Доклад совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности

Обновлено: 01.05.2024

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по театрализованной деятельности с детьми, состоит в том, что театр является помощником в воспитании детей.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид творчества. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы.
Влияние театрализованной деятельности на творческое и всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, именно поэтому моя работа нацелена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе средой театрального искусства.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.
Поэтому педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

3. Теоретическая база опыта.
В современной отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к театрализованной деятельности занимаются многие педагоги, на опыт которых я пытаюсь опираться в своей деятельности по приобщению детей к театральному искусству.
В своей работе я использую литературу:
• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
• Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
• Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – 126 с.
Для реализации участия детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности я могла бы порекомендовать для изучения следующую литературу:
• Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 176 с.
• Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня С. -П. :2012г.
• Лыкова И. А. Театр на пальчиках М. 2012г.
• Т. А. Егорова Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет. - Волгоград: Учитель, 2013. – 67 с.
•Ярыгина О. Г. Мастерская сказок М.:2010г.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста выявляется уровень их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. В группе оформлен театрализованный уголок, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр масок и др. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.

Не последнее место занимает составление программы мероприятий по реализации опыта, предпринимаются попытки по воплощению задуманного в жизнь, а на заключительном этапе проводится мониторинг по результатам работы.
Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей используются следующие формы работы:
1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;
3. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;
4. Мини-игры, мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности;
5. Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды;
6. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности:
Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:
При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства.
Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
•Воспитание у ребёнка основ общей культуры;
•Приобщение детей к искусству театра;
•Развитие творческой активности и игровых умений детей.

Основные направления работы с детьми:
- Театральная игра
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве; строить диалог с партнёром на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.
- Ритмопластика
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
-Культура и техника речи.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
- Работа над спектаклем.
Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, развивать навыки действий с воображаемыми предметами, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, восхищённо, жалобно и т. д.).

5. Результативность опыта.
Вышеописанные действия, направленные на приобщение детей к театрализованной деятельности дают положительные результаты в воспитании и развитии детей. Для выбора наиболее эффективных методов формирования способностей ребенка дошкольного возраста, необходимо знать возрастные особенности детей. С этой целью с каждым ребенком в начале и конце учебного года проводится диагностика развития детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
В результате запланированной работы по развитию детей через театрализованные игры происходит:
• развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей;
• значительное расширение представлений детей о театральной культуре;
• создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры;
• дети учатся осуществлять выбор ролей, осознавать себя в определённой роли, производя соответствующие ролевые действия;
• умеют перевоплощаться в роли, используя выразительные средства (интонации, мимику, движение, применяя атрибуты, реквизит;
• умеют пересказывать и сочинять небольшие сказки, истории, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать;
• овладевают способами действий с различными игрушками, театральными куклами, бытовыми предметами и т. д.;
• умеют взаимодействовать с другими детьми в самостоятельной театрализованной игре;
После проведённой работы у детей происходят значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления и воображения.
Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства, что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.

6. Анализ результативности.
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.
Результат опыта:
- повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей;
- появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей;
- появилось осознанное поведение и общение в обществе.
- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При использовании данного опыта работы я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:
• Трудностями же использования данного опыта я бы назвала следующие:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей?
Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, воспитатель может придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.
Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ.

9. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация театрального кружка, драматизация детских произведений совместно педагогов с воспитанниками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного обра- зования, отраженный в Стандарте:

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность рас- крытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности лич- ности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОО, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

 формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе сов- местной деятельности;

 воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

 воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей дея- тельности;

 воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

 развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды теат- ра, профессии людей, создающих спектакль);

 наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи симво- лическими средствами в игре–драматизации);

 обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для разви- тия динамических пространственных

 развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

 содействие развитию монологической и диалогической речи;

 обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, ан- тонимов и пр.;

 овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и

 др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

 приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

 приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

 создание выразительного художественного образа;

 формирование элементарных представлений о видах искусства;

 реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

 согласование действий и сопровождающей их речи;

 умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс раз- вития образа;

 выразительность исполнения основных видов движений;

 развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения,

 формирование правильной осанки.

Система работы по организации театрализованной деятельности:

1) Предметно-пространственная развивающая среда

2) Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации, театрали- зованные представления, развлечения,

3) проектная деятельность.

4) Взаимодействие с педагогами

5) Работа с детьми

6) Взаимодействие с родителями

7) Взаимодействие с социумом

Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитываем:

 предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каж- дого ребенка.

 соблюдение принципов построения развивающей игровой среды

 соответствие возрастным особенностям детей

 выполнение правил техники безопасности

 эстетическое оформление игрового оборудования

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, му- зыкально- художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:

 Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

 Задания для развития речевой интонационной выразительности;

 Игры-превращения, образные упражнения;

 Упражнения на развитие детской пластики;

 Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

 Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

 Просмотр кукольных спектаклей.

Основные требования к организации театрализованных игр

 Содержательность и разнообразие тематики.

 Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педаго- гического процесса.

 Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

 Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

 Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Взаимодействие с педагогами

Эффективной работе учреждения по театрализованной деятельности детей способ- ствует профессиональный педагогический коллектив.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в повышении квалификации педагогов по театрализованной деятельности в рамках

дошкольной организации через методические мероприятия и педагогические советы.

Результаты работы ДОО:

 Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

 Проявляют интерес, желание к театральному искусству;

 Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

 Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей;

 Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений;

 Предметно-пространственная развивающая среда ДОО дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр;

 Установлен тесный контакт с родителями.

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших де- тей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи вос- питания, развития и обучения детей.

4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001

5. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., зрительской культуры.-М., 2001

7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера,

8. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду

Театральная деятельность является одним из результативных средств сближения взрослого и ребенка и способствует действенному эффективному эмоциональному развитию детей. В процессе совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей достигается определенный педагогический результат: дошкольники уверенно справляются со сложными творческими заданиями, они музыкальны, могут импровизировать, общительны и раскрепощены, повышается интерес к театрально – игровой деятельности, исполнительские умения детей в создании художественного образа, интонационная выразительность речи, расширяются представления детей об окружающей действительности, обогатился и активизировался словарь детей, развивается память, мышление, воображение, внимание детей, дети учатся правильно оценивать свои и чужие поступки, понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

Оценить 3159 0

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии дошкольного образования

Театральное искусство, близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; развитие всех ведущих психических процессов; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости.

Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевали ценными навыками общения, взрослые помогали ребенку принять игровую роль, что-то нарисовать, станцевать, спеть.

В совместной деятельности родители лучше узнали возможности своего ребенка, его индивидуальные особенности, а также познакомились с новыми способами организации игр и занятий в домашних условиях.

Очень важно, что у родителей постепенно появлялся интерес к жизни их детей в группе. Их начинали интересовать вопросы; касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Такой подход к взаимодействию с родителями детей младшего возраста позволил повысить их ответственность за воспитание детей в семье, развить педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Была создана благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что позволило обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей младшего возраста.

В процессе деятельности развивались внимание ребенка, память, мышление и другие психические процессы. Создание психологической базы развития ребенка расширило возможности в освоении программных задач и формирования интегративных качеств ребенка.

Деятельность педагогов, направленная на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, позволила постепенно включить детей в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации. У детей развилось желание участвовать в игровых драматических миниатюрах. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности мы смогли реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Созданная благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, обеспечила совместный успех в деле воспитания детей младшего возраста.

Благодаря совместной деятельности укрепляются взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Важным компонентом, обеспечивающим организацию театрализованной деятельности, является правильно созданная предметно-развивающая среда, которая должна являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования.

Принципы построения предметно-развивающей среды: интеграции образовательных областей; открытости; гибкого зонирования; полифункциональности; трансформируемости.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо организовать и оформить предметно развивающую среду: хорошо оборудованный музыкальный зал со сценой, где зал и сцена хорошо освещены; необходимая техника – музыкальный центр с караоке, телевизор, проектор, видеотехника. В оборудованной костюмерной хранятся театральные костюмы, имеется фонд театральных кукол, декораций, атрибутов.

Однако основное время дети проводят в групповом помещении, поэтому очень важно правильно организовать предметно – развивающее пространство группы. Учитывая принцип гибкого зонирования, а также принцип свободы и самостоятельности в группе была организована мини - гримерная, в которой находится зеркало, сценический грим, парики, веера, бижутерия. Создается коллекция театров разных видов (пальчиковый, настольный, теневой, кукольный и т.д). Подбираются костюмы и атрибуты необходимые для театральной деятельности, оформляются детские работы и фотоматериалы о прошедших театральных мероприятиях. Совместно с родителями собираются красочные коллекции кукол, масок, программок, билетов и т.д. В каждой группе необходимо выделить театральный уголок, который должен быть оснащён соответствующими атрибутами для театрализованной деятельности, включающим различные виды театров, реквизит для обыгрывания сценок и спектаклей, театральный реквизит, книги с литературными произведениями, соответствующие возрасту группы.

Закончив работу по созданию предметно-развивающей среды, переходят к основному этапу работы с детьми и родителями, подобрав наиболее интересные формы совместной деятельности. Самой эффективной формой взаимодействия является игра. Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу, уметь общаться со взрослыми и сверстниками. Одни из них развивают внимание, воображение, наблюдательность, умение ориентироваться в окружающей обстановке. Другие готовят детей к действию в сценической обстановке – это театральные упражнения и этюды, игры превращения, игры на действия с воображаемыми предметами.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, в результате чего происходит накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, заключающаяся в активности всех участников образовательного процесса.

Успешное осуществление этой большой и ответственной работы не возможно без участия родителей. Задача педагогов в привлечении родителей к взаимодействию с ребенком. Традиционные родительские собрания и консультации стали менее интересными для современных родителей, поэтому у появляются новые эффективные формы взаимодействия:

- совместные развлечения, где родители не пассивные зрители, а активные участники. Такая форма интересна, а главное - полезна детям и родителям.

- встречи в Родительском клубе (с учетом интересов детей и родителей, тематика таких встреч – Любимые сказки, Смешные истории, День рождения, Путешествие в мир театра и т.д.)

- творческие мастерские. Изготовление декораций, сценических костюмов, атрибутов для игр, масок, кукол – все это имело огромное значение в эмоциональном сближении детей, родителей и педагога.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности — специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и др., которые он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный>, детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.

Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности.
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.
На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.
Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ. В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная работа.

Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: единства социально-эмоционального и когнитивного развития; насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях. В процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.

В основе лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности. Успешность и результативность театральных занятий зависит от сотрудничества театрального педагога с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно; с педагогом по изобразительной деятельности, который помогает детям создавать эскизы декораций и костюмов к спектаклям; с другими специалистами.

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального , сценического). Для того чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога – руководителя детского театра ( режиссера ), который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова).

Хорошо известно что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно - образовательную микросреду - образовательное пространство. Семья и дошкольное учреждение по - своему передают ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающееся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

Театральная деятельность является одним из результативных средств сближения взрослого и ребенка и способствует действенному эффективному эмоциональному развитию детей. В процессе совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей достигается определенный педагогический результат: дошкольники уверенно справляются со сложными творческими заданиями, они музыкальны, могут импровизировать, общительны и раскрепощены, повышается интерес к театрально – игровой деятельности, исполнительские умения детей в создании художественного образа, интонационная выразительность речи, расширяются представления детей об окружающей действительности, обогатился и активизировался словарь детей, развивается память, мышление, воображение, внимание детей, дети учатся правильно оценивать свои и чужие поступки, понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

Созданная атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки помогает активизировать и обогатить умения родителей, поддержать их уверенность в собственных возможностях и переосмыслить отношение к собственному ребенку и педагогу. А воспитателю, помогают установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитании детей.

Главная Занятия по Музыке

Творческое взаимодействие взрослых и детей в театрально-игровой деятельности

Творческое взаимодействие взрослых и детей в театрально-игровой деятельности

В практике музыкального воспитания детей все основные формы работы – занятия, праздники, развлечения – проводятся с использованием театрализованных игр. Введение в мир театра, в мир условности, игры позволяет многостороннее раскрыться природным данным, заложенным в каждом ребенке.

Известна огромная сила воздействия театрализованной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. Театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки различных человеческих способностей и, в первую очередь, способности познавать себя, окружающий мир.

От чего зависит успех использования театрализованной деятельности в детском саду? Конечно, от увлеченности, искреннего интереса к данной деятельности, как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Этот обоюдный интерес и увлеченность помогают создать творческую атмосферу в совместной деятельности с детьми, раскрыть собственные возможности и способности, увидеть и услышать все разнообразие красок и звуков, которые нас окружают.

Однако, кроме увлеченности, необходимо еще владение разнообразным репертуаром – литературным, музыкальным и игровым, а также знаниями, которые помогают педагогу видеть, какое воздействие оказывают те или иные задания на ребенка, какие психические процессы они активизируют и развивают. Театрализованная игра должна быть направлена не только на приобретение положительного опыта, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи – эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. А это так важно в нашей жизни!

Театрализованные игры можно рассматривать и как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях таких игр тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников (взрослых и детей) ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а так же многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.).

Театрализация – это маленький спектакль и в то же время переходная форма от игры к искусству. Это первая элементарная форма синтеза искусств, которая доступна детям.

Объединение нескольких видов искусств, основанное на универсальных компонентах художественного языка и обогащающее каждый из них, создает уникальные возможности для художественного развития детей.

Музыкальные игры-драматизации предполагают объединение музыкального движения, пения, художественного слова, мимики, пантомими-ки, при этом все они подчиняются главной задаче – созданию художественного образа.

Поэтому в нашем детском саду сложился интегрированный подход к музыкально-театрализованной деятельности. Это помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ, служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников. Благодаря созданию системы интегрированных занятий, возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника. Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.

Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности), а так же памяти и внимания. С другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

Цель данной методической разработки – создание целостной картины мира путем интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем.

Задачи данной методической разработки:

  • формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;
  • развитие воображения и ассоциативного мышления
  • стимулирование творческой активности, свободы

В основе нашей работы с детьми в рамках интеграции находится модульный блок, разработанный для средней, старшей и подготовительной к школе групп. Построение его по горизонтали и вертикали помогает педагогу выделить параллельные связи различных видов искусств с сохранением содержательной преемственности и последовательности в развитии общего эстетического процесса.

Мы пришли к выводу, что интеграция разных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах занятий, вечеров-развлечений, праздников. Поэтому нами разработан цикл интегрированных занятий по музыкально-театрализованной деятельности для средней, старшей и подготовительной к школе групп. Количество таких занятий в учебном году – 9 в каждой возрастной группе. Проводит их музыкальный руководитель.

К придумыванию сюжетов мы привлекаем детей, а иногда и их родителей, и, таким образом, весь процесс – от замысла до реализации — превращается в совместное творчество. Ведь современные подходы к развитию детского творчества ориентируют педагогов на создание условий, в которых ребенок занимает субъектную (активную) позицию, то есть именно ему, ребенку, а не взрослому принадлежит право выбора, право проявить себя, выразить свою мысль и т.д.

Для этого мы используем технологию, в основе которой — обыгрывание известных и понятных детям ситуаций. Их можно представить в виде смысловых моделей, являющихся опорой в процессе совместного сочинительства. Важно, чтобы выбранный сюжет или ситуация были понятны и интересны детям, иначе они не смогут самостоятельно придумывать и будут ждать подсказки от взрослого.

  • придумать и изготовить эскизы костюмов, атрибуты для игр, декорации (или их элементы)
  • подобрать музыку для танцев, для характеристики персонажей
  • придумать, в каком жанре обыграть историю (театр игрушки, кукольный или теневой театр, в жанре пантомимы, мюзикла и т.д.).

Своеобразной основой для сочинения сказки (истории) и дальнейшего ее разыгрывания является карта-схема. Ее символы помогают выстроить сюжет, являясь опорой для проявления детской фантазии, воображения, дают некоторые подсказки, которые у каждого ребенка получают свое развитие. Карта-схема может быть составлена как педагогом, так и детьми. Работать по ней можно индивидуально и коллективно. В первом случае каждый ребенок рассказывает свою историю, а затем выбирается наиболее удачный вариант. Он то и используется для дальнейшего обыгрывания. Во втором случае сказку придумывают все вместе.

Дети могут проявить свои творческие способности, разыгрывая сказку под пение взрослых (по типу фонограммы). Такой спектакль можно поставить в театре игрушки, кукольном или теневом театре, в жанре пантомимы.

В ходе интегрированного способа организации воспитательно-образовательного процесса, использования технологии моделирования различных игровых ситуаций для сочинения и обыгрывания

  • отмечается повышенный интерес к музыкально — театрализованной деятельности
  • многосторонне раскрываются природные данные, заложенные в каждом ребенке
  • проявляется особая широта интересов (что в последующем может стать основой многообразного опыта)
  • активизируется игровая мотивация
  • повышается познавательная активность
  • расширяется кругозор
  • воспитываются положительные качества личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, воспитатели могут решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Познавательное развитие

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Социально - коммуникативное развитие

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Речевое развитие

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно - эстетическое развитие

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа;

- организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

Физическое развитие

-согласование действий и сопровождающей

- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительность исполнения основных видов движений.

- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок, театр игрушек и петрушек.

По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Тут ребенок сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игры-драматизации с куклами бибабо в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизация разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в 3 года. А сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Читайте также: