Доклад внутришкольная система оценки качества образования в школе

Обновлено: 02.05.2024

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие современным требованиям государства и общества.

Как известно, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса.

Значит, при создании системы оценки качества образования, необходимо рассматривать весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Также важно оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников. Учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию. Говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.

  • образовательные результаты учащихся;
  • условия;
  • реализацию образовательного процесса, включая образовательные программы, качество деятельности учителя.

Термин “качество” с философской точки зрения понимается как наличие существенного признака, свойства, которое отличает один предмет от другого.

Качество образования – это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствия потребностям общества, государства и личности.

Основной смысл содержания понятия “качество образования” можно отразить при помощи следующей схемы.

Образовательная организация, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, должна сформировать собственную систему оценки качества, а это потребует отработанной критериальной и инструментальной базы. Данная потребность и определяет необходимость формулировки нормативного основания для построения модели внутришкольной системы оценки качества образования.

В 2013 году на базе лицея была открыта инновационная площадка по теме “Модель внутришкольной системы оценки качества образования на основе компетентностного подхода”. Сегодня можно говорить о модели созданной в лицее по оценке качества образования.

Цель построения школьной системы оценки качества образования:

- создание школьной системы в оценке качества предоставляемых образовательных услуг;

- формирование прозрачной, объективной и независимой картины результатов обучения.

  • объективность, обеспечиваемая единой системой критериев и показателей оценки;
  • полнота информации, реализуемая за счет системности работы в соответствии с планом;
  • реалистичность, определяемая нормами и показателями качества образования, их социальной и личностной значимости;
  • открытость и прозрачность процедур оценки качества образования.
  • деятельность образовательной организации и качество условий реализации образовательных программ;
  • личностные достижения учащихся и качество образовательных результатов;
  • компетентность педагогических работников и качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в образовательной организации.

Субъектами системы оценки выступают: администрация, службы сопровождения, педагоги, учащиеся.

В модели представлены основные направления организационно-педагогического сопровождения образовательного процесса:

- медико-психологическое сопровождение, которое направленное на развитие способностей, необходимые для успешного продвижения к цели, поставленной самим обучающимся, для обретения личностных смыслов его деятельности и укрепление его физического здоровья;

- научно-методическое сопровождение, которое направленное на преобразование педагогического коллектива в коллектив, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху и личностному росту каждого члена коллектива через систему повышения квалификации;

- система стимулирования педагогического труда, она призвана оценить и поощрить инновационную активность, достижение результатов педагогического труда.

В качестве структурных единиц внутришкольной системы оценки качества нами были выделены следующие службы:

- Служба контроля качества,

- Служба методического сопровождения образовательного процесса,

  • создание и разработка нормативно-методического обеспечения управления качеством;
  • мониторинг показателей качества.

Данная служба координирует работу всех подразделений образовательной организации и обобщает опыт деятельности различных структур. Организационное управление работой Службы качества возложено на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

  • обеспечение благоприятных условий для развития всех субъектов образовательного процесса,
  • обеспечение сохранения психического, нравственного и соматического здоровья и формирования здорового образа.

Служба методического сопровождения образовательного процесса главным образом связана с программно-технологическим обеспечением образовательного процесса.

  • организация работы по подготовке к лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в образовательной организации;
  • организационно-методическое обеспечение процесса обучения.

Руководство возложено на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

  • распределение финансовых ресурсов для обеспечения образовательного процесса;
  • контроль за их целевым использованием.

Кроме этого, Служба проводит обоснование и расчеты по стимулированию труда учителя. Уровень творческой самореализации учителей в профессиональной деятельности является самостоятельным предметом исследования, так как является одним из факторов, влияющих на результаты образования.

  • целевой компонент (цель);
  • содержательный компонент;
  • организационный компонент.

В описании модели представлено описание и технологий для проведении оценки качества образования. Под технологиями мы понимаем специально организованные процедуры, которые позволяют измерить, проанализировать и зафиксировать качество образования.

Кроме того, при описании модели нами определен комплекс показателей и индикаторов оценки качества образования, например при оценке коммуникативной компетености обучающихся индикатором является - умение общаться, вести диалог, методика расчета данного индикатора – специальные наборы контрольных ситуаций.

Организационную структуру всей системы оценки качества образования в лицее можно представить следующим образом:

Объекты оценки системы качества

Объект Критерий Показатель
Качество образованности ученика 1. Уровень здоровья и здорового образа жизни

2. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности

3. Уровень развития, готовность к жизни в социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями

4. Уровень обученности

2. Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности

3. Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация

2.Владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества

3.Своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок.

4. Качественное выполнение должностных обязанностей

3. Информационная грамотность

2. Участвует в диссеминации передового педагогического опыта

3. Имеет высокий процент качества успеваемости (не ниже 60%)

4. Ученики – участники и победители предметных олимпиад

5. Имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах

6. Участвует в конкурсах профессионального мастерства

7. Занимается научно- исследовательской деятельностью

8. Участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях

9. На высоком уровне проводит внеклассные мероприятия, предметные недели, факультативы.

10. Использует в своей деятельности ИКТ

2. Использование активных форм, методов, приемов обучения

Чтобы быть сегодня конкурентоспособным, надо стать уникальным и неповторимым. Необходимы изменения в учебном процессе и образовательной среде, окружающей обучающих, которые можно зафиксировать. Образование – это и результат, и процесс, в ходе которого формируется личность. В современных условиях и то и другое следует отслеживать и оценивать.

Литература.

1.Журнал “Управление школой” , январь 2014 г.

2. Журнал “Управление школой” , январь 2015 г

3. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. – М., 1996.

4. Концепция оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования.

5. Формирование школьной системы оценки качества образования. Сборник методических материалов. МБУ “СЦОКО”, 2011.

развития внутренней системы оценки качества образования.

  1. Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования
  2. Приложения
  3. Использованные источники информации
  1. Общая информация
  1. Цель и задачи создания системы оценки качества образования

При формировании школьной системы оценки качества образования возникло три проблемы:

  • определение подходов к построению школьной системы оценки качества образования;
  • формирование внутришкольной организационно-правовой базы для создания школьной системы оценки качества образования;
  • определение критериев, показателей и индикаторов для получения объективной и достоверной информации о качестве образования в школе.

В процессе определения подходов к построению системы оценки качества образования нам необходимо было ответить на следующие ключевые вопросы:

  • C какой целью будет использоваться создаваемая система? Что будет оцениваться?
  • Насколько объективными, надежными и обоснованными будут результаты? Возможна ли их интерпретация?
  • Какие выводы могут быть сделаны на основе этих результатов?
  • Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки инструментария и проведения оценки?
  • Как использовать полученные результаты для управления качеством образования на ступени начального общего образования?

Цель создания системы оценки качества образования: управление успешным развитием образовательной системы школы, через принятие своевременных и эффективных управленческих решений на основании объективных данных о состоянии системы образования в школе и соответствия ее государственной политике и потребностям участников образовательного процесса.

Характеристика образовательной системы как объекта управления

В школе организовано целостное пространство для образования и развития младшего школьника, физически и психически здоровой личности, обладающей внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой и полезной деятельности, к самоорганизации развития своих возможностей и самоопределению в жизни. Направления развития образовательной системы определены в Программе развития школы и реализуется через проекты:

  • Переход на новые образовательные стандарты.
  • Одаренные дети.
  • Современный учитель.
  • Изменение школьной инфраструктуры.
  • Формула здоровья.
  • Расширение самостоятельности школ.

По нашему мнению, рост эффективности применения названных технологий связывается не только с соответствующим повышением квалификации учителя, но и со специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.

Учебный план внеурочной деятельности формируется согласно запросам (по результатам анкетирования) родителей и учащихся и с учетом имеющихся в школе ресурсов. Дети идут на внеурочные занятия по выбору в зависимости от своих интересов, в группы для занятий объединяются не только учащиеся одного возраста, но также существуют и разновозрастные группы. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Раздел вариативной части учебного плана внеурочной деятельности позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

За счет часов, отведенных на внеурочные занятия, школа реализует дополнительные образовательные программы, программу духовно-нравственного развития учащихся (Приложение 2).

В школе реализуется сетевая модель организации внеурочной деятельности:

  • ведение внеурочной деятельности по отдельным направлениям учителями школы - 7 часов в каждой параллели за счет ресурсов школы;
  • ведение внеурочной деятельности специалистами дополнительного образования с использованием базы школы или учреждений дополнительного образования - 3 часа МОУ Дополнительного образования Тальменская детская школа искусств, МКОУ ОУ ДОД «Тальменский центр внешкольной работы.
  1. Организационная структура системы оценки качеством образования
  1. Краткое описание системы оценки качества образования

В период становления системы оценки качества образования (2011 год) в школе существовали проблемы: отсутствие модели управления качеством образования, разработанных критериев и показателей и индикаторов качества, конкретных измерителей (оценочных процедур) обеспечения качества. Необходимость разработки СОКО для нашей школы обусловлена следующими причинами:

  • изменение подходов к оценке качества образования на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном;
  • необходимость учёта и сопоставления результатов внешней и внутренней оценки качества образования в школе с целью его корректировки;
  • именно на школьном уровне обеспечивается выполнение социального заказа и удовлетворение образовательных потребностей личности.

Систему оценки качества образования мы рассматриваем как один и компонентов системы управления качеством образования. Основной целью системы оценки качества образования является обеспечение органов управления школы объективной и полной информацией о качестве образования и тенденциях его изменения для принятия управленческих решений на соответствующих уровнях управления функционированием и развитием образования, а также для информирования участников образовательного процесса, населения о состоянии дел в школе в данной области.

Осуществлению этой важной задачи призван способствовать данный проект, который рассматривает модель управления качеством образования как систему, включающую анализ, планирование, организацию образовательного процесса, материально – техническое и научно – методическое обеспечение, и систему мониторинга качества образования, а также принятие по результатам мониторинга управленческих решений.

В основу организации школьной системы оценки качества образования положены принципы:

  • ориентация на потребителя;
  • концептуальная преемственность с РСОКО;
  • лидерство руководства при сохранении государственно-общественного характера управления школой;
  • вовлечение сотрудников;
  • процессно-ориентированный подход;
  • принятие решений, основанное на фактах и данных;
  • направленность на постоянное улучшение качества процессов и результатов;
  • социальное партнерство.

Функции школьной системы оценки качества

  • обеспечение школьного стандарта качества образования как общественного договора между субъектами образовательного процесса;
  • определение критериальной основы, конкретных показателей и индикаторов качества образования в школе;
  • подготовка аналитических отчетов и публичных докладов о качестве образования в школе;
  • разработка и описание оценочных процедур;
  • стимулирование инновационных процессов в школе для поддержания и постоянного улучшения качества образования;
  • определение направлений развития образовательной системы школы, повышения квалификации педагогических работников.

Ориентиры для оценки качества образования:

  • федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Программа развития;
  • образовательная программа начального общего образования;
  • оценочно-критериальная база школы;
  • Положение о системе оценки качества образования в школе, другие локальные акты;
  • нормы, закрепленные в Уставе образовательного учреждения.
  1. Структура системы, взаимосвязь элементов системы

Приоритетами достижения качества образования в школе являются Качество потенциала достижения целей:

  • качество образовательной программы;
  • качество кадрового ресурса;
  • качество материально-технического оснащения.

Качество образовательного процесса:

  • качество технологий;
  • качество мотивации школьников;
  • качество мотивации педагогов.

Качество образовательных результатов:

  • качество освоенных предметных знаний и умений;
  • качество сформированности способов деятельностей (компетентности);
  • качество социального опыта, самореализации и самовыражения.

Критерии и индикаторы качества уровня начального общего образования представлены в Приложении 25

Таким образом, условия для осуществления образовательного процесса, образовательные программы и результаты их реализации рассматриваются как самостоятельные объекты оценки, а как предмет оценки - качество этих объектов.

Управление качеством – планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.

Улучшение качества – процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным школой в области качества образования (в виде показателей и индикаторов).

Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в школе, государственным образовательным стандартам, социальным и личностным ожиданиям учащихся, их родителей, педагогов, общества.

Основные функциональные составляющие системы оценки качества образования:

  • самоконтроль и самооценка обучающихся с использованием информационной среды школы;
  • формирующее оценивание педагогов, которое фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении результатов обучающегося, а не преподавания, дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать образовательный процесс; ориентируется на качественную оценку действий учащихся, работает на улучшение качества обучения, а не обеспечивает основание для выставления отметок;
  • мониторинг индивидуального прогресса обучающихся и отражение его в информационной среде образовательного учреждения;
  • внешняя оценка стартовых и итоговых возможностей обучающихся в рамках общешкольного мониторинга качества образования;
  • экспертиза учебных планов, рабочих программ учебных предметов, других документов и материалов, входящих в состав основной образовательной программы;
  • мониторинг реализации основных образовательных программ уровней образования и внеурочной деятельности обучающихся;
  • экспертиза условий, содержания и результатов деятельности школы, в том числе с привлечением профессионального сообщества и общественности.

Организация работы школьной системы оценки качества образования в первую очередь началась с разработки нормативно-правовой базы, которая создавалась на основе и в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней и представляет собой единый комплекс нормативных документов, регламентирующих нормы и правила функционирования внутришкольной системы оценки качества образования и обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее элементами (Приложение 4).

Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов представляет собой целостную систему управления качеством образования на различных уровнях и включает в себя всех участников образовательного процесса (Приложение 5). Для успешной реализации проекта необходимо, чтобы все его участники знали, какие результаты и к какому сроку они должны получить. Огромное значение для успеха здесь имеет мотивация.

  1. Условия и ресурсы, обеспечивающие функционирование системы

Под организационными условиями обеспечения и управления качеством образования, в общем смысле этого слова, мы понимаем совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достигать тех или иных результатов:

  • наличие высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов (Приложение 6);
  • организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся. Использование в организации образовательного процесса современных технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем;
  • наличие материально – технического и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам (Приложение 7);
  • использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно – методических комплексов, позволяющих выполнять федеральные государственные образовательные стандарты;
  • наличие административной команды, владеющей программно – целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением;
  • наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования;
  • наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования в школе является создание и поддержание комфортной развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Для достижения результатов освоения основной образовательной про­
граммы в ходе её реализации предполагается оценка качества и результативности деятельности педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также определения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Показатели и индикаторы для оценки разрабатываются педагогическим коллективом на основе планируемых результатов и в соответствии со спецификой основной образовательной программы школы. Они отражают динамику образовательных достижений учащихся, в том числе сформированости УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), а также активность и результативность участия учащихся во внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе разновозрастных, проектах, школьном самоуправлении, волонтёрском движении. При оценке качества деятельности педагогических работников учитывается востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и родителями; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих; участие в методической и научной работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства; работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий учащихся, руководству их проектной деятельностью; взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Объектами оценки качества образования являются:

  • образовательные достижения учащихся;
  • профессиональная компетентность педагогов;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • организация образовательного процесса.

Функционирование и взаимосвязь объектов оценки качества образования представлены в Приложении 9.

Создаваемые методы самооценки обеспечивают возможность сбора информации для управления и оценки эффективности организации образовательного процесса и отвечают на следующие вопросы:

  • Каких основных результатов достигла школа?
  • Насколько она соответствует образовательным потребностям и запросам заинтересованных участников – учеников, родителей, учителей, учредителей?
  • Насколько эффективен образовательный процесс?
  • Насколько успешно осуществляется управление школой?
  • Насколько профессиональны руководители и административно – управленческий персонал?
  • Какими ресурсами, условиями и возможностями для улучшения располагает школа?

Ответ на каждый из этих вопросов может быть получен путем оценки качества образования по набору основных направлений. При этом наиболее существенными являются показатели эффективности и тот результат, который деятельность школы приносит ученикам, их семьям, сообществу и педагогам.

Основными критериями отбора индикаторов служат:

  • способность индикатора отражать динамику соответствия стандарту;
  • возможность получать количественные значения индикаторов;
  • наличие для индикатора легитимной процедуры измерения;
  • наличие ясных и признанных единиц измерения для индикатора;
  • валидность индикатора по выбранной характеристике;
  • возможность корректного соотнесения значений индикатора со значениями остальных индикаторов.

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой. Под универсальными учебными действиями мы понимаем способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. При этом актуальным остается вопрос о том, как оценить и измерить то, чему ребенок научился, измерить развитие его способностей. Поэтому перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такими как контрольные и проверочные работы. Программа формирования УУД нашей школы включает систему оценивания в условиях реализации ФГОС. В Программе содержатся ответы на вопросы:

  • Зачем оцениваем?
  • Что оцениваем?
  • Кто оценивает?
  • Каковы инструменты оценивания?
  • Что потом делать с полученными результатами?

Программа мониторинга УУД представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального общего образования. Определяет объект, форму и метод оценки, сроки, периодичность и ответственных за проведение оценки (Приложение 10). На уровне школы выделены приоритетные, значимые для нашего учреждения универсальные учебные действия и определены основные целевые показатели к концу обучения в 1-4-х классах.


В Законе об образовании читаем: качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].

Несомненно, социум требует от школы выпускника знающего, умеющего применять полученные знания на практике, способного учиться и т. п. Родители ожидают от школы того же, плюс хороших результатов на экзаменах и желательно еще лучших отметок.

А что же школа? В современном образовательном комплексе процесс образования начинается с дошкольного уровня. И перед администрацией образовательной организации главной задачей становится построение внутришкольной системы оценки качества от дошкольного до среднего общего уровня образования, которая обеспечивала бы преемственность и была эффективной. И, естественно, такая система не должна касаться только воспитанников и обучающихся, но и в равной степени предусматривать участие педагогических работников.

Работники дошкольных отделений образовательных организаций зачастую не считают свою работу причастной к какого-либо рода качественным показателям. Но от того, насколько подготовленным к школе окажется будущий первоклассник, зависит его успешность, а значит, и качество дальнейшего образования. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), предусматривает оценивание качества условий образовательной деятельности на разных уровнях. Система оценки качества дошкольного образования может быть построена на диагностике развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по программе, внутренней оценке, самооценке организации и внешней оценки образовательной организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка. Для организации диагностики на уровне внутренней оценки образовательной организации и потребуется использование принципа сотрудничества как создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Следует отметить, что практика проведения тематических педагогических советов по преемственности между начальной и основной школы сложилась давно, имеет разработанные требования и методические материалы к проведению такого рода мероприятий, а система проведения педагогических советов воспитателей и учителей нуждается в специальной проработке.

Внутришкольная система оценки качества образования требует постоянного обновления. Это еще один принцип педагогического менеджмента, несомненно, актуальный для современной системы образования. Буквально 3–4 года назад использование проектной и научно-исследовательской деятельности в различных формах образовательного процесса считалось нововведением. На сегодняшний день, с принятием Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию при Министерстве образования Российской Федерации (протокол № 12/16-з от 28 июня 2016 г.), развитие универсальных учебных действий ставит задачей в области проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся организацию взаимодействия педагогов, обучающихся и, в случае необходимости, их родителей по совершенствованию навыков проектной и исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения. В связи с этим всё больше образовательных организаций проектную и научно-исследовательскую деятельность выделяют в отдельный предмет учебного плана и вводят систему внутришкольного контроля по этому направлению.

И, конечно, эффективную, действенную внутришкольную систему оценки качества образования невозможно построить без учета коллективного мнения. Для этого проект внутришкольной системы оценки качества образования должен проходить стадии обсуждения на заседаниях учебно-методических объединений или через другие формы взаимодействия педагогических работников образовательной организации, затем приниматься на общеколлективном заседании. Целесообразно в условиях открытости современного образования привлекать к обсуждению проекта внутришкольной системы оценки качества членов Управляющего совета и членов Совета обучающихся школы, потому что система оценки качества предусматривает оценку степени удовлетворенности образовательным процессом не только в качественных показателях, но и в эффективности управления образовательным учреждением, степени развитости дополнительного образования, платных образовательных услуг и многое другое.

Построение внутришкольной системы оценки качества образования в образовательном учреждении — процесс, требующий подготовленности всех членов коллектива и, в первую очередь, административно-управленческой команды.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, образовательная деятельность, общее образование, система оценки качества образования, начальное общее образование, образовательный процесс, педагогический менеджмент, система оценки качества, Какой первоклассник, Примерная основная образовательная программа.

Автор: Ильина Светлана Юрьевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ СШ № 83
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Модель внутришкольной системы оценки качества образования"
Раздел: полное образование

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования

Кафедра управления образованием

Управленческий проект

Модель внутришкольной системы

оценки качества образования

слушатель курсов повышения

квалификации группы У-11

Ильина Светлана Юрьевна,

заместитель директора по УВР

заведующая кафедрой управления

образованием УИПК ПРО,

к.п.н. В.А. Основина

1. Внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО)… 6

2. Организационная и функциональная структура ВСОКО…………… 8

3. Объекты, базовые показатели (индикаторы) и уровни оценки качества

4. Модель внутришкольной системы оценки качества образования на уровне

Приложение 1 Положение о регламенте функционирования

внутришкольной системы мониторинга и оценки качества образования 28

Сегодня одним из направлений модернизации российского образования

является совершенствование контроля и управления качеством образования.

сформировать общенациональную систему оценки качества образования,

К сожалению, анализ существующей образовательной практики

указывает на то, что оценка качества образования на всех уровнях

образования продолжает сводиться чаще всего к оценке качества обучения.

На протяжении последних лет в научно-педагогическом, экспертном

стоящими перед российскими учеными, по стратегическим направлениям

развития оценки качества образования: внешней оценки индивидуальных

учреждений, оценки эффективности деятельности образовательных систем;

прогресс, по некоторым даже не сформулированы гипотезы исследования.

До недавнего времени в образовательной практике использовалась лишь

внутренняя оценка качества. Желание руководителей иметь внешнюю оценку

введения ЕГЭ для всех выпускников школ.

ЕГЭ является очень важным элементом системы оценки качества

образования, однако, он не дает исчерпывающей информации для управления

необходимы дополнительные данные.

Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности.

соответствия федеральным государственным образовательным стандартам

не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и

оценку качества образовательного процесса. Действительно, для того, чтобы

учреждения, важно, с одной стороны, посмотреть не только уровень знаний в

техническом обеспечении и пр.

Таким образом, при создании системы оценки качества образования,

показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до

учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также

оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных

потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на

здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного

образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов

образовательных учреждений и системы образования в целом.

Создание в общеобразовательной организации системы оценки качества

подходов к пониманию качества образования и процедур, связанных с его

В условиях формирования общероссийской системы оценки качества

образования актуальной и в то же время сложной является

созданию в образовательных учреждениях общего образования внутренней

системы оценки качества образования, согласованной с внешней оценкой

качества образования. Сложность решения данной проблемы обусловлена и

тем, что до сих пор

система оценки качества образования в России в

завершенном виде не разработана:

с ф о рмировано

понимание проблем качества образования и подходов к его измерению;

- неопределенна специфика каждого уровня школьного образования в

общей системе оценки качества образования;

- не разработаны контрольно-измерительные материалы под новые

образовательные результаты, заявленные в федеральных государственных

стандартах общего образования всех уровней.

Участие России в международных исследованиях качества образования

учащихся школ позволил выявить еще одну проблему в создании системы

"обеспечения

технология "контроля качества" не эффективна.

производится на основе оценки его индивидуальных достижений.

Основой современных результатов являются сквозные образовательные

области, уровни образования,

школьника, которая описывается через:

школьника создавать средства для собственного продвижения, развития;

собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;

образовательную ответственность

– умение принимать для себя

Таким образом, разрабатываемая система оценки качества образования по

своей структуре является иерархической, нижним (базовым) уровнем которой

выступает оценка учащегося в системе общего образования.

деятельности образовательного учреждения, которая базируется не только на

индивидуальных достижениях учащихся , а включает в себя еще и оценку

условий, в рамках которых организуется образовательный процесс (оценка

образовательных программ, оценка кадрового состава, оценка материально-

технических условий, оценка информационно- коммуникационного ресурса,

функционирования внутренней системы оценки качества образования).

формированию общего системного подхода к оценке качества образования на

Осуществлению этой важной задачи призван способствовать данный проект,

который рассматривает модель оценки качества образования как систему,

техническое и научно – методическое обеспечение, систему мониторинга

качества образования в общеобразовательном учреждении .

ниже зеленым определение ВСОКО. Посмотрите чего

не достает в предлагаемой Вами модели. И на стр.11

Вы рассматриваете в

качестве объектов 3 выделенные ниже.

1. Внутришкольная система оценки качества образования

ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур ,

норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на

- оценку образовательной деятельности учащихся;

- эффективности реализации Образовательной программы;

- условий реализации Образовательной программы.

- формирование единой системы диагностики и контроля состояния

образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное

выявление изменений , влияющих на качество образования в ОО;

- получение объективной информации о функционировании и развитии

системы образования в ОО, тенденциях ее изменения и причинах, влияющих

на качество образования;

- предоставление всем участникам образовательных отношений и

общественности достоверной информации;

- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений

по совершенствованию образования и повышению уровня

информированности потребителей образовательных услуг при принятий

- прогнозирование развития образовательной системы ОО.

Задачи ВСОКО:

- формирование единого понимания критериев качества образования и

подходов к его измерению;

- формирование системы аналитических показателей, позволяющей

эффективно реализовать основные цели ОКО;

- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования

- изучение и самооценка состояния развития и эффективности

- определение степени соответствия условий осуществления

образовательного процесса государственным требованиям;

- определение степени соответствия Образовательной программы с

учетом запросов основных потребителей образовательных услуг

-обеспечение доступности качественного образования;

- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений

- выявление факторов, влияющих на качество образования;

- содействие повышению квалификации учителей, принимающих

участие в процедурах оценки качества образования;

работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов,

индивидуальных достижений учащихся.

2. Организационная и функциональная структура ВСОКО

результатов, включает в себя :

- методические объединения учителей - предметников;

- временные структуры (педагогический консилиум, комиссии, команды

Администрация школы:

совершенствованию ВСОКО, участвует в этих мероприятиях;

- обеспечивает на основе Образовательной программы проведение в

школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических

и статистических исследований по вопросам качества образования;

осуществляет сбор, хранение и предоставление информации о состоянии и

динамике развития, анализирует результаты оценки качества образования на

пользователей системы оценки качества образования;

- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на

муниципальный и региональный уровни;

- формирует информационно-аналитические материалы по результатам

оценки качества образования (анализ результатов за учебный год, публичный

Читайте также: