Доклад виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

В статье обобщен опыт работы со словарными словами.
Тема: Словарная работа на уроках русского языка.
Цель: Развитие памяти у детей. Выявление наиболее рациональных приемов обучения
при работе со словарными словами.
Задачи: 1. Развивать зрительную и слуховую память учащихся на каждом уроке.
2. Рассмотреть новые подходы к словарно-орфографической работе.
3. Совершенствовать грамотность устной и письменной речи учащихся.
4. Работать над развитием внимания, мышления, речи, наблюдательности.
5. Прививать любовь к родному слову, к русскому языку.
Ожидаемые результаты: Добиться безошибочного письма с трудным написанием,
используя приемы запоминания, разнообразные, интересные
нетрадиционные методы при работе со словарными словами.
Введение
«Проблема усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку. Учителями используется немало интересных и эффективных методов проведения словарной работы. Но дети продолжают делать ошибки. Почему дети не могут усвоить написание таких слов? Работая над данной проблемой, я выявила несколько причин:
1. Низкий уровень развития памяти.
2. Недостаточная разработанность представления нового слова.
3. Работа иногда проводится формально однообразно.
4. Нет единого целенаправленного процесса, который обеспечивал бы комплекс знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений.
По моему мнению, при изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания, мышления и памяти учащихся. Известно, что память учащихся начальной школы находится в стадии формирования. Степень ее развития даже у учащихся одного и того же возраста не одинакова. Типы памяти тоже не у всех одинаковы. Поэтому учитель в процессе обучения детей должен не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти.
В начале учебного года я провела несложный тест, для того чтобы располагать информацией об объеме и главном типе памяти учащихся моего класса. Тест показал, что уровень развития памяти в классе низок, особенно по зрительному типу ( в норме только у трех учащихся, а у остальных учащихся ниже). У большинства детей преобладает моторная память. Для запоминания им нужно проговорить вслух негромко по слогам каждое слово. Этот способ наиболее эффективный т. к. он предполагает сочетание трех факторов: зрения ( ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).
Для учащихся со слуховой памятью нужно проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед. Со зрительной памятью - молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя.
Полученную информацию можно использовать и на других уроках. Для развития памяти я провожу специальные упражнения на каждом уроке.

Основная часть
Существует немало разных методик изучения непроверяемых написаний. Есть множество приемов работы над трудными словами. Все приемы хорошо известны в методике и широко применяются в начальной школе. Я считаю, что все разнообразие приемов можно разделить на группы.
На первом этапе первичного восприятия слова или группы слов можно использовать приемы, направленные:
-на запоминание орфографического облика слова
КАРАНДАШ Это слово легко запомнить – карандаши и коробка для них.
А ЕЯ Не бывает аллеи без деревьев.
Б Р Б Н А какой барабан без палочек
- Группировка по орфографическому признаку( например по начальной букве о : отец обед орех; или класс, суббота, русский; месяц, заяц, язык, земляника)
Этот этап первичного восприятия группы слов является, безусловно, наиболее важным т. к
ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с текстом бессмысленной.
Я провожу эту работу по следующим этапам.
1. Орфоэпическое чтение слова вслух.
2. Краткий орфографический разбор.
3. Запоминание с опорой на главный тип памяти ( 30-60 сек.) именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память.
4. Запись под диктовку.
5. Орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием).
Этап первичного восприятия слова
Традиционный подход.
На первом этапе введения нового слова можно использовать следующие виды работ.
Загадки: Я весь день ловлю жуков
Уплетаю червяков.
В теплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый (воробей)
Пословицы: Москва – всем городам мать.
Поговорки: Сорока на хвосте принесла.
Скороговорки. Скоро да не споро.
Проворонила ворона вороненка.
Стихи: Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой……
Песни: Вместе весело шагать…
Описание предмета: орудие с длинной обычно деревянной ручкой и широким плоским
(металлическим или деревянным) концом для копания земли,
насыпания, сгребания (лопата)
Но такая работа зачастую дает нам уже готовое слово. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей деятельности. При этом предлагаемые упражнения и задания должны обеспечить одновременное развитие ряда интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность.

Новый подход
Очень интересную форму работы со словарными словами я нашла в ж. Начальная школа №3 2000г в статье Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка автор Г. А. Бакулина и в книге этого же автора Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
Все упражнения по предъявлению нового слова можно объединить в несколько групп. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются.
Для 2 класса я разделила слова в три группы:
1. Выявление нового слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнение у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, мышление, сообразительность.
2. Выявление нового слова через символы, шифры, коды. Такие упражнения позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
3. Выявление искомого слова через упражнения, связанные с лингвистическим материалом.
К первой группе относятся упражнения:
Попробуйте догадаться какие слова у меня зашифрованы.
Н Д Р Е В Е Я (деревня)
Л М И Е С Д И В Ц Е А Д Ь (лисица, медведь)
П О А Д Е Л Ь Ж Д Т А О (пальто, одежда)
А Е Я Т Р Б (Ребята)
Ко второй группе относятся упражнения вида:
Каждой букве соответствует определенное число.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 . 7 3 5 3 1 (мороз)
З А О С Р Г М П У Д . 8 3 4 9 10 2 (посуда)
. 4 2 8 3 6 (сапог)

Зашифруйте слова: герой, Родина, победа
3.. 4.. 5.. 6.. 7.. 8.. 9.. 10
1.. В.. Л.. Т.. Р.. Й.. А.. С.. П
2.. М.. О.. Е.. Н.. У.. Х.. К.. Б

1-3, 2-4, 1-6, 2-4, 2-10, 2-5, 1-7 (ВОРОБЕЙ)
или можно дать детям задание зашифровать следующие слова: петух, ворона, сорока, собака, весело, Москва.
1.. М.. Х.. Л.. П..
2.. Р.. О.. А.. Д..
3.. К.. Л.. Ш.. З..
4.. Т.. Ц.. Г.. Я..
К третьей группе относятся упражнения вида:
1. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово П Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А (береза)
2. Найдите слоги в следующем порядке: сг, сгс, сгс- к л м н с т т к а в г д щ ш р а н х з с б в ж п п д а ш н н (карандаш).
3. Прочитайте написанные на доске слова: выд.вить, охр.нять, б.лезнь, кр.ситель, зн.чение, умн.жение, аб.жур, сл.мался, л.скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете новое слово. (вокзал)

Второй этап системы работы над словарными словами - тренировочно-закрепительный .
Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. При этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны быть достаточно разнообразны. Например: На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…(горох)
Прошу вас все слова назвать
Где –оро- надо написать

Можно также использовать шуточные вопросы и задания.
В каких словах спрятались ноты? Помидор, ребята, дорога…
В каких словах ель растет? Понедельник, учитель…
Игра. Какие слова задуманы? В каждом из них три слога, третий слог та.
Составить из данных слов две пословицы.: до, доведет, Киева, .зык. Р.бота, мастера, всякая, хвалит.

Заключение
Таким образом, для успешного овладения правильным написанием слов с трудно проверяемыми и непроверяемыми орфограммами нужно:
1. Развивать у учащихся слуховую и зрительную память.
2. Разнообразить работу со словом упражнениями, которые развивают интеллектуальные качества ребят.
3. Работу проводить в системе поэтапно.
4. Использовать богатый иллюстративный материал.

Литература.
Г. А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского
языка М., 2001
В. П. Канакина Работа над трудными словами в начальных классах.
М., Просвещение 1991
Г. Е. Окулова Словарная работа на уроке
Оса 1993
О. В. Узорова Словарная работа
М., 2002
О. А. Андреев Тренируйте память
М., Просвещение 1994
Газета Начальная школа №4 2000, №5 2000
Журнал Начальная школа №3 2000, №3 2000
Журнал А Б В Г Д №4, №5 1998
126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти М., Учитель 1993

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся.

Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте .Не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность.

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно активизации словаря младших школьников.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Это работа - трудная и кропотливая.

Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.

Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.

Цель моей работы: выявить наиболее эффективные формы приемы, методы запоминания слов с непроверяемыми написаниями для реализации которой были намечены определённые задачи:

- изучить методическую литературу по теме;

- проводить словарную работу на каждом уроке;

- включать работу со словарными словами на различных этапах урока;

- выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

- обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.

У меня сложилась своя система по усвоению правописания слов. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-8 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Предлагаю виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1. Представление слова ( Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады.

2. Лексическое значение слова.

3. Это интересно знать…

4. Выполни задание.

Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему.

1-й этап Представление слова

Ребята могут самостоятельно определить новое слово:

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.

  • демонстрацию картинки с изображением предмета.
  • разгадывание ребуса, шифровки, шарады.

2-этап Лексическое значение слова.

3 этап Это интересно знать…

На данном этапе дети узнают интересное о слове.

4 этап Выполни задание.

- запиши транскрипцию слова;

- раздели слово на слоги;

- раздели слово для переноса;

- подбери однокоренные слова;

- составь и запиши предложение с данным словом, подчеркни орфограмму;

- составь и запиши с данным словом словосочетание.

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы:

  • Творческая работа
  • Игра
  • Задание на внимание
  • Поисковая работа

Многие задания дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах

Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов направлена на накопление, систематизацию и применение этих различных видов работы.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому я обратила внимание на зрительное запоминание слов.

  • Одним из приёмов, представления и запоминания, является:

метод графических ассоциаций.

Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.

Лексические упражнения

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, составляют с ними словосочетания и предложения.

К словарным словам подбираем синонимы и антонимы.

Многообразие переносных значений слов хорошо показать на примерах:

Зима - _________________(холод, весна, снег, лето)

Тихо - __________________(темно, дети, громко)

Конец - _________________(обрыв, начало, всё)

Глубокий - __________________(бездонный, мелкий)

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Александр Иванович Куприн

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся.

Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте. Не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность.

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно активизации словаря младших школьников.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Это работа - трудная и кропотливая.

Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.

Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.

Цель моей работы : выявить наиболее эффективные формы приемы, методы запоминания слов с непроверяемыми написаниями для реализации которой были намечены определё нные задачи:

- изучить методическую литературу по теме;

- проводить словарную работу на каждом уроке;

- включать работу со словарными словами на различных этапах урока;

- выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

- обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.

У меня сложилась своя система по усвоению правописания слов. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-8 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Предлагаю виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1. Представление слова (Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады.

2. Лексическое значение слова.

3. Это интересно знать…

4. Выполни задание.

Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему.

1-й этап Представление слова

Ребята могут самостоятельно определить новое слово :

• с помощью загадки

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

• демонстрацию картинки с изображением предмета.

• разгадывание ребуса, шифровки, шарады.

2-этап Лексическое значение слова.

3 этап Это интересно знать…

На данном этапе дети узнают интересное о слове.

4 этап Выполни задание.

- запиши слово;

- запиши транскрипцию слова;

- раздели слово на слоги;

- раздели слово для переноса;

- подбери однокоренные слова;

- составь и запиши предложение с данным словом, подчеркни орфограмму;

- составь и запиши с данным словом словосочетание.

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы :

• Творческая работа

• Задание на внимание

• Поисковая работа

Многие задания дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах

Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов направлена на накопление, систематизацию и применение этих различных видов работы.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому я обратила внимание на зрительное запоминание слов.

• Одним из приёмов, представления и запоминания, является:

метод графических ассоциаций.

Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т. е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, составляют с ними словосочетания и предложения.

К словарным словам подбираем синонимы и антонимы.

Многообразие переносных значений слов хорошо показать на примерах:

Зима - ___(холод, весна, снег, лето)

Тихо - ___(темно, дети, громко)

Конец - ___(обрыв, начало, всё)

Глубокий - ___(бездонный, мелкий)

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.

Буря, ураган, шторм;

Пасмурный, ненастный, хмурый, серый;

Враг, противник, неприятель, недруг

• Традиционно использую тематические кроссворды

Упражнения для формирования фонетических понятий.

Раздаю карточки - таблицы, на которых написаны буквы нужного слова

Предлагаю выполнить это задание в парах

Показываю карточки, на которых написан первый или последний слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

Бо (болото, ботинки)

ОЕ (животное, мороженое)

Большое значение придаю работе над составом слова. В результате этого совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

• Образование родственные слова.

• Подбор слов к данным схемам.

• Нахождение различий однокоренных слов и форм одного и того же слова.

• Нахождение в тексте однокоренных слов.

Морфологические упражнения являются частью работы над словарными

словами.

• Выборочная работа со словарём

• Работа с крылатыми выражениями

• Подбор однокоренные слов разных частей речи.

Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер (ветерок, ветреный, обветрить).

В процессе синтаксических упражнений тоже работаю со словарными словами, включая их в задания.

• Предлагаю ребятам со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания.

• Составить предложения со словосочетаниями.

Изографы- это слова, которые изображены буквами, изображение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Задачей ребенка является составление слова из найденных в изографе букв, зарисовка изографа, составление своего изографа. Задания такого вида предлагаются для работы в группе.

Конечно, такая работа требует от учителя затрата сил, времени, наличие наглядного материала. Поэтому работу над словарными словами я планирую и на занятиях по внеурочной деятельности Видя первые результаты моих учеников, с уверенностью можно сказать, что я иду в правильном направлении.

Фонетические разминки на уроках английского языка Дорогие преподаватели иностранного языка! Вы наверно не редко сталкиваетесь с таким понятием как фонетическая разминка или зарядка. Что.

Формы работы, повышающие эффективность уроков русского языка Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие хорошо говорить, творчески мыслить.

Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.

Теоретические основы организации словарной работы в детском саду .Понятие словарная работа и её значение в развитии речи дошкольников М. М. Алексеева отмечает, что в современной методике словарная работа.

Статья "Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе". Существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить около 198 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов. С ними школьники встречаются уже в первом классе. Наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися. Однако наблюдения показывают что ученики, окончив начальную школу, допускают большое количество ошибок в написании словарных слов.

Содержимое разработки

ВИДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Иващенко Ольга Вахитовна

района Карагандинской области

“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.

Существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить около 198 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов. С ними школьники встречаются уже в первом классе. Наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися. Однако наблюдения показывают что ученики, окончив начальную школу, допускают большое количество ошибок в написании словарных слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы развития речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна стать той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку является актуальной и заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что собранный и обобщенный материал можно использовать как на уроках русского языка при проведении словарной работы, так и на внеклассных мероприятиях, которые проводятся на уровне начальных классов.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Необходима определённая система работы при изучении правописания словарных слов, которая позволит учителю интересно и доступно преподнести данные слова, а ученику – легко и прочно их усвоить.
Несмотря на то, что накоплен и предложен столь богатый и обширный материал для усвоения детьми словарных слов, проблема их правописания всё же остаётся нерешённой, преодоление недостаточной грамотности учащихся остаётся одной из важнейших задач начальной школы. В практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов. Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его.
Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно и выписывание слов.
Кроме того, ребёнок в младшем школьном возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована.
Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.
Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей, что будет в свою очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию. Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями не становятся полезными.
Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск. Следовательно, “занимательные задания” – “то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение” Но и занимательность без строгой научной системы преподавания не всегда может привести к успеху. Поэтому нужно заставить науку работать на завтрашний день.

Я использую для работы над словарными словами следующие виды упражнений:

-Метод звуковых ассоциаций;

-Метод графических ассоциаций (мнемотехника);

-Запись слова под разным углом зрения (на солнышке);

-Выделение безударной гласной размером и цветом;

-Использование языкового материала;

-Проработка группы слов, объединённой каким-либо признаком;

Рассмотрим некоторые из видов:

1. Метод звуковых ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:
На завтРАК РАК. ДЕд в ДЕревне. МАшина у МАши. ДЕти ДЕжурные. ПЕнал моют Пеной. СОбака СОня. КОстя в Костюме. ПАвел в ПАльто.
В этом случае слова называют не проверочными, а словами подсказками, одновременно придумывают сказку, например, как грязный пенал мыли пеной, девочка Маша очень любила играть машиной, как жила маленькая собачка по имени Соня и т.д.
2. К методу графических ассоциаций можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Т.е,. суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
3. Запись слова под разным углом зрения (на солнышке) “Солнышко ” должно выглядеть так:… При этом очень важно чтобы словарное слово было написано несколько раз, но не линейно, а именно так, на лучах, под разным углом зрения, и буква, которую необходимо запомнить бросалось бы в глаза своей величиной. В сочетании с данной работой проводилось так же выделение безударной гласной цветом.
4. Выделение безударной гласной размером и цветом. Слово пишется на листе большого формата жирным фломастером, выделив опасное место размером и цветом и развешивается по всему классу самими учениками при помощи скотча. Выделение безударной гласной размером и цветом на отдельном листе полезно также при работе над ошибками, допущенными в словарных или проверочных диктантах. При знакомстве со словарными словами при написании слова в тетрадь также использовалось выделение безударной гласной размером и цветом (использовались ручки с цветными стержнями).
5. Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:

-К истокам слова;

-Когда так говорят?

Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.
Пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:
а). Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, берёзы, моркови, топора и др.). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок, дети отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.
б). Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
в). На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

г). Учитель предлагает решить орфографические задачи, какую букву в слове надо запомнить и почему? Можно ли проверить написание буквы путём подбора проверочного слова? Где можно уточнить написание этого слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную, которую надо при письме запомнить.
д). Под руководством учителя дети подбирают к изученному слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.
е). С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.
6. Словарные слова можно также изучать не по одному, и не в порядке предложенным в учебнике, а объединив их в группы по определённому признаку. Например, по “опасному месту” , буквосочетанию или просто по общей для группы слов тематике:
“Овощи” – помидор, картофель, морковь, капуста и т.д.
“Птицы” – ворона, воробей, сорока, соловей и т.д.
“Посуда” – стакан, тарелка и т.д.
7. Овладению правописанием слов способствует так же орфографические пятиминутки, для которых можно подобрать ряд слов с традиционным написанием или включать эти слова в серию других: комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию. При составлении словосочетаний, предложений, связного текста необходимо использовать словарные слова в качестве опорных.
8. Диктанты наоборот .Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма. Для таких диктантов учителю необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно придти к заданному слову. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова. Например:
Агроном – 1) специалист по улучшению культуры земледелия;
2) человек, знающий законы земледелия.
Директор – 1) руководитель предприятия, учреждения;
2) человек, умеющий управлять коллективом.
Около – 1) недалеко от чего-нибудь;
2) приблизительно.
На основании представленных упражнений система работы над изучением словарных слов выглядит таким образом:
Работа над правописанием словарного слова начинается с его предъявления или его лексического значения. Это подготовительная ступень на этапе знакомства со словом. Предъявление слова проводится в виде отгадывания загадки, чтения пословицы, небольшого отрывка из текста или разгадывание ребуса;
Знакомство с самим словом и его правописанием должны тесно сочетаться. Поэтому следующим этапом должно идти непосредственное знакомство с его правописанием. Причём важно, чтобы дети сами пришли к выбору правильной буквы. В этом помогает этимологический анализ слова.
Обращение к этимологической справке позволит детям составить свой ассоциативный образ этого слова (графический или/и звуковой). Но постоянно делается акцент на правописании этого слова.
Делается запись словарного слова, но не традиционным способом , а на лучах солнышка или на альбомном листе, при этом буква опасного места выделяется шрифтом и цветом.
Параллельно с этим ведётся работа с языковым материалом: подбор однокоренных слов, сочетаемость, составление предложений, подбор загадок, пословиц и поговорок с данным словарным словом.
Целесообразно также на этапе знакомства с правописанием слова, при затруднении выбора буквы пользоваться орфографическим словарём. Это развивает у детей умение работать с книгой, а кроме того позволяет самостоятельно прийти к решению поставленной перед ним орфографической задачи.
Правописание подобных слов нельзя подвести под какое – либо правило, их следует изучать каждое в отдельности. Их, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов, правописание которых в большинстве своём не поддаётся никакой логике (детской во всяком случае), - целый толстый словарь. Их надо учить и учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову. Рекомендуемые мною различные виды упражнений – конкретная практическая (методическая) помощь учителям начальных классов. Упражнения можно использовать в готовом виде или взять из них отдельные элементы. Кроме этого учитель может реализовывать заложенные в упражнениях идеи, самостоятельно подбирая другой языковой материал. Главное – надо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов, результатами которой, станут успехи наших учеников.

Слово- могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведёт к непониманию всего содержания читаемого материала.

Читайте также: