Доклад саморазвитие в психологии лурия

Обновлено: 05.07.2024

Александр Романович Лурия считается одним из выдающихся психологов своего времени. Он стоял у истоков возникновения психологии как науки и внёс большой вклад в развитие различных отраслей психологии.

Я считаю, что его вклад в общую и детскую психологию является наиболее значимым для нас, как для психологов образовательной сферы.

Как ученик и последователь Л.С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию психики, участвовал в создании теории деятельности, в разработке представлений о том, что именно различные виды сознательной психической деятельности составляют единицы сознательной психической жизни человека. Совместно с другими авторами выступил автором концепции о системном строении высших психических функций, их изменчивости, пластичности, социальном, прижизненном характере их формирования, их реализации в различных видах деятельности.

восприятие человека как высший психический познавательный процесс.

. потребностями воспринимающего субъекта [7, c. 56]. Восприятие – это процесс психического отражения предметов и явле-ний действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы . Текст] / А. Н. Леон-тьев. – М. : Речь, 2005. 8. Лурия, A. P. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия. –СПб. : Питер, 2004. 9. Маклаков А.Г. Общая психология СПб., .

Но нельзя не отметить и другие заслуги А.Р. Лурия в других отрослях науки.

Прежде всего, Лурия создал новое психологическое направление — нейропсихологию, ныне выделившееся в самостоятельную научную отрасль и получившее мировое признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга. Он разработал теорию локализации психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи.
Изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговыемеханизмы памяти. Разрабатывал также проблемы функциональной асимметрии полушарий мозга.

Организационные усилия Лурия во многом способствовали оформлению психоаналитического движения в послереволюционной России.

А.Р. Лурия может быть назван основателем отечественной психогенетики. Он исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Стремился развести биологические и социальные детерминанты психического развития. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания. Особый раздел работы на близнецах был посвящен анализу влияния на познавательные процессы уровня речевого развития.

Большой вклад был внесён Лурия в изучение проблем общественно-исторической детерминации сознания. Изучая сознание, А.Р. выявил, что это не простая совокупность психических процессов, а их системная организация, качественно иная по сравнению с составляющими ее компонентами. Сознание как особая динамическая система находится в состоянии постоянного изменения, развития. В процессе его развития происходит изменение соотношения между различными психическими функциями, различными видами психической деятельности, в результате формируются новые интегративные системные образования.

Периоды развития теории управления

. устойчивая структура управления Проектирование организационных структур – процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами организации ( . среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и . основан на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Школа менеджмента. Школа .

А.Р. Лурия экспериментально доказал, что внешние условия общественной жизни человека, социально-исторические формы существования определяют характер и психологическую структуру его познавательных процессов.

Лурия был блестящим экспериментатором, доказавшим, что экспериментальному решению подлежат не только простые, но и сложные психологические задачи. На различных моделях была продемонстрирована высокая эффективность двух основных экспериментальных подходов к решению психологических проблем, двух методов изучения психического явления, а именно: а) через его формирование (экспериментально-генетический метод); б) через его распад, нарушение (экспериментально-клинический метод).

Но нельзя сказать, что А.Р. Лурия был только учёным, в течение многих лет он читал курс общей психологии, создал новый курс нейропсихологии, ряд спецкурсов.

4. Психологический словарь.

Примеры похожих учебных работ

Для развития общества и человечества в целом все более актуальным становиться изучение .

Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных психических .

. 1967, 1997 и др.). Психическое развитие ребенка осуществляется как процесс овладения социальным опытом, одновременно являясь процессом формирования человеческих способностей и функций. Процесс присвоения общественно-исторического опыта происходит .

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

. в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально - в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В.Н.Аванесова, .

Развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление с окружающим миром(живая .

. недостаточно разработанными. Среди них вопрос изучения коммуникативной деятельности у дошкольников с ЗПР. Проблема формирования коммуникативных способностей у детей с задержкой психического развития специально не была изучена. Некоторые данные об .

Периоды развития теории управления

. функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности . Смит – анализ различных форм разделения труда, . разбил процесс управления на функции: .

процесс развития конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста в работе .

. обозначает процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения. Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значения для умственного развития детей .

Биография и деятельность А.Р. Лурия - психолога-профессионала. Нейропсихологическая линия исследований Лурии, культурно-исторический подход к изучению генеза и распада психологических функций. Представления о системном и смысловом строении сознания.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.03.2016
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Основные этапы жизни

Вклад А.Р. Лурии в нейропсихологию

Вклад А.Р.Лурии в психологическую науку

Александр Романович Лурия принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы он внес важный вклад в развитие различных областей психологии.

Работая в различных областях психологии -- общей, детской, психофизиологии, а также дефектологии, нейропсихологии, психолингвистике, Лурия развил дальше теоретические положения Выготского. Его исследования входят составной частью в школу, которая сейчас называется школой Выготского, Лурии, Леонтьева. В то же время А.Р. Лурия является создателем советской школы нейропсихологии.

Основные этапы жизни

Александр Лурия родился в Казани, в 1902г. старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Окончил Казанский университет (1921г.) и 1-й Московский медицинский институт (1937г.). В 1921--1934 гг. Лурия находился на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы был членом Русского психоаналитического общества. В 1931--1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове и фактически инициировал начало психологических исследований в Советской Украине.

С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.

В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов.

В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины, но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны.

Уже с августа 1941г. Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400--500 коек. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и т.д.

С конца 1944 -- сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко.

С 1945 года -- профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966--1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как нейропсихология, психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Вклад А.Р. Лурии в нейропсихологию

А. Р. Лурия создал новое направление -- нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Он разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Луриевская нейропсихология берет свое начало в психологии, ее источником являются общепсихологические представления о структуре и строении психических функций.

Предложенные А.Р. Лурия методы нейропсихологической диагностики и восстановления психических функций пользуются большой популярностью во всем мире как одни из наиболее эффективных. Таким образом, луриевская нейропсихология объединяет в себе высокий научный и практический потенциал, чем и объясняется ее признание у нас и за рубежом.

Научно-исследовательская деятельность А.Р. Лурия подразделялась на следующие разделы:

1. теоретические исследования в области нейропсихологии;

2. работа в области клинической и экспериментальной нейропсихологии;

3. исследования в области реабилитационной нейропсихологии.

Разработка проблем клинической нейропсихологии (или синдромологии) велась в нескольких направлениях.

Продолжалось изучение нейропсихологических синдромов в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Анализировались нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении межполушарного взаимодействия вследствие поражения комиссур - мозолистого тела и др. Продолжалось изучение нейропсихологических синдромов, наблюдаемых при поражении глубоких подкорковых структур левого и правого полушарий. Продолжалось изучение нейропсихологических синдромов травматического и сосудистого генеза. Выяснялись их специфика, отличие опухолевых синдромов, особенности динамики на разных стадиях восстановления психических функций.

Интенсивно разрабатывалось новое направление клинической нейропсихологии - детская нейропсихология (или нейропсихология детского возраста). Проводилось исследование детей с трудностями в обучении. Причины школьной неуспеваемости анализировались с позиций нейропсихологии.

Началось формирование геронтонейропсихологии (или нейропсихологии позднего возраста). Изучались нейропсихологические синдромы, возникающие при различных поражениях мозга: болезнях Паркинсона, Альцгеймера, дисциркуляторной энцефалопатии и др. [5]

Вклад А.Р.Лурии в психологическую науку

Работы А.Р.Лурии по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии Лурия (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей. Докторская диссертация Александра Романовича по педагогическим наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. он проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. [2]

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) -- в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.[7]

С целью изучения взаимоотношения биологических и культурных факторов в развитии высших психических функций было предпринято изучение однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Были найдены методические приемы для выявления степени участия естественных и культурных факторов в решении экспериментальных задач.

Хорошо известны работы А.Р. Лурия в области дефектологии. Предметом исследования были нарушения психических функций у детей с разными формами умственной отсталости. Экспериментально было подтверждено одно из основных положений специальной психологии, согласно которому при умственной отсталости в первую очередь нарушаются механизмы формирования высших психических функций, связанные с участием речевой системы. Благодаря этим исследованиям появилась возможность дифференцированного подхода к разным формам умственной отсталости. Это имело не только теоретическое, но и большое практическое значение.[7]

А.Р.Лурия был блестящим экспериментатором, успешно работавшим в самых различных областях психололгии, начиная от исторической и заканчивая психофизиологией. Как и Л.С.Выготский, А.Р. Лурия считал, что только результаты конкретных экспериментальных исследований могут рассматриваться в качестве доказательства справедливости той или иной гипотезы или теории. Для него эксперимент не существовал вне теории, и было чуждо экспериментирование вне научной теории. Его эксперименты всегда имели научно-естественное методологическое и теоретическое обоснование. Именно поэтому качественный анализ фактов был для него первичным по отношению к количественному.

Мировая научная психология постепенно стала поворачиваться на Луриевский курс. Признают, что у Лурии не было надежного метода. Так, например, гипотезы о мозговой локализации функций можно было проверять только после смерти пациента. То, что он угадывал благодаря опыту и уникальным способностям, с трудом могли повторить другие, даже в его ближайшем окружении.

Оценивая значение научного творчества А.Р. Лурия, следует безусловно, признать, что его заслуги перед отечественной и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии - новой отрасли психологии, но и в существенном продвижении в других областях психологической науки - общей, исторической, детской психологии, дефектологии, психофизиологии. А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и другими отечественными психологами сыграл большую роль в разработке фундаментальных общепсихологических концепций. В 1920-е годы он вместе с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым и др. встал на путь борьбы за материалистическую, естественнонаучную психологию, за создание ее непротиворечивых методологических и теоретических основ. В этом его основная заслуга перед психологической наукой.[1]

Литература

1. Давыдов, В.В. Общее психологическое наследие А.Р. Лурия [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Высшая школа, 2010.

2. Запорожец, А.П. Роль А.Р. Лурии в развитии советской психологии [Текст] / А.П. Запорожец // Вопросы психологии. - 2004.

3. Лурия А.Р. Психологическое наследие [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Эксмо, 2012.

5. Степанов С.С., Лурия А.Р. / С.С. Степанов // Психология в лицах.- М.: ЭКСМО-Пресс , 2011.

6. Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия: научная биография / Е.Д. Хомская. - М.: Знание, 2002.

7. Хомская, Е.Д. Значение трудов А.Р. Лурии для развития психологической науки / Е.Д. Хомская // Вестник МГУ. Психология. - 2006.

Подобные документы

Л.С. Выготский и его культурно-исторический подход в психологии. Культурно-историческая концепция А.Р. Лурия и нейропсихология. Новое развитие идеи историзма. Культурная психология М. Коула. Культурно-исторический подход в семейной терапии.

реферат [17,1 K], добавлен 25.11.2003

Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Александра Романовича Лурия - советского психолога, основателя отечественной нейропсихологии. Его научная деятельность и вклад в развитие логопедии. Основные публикации А. Лурии, его авторитет и признание.

презентация [215,5 K], добавлен 03.06.2014

Биография А.Р. Лурия - известного профессора, доктора педагогических и медицинских наук. Нейропсихология как достижение и основное направление в его деятельности. Научно-исследовательская деятельность Лурия. Основание ученым нейропсихологической школы.

реферат [32,7 K], добавлен 22.11.2009

Исследования головного мозга, теория центрального торможения Сеченова. Разработка Бехтеревым науки рефлексологии. Принципы воспитания и обучения умственно отсталых детей Маляревскими. Исследования олигофрении Сухаревой и Певзнер. Вклад Лурии в психологию.

курсовая работа [59,0 K], добавлен 22.11.2010

Проблема соответствия психологических исследований нормам этики. Требования к деятельности психолога в эксперименте по отношению к испытуемому. Психологические эксперименты, неоднозначные с этической точки зрения. Обязанности профессионального психолога.

реферат [22,7 K], добавлен 04.02.2013

Деятельность психолога полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей пополнения, его основные формы и методы. Качественные характеристики допризывной молодежи и пополнения, прибывающего в войска. Метод экспертного опроса.

курсовая работа [60,8 K], добавлен 19.04.2012

Модели профессиональной деятельности практического психолога, проблема его индивидуального стиля. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала. Проблема тенденции развития профессиональных деструкций в развитии психолога.

Совместив знания из области медицины и психологии, Александр Романович Лурия, основал новую науку – нейропсихологию. Если вам интересно, как устроена работа головного мозга, стоит прочитать эту статью. Она посвящена методике Лурии, которая успешно используется по сей день, и его главной теоретической модели.

Непризнанный гений


Активно научной деятельностью Лурия занимался в первой половине ХХ века. Его прогрессивные идеи опережали советскую действительность, поэтому не были приняты обществом. Но признание он получил за рубежом.

Прежде чем перейти к изучению концепции Лурии, отметим интересные факты из жизни учёного:

Таким образом, непризнанный в родных пенатах гений, оказался услышанным за рубежом. Более того, там его труды высоко ценились и использовались как в медицине, так и в психологии.

Что такое нейропсихология?

Эта наука изучает взаимосвязи между структурным и функциональным строением головного мозга и поведением субъекта. Первое изучает медицина, а второе – психология. По мнению Лурии, цель нейропсихологии – понять, какие функции мозга нарушены в результате повреждения, как это нарушение влияет на остальные процессы, и как с помощью здоровых участков мозга восстановить работу повреждённых.

Лурия разработал концепцию в нейропсихологии, которая помогала восстанавливать работу мозга многим пациентам, раненым во время войны. Благодаря этой концепции он стал выдающимся учёным двадцатого века.

Основы нейропсихического анализа Лурии

Согласно концепции Лурии о функциональных блоках мозга, структура этого органа представлена следующим образом:

  • энергетический блок, отвечающий за регуляцию, поддержание тонуса и бодрствование;
  • операционный блок, отвечающий за органы чувств;
  • блок программирования психических процессов.

Задача энергетического блока – обработка информации интероцептивного характера, то есть той, что поступает в мозг от внутренних органов. Главная функция этого блока – обеспечение примитивных механизмов, поддерживающих организм в тонусе и режиме бодрствования. Благодаря работе энергетического блока происходит активация организма. Если его работа нарушается, то человек становится вялым, истощенным, ухудшается его память, внимание, теряется равновесие эмоционального состояния.

Операциональный блок принимает, перерабатывает и хранит экстероцептивную информацию – ту, которая поступает из внешней среды. То есть, он тесно связан с органами чувств. Затылочная часть головного мозга отвечает за зрение, теменная – за осязание, височная – за слуховые сигналы. Соответственно, от локации повреждения зависит то, в каких органах чувств будет сбой.

Блок программирования психических процессов располагается в лобных долях головного мозга. Он работает на основе целей и замыслов, четко поставленных сознанием. Когда происходит поражение данного участка, страдают двигательные навыки и деятельность, основанная на целеполагании. Движения теряют плавность, человек не может ставить цели, строить планы, находить решения и средства для реализации задач.

Все три блока тесно взаимосвязаны, и только при совместной их работе обеспечивается нормальное психическое поведение. Однако советский ученый доказал, что многие нарушения работы головного мозга можно устранить путем усиленного развития неповрежденных участков. Яркий пример можно привести со времен войны. Первым пациентом Лурии стал Лев Засецкий, получивший серьезное ранение в голову, в результате которого он перестал читать, потерял память и ориентацию в пространстве. Исследования показали, что у пациента не поражен участок головного мозга, отвечающий за письмо. На этом и был сделан упор. Засецкий исписал тысячи листов прежде, чем смог вернуться к нормальной жизни. Развивая письменный навык, он смог частично восстановить работу других отделов мозга. В результате ему даже отказали в постановке первой группы инвалидности после выздоровления.

Методика оценки памяти

Еще одно значимое достижение Лурии – разработка эффективной методики заучивания слов. Сегодня она в основном используется для оценки памяти и диагностики отклонений в работе головного мозга у детей. Суть методики состоит в следующем:

  • выбирают 10 никак не связанных между собой слов;
  • проверяющий зачитывает слова ребенку и просит повторить то, что он запомнил;
  • процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не повторит все произнесенные слова.

Если с первого раза ребенок запомнил 4-5 слов, а все слова произнес после 3-5 повторов, его память работает хорошо, и функции мозга в норме. О нарушениях нервной системы и дисфункциях мозга, пусть даже незначительных, будет говорить тот факт, что после 5 повторов ребенок не смог произнести все 10 слов.

Такой тест можно провести и со взрослым. При этом если возникают проблемы с повторением слов, то это в большинстве случаев указывает не на плохую память, а на расстройство внимания.

Лурия как нейропсихолог

Что такое высшие психические функции?

Это и было основным предметом изучения для А. Лурии с позиций различных областей знания. В советской психологической школе их понимали как возникающие при жизни, опосредованные, координируемые комплексные формы деятельности психики, в состав которых входят мотивация, целеполагание, фрагменты исполнительской деятельности и функции контроля. Психическая функция – это больше, чем мозговая активность, но на каких-то этапах ее фрагменты прочно связаны с мозговыми структурами корки и подкорки.

А. Р. Лурия – исследователь социальной психологии

Предметом его размышлений оказались вопросы влияния средовых факторов на психическое развитие и функционирование, в частности, на процессы познания. Лурии удалось доказать, что средовый фактор обусловливает как содержательную сторону, так и структуру процессов психики. Ученый считал, что невозможно строго дифференцировать генетически заложенное и приобретенное в ходе социализации, эти факторы тесно связаны между собой [2, С. 68 - 77].

При этом социальные аспекты задействуют биологический уровень и стимулируют оформление уникальных образований, позволяющих реализовать высшие формы активности психики. Лурия исследовал монозиготных и дизиготных близнецов для того, чтобы выявить степень влияния генетических и социальных аспектов. Как было доказано, с взрослением воздействие социальных аспектов усиливается. Такой эксперимент был в первый раз проведен в Советской России.

Нейролингвистика и ее связи с психологией в наследии А. Лурии

Как опосредуются высшие психические функции через семиотические знаки, включая речь? Ряд работ А. Лурии в данной отрасли выявил, что формирование речи изменяет строение базовых психических процессов; речетворчество – путь к осознанию и произвольной их координации. Характерно, что и современная психология активно применяет этот принцип: сегодня для практикующих психологов общим местом стал тезис о том, что речь клиента – это путь к пониманию его модели мира. Изменение речи – путь к изменению поведенческих стратегий.

А. Р. Лурия занимался вопросами речи с точки зрения нарушений и доказал, что разновидности речевого регулирования движения (запуск, торможение, неспецифическое, семантическое регулирование) формируются в разном возрасте по-разному. Если с момента рождения ребенка доминируют аффекты, то с ходом времени вначале появляется способность к наглядно-предметным действиям, и лишь затем они обретают абстрактно-логический характер.

Получается, что развитие сознания связано с углублением понимания семантики лексем, с развитием способности понимать абстрактные понятия. Важным выводом А. Лурии стало и то, что ассоциации – более позднее образование, по сравнению с предикативными ответами. На ранних этапах речь нацелена на предмет и означает предмет (это знают все, у кого маленькие дети: мы обучаем их вначале номинации объектов на первичном уровне овладения речью, и только потом идут обозначения аффектов, освоение понятий, которые незнакомы ребенку в конкретном освоении и личном эмпирическом опыте).

Принцип системности высших психических функций – основополагающий для учения Лурии, и исследованию ее закономерностей на основе нормы и патологии были посвящены многие работы ученого.

Поскольку сознание трактовалось ученым в качестве главной методологической проблемы психологической науки, изучение разных форм сознательной психической деятельности стало базовым направлением его работ. Сознание Лурия тесно связывал с языком.

А. Лурия создал ряд разработок для отечественной дефектологии. Он исследовал умственно отсталых детей с разными диагнозами и выявлял в каждом случае искажение процессов оформления и реализации высших психических функций, отвечающих за речетворчество [3].

С точки зрения психофизиологии исследователя интересовали моторные возможности глазодвигательной системы. Он вывел ряд закономерностей, касающихся этого феномена.

Говоря об А. Р. Лурии, невозможно не признать разносторонность его научных исследований и фундаментальность выводов. Он практически создал новую область знания – нейропсихологию, углубил знания в общей психологии, психологии развития, дефектологии, психофизиологии. Работы А. Р. Лурии стали шагом вперед в разработке базовых общепсихологических концепций, которые актуальны и сегодня. Особое уважение вызывает междисциплинарный характер его исследовательских работ: Лурия рассматривал все области психологического знания как единое целое, и такой подход не раз доказал свою эффективность. Сегодня его работы стали подлинной классикой психологии, нейропсихологии, психолингвистики и интересны даже мало подготовленному читателю, интересующемуся различными аспектами психологии.

Психология – сравнительно молодая наука. От ее возникновения в Германии до сегодняшнего дня прошло немногим более 120 лет. Значительная часть этого времени прошла в борьбе школ, спорах о смысле основных понятий и поисках надежных методов исследования. Еще 20 – 30 лет назад для обычного образованного человека психология была чем-то средним между учением Фрейда о бессознательных сексуальных инстинктах и теорией условных рефлексов. Если современная мировая психология превратилась в одну из самых динамично развивающихся научных дисциплин, уступая в этом отношении, быть может, только биологии и информатике, то заслуга этого принадлежит небольшому числу людей, доказавших практическое значение психологических знаний в таких областях как новые информационные технологии, стресс на рабочем месте, образование и медицина. Любой репрезентативный опрос – в России, Западной Европе или в Северной Америке – показал бы, что А.Р. Лурия входит в число 10 ведущих психологов прошедшего столетия [5,1].

А.Р. Лурия был известен как профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), член Академии Педагогических наук СССР (1967), вице-президент Международного Союза Научной Психологии (1969- 1972), зарубежный член Национальной Академии Наук США (1968), Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетный член ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии [6,1]. Анализируется вклад А.Р. Лурия в общую, историческую, кросс-культурную, детскую психологию, дефектологию, психофизиологию, психогенетику [4,39], [3,4]. Более того, вклад Александра Романовича оказался конкретным и неоспоримым, – ведь нет ничего естественнее допустить существование связи между психикой и мозгом.

1. Биография А.Р. Лурии

История жизни потомственного российского интеллигента А.Р. Лурии [5,1]. Родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А. Лурия. В 1921 г. окончил факультет общественных наук Казанского Университета, затем переехал в Москву. В студенческие годы, совпавшие с гражданской войной, увлекся психоанализом. В 1937 г. закончил 1-й Московский медицинский институт и стал работать в институте психологии Московского Университета. Здесь встретился с Львом Семеновичем Выготским и Алексеем Николаевичем Леонтьевым, ставшими его ближайшими друзьями и соратниками, с которыми их объединяли общие психологические позиции. Как ученик Л.С. Выготского, А.Р. Лурия участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов, основанной на положении об общественно-исторической детерминации психических процессов человека. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. Докторская диссертация Лурии по педагогическим наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. А.Р. Лурия проводил исследования по анализу мозговых механизмов психических процессов. В годы Великой Отечественной войны Лурия исследовал нарушения психических процессов при различных поражениях мозга в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всесоюзной НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче. А после войны продолжил свои исследования в Московском Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. На основании результатов этих многолетних исследований Лурия создал новое направление в психологии – нейропсихологию, о которой речь пойдет далее [6,1]. В его работе поражает точность, с которой ему удалось описать функции различных структур мозга, в особенности лобных долей, причем за десятилетия до того, как появились современные биофизические методы трехмерного мозгового картирования, позволившие буквально увидеть предсказанные процессы и взаимосвязи. Каждая вторая обзорная статья по нейропсихологии высших, специфически человеческих психологических функций до сих пор начинается с обязательной ссылки на эти работы [5,1]. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий.

Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Московском Педагогическом дефектологическом институте, с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии, создал ряд спецкурсов. Под руководством А.Р. Лурия защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук.

Александр Романович связывал нас с Г.И. Челпановым, И.П. Павловым, Г.Г. Шпетом, Р.О. Якобсоном, С.М. Эйзенштейном, В.М Мясищевым, С.Г. Левитом, Л.А. Орбели, Б.Г. Ананьевым, Э.А. Асратяном, В.М. Черниговским, П.К. Анохиным, Н.И. Гращенковым, Н.И. Бурденко, Н.В. Коноваловым, М.Ю. Рапопортом, А.А. Маркосяном, И.А. Соколянским, Д.Н. Узнадзе, И.С. Бериташвили. Все они отдавали дань его яркому человеческому и научному таланту. Дорогого стоит, например, признание, высказанное как-то исключительным по уму и таланту Б.М. Тепловым, в том, что А.Р. Лурия талантливее его [2,72]. В молодые, еще казанские годы А.Р. Лурия переписывался с В.М. Бехтеревым и З. Фрейдом. О его обширных контактах с западными учеными многое могли бы рассказать Дж. Брунер, К. Прибрам, М. Коул.

Систематичность А.Р. Лурия была поразительной. За месяц до своей кончины в день 75-летия он показал Владимиру Зинченко, как подготовился к смерти. На полках книжного шкафа были расставлены папки с неопубликованными работами. Шутя, он сказал, что осталась самая простая часть работы: подойти, взять папку и отнести в издательство. Как показали годы, эта часть работы пока является непосильной [2,74].

2. Нейропсихология как достижение и основное направление в деятельности А.Р. Лурия

Как известно, нейропсихология – это одна из наук о мозге, поэтому центральной проблемой в ней является проблема мозговой организации (локализации) психических функций. Ее решение зависит от понимания следующих вопросов:

что такое психическая функция как психологическое явление?

что такое мозг как субстрат психических функций, т.е. каковы принципы его организации?

А.Р. Лурия по-новому подошел к решению этих вопросов.

Мозговые структуры, ответственные за реализацию психических функций,- высоко дифференцированные образования, объединенные в различные системы, взаимодействующие между собой. Кроме этого системы объединяют и корковые, и подкорковые уровни мозга. Мозг как субстрат психических процессов организован по многим системным принципам: проекционным, ассоциативным, регуляторным и др. С определенными мозговыми структурами следует соотносить не психическую функцию как единое целое, а ее отдельные звенья, параметры (аспекты), реализация которых осуществляется с помощью соответствующих физиологических процессов.

Как всякая хорошая теория, она успешно применяется на практике (для диагностики состояния мозга и его отдельных структур и восстановления нарушенных функций). Предложенные А.Р. Лурия методы нейропсихологической диагностики и восстановления психических функций основаны на данной теории. Они пользуются большой популярностью во всем мире как одни из наиболее эффективных. Таким образом, луриевская нейропсихология объединяет в себе высокий научный и практический потенциал, чем и объясняется ее признание у нас и за рубежом.

3. Нейропсихологическая школа А.Р. Лурия

А.Р. Лурия – не только основоположник нейропсихологии нового типа, он создал отечественную нейропсихологическую школу – коллектив учеников, единомышленников, продолжающих разрабатывать его идеи.

Научная школа – особое, весьма ценное и сравнительно редкое явление в науке. Далеко не все крупные ученые оставили после себя научную школу, что объясняется, по-видимому, и объективной значимостью научных взглядов ученого, и его личными качествами. А.Р. Лурия сочетал в себе и высокий научный авторитет, и выдающиеся способности Учителя, воспитателя молодежи. Он трудился не в одиночку, а всегда с коллективом сотрудников-учеников. Лурия воспитал многих учеников, некоторые из них ушли в другие области психологии, но большинство сохранило верность нейропсихологическим интересам и составило луриевскую нейропсихологическую школу. В эту школу входят не только отечественные, но и зарубежные ученые; учениками А.Р. Лурия считают себя такие известные ученые, как М. Коул, Н. Гольдберг (США), Ж.Дас (Канада), Л. Вайзкранц (Англия), А.Л. Кристенсен (Дания), М. Климковский, М. Кочмарек (Польша), Э. Андриевска (Франция) и многие другие. [2,81]. Учениками А.Р. Лурия являются и многие неропсихологи, работающие теперь в странах СНГ, учившиеся в свое время на факультете психологии МГУ или подготовившие под его руководством диссертации по нейропсихологической тематике. Можно говорить о различной степени принадлежности того или иного ученого к луриевской нейропсихологической школе, однако, бесспорно, их объединяет признание высокого научного авторитета А.Р. Лурия и общее понимание основных проблем нейропсихологии и способов их решения. [2,82].

4. Научно-исследовательская деятельность А.Р. Лурия

Она подразделялась на следующие разделы:

теоретические исследования в области нейропсихологии;

работа в области клинической и экспериментальной нейропсихологии;

исследования в области реабилитационной нейропсихологии.

Разработка проблем клинической нейропсихологии(или синдромологии) велась в нескольких направлениях.

Интенсивно разрабатывалось новое направление клинической нейропсихологии – детская нейропсихология (или нейропсихология детского возраста). Проводилось исследование детей с трудностями в обучении. Причины школьной неуспеваемости анализировались с позиций нейропсихологии. На основе нейропсихологического анализа создавались методические рекомендации по коррекции школьной неуспеваемости.

Началось формирование геронтонейропсихологии (или нейропсихологии позднего возраста). Изучались нейропсихологические синдромы, возникающие при различных поражениях мозга: болезнях Паркинсона, Альцгеймера, дисциркуляторной энцефалопатии и др. [2,83].Предложены нейропсихологические критерии деменции в старческом возрасте и методы ее диагностики [2,84].

Таким образом, мировая научная психология постепенно стала поворачиваться на луриевский курс. Признают, что у Лурии не было надежного метода. Так, например, гипотезы о мозговой локализации функций можно было проверять только пост мортем, т.е. после смерти пациента. То, что он угадывал благодаря опыту и уникальным способностям, с трудом могли повторить другие, даже в его ближайшем окружении [5,5].

Большое внимание в своем творчестве А.Р. Лурия уделял общепсихологической проблеме опосредования высших психических функций знаками-символами и, прежде всего – речью. Многие его работы по этой теме показали, что овладение речью перестраивает все основные психические процессы; благодаря речи высшие психические функции приобретают характер осознанности и произвольности.

Специальный цикл работ А.Р. Лурия был посвящен роли речи в генезе и нарушениях произвольных движений и действий, где он установил, что различные виды речевой регуляции движений (пусковая, тормозная, неспецифическая, смысловая) формируются в разные возрастные этапы [4,41]. Так, на ранних этапах развития ребенка его сознание носит преимущественно аффективный характер; это этап отражения эмоциональных связей и отношений. На следующем этапе преобладает отражение наглядно-двойственных связей, и лишь на завершающем этапе сознание приобретает отвлеченный вербально-логический характер. Таким образом, логика развития сознания соответствует логике развития значений и смыслов слов [4,42]. Своими работами, посвященными регулирующей роли речи, ее развитию, нарушениям, мозговым механизмам, А.Р. Лурия внес существенный вклад в современную общую психологию, в современное понимание произвольных форм управления психической деятельностью.

Далее, как соратник и последователь Выготского, он на протяжении всей своей научной деятельности развивал одно из центральных положений общей психологии – положение о системном строении высших психических функций и о системном и смысловом строении сознания. А.Р. Лурия считал, что системное строение – это универсальный принцип организации психических функций. Он изучал общепсихологическую проблематику, связанную с системными закономерностями высших психических функций, на материале как нормы, так и патологии.

Хорошо известны работы А.Р. Лурия в области дефектологии. Предметом исследования были нарушения психических функций у детей с разными формами умственной отсталости. Экспериментально было подтверждено одно из основных положений специальной психологии, согласно которому при умственной отсталости в первую очередь нарушаются механизмы формирования высших психических функций, связанные с участием речевой системы. Благодаря этим исследованиям появилась возможность дифференцированного подхода к разным формам умственной отсталости. Это имело не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Анализируя научное творчество А.Р. Лурия, нельзя не отметить его общего отношения к эксперименту (и в целом – к практике) как к критерию истинности психологического знания. Он был блестящим экспериментатором, успешно работавшим в самых различных областях психололгии, начиная от исторической и заканчивая психофизиологией. Как и Выготский, А.Р. Лурия считал, что только результаты конкретных экспериментальных исследований могут рассматриваться в качестве доказательства справедливости той или иной гипотезы или теории. Для него эксперимент не существовал вне теории, и было чуждо экспериментирование вне научной теории. Его эксперименты всегда имели научно-естественное методологическое и теоретическое обоснование. Именно поэтому качественный анализ фактов был для него первичным по отношению к количественному. Этот подход к экспериментальной работе актуален сейчас как никогда.

Итак, оценивая значение научного творчества А.Р. Лурия, следует безусловно, признать, что его заслуги перед отечественной и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии – новой отрасли психологии, но и в существенном продвижении в других областях психологической науки – общей, исторической, детской психологии, дефектологии, психофизиологии. А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и другими отечественными психологами сыграл большую роль в разработке фундаментальных общепсихологических концепций, на которых основана современная психология. В 1920-е гг., когда в официальной отечественной психологии господствовали субъективно-идеалистические представления о психике, он вместе с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым и др. встал на путь борьбы за материалистическую, естественнонаучную психологию, за создание ее непротиворечивых методологических и теоретических основ. В этом его основная заслуга перед психологической наукой. А.Р. Лурия рассматривал каждую отрасль психологии как часть единой психологической науки. Необходимость в изучении различных аспектов научного творчества А.Р. Лурия очевидна [2,46].

В научной биографии А.Р. Лурия можно выделить 3 периода, во многом отражающие особенности истории отечественного психоанализа.

1. В первый период (на протяжении первой половины 20-х гг. 20 века) А.Р. Лурия оценивает психоанализ как новое, современное направление, позволяющее преодолеть кризис в психологии.

2. Второй период (2-я половина 20-х-30-е гг.) характеризуется резкой критикой А.Р. Лурия психоанализа с общепсихологических марксистских позиций. Но в содержательном плане ключевые психоаналитические принципы и проблемы (целостный подход, изучение эмоциональных и мотивационных сфер личности, соотношение внешнего и внутреннего, биологического и социального, сознательного и бессознательного в личности и т.д.) по-прежнему остаются для А.Р. Лурия в числе приоритетных, работающих и актуальных.

3. В третий период (после 1940 г.) отмечается отсутствие работ А.Р. Лурия, посвященных вопросам психоанализа. Но фактически те принципы, постулаты и проблемы, которые А.Р. Лурия впервые сформулировал для себя, продолжали работать на всем протяжении его научного творчества [3,92].

Читайте также: