Доклад семья как институт воспитания

Обновлено: 28.06.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отли­чается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведе­ния близких для ребенка взрослых у него выстраивается собствен­ное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Очень важно, чтобы то, чему мы учили ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что явля­ется организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятель­ную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен, или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами ос­воения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которы­ми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различ­ным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Первоначально ребенок действует совместно с взрослыми, но по мере овладения ребенком отдельными действиями, его деятельность становится совместно-разделенной со взрослыми. В это время ребенок становится субъектом собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослых, эмоциональная поддержка, одобрение, поощрение, оценка, а иногда и подсказка взрослого. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполняя за ребенка то, чему он уже научился.

Родители имеют возможность вводить детей в обычные домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную реальность. Дети охотно выполняют поручения родителей, ходят в магазин за хлебом, убирают свою комнату, моют посуду, ухаживают за цветами и т.д. Г.Н. Година, Д.В. Сергеева считают, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает то, что приятно близким людям.

Если у ребенка что-то не получается, то родители должны постоянно вселять в него уверенность, поддерживать в трудный момент, поощрять малейшие начинания. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны значимых для ребенка взрослых.

Трудолюбие, на наш взгляд, возникает тогда, когда ребенок получает удовольствие от труда. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в деятельности, должны выступать те, которые порождают положительные эмоции.

Чтобы этого избежать, по мнению О.М. Дьяченко, необходимо поручать ребенку больше дел делать самостоятельно и при этом больше ему доверять. Необходимо приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его.

В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качест­во, которое играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. На базе данного качества возникают такие достоинства, как настойчивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность в себе и многие другие.

В деятельности ребенок овладевает действительностью. Но деятельность ребенка, как мы знаем, всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым, главное место в развитии личности ребенка отводится процессу воспитания. Опираясь на то, какими личностными качествами ребенок уже владеет, взрослые, в нашем случае – родители, организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Итак, мы выяснили, что семья имеет большое значение для формирования личности ребенка, так как в ней он получает первый жизненный опыт, в семье он вступает в разные виды деятельности и общения, но на этом семейное воспитание не ограничивается.

Формирование каких же качеств и свойств личности зависит от семьи, от родителей? О некоторых мы уже говорили, однако, по мнению В.Я. Титаренко набор их обширен, в него входят:

развитие интеллекта и творческих способностей;

развитие познавательных сил;

формирование опыта трудовой деятельности;

нравственное и эстетическое воспитание;

становление и развитие эмоциональной культуры;

физическое здоровье детей.

Все это и многое другое составляет, по нашему мнению, задачи семейного воспитания.

Для оптимального формирования и развития личности ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным.

Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств – производство человека.

Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дис. – М.: 1996, с.72.

В.Я. Титаренко. Семья и формирование личности., - М.: Педагогика, 1987, с. 30

Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987, с. 76.

Дьяченко О.М. Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М: Просвещение, 1984, с.82.

Заслуженюк В.С. Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1996, с.36.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Издательский центр Академия, 1999, с.104.

Худяков В.Н. Психолого-педагогические и социально-экономические проблемы семейного воспитания младших школьников. – Челябинск, 1992, с.87.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Семья - важнейший институт

hello_html_m27a06989.jpg

Подготовил: воспитатель

Конева Раиса Александровна

Семья, как институт воспитания.

Роль семьи в становлении личности.

Семья, как институт воспитания

Развитие человека во взаимоотношениях и под влиянием окружающей среды можно определить как результат его социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитии и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. В связи с нестабильным демографическим положением в стране, тема семьи поднимается даже на государственном уровне и её актуальность невозможно недооценить.

Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Нужно, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом. Целью семьи можно считать обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных).

Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную или психологическую, репродуктивную, воспитательную [5-31с]. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении общего хозяйства и в экономической поддержке детей.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Роль семьи в становлении личности .

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это ведёт к проблемам в формировании его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Именно такие дети оказываются неприспособленными к реальной жизни. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье предполагает общие цели и задачи совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, происходит подлинный диалог.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

В процессе воспитания закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Современные разводы и рождение второго ребенка или вне брака отражаются на психике детей. Причинами такого могут быть – неразвитое чувство ответственности, долга, легкомысленное отношение к браку, подозрительность…

Но если в семье присутствует человек, который считается алкоголиком, наркоманом, то развод, с точки зрения воспитания, необходим. Ведь дети каждый день получают негатив, наблюдая пьяные скандалы и драки. Во многих случаях такую модель поведения не удается изменить и тогда ребенок воспроизводит судьбу родителей.

Сложности семейного воспитания связаны с деятельностью массовой информации, с формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считать идеалом, быть в чем-то похожим. Так, хулиганы, антигерои, наркоманы, в фильмах и компьютерных играх воспринимаются как наблюдаемые в жизни. Таких героев подают без нравственной оценки, что приводит к дезадаптации общественного мнения подростков. Правильная позиция семьи может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. Если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в своих силах, подготовленным к жизни.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше. Не любит его так и не заботится столько о нем. Вместе с тем никакой другой социальный институт, не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

1.принимать активное участие в жизни семьи;

2.всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

3.интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

4.не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

5.иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

6.уважать право ребенка на собственное мнение;

7.уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

8.с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

 Семья как основной институт воспитания ребенка вчера, сегодня, завтра

Семья, представляя собой уникальное образование, возникла раньше государств, наций, классов. Являясь естественной средой воспитательного процесса, кругом формирования личности, первой культурной и образовательной нишей, она тесно связана кровными и родственными отношениями, объединяя одновременно несколько поколений. Как структурная единица общества, посредник между индивидом и государством, семья, как ни один другой социальный институт, способна адаптироваться к изменяющимся историческим условиям, социальному порядку.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, утрата ведущих позиций в воспитании и развитии детей. Но родительство характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания. Неизменным остается то, что сегодня родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.


В течение нескольких десятилетий, в соответствии со взглядами, доминировавшими в обществе, основной обязанностью обоих родителей считалась работа в целом, а функции воспитания детей в значительной мере были возложены на тех, кого считали лучшими специалистами в этой области, то есть на педагогов. В родительской среде возобладало мнение, что воспитание детей скорее исключительно прерогатива профессионалов в образовательной сфере, а в обществе, что их основная обязанность родителей – обеспечение материального благополучия детей, в то время как нравственное воспитание и передача знаний — функции воспитательных и образовательных организаций. Правомерно представление о том, что образовательное сообщество всегда готово компенсировать проблемы в знаниях родителей, но оно ни в коей мере не должно поддерживать их желание уйти в сторону от воспитания своих детей. Если родители сознательно передают роль как основных воспитателей своих детей образовательным организациям, то имеют ли они право впоследствии винить кого-либо за то, что нравственные ценности семьи не поддерживаются подрастающим поколением, что подросшие дети не проявляют к ним особой привязанности.

Различия в культурном пространстве семьи также оказывают влияние на стили и методы воспитания, образ жизни, цели, ценности. И это является причиной того, что дети, став взрослыми, по-разному относятся к сложным жизненным ситуациям, пользуются или избегают пользоваться теми стилями и методами воспитания, которые были в родительской семье. Воспитание, полученное в семье, отражается на их жизни во взаимоотношениях, профессиональном выборе, общении.

По мнению исследователя Р. В. Овчаровой, слагаемых успешности семейного воспитания несколько. Во-первых, наличие семьи как единого целого. Во-вторых, доброжелательные отношения в семье между взрослыми членами. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, отношения между родителями и детьми. В-четвертых, четкое, целенаправленное и конкретное применение методов воспитания [3].

Детско-родительские отношения это и активное взаимодействие, если общение между ребенком и родителем носит эмпатическую направленность, если каждый воспринимает другого как личность, со своим неповторимым внутренним миром. Воспитывающийся в такой семье ребенок будет проявлять по отношению к окружающим формы эмпатийных отношений, полученные со стороны родителей, причем сформированные тенденции будут отличаться своей устойчивостью.

Реальность развития российского общества ставит перед семьей и образовательным сообществом задачи поиска новых стратегий и тактик воспитания путем консолидации совместных усилий. Назрела необходимость в организации такой деятельности, которая в рамках единого педагогического пространства позволила бы упрочить связи образовательных организаций с семьей, повысить педагогическую культуру родителей в целях наиболее эффективного решения воспитательных задач.

В настоящее время система образования, как достаточно стабильная сфера общества, проходит путь обновления, и общество предъявляет к одному из главных своих социальных институтов особые требования. Семья и педагогическое сообщество должны прийти к взаимопониманию. Вместе эти два социальных института приобретают реальную силу в воспитании детей, оказывая влияние на уровень нравственности наций в целом. Очень важно найти разумное равновесие в сотрудничестве. Необходим, при сохранении традиций педагогического просвещения, поиск принципиально качественно новых взаимоотношений, инновационных форм общения, при этом основным и решающим условием положительного направления взаимодействия будут доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

В ХХI веке мы столкнулись с многочисленными вызовами, разрушающими институт семьи. Обновление политических, экономических, культурных основ нашего общества закономерно и неизбежно повлекло за собой изменения в социокультурном, образовательном пространстве страны и семья, как важнейший институт социализации, воспитания и неформального образования, стала терять свой педагогический потенциал, социокультурную, гражданскую сущность. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи обуславливают и специфику ее функций, особенно репродуктивной и воспитательной.


Во всем мире чрезвычайно остро стоит проблема преемственности поколений: чьи ценности жизни возобладают в недалеком будущем, кого выберут дети в качестве объектов для подражания, каковы будут последствия этих выборов для самих детей и для общества. В ХХ веке выдающимся американским антропологом и этнографом Маргарет Мид была разработана теория трех типов культур [2]. Сегодня, в ХХI веке в нашей жизни преобладает префигуративный тип культуры, основными признаками которого являются:

  • повышение статуса детства на государственном и международном уровнях;
  • поворот семейной иерархии к “детоцентризму”;
  • использование и внедрение детских психологических характеристик, образов в модели поведения, культуру и творчество взрослых.

За последние десятилетия возросло разнообразие моделей современной семьи, отмечает отечественный социолог А. И. Антонов [1], обобщая их отличительные черты:

  • социальная и географическая мобильность семьи;
  • переход к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся важнее;
  • перевес личных выгод и экономической деятельности индивида над ценностями родства;
  • распространение потребительского типа семьи с ориентацией на материальные блага;
  • эгоцентризм с ценностями индивидуализма доминирует над системой семейных ценностей.

Безусловно, по-прежнему высок потенциал традиционной российской семьи, где культура взаимоотношений родителей между собой и с детьми всегда строилась на самоуважении и любви, а забота о воспитании детей являлась главной обязанностью родителей. В религиозных и этнокультурных традициях России семья всегда отличалась прочностью, обладала большим педагогическим ресурсом, обеспечивала образование и воспитание. И все же сегодня огромную актуальность приобретают вопросы укрепления семьи, ее традиций, формирование семейных ценностей в новых реальностях.

Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель подстраивает своего ребенка “под себя”, под свое мироощущение. К наиболее часто встречающимся ошибкам воспитания в семье можно отнести непонимание особенностей личности ребенка, непоследовательность в общении с детьми, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка, тревожность как чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка. И все чаще встречающаяся родительская ошибка гиперсоциальности — слишком “правильное” воспитание при недостаточной отзывчивости.

Анализ педагогической практики в Российской Федерации показывает, что формы взаимодействия образовательных организаций и семей весьма многообразны на разных уровнях взаимоотношений, но сегодня назрела проблема систематического образования и самообразования родителей. Педагогическое просвещение родителей, Организация различных форм педагогического просвещения, непосредственного родительского образования позволит грамотно выстроить детско-родительские отношения, отладить психологический климат в родительском доме, вернуться к традиционным семейным ценностям.

Список литературы:


Автор: Дядюнова Ирина Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент.

 Семья как основной институт воспитания ребенка вчера, сегодня, завтра

Семья, представляя собой уникальное образование, возникла раньше государств, наций, классов. Являясь естественной средой воспитательного процесса, кругом формирования личности, первой культурной и образовательной нишей, она тесно связана кровными и родственными отношениями, объединяя одновременно несколько поколений. Как структурная единица общества, посредник между индивидом и государством, семья, как ни один другой социальный институт, способна адаптироваться к изменяющимся историческим условиям, социальному порядку.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, утрата ведущих позиций в воспитании и развитии детей. Но родительство характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания. Неизменным остается то, что сегодня родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.


В течение нескольких десятилетий, в соответствии со взглядами, доминировавшими в обществе, основной обязанностью обоих родителей считалась работа в целом, а функции воспитания детей в значительной мере были возложены на тех, кого считали лучшими специалистами в этой области, то есть на педагогов. В родительской среде возобладало мнение, что воспитание детей скорее исключительно прерогатива профессионалов в образовательной сфере, а в обществе, что их основная обязанность родителей – обеспечение материального благополучия детей, в то время как нравственное воспитание и передача знаний — функции воспитательных и образовательных организаций. Правомерно представление о том, что образовательное сообщество всегда готово компенсировать проблемы в знаниях родителей, но оно ни в коей мере не должно поддерживать их желание уйти в сторону от воспитания своих детей. Если родители сознательно передают роль как основных воспитателей своих детей образовательным организациям, то имеют ли они право впоследствии винить кого-либо за то, что нравственные ценности семьи не поддерживаются подрастающим поколением, что подросшие дети не проявляют к ним особой привязанности.

Различия в культурном пространстве семьи также оказывают влияние на стили и методы воспитания, образ жизни, цели, ценности. И это является причиной того, что дети, став взрослыми, по-разному относятся к сложным жизненным ситуациям, пользуются или избегают пользоваться теми стилями и методами воспитания, которые были в родительской семье. Воспитание, полученное в семье, отражается на их жизни во взаимоотношениях, профессиональном выборе, общении.

По мнению исследователя Р. В. Овчаровой, слагаемых успешности семейного воспитания несколько. Во-первых, наличие семьи как единого целого. Во-вторых, доброжелательные отношения в семье между взрослыми членами. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, отношения между родителями и детьми. В-четвертых, четкое, целенаправленное и конкретное применение методов воспитания [3].

Детско-родительские отношения это и активное взаимодействие, если общение между ребенком и родителем носит эмпатическую направленность, если каждый воспринимает другого как личность, со своим неповторимым внутренним миром. Воспитывающийся в такой семье ребенок будет проявлять по отношению к окружающим формы эмпатийных отношений, полученные со стороны родителей, причем сформированные тенденции будут отличаться своей устойчивостью.

Реальность развития российского общества ставит перед семьей и образовательным сообществом задачи поиска новых стратегий и тактик воспитания путем консолидации совместных усилий. Назрела необходимость в организации такой деятельности, которая в рамках единого педагогического пространства позволила бы упрочить связи образовательных организаций с семьей, повысить педагогическую культуру родителей в целях наиболее эффективного решения воспитательных задач.

В настоящее время система образования, как достаточно стабильная сфера общества, проходит путь обновления, и общество предъявляет к одному из главных своих социальных институтов особые требования. Семья и педагогическое сообщество должны прийти к взаимопониманию. Вместе эти два социальных института приобретают реальную силу в воспитании детей, оказывая влияние на уровень нравственности наций в целом. Очень важно найти разумное равновесие в сотрудничестве. Необходим, при сохранении традиций педагогического просвещения, поиск принципиально качественно новых взаимоотношений, инновационных форм общения, при этом основным и решающим условием положительного направления взаимодействия будут доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

В ХХI веке мы столкнулись с многочисленными вызовами, разрушающими институт семьи. Обновление политических, экономических, культурных основ нашего общества закономерно и неизбежно повлекло за собой изменения в социокультурном, образовательном пространстве страны и семья, как важнейший институт социализации, воспитания и неформального образования, стала терять свой педагогический потенциал, социокультурную, гражданскую сущность. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи обуславливают и специфику ее функций, особенно репродуктивной и воспитательной.


Во всем мире чрезвычайно остро стоит проблема преемственности поколений: чьи ценности жизни возобладают в недалеком будущем, кого выберут дети в качестве объектов для подражания, каковы будут последствия этих выборов для самих детей и для общества. В ХХ веке выдающимся американским антропологом и этнографом Маргарет Мид была разработана теория трех типов культур [2]. Сегодня, в ХХI веке в нашей жизни преобладает префигуративный тип культуры, основными признаками которого являются:

  • повышение статуса детства на государственном и международном уровнях;
  • поворот семейной иерархии к “детоцентризму”;
  • использование и внедрение детских психологических характеристик, образов в модели поведения, культуру и творчество взрослых.

За последние десятилетия возросло разнообразие моделей современной семьи, отмечает отечественный социолог А. И. Антонов [1], обобщая их отличительные черты:

  • социальная и географическая мобильность семьи;
  • переход к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся важнее;
  • перевес личных выгод и экономической деятельности индивида над ценностями родства;
  • распространение потребительского типа семьи с ориентацией на материальные блага;
  • эгоцентризм с ценностями индивидуализма доминирует над системой семейных ценностей.

Безусловно, по-прежнему высок потенциал традиционной российской семьи, где культура взаимоотношений родителей между собой и с детьми всегда строилась на самоуважении и любви, а забота о воспитании детей являлась главной обязанностью родителей. В религиозных и этнокультурных традициях России семья всегда отличалась прочностью, обладала большим педагогическим ресурсом, обеспечивала образование и воспитание. И все же сегодня огромную актуальность приобретают вопросы укрепления семьи, ее традиций, формирование семейных ценностей в новых реальностях.

Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель подстраивает своего ребенка “под себя”, под свое мироощущение. К наиболее часто встречающимся ошибкам воспитания в семье можно отнести непонимание особенностей личности ребенка, непоследовательность в общении с детьми, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка, тревожность как чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка. И все чаще встречающаяся родительская ошибка гиперсоциальности — слишком “правильное” воспитание при недостаточной отзывчивости.

Анализ педагогической практики в Российской Федерации показывает, что формы взаимодействия образовательных организаций и семей весьма многообразны на разных уровнях взаимоотношений, но сегодня назрела проблема систематического образования и самообразования родителей. Педагогическое просвещение родителей, Организация различных форм педагогического просвещения, непосредственного родительского образования позволит грамотно выстроить детско-родительские отношения, отладить психологический климат в родительском доме, вернуться к традиционным семейным ценностям.

Список литературы:


Автор: Дядюнова Ирина Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент.

Читайте также: