Доклад учителя физкультуры на методическом объединении

Обновлено: 30.06.2024

Доклад на МО учителя Бенделя Ю.А. по теме: Использование различных методов обучения на уроках физкультуры и ОБЖ.

Современные методы обучения многогранны и разнообразны, их можно применять на всех уроках, в том числе ОБЖ и физической культуры.

Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.

Репродуктивный метод обучения — система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.

Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует учащихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности учащихся.

Практический метод учения предполагает практические и физические навыки учащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения;

деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.

Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается ученикам в виде проблемных задач, вопросов, заданий, ролевых игр для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика.

Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

Учителю физкультуры предоставляется широкая возможность разнообразно применять следующие методы: методы использования слова – подсчёт, команда, описание, объяснение, указание, разбор, беседа, рассказ; методы наглядного восприятия – показ, демонстрация плакатов, схем, рисунков, звуковые сигналы и т.д.; практические методы – строго регламентированного упр-я, разучивание по частям, в целом, частично-регламентированного упр-я, соревновательно-игровой метод, который позволяет большинство физически трудных упражнений выполнять легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которых делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Он в совокупности многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности учащихся как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является так же возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно – игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.

Соревновательно – игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению к обучению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усвояемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажном в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно – игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий. Стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.

Теперь о том, как я это применяю на уроке.

Каждый урок начинается с подготовительной части, т. е. на уроке физкультуры все начинается с построения учащихся. Даю задание на перестроение по времени, кто быстрее по отделениям. Строевые и порядковые упражнения даю на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок).

Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются за качество выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следует соревнование “на лучшее выполнение”. Для этого использую следующие перестроения: слабых ставлю напротив сильных или девочек строю напротив мальчиков. Дети наглядно следят за выполнением упражнений друг друга, учатся друг у друга, что положительно сказывается на технике выполнения общеразвивающих упражнений, особенно с предметами. Далее в подготовительной части урока, обязательно даю упражнения в движении. Такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Учащиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Всё делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку общую или индивидуальную. Например, если в основной части урока нужно будет ребятам проявить скоростные качества, задание даю такое: догнать, обогнать, кто быстрее, и специальные беговые, прыжковые упражнения на технику выполнения.

Основная часть урока:

Идет решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Я считаю, что четкое объяснение техники выполнения любого упражнение и правильный показ учителем обязателен(особенно, если урок ведется в начальном и среднем звене). В более старших классах учитель может опираться на хорошо подготовленного ученика, который может правильно осуществить показ упражнения после методически правильного объяснения преподавателя. Я стараюсь так преподнести задание ученику, чтобы произошло правильное его осмысление. Затем идет распределение последовательности выполнения задания учащимися, поэтапное обучение от простого к сложному. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок. В заключительной части урока, после восстановительных упражнений. Предлагаю детям соревнование в теоретических знаниях. Например: в умении объяснить технику основного упражнения, изученного на уроке. Я стараюсь оценить на уроке всех учащихся или их большинство. Если кто-то не смог выполнить задание, идет исправление ошибок с показом и разбором учителя или ученика, освоившего упражнение в совершенстве. Достичь двигательной активности (деятельности) ребятам помогает соревновательно-игровой метод, присутствующий во всех видах учебной программы. Он применим с одинаковым успехом и в не игровых видах физического воспитания.

Играть и соревноваться в гимнастике можно также успешно, как и в других видах физической подготовки. Суть метода – прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победы или возможно более высокого достижения, как отдельных учащихся, так и команд. Итак, чтобы повысить заинтересованность учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений. Даю задание на их выполнение в соревновательно-игровой обстановке. Делю класс на отдельные команды и провожу соревнование на лучшее выполнение этих упражнений, а учащиеся при этом оценивают друг друга. Соревнования провожу в параллельных колоннах или шеренгах с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, так и без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования.

Для того, чтобы повысить внимание в начале урока провожу игру, где учащиеся должны выполнять строевые команды учителя, когда в начале команды присутствует слова “класс” или какой либо предварительный жест. Например: поднятие руки вверх.

При выполнении общеразвивающих упражнений команды соревнуются на выполнение большего количество упражнений за определенный промежуток времени, как на месте, так и в движении. Например, даю задание: кто раньше выполнит 10 наклонов, отжиманий, приседаний, какая команда в сумме больше выполнит наклонов, отжиманий и т.д. Общеразвивающие упражнения включаю в эстафеты. После передвижения на одной, двух ногах, через определенное количество шагов, ученики должны выполнять какие-либо упражнения без нарастающего итога и с нарастающим итогом в арифметической прогрессии, после чего могут передвигаться к своей колонне, передавая эстафету следующему учащемуся.

При выполнении комплексов провожу соревнование. Как за качество выполнения, так и за синхронность. Выполняя упражнения на снарядах, учащиеся соревнуются на лучшее выполнение самих упражнений, а так же подхода к снарядам и отхода от них.

Легкая атлетика, как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения, наряду с гимнастическими являются ведущими в физическом воспитании.

Однако легкоатлетическим упражнения присуща циклическая деятельность, состоящая из монотонных движений, притупляющих интерес учащихся к занятиям. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно-игровой метод, цель которого повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых заданий позволяет мне скучную монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной. На уроке даю учащимся следующее задание: бег с определением лидера, меняю возрастание объема и интенсивности физической нагрузки в соревновании или игре; провожу соревнования в условиях, приближенных к реальным, с обязательной оценкой достигнутого уровня; поощряю учащихся в разнообразии применения технических приемов, а так же способов выполнения задания. Регулярно поощряю не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших добиться своих личных результатов.

Лыжная подготовка – важный прикладной вид физического воспитания, связанный с умением передвигаться на лыжах по снегу. Применение соревновательно - игровых заданий является эффективным средством в обучении и совершенствовании лыжной техники, а так же развития физических качеств на уроках лыжной подготовки. Играя и соревнуясь, учащиеся успешно приобретают необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъемы, а так же закрепляются умения применять технику лыжных ходов с учетом рельефа местности. Соревновательные упражнения учащимся даю на учебном кругу, такие как техника скольжения, обгона. Спуски, подъемы и повороты – соревнуемся на пологом склоне. На длинных дистанциях учу детей тактично противостоять сопернику, а так же развиваю выносливость.

На первый взгляд может показаться, что роль соревновательно - игрового метода в освоении спортивных игр незначительна и его использование мало эффективно, так как спортивные игры очень эмоциональные и содействуют физическому развитию учащихся сами по себе. Но это не так, потому что для овладения умениями и навыками игр в совершенстве требуется развитие специальных, физических и психологических качеств. Для этого я включаю элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные упражнения, подвижные игры и эстафеты (пятнашки мячом, броски на технику, попадание в цель, набивание, переноска мячей, передачи). Задания усложняю. Меняю игры: “Не давай мяч водящему”, “Борьба за мяч”, и т.д. Так же, изучая каждую спортивную игру в отдельности, подбираю соревновательно–игровые задания, способствующие развитию определенных умений и навыков.

Применение соревновательно – игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, а сами занятия сделать более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное: решить основную проблему двигательной деятельности (активности) учащихся любого возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни – это не просто красивые слова, а одно из важнейших требований, диктуемых современностью. Физическая культура как часть общей культуры человека призвана помочь в решении этого вопроса.

Доклад на РМО учителей физической культуры.

Введение

Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни – это не просто красивые слова, а одно из важнейших требований, диктуемых современностью. Физическая культура как часть общей культуры человека призвана помочь в решении этого вопроса.

И всё-таки, почему в настоящее время так важно хорошее, качественное преподавание физической культуры? Во–первых потому, что процветает безразличие учащихся., которое является производной индифферентности и массовой безработицы, особенно в сельских районах, существенно влияющее на снижение учебной мотивации учащихся. Во–вторых, в какой-то период в стране резко упал престиж образования и знаний, в том числе и уроков физической культуры. В-третьих, недостаточная материальная база. В-четвёртых, непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся. В–пятых, ныне много детей, слабо подготовленных, из неблагополучных и неполных семей, не мотивированных на самосознательные занятия физической культурой. В–шестых, государство настоятельно нуждается в здоровом, крепком поколении. Этот ряд можно продолжать довольно долго.

В связи с этим чрезвычайно велика роль школьного учителя физической культуры как проводника в мир здоровья. А самому учителю в современном, часто меняющем свои приоритеты мире необходимо регулярно проводить анализ и самоанализ своей деятельности, чтобы не оказаться в положении водителя тихоходной техники на скоростном автобане, который от всех отстаёт и всем мешает.

Таким образом, основной целью проведения самоанализа своей деятельности я считаю необходимость сохранения высокого уровня физической культуры в нашей школе и, как следствие, привитие и поддержание интереса к регулярным, в том числе и самостоятельным, занятиям физической культурой и спортом. Важна для меня как стимул и направление для дальнейшего развития и внешняя оценка со стороны учеников, родителей, коллег, представителей общественности и просто небезразличных людей.

Система работы

Каждый человек в ходе своей трудовой и общественной деятельности выбирает какое-то основное направление, которого и старается постоянно придерживаться. Для себя в качестве ключевой концептуальной идеи я определил идею создания условий для того, чтобы ребёнок сам осознавал необходимость и важность занятий физической культурой. Другими словами, нужно развивать и поддерживать мотивацию ученика в процессе овладения им ценностями, накопленными в сфере физической культуры.

Система работы педагога по развитию мотивации учащихся состоит из следующих компонентов:

1. Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к занятиям физической культурой; определение сущности того, что побуждает ученика учиться.

2. Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учётом следующих факторов:

-опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации ( что знает ученик (знания), как он умеет учиться(учебная деятельность), как умеет ставить и реализовывать цели);

-у каждого ученика есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы её развития.

3. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для развития учебной мотивации учащихся при занятиях физической культурой:

-средствами постановок задач (факторы, связанные с содержанием задачи, с организацией деятельности по её решению, определяющиеся отношениями между участниками, включёнными в деятельность по решению задачи);

-средствами форм организации учебно-познавательной деятельности (разнообразные формы уроков и внеклассной работы);

4. Планирование учебного процесса с учётом развития мотивации учащихся через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока, порции материала

5. Оценка и анализ эффективности работы учителя по развитию мотивации, планирование дальнейшей работы на основе данных выводов о результативности.

Как это происходит на практике

Диагностика уровня учебной мотивации ученика проводится с помощью следующих методов:

Но наибольшее значение для развития мотивации ученика к занятиям физической культурой имеет внеурочная деятельность. В нашей школе в течение учебного года проводится порядка не менее 1-2 физкультурно-массовых мероприятий в четверть, многие из которых традиционны уже несколько лет (теннис, стрельба из пневматической винтовки, бег на коньках, на лыжах, хоккей, футбол).

Родители постоянно интересуются спортивной жизнью школы, помогают и морально, и материально, оказывая денежную помощь для выездов на республиканские соревнования, для покупки экипировки и инвентаря.

Всё вышеизложенное, возможно, было бы не так эффективно по отдельности, но в комплексе, работая, как единая система, даёт мощный толчок к занятиям физической культурой и спортом.

Что имеем в результате

Объективную оценку результативности физкультурно-массовой работы с применением данной методической системы можно дать по нескольким направлениям. Основным я считаю направление оздоровительно-массовое, поскольку сохранение и улучшение здоровья детей считаю основной задачей учителя физической культуры.

Следующее направление - спортивное. В нашем районе ежегодно проводятся спартакиады (Районная спартакиада среди общеобразовательных школ), каждые 2 года проводятся детские спартакиады (Зимняя детская спартакиада, Летняя детская спартакиада), которые включают в себя от 4 до 10 видов спорта. Несмотря на то, что школа наша небольшая (около 100 человек), мы каждый год находимся в числе призёров.

Анализ данных даёт представление о том, что, несмотря на небольшой контингент учащихся, наша школа имеет стабильно хорошие результаты районного и республиканского уровня, учащиеся с удовольствием занимаются и на уроках, и внеурочной деятельностью. Всё это является доказательством действенности и полезности работы методической системы.

Заключение

Природосообразность – педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного природного развития ребенка.

Педагогическая деятельность – это действия учителя, создающие условия, которые ставят ученика в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта учителя.

Здоровье сберегающая среда в условиях личностно ориентированного подхода.

В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения как основополагающего фактора будущего благополучия государства.

Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Формирование здоровье сберегающей среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, а также всех заинтересованных структур и представителей общественности.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на теоретических уроках физической культуры через использование электронных презентаций и компьютерных тестов

Одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества — информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.

Электронные презентации на теоретических уроках по физической культуре предназначены для решения ряда педагогических задач. Их использование позволяет нам значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения.

Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры дает возможность:

осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;

вносить обоснованные изменения в процесс преподавания,

достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

ГМО учителей физической культуры

Личностно ориентированное обучение и воспитание как основа взаимодействия с обучающимися в организации учебно-воспитательного процесса

В целях активизации познавательного интереса обучающихся к изучению физической культуры необходимо личностно ориентированное обучение и воспитание.

В индивидуальной работе с обучающимися, во избежание риска снижения уровня их включения в учебную деятельность, следует применять разнообразные разноуровневые задания.

Взаимодействие с обучающимися носит творческий характер при подготовке внеклассных мероприятий.

Мотивация обучения и личность

Мотивация – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Под мотивами понимаются конкретные причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

Если говорить об учебе, то мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, связанной с конкретным предметом познания, направленность на эту деятельность.

У современных школьников средней полосы России познавательные мотивы по сравнению с прочими мотивами учения сформированы в наименьшей степени. В то же время установлено, что именно эти мотивы больше всего влияют на дидактический процесс, стимулируют учебную самостоятельность и целеустремленность.

По данным тех же исследований, наиболее развиты у школьников мотивы коммуникационные и утилитарно- практические.

Для развития любознательности учеников мною используются информационно-коммуникационные технологии.

ШПО учителей технологии, ИЗО и физической культуры

Роль семьи в физическом воспитании школьника.

Школа не может без помощи семьи решить задачи физического воспитания детей. Так, уроки физкультуры в школе, по данным профессора Н. Лебедевой, компенсируют в среднем лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка. Дефицит движений, в свою очередь, приводит к нарушению осанки, избыточному весу, заболеваниям сердечно-сосудистой системы даже у младших школьников.

Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания - важный фактор сплочения семьи, укрепления нравственного климата, создания добрых традиций, общих интересов.

Круглый стол по теме в рамках ШМС

Осуществление нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию.

На занятиях физической культуры у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. Во время выполнения физических упражнений развивается способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки, воспитывается стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках.

В процессе физического воспитания одновременно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

ШПО учителей технологии, ИЗО и физической культуры

Организация внимания обучающихся на уроках физической культуры

Успешность обучения во многом определяется тем, насколько учителю удалось использовать психические процессы учащихся, в частности внимания. Организация внимания учащихся означает и организацию педагогического процесса.

С.Л. Рубинштейн охарактеризовал внимание как направленность и сосредоточение сознания на чем-либо: предмете, явлении, действии, мысли.

В младшем школьном возрасте преобладает непреднамеренное внимание. Поэтому учащиеся младших классов легко отвлекаются на посторонние раздражители.

Исходя из этого, не следует давать в младших классах серии упражнений, на выполнение которых требуется большее время, или число повторений превышает 5 - 6 раз. Кроме того, младшие школьники плохо сосредотачиваются на собственных мыслях, поэтому нет смысла давать им задания на анализ техники, поиск ошибок.

Учащиеся средних классов способны сосредотачиваться до 30 - 35 минут, но импульсивность поведения, нетерпеливость, большое желание достигнуть результата (не обращая внимания на качество) приводит к легкой отвлекаемости, и в последующем к нарушению дисциплины. Однообразность работы снижает интенсивность внимания.

Старшеклассники, в связи с сильной мотивацией, способны к длительному сосредоточению внимания. На уроках кроме демонстрации должен присутствовать и теоретический анализ.


Индивидуальный подход на уроках физической культуры.

Из опыта работы по методической теме

Уроки физической культуры и занятия спортом с каждым днем играют всё большую роль в воспитании подрастающей молодёжи.

В соответствии с ФГОС целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В компьютерный век детей становится всё трудней привлечь к занятиям активными видами спорта, такими как баскетбол, лыжные гонки, так как дети предпочитают провести время у телевизора или за компьютерными играми.

Роль уроков физической культуры в данной ситуации привлечь всех детей, независимо от группы здоровья и их физической подготовленности к занятиям спортом.

Одной из проблем, с которой я столкнулся было: как оценить по предмету ученика, подготовительной группы или освобождённого от занятия физической культуры. По этому вопросу я выступал на педагогическом совете в октябре 2016 года. (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ)

Учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, я провожу обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для детей всех уровней потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Я считаю, что добиться этого, мне поможет использование индивидуального подхода к каждому ученику, что очень важно для повышения их успеваемости и мотивации к занятиям спортом.

Цель моей работы: развитие физических качеств с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основные задачи :

  1. Выявить проблемы и пути их решения.
  2. Определить уровень обученности и индивидуальные особенности детей.
  3. Подобрать методику для проведения занятий с учетом индивидуальных особенностей детей.
  4. Применить данную методику на практике с возможной корректировкой исходя из результатов тестирования.
  5. Дать оценку эффективности использования индивидуального подхода на уроках физической культуры.

Но как привлечь ребенка заниматься спортом?

В первую очередь нужно сделать уроки физической культуры интересными и познавательными.

Добиться этого можно – лишь тщательно подготавливаясь к каждому уроку и индивидуально подходя к каждому учащемуся. ( ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ)

Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий.

Мне как учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение.

В школах с большой наполняемостью классов этого добиться намного трудней. В школе, где я работаю, наполняемость с каждым годом снижается, даже при объединении классов редко превышает 10 человек. Практически каждый ребёнок имеет разную физическую подготовленность, медицинскую группу, а при проведении уроков в объединённых классах и большую разницу в возрасте. Всё это побудило меня использовать индивидуальный подход на уроках физической культуры. (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)

Анализируя публикации коллег по использованию индивидуального подхода, я определился с исходными точками, с которых необходимо начать. А именно:

  1. Точно определил исходный уровень обученности учащихся, на основании тестирования, которое я провожу в начале года и в конце каждой четверти. (ДИАГРАММА и ПОРЯДОК РАССЧЕТА ОУФП). Это мне позволяет корректировать уровень роста каждого учащегося, а так же дает возможность детям самостоятельно увидеть свои результаты, которые вносятся в журнал и вывешиваются на стенде. ТАБЛИЦА ТЕСТИРОВАНИЯ.
  2. Изучил личности учащихся, выявил их индивидуальные особенности. В этом мне помогли беседы с учащимися и их родителями, анкетирование и наблюдения за детьми во время занятий.
  3. Строю занятия так, чтобы индивидуальный подход к учащимся обеспечивал рост показателей всех школьников, а не только отстающих.
  4. Особое значение уделяю выбору формы организации детей на уроке.
  5. Распределяю учащихся по отделениям на урок с учетом их индивидуальной подготовленности.
  6. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:
  • создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
  • методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого учащегося.

В своей работе я пытаюсь организовать урок так, чтобы каждый ребёнок получал необходимую нагрузку, ориентируясь на группы здоровья обучающихся, а так же контролирую утомляемость. (ТАБЛИЦА КОНТРОЛЯ УТОМЛЯЕМОСТИ)

При планировании работы с подготовительной группой учитываю данные ограничения во время занятий, в зависимости заболевания. (ТАБЛИЦА)

Во время учебных занятий или в общении с детьми стараюсь держать в поле зрения всех учащихся.

В своей работе я использую несколько методов организации деятельности учащихся на уроке физической культуры. Это:

  1. Фронтальный способ – упражнения выполняются всеми учащимися одновременно. Этот способ применяется при выполнении строевых, общеразвивающих упражнений, а также упражнений в ходьбе, беге, передвижениях на лыжах и т.п.; в этом способе для каждого учащегося подбирается своя дозировка упражнения
  2. Групповой способ – упражнения выполняются одновременно несколькими группами учащихся; в этом случае каждая группа комплектуется по схожим уровням физподготовки, но и в группах есть индивидуальные задания, которые предусматривают и повышенные, и пониженные уровни заданий. (ФРАГМЕНТ УРОКА ГИМНАСТИКА)
  3. Поточный способ – учащиеся выполняют заданные упражнения друг за другом; но с корректировкой в зависимости от меры усвоения упражнения.
  4. Индивидуальный способ – отдельные ученики, получив задание, самостоятельно выполняют его. Обычно такие задания дают отстающим в овладении тем или иным упражнением или, наоборот, сильнейшим, которые занимаются в спортивной секции, и имеют более высокий уровень физподготовки. В этом случае мне приходиться контролировать выполнение заданий. СХЕМА

Индивидуальный подход к учащимся осуществляется и при фронтальном, поточном, групповом методах. При одинаковых для основной части учащихся заданиях, некоторым учащимся их облегчаю или, наоборот, усложняю. Например, при челночном беге, в зависимости от подготовки учащимся предлагаются различные места старта, но при общем финише, после первого забега ученики сами корректируют длину своей дистанции, добиваясь того чтобы упражнение выполнялось в полную силу и стремятся чтобы финиш был вместе с сильными учениками.

При дозировании заданий по трудности использую 3 способа:

  1. Указываю степень трудности и сам выбираю для каждого ученика посильный вариант. Например, при совершенствовании лыжных ходов прокладываю три лыжни разной длинны. Учащимся, которых считаю наиболее подготовленными, предлагаю самую длинную, менее подготовленным – вторую лыжню и самым неподготовленным – по третьей, самая наименьшая.
  2. Указываю степень трудности, но учащиеся сами (индивидуально) выбирают себе задания.
  3. Ученики сами оценивают трудность и выбирают себе задание.

Когда школьники достаточно хорошо освоили материал, можно строить занятия в группах в основной части урока по методу круговой тренировки. (КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ ПО СТАНЦИЯМ). Это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает мне возможность видеть работу всех учащихся, контролировать их действия, давать консультации и своевременно оказывать индивидуальную помощь.

Не нужно стремиться научить всех одному и тому же, привести всех к одному уровню.

При этом моя главная задача – работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности.


© Муниципальное общеобразовательное учреждение Филипповская ООШ Любимский МР, 2017 – 2022 Работает на CMS2.edu при поддержке © ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании"

Читайте также: