Доклад тематическая картина бытовой и исторический жанры

Обновлено: 02.07.2024

Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.
Дать определения понятиям: натюрморт, анималистический жанр, портрет, пейзаж, бытовой и исторический жанры.

ВложениеРазмер
tematicheskaya_kartina_.bytovoy_i_istoricheskiy_zhanr_7kl.pptx 2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тематическая картина : бытовой и исторический жанр. 7класс. Педагог:Пешкова Виктория Юрьевна

Оборудование и материалы: Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров. Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства. Художественные материалы для практической работы. План урока 1.Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся. 2. Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций. 3.Постановка художественной задачи. 4.Практическое выполнение задания. 5.Подведение итогов и анализ работ.

Анималистический жанр- (от лат. animal – животное)жанр посвещенный изображению животных. Главной задачей художника становится точность передачи животного.

Портрет как жанр в искусстве . Портрет один из самых распространенных жанров, причем на картине могут быть изображены один или несколько человек.

Сюжетно-тематическая картина Бытовая; Историческая; Батальная; Сказочно-былинная; Мифологическая.

Бытовой жанр: к бытовому жанру относятся картины, раскатывающиеся о событиях повседневной жизни. Рожина бытового жанра Голландия 17в. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. П.А. Федотов, Сватовство майора; А.Г.Веницианов , На жатве.

Бытовой жанр в искусстве: На картине Василия Поленова изображён московский дворик, который можно было увидеть из окна дома в одном из арбатских переулков в девятнадцатом веке.Поленов изобразил дворик в самый обычный будничный день. Всё пронизано солнечным светом. Солнце светит лаского и мягко. По ярко-голубому небу бегут перистые облака. На дальнем плане картины за старым сараем изображена пятиглавая церквушка и колокольня. И церковь и колокольня белого цвета с золотыми куполами. Художник использует контраст тёмного тона сарая с белой церковью.

Батальный жанр в искусстве:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


лекция к уроку мхк в 9 классе Исторический жанр в русской живописи 2 пол.19в.

лекция к уроку мхк в 9 классе Исторический жанр в русской живописи 2 пол. 19в.


Исторический жанр в живописи. Урок - выставка творческих работ.

Материал данного урока может быть использована для обобщающего урока по жанру исторической живописи, а так же для проверки теоретических знаний учащихся.


Презентация к уроку МХК "Бытовой и портретный жанры в русской живописи второй половины ХIХвека"

презентация к уроку МХК.


урок МХК, Лекция Бытовой и портретный жанры в русской живописи 2 половины 19 века
Творчество выдающегося художника исторического жанра В.И.Сурикова

Материал презентации создан для проведения уроков изобразительного искусства.


Методическая разработка урока в рамках конкурса "Мой лучший школьный урок"Включает конспект урока для 7 класса по теме "Жанры изобразительного искусства. Исторический жанр", презентацию, игру с задани.


Тематическая картина. Жанры

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. 7класс. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Жанры изобразительного искусства НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы. ПЕЙЗАЖ — изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурно-городской, индустриальный пейзаж, ведуту, марину (изображает море), исторический, фантастический (футурологический), лирический, эпический пейзаж. ПОРТРЕТ — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности — автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная, парсуна. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ — связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала. БЫТОВОЙ — связанный с изображением повседневной частной и общественной жизни человека. ИСТОРИЧЕСКИЙ — один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. БАТАЛЬНЫЙ — посвященный изображению войны и военной жизни. В произведениях батального жанра главное место занимают сцены сражений и военных походов

Бытовой жанр — это раздел живописи, в котором художник изображает на картинах сцены из повседневной жизни обычных людей — своих современников. Основой для сюжета произведений служат всевозможные обыденные события: трудовые будни и минуты отдыха, веселые забавы, торжественные праздники и трагические моменты. Картины бытового жанра служат прекрасным инструментом для изучения нравов, обычаев и особенностей взаимоотношений людей разных исторических эпох.

История развития бытового жанра

Бытовой жанр в изобразительном искусстве зародился еще в Древнем Египте. На росписях стен гробниц и дворцов часто встречаются обычные сцены из жизни крестьян. Но эти картинки занимают второстепенное положение на фоне монументальных религиозных изображений.

Бытовой жанр. Стенопись с бытовыми сценами в Древнем Египте

Бытовой жанр в античном мире также играл незначительную роль в изобразительном искусстве. Древние римляне и греки предпочитали создавать произведения на героическую, религиозную и мифологическую тематики.

В странах Востока рисунки на темы быта чаще всего носили поучительный или юмористический характер. До наших дней дошли немногочисленные произведения мастеров из Китая, Японии, Кореи и Индии. А мусульманские мастера искусства вынуждены были считаться с запретом изображения фигур человека и животных.

Бытовой жанр. Неизвестный индийский художник XVII века. Бытовая сцена

Только в эпоху Возрождения в Европе бытовой жанр начал постепенно набирать популярность. Мастера Ренессанса стали добавлять в свои картины на религиозную тематику ранее недопустимые изображения из повседневной жизни. Появились первые миниатюры, гравюры и светские росписи, посвященные народному быту.

В XVII веке наступил Золотой век голландской живописи. В этот период многие художники обращаются в своем творчестве к быту соотечественников. Появляется огромное количество картин на всевозможные повседневные сюжеты:

  • с пиршествами и застольями в кабаках;
  • из жизни провинциальных воинов;
  • о выполнении рутинной городской домашней работы.

К новой тематике обращаются даже признанные мэтры того времени: Веласкес (Diego Velázquez) и Рубенс (Pieter Paul Rubens). Огромное влияние на становление жанра оказали Франс Халс (Frans Hals), Виллем Корнелис Дейстер, Ян Стэн (Jan Steen).

Но к концу XVII века голландское искусство становится все более ориентированным на вкусы правящего класса. Художники отдают предпочтение написанию картин из жизни дворян и зажиточных мещан.

В XVIII веке Франция становится ведущей державой в мировой живописи. Местные аристократы начинают собирать первые крупные коллекции. Художникам этой поры было свойственно рисовать сцены в идеализированной и сентиментальной манере.

Большим спросом пользуются работы Антуана Ватто (Antoine Watteau), Франсуа Буше (François Boucher), Жан-Батиста Грёза (Jean-Baptiste Greuze). В Англии растет популярность Томаса Гейнсборо, в Испании пишет картины со сценками быта Франциско Гойя (Francisco Goya).

В XIX веке происходит дальнейшее развитие жанра. На смену пышному рококо приходит совершенно другое искусство. Живописцы начинают рисовать отверженных людей, нищих, калек, представителей самых низов общества. Герои на картинах страдают, переживают сильную боль, становятся приговором обществу.

К тематике благоволят представители разных направлений живописи столетия:

В это время творят Теодор Руссо (Théodore Rousseau), Эдгар Дега, Алексей Венецианов, Поль Гоген (Paul Gauguin), Илья Репин, Уинслоу Хомер.

Не утратил своего значения в искусстве жанр в XX и в наступившем XXI веке. Художники рисовали и продолжают запечатлевать на холсте сцены из жизни современников, чтобы сохранить для потомков яркую и противоречивую картину новейшей эпохи. Мастера кисти в своих произведениях поднимают острые социальные проблемы общества, помогают людям обрести уверенность в будущем.

Знаменитые художники бытового жанра

Жанровыми произведениями славятся многие живописцы разных эпох. Наша статья отдает дань уважения лишь нескольким знаковым мастерам кисти:

  • Виллем Корнелис Дейстер (Willem Cornelisz Duyster) — (1599 -1635) — известный голландский жанровый мастер, любил рисовать праздники и сценки из жизни военных.
    (Thomas Gainsborough) — (1727-1788) — основатель британской пейзажной школы, яркий представитель романтизма.
    (Winslow Homer) — (1836-1910) — основоположник американского реализма в изобразительном искусстве, создатель собственной художественной школы.
    (Edgar Degas) — (1834-1917) — выдающийся импрессионист, известный полотнами на незамысловатые сюжеты из обычной жизни горожан.
    (1844-1930) — ключевая фигура русского реализма в живописи, мастер портрета, бытового и исторического жанра.

Бытовой жанр был и остается востребованным среди ценителей живописи. А на сайте Very Important Lot посетители могут принять участие в аукционах и приобрести произведения искусства. Здесь также можно купить картины современных художников напрямую у авторов.


формировать навык самооценки и самоконтроля, умение анализировать свою деятельность на уроке.

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству;

формировать учебно-познавательный интерес на уроках изобразительного искусства;

содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах, в паре

системно – деятельностного подхода

проблемно- поисковый, словесный ( беседа, диалог, обсуждение),частично– поисковый.

проблемный диалог, обсуждение в парах, самоконтроль

Формы работы учащихся:

фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная

Основные понятия, термины:

Жанр, мотив, тематическая картина, жанры тематической картины: исторический, батальный, бытовой, сказочно-былинный, религиозно-мифологический

Ресурсы и оборудование:

Планируемые результаты

- отличать тематическую картину от других жанров изобразительного искусства;

- называть жанры тематической картины, уметь обосновывать свой выбор;

- знать жанры изобразительного искусства;

- выполнять рисунок тематической картины

Метапредметные

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять задания в соответствии с целью;

- проводить самооценку, самоконтроль выполняемой деятельности

- воспитание положительной мотивации к учению;

- проявление интереса к изучению темы;

- формирование осознания ответственности ученика за общее дело

Познавательные:

- формирование логических умений: анализа, синтеза, сравнения; обобщение и классиф классификация, доказательство;

- развивать внимание, мышление;

- моделировать открытые свойства;

- находить ответы на вопросы, используя предложенный теоретический материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные:

- договариваться при совместном решении задач;

- понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной форме;

- слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической и монологической формами речи

- уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе

Технология обучения

Этапы урока, формы организации работы

Оформление доски, презентация

Формируемые: предметные и УУД

I.Организационный

Формы организации: фронтальная работа

Способствует созданию психолого-эмоциональной стабильности, внешней мотивации.

- Здравствуйте. Каждый урок вы удивляете меня своей любознательностью. По вашим жизнерадостным лицам и добрым глазам видно, что и сегодня вы хотите открыть новые тайны изобразительного искусства.

Зачем вам это надо?

Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активней будь!

Настрой на позитивное и продуктивное общение Осмысливают: знания нужны, чтобы стать успешными людьми, много знать в дальнейшем. (ПО): Чтобы быть образованными, культурными, в нужных ситуациях блеснуть своими знаниями, показать эрудицию

Личностные УУД: Внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения. Мотивационная основа учебной деятельности.

II. Актуализация знаний

Создание ситуации

Формы организации: групповая (работа в паре)

Способствует созданию ситуации успеха. Предлагает карточку иллюстративным материалом - Посмотрите на репродукции картин разных жанров. Какие жанры вам уже знакомы? Подпишите название известных жанров.

Приложение №1

Критерии оценивания:

Учащиеся работают в паре, работают по заданию: подписывают уже знакомые им жанры (портрет,

пейзаж, натюрморт, анималистический жанр)

Проверка выполненной работы по образцу, оценивание.

Предметные: Знают, определяют жанры изобразительного искусства: пейзаж, анималистика, портрет, натюрморт. Личностные УУД:

Проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению заданий.

Регулятивные УУД: Осуществлять контроль в форме сличения ответа с заданным, оценивать выполнение задания по заданным параметрам.

Познавательные (логические)УУД: Осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

III. Целеполагание

1.Создание ситуации

затруднения (разрыва)

Формы организации: фронтальная работа

Приём: проблемный диалог

2. Подведение к осознанию учащимися темы урока,

учебной задачи, её

Формы организации: фронтальная работа

Приём: проблемный диалог

3. Составление плана работы над темой

Нацеливает на видение этой незнакомой группы репродукций, создаёт проблемную ситуацию.

- Есть ли картины, которые не относятся ни к одному из перечисленных ранее жанров? - Что на них изображено? На какую тему эти картины?

- Какое слово чаще всего повторялось?

- Правильно. Слово – тема. Все эти картины называются тематические.

- Изучали ли мы с вами тематические картины?

-Как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

- Назовите цель нашего урока?

Нацеливает на последовательность изучения темы

- Как мы будем изучать эту тему?

Понимают поставленные вопросы, обосновывают, учатся формулировать тему, ставить задачу, планировать пути достижения поставленной цели

(ПО): Да, это картины под №:1,3,7,9,10

(ПО): сражение, тема войны, тема труда людей, тема жизни людей ….

(ПО): тематическая картина.

Определяют последовательность изучения новой темы

(ПО): нам нужно знать, что такое тематическая картина.

(ПО): у всех ранее изученных жанров есть разновидности, поэтому надо уточнить может быть и у тематической картины есть свои жанровые разновидности.

(ПО): Если есть жанровые разновидности тематической картины, то узнать какие.

Предметные: тематическая картина Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения – прогнозирование)

Обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД: На основе сравнений, наблюдений высказывать суждения и делать самостоятельно выводы Регулятивные УУД: (целеполагание) постановка учебной задачи, принятие и сохранение учебной задачи; определять последовательность изучения материала, опираясь на предварительно составленный план

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Физкультминутка

Предлагает выполнить физкультминутку с физруком класса (можно провести позже)

Выполняют вместе с физруком класса

Личностные УУД:

установки на здоровый

IV. Работа над новым материалом

Формы организации:

Формы организации:

фронтальная (коллективная), индивидуальная

Формы организации:

3. Закрепление нового материала

Формы организации:

4. Проверка усвоения нового

Формы организации: фронтальная

Формы организации:

5. Практическая работа

Формы организации:

Слайды 10, 11, 12, 13

Слайды 15, 16, 17

Слайды 20-25

Слайды 27-31

- Что объединяет оставшуюся группу картин, в чём вы видите сходство?

- Одинаковый ли сюжет (тематика) картин, о которых мы сейчас говорим?

Организует работу по изучению теоретического материала индивидуально (Приложение № 3)

Организует работу в группах

Организует работу по закреплению новых знаний, задавая вопросы

Вводит НРК, демонстрирует портреты и картины художников Таймыра

Организует проверку последнего задания: жанр и номер репродукций картин по жанрам (задание – вид жанра на листе) (Приложение № 5)

Организует самооценку и оценку группой

Организует проверку знания жанров:

А) демонстрация картин

Б) Проводит проверочную работу (Идёт показ разных картин, учащиеся заполняют таблицу)

Организует проверку и оценку выполненной работы

Критерии оценивания: 1 балл за правильный ответ

Настраивает на выполнение наброска рисунка.

- В преддверии какого праздника мы находимся?

- Эти события для нас значимы, что мы можем нарисовать?

Критерии оценивания:

(ПО): присутствует сюжет

(ПО): картина на какую-то определённую тему (ПО): рассказывает о каком-либо явлении или событии

Трактовка понятия учащимися, сопоставление с эталоном

Воспринимают полученную информацию

Изучают новую тему (теорию) индивидуально самостоятельно

Распределяют роли, выполняют задание по плану: вписывают название жанра и цифры – номера картин. (Приложение 4)

(ПО): рассказывает о каком-либо явлении или событии

(ПО): исторический, батальный и др.

Расширяют знания о художниках Таймыра, распределяют картины по жанрам

Докладчик прикрепляет выполненное задание на доске, доказывает правильность выполненного задания по одному из жанров

Называют жанр показанной репродукции

Определяют жанр, заполняют таблицу.

(Приложение № 6)

Удерживают учебное задание, оценивают

(ПО): день рождения Таймыра

Предметные: Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя предложенный теоретический материал

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи Коммуникативные УУД: Умение вести диалог, правильное использование речевых средств Познавательные УУД: Создавать алгоритм для решения учебной задачи, следовать ему при выполнении заданий.

Предметные: дают определение картинному жанру, называют его разновидности Коммуникативные УУД: Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе. Корректно сообщать об ошибках.

Предметные: знают определение

Предметные: знают художников Таймыра, определяют виды

Регулятивные УУД: Осуществлять контроль в форме сличения ответа с заданным, оценивать выполнение задания по заданным параметрам.

Предметные: знают жанры

Регулятивные УУД: Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Предметные: Понимание новых терминов и определений. Использование полученных знаний в практической работе Регулятивные УУД: Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

V Домашнее задание

Получают индивидуальную консультацию

Регулятивные УУД:

Оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения

IV Рефлексия

Слайд 36, 37, 38

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока

- Что мы узнали сегодня на уроке?

- Достигли ли мы своей цели?

Оцените себя, используя карандаш (фломастер)

Красный - было очень интересно на уроке, со всеми заданиями справился, усвоил в полном объёме новую тему

Зелёный – было интересно, были небольшие трудности при выполнении заданий, не всё усвоено

Жёлтый – было неинтересно, испытывал значительные затруднения, новый материал новый почти не запомнил.

Критерии оценивания

Отвечают на вопросы, проводят оценку настроения, самооценку, рефлексию:

(ПО): что такое тематическая картина,

жанры тематической картины, выполняли практическую работу по теме

Итоговая оценка за урок

(Приложение 2)

Регулятивные УУД: Осуществлять самооценку и самоконтроль учебной деятельности.

(ПО) – предположительный ответ Примечание: учитель в процессе урока выдаёт поощрительные жетоны

Приложение 1

Подпишите название известных жанров


1. ______________________________________


6. __________________________


2. ______________________________________


7. _________________________________


3. _____________________________


8. ______________________________


4. _____________________________________


9. _________________________________


5. _____________________________________


10. ________________________________

Оценочный лист Приложение 2

Определение жанров изобразительного искусства (работа в паре)

Жанры тематической картины

1балл – за каждый жетон

Приложение 3

К историческому жанру относятся картины, на которых изображены большие исторические события или социально-значимые явления.

Необязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

(Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.)

Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта.

Бытовой жанр может отображать частную жизнь обитателей и царского дворца, и крестьянской избы, и дворянского поместья, и городской квартиры; различные житейские ситуации могут быть представлены и на фоне природы, и в общественном месте, и на городской улице. Таким образом, бытовой жанр очень тесно переплетается с другими жанрами – историческим, портретным, пейзажным, батальным.

Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящён темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

К религиозно-мифологическому жанру живописи относятся картины, на которых изображены герои и события, о которых рассказывают мифы разных народов или священная история.

К сказочно-былинному жанру относятся картины, изображающие героев сказок, былин

Читайте также: