Доклад торговля подержанными автомобилями

Обновлено: 05.07.2024

Приехали. Мировые производители прекращают поставки машин в Россию

Крупнейшие мировые автоконцерны заявили о приостановке поставок в Россию машин и запчастей. Завод Volkswagen в Калуге также встал. Перспективы у российского авторынка самые мрачные.


Из оставшейся половины 377 612 — это марки концерна Hyundai: он сам, его премиальный бренд Genesis (4480) и KIA. Большая их часть собирается на петербургском заводе, и до сих пор там планировалось лишь расширение производства и углубление локализации вплоть до сборки двигателей. Сейчас с этими планами все очень непонятно. Корейские СМИ уже заявили, что поставки Hyundai в Россию под большим вопросом. Пока причиной называется отказ от поставок электронных компонентов из Тайваня. Однако корейские политики не скрывают: они не намерены идти наперекор всему миру, так что вопрос санкций и полномасштабного отказа от поставок машин и комплектующих, похоже, вопрос времени.

Среди крупнейших мировых производителей, пока не сообщивших о прекращении поставок, Toyota. Однако Япония одной из первых заявила о поддержке мировых санкций. Как скоро ее автомобильная техника — Toyota (97 941) с Lexus (19 362), Nissan (51 338) с Infiniti (2 034), Mitsubishi (27 699) и Mazda (29 177), Suzuki (9 159) и Subaru (5 650) — также будет названа высокотехнологичной, а значит, запрещенной к экспорту в Россию, можно лишь догадываться. А есть еще сборка Isuzu в России, правда, всего 775 машин. Honda, продав 1 324 машины, ушла с российского рынка еще в прошлом году.

Итого у нас остаются китайцы. В прошлом году они резко нарастили долю на рынке, некоторые — в разы. Однако у всех них вместе по итогам прошлого — самого успешного — года всего 115 612. То есть 7% рынка.

То есть только китайцы, которые, даже если в десять раз нарастят поставки в Россию, все равно не смогут покрыть весь спрос. Есть еще, кстати, Volvo (9 088). Он тоже только прикидывается шведским, но на самом деле — китайский. Особо громко кричать об этом на каждом углу никто не кричит, но факт остается фактом: к списку отказников эта марка пока, по крайней мере, не присоединилась.

Законы экономики работают даже во время специальной операции. Хотя и в специфическом виде. Падение предложения при неизменном спросе приведет к росту цен. Это даже без учета резко подешевевшего рубля — к юаню его курс тоже упал. Возможно, купить машину станет привилегией уже в ближайшие месяцы. На машины будут записываться и продавать место в очереди. И если вам кажется, что где-то вы это уже видели, вам не кажется.

Для тех, кто пытается придумать, как Россия может адекватно ответить на эти демарши, и, к примеру, подумать, что сами же автоконцерны первые и пострадают, — есть простая цифра: 1,9%. Именно такова доля России с ее 1,6 млн проданных машин на мировом авторынке общим объемом 81,3 млн единиц. Это 11-е место между Канадой и Италией. И да, в прошлом году и в начале этого дефицит и ажиотажный спрос из-за кризиса на рынке полупроводников — по всему миру. И наши объемы легко растворятся на общем рынке.

Отдельная история — сервис уже ввезенных и купленных в России иномарок. Детали ведь к нам тоже перестают привозить. Отечественный рынок комплектующих знает множество примеров успешного импортозамещения. А в нынешних условиях к ним можно будет относить и китайские копии оригиналов. Можно предположить, что все, что не связано именно с уникальными технологиями, которые скопировать пока не удалось, к примеру электронные блоки управления, надо будет искать по разборкам.

Российская автодилерская сеть в одночасье становится исключительно сервисной. А торговой — лишь в части подержанных авто. В принципе, поскольку неизбежен рост цен, особо катастрофических результатов у них первое время не будет. Однако ни у кого пока в голосе нет оптимизма.


Для начала — краткая сводка того, что неизбежно повлияет на автопром и авторынок в целом.

Санкции

Санкции от США, анонсированные президентом Джо Байденом. Из всего списка нам наиболее интересны следующие:

Евросоюз вводит ограничения в отношении финансового, энергетического, транспортного секторов и продукции двойного назначения. В частности:

  • Запрет российским госкомпаниям проводить операции в евро.
  • Ограничение доступа России к полупроводникам.

Очень чувствительной предполагает быть позиция Тайваня, который свой список санкций пока не опубликовал. Но уже появилась информация, что российские разработчики микроэлектроники получили уведомление от TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) о прекращении сотрудничества с российскими контрагентами.


Общие последствия

1. Ограничения в финансовом секторе предельно затруднят расчеты со всеми зарубежными контрагентами. Причем не только с западными, но вообще со всеми, включая страны СНГ: часто долларовые проводки осуществляются через европейские счета. Кроме того, конвертация идет не напрямую между рублем и национальными валютами, а через доллар или евро, соответственно, скачок инфляции в России сделает любую транзакцию дороже. В замороженных активах конкретных банков с высокой (почти стопроцентной) вероятностью окажется часть капитала автопроизводителей и ритейлеров.

2. Ограничение или полный запрет на поставки высокотехнологичной продукции ударит по большинству моделей автомобилей, собираемых в России. На ключевые позиции найти замену невозможно или очень трудно. Если без радаров, компонентов ADAS и мультимедиа автомобили выпускаться могут, то без ESP, ABS и систем активной безопасности — вряд ли, это как минимум нарушение конструкции и техрегламента РФ.


Автомобильная промышленность

Значительную часть современной российской автопромышленности составляют заводы иностранных концернов. Это легковые Volkswagen, PCMA (совместное предприятие Mitsubishi и Stellantis NV), Toyota, Nissan, Hyundai–Kia, Haval, Mercedes-Benz. И производители грузовиков — Isuzu, Volvo Trucks, MAN.

Из всего списка только корейцы и китайцы пока держат драматическую паузу, не определяя официального отношения к происходящему. И если китайцы вряд ли поддержат санкции, то с корейскими фирмами ситуация неоднозначная.

Очевидно, что немецкий прямой запрет на ведение бизнеса с Россией ставит крест на сборке BMW в Калининграде, Volkswagen/Skoda в Калуге и на ГАЗе, Mercedes-Benz в Подмосковье. Эти проекты должны закрыться первыми.


Ключевой вопрос: выйдет ли Renault из капитала АвтоВАЗа.

Мы не знаем. Никто не знает. Бизнес вообще такие решения не принимает за один-два дня, а там взаимоинтеграция и уровень инвестиций таков, что выйти можно только с саморазрушительными убытками. По всей видимости, альянс АвтоВАЗа и Renault станет одним из последних, кто падет под санкционным давлением. И то вряд ли. Но давайте дождемся обещанного Макроном списка французских санкций.

Еще лучше дела у китайского завода Haval, который и полупроводниковый кризис переживает лучше остальных. А теперь у него и вовсе наступает звездный час.


Авторынок и импорт

С корейцами, как уже говорилось, не все понятно. Прямого импорта из Южной Кореи практически нет, почти все модели локализованы. Более того, часть компонентов для них поступает не из самой Кореи, а из Китая, с которым проблем не предвидится. Но как поступят поставщики ключевых европейских комплектующих типа Bosch и Continental, станут ли блокировать поставки в автомобили российской сборки — пока неясно.


Выжидательная позиция объяснима: ликвидные активы в период финансовой лихорадки лучше не продавать, дожидаясь максимумов цен и спроса. Поскольку дефицит обещает быть весьма серьезным, то и заработать на уже оплаченных автомобилях можно будет больше. Бизнес, ничего личного.

Упомянутый выше директор GiPA в России Виталий Кравец предоставил прогноз на развитие автомобильного рынка в России. Вот он, на двух графиках.


Три прогноза в отношении продаж на авторынке России в 2022 году: пессимистичный, реальный и оптимистичный. Источник: GiPA в России


Как видим, эксперт не видит оснований для значительного падения. Разве что произойдет перераспределение в пользу отечественных марок. Но, повторимся, никто сейчас не сможет сказать, какова будет политическая ситуация завтра. И как она повлияет на экономику.

Читайте также: