Доклад сущность и особенности фгос второго поколения

Обновлено: 05.07.2024

ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты. Это свод требований, которым обязаны соответствовать образовательные учреждения России, имеющие государственную аккредитацию.

Федеральные стандарты – инструмент, который регламентирует деятельность всех государственных структур Российской Федерации. В сфере образования таковыми являются ФГОС.

Цели стандартов образования

Что означает ФГОС в системе российского образования? Свод требований разработан, чтобы обеспечить достаточный уровень знаний школьнику, независимо от того, в каком субъекте РФ он учится. Это предоставляет равные возможности всем учащимся для дальнейшего развития: поступления в вузы, обретения профессии, определения себя в российском социуме..

ФГОС определяют обязательный минимум информативности учебных программ, максимальный объем нагрузки, а также устанавливают требования к процессу образования. На основании этих стандартов формируются учебные пособия и методички, задания по аттестации школьников и программ подготовки педагогов.

Новые ФГОС за 2020 год не ограничиваются рамками уровня знаний по школьным предметам, но учитывают и личностные результаты. Эти стандарты приняты для достижения основных целей образовательного процесса:

  • становление личности добросовестного человека;
  • раскрытие способностей каждого ученика;
  • адаптация к коллективной работе;
  • формирование ответственности.

В новых регламентах предусмотрена роль школы как места, где учащиеся не только получают навыки и знания, необходимые для будущей профессии, но и обретают базу для решения жизненных задач.

Федеральные государственные образовательные стандарты разъясняют, чего должен достичь ученик, преодолев очередную ступень образования:

  • определяют необходимый уровень знаний и навыков;
  • степень социального самоопределения;
  • наличие принципов духовно-нравственного развития.

ФГОС также задают нормы материально-технической базы, особенности организации занятий, требования к педагогам. Это ориентир, обязательный для каждой школы.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Структура ФГОС

Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает требования к:

  • видам и правилам ведения образовательной деятельности;
  • условиям реализации образовательных программ;
  • результатам образовательного процесса.

Подробная структура ФГОС приведена на официальном сайте. Портал предоставляет информацию по всем существующим образовательным стандартам: от дошкольных до университетских. Представлены также отдельные ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы формирования ФГОС предусматривают плавный переход между образовательными ступенями. Важно последовательное соблюдение предписаний регламента. Сформированные стандарты конкретизируются и дополняются:

  • базовыми образовательными программами;
  • программами развития универсальных учебных действий;
  • требованиями к кадрам, оборудованию, финансам в образовательных учреждениях;
  • примерными рабочими программами по предметам;
  • программами духовно-нравственного развития и воспитания.

Свод этих документов отвечает на вопрос о том, что было до ФГОС и легло в основу формирования стандартов. ФГОС динамичны и обновляются с учетом текущих требований общества и социальной стратегией развития государства. Это необходимо для отражения актуальных изменений в социуме и структуре знаний. Для этого Минобрнауки РФ ведет постоянный образовательный мониторинг и своевременно вносит изменения в действующие регламенты.

Федеральные стандарты школьного образования нового поколения

Структура ФГОС

ФГОС нового поколения уделяют значительное внимание не только физическому или умственному развитию детей, но и их морально-нравственному воспитанию. Если раньше многие личностные ориентиры закладывались лишь поверхностно, то теперь на это принято делать специальный акцент. В частности, это касается представлений о здоровом образе жизни и питании, которые теперь стараются разъяснять детям уже с 1 класса.

Государственные стандарты образования нового поколения предполагают развитие определенных качеств учащихся, в соответствии с требованиями современного информационного общества. При этом регламенты созданы на основе стратегий социального проектирования, определяющих способы достижения необходимого социального результата, касательно нравственного и познавательного становления школьников.

Новые ФГОС соответствуют требованиям времени, так как прежние системы образования устарели. Изменились жизненные приоритеты, появились новые стрессообразующие факторы, возникли новые социальные и технические условия. В связи с этим стали актуальны современные технологии обучения, которые призваны помогать педагогу, активно вовлекая детей в учебный процесс. Необходимо, чтобы учащиеся могли самостоятельно:

  • ставить цели изучения интересующих тем;
  • формулировать и решать задачи;
  • применять полученные знания на практике.

Другими словами, современные ФГОС направлены на развитие школьников через обучение определенным видам деятельности. Что подразумевается в данном случае под развитием? Самоопределение, самореализация, формирование адекватной картины мира и т. п. Для этого от преподавателей требуется освоить современные технологии образования и активно применять в своей работе:

Современные стандарты образования направлены на то, чтобы дети смогли успешно реализовываться развиваться в существующих реалиях, обладая для этого нужными качествами, способностями и знаниями. Изменения ФГОС также обусловлены тем, что изменился подход к образованию. Если раньше программы были преимущественно усредненными, но теперь приоритет отдается развитию способностей учащихся, с учетом их личных стремлений, желаний и особенностей.

Требования ФГОС к результатам образования

Еще недавно ученик, по окончании определенной образовательной ступени, для аттестации должен был показать достойные результаты только по части знаний и навыков, например, знать таблицу умножения или уметь решать тригонометрические уравнения. Согласно новым ФГОС, теперь внимание уделяется трем основным показателям:

  • предметные знания – освоение школьных дисциплин, которое оценивается отметками в журнале и дневнике школьника;
  • метапредметные результаты – освоение универсальных предметных действий, например, разработка проектов, умение анализировать и т. п.;
  • личные результаты – способность ученика к саморазвитию, умение формулировать свое мнение, чувство собственной ответственности и т. д.

В соответствии с новыми требованиями изменилась и позиция учителя. Теперь педагог не только дает новые знания и контролирует их усвоение, но на своем примере показывает и разъясняет ученикам, как уметь самостоятельно находить правильный ответ в сложной ситуации, почему важен здоровый образ жизни и пр. Задача педагога – создавать для ребенка все условия для личностного роста, активизировать в нем тягу к познанию. В прошлых стандартах образования, к сожалению, эти качества не стимулировались.

Современному обществу необходимы образованные, предприимчивые и высоконравственные люди, которые:

  • могут разрабатывать правильные стратегии достижения своих целей и взаимодействовать с обществом;
  • мобильны в восприятии и анализе информации;
  • чувствуют личную ответственность за судьбу страны и ее процветание;
  • умеют самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Другими словами, появилась ориентация на воспитание личности, которая самостоятельно выбирает цели, достигает их оптимальным способом, отвечает за результаты и при этом способна к коллективной работе.

Все эти нормы закреплены в ФГОС нового поколения. Но соблюдаются ли они в школах? К сожалению, далеко не всегда. Некоторые преподаватели относятся к ним как к рекомендациям, а не обязательным требованиям. Поэтому качество школьного образования продолжает расстраивать многие семьи. При этом, проект ФГОС содержит четкие критерии, по которым можно проверить уровень образования в школе. Родители могут оценивать компетентность педагогов и качество технического оснащения классов.

И если эти показатели разочаровывают, всегда можно перевести ребенка на семейное образование. Сейчас это не экзотика, а вполне обычная практика для многих семей в России.

Можно ли выстроить занятия в соответствии с системой обучения ФГОС при семейном образовании? Если вы внимательно относитесь к этим стандартам, то это вполне возможно. Ведь преимущества семейного образования (СО) в том, что родители могут полностью контролировать процесс и результаты обучения.

Приведем и другие достоинства СО:

  • индивидуальные программы обучения;
  • возможный акцент на качествах и навыках, которые родители хотят привить ребенку;
  • самостоятельный выбор педагогов;
  • возможность регулировать нагрузку для наибольшей эффективности учебного процесса.

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования, поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. ФГОС – новый стандарт нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Как все мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь - модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.

ВложениеРазмер
doklad_na_roditelskom_universitete_.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский университет на тему:

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. (28.11.2011 года)

Сегодня работа нашего родительского университета посвящена подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

В 2011/2012 учебном году в нашей школе обучение в первом классе организовано в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по образовательной системе, прошедшей экспертизу на соответствие новым стандартам:

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования, поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. ФГОС – новый стандарт нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Как все мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь - модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.

Именно школа фактически является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?

Принципиальное отличие новых стандартов от стандартов первого поколения заключается в том, что целью его реализации является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

ФГОС – это совокупность трёх систем требований:

-требований к результату образования;

-требований к структуре основных образовательных программ;

-требований к условиям реализации стандарта.

Если в стандарте первого поколения детально прописывалось содержание образования, то в новом стандарте 2009 года чётко обозначены требования к результатам образования:

1. личностным результатам, а именно: смотивированности к обучению, выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки;

2. метапредметным результатам, а именно – сформированности умения учиться: использовать символические средства, выполнять логические операции, проводить сравнение, анализ, аналогию, обобщение, классификацию, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации;

3. предметным результатам, т. е. овладение системой научных знаний по учебным предметам.

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.

При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.

Требования к условиям реализации образовательных программ предполагают развитие кадровых, материально – технических, финансовых и др. условий, без которых нельзя достичь необходимых образовательных результатов и решить задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Таким образом, меняются требования к учителю, к его профессиональной подготовке и квалификации. Новая школа требует и иной инфраструктуры. Постепенно школа будет оснащаться высокотехнологичным учебным оборудованием: компьютерами, интерактивными досками, медиатехникой, будут современные столовые. Современная школа предполагает тесное взаимодействие с семьёй. Школьные праздники, концерты, спортивные мероприятия становятся привлекательным местом семейного отдыха.

Начальная школа – это самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка. Начинается систематическое обучение в школе, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащихся с внешним миром теперь определяются его новой социальной позицией – ролью ученика. Поэтому, прежде чем ребёнок пошёл в школу, родители, воспитатели и педагоги обязаны подготовить его к этой новой социальной роли – роли школьника.

У детей в возрасте 6-7 лет проявляются такие качества, как готовность решать задачи, связанные с освоением учебного материала:

-элементарная учебная деятельность (умение слушать и слышать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата);

-развитая мелкая моторика (тонкие движения рук, важные для овладения письмом, рисованием, лепкой и. д.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

Доклад на тему:

2. ФГОСы 2-го поколения

3. Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это - то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Основными направлениями развития общего образования являются:

1. Переход на новые образовательные стандарты

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

3. Совершенствование учительского корпуса

4. Изменение школьной инфраструктуры

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

6. Расширение самостоятельности школ

Переход на новые образовательные стандарты определён как один из основных направлений развития общего образования.

Чем же прежние стандарты отличаются от новых?

Прежде всего, изменилось само понимание того, что такое стандарт.

Раньше мы понимали под стандартом фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником.

Стандарт второго поколения содержит только требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать наши дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы.

К таким требованиям относятся:

требования к результатам освоения основных образовательных программ, это является основой для проведения итоговой аттестации выпускников.

требования к структуре основных образовательных программ, это требования к организации образовательного процесса: базисный учебный план, примерные программы, по которым идёт обучение.

требования к условиям реализации основных образовательных программ, это те условия, которые обеспечивают успешную работу образовательного учреждения.

Главное отличие стандартов второго поколения состоит в том, что обучение в современной школе становится более личностным. Школа теперь не просто будет давать знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет, готов ли будет выпускник использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни, в нашем современном обществе.

Основное назначение стандартов второго поколения заключается:

во-первых: в развитии системы образования в условиях изменяющихся сегодня запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

во-вторых, стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния и тенденций развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ. В этом отношении стандарт выполняет функцию, близкую ЕГЭ.

Ориентация образовательного стандарта на результат делает главной целью образования развитие личности ученика на основе освоения различных способов действий, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, ставить образовательные цели, оценивать полученный результат, а в конечном итоге – умения учиться.

Стандарт второго поколения должен изменить ситуацию в системе образования. С помощью стандартов в России должны быть созданы условия для становления новой образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики. Таким образом, образовательный стандарт – это инструмент построения в России открытого гражданского общества, развития инновационной экономики.

Отличительной чертой стандартов второго поколения является также расширение общественного участия в жизни школы, и в первую очередь это касается родительского сообщества.

Родители впервые в истории отечественного образования получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой.

В стандарте зафиксированы специальные полномочия участников образовательного процесса, которые, в частности, дают родителям обучающихся право совместно со школой и общественностью определять до 20% содержания образования в начальной школе в соответствии с потребностями детей. При переходе на основную и старшую ступени этот показатель увеличивается. В старшей школе он может составлять 65%.

В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина.

Надо отметить, что с принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

В стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание. На ступени начального общего образования должно осуществляться формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её.

И самое главное – стандарты должны научить школьника пользоваться знаниями, учиться. Ведь теперь школьного багажа на всю жизнь не хватает – нужно переучиваться, доучиваться, уметь добывать знания самостоятельно.

С четвёртого класса по новым стандартам вводится новый предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Сегодня выясняется, что большинство компетентностей, требуемых работодателями, формируется в возрасте до 7 лет. Дальше – это так называемая социализация. А вот свойства человеческого характера – способность быть открытым, работать в коллективе, видеть и понимать, слушать и слышать, смотреть и видеть – всё там, в детстве. Этому уже научить нельзя, поздно. Поэтому многое зависит от семьи.

Разумеется, для достижения результата, в корне меняется и роль учителя, характер его общения с детьми. Прежде всего, он перестает быть передатчиком знаний (что вовсе не освобождает от обязанности исподволь прививать детям любовь к знанию, учить добывать его и им оперировать). Объяснение материала уступит место системно-деятельностному подходу, основная цель которого: научить детей учиться.

Основную задачу школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения школьного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность школьников.

Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире.

Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться.

Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Познавательные УУД (их не следует путать с предметными) предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами. Коммуникативные УУД – это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета. Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Основными методическими принципами современного урока являются:

субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

• деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

Урок должен включать следующие шесть основных этапов:

• мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

• осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

• коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

• рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Вооружившись знаниями об основных методических принципах и структуре урока, попробуем составить примерный план действий учителя при разработке его сценария. Во-первых, определим тип такого урока. Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

6-й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий, которые представлены в таблице 1.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТономного округа-югры

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогического и специального образования

Сущность, цель, функции, задачи, особенности ФГОС второго поколения, его инновационный характер

Исполнитель:

Сургут 2018

Сущность ФГОС второго поколения и его особенности

Структура и компоненты стандарта второго поколения

Инновационный характер стандарта второго поколения

Нормативное сопровождение требований к структуре основных общеобразовательных программ и результатам их освоения

Список используемой литературы

Начальная школа. Для каждого родителя - это новый непростой этап в жизни. Особенно если в школу идет первый ребенок. А уж для самого младшего школьника начальная школа - это целый этап жизни: расширение сферы взаимодействия с окружающим миром, появление потребности в самовыражении.

В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования. Естественно, у педагогов возникает ряд вопросов: чем новый стандарт общего образования отличается от стандарта (федерального компонента ГОС), утвержденного Министерством образования РФ в 2004 г.? Каковы его функции в современной школе? Когда будет завершена разработка стандарта и начнется его внедрение в школьную жизнь? Что изменится в работе учителей? Попытаемся разобраться в этих проблемах.

1.Сущность ФГОС второго поколения и его особенности

1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Сущность данного стандарта определяется тем, что в его основе лежит общественный договор, представляющий собой новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации основополагающих позиций в области образования.

В соответствии с федеральным законодательством новый образовательный стандарт представляет собой документ в объеме 30 - 40 страниц. В нем раскрываются основные подходы к структуре, функциям, порядку применения стандарта. Для реализации всех положений стандарта разрабатывается мощное нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение: базисный учебный план; фундаментальное ядро содержания общего образования; примерные программы по учебным предметам; программы формирования универсальных учебных действий, воспитания и социализация учащихся; система оценки учебных достижений учащихся и др.

В концепции определены основные функции образовательного стандарта. К числу основных функций стандарта следует отнести:

- функцию обеспечения права на полноценное образование. Она

- функцию обеспечения единства образовательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных типов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень, не ниже задаваемого стандартом;

- функцию обеспечения преемственности основных образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

критериально-оценочную функцию . Она проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта включают требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

функцию повышения объективности оценивания. Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом [1].

В настоящее время разработаны проекты компонентов нового стандарта. С 2009/2010 учебного года началась массовая апробация нового стандарта в начальной школе. В настоящее время уже опубликован пакет документов нового стандарта для начальной школы.

Отличие нового образовательного стандарта

от действующего федерального компонента ГОС.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности человека. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты. Стандарт второго поколения должен изменить ситуацию в системе образования. Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления нового образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики. Таким образом, речь идет о разных целях и задачах стандартов первого и второго поколения.

Концепция разработки государственных образовательных стандартов

второго поколения включает ряд принципиально новых стратегических целевых ориентиров. Образование является важнейшим, системообразующим ресурсом социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства. В начале ХХ I в. важнейшим условием эффективности системы образования является способность гибко реагировать на запросы личности, изменение потребности экономики и нового общественного устройства. Именно в этом целевое отличие стандарта второго поколения, внедрение которого призвано обеспечить условия для достижения названных выше целей. Таким образом, образовательный стандарт – это инструмент построения в России открытого гражданского общества, развития инновационной экономики.

В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор -

новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина. Образовательный стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. Подчеркнем, что с принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

Разработка стандарта – это не ведомственная задача Министерства образования и науки РФ, а общенациональный приоритетный проект, достижение которого возможно при условии скоординированных действий всех заинтересованных субъектов.

ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.

Общее описание системы ФГОС

Сегодня Стандарты позволяют:

составлять учебники и задачи для школьных и университетских экзаменов;

формировать методические пособия;

выяснять, сколько часов потребуется, чтобы освоить ту или иную дисциплину;

разъяснять, что получит ученик или студент после освоения каждой ступени образования;

проводить аттестацию персонала учебных заведений, контролировать качество их работы.

Кроме того, в документе зафиксировано все то, что учащийся должен освоить на той или иной ступени: так, без знаний начальной школы ученик не сможет заниматься в средней, без знаний средней — в старшей.

Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стандарты объединяют разные программы, упорядочивают их части, вносят новое, затрагивают и такие ценности, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. ФГОС изменяются минимум раз в 10 лет.

Виды и содержание ФГОС

ФГОС ДОО

Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.

ФГОС НОО

Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.

ФГОС ООО

Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.

ФГОС СОО

Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.

ФГОС ОВЗ

Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.

Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.

Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:

Общие положения — что включено, какова цель документа.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.

Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.

Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.

Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС

Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.

Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.

Три поколения ФГОС: что меняется

Принято делить ФГОС на три поколения.

Первое поколение - 2004-2009 годы

Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.

Второе поколение - 2009-2020 годы

Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.

Третье поколение - с 2021 года

Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.

Требования ФГОС третьего поколения содержат:

четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;

список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;

конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;

указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;

время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;

данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.

Как применяются ФГОС на практике

Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.

Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.

Для формирования программы по своему предмету учитель должен:

Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.

Установить порядок изучения учебного материала.

Распределить общее количество часов на все темы и разделы.

Включить в программу региональные материалы.

Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.

ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:

место дисциплины в общем плане;

содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;

все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;

указано, какая литература обязательна к изучению.

Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.

Курсы для педагогов по ФГОС

Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.

Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.

Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.

Читайте также: