Доклад семья как институт воспитания
Обновлено: 28.06.2024
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.
Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.
Очень важно, чтобы то, чему мы учили ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен, или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.
Первоначально ребенок действует совместно с взрослыми, но по мере овладения ребенком отдельными действиями, его деятельность становится совместно-разделенной со взрослыми. В это время ребенок становится субъектом собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослых, эмоциональная поддержка, одобрение, поощрение, оценка, а иногда и подсказка взрослого. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполняя за ребенка то, чему он уже научился.
Родители имеют возможность вводить детей в обычные домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную реальность. Дети охотно выполняют поручения родителей, ходят в магазин за хлебом, убирают свою комнату, моют посуду, ухаживают за цветами и т.д. Г.Н. Година, Д.В. Сергеева считают, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает то, что приятно близким людям.
Если у ребенка что-то не получается, то родители должны постоянно вселять в него уверенность, поддерживать в трудный момент, поощрять малейшие начинания. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны значимых для ребенка взрослых.
Трудолюбие, на наш взгляд, возникает тогда, когда ребенок получает удовольствие от труда. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в деятельности, должны выступать те, которые порождают положительные эмоции.
Чтобы этого избежать, по мнению О.М. Дьяченко, необходимо поручать ребенку больше дел делать самостоятельно и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его.
В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качество, которое играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. На базе данного качества возникают такие достоинства, как настойчивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность в себе и многие другие.
В деятельности ребенок овладевает действительностью. Но деятельность ребенка, как мы знаем, всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым, главное место в развитии личности ребенка отводится процессу воспитания. Опираясь на то, какими личностными качествами ребенок уже владеет, взрослые, в нашем случае – родители, организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.
Итак, мы выяснили, что семья имеет большое значение для формирования личности ребенка, так как в ней он получает первый жизненный опыт, в семье он вступает в разные виды деятельности и общения, но на этом семейное воспитание не ограничивается.
Формирование каких же качеств и свойств личности зависит от семьи, от родителей? О некоторых мы уже говорили, однако, по мнению В.Я. Титаренко набор их обширен, в него входят:
развитие интеллекта и творческих способностей;
развитие познавательных сил;
формирование опыта трудовой деятельности;
нравственное и эстетическое воспитание;
становление и развитие эмоциональной культуры;
физическое здоровье детей.
Все это и многое другое составляет, по нашему мнению, задачи семейного воспитания.
Для оптимального формирования и развития личности ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным.
Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств – производство человека.
Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дис. – М.: 1996, с.72.
В.Я. Титаренко. Семья и формирование личности., - М.: Педагогика, 1987, с. 30
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987, с. 76.
Дьяченко О.М. Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М: Просвещение, 1984, с.82.
Заслуженюк В.С. Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1996, с.36.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Издательский центр Академия, 1999, с.104.
Худяков В.Н. Психолого-педагогические и социально-экономические проблемы семейного воспитания младших школьников. – Челябинск, 1992, с.87.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Семья - важнейший институт
Подготовил: воспитатель
Конева Раиса Александровна
Семья, как институт воспитания.
Роль семьи в становлении личности.
Семья, как институт воспитания
Развитие человека во взаимоотношениях и под влиянием окружающей среды можно определить как результат его социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитии и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. В связи с нестабильным демографическим положением в стране, тема семьи поднимается даже на государственном уровне и её актуальность невозможно недооценить.
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Нужно, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом. Целью семьи можно считать обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных).
Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную или психологическую, репродуктивную, воспитательную [5-31с]. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода.
Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении общего хозяйства и в экономической поддержке детей.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Роль семьи в становлении личности .
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это ведёт к проблемам в формировании его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Именно такие дети оказываются неприспособленными к реальной жизни. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье предполагает общие цели и задачи совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, происходит подлинный диалог.
Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
В процессе воспитания закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Современные разводы и рождение второго ребенка или вне брака отражаются на психике детей. Причинами такого могут быть – неразвитое чувство ответственности, долга, легкомысленное отношение к браку, подозрительность…
Но если в семье присутствует человек, который считается алкоголиком, наркоманом, то развод, с точки зрения воспитания, необходим. Ведь дети каждый день получают негатив, наблюдая пьяные скандалы и драки. Во многих случаях такую модель поведения не удается изменить и тогда ребенок воспроизводит судьбу родителей.
Сложности семейного воспитания связаны с деятельностью массовой информации, с формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считать идеалом, быть в чем-то похожим. Так, хулиганы, антигерои, наркоманы, в фильмах и компьютерных играх воспринимаются как наблюдаемые в жизни. Таких героев подают без нравственной оценки, что приводит к дезадаптации общественного мнения подростков. Правильная позиция семьи может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. Если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в своих силах, подготовленным к жизни.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше. Не любит его так и не заботится столько о нем. Вместе с тем никакой другой социальный институт, не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
1.принимать активное участие в жизни семьи;
2.всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
3.интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
4.не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
5.иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
6.уважать право ребенка на собственное мнение;
7.уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
8.с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Семья, представляя собой уникальное образование, возникла раньше государств, наций, классов. Являясь естественной средой воспитательного процесса, кругом формирования личности, первой культурной и образовательной нишей, она тесно связана кровными и родственными отношениями, объединяя одновременно несколько поколений. Как структурная единица общества, посредник между индивидом и государством, семья, как ни один другой социальный институт, способна адаптироваться к изменяющимся историческим условиям, социальному порядку.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, утрата ведущих позиций в воспитании и развитии детей. Но родительство характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания. Неизменным остается то, что сегодня родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
В течение нескольких десятилетий, в соответствии со взглядами, доминировавшими в обществе, основной обязанностью обоих родителей считалась работа в целом, а функции воспитания детей в значительной мере были возложены на тех, кого считали лучшими специалистами в этой области, то есть на педагогов. В родительской среде возобладало мнение, что воспитание детей скорее исключительно прерогатива профессионалов в образовательной сфере, а в обществе, что их основная обязанность родителей – обеспечение материального благополучия детей, в то время как нравственное воспитание и передача знаний — функции воспитательных и образовательных организаций. Правомерно представление о том, что образовательное сообщество всегда готово компенсировать проблемы в знаниях родителей, но оно ни в коей мере не должно поддерживать их желание уйти в сторону от воспитания своих детей. Если родители сознательно передают роль как основных воспитателей своих детей образовательным организациям, то имеют ли они право впоследствии винить кого-либо за то, что нравственные ценности семьи не поддерживаются подрастающим поколением, что подросшие дети не проявляют к ним особой привязанности.
Различия в культурном пространстве семьи также оказывают влияние на стили и методы воспитания, образ жизни, цели, ценности. И это является причиной того, что дети, став взрослыми, по-разному относятся к сложным жизненным ситуациям, пользуются или избегают пользоваться теми стилями и методами воспитания, которые были в родительской семье. Воспитание, полученное в семье, отражается на их жизни во взаимоотношениях, профессиональном выборе, общении.
По мнению исследователя Р. В. Овчаровой, слагаемых успешности семейного воспитания несколько. Во-первых, наличие семьи как единого целого. Во-вторых, доброжелательные отношения в семье между взрослыми членами. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, отношения между родителями и детьми. В-четвертых, четкое, целенаправленное и конкретное применение методов воспитания [3].
Детско-родительские отношения это и активное взаимодействие, если общение между ребенком и родителем носит эмпатическую направленность, если каждый воспринимает другого как личность, со своим неповторимым внутренним миром. Воспитывающийся в такой семье ребенок будет проявлять по отношению к окружающим формы эмпатийных отношений, полученные со стороны родителей, причем сформированные тенденции будут отличаться своей устойчивостью.
Реальность развития российского общества ставит перед семьей и образовательным сообществом задачи поиска новых стратегий и тактик воспитания путем консолидации совместных усилий. Назрела необходимость в организации такой деятельности, которая в рамках единого педагогического пространства позволила бы упрочить связи образовательных организаций с семьей, повысить педагогическую культуру родителей в целях наиболее эффективного решения воспитательных задач.
В настоящее время система образования, как достаточно стабильная сфера общества, проходит путь обновления, и общество предъявляет к одному из главных своих социальных институтов особые требования. Семья и педагогическое сообщество должны прийти к взаимопониманию. Вместе эти два социальных института приобретают реальную силу в воспитании детей, оказывая влияние на уровень нравственности наций в целом. Очень важно найти разумное равновесие в сотрудничестве. Необходим, при сохранении традиций педагогического просвещения, поиск принципиально качественно новых взаимоотношений, инновационных форм общения, при этом основным и решающим условием положительного направления взаимодействия будут доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
В ХХI веке мы столкнулись с многочисленными вызовами, разрушающими институт семьи. Обновление политических, экономических, культурных основ нашего общества закономерно и неизбежно повлекло за собой изменения в социокультурном, образовательном пространстве страны и семья, как важнейший институт социализации, воспитания и неформального образования, стала терять свой педагогический потенциал, социокультурную, гражданскую сущность. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи обуславливают и специфику ее функций, особенно репродуктивной и воспитательной.
Во всем мире чрезвычайно остро стоит проблема преемственности поколений: чьи ценности жизни возобладают в недалеком будущем, кого выберут дети в качестве объектов для подражания, каковы будут последствия этих выборов для самих детей и для общества. В ХХ веке выдающимся американским антропологом и этнографом Маргарет Мид была разработана теория трех типов культур [2]. Сегодня, в ХХI веке в нашей жизни преобладает префигуративный тип культуры, основными признаками которого являются:
- повышение статуса детства на государственном и международном уровнях;
- поворот семейной иерархии к “детоцентризму”;
- использование и внедрение детских психологических характеристик, образов в модели поведения, культуру и творчество взрослых.
За последние десятилетия возросло разнообразие моделей современной семьи, отмечает отечественный социолог А. И. Антонов [1], обобщая их отличительные черты:
- социальная и географическая мобильность семьи;
- переход к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся важнее;
- перевес личных выгод и экономической деятельности индивида над ценностями родства;
- распространение потребительского типа семьи с ориентацией на материальные блага;
- эгоцентризм с ценностями индивидуализма доминирует над системой семейных ценностей.
Безусловно, по-прежнему высок потенциал традиционной российской семьи, где культура взаимоотношений родителей между собой и с детьми всегда строилась на самоуважении и любви, а забота о воспитании детей являлась главной обязанностью родителей. В религиозных и этнокультурных традициях России семья всегда отличалась прочностью, обладала большим педагогическим ресурсом, обеспечивала образование и воспитание. И все же сегодня огромную актуальность приобретают вопросы укрепления семьи, ее традиций, формирование семейных ценностей в новых реальностях.
Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель подстраивает своего ребенка “под себя”, под свое мироощущение. К наиболее часто встречающимся ошибкам воспитания в семье можно отнести непонимание особенностей личности ребенка, непоследовательность в общении с детьми, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка, тревожность как чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка. И все чаще встречающаяся родительская ошибка гиперсоциальности — слишком “правильное” воспитание при недостаточной отзывчивости.
Анализ педагогической практики в Российской Федерации показывает, что формы взаимодействия образовательных организаций и семей весьма многообразны на разных уровнях взаимоотношений, но сегодня назрела проблема систематического образования и самообразования родителей. Педагогическое просвещение родителей, Организация различных форм педагогического просвещения, непосредственного родительского образования позволит грамотно выстроить детско-родительские отношения, отладить психологический климат в родительском доме, вернуться к традиционным семейным ценностям.
Список литературы:
Автор: Дядюнова Ирина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент.
Семья, представляя собой уникальное образование, возникла раньше государств, наций, классов. Являясь естественной средой воспитательного процесса, кругом формирования личности, первой культурной и образовательной нишей, она тесно связана кровными и родственными отношениями, объединяя одновременно несколько поколений. Как структурная единица общества, посредник между индивидом и государством, семья, как ни один другой социальный институт, способна адаптироваться к изменяющимся историческим условиям, социальному порядку.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, утрата ведущих позиций в воспитании и развитии детей. Но родительство характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания. Неизменным остается то, что сегодня родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
В течение нескольких десятилетий, в соответствии со взглядами, доминировавшими в обществе, основной обязанностью обоих родителей считалась работа в целом, а функции воспитания детей в значительной мере были возложены на тех, кого считали лучшими специалистами в этой области, то есть на педагогов. В родительской среде возобладало мнение, что воспитание детей скорее исключительно прерогатива профессионалов в образовательной сфере, а в обществе, что их основная обязанность родителей – обеспечение материального благополучия детей, в то время как нравственное воспитание и передача знаний — функции воспитательных и образовательных организаций. Правомерно представление о том, что образовательное сообщество всегда готово компенсировать проблемы в знаниях родителей, но оно ни в коей мере не должно поддерживать их желание уйти в сторону от воспитания своих детей. Если родители сознательно передают роль как основных воспитателей своих детей образовательным организациям, то имеют ли они право впоследствии винить кого-либо за то, что нравственные ценности семьи не поддерживаются подрастающим поколением, что подросшие дети не проявляют к ним особой привязанности.
Различия в культурном пространстве семьи также оказывают влияние на стили и методы воспитания, образ жизни, цели, ценности. И это является причиной того, что дети, став взрослыми, по-разному относятся к сложным жизненным ситуациям, пользуются или избегают пользоваться теми стилями и методами воспитания, которые были в родительской семье. Воспитание, полученное в семье, отражается на их жизни во взаимоотношениях, профессиональном выборе, общении.
По мнению исследователя Р. В. Овчаровой, слагаемых успешности семейного воспитания несколько. Во-первых, наличие семьи как единого целого. Во-вторых, доброжелательные отношения в семье между взрослыми членами. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, отношения между родителями и детьми. В-четвертых, четкое, целенаправленное и конкретное применение методов воспитания [3].
Детско-родительские отношения это и активное взаимодействие, если общение между ребенком и родителем носит эмпатическую направленность, если каждый воспринимает другого как личность, со своим неповторимым внутренним миром. Воспитывающийся в такой семье ребенок будет проявлять по отношению к окружающим формы эмпатийных отношений, полученные со стороны родителей, причем сформированные тенденции будут отличаться своей устойчивостью.
Реальность развития российского общества ставит перед семьей и образовательным сообществом задачи поиска новых стратегий и тактик воспитания путем консолидации совместных усилий. Назрела необходимость в организации такой деятельности, которая в рамках единого педагогического пространства позволила бы упрочить связи образовательных организаций с семьей, повысить педагогическую культуру родителей в целях наиболее эффективного решения воспитательных задач.
В настоящее время система образования, как достаточно стабильная сфера общества, проходит путь обновления, и общество предъявляет к одному из главных своих социальных институтов особые требования. Семья и педагогическое сообщество должны прийти к взаимопониманию. Вместе эти два социальных института приобретают реальную силу в воспитании детей, оказывая влияние на уровень нравственности наций в целом. Очень важно найти разумное равновесие в сотрудничестве. Необходим, при сохранении традиций педагогического просвещения, поиск принципиально качественно новых взаимоотношений, инновационных форм общения, при этом основным и решающим условием положительного направления взаимодействия будут доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
В ХХI веке мы столкнулись с многочисленными вызовами, разрушающими институт семьи. Обновление политических, экономических, культурных основ нашего общества закономерно и неизбежно повлекло за собой изменения в социокультурном, образовательном пространстве страны и семья, как важнейший институт социализации, воспитания и неформального образования, стала терять свой педагогический потенциал, социокультурную, гражданскую сущность. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи обуславливают и специфику ее функций, особенно репродуктивной и воспитательной.
Во всем мире чрезвычайно остро стоит проблема преемственности поколений: чьи ценности жизни возобладают в недалеком будущем, кого выберут дети в качестве объектов для подражания, каковы будут последствия этих выборов для самих детей и для общества. В ХХ веке выдающимся американским антропологом и этнографом Маргарет Мид была разработана теория трех типов культур [2]. Сегодня, в ХХI веке в нашей жизни преобладает префигуративный тип культуры, основными признаками которого являются:
- повышение статуса детства на государственном и международном уровнях;
- поворот семейной иерархии к “детоцентризму”;
- использование и внедрение детских психологических характеристик, образов в модели поведения, культуру и творчество взрослых.
За последние десятилетия возросло разнообразие моделей современной семьи, отмечает отечественный социолог А. И. Антонов [1], обобщая их отличительные черты:
- социальная и географическая мобильность семьи;
- переход к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся важнее;
- перевес личных выгод и экономической деятельности индивида над ценностями родства;
- распространение потребительского типа семьи с ориентацией на материальные блага;
- эгоцентризм с ценностями индивидуализма доминирует над системой семейных ценностей.
Безусловно, по-прежнему высок потенциал традиционной российской семьи, где культура взаимоотношений родителей между собой и с детьми всегда строилась на самоуважении и любви, а забота о воспитании детей являлась главной обязанностью родителей. В религиозных и этнокультурных традициях России семья всегда отличалась прочностью, обладала большим педагогическим ресурсом, обеспечивала образование и воспитание. И все же сегодня огромную актуальность приобретают вопросы укрепления семьи, ее традиций, формирование семейных ценностей в новых реальностях.
Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель подстраивает своего ребенка “под себя”, под свое мироощущение. К наиболее часто встречающимся ошибкам воспитания в семье можно отнести непонимание особенностей личности ребенка, непоследовательность в общении с детьми, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка, тревожность как чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка. И все чаще встречающаяся родительская ошибка гиперсоциальности — слишком “правильное” воспитание при недостаточной отзывчивости.
Анализ педагогической практики в Российской Федерации показывает, что формы взаимодействия образовательных организаций и семей весьма многообразны на разных уровнях взаимоотношений, но сегодня назрела проблема систематического образования и самообразования родителей. Педагогическое просвещение родителей, Организация различных форм педагогического просвещения, непосредственного родительского образования позволит грамотно выстроить детско-родительские отношения, отладить психологический климат в родительском доме, вернуться к традиционным семейным ценностям.
Список литературы:
Автор: Дядюнова Ирина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент.
Читайте также: