Доклад урок литературы отбор методов приемов и технологий соответствующих фгос

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Квакина Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Краснооктябрьской ООШ
Населённый пункт: деревни Чуваши Кирово-Чепецкого района Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения"
Раздел: среднее образование

Активные приёмы обучения

на уроках русского языка и литературы

в условиях реализации ФГОС второго поколения.

В наше время процессы модернизации затрагивают и школу, они связаны с

переходом от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, ориентирующей на

метапредметных и предметных результатов освоения ООП (основной образовательной

программы) предполагает не только обновление содержания, но и изменение подходов

к организации образовательного процесса, направленного на реализацию требований

ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта).

Основная задача сегодня – перевести учащихся в режим саморазвития.

Наша школа в 2015-2016 учебном году начала реализацию ФГОС в основной

школе. Я работаю по новым стандартам второй год. Опыт пока небольшой,

некоторые наработки. Работать по ФГОС сложно, но можно и интересно. Меняются

цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения,

научены работать по ФГОС, а мы, учителя, оказались менее готовы, чем дети.

Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было

нагляднее и доступнее

уроке все объяснить, показать,

деятельность. Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали

разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому

мне пришлось переосмыслить свой

педагогический опыт и по-новому ответить на

вопросы: как обучать, как развивать у детей умение и желание учиться, что такое

универсальные учебные действия и как продолжить их формировать.

Универсальные учебные действия.

умение учиться. В этой связи очень актуальными становятся те УУД, которые вводятся

формирование основ гражданской идентичности;

правосознание, межличностные отношения;

выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию.

способность ставить цели и задачи,

уметь контролировать свои действия,

планировать будущий результат.

умение работать в группе,

согласовывать свои действия,

договариваться и поддерживать контакты;

смысловое чтение и осознанная работа с информацией;

изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.

«В основе развития

УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность

обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования –

знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе

Системно-деятельностный подход.

Особенность ФГОС ООО (федеральных

личности ученика. Он дает возможность детям вырасти людьми, которые

основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к

принимать решения на основе проведенного анализа. Ученик теперь - главный

Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии

системно-деятельностного метода в практическом преподавании:

принцип целостного представления о мире;

принцип психологической комфортности;

процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают

личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить

на четыре группы

Уроки открытия нового знания.

Уроки отработки умений и рефлексии.

Уроки общеметодологической направленности.

Уроки развивающего контроля.

Особенности современного урока в рамках системно-деятельностного

подхода. В рамках изменения подходов к учебному процессу меняется и сама

структура урока, хотя по сути, все те же этапы урока выделялись и ранее.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС

нового поколения должен включать следующие основные этапы. Я не буду вам

их перечислять, но если кому-то интересно, то могу предложить конструктор

урока по ФГОС. (Громова Виктория Ивановна и Сторожева Татьяна Юрьевна)

2) Какие же требования предъявляются к современному уроку русского

языка и литературы в условиях введения ФГОС:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь

хорошее начало и хорошее окончание;

четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с

учителем и одноклассниками;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

в центре внимания урока — дети;

учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся,

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

урок должен быть добрым.

3) Теперь рассмотрим поподробнее некоторые приемы работы в рамках ФГОС.

Этап мотивации. Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации

учащихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а

решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в

начале уроке и на любом этапе урока. Есть разные приемы мотивации.

На уроке русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические

сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу.

-универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Он

предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно

выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим. Если ряд получился

используя записанные слова, затем выслушать, сравнить со словарным вариантом,

объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

направление, возводящее в культ чувство. Или на уроке литературы можно предложить

игру со словом. При изучении творчества писателя, глядя на его портрет, пусть ребята

заинтересованно будут воспринимать материал урока.

знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с

рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной

выразительной и чёткой речи. Труднопроизносимые слова проговариваются хором.

Соответствующими, усовершенствованиями, публицистический, опрокидывающимися

активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: умение

анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение

находить решение имеющимися ресурсами. 1 вариант приема. В начале урока учитель

дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет

открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема. Загадку

(удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя

стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени

решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к

ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их

в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет

первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок

разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не

смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и

навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться,

полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Как вы понимаете основную мысль текста? Как она нам поможет на уроке?

о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также

информация о науке, изучающей язык. Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив

это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и

сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но

оказывается, произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен

всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ:

в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их

рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем

Использование наглядности на уроке, тем более ИКТ облегчает учителю задачу

Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес

Н а этапе целеполагания дети должны самостоятельно сформулировать цели,

причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).

нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии

Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности

нашей работы. Как учитель я только предполагаю, по какому плану может пойти урок.

Определите последовательность нашей работы.)

Этап актуализации.

Прием «Интеллектуальная

урок с интеллектуальной

обобщать, выделять главное.

Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение

внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся

любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

изучения темы записывают свои мысли.

Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая

предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий

синтаксический разбор предложения «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих

выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения сведений

разных разделов языка. Мне задают вопросы: В этом слове два слога? (да) Это

служебная часть речи? (нет) Это слово спрягается? (нет) Это слово употреблено во

второй части предложения? (да) и т.д. и, ориентируясь на ответы учителя, в конце

концов учащиеся находят решение проблемы.

Подобные тематические диктанты комплексно

проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии. Пример. Чопорный

чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый

кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем

на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на

изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и

погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился

танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже

думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором

и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок,

покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой

бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Значит, появилась острая необходимость обновления современного образования, введения в педагогический процесс современных педагогических технологий.В условиях перехода к ФГОС школа теперь призвана не только развивать качественные предметные компетенции обучающихся, но и создать условия для формирования личности обучающихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.Универсальные учебные действия (УУД) обеспечат возможность каждому обучающемуся самостоятельно ставить учебные цели и использовать для этого необходимые средства, научат определять способы их достижения. В конечном итоге даст возможность для развития самостоятельности и саморазвития.

Как пытаюсь это сделать я на своих уроках со своими ребятами? Для этого в своей работе я использую педагогические технологии: ИКТ, метод проектов,проблемное обучение, технологию развития критического мышления, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологию развития самостоятельности обучающихся.

Использование данных технологий на уроках делает учебный процесс интересным, повышает качество и прочность полученных знаний, повышает активность обучающихся.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе можно применять следующие приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, мозговая атака, исследование текста, групповая дискуссия, синквейн, эссе, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, медиапроекты, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания и др.

Хочу поделиться опытом работы по применению некоторых современных педагогических технологий в своей работе.

Технология развития критического мышления

Поподробнее мне хочется остановиться на одной из наиболее перспективных, на мой взгляд, технологий – технологии развития критического мышления, при которой в центре образовательного процесса находится ребёнок, а личностно-ориентированное обучение является одним из компонентов здоровьесберегающей технологии.

Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.

Важно заметить, что при использовании технологии развития критического мышления овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.

Думать критически это:

Использовать исследовательские методы.

Ставить перед собой вопросы.

Вскрывать причины и последствия фактов.

Сомнение в общепринятых истинах.

Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами.

Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Качества, необходимые учащемуся, для овладения критическим мышлением:

- готовность к планированию;

- гибкость: готовность воспринимать идеи других;

- осознание: отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других;

- поиск компромиссных решений;

- Почему тетя Оля не любить сеять маки?

- Предскажите дальнейшие события в рассказе,что произойдет?

- Кто такой Алексей? Как его вспоминает тетя Оля?

- Каким вы представляете себе Алексея?

- Что произойдет дальше?

- Как выглядела клумба тети Оли?Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?

- Как будут дальше развиваться события?

- Найдите слова, которыми автор описывает маки?

- Как называется этот прием в литературоведении?

- Сколько дней цвели маки?

- Как вы понимаете слова тети Оли:

«Да, сгорел - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля А я как то раньше без внимания к маку -то этому. Короткая жизнь у него. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

- Почему тетя Оля все -таки отдала предпочтение макам?

При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, воспитывает внимание к слову, помогает не упустить ни одной детали важной для понимания идейного содержания рассказа.

Любимый для ребят момент – момент высказывания предположений о дальнейшем развитии сюжета. Предположений всегда много, они разнообразны, и учитель фиксирует на доске все, даже если какие-то из них кажутся нелогичными или противоречивыми.

Чтение с пометками

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную. Можно использовать цвета. Данный приём снимает проблему неосмысленного чтения и конспектирования.

Из жизни Причастий

Где живёт Причастие? В своём личном особняке с садиком, где цветёт многочисленное его семейство – Зависимые и Определяемые слова всех видов и подвидов. Изящная ограда садика в виде волнистой линии прерывается великолепными воротами, охраняемыми Запятыми. Причастие легко находит общий язык с Зависимыми словами. И хотя его жизнь не имеет смысла без Определяемых слов, отношения у них натянутые: Причастие не любит подчиняться, предпочитая подчинять себе всех. Вот Причастие, прихватив пару- тройку Зависимых слов, выходит из ворот сада налево, стремясь обогнать Определяемое слово, чтобы подышать свежими звуками и сконструировать несколько новых Причастных оборотов. Запятые-охранники бегут следом, ограждая господина – Причастный оборот от назойливости Определяемого слова, как только оно выскакивает вперёд. Но если Определяемое слово отстаёт, охранники спокойны: Причастный оборот обойдётся и без них.

Переведите сказку на язык науки.

В течении, в следствие, всвязи, в продолжение, наподобие, на счет, из-за, поза, вместо, иметь ввиду, ввиду, несмотря на, навстречу, в заключение, ввиде, по мере.

Первая строка заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.

Во второй строке - два слова, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета.

Третья строчка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающих личное отношение автора к описываемому предмету.

В пятой строке – одно слово, синоним к первому, характеризующее суть предмета.

Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

Здоровьесберегающие технологии.

В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого преподавателя, в том числе и преподавателя русского языка и литературы состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям.

И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на уроках русского языка и литературы.

Комплекс упражнений для глаз

1.Прикройте ладонями закрытые глаза, не оказывая никакого давления на глазное яблоко. Держите так несколько секунд. Уберите ладони и откройте глаза.

2.Не двигая головой, поднимите глаза вверх и опустите вниз. 4 раза.

3.Оставляя голову неподвижной, совершите движения глазами из стороны в сторону. 4 раза.

4.Совершите движения глазами по диагонали. Сначала в одном, затем в другом направлении. 4 раза.

5.Опишите глазами полный круг-2 раза.

После выполнения данных упражнений ребята отмечают, что чувство напряжения в глазных мышцах исчезло(100%).Появилось более четкое и яркое видение предметов.

Соблюдение СанПиН – непременное условие урока, содержащего усиленный здоровьесберегающий компонент. Сюда входит:

соблюдение в кабинете воздушного режима;

оптимальный уровень освещенности рабочего места;

соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям размер школьной мебели.

оптимальный объём учебной информации;

дозированное распределение заданий по степени сложности;

смену видов деятельности;

проведение динамической паузы, гимнастики для глаз;

наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок

(Звуки леса) Все встали, закрыли глазки. Представьте, что мы в лесу весной. Вдохнули полной грудью свежий весенний воздух. Потянулись к солнышку, погрелись под его ласковыми лучами. Идём дальше. Осторожно, не наступите на подснежники, нагнитесь, понюхать цветочки, присядьте, чтобы рассмотреть их. Справа от вас бьёт родник, помойте ручки под ним, встряхните их. Встали, выходим из леса. Открыли глазки.

Аннотация: Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Автор Кайраканова Лилия Тавлетовна
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 1
зам. директора, учитель русского языка и литературы

Что такое современный урок? Каким он должен быть?

Многие современные школьники вряд ли назовут чтение среди своих любимых занятий. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определенная знаковость.

Но мы, учителя литературы, должны особенно осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках. Ведь задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. ИКТ должны быть хорошими помощниками учителю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик.

Независимо от того, в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно ориентированной), он обязательно начинает урок. Начало урока - один из его важнейших моментов - требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.

1. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешнего вида учащихся и т.д.)

3. Актуализация знаний учащихся

1. Рифмованное начало урока

2. Начало урока с элементом театрализации

3. Высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока

4. Пословицы, поговорки, относящиеся

5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создание проблемной ситуации

Потенциально важным является и выбор определения темы-заголовка урока.

Путь Пушкина – это общий путь русской литературы, а не личный… (В Брюсов)
Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием. (Д.С. Мережковский)

Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического нашего общества. (В.Г. Белинский)
Внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы обучения.

1. Опорные схемы.
2. Диалог.
3. Мозговой штурм.
4. Игровые моменты.
5. Интригующее анонсирование темы.
6. Сравнение и аналогия
7. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия и др.

Пример 2:
1. Татьяна.
2. Скромная, влюблённая.
3. Любит, страдает, мечтает.
4. Выходит замуж за нелюбимого человека.
5. Идеал (поэта).

Трехчастный дневник
Письмо Татьяны.
- Что есть любовь для героини?
- Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Учащиеся заполняют трехчастный дневник. (Эта форма работы может быть выполнена дома)

За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуумабрать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни.

Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации

- также применять для активизации познавательной активности учащихся:

- Развития способности к самостоятельному обучению;

- Выработки навыков работы в коллективе;

- Коррекции самооценки учащихся;

- Формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями).

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

- Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

- Развитие навыков активного слушания;

- Отработка изучаемого материала;

- Развитие навыков принятия решения;

Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Использование активных методов приводит к изменению системы контроля.

Классификация методов обучения:

Традиционные (репродуктивные) методы

направлены на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. Их результатом выступают знания-описания и навыки без возможности применения в изменяющихся ситуациях.

Активные методы (АМО) направлены преимущественно на развитие

у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать профессиональные задачи.

Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения

Лекция - 5%
Чтение - 10%
Аудио-визуальный метод - 20%
Демонстрация - 30%
Групповые дискуссии - 50%
Активное обучение - 70%
Обучение других / немедленное применение - 90%

Для продуктивной деятельности школьника требуется:
1. Сформированность ряда коммуникативных умений;
2. Развитие мышления учащихся;
3. Опыт оценочной деятельности

В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы:
I этап
Мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.
Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.

II этап
Информационно-оперативный : ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником.

III этап
Рефлексивно-оценочный: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются :

1. нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).

2. постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках :

3. Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

7. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава).

8. Нетрадиционные виды уроков, которые отличаются от традиционных следующими принципами:
- максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;
- поддержка альтернативности и множественности мнений;
- педагогически обоснованная дифференциация учащихся последующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.

9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические). Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие — предпочитают классические формы учебного процесса.

10. Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление).

11. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, учебной встречи с элементами соревнования, зачета по номенклатуре, хронологического).

Активизация творческой активности и критического мышления уместны на любом этапе урока, мы рассмотрим различные случаи их применения.

В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык.

-« Многие слова, обозначающие привычные обыденные понятия, имеют любопытную историю, связанную с их происхождением. Например, название монеты КОПЕЙКА, оказывается.произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ6 в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок .

- Оказывается, количество падежей в разных языках различно. В английском только 2, а вот в дагестанском-50! В немецком-4, в японском – 10, в эстонском – 14, в венгерском -22. Но есть и такие языки, в которых вообще нет никаких падежей и смысловые отношения между словами зависят от порядка слов в предложении.

Главное в этой рубрике- эмоциональность, задать тон, заставить задуматься, вовлечь в работу.

Приём "Ассоциативный ряд"

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

• оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример. Сентиментализм.

Ассоциации( прием синквейна): чувство, литературное направление, эмоции,природа.

Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство.

Орфоэпическая разминка (правильное произношение слов)

Труднопроизносимые слова проговариваются хором. СООТВЕТСТВУЮЩИМИ,

ОПРОКИДЫВАЮЩИМИСЯ и т.п.

Эта система обучения правильной, выразительной и четкой речи. Этой системой в совершенстве овладевают актеры, певцы, дикторы.

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Лекция “Пресс-конференция”

Содержание оформляется по запросу (по вопросам) аудитории с привлечением нескольких преподавателей.

Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию.

Слушатели могут задать провокационные вопросы. Подобная лекция носит характер “блиц-игры”, в которой слушатели играют роль участников пресс-конференции, а преподаватель исполняет роль ведущего пресс-конференции, демонстрируя способы организации подобного мероприятия.

Основными задачами преподавателя являются обязательный ответ на любой вопрос и оценка типов вопросов в зависимости от их содержания. Структура лекции может быть двух видов: целое, связанное изложение проблемы; брифинг, то есть на все вопросы, задаваемые слушателями, даются краткие ответы.

Примечание : Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Игры с поднятием рук, например, игра

Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь –то левую. То же самое можно с прилагательными и причастиями.

Можно совместить с физминуткой.

Если прилагательное - оставайтесь на месте.

Если причастие -встаем.

Те, кто встал, объясняют, почему они так рещили.

Пример Активных методов релаксации

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Кто больше придумает синонимов к слову ХОЛОД?

Кто больше вспомнит слов с удвоенной согласной?

Кто больше придумает однокоренных слов к слову школа?

Кто больше назовет однокоренных слов с корнем РАСТ-РАЩ-РОС ?

ФИШБОУН - метод структурного анализа причинно-следственных связей (рыбный скелет)

Диаграмма Исикавы

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

организовать работу участников в парах или группах;

развивать критическое мышление;

визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Белая – Что произошло?

Желтая – Найдите положительное в этой ситуации

Черная - Найдите отрицательное в данной ситуации

Красная – какие эмоции вызвал рассказ? Менялись ли они на протяжении рассказа? Кому из героев вы сочувствуете?

Зеленая - Как могли бы повести себя герои?

Синяя - Почему вы смеялись, читая рассказ?

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему.

Почему, вы думаете .

Почему вы считаете .

Предположите, что будет, если .

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить какую – либо ситуацию; придумать фантастического героя; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Прошу ребят, погрузиться в роль и "озвучить" мысли и чувства Герасима. Я задаю вопросы Герасиму, а ребята вслух произносят мысли Герасима (что, по-вашему, сказал нам Герасим, если бы умел говорить).

Скажи, пожалуйста, Герасим, почему ты не ушел от барыни раньше? Ведь ты мог не топить свою любимую собаку, а сразу с ней уйти в деревню?

Думал ли ты, Герасим, что ты мог уйти от барыни со своей собакой?

О чем ты, Герасим, думал, когда возвращался в свою деревню из Москвы? Было ли тебе страшно, что барыня велит тебя поймать, привезти опять в Москву? А если бы она велела запороть тебя до смерти?

Еще одна ситуация: представьте себе, что спустя 1-2 года спустя барыня и Герасим встретились. Своевольная барыня ездила по деревням. Какой вы себе представляете их встречу?

Во время урока, когда дети самостоятельно выполняют упражнения, тем, кто выполнит быстрее и правильнее, ставлю оценки.

Первые три тетради на проверку. Обычно это одни и те же ученики, но они между собой соревнуются, кто правильнее.

Использование активных форм организации обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:

Следует также учитывать:

Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.

Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт.

Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать.

Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу.


Полный текст материала Статья "Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: