Доклад учителя по химии

Обновлено: 18.05.2024

В настоящее время в школьном образовании отмечается тенденция снижения заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это высокой информативностью предметов и дефицитом времени, отведенного на их изучение. Возникает необходимость в оптимизации учебного процесса с применением эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к предмету.

Урок был и остаётся главной составной частью учебного процесса.

Каждый учитель на уроках стремится получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся. Это является сутью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Итак, для того чтобы, преодолеть неуспеваемость, мотивировать учеников к изучению химии, устранить какие-либо методические недостатки учителю необходимо постоянно стремиться к оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Что же такое оптимизация?
Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.

Как мы видим, оптимизация в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.

Готовясь к уроку, мы должны учитывать разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока мы подбирать оптимальный метод. А также учитывать уровень подготовленности учащихся и возрастную категорию учащихся.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становится технология дифференцированного обучения и воспитания.

Используя формы и методы дифференцированного обучения, я ставлю следующие цели в преподавании химии:
• с психолого-педагогической точки зрения - необходимость создания оптимальных условий для выявления задатков и развития интересов и способностей каждого школьника;
• с социальной точки зрения - необходимость целенаправленного воздействия на формирование профессиональных, творческих, интеллектуальных способностей с целью рационального использования возможностей каждого человека в общественной жизни.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям окружающей среды.

За основу уровневой дифференциации беру более полный учет индивидуальных различий школьников, влияющих на эффективность усвоения учебной информации.

Уровневую дифференциацию осуществляю через:
• дифференциацию учащихся по степени обученности;
• дифференциацию домашних заданий;
• дифференциацию заданий для контроля знаний;
• организацию проектной деятельности.

Проектная деятельность позволяет сформировать у учащихся самостоятельную позицию в образовательной деятельности:

• самостоятельно ставить перед собой цели в образовании;
• разрабатывать средства и определять методы достижения поставленных целей;
• обучить приемам рефлексии проделанной работы и изменениям, происходящим в их сознании.

Наиболее удачной формой моей деятельности стали исследовательские, творческие, игровые, познавательные, практико-ориентированные проекты.

Информационные технологии, компьютерные методы обучения занимают особое место в урочной и внеклассной деятельности учителя. За последние годы мной накоплен богатый опыт использования в образовательном процессе новых информационных технологий. На уроках в системе используются цифровые образовательные продукты, организуется работа с компьютерно-обучающими, познавательными и тестовыми программами, в образовательный процесс интенсивно вводятся Интернет-ресурсы.

На основе компьютерных технологий стала более эффективной исследовательская и проектная деятельность учащихся. Я создаю свои собственные электронные ресурсы: мультимедийные уроки-презентации, электронные игры, контрольно-измерительные материалы, развивающие задания.

Я использую Интернет-ресурсы для подготовки проектов, организации самостоятельной работы учащихся, для подготовки и участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Широко использую ИКТ во внеклассной работе и внеурочной деятельности: на классных часах, родительских собраниях, спецкурсах, что способствует большей наглядности, доступности проводимых мероприятий, повышает их развивающий и воспитательный потенциал.

Эффективное применение данных технологий дает положительные результаты:
• учащиеся приобщаются к наивысшей форме организации труда - сложной кооперации, первоосновой которого является индивидуальный труд;
• значительно улучшается четкость в организации работы класса, каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи;
• формируются творческие, интеллектуальные способности учащихся;
• учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности;
• создание здоровье сберегающей среды

Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий
Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета.

Причин этого явления множество:
• Эмоциональная и информационная перегруженность ребёнка.
• Возрастная неподготовленность к восприятию абстрактных понятий.
• Неподготовленность ребёнка к чтению серьёзных текстов.
• Сложность учебников и предлагаемых к ним методик.

Перед учителем возникают следующие задачи:
• помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира;
• устранить разобщённость школьных предметов;
• повысить интерес учащихся к учению;
• повысить практическую направленность обучения.

Пример 1: Я на бумаге оставляю
Конечно, очень жирный след.
И рисовать вам помогаю
Уже я много – много лет!
Не прочен я, не как гранит!
А называюсь я . (графит)

Я использую три типа интегрированных уроков:
• урок – изучение нового материала;
• урок – обобщение и закрепление изученного;
• урок – контроля знаний.

Заключение.
Применение описанных технологий придаёт урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к химии как к науке, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, что подтверждает гипотезу опыта работы. Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения предмету химии. О чём говорят показатели результативности. Оценка знаний учащихся по итогам годовой аттестации за последние три года во всех классах имеет позитивную динамику. Качество знаний составляет 40% - 60%. Учащиеся принимают участие в исследовательской работе, выполняют проекты.

Литература:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977;
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989;
3. Гара Н.Н. Учитель творчеству. Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991;
4. Ибнуменаф Н. Развитие современной педагогической технологии. Ростов-на-Дону, 1994;
5. Кириллова Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы. Л., 1983;
6. Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии. М.: Просвещение, 1987;
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1979;
8. Кузибецкий А.Н. Технологический подход в обучении. Химия в школе, 1993, № 5, с. 25.


В настоящее время в системе профессионального образования реализуются стандарты третьего поколения – ФГОС СПО, которые построены на компетентностной основе.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями.

Компетенция понимается, как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Это значит, что выпускник помимо знаний и умений должен иметь практический опыт при получении специальности. Приоритетным средством формирования компетенций является способ деятельности, который определяется условиями, в которых эта деятельность протекает и способствует решению задач.

Таким образом, для реализации данных задач и освоения программы учебной дисциплины химия способствует технология деятельностного обучения (ТДО), как методологическая основа концепции государственного стандарта.

Для реализация ТДО с целью формирования общих компетенций, используются следующие методы: интерактивные, исследовательские, проектные, частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные, активные (игровые, имитационные, рейтинговые, групповые, работа в парах), практические, элементы проблемного обучения.

Практический опыт, при используемой технологии обучения, позволяет обрести все виды самостоятельной работы на учебных занятиях, лабораторные и практические работы (с элементами самостоятельного планирования в начале работы, и самостоятельного самооценивания в конце), мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке).

Организация обучения химии в системе профессионального образования имеет свои особенности. Использование современных педагогических технологий (комплекс методов, форм и средств обучения), внедрение технологии деятельностного обучения во многом определяет уровень творческого подхода преподавателя к уроку и эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся.

Доклад на тему Поиск эффективных форм и методов обучения химии

Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем.

В процессе обучения химии в учреждении профессионального образования, с моей точки зрения, обязательно надо учитывать: низкий уровень подготовки первокурсников, тот факт, что учащиеся приходят из разных школ, где обучались по разным программам и учебникам, что у химии, как предмета, должна быть профессиональная направленность, что подготовка компетентного специалиста требует большого внимания к развитию навыков самостоятельной работы.

Цель моей педагогической работы - указать ученику правильное направление, которое поможет ему самореализоваться.

Чтобы достичь этого я использую в обучении профессиональную направленность уроков. Работая в этом направлении, ставлю задачу, чтобы учащиеся осознавали, что знания, полученные на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и будут в дальнейшем использоваться в производственной деятельности.

Для этого использую специально разработанные уроки химии для парикмахеров, автомехаников, сварщиков, пожарных.

Очень важно показать на занятиях учащимся роль химии в их будущей профессии.

При отборе материала ставлю задачи: познакомить учащихся с новыми достижениями химической науки и применением их на производстве, что дает возможность глубже проникнуть в суть химических процессов, способствует развитию интереса к химии и предметов профессионально-технического цикла.

С группами автомехаников рассматриваем следующие вопросы:

1) Какое топливо используется для разных двигателей?

2) Назовите современные химические методы повышения октанового числа. 3) Почему следует соблюдать особую предосторожность при обращении с тарой, в которой содержится бензин?

4) Можно ли переливать антифриз и заправлять им систему охлаждения, подсасывая его через шланг ртом?

5) Какие вещества используют для приготовления тормозных жидкостей?

6) Какие вещества используют для приготовления незамерзающихжидкостей?

7) Почему нельзя заправлять автомобиль этилированным бензином из ведра, нельзя применять этилированный бензин для мытья рук, для обезжиривания деталей при ремонте?

8) Какую технику безопасности необходимо соблюдать с химическими веществами в профессиональной деятельности и почему?

В группах сварщиков изучаем свойства металлов и сплавов, особенности условия их сварки.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение московской области

Подготовила преподаватель химии

Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

В настоящее время в системе профессионального образования реализуются стандарты третьего поколения – ФГОС СПО, которые построены на компетентностной основе. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями.

С группами автомехаников рассматриваем следующие вопросы:

1) Какое топливо используется для разных двигателей?

2) Назовите современные химические методы повышения октанового числа. 3) Почему следует соблюдать особую предосторожность при обращении с тарой, в которой содержится бензин?

4) Можно ли переливать антифриз и заправлять им систему охлаждения, подсасывая его через шланг ртом?

5) Какие вещества используют для приготовления тормозных жидкостей?

6) Какие вещества используют для приготовления незамерзающихжидкостей?

7) Почему нельзя заправлять автомобиль этилированным бензином из ведра, нельзя применять этилированный бензин для мытья рук, для обезжиривания деталей при ремонте?

8) Какую технику безопасности необходимо соблюдать с химическими веществами в профессиональной деятельности и почему?

В группах сварщиков изучаем свойства металлов и сплавов, особенности условия их сварки.

Так же на занятиях химии я использую такие приемы обучения как:

- Какие вещества называются спиртами?

- Что значит предельные?

Что значит одноатомные?

Анализируя проблемную ситуацию, обучающиеся формируют компетенции — способность к анализу и развивается аналитическое мышление.

На занятиях химии используются разные формы контроля:

- Химический диктант на знание общих формул, принадлежащих к определенным классам химических соединений;

- Написание структурных формул по их названию систематической номенклатуры и наоборот.

1) ГАЗЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕЗКЕ И СВАРКЕ МЕТАЛЛОВ

1. ацетилен 2. неон 3. фтор 4. озон

Эталон ответа: 1

2) ПРИ СЖИГАНИИИ ПРОПАН-БУТАНА ТЕМПЕРАТУРА ПЛАМЕНИ РАВНА 1.2200-2680 C 2.1000-1500C 3.500-600 C 4.1500-2000 C

Эталон ответа: 1

3) ПРИМЕНЕНИЕ КИСЛОРОДА, СОДЕРДАЩЕГОСЯ, В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ, ДЕЛАЕТ СВАРОЧНЫЕ ГАЗОВЫЕ СМЕСИ

1. более эффективными 2.менее эффективными

4) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ГАЗОВ ДЛЯ СВАРКИ В СМЕСИ С КИСЛОРОДОМ ДАЮТ ТЕМПЕРАТУРУ ПЛАМЕНИ 1.умеренную 2. низкую 3. Высокую

5) ЕСЛИ В ПОМЕЩЕНИЕ, В ВОЗДУХЕ КОТОРОГО СОДЕРЖИТЬСЯ 15% ПРОПАН- БУТАНА, ВНЕСТИ ОГОНЬ,ПРОИЗОЙДЕТ

1.Удушье 2.Отравление 3.Пожар 4. Взрыв

Эталон ответа: 3

6) КАРБИД КАЛЬЦИЯСЛЕДУЕТ ТУШИТЬ

1.Сухим песком 2. Углекислотными огнетушителями 3.Порошковыми огнетушителями 4.Водой 5.Правильно 1,2,3 совместно

Эталон ответа: 5

7) ОДОРАНТ (этилмеркаптан) ДОБАВЛЯЮТ В ПРОПАН-БУТАН ДЛЯ 1.Для улучшения испаряемости газа в зимнее время. 2.Для придания газу специфического запаха. 3.Для повышения плотности сгорания. 4.Для повышения теплотворной способности газа.

8) ПРИ УТЕЧКАХ ПРОПАН-БУТАНА ВОЗМОЖНО СКОПЛЕНИЕ ЕГО В 1. В пониженных, плохо проветриваемых 2. В пониженных и заглубленных местах 3. В верхних, плохо проветриваемых 4. В верхних, проветриваемых местах

9) ГАЗОВЫЕ СМЕСИ СЛУЖАТ ДЛЯ

1) экономии 2) улучшения процесса сварки 3) улучшения процесса сварки и качества сварного шва 4) ускорения процесса сварки.

10) ПЛОТНОСТЬ МЕТАНА ПО ВОЗДУХУ

1. 0,25 2. 0,45 3. 0,55 4.0,70 Эталон ответа:3

11) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОЙ ФОРМЫ ИЛИ НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТАЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ И ДЕТАЛЕЙ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРОЦЕССЫ, НАЗВАННЫЕ _________

Эталон ответа: сваркой

12) НА ВЫБОР НУЖНОГО ДЛЯ СВАРКИ ГАЗА ВЛИЯЕТ________________

Эталон ответа: марка металла

13) В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАКЦИИИ С ВОДОЙ КАРБИДА КАЛЬЦИЯ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ГАЗ -_________, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ СВАРКИ

Эталон ответа: ацетилен

14) ВАЖНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ СВАРОЧНЫХ ГАЗОВ БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ _________, КАК КАТАЛИЗАТОРА ГОРЕНИЯ

Эталон ответа: кислорода

15) В КАЧКСТВЕ АКТИВНОЙ СРЕДЫ ПРИ СВАРКЕ ПРОВОЛОКОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ_____________ ГАЗ, ТАК КАК ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ДУГИ УГЛЕКИСЛОТА РАЗЛАГАЕТСЯ НА УГАРНЫЙ ГАЗ (СО) И КИСЛОРОД

Эталон ответа: углекислый

16) ДЛЯ СВАРКИ НУЖЕН ___________ ГАЗ В КАЧЕСТВЕ ЗАЩИТЫ РАСПЛАВА ВАННЫ ОТ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОЗДУХА, А ТАКЖЕ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОВЕДЕИЯ СВАРОЧНЫХ РАБОТ ПО НЕРЖАВЕЮЩИМ СТАЛЯМ, ТИТАНУ, И СПЛАВАМ ИЗ НЕГО, ЦВЕТНЫМ МЕТАЛЛАМ (никелю, меди, алюминию и сплавам)

Эталон ответа: инертный газ

17) ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА И ВКУСА. НЕГОРЮЧИЙ, НО АКТИВНО ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ГОРЕНИЕ. ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО КАК ДОБАВКА К ИНЕРТНЫМ И АКТИВНЫМ ГАЗАМ

Эталон ответа: кислород

18)ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА, НЕГОРЮЧИЙ, НЕЯДОВИТЫЙ ГАЗ, ПОЧТИ В 1,5 РАЗА ТЯЖЕЛЕЕ ВОЗДУХА

19) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИ (ЧИСТОГО) КИСЛОРОДАТРЕБУЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ БАЛЛОНОВДЛЯ ЕГО ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ. В СМЕСИ С ТАКИМ КИСЛОРОДОМ НЕКОТОРЫЕ ГАЗЫ ИЛИ СОСТАВЫ МОГУТ БЫТЬ ________.

Эталон ответа: взрывоопасны

20) ГАЗ БЕЗ ЦВЕТА, ЗАПАХА И ВКУСА, НЕЯДОВИТЫЙ. Используется только для сварки меди и её сплавов, по отношению к которым азот является инертным газом

21) ДАЙТЕ ПОЛНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. активные газы

2. инертные газы

А. вступают в химическое взаимодействие с металлами и растворяются в металлах; Б. защищают зону сварки от воздуха, но сами растворяются в жидком металле либо вступают в химическое взаимодействие; В. не вступают в химическое взаимодействие с металлами и практически не растворяются в металлах; Г. защищают зону сварки, но сами не растворяются в жидком металле

Эталон ответа:1-Б, 2-В

22) ВЫБЕРИТЕ ГАЗ НУЖНЫЙ ДЛЯ СВАРКИ

1. при сварках стальных элементов А. аргон (38%), СО2 (42%) 2. при сваривании нержавеющих сталей Б. аргон (18%), СО2 (82%) В. аргон (98%), СО2(2%)

Эталон ответа: 1-Б,2-В.

23) ЦВЕТА БАЛЛОНА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОКРАШЕНЫ ДЛЯ

1.Ацетилена А.Черный 2.Кислорода Б.Голубой 3.Пропан-бутана В.Красный 4.Углекислого газа Г.Белый

Эталон ответа:1-Г, 2-Б, 3-В, 4-А

24) КЛАССИФИЦИРУЙТЕ СВАРОЧНЫЕ ГАЗЫ

1. активные газы А. азот, СО2, водород, кислород 2. инертные газы Б. водород, гелий В. гелий, аргон

Эталон ответа: 1-А, 2-В.

25)РАЗВИВАЕМАЯ ТЕМПЕРАТУРА ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТВА (ЧАСТОТЫ) ПОДАВАЕМОГО В ГОРЕЛКУ __________ 1.водорода 2. углекислого газа 3.азота 4. кислорода

Тест для пожарных:

1) ЕСЛИ В ПОМЕЩЕНИЕ, В ВОЗДУХЕ КОТОРОГО СОДЕРЖИТЬСЯ 15% ПРОПАН- БУТАНА, ВНЕСТИ ОГОНЬ,ПРОИЗОЙДЕТ

1.Удушье 2.Отравление 3.Пожар 4. Взрыв

Эталон ответа: 3

2) КАРБИД КАЛЬЦИЯСЛЕДУЕТ ТУШИТЬ

1.Сухим песком 2. Углекислотными огнетушителями 3.Порошковыми огнетушителями 4.Водой 5.Правильно 1,2,3 совместно

Эталон ответа: 5

3) ПРИ УТЕЧКАХ ПРОПАН-БУТАНА ВОЗМОЖНО СКОПЛЕНИЕ ЕГО В 1. В пониженных, плохо проветриваемых 2. В пониженных и заглубленных местах 3. В верхних, плохо проветриваемых 4. В верхних, проветриваемых местах

Также используется метод консультирования. Лидер каждой микрогруппы выполняет роль консультанта, помогает другим. Сначала лидеры микрогрупп отвечают на вопросы преподавателя данной конкретной темы, а затем опрашивают свою микрогруппу, давая оценку знаний и умений согласно критерию. Лидеры помогают выращивать потребность понимания содержания данной темы и развивать способность к обучению. В процессе такой работы повышается самооценка обучающихся, вера в собственные силы, формируется компетенция социального взаимодействия, коммуникативность, умение слушать, работать в команде.

Без знаний химии не возможно осознанно проводить различные технологические процессы при сварке металлов, при приготовлении пищи, при обслуживании автомобиля. Поэтому, новые современные технологии призваны сегодня научить учащихся учреждений среднего профессионального образования самостоятельно добывать знания и пополнять их в течение всей жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемное обучение на уроках химии.

Выполнила: Ерилкина Н.В.

Перед современной школой стоит важнейшая задача подготовки грамотных и высококвалифицированных специалистов. В современных условиях эта задача может быть решена путём творческого усвоения знаний и методов деятельности, формирующих творческое мышление обучаемого. Характер отобранных и используемых при обучении знаний непосредственно влияет на тип мышления. Один из типов творческого мышления- научное мышление- формируется в процессе обучения на базе научных знаний. Наиболее действенный способ построения у обучаемых научных химических знаний состоит в перенесении системы химической науки на систему преподаваемой учебной дисциплины. Для создания целостной системы обучения химии необходимо: выделить и сформировать методические принципы обучения химии; найти теоретическое обоснование для определения содержания курса; осуществить отбор предметного содержания курса и зафиксировать его в программе по курсу, учебнике и в учебных пособиях; установить научно-обоснованную последовательность изучения отобранного содержания; разработать методику проведения занятий, лабораторного практикума и самостоятельной работы учащихся; предложить методы контроля, позволяющим следить за ходом усвоения учебного материала, а также соответствующим образом отслеживать результаты обучения; разработать приёмы диагностики заданных качеств знаний, доказывающих эффективность выделенного содержания обучения и организации познавательной деятельности. Все виды человеческой деятельности, в том числе в педагогике осуществляются с обязательным соблюдением общепринятых закономерностей, присущих как деятельности вообще, так и педагогической или преподавательской практике, в частности. В педагогике эти закономерности получили названия принципов обучения. Принцип проблемности обучения тесно связан с научностью, идейностью, мировоззрением, активностью, коллективным характером обучения, мотивацией, положительным эмоциональным фоном и другими принципами. Проблемное обучение (проблемный метод обучения) включает в себя все последние достижения педагогики и дидактики. Целью моего доклада является раскрытие темы, без осознания которой полноценного современного обучения построить нельзя. Я имею ввиду осознанное, а не стихийное проблемное обучение. О его необходимости много пишут, но значительно реже его применяют не только потому, что оно не стало частью педагогического сознания, но и потому, что оно не стало инструментом его деятельности. Метод проблемного обучения может быть полноценно реализован только при условии знания учителем основных дидактических закономерностей процесса обучения, умения применять эти знания в реальной учительской практике. Только тогда возможно достижение основных целей обучения: развитие интеллектуального потенциала учащихся, их способностей к творческому мышлению, формированию ценностного отношения к самому процессу познания.

Теоретическая часть.

Методические рекомендации к разработке и проведению проблемного урока.

Назначение проблемного урока. 1)активизация и развитие мыслительных действий (анализ, синтез, аналогии, сравнения, обобщение и т.д.) 2)развитие креативности (творческого начала). 3)выход на проектную, исследовательскую деятельность.

Проблемный урок обязательно базируется на проблемной ситуации, в основе которой может лежать: 1)несоответствие жизненного опыта реальной (новой) ситуации, научным сведениям. 2)несоответствие имеющихся знаний и новых фактов 3) столкновение нескольких точек зрения, проблема выбора 4) прогноз (развитие) событий, явлений, предполагаемый результат 5) недостаток (недоступность) информации.

Методы решения проблемной ситуации: 1) Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование. 2)Проектирование

Средства решения проблемной ситуации (проблемы.) 1) Эксперимент 2)Работа с информацией (текстовой, визуальной) 3) Наблюдение 4)Моделирование.

Формы работы учащихся: беседа (эвристическая, дискуссия, диспут и т. д.) лекция; экскурсия; лабораторные опыты; теоретическая работа в группе.

Этапы урока. 1. Мотивация. Создание проблемной ситуации. 2. Выдвижение гипотез и их запись на доске 3. Исследование (творческое, практическое.) 4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы. 5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез.) 6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы. 7. Рефлексия. 8. Домашнее задание

Практическая часть.

в) NaOH + HCl ------? (фенолфталеин)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлены различные аспекты преподавания химии с помощью компьютерных технологий.

Доклад на районное методическое

объединение учителей химии


подготовил учитель химии

МБОУ Новодмитриевская СОШ

Буценко Александр Анатольевич


2019-2020 учебный год


В настоящее время в Российском образовании идет процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов.

Только за последнее десятилетие повсеместно стали использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии. При этом разрабатываемый образовательный стандарт должен стать ответом на вызов современного глобального непрерывно меняющегося мира.

Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

Однако использование в настоящее время компьютерных технологий в процессе обучения, в том числе химии, скорее исключение, чем правило. Кроме того, надо признать, что за последние годы наблюдается снижение интереса учащихся к естествознанию вообще и к химии в частности, что представляет собой одну из проблем школьного образования. Причины негативных изменений, появившихся в обучении химии за последние годы, связаны с нарастанием сложности программного материала и сокращением учебного времени на его усвоение, а также недостаточным обеспечением учебного процесса специальным оборудованием.

Для достижения поставленной цели в области преподавания химии определены следующие задачи:


рассмотреть основные принципы и методические приемы построения компьютеризированных методик обучения химии;


адаптировать применение информационных компьютерных технологий к условиям лечебно-образовательного процесса;


создать условия для формирования ключевых компетенций обучающихся с акцентом на информационные;


содействовать созданию здоровьесберегающей среды обучения.


Для реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока.

Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:


создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом;


максимально целесообразно располагать материал;


обеспечивать основной материал дополнительной информацией;


подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.


На этапе проведения уроков компьютер позволяет:


красочно оформлять материал;


повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;


оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;


концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;


в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;


самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.


На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности:


аккумулировать совместные усилия учителей;


развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;


систематически накапливать материал;


повышать мотивацию преподавания и обучения.


Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. Для организации работы учителем могут быть применены различные модели использования компьютера на уроках.

Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса.

^ Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширят возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным. Например, раздел “Химия на службе человека” позволяет приблизить получаемые сведения к реальности , , .




Компьютерное моделирование оказывается незаменимым при изучении химических процессов, непосредственное наблюдение за которыми нереально или затруднено. Таким примером может служить рассмотрение процесса электролитической диссоциации , изучение реакций ионного обмена , где наглядно, в движении представлены процессы, происходящие в растворе между ионами.



Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в школьных условиях.

Преподавание химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например галогенов, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера дает возможность компенсировать этот недостаток.

^ Привлечение обучающих игр позволяет сделать процесс усвоения химической информации эмоционально насыщенным, а значит более продуктивным. Обучающие игры можно применять и для внеклассной работы по предмету.
Большинство обучающихся имеют домашний компьютер, поэтому появилась возможность использовать электронные носители информации в процессе индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в обучении и с одаренными детьми.


Еще одним аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний учащихся. Большая часть электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у учащихся.

Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, информация на некоторых из них излагается очень сухо, задания чрезвычайно трудны для школьника. Поэтому возникает потребность в создании собственных информационных продуктов. Компьютерные презентации – эффективный метод представления и изучения любого материала. Применение слайд – фильмов (Power Point) обеспечивает более высокий уровень проведения урока, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации использую данные электронных учебников, информацию сети Интернет, размещаю на слайдах необходимые формулы, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещаю контрольные задания. Если учащиеся не могут ответить, на какой - либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения.

Презентации применяю при изучении новой темы, при обобщении изученного материала, для проведения самостоятельных работ. Презентации разрабатываю как сама, так и учащиеся, а также использую готовые из Интернет ресурсов.

Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса является следующие аспекты:

• в центре технологии обучения - ученик;
• в основе учебной деятельности – сотрудничество;
• позиция ребенка в учебном процессе – активная;
• перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.

Мною были выявлены преимущества использования компьютерных технологий на уроках химии:

1) индивидуальный и дифференцированный подход к обучению

2) осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и

оценкой результатов учебной деятельности;

3) осуществлять самоконтроль;

4) осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и

5) визуализировать учебную информацию с помощью наглядного материала

6) представление на экране монитора процессов недоступных в школьной лаборатории

При использовании компьютерных технологий на уроках я добилась следующих результатов:

1) ^ Восприятие информации одновременно несколькими органами чувств.

2) Активизация внимания.

3) Повышение интереса к предмету.

4) Наглядность, занимательность и эмоциональность обучения.

5) Повышение качества излагаемого материала.

6) Эффективное использование времени урока.

7) Всестороннее развитие учащихся.

8) Повышение результативности и качества образования.

Читайте также: