Россия демократическое государство доклад

Обновлено: 16.05.2024

В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия представляет собой демократическое государство. Это значит, что единственным источником власти в Российской Федерации выступает народ, а отдельная личность, ее права и свободы являются высшей ценностью. В России как в демократическом государстве должны существовать идеологическое многообразие и местное самоуправление.

Народ может осуществлять власть непосредственно через институты прямой демократии, а также через своих представителей - депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Прямая демократия представляет собой особую форму осуществления власти народа непосредственно самим народом. К институтам прямой демократии относят референдум, выборы, отзыв депутатов и выборных должностных лиц и др. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Под референдумом можно понимать голосование избирательного корпуса страны или его части по поводу какого-либо акта или предложения действовать определенным образом. Институт референдума в теории конституционного права считается дальнейшим логическим развитием всеобщего избирательного права, применением механизма всеобщего голосования не только к выбору представителей граждан, но и для решения важнейших вопросов общественной и государственной жизни. В ходе референдума граждане выступают либо в роли законодателей, либо как должностные лица, которые принимают решение.

По предмету референдумы подразделяются на конституционные, законодательные, международно-правовые. Конституционные референдумы проводятся по вопросам внесения поправок в конституцию, принятию новой конституции. Предметом законодательного референдума является принятие закона. Международно-правовые референдумы получили распространение в последнее десятилетие и проводятся по вопросам международного права. Например, международно-правовым референдумом можно считать референдумы, проведенные в Европе по вопросу принятия европейской Конституции. По своей обязательности проведения референдумы делятся на обязательные и факультативные. Обязательные референдумы проводятся при наступлении точно предусмотренных законом обстоятельств. Факультативные референдумы проводятся с целью решения любого общественно-значимого вопроса.

Право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном законодательством, имеет гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;

2) Конституционному Собранию - в случае тпринятия новой Конституции Российской Федерации;

3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума (далее - региональная подгруппа) должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции Российской Федерации. На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум, которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Статья 13 Конституции Российской Федерации закрепляет существование в России идеологического многообразия и многопартийности. Идеологическое многообразие считается одним из важных элементов формирования гражданского общества в России. По мнению С.А. Авакьяна, если граждане свободно могут выражать свои мнения, если для распространения своих взглядов они могут создавать различные, в том числе и политические объединения, то налицо такое качественное состояние общества, при котором оно может именоваться гражданским обществом[214]. Именно этот элемент конституционного строя Российской Федерации позволяет создать благоприятные условия выражения человеком своих взглядов в различных сферах жизни. К тому же это означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Граждане обладают правом на объединение для выражения мнений и защиты своих интересов. Данное право заключается в создании на добровольной основе общественных объединений, вступлении или в воздержании от вступления в них. Объединение граждан – это основанные на автономии воли сообщества (ассоциации) физических лиц, преследующие достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности[215].

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых формах:

общественная организация - это общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

общественное движение – это не имеющее членства общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

общественный фонд - это не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;

общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

Право на объединение вполитические партии занимаетцентральное место в системе политических прав и свобод.Политические партии являются одним из видов общественных объединений и важным элементом политической системы. Став институтом гражданского общества, политические партии одновременно принимают участие в формировании и деятельности органов государственной власти. По своей социальной природе партия является отделенным от государства общественным институтом, призванным представлять и отстаивать в политическом процессе интересы различных социальных слоёв гражданского общества, обеспечивать контроль общества за деятельностью государства. Не будучи носителем государственной власти, партия служит важнейшим элементом механизма воспроизводства политической власти.

В литературе выделяются следующие признаки политической партии: 1. политическая партия – это один из видов общественного объединения; 2. по своей организационно-правовой форме партия представляет собой общественную организацию, основанную на институте членства; 3. партия является субъектом публичной политики, которому присущ идеологический образ действий; партийные цели и задачи формулируются в программных документах и предвыборных платформах; 4. партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством использования институтов непосредственной демократии и на участие в управлении государством через своих представителей[221].

В зависимости от направления политической деятельности выделяются следующие виды политических партий: 1. консервативные партии – это политические партии, проводящие политику консерватизма, сохранения прежних порядков, выступающие против каких-либо реформ (Консервативная партия Великобритании); 2. либеральные партии – политические партии, проводящие политику либерализации, то есть от освобождения от государственного вмешательства в те или иные сферы жизнедеятельности общества, прежде всего, в экономическую жизнь (Либеральная партия Великобритании); 3. клерикальные (религиозные) партии – политические партии, выступающие за то, чтобы государственная политика и общественная жизнь строились с учетом основных религиозных догматов (Христианско-демократический союз в Германии); 4. радикалистские партии – политические партии, проводящие политику коренного переустройства общества и использующие в своей деятельности радикальные средства, в том числе и насильственного характера (неофашистские партии).

Выделяются и иные классификации политических партий. Например, в зависимости от организационного строения политических партий выделяют организационно-оформленные и организационно не оформленные партии. Организационно-оформленные политические партии обладают четкой организацией и дисциплиной. Обычно такие партии невелики по количеству членов. Иногда эти партии называют кадровыми партиями. Основу этих политических партий составляет профессиональное централизованное руководство. В таких партиях существует организационная связь между органами партии и её членами. Членство в таких партиях возможно как индивидуальное, так и коллективное. К числу таких партий относятся Народная партия Австрии, Индийский национальный конгресс, Христианско-демократический союз ФРГ.

а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее 500 членов, не менее чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения.

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения. Партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение России как демократическое государство.
Исходя, из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Выявить особенности определения демократии как политического режима;
Рассмотреть формы демократии;
Определить перспективы развития демократии в России;
Рассмотреть формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 5

1.1 Понятие и сущность демократии в современном обществе 5
1.2 Признаки демократического государства. 7

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМ И ПРИЗНАКОВ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14

2.1 Непосредственная и представительная демократия в России 14
2.2 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ 28
2.3 Принцип разделения властей в построении государственного аппарата Российской Федерации 31
2.4 Политический плюрализм и идеологическое многообразие в Российской Федерации 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Россия -демократическое государство (Автосохраненный).docx

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 5

1.1 Понятие и сущность демократии в современном обществе 5

1.2 Признаки демократического государства. 7

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМ И ПРИЗНАКОВ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14

2.1 Непосредственная и представительная демократия в России 14

2.2 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ 28

2.3 Принцип разделения властей в построении государственного аппарата Российской Федерации 31

2.4 Политический плюрализм и идеологическое многообразие в Российской Федерации 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Современная Российская Федерация - демократическое государство.

В Конституции многонациональный народ страны провозглашен носителем суверенитета и единственным источником власти и высшим непосредственным выражением власти народа, помимо референдума, являются свободные выборы.

Посредством выборов, через избирательный процесс, политическая власть народа трансформируется в государственную власть, формируются органы местного самоуправления, реализуется принцип демократии. Выборы
в законодательные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления являются важнейшим шагом в развитии и укреплении народовластия, так как народ, выразив в процессе голосования свою волю, формирует независимую (в пределах своей компетенции) от центра власть.

Становление и развитие демократического правового государства в Российской Федерации возможно при условии обеспечения проведения выборов как единственного легитимного способа делегирования власти народом. На современном этапе в социальной и политической среде довольно часто возникают споры о демократичности Российского государства, поскольку, нормы, провозглашающие демократию в России, закреплённые в Конституции и иных правовых актах, на практике не выполняются.

Однако невозможно оспаривать наличие демократии в России, поскольку для этого нет столь достаточных и полных оснований, однако подробное изучение институтов демократии в подобных условиях необходимо.

Объект курсовой работы - демократия как политический режим в Российской Федерации.

Предмет исследования в курсовой работе составляют труды ученых политологов и правоведов, посвященные вопросам демократии, а также современное государственное устройство Российской Федерации как форма существования системы демократических отношений.

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение России как демократическое государство.

Исходя, из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

  1. Выявить особенности определения демократии как политического режима;
  2. Рассмотреть формы демократии;
  3. Определить перспективы развития демократии в России;
  4. Рассмотреть формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством.

Методологической базой работы являются общие научные методы, среди которых можно выделить диалектический, индуктивный, дедуктивный методы, а также специфические - систематизация, детализация, выступающие в качестве инструментов познания и достижения цели проводимого исследования.

В ходе написания работы были изучены основные нормативно-правовые акты, а также работы авторов Н.А. Баранов, Н.И. Воробьев, А.В. Миненко, В.В. Прохоров, В.Н. Руденко и других.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие и сущность демократии в современном обществе

Современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей в первую очередь либерализмом, т.е. уважением и защитой прав человека, в т.ч. права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство. Либеральная демократия предполагает право избирать и быть избранным, принцип равенства всех перед законом, которые получили свое закрепление в конституции. Существует мнение, что демократия не ограничивается только политической сферой, она охватывает экономическую и социальную сферы, включая производство, собственность и социальные отношения. В мировой практике либеральные демократы выступают за сохранение ограничений вмешательства государства в осуществление права индивидуальной свободы и права собственности, они подчеркивают важность свободы заключения контрактов в свободных рыночных отношениях как модели и предпосылки демократической политической жизни. Эгалитарные демократы, напротив, концентрируют свое внимание на равенстве и социальной справедливости как основе демократии.

Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации. Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: право как главный социальный регулятор либерального общества уступает место морали. Гуманизм и нравственность - отличительные признаки демократического государства. Демократия - это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых - собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм. Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Таким образом, преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным, благодаря, независимой прессы. 1

1.2 Признаки демократического государства.

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии; местном самоуправлении. 2

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство. Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.

Почему именно государство является основной формой реализации суверенитета народа?

Во-первых, государство — это единственная полновластная организация в масштабе страны.

Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ России, выражает его совокупную волю.

В-третьих, государство является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью.

В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.

Для Российской Федерации как государства присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему.

Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Поэтому признание народа в качестве верховного носителя государственной власти является выражением народного суверенитета.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.
Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Другими словами, конституционный строй - это определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации содержится специальная глава, посвященная основам конституционного строя, охватывающая широкий круг общественных отношений.

К основам конституционного строя согласно Конституции Российской Федерации относятся демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Согласно ст. 3 Конституции народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь народ, население, проживающее на той или иной территории).

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

всероссийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах - то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

Согласно Конституции Российской Федерации разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

Демократия в Российской Федерации осуществляется также на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции Российской Федерации.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

Предварительным условием признания принципа политического плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации прежде всего путем постепенного создания в Российской Федерации многопартийной системы.

В ст. 13 Конституции Российской Федерации указывается, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.

Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества.

В нем отмечено, что политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, ибо в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.

Посредством местного самоуправления, включающего представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, решаются вопросы местного значения в Российской Федерации.

В Российской Федерации под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Все это говорит о том, что потребуется еще немало времени и усилий народа России, всех ее граждан для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могут быть в полной мере реализованы

Конечно, мы не можем оспаривать наличие демократии в России, поскольку для этого нет столь достаточных и полных оснований, но более подробное изучение институтов демократии, на наш взгляд, будет полезным, не только для отличных знаний в Конституционном праве России, но и для лучшего ориентирования в общей системе права и политике. Современная литература даёт нам большие возможности для проведения этого изучения.

В процессе создания данной работы, был исследован довольно большой объём различных учебных пособий, но использованы только самые общепризнанные и доступные, например таких известных авторов как, Козлова Е. И., Кутафин О. Е.[1] , Баглай М. В.[2] и др. Также приводятся некоторые правовые акты и судебная практика Конституционного суда.

Итак, целью работы является изучение самой демократии в России, её форм и конкретно таких основных институтов как: референдум и выборы, насколько это возможно в допустимых рамках объёма курсовой работы.

Глава 1. Понятие демократии.

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления[4] . Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии; местном самоуправлении.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуж­дение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства.[5]

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе занимает государство. Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.

Почему именно государство является основной формой реализации

Во-первых, государство — это единственная полновластная орга­низация в масштабе страны.

Читайте также: