, а в будущем самостоятельного, предприимчивого гражданина, который бы сумел постоять за себя.

    Чем дальше воспитание от указанных двух элементов, чем одностороннее, тем оно будет хуже. Самое худшее воспитание то, которое их всей общественности берет лишь одно начало — повиновение, подчинение авторитету и в связи с бесконечным трудолюбием ставит его на вершину всего, а на место рациональных попечений о развитии тела изнеживает детей или ставит их в суровые и вместе с там скудные условия существования и роста, так что дитя постоянно оказывается или перекормленным, или недокормленным.

    Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1985.

    Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

    Каптерев П.Ф. О семейном воспитении. М., 2008.

    Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1989.

    Максимов В. В. Семейная книга. Спб., 2004.

    Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

    Соколова В. Н. Отцы и дети в меняющемся мире. Книга для учителей и родителей. М., 1991.

    Шабарина Ирина Юрьевна


    Черемховский медицинский техникум

    Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек

    Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный про­гресс и преемственность поколений.

    Воспитание как общественное явление характеризуется следу­ющими основными чертами, выражающими его сущность:

    а)Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

    б)Воспитание — категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. Категория воспитания общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

    в)Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.

    г)Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания, как взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа. По мере того, как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными.

    Воспитание как общественное явление, педагогический процесс, педагогическая система и педагогическая деятельность

    Воспитание как общественное явление предполагает взаимодействие общества и человека, направленное на передачу социального опыта старшим поколением младшему поколению как основы развития и саморазвития личности человека.

    Характеристиками воспитания в данном контексте являются социальный характер (отражение особенностей общественного развития человечества в целом); исторический характер (отражение тенденции и особенностей макросоциума в различные эпохи его общественно-исторического развития); конкретно-исторический характер воспитания (отражение специфики развития мезосоциума и микросоциума на конкретном историческом этапе развития).

    Функции воспитания заключаются в стимуляции развития сущностных сил личности, создании воспитывающей среды, организации взаимодействия и взаимоотношений субъектов воспитания. Иными словами их принято называть развивающая, воспитывающая, обучающая и корректирующая функции воспитания.

    Воспитание как педагогический процесс представляет собой совокупность сознательно управляемых и последовательно развертывающихся во времени педагогических взаимодействий воспитателей и воспитанников, направленную на развитие и саморазвитие личности ребенка. Под воспитательным взаимодействием понимается преднамеренный контакт воспитателя и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Воспитание, как любой социально-педагогический процесс, характеризуется определенными закономерностями (целенаправленностью, целостностью, последовательностью, детерминированностью, непрерывностью, дискретностью, открытостью, системностью, управляемостью) и наличием этапов (целеполагание, планирование, целереализация, анализ и оценка результатов воспитания).

    Воспитание как педагогическая система представляет собой совокупность компонентов, обеспечивающую единство и целостность изучаемого общественного явления. Компонентами воспитательной системы являются: цель, субъекты воспитания (воспитатель и воспитанник), взаимодействия и взаимоотношения между ними, деятельность и общение как основные сферы взаимодействия, содержание, способы и формы воспитательного взаимодействия.

    Закономерности, в свою очередь, конкретизируются в принципах воспитания, т.е. в основных положениях, требованиях или правилах воспитательного процесса.

    Ведущими закономерностями и, соответственно, принципами воспитательного процесса являются:

    • взаимосвязь между целями, содержанием и формами воспитания (целенаправленность воспитания);
    • закономерная связь между образованием, развитием, воспитанием и обучением (целостный характер воспитания);
    • взаимосвязь между воспитанием и деятельностью (деятельностный характер воспитания);
    • взаимосвязь между воспитанием и общением (гуманно-коммуникативный характер воспитания);
    • взаимосвязь между воспитанием и природной заданностью ребенка (природосообразный характер воспитания);
    • взаимосвязь между воспитанием ребенка и уровнем культурного развития этноса или региона (культуросообразный характер воспитания).

    Воспитание как педагогическая деятельность.

    Один из вариантов конкретизации видов деятельности воспитателя в педагогических умениях также представлен на Карте готовности студента к воспитательной деятельности

    Структура социально-педагогических категорий. Воспитание тесно взаимосвязано с такими социально-педагогическими категориями, как социализация, адаптация, индивидуализация, интеграция, образование, обучение и развитие ребенка.

    Факторами - внешними, действующими условиями социализации являются: мегасреда (Космос, планета, мир), макросреда (страна, этнос, общество, государство), мезосреда (географические и климатические условия региона, этно-национальные особенности, языковая среда, средства массовой информации, субкультура и т.д.); микросреда (семья, школа, класс, друзья, соседство и т.д.).

    В процессе социального становления человека значительную роль играет интеграция - вхождение личности в социальную среду, систему социальных ценностей и нахождение своей ниши в системе отношений общества. Признание личности как абсолютной ценности в системе общечеловеческих ценностей позволяет рассматривать интеграцию человека в общество не столько самоцелью, сколько условием индивидуализации человека, т.е. максимальной персонализации, стремления к автономии, независимости, формированию собственной позиции, системы ценностей, неповторимой индивидуальности.

    Обобщая вышеизложенное, важно подчеркнуть необходимость овладения основами системно-структурного анализа, который предполагает выявление компонентов воспитательной системы и определение структурных взаимосвязей, обеспечивающих его целостность, тождественность и сохранение основных свойств воспитания при различных внешних и внутренних изменениях.

    Воспитание как педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с воспитанниками, направленный на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью развития и саморазвития личности. Успех воспитания во многом зависит от степени овладения педагогами такими видами воспитательной деятельности, как диагностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная, мотивационно-стимулирующая, оценочно-рефлексивная и т.д.

    Обобщая все вышеизложенное, еще раз подчеркнем вывод о том, что воспитание является ведущим фактором социализации и развития личности ребенка. Ключевым смыслом воспитания является создание условий для развития природной заданности ребенка, его уникальности и личностного самоосуществления.

    Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития. Ребенок рождается наделенным биологической наследственной программой развития. Однако наследственная программа, биологические факторы недостаточны для того, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе. По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т.д.

    Воспитание и образование – единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверстников и взрослых, такой жизни и деятельности, которая приносила бы радость, удовлетворение, пользу, как ребенку, так и его родителям и обществу.

    Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

    Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность:

    а) Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

    б) Воспитание — категория вечная, необходимая и общая, порожденная потребностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, установить преемственность между поколениями.

    Категория воспитания вечная - оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. Категория воспитания общая - в ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

    в) Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Содержание и характер воспитания в разные исторические времена не остаются неизменными. Изменения происходят под влиянием экономических условий жизни общества, способов производства материальных благ, а также политики, культуры, религии. Следовательно, воспитание - явление историческое.

    г) Воспитание обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны. Господствующие классы используют воспитание для укрепления своей власти, своего положения в обществе. Таким образом, можно говорить о классовом характере воспитания.

    д) Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа.

    На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности.

    На этой основе и возникает педагогика, наука о законах воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей.

    Итак, общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

    Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

    Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

    В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

    1.Воспитание и развитие личности

    Основное назначение воспитания - передача подрастающим поколениям накопленных знаний и общественно-исторического опыта. В процессе воспитания новые поколения должны овладеть знаниями, определенными трудовыми умениями, усвоить нормы поведения в обществе, выработать определенную систему взглядов на жизнь. Поскольку перед каждым поколением возникают задачи, которые часто даже нельзя предвидеть, у молодых людей должны быть сформированы определенные качества, помогающие им ориентироваться в новых задачах, быть потенциально готовыми к их решению.

    Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.

    Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

    Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

    Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону"; управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

    Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

    Интенсивно развивалась психология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.

    Преодоление этих недостатков требует разработки гуманистической концепции воспитания.

    Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

    Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов. Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями. Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей. Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно - потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно -потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно -потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

    Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность.

    Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой.

    Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету. Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом освоении и преобразовании. Эта потребность опредмечивается в возникновении мотивов разнообразной трудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательную направленность, идущую от игры и имеющую много общего с так называемыми интеллектуальными играми, трансформирует её в осознанную потребность "всерьез" трудиться. Таким образом, на определенном возрастном этапе (сейчас это происходит в период окончания неполной средней школы) в развитии мотивационно-потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный с возникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к образованию в структуре мотивационно -потребностной сферы профессиональных намерений.

    Похожие страницы:

    Воспитание как общественное явление (2)

    Политика как общественное явление (4)

    . рассматривать политику в условиях методологического плюрализма как многомерное общественное явление. В этой связи многие исследователи . методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение.Сущность и содержание .

    Физическая культура как общественное явление, ее формы и функции

    Физическая культура как общественное явление Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое функционирует . совершенствование человека. Физическое воспитание Процесс физического воспитания характеризуется всеми признаками .

    Политика как общественное явление. Структура и функции политики

    . __________________________________ Екатеринбург 2010 Содержание. Политика как общественное явление. Структура и функции политики. Сущность, . странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той .

    Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики

    . 2009 Содержание: Введение 1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории . в Российской Федерации. 1. Элиты как общественное явление и отражение в теории политики . связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к .

    Читайте также: