Доклад технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Обновлено: 04.07.2024


Когда-то древнекитайский мыслитель Конфуций сказал: “Учение без мысли – напрасный труд”. Это как нельзя лучше понимают многие из нас, поэтому и обращаются к современным технологиям обучения, способствующим развитию интеллектуальных способностей детей.

На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения.. Ученик становится активным участником собственного обучения.. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода к обучению . Безусловно, многие знакомы уже с проблемным обучением, используют его в своей работе, кто комплексно, кто фрагментарно, знают сильные и слабые его стороны. Я поделюсь своими наблюдениями в этой области. Элементы проблемного обучения в своей работе я применяю давно, но в последние годы решила осваивать технологию проблемного обучения комплексно.

Вспомним, как строится проблемный урок. Наиболее сложным этапом, на мой взгляд, является постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. “Мышление начинается с проблемной ситуации”, - считает Сергей Рубинштейн, выдающийся психолог, философ 20 века. Поэтому, применяя технологию проблемного обучения, большое внимание уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. В течение многих лет каждый учитель отбирает приемы, которые позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы, а значит, организовать проблемный диалог с обучающимися. Такая своеобразная копилка методических приемов сложилась и у меня. Остановлюсь на некоторых из них.

При чтении первых строк рассказа голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.

-А что замечательного было в Герасиме?

Далее организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы. Эффективность такой беседы целиком зависит от удачно поставленных вопросов.

 хороший, лучший, исключительный

 заметный, выделяющийся, отличающийся от других

- В каком значении употребляет это слово Тургенев? Докажите свою точку зрения.

Учащиеся находят в тексте эпитеты и сравнения, выписывают их в тетрадь:

- Какое свойство характера Герасима особенно подчёркивает Тургенев?

 умение и желание трудиться

Обобщения и выводы учащиеся записывают в тетрадь:

1. Настоящий богатырь, он работает за четверых.

2. Не знает усталости, хотя работает с утра до вечера.

3. Крестьянский труд ему по сердцу.

4. Весело было смотреть на него, когда он работает.

- Почему нарушился привычный ход жизни Герасима?

 Барыня взяла его из деревни

-А кто сильнее: Герасим или старушка-помещица?

- Какой силой она обладает?

 Она помещица-крепостница, а Герасим – крепостной крестьянин, он полностью находится в её власти.

Далее создаю проблемную ситуацию, которую перевожу в проблемную задачу и организую познавательную деятельность учащихся. Успешность деятельности учителя достигается тогда, когда проблемная ситуация связана с жизнью и содержащийся в ней материал соответствует интеллектуальному уровню школьников. Поэтому строю проблемную ситуацию, опираясь на жизненный опыт учеников.

- Какая работа легче: землю пахать или двор мести?

- Чем занимался Герасим в деревне?

 Пахал землю, косил траву, молотил зерно.

- А что входило в обязанности Герасима в Москве?

 Воды в бочке привезти, дров наколоть, двор подмести.

- Как относился Герасим к своей работе? Прочитайте описание каморки Герасима. Как она характеризует хозяина?

 Любил во всём порядок – был ответственным; работал шутя, легко.

 Мебель в каморке была сделана его руками – умелый. Она такая же надёжная, как Герасим, - на него во всём можно положиться.

По ходу поисковой работы учащихся записываю на доске

в деревне в городе

пахал землю воды привезти

косил траву дров наколоть

молотил зерно двор подмести

тяжёлая работа лёгкая работа

«Весело было смотреть «Бросался на землю лицом и целые

Почему Герасиму в городе жилось труднее, чем в деревне?

Сформулирована проблемная задача. Вместе с учащимися ищем пути её решения, работаем с текстом.

 Герасим оторван от родной земли, которая давала ему богатырские силы и величие.

 Он тоскует по своей земле, поэтому подолгу лежит на земле на груди, как будто старается обнять эту землю, передать ей свою любовь.

 В городе Герасим чувствует себя как пойманный зверь.

Подводя итог урока, формулирую перспективную проблемную задачу. Для этого использую приём опережающего чтения, что обостряет интерес учащихся, желание прочитать произведение до конца.

- Похож ли Герасим сейчас на пойманного зверя? Почему изменился Герасим?

Следующие приемы создания проблемной ситуации связаны с различными вариантами использования цитат на уроке.

- "Оды его. утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым";

- "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта";

- "(Оды М.В. Ломоносова) …останутся вечными памятниками русской словесности".

В любом случае противоречия, возникающие при обсуждении цитат в классе или в группах, послужат поводом для организации активного диалога на уроке.

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

Менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций и произведений. К примеру, при изучении творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей можно предоставить возможность уч-ся рассмотреть портреты писателей и предположить, какой из них соответствует настроению лирического героя? Можно в качестве проблемной ситуации использовать и другие средства наглядности, например, иллюстрации к произведениям: «Как вы считаете, какой художник более полно отразил характер героя? Докажите свою точку зрения, используя текст.

Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества О.Генри (наст имя Уильям Сидни Портер) я начинаю урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этого писателя. А есть только множество аннотаций к его книгам. Далее организуется поисковая деятельность в группах или парах, когда ребята, анализируя предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности. (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам О.Генри Что вы можете сказать о его профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно, что позднее я признаюсь, что тоже кое-что нашла и предлагаю ребятам материалы по биографии писателя и его произведения.

Представьте, что в нашем государстве для удобства решили отказаться от родного языка и перейти на английский, например. Что из этого может выйти? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.

Представьте, что в нашем государстве решили считать единственно правильным язык эпохи А.С. Пушкина. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.

Представьте, что в нашем государстве решили отказаться от нашего языкового наследия и изучать только современную форму языка. Что из этого может получиться? Согласны ли вы с этим? Почему? Запишите небольшое размышление на тему в свои тетради.

Ученики самостоятельно придут к выводу, что язык – явление развивающееся, многогранное, что мы, носители языка, должны способствовать сохранению и развитию русского языка.

Анализ выполненного задания позволит организовать диалог по новой теме, выявить такие способы подчинения придаточных, как последовательное и параллельное подчинения, а затем найти еще один вариант подчинения – однородные придаточные.

Чтобы технология проблемного обучения была эффективнее, изучая какое- либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.

Так, используя проблемные вопросы, стараюсь поставить учеников перед нравственным выбором, научить формировать собственное мнение и защищать его.

Технология проблемного обучения, по моему мнению, предоставляет учителю русского языка и литературы большие возможности побуждения учеников к активности: это и познавательный интерес, и творческий характер деятельности, и состязательность, и игровой характер уроков. Проблемное обучение представляется мне в виде формулы: предположил - проверил-открыл. (Сравним с репродуктивным обучением: пришел- услышал-заучил . )

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прусова Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Задача школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить.

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Олдингтон Р.

Наверное, каждый учитель в процессе преподавания школьных предметов стремится к прочному усвоению теоретического материала и свободному применению теоретических знаний на практике. Каждый учитель в соответствии со своим характером, темпераментов, опытом выбирает близкую ему технологию для достижения цели обучения. Я в своей работе использую элементы проблемной технологии. Я считаю, что использование технологии проблемного обучения способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач. Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей. Реализуя проблемное обучение на уроках русского языка и литературы, я выбираю такие методы, как проблемное изложение, проблемный диалог (подводящий и побуждающий). Среди приёмов, играющих важную роль в приобретении знаний учащимися, я выделяю следующие: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификацию и дифференциацию, лингвистический эксперимент, создание проблемной ситуации и использование наглядности (в т.ч. составление таблиц, графических схем). Систематически использую самостоятельные работы на разных этапах урока. Элементы проблемного обучения ввожу уже с 5 класса.

Приведу несколько примеров- фрагментов уроков- из опыта работы.

Начинаю урок с чтения притчи:

Вопросы учащимся : О чём эта притча? Можете ли вы сказать, что мы будем делать на уроке? Какова тема? (При необходимости: А может ли язык, который мы с вами изучаем и на котором общаемся, быть сам по себе? Кто общается посредством языка?) А что об этом сказано в учебнике? – прочитайте и скажите своими словами.

На доске – слова с пропусками: синиц..н, ц..рк, у акац..и, белолиц..й, ц..фры, полиц..я, ц..трусовые.

Задание: Произнесите записанные слова. Какой звук слышится после Ц? Почему? Можем ли мы на слух определить, какую букву нужно писать после Ц в этих словах? Почему? Давайте посмотрим, в какой морфеме или морфемах пропущены эти буквы. Сгруппируйте слова по общим признакам.

Задание: Вставить в текст пропущенные слова, подходящие по смыслу. Какие слова вставили? Что изменилось? Какой они части речи? Какова же, по- вашему, роль имен прилагательных в художественном тексте? В нашей речи?

Как нам помогают имена прилагательные?

Коллективная исследовательская работа:

Дом. задание: составить текст 5-7 предложений только с 1) качественными именами прилагательными; 2) относительными прилагательными; 3) притяжательными прилагательными.

Кроме наблюдений за ролью прилагательных в тексте учащиеся также обращаются к тексту рассказа Платонова, фрагменты из которого использованы на уроке. Причём происходит это не по указке учителя!

Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость, поскольку оно направлено на творческое усвоение знаний: основ литературоведения, приемов анализа произведений; на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, содержащихся в курсе литературы; на воспитание навыков самостоятельного оперирования логическими приемами и методами исследования в сочетании с приемами художественного отражения действительности.

Одним из самых активно применяемых методов является метод проблемного диалога.

Этапы проблемного диалога на уроках литературы традиционны:

формулирование проблемного вопроса;

выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;

доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;

Зачастую на этапе актуализации знаний я использую репродукции картин. Это помогает проблемный диалог сделать более продуктивным. Приведу несколько примеров.

Вопросы: Описанную в данном тексте ситуацию к какому времени отнесёте? Какие определения-прилагательные вы можете подобрать, характеризуя крепостное право?

А откуда мы об этом тяжёлом для простого человека времени знаем?

Одним из писателей, знавших ужасы крепостного права, был И.С.Тургенев.

Прочитайте материал учебника и расскажите, удивил ли вас чем-нибудь писатель?

Вопросы: Знакома ли вам репродукция этой картины? Кто её автор? Что изображено?

В соответствии со своим настроением и ощущениями продолжите предложение: Повесть Н.В.Гоголя – это повесть о …. (жестокости, любви, борьбе, Запорожской Сечи, Тарасе Бульбе…)

Далее задание – выбрать из текста цитаты, относящиеся только к Тарасу Бульбе. В каждой цитате найти ключевое слова (можно сформулировать самим). Охарактеризуйте Т.Бульбу, используя только выражения Н.В.Гоголя.

На экране - высказывания Антоновича и Писарева без указания на авторов. Учащиеся читают, после этого им предлагаются вопросы и задания.

Вопросы: Как вы думаете, одному ли произведению посвящены эти высказывания? Можете назвать его? По каким признакам определили? (Ключевые слова) Относятся ли эти высказывания к какому-либо герою или они подразумевают обобщённый тип человека, героя? Восприятие героя одинаковое? Можете это как-то объяснить?

Таким образом, технология проблемного обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Анализ опыта работы по данной технологии, исследования педагогов-психологов позволяют сделать следующие выводы.

Благодаря проблемному обучению у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в
мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования
на современном этапе. Она подчёркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой
суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”

По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся.

Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы.

До недавнего времени было принято считать, что обучение– это передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений, навыков . Сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что за время обучения значительная часть знаний устаревает, так как появляются новые технологии, новая техника, открываются новые явления природы.

Передать знания о неоткрытых явлениях природы или научить использовать несуществующую технику невозможно. Но можно сформулировать поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к решению проблем, развить способность доказательного рассуждения.

Наша жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому приходится решать собственные проблемы, не имеющие аналогичных решений, более того, само содержание наших персональных проблем носит эксклюзивный характер. Находить выход из затруднительного положения учит технология проблемного обучения. Таким образом, решение проблемных задач представляется мне не просто актуальным инновационным процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением.

В педагогической практике работы наметились некоторые противоречия:

  1. Между преобладанием в системе образования традиционных форм обучения и ориентированностью современной школы на внедрение деятельностного подхода. Между способностью большинства учащихся легко овладевать определённой суммой знаний репродуктивно и их неумением добывать эти знания самостоятельно.
  2. Между ориентированностью традиционных методов обучения на “среднего” ученика и невозможностью развития в таких условиях “сильного” ученика.

Целью данного педагогического проекта: выявление и создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения .

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме проекта
  • Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс
  • Обеспечить формирование продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации учащихся в процессе овладения знаниями.
  • Выявить и создать условия для внедрения технологии проблемного обучения в практику работы (разработка проблемных заданий с различными способами подачи нового материала, уроков с элементами проблемного обучения, систему тренингов для учащихся по решению проблемных задач) для трансляции педагогического опыта

Если будут проведены обучающие тренинги по отработке навыков решения проблемных задач, подготовлена система проблемных задач и ситуаций, разработан алгоритм подачи нового материала, то технология проблемного обучения обеспечит развитие учащихся.

Новизна опыта заключается в создании системы проблемных задач и ситуаций, обучающих тренингов по отработке навыков решения проблемных задач, разработке алгоритма подачи нового материла

2. Теоретическое обоснование проекта.

В основе проблемного обучения – идеи Дж. Дьюи (1859–1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г. Чикаго, опытная школа)

В 80-е годы 20 в. Российские авторы теоретических работ, посвященных проблемному обучению, не только защитили его дидактический статус, разработали некоторые аспекты , но и создали конкретные методики по разным предметам (Скаткин М.Н. – 1967 г., Лернер И.Я. – 1968 г., Оконь В – 1968 г., Матюшкин А.М.,-1972г., Кудрявцев В.П.,– 1975 г., Ильина Т.А. – 1976 г., Ильинская И.А., – 1985 г.,)

Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев:”… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”.

Чтобы внедрить в практику технологию проблемного обучения, необходимо владеть её теоретическими основами или базовыми понятиями.

2.1. Система педагогических фактов и условий, влияющих на достижение цели.

Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация ® проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы.

Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  • возникновение проблемной ситуации,
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
  • доказательство гипотезы,
  • проверка правильности решения проблем.

2.2. Приемы создания проблемной ситуации (ПС).

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

2.3. Специфика проектирования проблемного урока.

Урок возник около четырехсот лет назад и всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Структура урока претерпевает изменения, учитывая современные подходы к обучению. На основе полученных знаний о технологии проблемного обучения можно выстроить следующую структуру урока:

Ученик проходит четыре этапа: введение знаний – постановку проблемы и поиск решения, воспроизведение – выражение решения и реализация проекта.

2.4. Постановка учебной проблемы.

* Учебную проблему можно поставить тремя методами.

Первый – побуждающий от проблемной ситуации диалог (он представляет собой отдельные фразы, для сильных детей).

Второй -подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, то есть логическая цепочка, для слабых детей).

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Какой возникает вопрос?

Побуждающий к гипотезам диалог.

Сравнительная характеристика диалогов.

– переживание учеником чувства риска

– возможны неожиданные ответы учеников

– переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

– почти не возможны неожиданные ответы учеников

* Итак, на уроке возможны три метода поиска решения УП:

1) побуждающий к гипотезам диалог, который развивает творческие способности и речь учеников;

2) подводящий диалог, который разворачивается от сформулированной УП – он развивает логическое мышление и речь;

3) подводящий диалог, который разворачивается без УП – он развивает логическое мышление и речь.

Таким образом, лучший способ обеспечить выдвижение и проверку гипотез на уроке – это побуждающий диалог.

Реакция на неожиданные формулировки.

При развитии диалога возможно появление неточных или ошибочных формулировок. Важно, чтобы учитель отреагировал нейтрально – кивком головы, словом “так” – и предложил учащимся переформулировать проблему.

2.5. Проблемный урок изучения нового материала.

Если схематически сопоставить традиционный урок и урок по тех и урок по технологии проблемного обучения, то можно наглядно увидеть, что на проблемном уроке больше возможностей для развития речи, мышления, творческих способностей учащихся.

3. Проектная часть.

На основе выстроенных алгоритмов были разработаны проблемные задачи, ситуации по русскому языку и литературе , а также уроки по данной технологии.

Доклад на тему :

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В ходе решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности

Главные цели проблемного обучения:

· развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

· усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении

· воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

· развитие профессионального проблемного мышления.

Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать:

· активизация развивающего потенциала обучения;

· самостоятельная поисковая деятельность;

· высокий познавательный уровень;

· личностная включенность всех участников в процесс обучения;

· практическая направленность процесса обучения.

Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:

Правила создания проблемных ситуаций:

1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

4. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

5. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Построение урока русского языка по технологии проблемного обучения.

Урок русского языка по теме “Правописание корней -лаг/лож-”

Создание проблемной ситуации

– Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы

Распевать песни – петь

Сбежать вниз – бег

ПредлОгать дружбу – предлог

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к проблеме

– Давайте проверим написание последнего глагола по словарю.

– Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали?

– Как мы проверяли слова?

– Применимо ли это правило в последнем случае?

– Чем же мы будем сегодня заниматься?

– Здесь написано предлАгать.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

– Безударную гласную ставили под ударение.

- Изучать новое правило о правописании безударных гласных.

Побуждение к гипотезе

Побуждение к проверке

– Найти нужное правило нам помогут слова на доске.

– Что заметили? Есть ли какие-то предположения?

– Как это можно проверить?

Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать

– Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о.

– Распределить в два столбика.

– Подобрать ещё примеры.

– В корнях -лаг/лож- ….

Задание на формулирование темы

– Какую же тему мы сегодня изучили?

– Так… ещё какие варианты?

– Сверьте вашу формулировку с материалом учебника

– Оформите правило графически в схеме.

– Правописание безударных гласных О, А

– Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-

Построение урока литературы с мотивирующим приемом.

На уроке литературе прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием – “яркое пятно”(ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников).

Путём сбора ассоциаций, которые возникают в связи с каким-либо литературным именем или с названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую нам предстоит решать на уроке. Ассоциации помогают установить связи с миром, найти “общую точку”, с которой только и возможно начать диалог.

И.А. Бунин “Детство”

Л.Н. Толстой “Детство”

Ассоциативный ряд со словом “детство”

Маранцмана, причем тема каждого урока – проблема по изучаемой главе, анализ которой необходимо провести.

Технология проблемного обучения имеет следующие цели: активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся; формирование новых знаний и умений путем создания проблемных ситуаций; нахождение нескольких способов решения задания, определения нового понятия; нахождение нового метода решения задания; повышение интереса к предмету; воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним; развитие познавательных и творческих способностей учащихся; создание условий для самореализации личности; воспитание и развитие исследовательских навыков; формирование учебных навыков работы и коммуникативных навыков; развитие навыков контроля и самоконтроля, умений учащихся самостоятельно работать со справочной и научной литературой.

При использовании технологии проблемного обучения в процессе изучения литературы и русского языка реализуются, прежде всего, такие его элементы, как дискуссионность, развитие креативных способностей ученика, раскрытие их интеллектуального потенциала, углублённое внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера.

При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению изученного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.


Основой обучения, на основании концепции ФГОС ООО второго поколения, является творческая деятельность, при которой обучающиеся усваивают большую часть знаний в процессе самостоятельного поиска информации. Для развития интеллекта и творческого мышления применяются современные педагогические технологии, направленные на активизацию деятельности обучающихся.

При использовании технологии проблемного обучения учитель организует обучающихся на поиск знаний. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Учитель создает проблемную ситуацию, организует поиск и проверку гипотезы, обобщение результатов и применение полученных знаний. Обучающийся осознает противоречия в изучаемом явлении, формулирует проблему, выдвигает и проверяет гипотезу, анализирует результаты, делает выводы и применяет полученные знания.

На своих уроках я применяю технологию проблемного обучения, так как в ней есть положительные моменты: личностная включенность всех обучающихся в процесс обучения, развивается интеллектуальный потенциал обучения, наблюдается высокий познавательный интерес, развивается умение ставить и разрешать проблему, доказывать, опровергать, анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и делать выводы из полученной информации, расширяется кругозор, повышается активность на уроке.

Стараюсь больше внимания уделять именно проблемной ситуации, использую индивидуальную, групповую и парную форму работы для того чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез.

При планировании уроков отбираю приемы, которые позволяют создать проблемную ситуацию, то есть организовать проблемный диалог с обучающимися. Создаю проблемную ситуацию, т.е противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

На доске записаны слова ёжик, замочек.

− Обозначьте суффиксы в данных словах. Какие это суффиксы? (уменьшительно-ласкательные).

− Что интересного вы заметили? (в одном слове пишется суффикс –ик, а в другом –ек).

− Какой возникает вопрос? (когда в именах существительных употребляется суффикс –ик, а когда — -ек?)

Далее обучающиеся находят пути решения учебной проблемы, т.е выдвигают свои гипотезы. Моя роль состоит в том, чтобы помочь учащимся открыть новые знания с помощью побуждающего от проблемной ситуации диалога.

— Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего же зависит выбор гласной в суффиксе.

Дети предлагают свои варианты.

— Может быть, в одушевленных существительных пишется суффикс –ик, а в неодушевленных — ек.

— Согласны, или есть возражения? (приводят примеры, подтверждающие несогласие, например, огурчик — неодушевленное, но пишется –ик. Значит, это ошибочное мнение).

— Какие еще есть гипотезы? (возможно, после мягких согласных пишется –ек, а после твердых –ик)

— С этой гипотезой согласны? (приводят примеры: овражек, после твердого согласного –ек).

— Значит, эта гипотеза тоже ошибочна.

— Попробуйте просклонять данные существительные (подсказка учителя).

—Что вы заметили? (при склонении существительного ёжик суффикс –ик не изменяется, а при склонении слова замочек буква е выпадает во всех падежах, кроме В. п.)

— Возьмем другие слова, например, мячик, цветочек. Также просклоняем. Что заметили?

— Сформулируйте правило. (Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишем суффикс –ек, а если гласный сохраняется, то пишем суффикс –ик).

— Сформулированное вами правило давайте сравним с правилом учебника (читают и сравнивают).

При выдвижении гипотез сначала проверяем ошибочные варианты, а затем — правильный.

— Какими прилагательными характеризует его автор? (замечательный, славный).

— Что нарушило привычный ход жизни Герасима? (забрали из деревни в город).

— Почему не смог воспротивиться этому? (Герасим был крепостной и находится во власти помещицы).

Опираясь на жизненный опыт детей, создаю проблемную ситуацию и организую познавательную деятельность обучающихся.

— А какая работа легче: землю пахать или двор мести? (ответы учащихся).

— Чем занимался Герасим в деревне? (выполнял тяжелую работу: пахал землю, молотил зерно, косил траву).

— А что входило в обязанности Герасима в городе? (привезти воды, промести двор, наколоть дров, для него это легкая работа)

— Почему же Герасиму в городе жилось труднее, чем в деревне? (Проблемный вопрос. Вместе с детьми находим пути решения, зачитываем цитаты из текста).

— Чем история Дуни напоминает историю блудного сына? (Каждый из них покидает отчий дом, только блудный сын уходит добровольно, а Дуня тайно).

— Какую жизнь ведут блудный сын и Дуня, когда покинули отчий дом? (Младший сын пошел в дальнюю сторону, жил распутно и растратил все, а Дуня не ведет беспутную жизнь. Она любит Минского, не раскаивается, не желает возвращаться).

— Какие чувства испытывает блудный сын после того, как растратил все деньги? (глубокую печаль и раскаяние).

— Какая встреча ожидала его дома? Почему?

— Возвращается ли домой Дуня?

— Счастлива ли она? (трое детей, богата, вполне счастлива).

— Но почему она плачет? (не перед кем раскаиваться, так она и остается со своей виной).

— Кто же оказался счастливее: блудный сын или Дуня, нарядная, разбогатевшая? (сын — он успел вернуться к отцу, был прощен им, а Дуня нет)

— Кто же из родителей оказался счастливее?

— Как вы думаете, простил ли Самсон Вырин свою дочь?

На уроках стараюсь изучение художественного произведения связать с современностью, обсуждать не только вопросы, раскрывающие основную идею произведения, но и вопросы, которые волнуют школьников. Используя проблемные вопросы, ставлю ребят перед нравственным выбором, стараюсь научить формировать свое мнение и доказывать его. В этом случае, я думаю, применение технологии проблемного обучения будет эффективным.

— Какие отношения между ними возможны?

Технологию проблемного обучения можно назвать универсальной, так как она обеспечивает развитие каждого обучающегося, является ключом к успеху и творчеству, способствует развитию познавательной, коммуникативной, творческой и практической деятельности обучающихся, становлению личности ребенка, готовности выпускника школы использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни, а учителю позволяет сделать интересным каждый урок.

Основные термины (генерируются автоматически): блудный сын, проблемная ситуация, проблемное обучение, ребенок, обучающийся, суффикс, урок, отчий дом, русский язык, учебная проблема.

Похожие статьи

Методическая целесообразность использования технологии.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое.

Приемы и методы технологии проблемного обучения на уроках.

Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П. П. Блонского: «Обучать ребенка

Проблемное обучение нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то

Проблемная ситуация — это состояние умственного затруднения детей, вызванное.

Использование элементов проблемного обучения на уроках.

Проблемная ситуация – ситуация интеллектуального затруднения, т.е. такое состояние в классе, когда учащиеся, уяснив учебную проблему, пытаются её самостоятельно решить, но чувствуют затруднение в силу недостаточности у них наличных знаний.

Использование принципа проблемной ситуации при обучении.

русский язык, проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, преподаватель, несовершенный вид, модальное наречие, языковое средство, учебный процесс, примитивная ультразвуковая машина.

Проблемное обучение на уроках английского языка в начальной.

Библиографическое описание: Ризаев С. Н. Проблемное обучение на уроках английского языка в

проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий.

Технологии проблемного обучения в школьной педагогической.

проблемное обучение , проблемная ситуация , русский язык, урок, учебная деятельность

Ключевые слова: проблемная ситуация , проблемное обучение , познавательная

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося.

Технология проблемного обучения и самостоятельная.

обучающийся , учебный материал , урок, проблемное обучение , мыслительная деятельность обучающихся

Технология проблемного обучения и самостоятельная. знание , проблемное обучение , изучение нового

Повторение в системе обучения русскому языку.

Применение технологий проблемного обучения на уроках.

проблемное обучение , развивающее обучение , учебная проблема , знание, учебный процесс , проблемная ситуация , принцип

Проблемная ситуация — это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и.

Использование технологии проблемного обучения.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого

проблемное обучение , проблемная ситуация , русский язык, урок , учебная деятельность , учебный процесс.

Читайте также: