Доклад сатирические образы человека

Обновлено: 17.05.2024

Графический портретный рисунок – портрет, созданный графическими средствами (карандашом, углем, мелом, тушью).

Карикатура - сатирическое или юмористическое изображение, в котором из-за преувеличения и заострения характерных черт, неожиданных сопоставлений и уподоблений создаётся комический эффект.

Художественное преувеличение - один из главных приёмов в карикатуре, заключающийся в сознательном отборе и усилении, заострении, преувеличении некоторых качеств модели.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,2019. – 176 с.

2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

1. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / [Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачевская]; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2012. — 159 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Графический портретный рисунок – это портрет, созданный графическими средствами (карандашом, углем, мелом, тушью).

Графический портрет никогда не будет вытеснен портретом в цвете, потому что он даёт нам возможность более быстрыми в исполнении средствами передать характерные черты человека, его индивидуальность, одухотворенность, движение его души.

Особенность графического портретного рисунка в том, что он передаёт нам образ человека, таким, каким тот предстаёт в непосредственном общении.

В отличие от графического рисунка живописный портрет создает более сложный композиционно построенный образ, который позволяет выявить сложность внутреннего мира личности и раскрывает человека в большей степени в его связях с миром.

В отличие от живописи особенности графики позволяют художнику проявить особую чуткость в понимании человека. Благодаря условности и лаконичности графического языка художники при работе над графическим портретом могут выявить самое главное и ярко характерное.

Чтобы убедиться, что выразительные возможности графики неисчерпаемы, можно рассмотреть графические портретные рисунки великих мастеров разных эпох.

Основными средствами выражения в графике являются линия и пятно (в том числе штриховое). Ритмичные движения штриха, образующие затемненное пятно, могут переходить в линию и снова в штрих. Линии штриха могут перекрывать друг друга слоями, но в разном направлении, создавая более темный тон.

Резкими штрихами и контрастными тональными отношениями можно изображать образ человека решительного и твердого. Для изображения мягкого и вдумчивого человека резкие штрихи и сильные контрасты не подойдут.

Основной способ использования карандаша при штриховке: водить карандашом взад и вперед. Этот вид штриховки является самым простым, он, безусловно, подойдет всем. Для более жесткой штриховки в конце каждой линии, мы слегка отрываем карандаш от бумаги. Можно наносить штрихи движениями по кругу. При использовании таких движений можно придать рисунку некую беспорядочность.

При работе над графическим портретом художник должен всматриваться даже в знакомого человека так, как будто видит его впервые.

Говоря о графическом портретном рисунке невозможно обойти вниманием такую разновидность этого жанра как карикатура.

Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором из-за преувеличения и заострения характерных черт, неожиданных сопоставлений и уподоблений создаётся комический эффект. Особенности мастерства художников-карикатуристов заключаются в сознательном отборе и преувеличении некоторых качеств модели, без чего вообще не может быть выразительного реалистического рисунка.

Таким образом, главным приёмом художника-карикатуриста является приём художественного преувеличения.

Художественное преувеличение - один из главных приёмов в карикатуре, заключающийся в сознательном отборе и усилении, заострении, преувеличении некоторых качеств модели.

Сатирический рисунок обязательно решает задачу подчеркнуть и даже усилить особые качества натуры. Такие подчёркивания усиливают сходство и узнаваемость в портрете. Но при этом нельзя забывать о чувстве меры и чувстве правды. Художник усиливает черты не произвольно, а выделяя характерное именно для этого человека. Прежде всего, это приём преувеличения реальных пропорций, когда длинное становится ещё длиннее, широкое – ещё шире, острое – ещё острее, а круглое, вообще, становится шаром. Как видно из примеров, для карикатуры самое неправдоподобное и резкое преувеличение черт героев оказывается уместным и даже необходимым.

Сатирический рисунок имеет свои традиции, начиная со времен Возрождения. Леонардо да Винчи, делая сатирические рисунки, руководствовался исследовательскими целями. Он изучал возможности убедительного изображения эмоций человека.

Французский художник-сатирик Оноре Домье с удивительной свободой и художественной смелостью работал во всех видах изобразительного искусства – и в живописи, и в скульптуре, и в графике.

В прошлом веке все любили рассматривать весёлые сатирические рисунки Жана Эйфеля и Херлуфа Бидструпа.

В русском искусстве стали классикой сатирические рисунки художников Кукрыниксов и Бориса Ефимова.

Теоретический материал для углубленного изучения

В России известными карикатуристами были художники Кукрыниксы.

Кукрыниксы – творческий коллектив русских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соедините каждый сатирический рисунок с его названием.


Х. Бидструп. Сатирические рисунки.


В. Н. Горяев. Иллюстрации


Н. В. Кузьмин. Иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова.





А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет.

Стратегия выполнения задания:

1. Прочитайте сначала слова слева, где приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы.

2. Затем посмотрите на элементы справа, подлежащие выбору.

3. Помните, что соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет.

4. Встречаются случаи, когда для одного элемента левого столбца выбираются несколько элементов справа.

5. Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку вы выбираете правильный ответ из числа предложенных.

Правильные ответы:





А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет.


Х. Бидструп. Сатирические рисунки.


Н. В. Кузьмин. Иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова.

2. Подчёркивания / зачёркивания элементов

§22. Сатирические образы человека. Шарж. Творчество О.Домье, П.Пикассо, Н.В.Кузьмина

Все мы очень любим смотреть сатирические рисунки, так же как и просто веселые рисунки, особенно когда это дружеский шарж. Мастера карикатуры — прекрасные рисовальщики. Особенности их мастерства заключаются в сознательном отборе и преувеличении некоторых качеств модели, без чего вообще не может быть выразительного реалистического рисунка. Главное для художника карикатуриста художественное преувеличение.

Рисунок обязательно решает задачу подчеркнуть, усилить особые качества натуры. Художник, зорким глазом подметив в человеке то, что для него характерно, отличает особенности его лица и фигуры, мимики и осанки и делает их более заметными.


Леонардо да Винчи. Скарамуччья. Итальянский карандаш. Италия. XVI в.


О. Домье. Иллюстрация к роману Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" Офорт. Франция. XIX в.

Опытный художник знает, что такие подчеркивания лишь усиливают сходство и узнаваемость в портрете. Однако здесь необходимо чувство меры, а главное чувство правды. Ведь художник усиливает черты не произвольно, а умея выделить характерное именно для этого человека. В первую очередь это прием усиления, преувеличения реальных пропорций: длинное становится еще длиннее, широкое — еще шире, острое еще острее, а круглое превращается в шар.

П. Пикассо. Дон-Кихот. Tyшь

Дли карикатуры или шаржа даже самое неправдоподобное и резкое преувеличение отдельных черт героев оказывается уместным и необходимым. Здесь художник не скрывает своей односторонности и пристрастности.

П. Пикассо. Портрет идальго. Линогравюра, Испания. XX в.

Сатирический рисунок имеет традиции начиная со времен Возрождения. Еще Леонардо да Винчи создавал сатирические рисунки. Он делал их с натуры и руководствовался исследовательскими целями.


А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет. Тушь. Франция. XIX в.

Обостряя характер лица, он стремился усилить ею выразительность, изучал возможности убедительного изображения эмоций человека.


Сатирические рисунки X. Бидструпа. Дания. ХХ в.

Великим французским художником-сатириком был Оноре Домье. Этот мастер с удивительной свободой и художественной смелостью работал во всех видах изобразительного искусства — и в живописи, и в скульптуре, и в графике.


О. Домье. Адвокат и его клиентка. Карандаш, акварель

В прошлом веке все любили рассматривать веселые сатирические рисунки Жана Эйфеля, Херлуфа Бидструпа.


Б.Е. Ефимов. Курортники. Тушь. Россия XX в.

В русском искусстве стали классикой сатирические рисунки художников Кукрыниксов и Бориса Ефимова.


Гротескное изображение голов. Учебный рисунок

    Чтобы сделать дружеский шарж, надо быть очень наблюдательным рисовальщиком, а еще добрым и умным. Если ты хочешь испытать себя, попробуй сделать дружеский шарж.

§22. Сатирические образы человека. Шарж. Творчество О.Домье, П.Пикассо, Н.В.Кузьмина

Все мы очень любим смотреть сатирические рисунки, так же как и просто веселые рисунки, особенно когда это дружеский шарж. Мастера карикатуры — прекрасные рисовальщики. Особенности их мастерства заключаются в сознательном отборе и преувеличении некоторых качеств модели, без чего вообще не может быть выразительного реалистического рисунка. Главное для художника карикатуриста художественное преувеличение.

Рисунок обязательно решает задачу подчеркнуть, усилить особые качества натуры. Художник, зорким глазом подметив в человеке то, что для него характерно, отличает особенности его лица и фигуры, мимики и осанки и делает их более заметными.


Леонардо да Винчи. Скарамуччья. Итальянский карандаш. Италия. XVI в.


О. Домье. Иллюстрация к роману Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" Офорт. Франция. XIX в.

Опытный художник знает, что такие подчеркивания лишь усиливают сходство и узнаваемость в портрете. Однако здесь необходимо чувство меры, а главное чувство правды. Ведь художник усиливает черты не произвольно, а умея выделить характерное именно для этого человека. В первую очередь это прием усиления, преувеличения реальных пропорций: длинное становится еще длиннее, широкое — еще шире, острое еще острее, а круглое превращается в шар.

П. Пикассо. Дон-Кихот. Tyшь

Дли карикатуры или шаржа даже самое неправдоподобное и резкое преувеличение отдельных черт героев оказывается уместным и необходимым. Здесь художник не скрывает своей односторонности и пристрастности.

П. Пикассо. Портрет идальго. Линогравюра, Испания. XX в.

Сатирический рисунок имеет традиции начиная со времен Возрождения. Еще Леонардо да Винчи создавал сатирические рисунки. Он делал их с натуры и руководствовался исследовательскими целями.


А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет. Тушь. Франция. XIX в.

Обостряя характер лица, он стремился усилить ею выразительность, изучал возможности убедительного изображения эмоций человека.


Сатирические рисунки X. Бидструпа. Дания. ХХ в.

Великим французским художником-сатириком был Оноре Домье. Этот мастер с удивительной свободой и художественной смелостью работал во всех видах изобразительного искусства — и в живописи, и в скульптуре, и в графике.


О. Домье. Адвокат и его клиентка. Карандаш, акварель

В прошлом веке все любили рассматривать веселые сатирические рисунки Жана Эйфеля, Херлуфа Бидструпа.


Б.Е. Ефимов. Курортники. Тушь. Россия XX в.

В русском искусстве стали классикой сатирические рисунки художников Кукрыниксов и Бориса Ефимова.


Гротескное изображение голов. Учебный рисунок

    Чтобы сделать дружеский шарж, надо быть очень наблюдательным рисовальщиком, а еще добрым и умным. Если ты хочешь испытать себя, попробуй сделать дружеский шарж.

Сатирические образы человека, слайд 1

Шарж
Шарж делается на людей, к которым автор относится очень хорошо, с уважением; смех его чисто приятельский. В шарже не позволяется никакое подчёркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.

Слайд 8

Сатирические образы человека, слайд 8

В шарже:
Должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика с остроумным и комическим преувеличением характерного. Необходимо соблюдать чувство меры, а главное- чувство правды.

Слайд 9

Сатирические образы человека, слайд 9

Приемы создания дружеских шаржей
Шаржи и карикатура не должна слишком отличаться от оригинала, он должен оставаться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж.

Слайд 10

Сатирические образы человека, слайд 10

Онере Домье. Карикатура на короля Луи Филиппа. Вот так шаг за шагом, подчеркивая самое характерное в обрюзгшем старческом лице короля, выдающийся французский художник XIX века О. Домье довел изображение до обыкновенной груши!

Слайд 11

Сатирические образы человека, слайд 11

Слайд 12

Сатирические образы человека, слайд 12

В лубке никогда не было горя или плача.
Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы.

Слайд 13

Сатирические образы человека, слайд 13

Гротеск
это художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, контрасте и причудливом сочетании фантастического и реального.

Слайд 14

Сатирические образы человека, слайд 14

Гротеск появился в культуре Древней Греции и широко используется в различных видах искусства по настоящее время.

Слайд 15

Сатирические образы человека, слайд 15

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: