Лиговка польский инструмент доклад

Обновлено: 10.05.2024

В то время Польша была одним из главных соперников Российского государства, а польский язык оказал значительное влияние на русский; бояре читали польские книги, польский язык для образованных русских XVII века был тем же, чем для них станет французский в XVIII веке. На это обстоятельство не повлияли даже антипольские настроения начала XVII века — Смутного времени. Много было заимствовано слов, либо польских, либо из других европейских языков через посредство польского языка. Заимствование изначально латинских, французских и немецких слов шло легко, так как они уже прошли фонетическую обработку в родственном славянском языке.

Государственное устройство Речи Посполитой (напомню, что это прямая калька с латинского слова республика) оказалось уникальным в Европе того времени, для которого характерной являлась абсолютная монархия.

В Польше же король выбирался шляхтой, то есть был своего рода президентом дворянской республики. Элементы республиканского устройства явно опережали время и уровень экономического и социального развития Польши (это не Нидерланды с ее многочисленной и влиятельной буржуазией), и дворянская вольница в конце концов привела к упадку это могучее государство.

Характерно, что в пределах Российской империи польский язык сохранял свое культурное влияние в землях, входивших ранее в состав Речи Посполитой. Это Литва, западные и даже часть центральных районов современных Украины и Белоруссии. Во многом это было вызвано тем, что поляки составляли большинство среди крупных землевладельцев в этих землях. Польский язык оказал огромное влияние на языки народов, их населявших. Одно из преимуществ, которое получает русскоязычный человек, изучивший польский, помимо лучшего понимания родного языка, — это способность понимать украинские и белорусские тексты. Такой вот бонус — два языка в придачу. В украинском и белорусском языках подавляющее большинство слов таковы: что не понятно владеющему русским языком, может быть понято с помощью польского.

Польский язык очень смел в обхождении с заимствованными словами и мгновенно приспосабливает их к своей фонетике и грамматике, в этой манере он похож на испанский. Так, мы уже не одну сотню лет не можем разобраться со словом кофе — какого оно рода (мужского, потому, что это напиток, или среднего, потому, что кончается на е), да как его склонять или не склонять вовсе. Поляки с кофе разделались как повар с картошкой, превратив его в каву (kawa), вполне по-славянски выглядящее слово, естественно склоняющееся по всем семи польским падежам. Или же мы принуждаем себя выговаривать фонетически чуждое русскому языку название города Нью-Йорка. По-польски это просто Новый Йорк (Nowy Jork), так же как Newfoundland у них не Ньюфаундленд, а Nowa Faundlandia.

Характерная особенность польского языка — множество архаичных черт, которые были свойственны ранее и другим славянским языкам, в том числе и русскому. Вот некоторые из них:

Польская письменность вполне регулярна, то есть, зная правила чтения, можно прочесть любое слово, а исключения из правил практически отсутствуют. Однако орфография довольно сложна и требует немалого времени для изучения, поэтому мы остановимся лишь на некоторых ее моментах.

Ударение силовое, как в русском, фиксировано на предпоследнем слоге, исключения немногочисленны. Однако ударение менее сильное, поэтому безударные слоги подвергаются меньшей редукции, чем в русском языке. Характерный признак польского акцента как, впрочем, и многих других: говоря по-русски, поляки отчетливо произносят безударные гласные. В отличие от близких языков, чешского и словацкого, польский подобно русскому игнорирует долготу произносимого гласного, то есть эта фонетическая характеристика не является смысло-различительной.

Гласных звуков побольше, чем в русском, так как сохранились носовые гласные [о(н)] и [э(н)] (как во французском). Их соответственно обозначают буквы а и е с диакритическими знаками, похожими на лапки: ą и ę.

К сожалению, произношение этих гласных не всегда одинаково — оно определяется тем, какая согласная за ними следует. Возможны четыре варианта произношения, так что с наскоку чтение этих букв не освоишь. Польская фонетика вообще довольно сложна, поэтому и орфографию нам удастся пока освоить только в общих чертах.

По какому-то историческому недоразумению в русской практической транскрипции польских слов rz передается независимо от его положения в слове как рж (есть, кстати, такой звук и соответствующая ему буква в чешском языке). Так, в русской транскрипции появляются труднопроизносимые фамилии вроде Пржевальский. По-польски фамилия знаменитого исследователя Центральной Азии произносится легко: Przewalski [пшева́льски].

Согласные в польском могут быть мягкими и твердыми. Мягкость обозначается двумя способами: либо буквой i, следующей за согласным, либо акутом над ним. Исключение касается звуков, обозначаемых буквой l. Без диакритического знака — это обычное европейское l, то есть средний между русскими звуками [л] и [ль], даже если после него идет i. А вот с диакритическим знаком Łł — это очень твердое [л], которое в современном польском языке имеет тенденцию к превращению в гласный звук, подобный английскому [w] или белорусскому [ў]. Так произносят твердое [л] люди, имеющие соответствующий дефект речи: уошадь вместо лошадь. Кстати Łł — редкий в графике случай, когда диакритический знак расположен не под и не над основной буквой, а внедряется в ее середину.

Однажды около продуктового магазина на Лиговском проспекте один "подозрительный гражданин" начал нагло клянчить денежку. "Дай 10 рублей", -сказал он. Видимо, ему на что-то не хватало. Я молча прошла мимо, услышав в след фразу: "Ну, тебе жалко что ли?". Я решила ускорить шаг, вспомнив, чем славилась Лиговка еще с XVIII века.

Краткая история Лиговского проспекта

До начала XVIII века на месте Лиговского проспекта проходил участок старинного Новгородского тракта, соединяющий поселения на берегу Невы с Великим Новгородом. Лиговский проспект, протянувшийся от улицы Некрасова до Московских ворот, с прилегающим вдоль него районом, в просторечье называли Лиговкой. По траектории дороги к 1721 г. прорыли канал длинной 23 км, начинавшийся от речки Лиги, которая вытекала из Дудергофских озер.

Лиговский канал заканчивался на месте нынешнего Некрасовского сада бассейном. Последний служил для поступления воды к фонтанам Летнего сада. Затем вода от этого бассейна поступала в водовозную башню, находившейся на берегу реки Фонтанки. От башни по фонтанным трубам вода шла к Летнему саду. В 1777 году произошло наводнение, разрушившее эти фонтаны. Их восстанавливать не стали, а канал начал приходить в запустение. Он стал местом свалки нечистот и спуска сточных вод промышленных предприятий, превратившись в источник зловонья.

Начиная с 1891 года, его постепенно стали засыпать. В 1892 году на месте канала разбили бульвар. Полностью засыпка Лиговского канала до Московского проспекта завершилась к 1926 г. Современное название-Лиговский проспект дали в 1956 году. До этого улица называлась Московской, набережной Лиговского канала, Лиговской. С 1952 по 1956 гг. именовалась Сталинградским проспектом.

Дурная слава Лиговки: "лиговская шпана" и "гопники"

Одна Лиговка чего стоила с её жаргоном, ее героями. Лиговка-обиталище гоп-компаний. (цитата из книги "Ленинградский каталог" Д. Гранин)

Дурная слава прилипла к этому району ещё с XVIII-XIX вв., когда здесь располагались дворы извозчиков и ямщиков, находилось множество питейных заведений, кабаков, домов терпимости и ночлежек. В то время эта местность считалась неблагоустроенной окраиной города. После отмены крепостного права, Петербург и другие крупные промышленные города стали центром притяжения населения из деревень. Вот, что пишет Лев Лурье в своей книге "Петербург Достоевского" о крестьянах, которые жили в то время на Лиговке:

Русская поговорка "Пьян, как извозчик" вполне правдива. Калужские и рязанские крестьяне, жившие в страшных берлогах, работавшие часов по 12-16 в день, находили отдохновение в извозчичьих трактирах, расположенных на Лиговке. В любое время суток под селяночку тут земляки пили очищенную: днем из графинчика, ночью из чайника.

Многие из них потертые бедностью и безысходностью возвращались обратно домой. Но жизнь тех, кто продолжал нищенствовать в столице выплескивалась на городские улицы в виде воровства и мошенничества. На экскурсии нам ещё рассказывали, что в конце XIX века в нынешней гостинице "Октябрьская" было " Городское общество призрения" , и существует версия, что тогда появилась аббревиатура "ГОП". В это место привозили петроградских беспризорников, где их брали под опеку и старались перевоспитать.

Эти разбойники доставляли много хлопот и проблем городским властям. Порядочные горожане сторонились этого района, а особенно в темное время суток. В 20-х годах XX века это общество стали называть Городское (Государственное) общежитие пролетариата . Кроме малолетних хулиганов туда планировали заселять рабочих, приехавших на заработки в город. Жителей общежития стали назвать "гопниками".

Польская музыка, слайд №1
Польская музыка, слайд №2
Польская музыка, слайд №3
Польская музыка, слайд №4
Польская музыка, слайд №5
Польская музыка, слайд №6

 Польская музыка

Слайд 1

 Польская музыкальная культура Польская музыкальная культура- одна из древнейших славянских культур. Наиболее ранние сведения о существовании первой музыки содержатся в путевых записках арабских купцов, торговавших на польских землях в 7 веке. Для неё типична тесная связь песни и танца; напевы представляют собой танцевальные мелодии.

Слайд 2

Польская музыкальная культура Польская музыкальная культура- одна из древнейших славянских культур. Наиболее ранние сведения о существовании первой музыки содержатся в путевых записках арабских купцов, торговавших на польских землях в 7 веке. Для неё типична тесная связь песни и танца; напевы представляют собой танцевальные мелодии.

 Польский народный танец Польский народный танец — танцевальное искусство польского народа. Польский народный танец возник в крестьянской среде. Уже намного позже горожане также начали сочинять танцы. Первоначально танцы были связаны с обрядами, традициями, семейными и общественными праздниками, началом и окончанием полевых работ и календарными играми. Поэтому польские народные танцы массовые, яркие и зрелищные. Некоторые танцы одновременно могло бы танцевать более 100 человек. Чаще всего польский народный танец парный и массовый. В польских танцах много сложных движений и поз, линии обычно чёткие, плавные и последовательные. Польские народные танцы имеют своеобразную пластику. Они лиричные, легкие, и в то же время — ритмичные и темпераментные. Польский танец обрел популярность в странах Европы. Хотя бальный и сценический варианты танца немного отличаются от народного, тем не менее они сохранили основные народные черты.

Слайд 3

Польский народный танец Польский народный танец — танцевальное искусство польского народа. Польский народный танец возник в крестьянской среде. Уже намного позже горожане также начали сочинять танцы. Первоначально танцы были связаны с обрядами, традициями, семейными и общественными праздниками, началом и окончанием полевых работ и календарными играми. Поэтому польские народные танцы массовые, яркие и зрелищные. Некоторые танцы одновременно могло бы танцевать более 100 человек. Чаще всего польский народный танец парный и массовый. В польских танцах много сложных движений и поз, линии обычно чёткие, плавные и последовательные. Польские народные танцы имеют своеобразную пластику. Они лиричные, легкие, и в то же время — ритмичные и темпераментные. Польский танец обрел популярность в странах Европы. Хотя бальный и сценический варианты танца немного отличаются от народного, тем не менее они сохранили основные народные черты.

 Классическая музыка Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма. Ее основоположником был Фридерик Шопен (1810 - 1849), произведения которого соединяли романтические мотивы с польским фольклором. В этом же направлении пошел Станислав Монюшко (1819 - 1852) - автор национальных опер и цикла песен, с успехом исполняемых сегодня в театрах и концертных залах, а также в рамках Монюшковского фестиваля в местности Кудова-Здруй. Влияние творчества Шопена чувствуется также в польской школе фортепьянной игры. Великие пианисты-виртуозы - Юзеф Хоффман, Рубинштейн, Игнацы Ян Падеревский играли Шопена с особым чувством.

Слайд 4

Классическая музыка Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма. Ее основоположником был Фридерик Шопен (1810 - 1849), произведения которого соединяли романтические мотивы с польским фольклором. В этом же направлении пошел Станислав Монюшко (1819 - 1852) - автор национальных опер и цикла песен, с успехом исполняемых сегодня в театрах и концертных залах, а также в рамках Монюшковского фестиваля в местности Кудова-Здруй. Влияние творчества Шопена чувствуется также в польской школе фортепьянной игры. Великие пианисты-виртуозы - Юзеф Хоффман, Рубинштейн, Игнацы Ян Падеревский играли Шопена с особым чувством.

 Музыкальные инструменты Некоторые старинные народные инструменты, сохранившиеся в современных польских деревнях, - колотушки, свистульки и свирели, скрипки, генсле, мазанки, марины, волынки, деревянные трещотки, большой и малый бубны, на которых исполняются обрядовые мелодии, колокольчики и пастушьи свирели.. Инструментальная музыка получила широкое распространение в народном быту.

Слайд 5

Музыкальные инструменты Некоторые старинные народные инструменты, сохранившиеся в современных польских деревнях, - колотушки, свистульки и свирели, скрипки, генсле, мазанки, марины, волынки, деревянные трещотки, большой и малый бубны, на которых исполняются обрядовые мелодии, колокольчики и пастушьи свирели.. Инструментальная музыка получила широкое распространение в народном быту.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Лиговский проспект очень большой. Я постараюсь показать только наиболее интересные здания и вообще немного рассказать о проспекте. Но в этой записи я смогу охватить только половину запланированного отрезка проспекта. Только до Свечного переулка(

IMG_2040.JPG

Вот начало Лиговского. Начинается проспект от улицы Некрасова. Здание из красного кирпича в готическом стиле - дом №№ 2-4 - бывшая женская евангелическая больница. Она была построена в 1860 году на средства благотворителей и на них же содержалась. Сегодня в этом здании НИИ фтизиопульмонологии.

Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал. В такой архитектуре
есть что-то безнадежное. А впрочем,
концертный зал на тыщу с лишним мест
не так уж безнадежен: это — храм,
и храм искусства. Кто же виноват,
что мастерство вокальное дает
сбор больший, чем знамена веры?
Жаль только, что теперь издалека
мы будем видеть не нормальный купол,
а безобразно плоскую черту.

IMG_2046.JPG

Сказать, что это здание красиво, конечно, нельзя. Оно просто уродливо. Особенно, учитывая, что оно стоит в центре такого города. Так и стоит.

Вообще, надо сказать, что о Лиговском проспекте написаны книги и я при всем моем желании рассказать как можно больше - только смогу показать немного зданий и дать представление о проспекте и возможность вспомнить его тем, кто давно его видел. Его история очень насыщена и интересна.
В XVIII веке между Фонтанкой и Лиговкой по роду своих занятий селились дворцовые служители. Об этом говорят названия переулков - Кузнечный, Свечной.


Перспектива Свечного переулка. Фотография 1995 года.

На этом мы закончим сегодняшнюю прогулку. Но вскоре, я надеюсь, ее продолжим:)

Читайте также: