Противодействие наркопреступности в россии доклад

Обновлено: 28.06.2024

Наркобизнес неразрывно связан с межнациональной организованной преступностью и многими террористическими организациями.

Наркоденьги используются для оплаты террористических экстремистских акций, военных конфликтов, на них финансируется значительная часть международной преступной деятельности. В процесс незаконного оборота наркотиков, выращивания наркотикосодержащих растений, изготовления нар­котических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых препаратов, их транзита по земному шару, доставки в отдалённые регионы и совершения других незаконных операций с ними так или иначе втянуты народы практи­чески всех стран и континентов.

После распада СССР международный наркобизнес проник и на территорию нашей страны. Наркодельцы стали получать немалые прибыли от продажи наркотических средств. Деньги от преступного бизнеса переправлялись за границу, а России доставались тысячи больных людей и множество проблем: медицинских, социальных, экономических, семейных.

Боевики из бандформирований при проведении террористических актов часто пользуются наркотиками как средством временно, за счет поражения нервной системы, притупляющей чувство опасности и чувствительность к боли.

Наркотизация населения обусловила рост общеуголовной преступности. Резко возросло количество преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения.

В 2004 году Президентом РФ был подписан Указ, в котором были сформированы задачи и определены полномочия нового самостоятельного антинаркотического ведомства Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), а с 5 апреля 2016г. функции ФСКН переданы главному управлению по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РФ.

Начиная с 2003г., с создания ФСКН России, в нашей стране проводится новая государственная политика, ,включающая в себя комплекс взаимосвязанных мер законодательного, правоохранительного, социального, экономического, медицинского, пропагандистского и административного характера, цель которой — остановить развитие наркосистемы, изменить наркоситуацию, ликвидировать финансовую базу наркомафии.

Статистика: ФСКН России за время своей деятельности нанесла существенный урон наркодельцам. Выявлено более 345 тыс. преступлений, пресечена деятельность около 2,5 тыс. преступных групп и сообществ, ликвидировано свыше 10 тыс. наркопритонов, проведено 360 международных полицейских операций. Изъяты и не дошли до потребителей более 171 т наркотических средств и психотропных веществ, в том числе свыше 7 т героина, около 148 т марихуаны и гашиша, почти 3 млрд условных средних разовых доз синтетических наркотиков. К уголовной ответственности привлечено свыше 123 тыс. участников наркоторговли. В последние годы коренным образом изменилась стратегия борьбы с наркопреступностью. Сейчас правоохранительная система страны переориентирована на переход от преследования потребителей наркотиков за совершение малозначимых преступлений к подавлению организованной преступности, контролирующей наркотрафики, крупные сети сбыта, легализующей доходы от наркобизнеса.

Целенаправленные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту способствовали снижению предложения на нелегальном рынке ряда наркотиков. Удалось не только нанести наркобизнесу серьёзный финансовый ущерб, но и существенно ограничить доступность наркотиков для потребителей, в первую очередь для подростков и молодёжи. Их стоимость в России за последние три года возросла в среднем в два-три раза. В некоторых регионах проявилось такое явление, как дефицит наркотического зелья.

И тем не менее с проблемой распространения наркотиков придётся бороться ещё не один год.

В 2007г. Указом Президента РФ образован Государственный антинаркотический комитет (ГАК).

В Стратегии государственной антинаркотической политики России намечены следующие направления борьбы с наркопреступностью на современном этапе:

сокращение предложения наркотиков путём целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии;

сокращение спроса на наркотики путём совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;

развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедецинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

Описание презентации по отдельным слайдам:

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

Наркобизнес неразрывно связан с межнациональной организованной преступностью.

Наркобизнес неразрывно связан с межнациональной организованной преступностью и многими террористическими организациями. Наркоденьги используются для оплаты террористических экстремистских акций, военных конфликтов, на них финансируется значительная часть международной преступной деятельности. В процесс незаконного оборота наркотиков, так или иначе втянуты народы практи­чески всех стран и континентов. После распада СССР международный наркобизнес проник и на территорию России. Деньги от преступного бизнеса переправлялись за границу, а России доставались тысячи больных людей и множество проблем: медицинских, социальных, экономических, семейных.

По официальным данным, на рубеже веков опыт употребления наркотиков в РФ име.

Наркотизация населения обусловила рост общеуголовной преступности. Резко возр.

Наркотизация населения обусловила рост общеуголовной преступности. Резко возросло количество преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения. ФЗ Принят Гос. Думой 10.12.1997 г. Одобрен Советом Федерации 24.12.1997г. Мировая структура производства, переработки, транспортировки и распространения наркотиков угрожает национальной безопасности нашей страны.

Новая государственная политика, включает в себя комплекс взаимосвязанных мер.

Новая государственная политика, включает в себя комплекс взаимосвязанных мер законодательного, правоохранительного, социального, экономического, медицинского, пропагандистского и административного характера. Целью этой политики является: остановить развитие наркосистемы, изменить наркоситуацию, ликвидировать финансовую базу наркомафии.

С создания в 2004 г. и до упразднения в 2016 г. ФСКН России своей деятельност.

С создания в 2004 г. и до упразднения в 2016 г. ФСКН России своей деятельностью нанесла существенный урон наркодельцам. Выявлено более 345 тыс. преступлений, пресечена деятельность около 2,5 тыс. преступных групп и сообществ, ликвидировано свыше 10 тыс. наркопритонов, проведено 360 международных полицейских операций. Изъяты и не дошли до потребителей более 171 т наркотических средств и психотропных веществ, в том числе свыше 7 т героина, около 148 т марихуаны и гашиша, почти 3 млрд условных средних разовых доз синтетических наркотиков. К уголовной ответственности привлечено свыше 123 тыс. участников наркоторговли.

В последние годы коренным образом изменилась стратегия борьбы с наркопреступн.

В последние годы коренным образом изменилась стратегия борьбы с наркопреступностью. Сейчас правоохранительная система России переориентирована на подавление организованной преступности, контролирующей наркотрафики, крупные сети сбыта, легализующей доходы от наркобизнеса.

Целенаправленные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их не.

Целенаправленные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту способствовали снижению предложения на нелегальном рынке ряда наркотиков. Удалось нанести наркобизнесу финансовый ущерб и ограничить доступность наркотиков для потребителей, в первую очередь для подростков и молодёжи. Их стоимость в России за последние три года возросла в среднем в два-три раза. В некоторых регионах проявилось такое явление, как дефицит наркотического зелья. И тем не менее с проблемой распространения наркотиков придётся бороться ещё не один год.

Сегодня более половины наркотиков, находящихся в нелегальном обороте в Росси.

Особенность этой операции состоит в том, что комплексно решаются задачи по вы.

Особенность этой операции состоит в том, что комплексно решаются задачи по выявлению и пресечению каналов незаконного перемещения наркотиков и через границы государств - участников операции, в акваториях Балтийского и Каспийского морей, блокируются межрегиональные и международные каналы поставок синтетических наркотиков из стран Европы и ликвидируются подпольные лаборатории по их производству.

21.11.2019 г. состоялось расширенное заседание Комитета Госдумы по безопаснос.

Глава думского Комитета подчеркнул, что в данные статистики попали только те.

Глава думского Комитета подчеркнул, что в данные статистики попали только те, кто официально поставлен на учет. Тех, же, кто имел опыт хотя бы однократного потребления наркотиков в течение жизни, оценивается порядка более 8 мил. человек, а потребляющих наркотики регулярно 2 мил. эпизодически -1,9 млн. человек. Проблема совершенствования законодательства в области противодействия наркобизнесу является одной из основных в обеспечении безопасности страны, - подчеркнул глава Комитета.

Расширяются масштабы незаконного оборота синтетических наркотиков и новых пс.

Расширяются масштабы незаконного оборота синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ. Чаще всего их поставщиками выступают преступные группировки из-за рубежа, стран Европы, Азии. В последнее время значительный поток идёт и с Украины. Не прекращаются попытки распространения в российских регионах афганских наркотиков, в том числе героина, остаётся высоким уровень наркопреступности.

Любая форма незаконного оборота наркотических средств карается по 228 статье.

Любая форма незаконного оборота наркотических средств карается по 228 статье УК РФ. По ней привлекают людей, вовлеченных в оборот - за хранение, изготовление, переработку и транспортировку наркотиков. А вот за сбыт наркотических и психотропных веществ наказывают уже по ст. 228.1 УК РФ. И наказание более жесткое. Сбыт наркотиков - это их продажа или дарение другим людям.

При распространении наркотиков и психоактивных веществ всё чаще используются.

При распространении наркотиков и психоактивных веществ всё чаще используются современные средства коммуникации и электронных платежей. Важнейшей задачей является подрыв экономических основ наркопреступности, которая, как известно, служит финансовой подпиткой и для террористических, экстремистских структур.

Надо совершенствовать систему профилактики наркомании, с использованием совре.

Надо совершенствовать систему профилактики наркомании, с использованием современных методик выявлять наркозависимых на ранних стадиях, качественно лечить и реабилитировать больных. Нужно продолжать антинаркотическую пропаганду в средствах массовой информации, формулировать устойчивый иммунитет к употреблению наркотиков, особенно у молодёжи. На международном направлении наращивать антинаркотическое сотрудничество с компетентными органами других стран, нашими партнёрами по ОДКБ, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС. Главная цель этой борьбы - защитить население страны от наркотической угрозы.

В Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2030 г. намечены.

В Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2030 г. намечены следующие направления борьбы с наркопреступностью: сокращение предложения наркотиков путём целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии; сокращение спроса на наркотики путём совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы; развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

Коренным образом решить проблему наркомании возможно только совместными дейс.

Коренным образом решить проблему наркомании возможно только совместными действиями государства, общества и каждой личности (каждого гражданина) нашей страны. Любой человек в любом возрасте может воспитать в себе отрицательное отношение к наркотикам. Ведь если не будет спроса на наркотики, не будет и их предложения.

Не попадитесь в смертельную ловушку

Не попадитесь в смертельную ловушку

Не верь , что от наркотической зависимости можно легко избавиться. ЭТО ЛОЖЬ .

Не верь , что от наркотической зависимости можно легко избавиться. ЭТО ЛОЖЬ ! Никогда не пытайся попробовать. Жизнь дороже любых экспериментов с наркотиками.

Вопросы 1. Какую опасность для национальной безопасности России представляет.

Вопросы 1. Какую опасность для национальной безопасности России представляет деятельность международного наркобизнеса? 2. Когда и с какой целью была создана Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков в России? 3. Какие факты характеризуют положительную роль деятельности ФСКН России по противодействию наркотизму? 4. Когда и с какой целью в РФ был создан Государственный антинаркотический комитет (ГАК)?


1. Авдеев В. Н. Организация работы органов и подразделений внутренних дел по пресечению, раскрытию и расследованию незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ / В. Н. Авдеев, Е. С. Безруких, А. А. Рытьков. Калининград, 2005. С.4.

2. Войтенко В. П. Угроза наркотрафика из Афганистана для европейского сообщества / В. П. Войтенко // Право и безопасность. 2004. № 1 (100). С. 28.

5. Наркоторговля как вызов безопасности в российско-казахстанском пограничье / под ред. С. В. Голунова. Волгоград, 2004. С. 24.

6. Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // Рос. газ. 2010. 15 июня.

7. Пупцева А. В. Особенности раскрытия и расследования незаконных перевозки, пересылки наркотических средств и психотропных веществ (по материалам правоохранительных органов Южного федерального округа): Автореф. канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2012. С. 3.

8. Пупцева А. В. Организация расследования незаконных перевозки, пересылки наркотических средств, психотропных веществ: учебное пособие / А. В. Пупцева. Волгоград: ВА МВД России, 2013. С. 4-5.

9. Тонков Е. Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества / Е. Е. Тонков. СПб., 2004.

Противодействие распространению наркотиков является одной из актуальных проблем на протяжении уже трех десятилетий. Уровень их массового потребления остается достаточно высоким и ежегодно увеличивается. Предпринимаемые правоохранительными органами всевозможные меры, к сожалению, не приносят желаемого результата[7 с. 3]. Учитывая географическое расположение Российской Федерации, одним из основных источников поставки наркотических средств (психотропных веществ) в Россию являются государства Центрально-азиатского региона. Действия по распространению наркотиков представляют собой цепочку взаимосвязанных звеньев, включающих: производство, транспортировку, сбыт и потребление.

Затрагивая все сектора общества, наркобизнес подрывает не только политическую, культурную, социальную и экономическую сферы нашего государства, но и создает серьезную опасность для демократии, стабильности наций, а также сохранения достоинства и осуществления надежд миллионов людей.

Среди многочисленных видов преступной деятельности незаконный оборот наркотиков является самым массовым и организованным, поскольку в нелегальное производство и сбыт наркотиков привлечены тысячи преступных элементов, относящихся к различным слоям общества. Такое положение обусловливается целым рядом причин, основными из которых являются:

1) колоссальные прибыли, извлекаемые из незаконного оборота наркотических средств;

2) отсутствие жизненных идеалов и бесперспективность значительных групп населения в обществе, привлекающие к нелегальному производству и спекуляции наркотиками тысячи преступных элементов;

3) криминализация общества.

На сегодняшний день преступность является самопроизводящей. Усложнение и укрупнение преступной деятельности, приобретение ей новых форм и проявлений произошло не только в связи с изменившимися экономическими, социальными и иными обстоятельствами, но и в связи с протекающими внутри нее сложными криминологическими процессами. Это обуславливает все большее вовлечение в наркобизнес новых людей, совершающих преступления различных категорий, с целью приобретения наркотиков.

Разделение труда на различных стадиях транспортировки наркотиков, сетевой принцип распространения значительно снижают риск провала всей преступной цепи в случае, если одно из звеньев будет устранено правоохранительными органами. Поэтому процесс раскрытия и расследования преступлений, связанных с транспортировкой наркотиков, имеет свои особенности, знание которых необходимо для эффективного использования следователями и оперативными работниками имеющихся в их распоряжении средств и методов[1 с. 4].

Вместе с тем нельзя не согласиться, что современный наркотрафик - это дорога с двусторонним движением, так как наркотики идут не только из Центральной Азии в Европу, но и наоборот. В частности, формирование новых путей наркотрафика происходит вследствие того, что Европейские страны становятся центром производства и потребления синтетических наркотиков, которые поставляются в Северную и Южную Америку, в Центральную Азию и в нашу страну.

Если раньше, еще несколько лет назад, основной акцент в международном противодействии наркоугрозе делался на трафик из Афганистана, то сейчас, не менее серьезной угрозой для России стал рост потребления синтетических наркотиков, поступающих с запада.

Рост популярности наркотиков синтетического происхождения объясняется:

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно прийти к заключению, что в ближайшие годы в России продолжится формирование наркоситуации, характеризующейся:

  • значительным ростом спроса на наркотики, прежде всего, синтетического происхождения, особенно амфетаминов, а также наркотических средств опийной группы, поступающих из-за рубежа;
  • увеличением удельного веса молодежи в числе потребителей наркотиков;
  • возрастающим влиянием наркомании на общеуголовную преступность;
  • все более тесной связью незаконного оборота наркотиков и терроризма;
  • проникновением наркогруппировок в сферу экономической деятельности государственных и частных коммерческих структур, сопровождающимся коррумпированием государственных чиновников как необходимым атрибутом наркобизнеса, перемещением незаконных доходов от торговли наркотиками в сферу легального бизнеса;
  • увеличением числа незаконных посевов наркотикосодержащих растений в тепличных условиях и производством наркотиков в подпольных лабораториях;
  • вовлечением в мелкий, розничный наркобизнес значительной части малоимущего населения, в том числе несовершеннолетних, студентов и не занятой в сфере производства молодежи, в то же время контроль над оптовой реализацией наркотиков постепенно будет пе­реходить к коммерческим структурам, прежде всего, имеющим связи со странами - производителями наркотических средств.

В этой связи Россия, будучи одновременно транзитной страной, поставщиком и потребителем наркотиков, объективно заинтересована в международном комплексном противодействии наркобизнесу.

Для пресечения наркотрафика в Российской Федерации требуется согласованный межгосударственный подход к обеспечению надежного заслона и пересечению границ государств, находящихся в пограничной зоне с государствами-производителями наркотических средств и психотропных веществ, их транспортировке по территории субъектов Российской Федерации, и далее - в европейские страны.

Учитывая, что произошло укрупнение наркоструктур и позиций трансграничной наркопреступности, формирование инфраструктур трафика и рынков сбыта вокруг наркокоридоров, давно возникла необходимость в принятии государственных мер, направленных на защиту граждан от преступного влияния наркодельцов. Среди таких мер следует назвать, прежде всего, правовые.

Так, процесс системного формирования антинаркотического законодательства обусловил признание выделения самостоятельного направления правовой политики Российской Федерации, получившего наименование государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, и в области противодействия их незаконному обороту[5]. Данная программа инициировала рассмотрение ряда фундаментальных положений, касающихся названного вида правовой политики.

Основные вопросы, касающиеся государственно-правовой антинаркотической политики, изложены в Стратегии государственной политики Российской Федерации [6], которая определяет:

  • систему государственных органов, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков и противодействие их незаконному обороту;
  • основные направления, цели и средства такого контроля и воздействия на наркопреступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства, регулирования практики его применения;
  • пути выработки и реализации мер, направленных на предупреждение наркопреступлений;
  • способы сокращения спроса на наркотики;
  • другие аспекты, включая вопросы профилактики наркомании, лечения от наркозависимости и реабилитации лиц прошедших такое лечение.

Проблема распространения наркотиков на территории нашего государства и их транзит приобрела глобальные масштабы. На заседаниях Совета Безопасности ООН вопросы борьбы с распространением наркотиков обсуждаются наравне с проблемами борьбы с международным терроризмом и оружием массового уничтожения.

На уровне президентов государств ШОС (Шанхайская организация сотрудничества. Основана в 2001 г. Участники - Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан), БРИКС (BRICS - группа из пяти быстроразвивающихся стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), Европейской восьмерки (международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции, Японии), Мировой (Большой) двадцатки (международный клуб в формате встреч на уровне министров финансов и глав центральных банков, с 2008 г. - саммит на высшем уровне 20-и наиболее развитых индустриальных стран. В Большую двадцатку входят 19 национальных экономик: Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония. Отдельным членом Двадцатки является Европейский союз) рассматриваются вопросы по противодействию транснациональному наркотрафику. Например:

Полагаю, что изменение сложившейся ситуации зависит от успешной реализации следующих мер:

1) усиление контроля за реализацией государственных программ профилактики наркомании и выработка стимулов деятельности лиц, вовлеченных в реализацию этих программ;

2) ужесточение пограничного и таможенного контроля, направленного на выявление и пресечения каналов наркотрафика;

3) выявление путей и способов транспортировки наркотиков через территории субъектов Российской Федерации, в зависимости от их географического положения, социального статуса граждан, проживающих на данных территориях, уровня и структуры преступности, и, как следствие, выработка механизмов воздействия на указанные факторы;

4) совершенствование форм и методов сотрудничества правоохранительных органов различных государств, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков;

5) повсеместное внедрение достижений криминалистической науки для выявления, пресечения, раскрытия, расследования и профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;

6) глобализация научных разработок в сфере борьбы с наркотрафиком, к числу которых могут относится:

  • обобщение криминалистического опыта зарубежных стран в борьбе с наркотрафиком и на этой базе подготовка и издание системных справочных материалов о внутреннем законодательстве стран СНГ и дальнего зарубежья (США, Латинской Америки, Афганистана, Ирана, Пакистана и др.), регламентирующем различные вопросы деятельности по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • выработка предложений по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-разыскного законодательства Российской Федерации, определяющего противодействие организованной преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • разработка рекомендаций по формированию доказательственной базы по делам о межгосударственных и транснациональных наркопреступлениях и определение, с учетом международных стандартов, научных критериев оценки результатов их расследования.

Рецензенты:

Печников Г.А., д.ю.н., доцент, профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград.

Еремин С.Г., д.ю.н., доцент, профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград.

Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации (далее - Концепция), является системой взглядов на цель, задачи, основные принципы и направления профилактики наркомании и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее -наркотики).

Концепция разработана в целях создания общероссийской организационной методологической основы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и призвана обеспечить целенаправленный, комплексный и дифференцированный подход к её организации, проведению и решению соответствующих проблем.

Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. В последние годы в Российской Федерации предприняты меры по коренному изменению стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации исключена уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах без цели сбыта. С 11 декабря 2003 г. утратило силу положение Уголовного кодекса Российской Федерации, позволявшее применять принудительные меры медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Таким образом, прежний правоприменительный вектор смещен от борьбы с потребителями наркотиков (наркозависимыми) на противодействие сбыту наркотиков и организованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика и подрыв финансовых основ наркопреступности. В этой связи основным средством предупреждения вовлечения в незаконное потребление наркотиков и воздействия на потребителей наркотиков является профилактика наркомании и предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального,

медицинского, педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда - как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

Эффективность осуществления антинаркотической профилактической деятельности, принятие управленческих решений в этой сфере зависят от степени изученности наркоситуации в отдельных субъектах Российской Федерации и в целом в России.

II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Целью профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

Достижение цели осуществляется решением следующих основных задач:

своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, организация комплексных мероприятий по их эффективному устранению;

реализация мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду и рекламу;

организация и проведение профилактических мероприятий с группой повышенного риска немедицинского потребления наркотиков;

развитие международного сотрудничества, включая обмен соответствующими опытом и информацией, совершенствование правовой базы взаимодействия с зарубежными государствами и международными организациями;

формирование системы реабилитации наркозависимых и увеличение количества больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет;

снижение распространенности незаконного потребления наркотиков, а также наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости, создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;

мониторинг наркотической ситуации в субъектах Российской Федерации и России в целом;

развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности, посредством ежегодной диспансеризации;

организация сети кабинетов медико-генетического консультирования, а также мотивационного консультирования, которые способствуют раннему выявлению предрасположенности к потреблению наркотиков.

В основу государственной политики профилактики наркомании и связанных с ней правонарушений положены следующие принципы:

законности - недопущения при проведении профилактических мероприятий ограничения конституционных прав и свобод граждан, кроме случаев, установленных федеральными законами;

системности - разработки и проведения программных профилактических мероприятий на основе системного анализа развития наркоситуации в стране;

комплексности - организации межведомственного взаимодействия с участием общественных и религиозных объединений, специалистов в сфере профилактики, отдельных граждан, родителей и педагогов образовательных учреждений;

координации — достижения согласованности действий субъектов профилактической деятельности;

приоритета мероприятий первичной профилактики — предупреждения первого употребления наркотиков, а также организации и заблаговременного^ проведения мероприятий в сочетании с адекватным увеличением их объема и интенсивности, прежде всего в интересах профилактики наркомании и" правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

непрерывности обеспечения преемственности мероприятий,

направленных на реализацию различных видов и направлений профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

универсальности - организации и проведения комплексных мероприятий с учетом возможности реализации различных видов и направлений профилактической деятельности;

целостности - единой стратегии профилактической деятельности, обуславливающей основные направления и конкретные мероприятия.

К видам профилактики наркомании относятся:

первичная - организация и реализация мероприятий антинаркотической пропаганды и рекламы, информирование населения о губительных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте, формирование у граждан, прежде всего, подростков и молодежи негативного отношения к наркомании и наркопреступности и навыков отказа от потребления наркотиков;

вторичная - комплекс профилактических мероприятий с группами повышенного риска заболевания наркоманией, изменение псевдоадаптивных и дезадаптивных моделей поведения риска на адаптивную модель здорового образа жизни;

третичная - организация и проведение мероприятий медико-социальной и духовно-психологической реабилитации наркозависимых, предупреждение и предотвращение рецидивов наркомании.

Основными направлениями профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, являются:

выработка предложений и внесение изменений в систему профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на основе мониторинга;

осуществление мер по устранению или минимизации причин и условий, способствующих распространению наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

формирование на базе СМИ, произведений культуры, искусства и кинематографии негативного отношения в обществе к наркомании и связанным с ней правонарушениям, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков (в частности, исключение сцен употребления наркотиков из кинофильмов, спектаклей, представлений, произведений литературы и изобразительного искусства, создаваемых и демонстрируемых при государственном финансовом участии, если такие сцены не отражают направленность на борьбу с распространением и употреблением наркотиков), а также повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте;

организация и проведение мероприятий, направленных на формирование \, мотивации к лечению у лиц, больных наркоманией, повышение эффективности А и доступности -медико-социальной и духовно-психологической реабилитации; V/ развитие сети реабилитационных учреждений, снижение тяжести медицинских и социальных последствий наркомании;

организация действенной государственной поддержки массовых и дворовых видов спорта, создание условий для вовлечения детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом по месту жительства;

формирование и стимулирование развития волонтёрского молодёжного антинаркотического движения.

Условия, способствующие эффективной реализации основных направлений профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков:

совершенствование законодательства в сфере профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, реабилитации наркозависимых, в том числе в части создания условий, способствующих прохождению лечения от наркомании в качестве альтернативы лишения свободы в отношении наркозависимых лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести;

введение ограничений на показ кино- и телефильмов, содержащих сцены употребления наркотиков, исключив из зрительской аудитории таких фильмов лиц, не достигших совершеннолетнего возраста;

установление ответственности за распространение материалов, содержащих пропаганду употребления наркотиков в сети Интернет;

III. СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

В формировании системы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, различные организации, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родители (иные законные представители), специалисты образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимают комплексные меры, направленные на их устранение или минимизацию.

Взаимодействие между субъектами профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, осуществляется посредством обмена данными мониторинга наркоситуации, создания межведомственных антинаркотических комиссий и координационных советов, работа которых организуется по территориальному принципу на основе программно-целевого метода.

Важнейшим условием формирования эффективной деятельности по профилактике наркомании и наркопреступности является ее законодательное обеспечение.

В целях профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, необходимо вовлечение в реализацию профилактических мероприятий государственных и негосударственных организаций и учреждений, включая общественные и религиозные объединения и средства массовой информации, в соответствии с их учредительными документами либо на основании договоров, заключаемых с органами

изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании, предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и реабилитации наркозависимых;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации соответствующих должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, специалистов образовательных и культурно-просветительских учреждений, по работе с молодёжью (в том числе медицинских работников и психологов), обучение родителей (иных законных представителей) современным формам, методам и средствам профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

психолого-педагогическая и медицинская диагностика, направленная на своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению;

разработка и внедрение новых эффективных средств и повышение качества лечения лиц, больных наркоманией;

укрепление материально-технической базы и кадрового состава наркологических служб, организаций и учреждений, работающих в сфере лечения и реабилитации наркозависимых лиц, профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

развитие возможностей для общественно полезного времяпрепровождения граждан, прежде всего детей, подростков и молодежи;

проведение фестивалей и других массовых мероприятий антинаркотической направленности, сочетающих лекционную пропаганду с демонстрацией киновидеофильмов, проведением концертов, выступлением руководителей регионов и авторитетных мастеров культуры, искусства и спорта;

планирование профилактической деятельности на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и в муниципальных образованиях;

учет задач профилактики наркомании в бюджетном процессе при формировании федерального, регионального и муниципальных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов;

методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленное на управление мероприятиями по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

III. СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

В формировании системы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, различные организации, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родители (иные законные представители), специалисты образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимают комплексные меры, направленные на их устранение или минимизацию.

Взаимодействие между субъектами профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, осуществляется посредством обмена данными мониторинга наркоситуации, создания межведомственных антинаркотических комиссий и координационных советов, работа которых организуется по территориальному принципу на основе программно-целевого метода.

Важнейшим условием формирования эффективной деятельности по профилактике наркомании и наркопреступности является ее законодательное обеспечение.

В целях профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, необходимо вовлечение в реализацию профилактических мероприятий государственных и негосударственных организаций и учреждений, включая общественные и религиозные объединения и средства массовой информации, в соответствии с их учредительными документами либо на основании договоров, заключаемых с органами

государственной власти и органами местного самоуправления, а также граждан на добровольной основе.

Значительное влияние на профилактику наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, оказывает деятельность судебных органов, которые на практике реализуют принцип неотвратимости справедливого наказания за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков.

IV. ОБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Мероприятия первичной профилактики должны быть направлены на детей, подростков и молодёжь, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также на лиц группы повышенного риска немедицинского потребления наркотиков.

Мероприятия вторичной профилактики должны быть направлены на граждан, незаконно употребляющих наркотики либо их ранее употреблявших (находящихся в состоянии ремиссии), включая как потребителей наркотиков, обращавшихся в лечебно-профилактические учреждения, так и потребителей наркотиков, не обращавшихся в лечебно-профилактические учреждения.

Мероприятия третичной профилактики должны быть направлены на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление, а также на прошедших курс лечения и реабилитации наркозависимости.

При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия на лиц из группы повышенного риска немедицинского потребления наркотиков, обучать детей и подростков умению отказаться от первой пробы наркотиков, профилактическими мероприятиями необходимо охватить не менее 25 процентов несовершеннолетних и молодежи.

Основные усилия профилактической деятельности необходимо направлять на профилактику наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, лагерях отдыха детей и подростков, местах досуга и массового проживания молодёжи.

Читайте также: