Спортивные традиции в семье как фактор физического воспитания личности доклад

Обновлено: 07.07.2024

Зачатки семейного воспитания возникли еще во времена мезолита. Как сформировавшийся социальный институт семейное воспитание стало функционировать в эпоху Древнего мира. С разрушением традиционного общества воспитательная функция семьи уменьшается. Оценка социальной роли семейного воспитания не всегда была однозначной. Некоторые ученые (среди них такие титаны науки, как Платон, Т. Кампанелла, Ш. Фурье), считали, что семейное воспитание по своему воздействию уступает общественному воспитанию и даже негативно влияет на становление личности ребенка. Вместе с тем гуманисты эпохи Возрождения ратовали за приоритет семейного воспитания. Высокое педагогическое предназначение семьи утверждали И.Г. Песталоцци, Г. Спенсер, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Ф. Лесгафт и другие великие педагоги и мыслители Нового времени. Отношение общества к воспитательной роли семьи колебалось в зависимости от типа социально-экономических отношений. По Л.А. Беляевой, тип моделей педагогической деятельности, ориентированной на объективно-всеобщее (теоцентрический - средневековье, социоцентрический - авторитарное государство) , умалял значение семейного воспитания, а педагогическая деятельность с субъективно-индивидуальной ориентацией (натуроцентрическая и антропоцентрическая модели, характерные для демократического общества) рассматривает семью как важнейший воспитательный институт.

В Советском Союзе функционировала социоцентрическая модель воспитания, основной целью которой была подготовка человека к жизни в обществе, формирование "строителя коммунизма", при этом личность нивелировалась, усреднялась, педагогические отношения носили авторитарный характер, принижалась роль семьи. Начало положили 20-е годы ХХ в., когда утверждались приоритеты общественного, коллективного воспитания, ненужность семьи как воспитательного института, в 30-х годах заставляли отрекаться от осужденных родственников, во время массовой коллективизации и индустриализации рушились тысячи семей.

Современная отечественная педагогика рассматривает семью как фундаментальную социальную ячейку общества, а "главной, центральной" ее функцией считает воспитание детей В последнее время государство также начинает уделять внимание проблемам семьи. В "Плане действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы" Министерства образования РФ в ежегодный государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации " ввели раздел "Роль семьи в воспитании детей". В этой Программе декларируется повышение социального статуса семьи в российском обществе, ее роль в воспитании детей.

Однако в реальной жизни продолжается снижение воспитательного потенциала семьи в российском обществе. В современных условиях коммерциализации культурно-досуговых учреждений, сокращения числа внешкольных учреждений, отсутствия необходимой инфраструктуры в сельской местности, в районах городских новостроек роль семьи в воспитании должна возрастать. К сожалению, наблюдается иная картина. Растет детская беспризорность. Во многих семьях дети предоставлены самим себе. В лучшем случае родители надеются на государственные и общественные институты, деятельность которых связана с воспитанием (образовательные учреждения, творческие объединения с техническим, художественным, спортивным и т.п. уклоном). Достаточно часто, особенно в последние годы, ребенок оказывается брошенным при формальном наличии семьи, попадает в антикультурную, антипедагогическую среду, формирующую бездуховность, которая проявляется в асоциальном поведении, алкоголизме, наркомании, суициде.

Особенно явственно тенденция к снижению воспитательной роли семьи проявила себя в 90-е годы прошлого века. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. В основе объективных причин лежит обнищание большинства российских семей в результате социально-экономических преобразований в стране, социальный пессимизм в обществе, ощущение многими его членами потери смысла жизни, недоверие к властям, стремление к самоизоляции от окружающего мира, ограничение в коммуникативном общении. Этими объективными факторами порождены некоторые субъективные причины. Низкий материальный уровень и депрессивное состояние общества детерминируют неблагополучный климат в семье, бездушие, отсутствие взаимопонимания между родственниками. Кроме того, есть субъективные факторы, обусловленные уровнем культуры всего общества. Так, многие родители не могут отказаться от авторитарного стиля в отношениях с детьми и принять антропологическую воспитательную модель с либеральными, демократическими взаимоотношениями в семье. Причиной этого может быть низкий культурный уровень самих родителей, ограниченность жизненных интересов, что вызывает падение их авторитета в глазах детей [5].

К негативным тенденциям следует добавить неуклонный рост разводов, увеличение числа неполных семей, что затрудняет выполнение родителями педагогических функций. Л.А. Беляева справедливо подмечает еще один фактор, негативно влияющий на воспитательную роль семьи: уменьшение количества детей в семье, что ведет к обеднению социально-коммуникативных связей ребенка [3, с. 11].

Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Большинство ученых считают, что дети 7-12 лет ежедневно нуждаются в свободной двигательной активности в течение 3-4 ч или по крайней мере в получасовой нагрузке с частотой сердечных сокращений 150 уд/мин. Для подростков несколько иные нормы: свободная двигательная нагрузка может быть немного меньшей (около 1,5 ч), зато интенсивная активность - на уровне 45 мин при ЧСС 150 уд/мин. По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, каждый школьник должен дома выполнять утреннюю гимнастику в течение 10-15 мин и физкультминутку - 10 мин [5].

Для дошкольников и младших школьников гораздо веселее, приятнее, интереснее и полезнее провести зарядку вместе с родителями. Представляется, что проведение совместной с родителями физкультминутки в той или иной форме будет интересно школьнику любого возраста, а также полезно самим родителям.

Состояние семейного физического воспитания во многом зависит от активности занятий физической культурой родителей. Вместе с тем согласно исследованиям Ю.П. Галкина активность в занятиях физическими упражнениями у бездетных работников промышленных предприятий вдвое выше, чем у тех, кто имеет от одного до трех детей [7].

Народная физическая культура традиционного общества представляла собой синкретное образование, в котором различные компоненты были тесно связаны между собой. В частности, в народной педагогике физической воспитание осуществлялось параллельно с трудовым, патриотическим, нравственным, экологическим, эстетическим воспитанием. Народная физическая культура играла существенную роль в социализации личности. Семья и родственники представляли собой социальные группы, осуществляющие первичную социализацию путем непосредственного воздействия на ребенка [9]. Отец, старший брат или другой родственник мужского пола готовили из маленького мальчика сильного телом и духом мужчину (воина, отца, кормильца семьи), а мать или какая-то другая старшая родственница были в ответе за телесное и морально-нравственное формирование будущей матери, жены, хозяйки и т.д.

В наше время уже нет былого строгого гендерного разделения (т.е. на мужское и женское) в воспитании. В этом есть и отрицательный момент. Определенный инфантилизм многих современных мужчин и недостаток женственности у ряда представительниц прекрасного пола во многом объясняются усредненным, "бесполым" воспитанием. Вместе с тем совместное обучение мальчиков и девочек, общие занятия на уроках физической культуры в детском саду, в школе, в специальном учебном заведении позволяют впоследствии быть для своих детей первоначальными наставниками физического воспитания независимо от пола ребенка. Всем известен факт, что в спортивную школу хоккея будущего великого вратаря сборной команды Советского Союза Владислава Третьяка привела его мама.

Народные традиции семейного физического воспитания в "чистом" виде сохранились лишь у некоторых этносов, живущих в первобытно-общинных условиях (отдельные племена Африки, Азии, Южной Америки, Океании) или в условиях, приближенных к первобытно-общинным в силу климатических и профессиональных факторов (народы Севера, кочевые народности Африки, Азии и т.д.). В цивилизованном мире ратовать за развитие традиционных народно-национальных форм воспитания бессмысленно. Речь идет о том, чтобы возрождать семейное физическое воспитание как традицию, только в современных условиях. В этом случае можно говорить о том, что, как во времена традиционного общества, физическое воспитание будет осуществляться параллельно с другими видами воспитания.

Для того чтобы выявить, какие традиции семейного физического воспитания можно обнаружить в современных семьях, мы провели анкетирование 500 школьников и студентов. Среди них: 255 учеников 10-11-х классов (гимназия "Индра" и школа № 151 г. Екатеринбурга, школа № 9 г. Красноуфимска Свердловской области, школа села Приданниково (пригород г. Красноуфимска) и 245 студентов 1-3-х курсов вузов г. Екатеринбурга (Уральский государственный политехнический и Уральский государственный педагогический университеты, Уральский финансово-юридический институт). Из 7 вопросов один относился к нашей проблеме. Оказалось, что респонденты, будучи детьми, проводят (проводили) вместе с родителями:

- утреннюю гимнастику - 28 чел. (5,6%);

- утреннюю пробежку - 40 чел. (8,0%);

- водные и другие процедуры - 54 чел. (10,8%);

- туристические походы - 141 чел. (28,2%);

- семейные соревнования - 18 чел. (3,6%);

- смотрели по телевизору спортивные соревнования - 198 чел. (39,6%);

- посещали спортивные соревнования - 86 чел. (17,2%);

- ходили на каток, в лес на лыжах, купаться на водоем и т.п. - 37 (7,4%).

На пункт "традиции отсутствуют" ответили 149 респондентов, т.е. 29,8%. Кроме того, 33,0% респондентов вместе с родителями только смотрят (смотрели) по телевизору спортивные передачи, а 14,4% - лишь посещают (посещали) спортивные соревнования в качестве болельщиков. С учетом этих двух "пассивных" традиций мы выявили 77,2% семей, где дети дома вообще не занимались активно физической культурой.

С одной стороны, радует факт, что в 141 семье дети ходили в туристические походы вместе с родителями, но в то же время 88,6% из них это делали "реже, чем один раз в 2 недели". Отсюда напрашивается вывод, подтверждающий нашу гипотезу: регулярные занятия активными формами физической культуры в исследованных семьях практически отсутствуют. Необходимо уточнить: подавляющее количество родителей наших респондентов принадлежит к интеллигенции. Мы предполагаем, что в семьях, где родители малообразованны, картина будет еще менее утешительной. На эту мысль наводят исследования А.В. Царика, показывающие, что абсолютное большинство лиц, занимающихся высокоинтеллектуальным трудом (92 %), убеждены в существовании тесной взаимозависимости между физической и духовной культурой, причем 62% из общего числа опрошенных считают, что чем выше уровень духовной культуры человека, тем выше его культура физическая [11].

Семейное физическое воспитание в наши дни можно осуществлять в следующих формах:

- совместные занятия утренней гигиенической гимнастикой (зарядкой);

- домашние физкультминутки в форме комплексов основной или силовой гимнастики, упражнений на гибкость, осанку и т.п.;

- закаливание детей в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей;

- обучение первоначальным двигательным и спортивным навыкам: плаванию, гребле, передвижению на лыжах, коньках, спортивным играм (футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, бадминтону, лапте, городкам и т.п.), настольным играм (шахматам, шашкам и т.п.);

- занятия под руководством старших родственников элементами основной гимнастики, упражнениями атлетической гимнастики на домашних тренажерах и т.п.;

- организация выходных дней на природе, посвященных физкультурно-спортивным мероприятиям

(катание на коньках, на лыжах, на лодке; на велосипеде; купание и плавание в открытом водоеме; туристические походы; спортивные игры за городом между семьями в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, лапту, городки и т.п.);

- походы с родителями на соревнования в качестве болельщиков;

- совместные просмотры по телевизору спортивных соревнований;

- обсуждение семьей итогов выступления сборных команд России на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

Семейное воспитание, по мнению В.Д. Семенова, возможно только при взаимодействии душ родителей и детей [10].

Академик А.С. Белкин утверждает, что общение с родителями - "главная потребность ребенка". При этом он ссылается на английского психиатра Д. Боули и американского психофизиолога Н. Миллера, которые указывают на негативные изменения в психике и характере, вплоть до склонности к асоциальному поведению, детей, оторванных от родителей, особенно от матери. Далее автор обращается к родителям: "С ребенком необходимо играть!" [11]. Если учесть, что физические упражнения по своему характеру сильно напоминают игру (кстати, на заре теории физического воспитания всякую физкультурно-спортивную активность называли игрой), призыв академика можно перефразировать как "с ребенком надо вместе заниматься физкультурой".

Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Чехословацкие ученые установили, что семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями [1].

Пикники с физкультурно-спортивным уклоном - это не только способ реализации семейного физического воспитания и оздоровления детей, не только форма разумного, полезного и приятного досуга, это еще и экологическое воспитание, возможность общения с природой, познания своего края, знакомство с его растительным и животным миром, это дополнительная возможность развить эмоционально-эстетическую, познавательную, этическую, гуманистическую сферы личности ребенка.

Совместные походы на стадион, каток, трек, бассейн и другие спортивные сооружения в качестве болельщиков, а также просмотры спортивных соревнований по телевизору погружают ребенка в увлекательный мир спорта с его эстетикой человеческого тела в движении, эмоциональным накалом, азартом спортивной борьбы, способствуя тем самым вовлечению его в этот вид человеческой деятельности в качестве активного участника, а присутствие родителей с их авторитетом усиливает данное воздействие. Все перечисленные выше сферы личности ребенка (эмоционально-эстетическая, познавательная, этическая, гуманистическая) также испытывают нагрузку. Результат же во многом зависит от окружающих взрослых, в первую очередь - от родителей. Речь идет об их поведении, форме, содержании комментариев и т.д.

Семейные просмотры спортивных передач по телевизору и их обсуждения могут способствовать закладыванию основ гражданского, патриотического, интернационального и поликультурного воспитания, особенно если приходится "болеть" за сборную команду России. Чувство сопричастности к успехам или поражениям своей страны, гордости за свой народ должно сочетаться с уважением к соперникам, представителям других рас, национальностей и культур. Корректные комментарии взрослых по следам выступлений наших спортсменов могут способствовать воспитанию истинного патриота своей страны, уважающего свой народ, но в то же время - человека планеты Земля, на которой люди должны жить в дружбе, добрососедстве, согласии, т.е. так, как это заложено в традициях большинства народов мира.

Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и т.п., с одной стороны, безусловно повысят у детей престиж собственной деятельности, а с другой - поднимут авторитет родителей в глазах своих воспитанников. Но для этого сами родители должны по своей физической подготовленности и двигательным умениям и навыкам хотя бы минимально соответствовать уровню тех игр (состязаний), в которых они участвуют. Если этого нет, можно выступить в качестве судьи, что также является народной традицией.

Для возрождения традиций семейного физического воспитания необходимы не только минимальная физическая подготовка, но в еще большей степени - физкультурное образование самих родителей, предполагающее набор знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования средств физической культуры с целью рационального воздействия на него. Если у родителей не сформировался определенный минимум физкультурной образованности во время обучения в школе, вузе, если они не занимались в этом аспекте самообразованием , специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и в школах, следовало бы оказать им помощь.

Огромный вклад в популяризацию семейного физического воспитания могут сделать СМИ, особенно телевидение. В 1975 г. по ЦТ начали показывать передачи Ленинградского телевизионного объединения "Горизонт" под названием "Папа, мама и я - спортивная семья". По всей стране стали проводить соревнования по лыжам, легкой атлетике, многоборью ГТО, даже по горным лыжам (Москва), в которых соревновались семьями. К примеру, в Нарве в 1976 г. на стадионе "Кренгольмская мануфактура" соревновались 11 семейных команд в многоборье, требующем проявления разнообразных физических качеств и двигательных навыков.

Итак, наши исследования показывают, что сегодня традиции семейного физического воспитания, столетиями жившие в народной культуре, практически утрачены. Представляется, что возрождение этих традиций в современных условиях не только имеет значение для укрепления здоровья подрастающего поколения, его физического развития и физической подготовки, но также может способствовать профилактике негативных явлений среди детей и подростков, формированию их как личностей , укреплению семейных ценностей. Решение этой проблемы возможно только усилиями всего общества и с помощью соответствующих государственных структур.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СЕКЦИЯ Спорт в моей семье

Семейные традиции в формировании

спортивных интересов детей и

здорового образа жизни

Выполнила: Крюкова Наташа,

учащаяся 6-А класса, МБОУ СОШ № 122

Красноглинского района, г.о.Самара

Ионова Людмила Павловна,

учитель физической культуры

1.1. Физическая культура как средство сохранения здоровья. 5

1.2. Активный отдых в нашей семье……………. 6

1.3. Спортивные традиции нашего класса . 7

Глава 2. Практическая работа . 8

2.1. Результаты опроса учащихся 6-х классов. 9

2.2. Сравнительный анализ ….…………………. …………….……….. 10

2.3. Изучение семейных спортивных традиций……………….………..11

3.1. Рекомендации учащимся и родителям. 12

3.2. Предложения для администрации школы………………………….. 14

Список литературы. 16

Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это то, что переходит в семье от одного поколения к другому; это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостной и интересной.

Быть здоровым – естественное стремление человека. Каждый человек хочет быть здоровым и сильным, смелым и выносливым. На человека воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают отрицательное влияние. К ним можно отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режим питания, недостаток двигательной активности, недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, наследственность, вредные привычки.

Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся является слабое здоровье. От общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и успеваемость.

Ученые определили, что состояние здоровья человека больше всего – на 50% зависит от образа жизни, а остальные 50%: от экологии -20%, наследственности - 20%, медицины - 10%. В свою очередь в здоровом образе жизни основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из 50%.

Как сохранить и укрепить здоровье учащихся? Что влияет на здоровье?

Почему многие учащиеся часто пропускают уроки по болезни? Эти вопросы интересуют многих, в том числе и меня.

Проблему: снижение двигательной активности учащихся я хочу проследить на примере активности родителей моего класса.

Цель работы :

Показать значение семейных спортивных традиций в формировании спортивных интересов и здорового образа жизни детей.

1. Изучить занятость учащихся моего класса в спортивных секциях;

2. Проанализировать каким образом семья способствует формированию устойчивого интереса ребёнка к физической культуре и спорту;

3. Подготовить рекомендации для учащихся и их родителей о способах сохранения здоровья, организации активного досуга и спортивном выборе

4. Предложить администрации школы мероприятия по организации спортивных мероприятий совместно с родителями.

Методы исследования:

1. Изучение литературных источников;

2. Опрос (анкетирование) учащихся по изучаемым вопросам;

3 Анализ опроса учащихся

Глава I

1.1. Физическая культура как средство сохранения здоровья.

Физическая активность человека – главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое, универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте. Однако общее состоит в том, что физическая активность абсолютно необходима ребенку, взрослому и пожилому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма.

Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент здорового образа жизни. Она представлена в нем в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также других видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.

1.2. Активный отдых в нашей семье.

Активный отдых (англ. Active leisure ) — способ проведения свободного времени, разновидность хобби, в процессе которого отдыхающий занимается активными видами деятельности, требующими активной физической работы организма, работы мышц, всего тела. Активный отдых чаще всего предполагает непрофессиональное занятие какими-нибудь видами спорта.

С раннего возраста мои родители делали всё возможное и невозможное, чтобы у всех членов семьи были свои собственные коньки, лыжи, мячи, велосипеды, принадлежности для плавания, своя собственная удочка и все сопутствующие отдыху атрибуты.

Накануне выходного, мы садимся за семейным столом и обсуждаем, как будем проводить приближающиеся выходные или праздники, затем приступаем к сборам.

Наш семейный досуг всегда разнообразен, оставляет много ярких незабываемых впечатлений.

В нашей семье крепки традиции активного отдыха:

Катание на коньках;

Лето, весна и осень:

Выезд на природу с ночёвкой,

Плавание в открытых водоёмах,

Работа на свежем воздухе в огороде и на даче.

1.3. Спортивные традиции нашего класса.

Я учусь в 6А классе, в средней образовательной школе №122 г.Самара.

Наш класс – это большой и дружный коллектив родителей и детей. Тридцать одна пара любопытных глаз и быстрых ног, из них 14 мальчиков и 17 девочек.
Мы так похожи и в то же время так отличаемся друг от друга. Знаем, с кем лучше учиться, а с кем - отдыхать, кем можно восхищаться и гордиться, а кто не бросит в беде никогда. Наш класс очень способный. Мы любим не только русский, математику и точные науки, но очень любим физкультуру.
В нашей школе часто проводят различные игры и соревнования, в которых участвуют все ученики школы. Мы тоже любим в них участвовать, особенно в спортивных и военных.


Спорт необходим в нашей жизни, также как еда, вода и воздух. Во-первых, спорт – это здоровье и продление длительности жизни. Даже несколько упражнений в день укрепят наши мышцы, кости, суставы, и мы можем избежать различных травм, переломов, растяжений и ушибов. Утренняя зарядка, физкультура укрепят не только наше сердце и наши легкие, но и положительно повлияют на умственное, физическое, психическое развитие. Во-вторых, спорт - это энергия, бодрость во всем организме, отличное настроение на целый день, веселый смех и радость, особенно, если занимаешься спортом всей семьей, так как совместная деятельность сплачивает и укрепляет дружеские отношения в семье. И когда ты бодр и энергичен, то и дела идут на лад. В-третьих, спорт - это красота, стройность, подтянутость, сила, выносливость и т.д., перечислять можно очень долго. Спортивный человек - красивый человек, это счастливый человек. А если люди говорят о счастье, значит они желают друг другу здоровья.

Актуальность проекта обуславливается тем, что, что в настоящее время происходит постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным морально-волевым качествам человека. Занятия спортом – состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям. Безусловно, спорт – это явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, рождаемых успехами и не удачами. Спорт – это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Здоровый спортивный образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявления организма и личности человека.

Проблема исследования. В последнее время я замечаю, что уровень здоровья у многих учеников снижается, потому что школьники засиживаются у телевизора, телефона и компьютера, стали менее подвижные и, к сожалению, не во всех семьях принято заниматься спортом. Им очень хочется прожить всю свою жизнь без болезней. Но что они для этого делают? Многие принимают огромное количество разных таблеток, витамины, стараются есть только полезную пищу, либо садятся на диеты. Но самого главного они не делают – не занимаются спортом!

Цель проекта: углубить знания обучающихся в области физического воспитания, в значимости занятий спортом всей семьей. Рассмотреть и определить значение семейного спорта, поделиться со сверстниками знаниями о пользе занятий спортом всей семьей.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

- составить план реализации проекта;

- раскрыть значение физического воспитания в нашей жизни;

- охарактеризовать роль семьи в физическом воспитании детей;

- проанализировать виды спорта, полезные для всех членов семьи, и то, как возродить традицию заниматься спортом всей семьей.

Объект исследования: физическое воспитание.

Предмет исследования: спорт в семье, как средство физического воспитания.

Гипотеза: Предположим, что в плотном графике работы родителей и при занятости детей в школе, кажется, практически невозможным найти свободное время для общих занятий спортом. Однако, сделать это просто необходимо, хотя бы в выходные дни, потому что занятия спортом всей семьей прямо отражаются не только на настроении, но и на здоровье.

Практическая значимость: данного проекта определяется возможностью изучения семейного спорта - каким он должен быть; выяснить, каким образом занятия спортом всей семьей влияют на физическое воспитание; систематические занятия физическими упражнениями способствуют увеличению резервов организма.

Методы исследования:

1.Основная часть

1.1. История развития физического воспитания на Руси

Возникновение физических упражнений у народов Древней Руси относится к первобытному обществу. В первобытном обществе физическое воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако существовали уже и специальные формы такого воспитания, превратившиеся со временем в ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации [3., С.15-16].

В первобытных родовых общинах подростки, достигшие 14 лет, проходили специальную физическую подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготавливать орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Данный этап подготовки завершался обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были доказывать свою физическую зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека.

Из древних времен до наших дней существовала традиция – родители обучали своих детей верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья, плаванию, борьбе и другим видам физических упражнений. Немаловажное место в воспитании молодежи занимали охота и игрища. В процессе охоты приобретались необходимые в жизни и быту качества - сила, выносливость, ловкость, смелость, решительность, смекалка. [1., С.19].

Таким образом, история развития физического воспитания подрастающего поколения уходит к первобытному обществу, и большая роль в данном направлении отводится семье.

1.2. Значение физического воспитания для человека

Физическое воспитание заключается в слиянии умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания и обеспечивает многостороннее развитие человека. Причем все выше перечисленные стороны общего процесса воспитания в определенной мере, являются частью и в самом созданном надлежащим образом процессе физического воспитания.

Основной целью физического воспитания человека является развитие физической культуры личности, то есть того аспекта общей культуры, которая может помочь реализовать его духовные и биологические возможности. Как это не странно, но уже с первых дней, после нашего рождения, начинается наше физическое развитие [8., С.47-48].

На данный момент, тема физического воспитания приобрела большое распространение, и к основным значениям физического воспитания относят:

- физическое развитие личности, создают предпосылки для полноценной умственной работы или деятельности;

- интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил;

- болезнь человека и отсутствие физической закалки снижает эффективность умственной деятельности, поэтому многие люди сочетают умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активно занимаются спортом;

- физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производственном труде, преодолении большой физической нагрузки и меньше утомляться [1., С.79].

Для того, чтобы формирование физического воспитания было правильным, необходимо заниматься спортом, так как именно занятие физическими упражнениями и спортом способствуют формированию силы духа, нравственности, требовательности к себе, укрепление воли и т.д. Главной особенностью физического воспитания является то, что оно способно регулярно формировать двигательные навыки и умения, а также направленно развивает физические качества человека, которые в совокупности решают и определяют его физическую дееспособность.

Итак, сущность физического воспитания заключается в решении таких задач, как:

- систематическое поддержание правильного физического развития и укрепление здоровья;

- формирование двигательных навыков и умений;

- овладение физическими и спортивными навыками;

- развитие определенных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость, ловкость);

- воспитание в себе нравственных качеств (решимость и смелость, организованность и дисциплинированность, настойчивость и упорство);

- формирование эстетических качеств, которые должны использоваться ежедневно (быстрота двигательной реакции, походка, осанка);

- выработка привычки к постоянным занятиям физической культурой и спортом [8., С.103].

Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью ее совершенствования. Главными средствами физического воспитания являются:

- гигиенические факторы. Гигиенические факторы – это факторы, включающие в себя режим, питание общественную и личную гигиену и т.п.;

- физические упражнения. Физическое упражнение – это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. Выделяют следующие виды упражнений: скоростно-силовые упражнения, которые характеризуются мощностью максимальных усилий (прыжки, поднимание штанги, спринтерский бег и т.п.); упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.); упражнения, требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду и т.п.); упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях перемененных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, спортивные игры и т.п.);

- оздоровительные силы природы. Оздоровительные силы природы – это силы, оказывающие существенное влияние на занимающихся из окружающей среды и способствующие грамотному выполнению физических упражнений. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека [5., С.39].

Таким образом, физическое воспитание, как часть здорового образа жизни, используется во всех сферах человеческого общества и осуществляется в разнообразных формах, которые связаны между собой, являясь дополнением друг друга.

1.3. Виды спорта, полезные для всех членов семьи

Какими видами спорта можно заниматься всей семье? Таких видов очень много, например:

- пешие прогулки и походы. Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

Походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.

Длительная прогулка требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит радость;

- плавание. Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Овладение навыками плавания зависит от индивидуальных особенностей человека;

- лыжные прогулки. Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор и т.д.;

- катание на коньках. Катание на коньках стимулирует двигательную активность школьников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение;

- езда на велосипеде. Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У человека развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость;

- бег. Еще древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым - бегай!

Хочешь быть красивым - бегай!

Хочешь быть умным - бегай!

Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей.

Бег – это одно из важных для здоровья движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Умение быстро и ловко бегать помогает человеку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека [2., С.127].

Таким образом, видов спорта очень много, которыми можно заниматься всей семьей, их и не перечислить все, так как в каждой семье свои любимые виды спорта.

Вот уже многие годы живет в нашем поселке Первомайский семья Сидоровых. Большинству любителей спорта эта семья хорошо знакома.

В августе 1975 года по распределению приехала работать тренером-преподавателем по легкой атлетике в Дом Спорта Валентина Бочарова. В итоге осталась здесь навсегда. 28 лет в Доме Спорта и 5 лет в школе № 15- это ее трудовой стаж.

На соревнованиях по летнему многоборью познакомилась с Сергеем Сидоровым. Он представлял г. Алексин. Сергей окончил Коломенский Педагогический институт, факультет физвоспитания, с отличием и работал тренером-преподавателем по плаванию в ДЮСШ. Сильный многоборец, неоднократный призер городских и областных соревнований, он любил лыжи выступал за сборную. Так образовалась семья Сидоровых.

В 1987 году в семье родилась долгожданная дочка Машенька, которая рано приучилась к спортивному образу жизни своих родителей. Девочка практически выросла в Доме Спорта, где ее опекали все, кто был свободен. Родители или участвовали в соревнованиях, или их проводили. Маша в три года начала ходить в бассейн, а в первом классе уже серьезно стала заниматься плаванием под руководством Н.Н. Сизаря.

Занятие плаванием, воскресные прогулки на лыжах, катание на коньках укрепило здоровье Маши. Она росла крепким ребенком и мало доставляла хлопот в этом плане. А в остальном была как все дети – озорная подвижная, но очень ответственная. Уроки были на первом месте, ведь училась в начальной школе у М.М. Пономаревой, а это очень строгая и принципиальная учительница – особо не забалуешься.

Так и проходили дни в заботах радостях и конечно как у каждой семьи были и огорчения. Жизнь их подкидывала.

Если верить исследованиям отечественных и зарубежных специалистов, которые сводятся к тому, что

50% здоровья гарантирует рациональный стиль жизни,

20% экологическое состояние среды проживания,

20% определяется наследственностью, то есть биологическими генами, которые принято считать главными виновниками болезней,

10% здоровья может обеспечить медицина

Как видно, что существенным фактором здоровья является образ жизни. Из всего этого следует, что в семье Сидоровых их дочь, ну никак не могла стать музыкантом, и все сводилось к тому, что ее ожидает спортивное будущее.

По окончанию Машей первого класса, их семья принимала участие в областных семейных стартах в селе Спасское Новомосковского района. Когда корреспондент начал спрашивать у детей, кто в их семьях самый сильный, то Маша быстро нашла, что ответить: Это я. Впоследствии это подтвердила сама жизнь.

После Спасского пришлось представлять Тульскую область на спартакиаде трудящихся Российской Федерации в г. Москве. Родители выступали как в отдельных видах спорта, так и в семейных стартах по плаванию, где успешно заняли 5-ое место. При всем притом, что разница в возрасте детей составляла 5 лет, 1-ый и 7-ой класс. Маша достойно проплыла свои 25 метров.

Маша очень серьезно начала увлекаться лыжными гонками, с первого занятия и до последнего вела спортивный дневник. Это 5 общих тетрадей, где отражена вся ее жизнь. Успех на областных соревнованиях, она не однократная победительница, сопутствовал победам и на Республиканских. Выполнила норматив Кандидата спорта, очень хотела выполнить Мастера.

Время шло. Уже Тульская область стала мала этой девочке. Ее пригласили в Москву – училище олимпийского резерва, что в Крылатском, ведь она уже выигрывала и Московские соревнования, а в 15 лет стала двукратной победительницей Первенства России. Очень трудно было заниматься в школе№16 и заниматься в ДЮСШОР г. Москвы. Родители приняли решение, 11 класс Маша поедет заканчивать в училище Олимпийского резерва. Этот год оказался самым напряженным. Поездка в США в г. Солт Лейк Сити на юношеские игры в составе сборной Москвы, по приезду из Америки Спартакиада учащихся в Челябинске, первенство России в Татарстане, соревнования в Сыктывкаре, в Мурманске и все это было стремление выполнить мастера спорта. Но ей это сделать не удалось. Сдала успешно экзамены за 11 класс, начались летние сборы. Её включили в национальную молодежную команду России, и все шло к тому, что она заявит о себе как о большой лыжнице, прославит наш город. Но жизнь оказалась очень жестокой. Большие нагрузки привели к трагедии.

Так сложилось в этой семье, что их спортивные традиции не оборвались. Марина Бочарова – дочь брата Валентины Васильевны, сейчас работает в Оргкомитете Олимпиады Сочи-2014 г. является организатором этой Олимпиады. Вот и тянется ниточка от Москвы до Сочи.

Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботы, внушаемый каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье и о собственном благосостоянии.

Читайте также: