Доклад самообразование учителя информатики

Обновлено: 24.04.2024

Цели самообразования:

· повышение уровня обученности учащихся школы, уровня педагогического мастерства педагога

· повышение качества образования учащихся школы через активное внедрение информационных технологий

· обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя

· формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

· изучить и применять новые интерактивные технологии в процессе обучения;

· обеспечивать программирование своей деятельности, воплощение творческого замысла.

· продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания информатики;

· разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;

· обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;

· создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.

Источники самообразования:

· специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)

· глобальная компьютерная сеть Интернет

· медиа-информация на различных носителях

· семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы

· курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

· индивидуальное – через индивидуальный план;

· групповое – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей информатики;

· выездное – через участие в обучающих семинарах

· дистанционное – через сайты педагогических сообществ, участие в вебинарах и онлайн-конференциях в сети Интернет

Ожидаемый результат самообразования:

· повышение качества преподавания предмета

· разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание мультимедийных материалов (презентаций) для уроков информатики;

· доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях самообобщением опыта;

· создание и продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.

Планируемые результаты самореализации:

· Разработка комплекта электронных уроков по информатике

· Разработка пакета материалов в электронном виде, в том числе:

· комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);

· комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);

· создание банка творческих работ учащихся (проекты, рефераты, презентации);

· пакета сценариев открытых уроков с применением информационно-коммуникационных технологий

· постоянное ведение электронного сайта учителя и размещение на нем материалов и новостей

· выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, школьных и городских методических объединениях учителей

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся.

В свете новых требований, которые выдвигает новый ФГОС к уровню обученности воспитанников, процесс обучения должен привести к формированию результатов:

личностных, включающих в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

мета предметных, включающих освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и меж предметными понятиями.

предметных, включающих освоение обучающимися учебных предметов, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Новые стандарты требуют, чтобы обучение носило деятельностный характер.

Формы и методы ведения урока должны способствовать тому, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке должна сделать этот урок интерактивным.

Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующей мотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.

Для повышения мотивации необходимо:

обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности через дифференциацию обучения;

использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, активизировать самостоятельное мышление;

организовать атмосферу сотрудничества на уроке, взаимопомощь и позитивное отношение к предмету в целом;

осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, мотивировать, опираясь на его личные мотивы.

И, конечно, развитие устойчивой мотивации к учению, о которой много говорят и пишут, - на практике достичь достаточно сложно.

Какие же методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики можно применить? Постараемся разобраться в этом вопросе и найти ответы.

Обращение к жизненному опыту ребенка.

Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.

Использование занимательного материала.

Большой интерес у детей вызывает на уроках использование в качестве занимательного материала пословиц и поговорок на компьютерный лад.

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу тебе, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты)

Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь);

Не Windowsом единым жив компьютер. (Не хлебом единым жив человек);

Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

Вирусов бояться – в Интернет не ходить. (Волков бояться – в лес не ходить);

О методе проектов в настоящее время сказано уже много, и педагоги успешно применяют его на своих уроках.

Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности, используем проекты на всех ступенях обучения информатике, начиная с мини-проектов в среднем звене, до долгосрочных проектов в старшем звене.

Таким образом, ребята ощущают себя в роли настоящих исследователей, и актуальность в получении знаний по изучаемым темам очевидна, не говоря уже о практической ценности такой работы.

Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в подростковом возрасте.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого всё описанное выше может просто не сработать. Это атмосфера доброжелательности на уроке. Уделить внимание каждому ученику, похвалить его за каждый новый, пусть даже незначительный результат – вот что поможет создать на уроке такую атмосферу – атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Именно так и надо стараться проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

2018 -2024 гг

ПЛАН

профессионального самообразования учителя информатики

Тема самообразования: Применение новых образовательных технологий в преподавании предмета информатика.

Цель: повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя информатики в рамках реализации ФГОС.

  • изучить новые образовательные технологии, направленные на личностно-ориентированное обучение;
  • изучить метод проектов как способ реализации системно - деятельностного подхода;
  • овладеть новыми информационными технологиями путём внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
  • разработать конспекты уроков, методические материалы с использованием разных образовательных технологий

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

2013 - 2018 гг

программа самообразования реализована.

ПЛАН

профессионального самообразования учителя информатики

  • изучить нормативно-правовое обеспечение ФГОС;
  • продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания информатики и ИКТ;
  • участвовать в разработке дидактических материалов в рамках сопровождения перехода на ФГОС;
  • разработать методические рекомендации в рамках реализуемой инновации;
  • формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
  • внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии;
  • обеспечивать программирование своей деятельности, воплощение творческого замысла.
  • разработать программы курсов внеурочной деятельности для учащихся.

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал был представлен на методическом совете в качестве отчета по теме самообразования.

На уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе уже является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы жизнедеятельности человека со временем притупят этот фактор, и это, надо учитывать.

Какие интересы преследует общество, принуждая школьников изучать информатику. Слово “принуждая” употреблено совсем не случайно — ведь у школьника нет права выбора учить этот предмет или не учить, значит, он принужден его учить.

Отчет по теме самообразования

На уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе уже является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы жизнедеятельности человека со временем притупят этот фактор, и это, надо учитывать.

Какие интересы преследует общество, принуждая школьников изучать информатику. Слово “принуждая” употреблено совсем не случайно — ведь у школьника нет права выбора учить этот предмет или не учить, значит, он принужден его учить. Общество, конечно, старается всячески убедить школьника, как важно ему этот предмет изучать. В основном, правда, методом запугивания. Судите сами по тем выдержкам, которые приведены ниже.

“Чем выше уровень развития страны, тем более интенсивно происходит процесс, получивший название “информатизация”. Его конечной целью является формирование общества, в котором живут и работают информационно грамотные люди, умело использующие компьютерные системы и технологии. Если вы не будете обладать необходимым уровнем информационной культуры, то жить в информационном обществе будет нелегко”

Итак, государство создает общество определенного типа и требует от его членов соответствия этому обществу, а не то, грозят авторы учебника, плохо будет.

Следующая звучит так: “Человек, не знакомый с компьютером, может оказаться совершенно не приспособленным к жизни в наш век новых информационных, компьютерных технологий” Чуть мягче, но, по существу, то, же самое.

И последняя: “Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности, постепенно становятся неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер совершенно необходимы любому образованному человеку в современном обществе”

То же, что в первом и во втором случае, но, с одной особенностью: знание компьютера нужно не каждому, а только тому, кто хочет быть образованным. Ну а кто ж не хочет? И даже если не хочет, закон об обязательном общем образовании никто не отменял.

Все, что говорят авторы приведенных выше цитат, верно. Как и то, что человек не может жить вне общества и должен подчиняться его требованиям. Но это принужденческая мотивация. Конечно, это не розги, которыми наказывали нерадивых учеников прошлого века, но все равно здесь нет обращения к внутренней, личной потребности учащегося изучать данный школьный предмет.

Отметим и то, что с подобной мотивацией учащийся сталкивается при изучении практически каждой школьной дисциплины: “В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (химии, биологии, истории, … — подставляйте сюда любой предмет из школьного расписания)”. А в реалии дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей вузов. Так что данный прием создания мотивации представляется малоэффективным.

Однако внутренняя мотивация у школьников к изучению информатики есть. Ведь, как отмечалось, редко можно услышать от школьника фразу “Зачем мне информатика, я не собираюсь быть тем-то и тем-то?”. Обычно такой протест у учеников по отношению к информатике возникает, когда в ее изучении есть какой-то перекос, например, в сторону математических аспектов информатики (глубокое изучение таких разделов, как теория алгоритмов, алгебра логики, методы вычислений и т.п.). Напрашивается вывод, что главным мотивом к изучению информатики в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. И авторы многих сегодняшних учебников хорошо знают, что привлекательность курса информатики обеспечивается именно компьютерной составляющей. Поэтому в мотивационных введениях к своим учебникам они вместо объявления целей и задач курса информатики, продиктованных социальным заказом, делают ставку именно на компьютерную компоненту. Вот соответствующие цитаты.

“О чудесных возможностях компьютеров наслышаны все. Да и сами они уже давно не в диковинку. Конечно, вам хочется познакомиться с ними поближе. И в первую очередь научиться применять компьютер для решения разнообразных задач.

При такой мотивации истинные цели и задачи изучения курса информации остаются скрытыми от школьников. И становится ясно, что эта мотивация не вечна. А это означает, что решение проблемы мотивации просто перекладывается на плечи учителя.

Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом — краеугольный камень методики преподавания любого предмета, в частности, информатики. Очень важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такую мотивацию называют локальной.

Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство. Нас же больше интересует, как принято теперь говорить, технология, т.е. вполне конкретные приемы и методы создания такой мотивации. И если учитывать тот факт, что потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой, как считают психологи, то к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией. Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности. Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся

Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала.

Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности. Ведь не секрет, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.

Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает

Этот прием применяется настолько часто и широко, что я не буду на нем подробно останавливаться, а лишь приведу пример, если урок подразумевает теоретическое изучение какой либо программы, то согласитесь это скучновато! А вот применение на практике умение создать презентацию, пусть даже для других целей, уже приносит свои плоды!

Просто на начальном этапе, учащимся объявляется: чтобы научиться применять компьютер к решению задач, на данном этапе придется познакомиться с программой PowerPoint и овладеть умениями создавать презентацию.

Прием третий: создание проблемной ситуации

В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации. Вот соответствующий пример.

Тема урока. Компьютерное моделирование физических процессов.

Цель урока. Ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента. Подготовить компьютерный эксперимент с моделью движения тела в среде с сопротивлением.

Учитель. Каждый из вас не раз, наверно, попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий дождь. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся, скажем, с высоты 8 км. На уроках физики вы получали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая: Ученики подсчитывают скорость и получают значение 400 м/с

Учитель. Но капля, летящая с такой скоростью, подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого, однако, не происходит. В чем же дело? Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем.

В качестве парадоксальной ситуации можно также использовать софизмы. Вы, конечно, знаете, что софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.

Также очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. “Как измерить количество информации”, на наш взгляд, гораздо интереснее унылого “Единицы измерения информации”. “Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”. “Что такое алгоритм” - вместо обычного “Понятие алгоритма” и т.д.

Прием четвертый: использование занимательного сюжета

В декартовой системе координат постройте фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления. Сравните построенную вами фигуру с образцами некоторых знаков зодиака и запишите название знака.

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале

1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)

2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

3. Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)

4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

5. Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)

Прием пятый: ролевой подход

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована.

На уроке в 9-м классе при изучении базовых циклических алгоритмических структур в роли исполнителей команд циклов выступают сами учащиеся. Предлагаю ребятам придумать команды исполнителям, которые они могут выполнить, моделируя таким образом три вида циклов:

Такое моделирование позволяет легко понять суть циклических структур и не требует заучивания блок-схем: достаточно вспомнить ролевую игру и представить цикл графически или программно, владея соответствующими формальными языками.

Впрочем, ролевой подход мотивационно используется и во многих других ситуациях.

Прием шестой: деловая игра

Деловую игру можно рассматривать как развитие ролевого метода: в деловой игре у каждого участника своя вполне определенная роль. Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

Прием седьмой: кроссворды, сканворды, ребусы,

творческие сочинения и т.п.

Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

Проверить знания учеников можно, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Тестовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

Прием седьмой: проектная работа

позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.

Виды и формы урока также играют немаловажную роль.

Приведенный список приемов создания локальной мотивации вовсе не претендует на полноту и завершенность. Да и каждый из этих приемов мог бы быть подвергнут еще большей детализации. Но мне представляется, что это каждый проделает сам, руководствуясь своим педагогическим вкусом.

Читайте также: