Доклад синхронное и асинхронное обучение в начальной школе

Обновлено: 18.05.2024

Настоящий обзор посвящен анализу синхронных и асинхронных взаимодействий в рамках образовательной деятельности вуза. В настоящее время электронная информационно-образовательная среда стала необходимым условием для функционирования вуза. В связи с тем, что использование синхронных и асинхронных трактуется в ФГОС ВО как необходимое требование к электронной информационно-образовательной среде вуза, осуществляющего образовательную деятельность, тема данного исследования представляется актуальной. В данной работе рассмотрены преимущества и недостатки использования электронной информационно-образовательной среды в образовательной деятельности; приведены основные средства синхронных и асинхронных взаимодействий; представлена классификация программного обеспечения поддержки дистанционного обучения. Были изучены научные работы таких авторов как Ахаян, Зайченко, Иванченко, Часовских, Коваленко, Сатунина, Малитиков, Сараев, Полат, Федотов, Хусяинов, Хуторской, Юревич, Dias, Kats, Desmarais, Mayer, Nagy, Udaya, William.


4. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения : монография. – СПб.: Астерион, 2004. – 188 с.

5. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис : учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 167 с.

8. Малитиков Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е.М. Малитиков, М.П. Карпенко, В.П. Колмогоров // Право и образование. – 2000. – № 1(2). – С. 42–54.

9. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2006.

11. Сараев В. Неленинский университет миллионов // Эксперт: журнал. – М., 2014. – № 28 (907). – ISSN 1812–1896.

12.Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 89–90.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования магистратура. Направление подготовки менеджмент. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 322.

16. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. – 2014. – № 4. – С.30–41. DOI: 10.7256/2306–434X.2014.4.14288

17. Хусяинов Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) как образовательной технологии // Наука. Мысль. – 2015. – № 2. – C. 21–29.

18. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. – № 36. – С. 26–30.

19. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. – № 2. – С. 30–35.

20. Хуторской А. В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. – М., 2000.

21. Часовских В.П. Сайт преподавателя вуза – реальное приложение // Эко-Потенциал. – 2015. – № 1 (9). – С. 61–78.

22. Часовских В.П., Стаин Д.А. Исследование системных связей и закономерностей формирования и управления образовательным процессом на основе современных web-технологий в контенте сайта вуза // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 7–1. С. 128–132.

23. Часовских В.П., Стаин Д.А. Исходные данные модели образовательного процесса вуза в среде современных web-технологий // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1.

24. Часовских В.П., Стаин Д.А. Методы оптимизации и повышения эффективности доступа к данным в информационных системах управления организацией // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12 (ч.10). – С. 2114–2119.

25. Часовских В.П., Стаин Д.А. Модель образовательного процесса и сайт вуза 2.0 // Эко-Потенциал. – 2014. – № 2(6). – С. 113–119.

26. Часовских В.П., Стаин Д.А. Новая роль образовательного процесса университета в среде технологии Интернет // Эко-потенциал. – 2015. – №4(12). – С. 45–49.

27. Часовских В.П., Стаин Д.А. Структура, содержание и среда разработки веб-сайта вуза // Эко-потенциал. – 2013. – № 3–4. – С. 160–173.

28. Часовских В.П., Усольцев В.А. Интернет и социальные медиа сегодня // Эко-Потенциал. – 2014. – № 3(7). – С. 106–118.

29. Часовских В.П., Усольцев В.А. Информация – гармония и хаос // Эко-Потенциал. – 2014. – № 3(7). – С. 97–105.

31. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States / Babson Survey Research Group. – 2013. – P. 4. – ISBN 978–0–9840288–3–2.

32. Dias S.B., Diniz J.A., Hadjileontiadis, L.J. Towards an Intelligent Learning Management System Under Blended Learning: Trends, Profiles and Modeling Perspectives. – Springer International Publishing, 2013. – 235 p. – ISBN 9783319020785.

33. Kats, Y. Learning Management System Technologies and Software Solutions for Online Teaching: Tools and Applications: Tools and Applications. – Information Science Reference, 2010. – 486 p. – ISBN 9781615208548.

34. Kats, Y. Learning Management Systems and Instructional Design: Best Practices in Online Education. – IGI Global, 2013. – ISBN 9781466639317.

35. Martin Desmarais. India company chases U.S. online tutoring market. INDIA New England (3 january 2011).

36. Mayer, R. E. (2001). Multimedia learning. New York: Cambridge University Press. ISBN 0–521–78749–1.

37. Nagy, A. The Impact of E-Learning // E-Content: Technologies and Perspectives for the European Market / Bruck, P.A.; Buchholz, A.; Karssen, Z.; Zerfass, A. (Eds). – Berlin: Springer-Verlag, 2005. – P. 79–96.

38. Udaya SriK., Vamsi Krishna T.V. E-Learning: Technological Development in Teaching for school kids // International Journal of Computer Science and Information Technologies. – 2014. – P. 6124—6126.

39. William S. Davis, David C. Yen. The Information System Consultant’s Handbook. Systems Analysis and Design. – CRC Press, 1998. – 800 с. – ISBN 0849370019.

Цифровой век принес в повседневную жизнь большое множество изменений. Человечество, за короткий период времени, окружило себя технологиями, которые еще двадцать-тридцать лет назад считались научной фантастикой. Сейчас же – это реальность, повседневность, которая нас окружает. Гаджеты, смартфоны, ноутбуки, смарт-часы, навигаторы, регистраторы, планшеты, компьютеры, и многие другие технологии в наше время являются вполне обычным атрибутом обычного человека.

Находясь в любой точке цивилизованного мира, у человека есть связь, что позволяет ему быть мобильным и многозадачным. Что, несомненно, открывает перед ним огромное множество возможностей для реализации себя в какой-либо деятельности.

В наше время является обыденностью работа в интернете на дому, фриланс, тестировщик аппаратного или программного обеспечения, партнёрские программы – всё это является возможностью реализовать себя в существующем мире.

В данный момент электронная информационно-образовательная среда не только обрела большую популярность, но и стала необходимым условием для полноценного функционирования образовательной организации [26,28,29]. Поскольку задачей любой образовательной среды является обеспечение взаимодействия ее участников, а также в связи с тем, что использование синхронных и асинхронных согласно всех ФГОС ВО [14] является общесистемным требования к электронной информационно-образовательной среде вуза, тема данного исследования представляется актуальной.

Дополнительными свидетельствами актуальности выбранной темы служат выпускаемые Постановления правительств и прочие нормативно-правовые акты затрагивающие необходимость повышения компьютерной грамотности населения России [10]. Это значит, что существует проблема повышения компьютерной грамотности у соотечественников, и один из способов ее решения – обучение с использованием электронной информационно-образовательной среде, в т.ч. синхронных и асинхронных взаимодействий.

Преимущества и недостатки электронной информационно-образовательной среды

Основные аспекты создания, развития и эксплуатации электронной информационно-образовательной среды рассмотрены в [21–24, 27, 32, 33].

Преимущества электронной информационно-образовательной среды:

Недостатками электронной информационно-образовательной среды являются:

Невозможность использования старых методов обучения. Согласно с мнением Сатуниной А.Е. [12], большая часть учебных материалов, подходящих для традиционного обучения, не подходят для использования в онлайн или смешанном обучении. Её нужно перерабатывать и подстраивать под ноу-хау.

Проблемы развития навыков работы с новыми технологиями у студентов. Малитиков Е.М. [8] добавляет, что для успешной и эффективной работы в виртуальной образовательной среде студенты тоже должны уметь свободно ориентироваться в используемом программном обеспечении.

Элементы электронной информационно-образовательной среды

Для наглядности, стоит провести аналогию с очным обучением, где система дистанционного обучения – является книжной полкой, а материалы, содержащиеся в её базе данных – книги, что на ней стоят [13].

Не стоит забывать, что участники процесса обучения, тоже являются элементами системы. Преподаватели в электронной среде становятся тьюторами, студенты – слушателями, а сотрудники деканатов – организаторами.

Виды взаимодействий в рамках электронной информационно-образовательной среды

Все взаимодействия между участниками образовательной деятельности (преподаватели, студенты, работники деканата) в рамках электронной информационно-образовательной среды подразделяются на два основных вида:

Синхронные взаимодействия между участниками образовательной деятельности [16–18].

Асинхронные взаимодействия между участниками образовательной деятельности [16–18].

Существуют и другие виды деления взаимодействий в виртуальной образовательной среде, но они скорее являются исключениями, ведь чаще всего используется именно это подразделение.

Синхронные взаимодействия между участниками образовательной деятельности.

Синхронные взаимодействия между участниками учебной деятельности, далее синхронные коммуникации – чаще всего это средства общения между студентом и преподавателем в режиме реального времени [19].

В настоящее время подобная практика в университетах Российской Федерации является редкостью, из-за ряда причин [19, 20]:

1. Отсутствие хорошего интернет соединения.

2. Отсутствия хорошего мобильного интернет-покрытия у сотовых операторов.

3. Необходимость высоких технических характеристик вычислительной техники в пользовании университета.

4. Необходимость высоких технических характеристик вычислительной техники в пользовании студента.

5. Общее свободное время у преподавателя и его подопечных (студентов).

Синхронные коммуникации чаще используются для решения конкретных задач или частного общения между преподавателем и студентом [20,30,36].

Основными видами синхронных коммуникаций, распространённых в Российской Федерации являются:

2. Аудиоконференция [6, 33, 34]. Средство коммуникации, путем соединения голосовой связью между преподавателем и студентом (группой студентов) по компьютерной сети в режиме реального времени.

3. Видео конференция [6, 33,3 4]. Средство коммуникации, обеспечивающее одновременно двухстороннюю передачу, обработку и представление видео картинки в реальном времени, а так же голосовой связи между преподавателем и студентом (группой студентов) по компьютерной сети в режиме реального времени.

4. Виртуальная доска [6, 33, 34]. Виртуальная имитация классной доски, для передачи информации в реальном времени.

5. Виртуальный класс [6, 33, 34]. Виртуальная имитация общения при аудиторной встрече при обучении. Является комплексом программного обеспечения реализующего сразу множество элементов синхронного общения. Является наиболее приближенным видом синхронного виртуального общения к реальному (лицом к лицу), с помощью нескольких основных функций [6, 33, 34]:

• Общий аудио и видео чат.

• Функция поднятой руки.

• Индивидуальный обмен информацией между преподавателем и студентами.

• Показ каких-либо ученых материалов, например презентаций. Может включать в себя многие другие функции, необходимые для некоторых узких групп пользователей.

Хотя синхронные коммуникации являются очень редким видом взаимодействий в виртуальной образовательной среде, существует очень множество разнообразного программного обеспечения как профессионального, так и пользовательского, позволяющего использовать данный вид взаимодействия в образовательной деятельности [37, 39].

Асинхронные взаимодействия между участниками учебной деятельности

Асинхронные взаимодействия между участниками учебной деятельности, далее асинхронные коммуникации – чаще всего это средства общения между студентом и преподавателем с задержкой во времени [6, 13].

Уже сейчас данный тип коммуникации, является частой практикой в университетах Российской Федерации, даже если в тех не подразумевается дистанционное обучение, чаще всего сами преподаватели используют сей тип коммуникаций со студентами для удобства проверки их учебной деятельности.

Асинхронные коммуникации негласно признаны более удобным методом взаимодействий в виртуальной образовательной среде, нежели синхронные по ряду причин:

Простота использования [13]. Практически каждый интернет-пользователь имеет свой e-mail (почтовый ящик), и умеет пользоваться услугами электронной почты.

Долгосрочное хранение информации [13]. Базы данных электронной почты обеспечивают достаточно долгосрочное хранение информации, это больше чем необходимо для комфортного обмена учебными ресурсами между преподавателями и студентами.

Это действительно удобно. Большинство преподавателей предпочитают получать работы студентов по средствам электронной почты.

Основными видами асинхронных коммуникаций, распространённых в Российской Федерации являются:

2. Различные системы обменов файлами [6, 33, 34]. Специальные сайты и ресурсы университета, куда сохраняются файлы учебной деятельности всех участников учебного процесса, для передачи информации между преподавателями и студентами.

Виды асинхронного взаимодействия между участниками образовательной деятельности гораздо более распространенны в Российской Федерации, нежели методы синхронной коммуникации.

На данный момент существует огромное число приложений для поддержки дистанционного обучения [30, 31, 35]:

При переходе с очного обучения на дистанционное, преподавателям нужно решить, в каком формате проводить обучение. Процесс обучения может быть синхронным и асинхронным, в зависимости от того, как проходит процесс приема и отправки материала всем участникам.

Знаете ли вы разницу между синхронным и асинхронным обучением? Их преимущества и недостатки? Давайте вместе разбираться.

Синхронное обучение

Тип группового обучения, при котором все учатся одновременно. В качестве примера можно привести различные вебинары, лекции, набирающие популярность прямые эфиры. То есть вы не только можете услышать информацию, получить материал, но и проявить собственную активность, тут же задать вопрос, уточнить некоторые детали.

Асинхронное обучение

Процесс, который не привязан к конкретному времени или местоположению. Это может быть самостоятельное изучение материалов, чтение книг и учебников, блогов, решение тестов, задач, просмотр обучающих презентаций и видео уроков, прослушивание аудио.

Какой выбрать?

У каждого учреждения разные потребности, поэтому они должны знать, как выбирать, учитывая разные переменные:

- Есть ли у студентов и преподавателей инструменты, необходимые для онлайн-курсов (компьютеры, мобильные устройства и т. Д.).

- Доступен ли доступ в Интернет для обеих сторон, преподавателей и студентов.

- Если у учащихся есть место для учебы и возможность подключиться к занятиям по расписанию.

Асинхронное обучение: плюсы и минусы

Одним из наиболее значительных преимуществ этого типа обучения является то, что он позволяет студентам быть независимыми, позволяя им организовывать свое время по-своему. Кроме того, занятия доступны в любое время; студенты могут загружать материалы и получать к ним доступ, даже если у них нет стабильного интернет-соединения. Это также помогает, когда ученик хочет вернуться к уроку или занятию и пересмотреть его, если у него или нее есть проблемы или вопросы.

Единственным серьезным недостатком этой модели является отсутствие реального взаимодействия между преподавателями и их учениками, а также между учениками и их сверстниками, поэтому вопрос студента не будет решен в момент его возникновения.

Синхронное обучение: плюсы и минусы

Самым большим преимуществом синхронной модели является то, что, когда все стороны связаны, между учителями и учениками происходит реальное взаимодействие, и любые проблемы, которые у них возникают, могут быть решены в данный момент. Это преодолевает недостаток асинхронной модели.

С другой стороны, недостатком синхронной модели является то, что это зависит от технологии, например, от того, есть ли у студента компьютер для подключения к Интернету или доступ к стабильному Интернет-соединению.

Эти преимущества и недостатки показывают только тот факт, что оба они не будут эффективными, если у них нет педагогической методологии, учитывающей технологии и способы их оптимизации. Качество занятий или обучения зависит от хорошего планирования и дизайна, которые позволяют учащимся лучше понимать содержание, а также от постоянного обзора и оценки эффективности каждого типа обучения.

Какой по вашему мнению должен быть учебный процесс? Не будет ли лучший способ некого симбиоза между этими двумя тактиками?

Синхронное обучение

Онлайн-образование

Онлайн-обучение открыло для бизнеса целый мир возможностей. И вам, как бизнесу, нужно определиться при внедрении обучения в своей компании – синхронное или асинхронное обучение является наиболее эффективным способом поддержки и развития ваших сотрудников.

В зависимости от цели обучения ученики могут извлечь выгоду как из синхронного, так и из асинхронного обучения. У каждого есть свои преимущества и свои недостатки. Но какой из них подходит вам и вашим сотрудникам?

Что такое синхронное обучение?

Синхронное обучение – это любой тип обучения, который происходит в режиме реального времени, когда группа людей обучается одновременно. Хотя обучение происходит в одно и то же время, учащиеся не обязательно должны находиться там лично или даже в одном и том же месте. Синхронное обучение позволяет учащимся задавать вопросы и получать ответы на месте, а также свободно сотрудничать со своими коллегами.

Для обучения сотрудников синхронное обучение является популярным способом. Это метод, который хорошо подходит для изучения обновленной политики компании или нового программного обеспечения, которое внедряется. Если все сделано правильно, это также полезно для обучения клиентов и партнеров, поскольку создает бесценный цикл обратной связи.

Вот некоторые примеры синхронного обучения:

Что такое асинхронное обучение?

Асинхронное обучение в большей степени ориентировано на учащихся. Оно позволяет вашим ученикам проходить курсы без ограничений, связанных с необходимостью находиться в определенном месте в определенное время. Пока у них есть доступ к Интернету, учащиеся могут свободно изучать материалы курса в любое время и из любого места.

Хотя асинхронное обучение и не происходит сразу же, оно все же дает возможность обратной связи. Учащиеся могут свободно делиться мыслями и вопросами с преподавателями и другими учениками, хотя и не получить немедленного ответа.

Примеры асинхронного обучения:

  • Онлайн-курсы
  • Обучающая рассылка на электронную почту
  • Блоги
  • Предварительно записанные видеоуроки или вебинары
  • Интернет-форумы и дискуссионные клубы

Синхронное и асинхронное обучение: плюсы и минусы

При сравнении синхронного и асинхронного обучения оба имеют свои преимущества и недостатки; то, что может понравиться одному ученику, может не понравиться другому.

Давайте подробнее рассмотрим некоторые из них.

Плюсы синхронного обучения:

  • Учащиеся могут легко взаимодействовать с преподавателями и другими учениками, что делает возможным групповые занятия
  • Синхронное обучение происходит в режиме реального времени, поэтому учащиеся могут получить немедленную обратную связь. Идеями и мнениями можно также быстро поделиться с другими учениками
  • И если у ваших учеников возникают проблемы с прохождением курса, что-то непонятно или трудно усваивается, синхронное обучение позволяет им задавать вопросы, получать мгновенные ответы, мотивацию и помощь преподавателя

Минусы синхронного обучения:

Преимущества асинхронного обучения:

  • Оно обеспечивает большую гибкость. Хотя обычно есть некий дедлайн, но учащиеся могут обучаться в своем собственном темпе и получить доступ к курсу в любое время и из любого места
  • Это экономичный способ обучения учащихся, которые живут в разных местах. Ведь они могут проходить курсы независимо от часового пояса или местоположения
  • При асинхронном обучении у учащихся появляется значительно больше времени для обдумывания материала, который они изучают, а это означает, что они усвоят его более тщательно
  • Кроме того, асинхронное обучение лучше подходит для быстрорастущего бизнеса. Если у вас есть десятки или сотни сотрудников по всему миру, вы можете ввести их в курс дела без необходимости личного обучения

Недостатки асинхронного обучения:

Синхронное или асинхронное обучение: что лучше для ваших учеников?

В конечном счете, метод обучения, который вы выберете для своих учеников, будет зависеть от ряда факторов – целей обучения, типа контента курса, который вы создаете, того, как вы проводите обучение, и доступности ваших учеников. Однако если у вас есть ресурсы, использование как синхронного, так и асинхронного обучения является выигрышным вариантом.

Например, создание в основном асинхронного курса с дополнительными вебинарами, запланированными на разные дни и время, гарантирует, что учащиеся получат дополнительное преимущество от взаимодействия друг с другом и преподавателями.

Кроме того, смешанное обучение – это еще один вариант, который поддерживает возможности как синхронного, так и асинхронного обучения. Разнообразие – лучшее решение. Особенно если вы стремитесь к тому, чтобы учащиеся были как можно более вовлечены в обучение, смешивайте различные формы и типы контента. Сочетание таких элементов, как видео, текст и изображения несомненно заинтересует ваших учеников.

Средства синхронного и асинхронного электронного обучения

Общие тенденции развития электронного обучения показывают, что использование e-learning растет, а использование очного обучения постепенно снижается (хотя, надо признать, что оно никогда не будет вытеснено окончательно).

В педагогике есть понятие синхронного и асинхронного обучения. Согласно Википедии, синхронное обучение описывает деятельность группы людей, которые работают над приобретением одинаковых знаний или навыков в одно и то же время. Этот тип педагогики в основном практикуется в довузовском образовании. В системе высшего образования распространенным остается один методологический тип синхронного обучения — лекции.

В современной практике обучения взрослых о синхронных и асинхронных методах обучения принято говорить по отношению к электронному обучению. Его бурное развитие позволило взглянуть на эти два типа обучения с другого ракурса.

В категорию технологий асинхронного электронного обучения попадают самые популярные на российском рынке традиционные электронные учебные курсы. Не зависимо от того, каким образом происходит доставка учебного курса до учащегося: на диске или через систему управления обучением (LMS), связь с преподавателем разорвана во времени.

Подкасты — это еще одна разновидность технологий асинхронного обучения, кстати, хоть в небольшой мере, но используемая в России. Подкастинг (от англ. podcasting — производное от слов iPod, популярного mp3-плеера от Apple и broadcasting, что означает широковещание) представляет собой новый формат распространения аудио и видеоконтента через интернет. Подкасты, как и аудио книги, удобно слушать в машине, в метро, во время утренней пробежки.

Подкасты могут использоваться как в целях корпоративного обучения, так и при решении маркетинговых задач.

При подходе, когда сотрудники сами создают подкасты, они становится классическим элементом веб 2.0. Таким образом, сотрудники могут выражать свое видение чего-либо или создавать непосредственно обучающие подкасты и выкладывать их на внутренний сайт компании, обучающий портал (learning portal) или в LMS (система управления обучением).

Видеоконференции позволяют транслировать видеоизображения на любые расстояния. Это может быть трансляция реальной конференции в отдаленный офис компании. Можно транслировать слайды презентации напрямую с компьютера спикера с голосовым сопровождением, т. е. собственно выступлением. Видеоконференции активно использует компания Ростелеком при проведении семинаров для своих региональных офисов.

Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), — хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т. д. через виртуальное общение.

В связи с ростом популярности совместного/коллаборативного обучения (collaborative learning) среди элементов (технологий) виртуального класса выделилась группа, которую условно можно назвать — средства коллаборативного синхронного обучения. К ним относятся:

Whiteboard (дословно: белая доска. Электронный аналог школьной доски) — электронная панель, выполняющая функции доски для совместной работы, — считает Википедия. Словами компании-разработчика программного обеспечения для виртуального класса WebSoft, whiteboard — это доска, для рисования, где преподаватель управляет правами доступа к доске: может рисовать на ней сам или вместе с обучаемыми. Как правило, есть стандартный набор инструментов для рисования как в Paint: линия, круг, прямоугольник, текст, загрузка картинки и т. п.

Виктор Жуков, руководитель отдела корпоративного контента компании Competentum, считает, что whiteboard представляет собой эволюцию классной доски для нужд e-learning. Она позволяет преподавателям и студентам совместно использовать область экрана, где можно размещать слайды и картинки, рисовать, делать пометки. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из участников.

Kerika’s graphical Wiki approach

Рис. 1. Kerika’s graphical Wiki approach

Breakout rooms (дословно — комнаты прорыва) — виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видео материалом. Часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и другие технологии для совместной работы.

По словам Алексея Королькова, генерального директора WebSoft, обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг-друга, рисуют на доске (whiteboard), общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы.

Breakout room in Temple University

Рис. 2. Breakout room in Temple University

Совместная работа с приложениями — инструмент когда преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами, начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым. В некотором случае преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или наоборот показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием.

Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения.

Совместная работа с powerpoint — единовременная совместная работа над презентациями в powerpoint сразу нескольких членов команды или рабочей группы. Обычно имеется в виду удаленная работа.

Вебинар, или погоня за двумя зайцами

Помимо, собственно, средств обучения существуют средства общения/взаимодействия, которые могут быть использованы, в том числе и в целях обучения, получения/передачи информации. Больше того, такие средства общения важны для самого обучения, так как позволяют обучающимся чувствовать свою связь с преподавателем и группой и в оперативном режиме решать возникающие проблемы и вопросы.

К таким средствам относятся мессенджеры (ICQ, SKYPE, чаты). Обычно преподаватели/тьюторы используют мессенджеры для поддержания постоянной связи с учащимися и оперативного реагирования на их вопросы. Иногда чаты могут быть встроены в виртуальные классы, вебинары и т. п.

Отнесу к асинхронным средствам общения и электронную почту. А вот социальные сети позволяют быть в контакте с преподавателем и обучаемыми как в синхронном режиме, так и во временном разрыве, если собеседник не в статусе online.

В категорию асинхронных средств общения, в том числе используемых для обучения, попадают форумы. На мой взгляд, этот тип взаимодействия имеет свои плюсы и минусы. Большой минус заключается в медленном темпе процесса взаимодействия: на форуме никогда нельзя предположить, как скоро получишь ответ на свою реплику или вопрос. Плюс — в индексации содержания форумов поисковыми машинами (Яндекс, Рамблер, Google): можно найти форум с обсуждением схожей темы и отыскать там ответы на свои вопросы.

Поговорим о том, что в России пока не используется или используется в очень маленьких количествах. На самом деле многообразие средств электронного обучения, используемых в мире, поражает даже самую смелую фантазию. Есть популярные технологии, завоевавшие внимание и доказавшие свою эффективность. Есть множество мелких разработок, применяемых малым количеством компаний.

Вывод

Мировые специалисты не сомневаются: наибольшей эффективности обучения можно достичь при использовании подхода смешанного обучения: некоторые модули программы проводятся в формате e-learning, некоторые — в обычном очном формате, собирая участников процесса в аудитории.

Интересно, что существует термин blended E-learning (смешанное электронное обучение), который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного электронного обучения, так и из элементов асинхронного. Другими словами, часть учебного материала может быть реализована в виде учебных курсов, а часть в виде занятий в виртуальном классе и т. д. Благо, технологий на рынке существует масса, и они интересны своими возможностями для взаимодействия и совместной работы.

Вообще, совместная работа как подход к обучению (collaborative approach) — это тренд современной индустрии обучения и развития. Начался этот бум с идеи о том, что новое поколение Y (рожденное после 1980 года), пополняющее ряды рабочей силы, имеет другие потребности как в содержании обучения, так и в методах его доставки. Это поколение моложе компьютера, и оно не представляет свою жизнь без постоянной виртуальной связи с друзьями и родными. Но, как выяснилось, технологии виртуального взаимодействия важны не только для молодежи. Многие специалисты постоянно обмениваются ссылками и закладками на интересные сайты или конкретные статьи, пользуются википедией, регистрируются в социальных сетях и пользуются множеством других сервисов веб 2.0. Подход веб 2.0 оказался интересным и удобным, причем не только для общения, но и для решения рабочих вопросов и профессионального развития.

Общие тенденции развития электронного обучения таковы: использование e-learning растет, а использование очного обучения постепенно снижается (хотя, надо признать, что оно никогда не будет вытеснено окончательно). Важно, что рост e-learning сейчас происходит за счет небольших компаний, начавших инвестировать в технологии.

Читайте также: