Марсель дюшан биография доклад

Обновлено: 16.05.2024

Марсе́ль Дюша́н (фр. Marcel Duchamp , 28 июля 1887, Бленвиль-Кревон — 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен) — французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство, и др.

Содержание

Детство

Марсель Дюшан родился 27 июля 1887 году в небольшом поселке Бланвиль-Кревон, располагавшемся в 20 км от Руана. Отец его был нотариусом.

В семье было семеро детей, один из которых умер вскоре после рождения. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875—1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876—1916) (старшие братья), а также его сестра-погодка Сюзанна Дюшан-Кротти (1889—1963).

Любовью и интересом к искусству в семье были обязаны дедушке по материнской линии — Эмилю Николя, бывшему художником и гравером. Весь дом был наполнен его работами. Отец семейства дал детям свободу в вопросе выбора профессии, не настаивая на продолжении своего дела. Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с 10 до 17 лет. Он не был выдающимся учеником, но он хорошо успевал по математике, несколько раз выиграв математические школьные конкурсы. В 1903 году он также выиграл конкурс художественных работ.

В возрасте 14 лет он начинает серьёзно увлекаться рисованием. От этого времени сохранились его портреты сестры Сюзанны. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки) относятся к 1902. В 1904 он приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии Жюлиана, бросил занятия. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. В 1909 его работы попадают на Осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер.

Кубизм

Творчество и признание



Интересные факты

Дюшан хорошо играл в шахматы и имел звание гроссмейстера. Выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах [1] .

Марсель Дюшан (Marcel Duchamp; родился 28 июля 1887 г. — умер 2 октября 1968 г.) был мастером авангардного искусства, известным своими эпатажными арт-работами. Творчество Марселя Дюшана бросало вызов устоявшимся традициям и не раз обсуждалось в скандальной хронике по обе стороны океана. В начале пути он писал картины в стиле постимпрессионизма, отдал должное кубизму и фовизму, но затем оставил живопись и увлекся созданием инсталляций, где смешивал техники и использовал материалы различной фактуры. Революционные идеи художника оказали огромное влияние на развитие концептуального искусства XX века.

Марсель Дюшан. Фотопортрет художника, 1934

Биография Марселя Дюшана

Марсель Дюшан стал третьим ребенком в семье обеспеченного парижского нотариуса, он родился 28 июля 1887 года в загородном поместье Дюшанов в небольшой нормандской деревушке Бленвиль. Родители одобряли увлечение детей искусством, музыкой и игрой в шахматы. Марселю и его братьям склонность к рисованию передалась по наследству — дед с материнской стороны был известным в свое время художником-графиком.

Марсель Дюшан к пятнадцати годам овладел техникой и писал хорошие работы в манере импрессионистов. После завершения обучения в средней школе в 1904 году юный художник решил продолжить образование и отправился в Париж, куда ранее уже уехали его старшие братья. В столице Марсель сразу погрузился в мир богемы и не уделял достаточно времени подготовке к экзаменам. В результате его не приняли в Школу изящных искусств, и вместо учебы Дюшан на год отправился в армию.

После демобилизации юноша арендовал дом в Нейи, где оборудовал себе мастерскую. В этот период он работал как иллюстратор в нескольких французских журналах, а в 1907 году впервые выставил свои карикатуры в Салоне художников-сатириков. В последующие три года живописец метался между фовизмом и кубизмом, пробовал себя в классике. В 1908 году он при посредничестве брата смог пробиться на выставку парижского Салона, где его работы восторженно оценила просвещенная публика.

Самые известные картины Марселя Дюшана

Картины и инсталляции Марселя Дюшана занимают почетное место в коллекциях музеев мира. Мастер стал родоначальником позднего авангарда, постмодернизма и поп-арта, он стремился создать свой собственный художественный язык, где не было ничего от опыта предшественников. Дюшан ставил своей целью донести до зрителя свой взгляд на мир, а его работы до сих пор вызывают горячий эмоциональный отклик у ценителей авангарда.

Известные работы Дюшана:

Марсель Дюшан. Картина L.H.O.O.Q ,1919

Дюшан создавал свои произведения из самых неожиданных материалов и обычных предметов быта. Комбинируя различные техники, он добивался удивительной глубины художественных образов. Эксцентричные произведения с восторгом принимала публика, а авангардисты считали мастера своим неформальным лидером. Несмотря на относительно небольшое творческое наследие, Дюшан считается одной из самых значительных фигур в искусстве двадцатого столетия.

Онлайн-аукционы портала Very Important Lot — это хорошая возможность пополнить коллекцию шедеврами прошлых веков. На сайте художников всегда можно купить картины, скульптуры и арт-объекты мастеров современного искусства.

Анри-Робер-Марсель Дюшан ( / d u ˈ ʃ ɑː / ; [1] Французский: [maʁsɛl dyʃɑ̃] ; 28 июля 1887 г. - 2 октября 1968 г.) Французско-американский художник, скульптор, шахматист и писатель, чье творчество связано с Кубизм, Дадаизм, и концептуальное искусство. [2] [3] [4] Он был осторожен в использовании термина Дадаизм [5] и не был напрямую связан с группами Дада. Дюшана обычно считают вместе с Пабло Пикассо и Анри Матисс, как один из трех художников, которые помогли определить революционные разработки в пластические искусства в первые десятилетия 20-го века, отвечая за значительные события в живописи и скульптуре. [6] [7] [8] [9] Дюшан оказал огромное влияние на искусство двадцатого и двадцать первого веков, и он оказал огромное влияние на развитие концептуального искусства. Ко времени Первая Мировая Война он отверг работы многих своих коллег-художников (таких как Анри Матисс) как "сетчатка"искусство, предназначенное только для того, чтобы радовать глаз. Вместо этого Дюшан хотел использовать искусство, чтобы служить разум. [10]

Содержание

ранняя жизнь и образование


Три брата Дюшана, слева направо: Марсель Дюшан, Жак Вийон, и Раймон Дюшан-Вийон в саду мастерской Жака Вийона в Пюто, Франция, 1914 г., (Смитсоновский институт коллекции)

Марсель Дюшан родился в Blainville-Crevon в Нормандии, Франция, Эжену Дюшану и Люси Дюшан (урожденная Николь) и выросла в семье, которая любила культурные мероприятия. Искусство художника и гравера Эмиля Фредерика Николя, его деда по материнской линии, наполняло дом, и семья любила играть в шахматы, читать книги, рисовать и сочинять музыку вместе.

Из семи детей Юджина и Люси Дюшан один умер в младенчестве, а четверо стали успешными художниками. Марсель Дюшан был братом:

    (1875–1963), художник, гравер (1876–1918), скульптор (1889–1963), художник.

В детстве со своими двумя старшими братьями уже были вдали от дома в школе в г. РуанДюшан был ближе к своей сестре Сюзанне, которая охотно участвовала в играх и играх, вызванных его богатым воображением. В восемь лет Дюшан пошел по стопам своих братьев, когда он ушел из дома и начал учиться в Lycée Pierre-Corneilleв Руане. Двое других учеников его класса также стали известными художниками и постоянными друзьями: Роберт Антуан Пинчон и Пьер Дюмон. [11] В течение следующих восьми лет он был заперт в образовательном режиме, ориентированном на интеллектуальное развитие. Хотя он не был выдающимся учеником, его лучшим предметом была математика, и он получил две премии по математике в школе. Он также выиграл приз за рисунок в 1903 году, а в начале своей карьеры в 1904 году он получил желанный первый приз, подтвердив его недавнее решение стать художником.

Ранняя работа

Ранние произведения Дюшана совпадают с Постимпрессионист стили. Он экспериментировал с классическими техниками и предметами. Когда его позже спросили о том, что на него повлияло в то время, Дюшан процитировал работы Художник-символист Одилон Редон, чей подход к искусству был не антиакадемическим, а тихо индивидуальным.


Марсель Дюшан, Обнаженная (этюд), Грустный молодой человек в поезде (Nu [esquisse], jeune homme triste dans un train), 1911–12, картон, масло на мазоните, 100 x 73 см (39 3/8 x 28 3/4 дюйма), Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция. Эта картина была идентифицирована художником как автопортрет. Основная задача Дюшана в этой картине - изображение двух движений; поезд, в котором курит молодой человек, и сам качающаяся фигура. [12]

Он изучал искусство в Академия Жюлиана [13] [14] с 1904 по 1905 год, но предпочитал играть в бильярд посещению занятий. В это время Дюшан рисовал и продавал карикатуры, отражавшие его грубый юмор. На многих рисунках используются словесные каламбуры (иногда на нескольких языках), визуальные каламбуры, или оба. Такая игра слов и символов занимала его воображение на всю оставшуюся жизнь.

В 1905 году он начал срочную военную службу в 39-м пехотном полку, [15] работаю на типографию в Руане. Там он узнал типография и процессы печати - навыки, которые он использует в своей дальнейшей работе.

В 1911 году в доме Жака в г. Пюто, братья организовали регулярную дискуссионную группу с Кубист художники, включая Пикабиа, Роберт Делоне, Фернан Леже, Роджер де ла Френэ, Альберт Глейзес, Жан Метцингер, Хуан Грис, и Александр Архипенко. Участвовали также поэты и писатели. Группа стала известна как Группа Пюто, или Section d'Or. Не интересовавшийся серьезностью кубистов или их сосредоточенностью на визуальных вопросах, Дюшан не участвовал в обсуждениях теории кубизма и приобрел репутацию застенчивого человека. Однако в том же году он рисовал в кубистском стиле и добавил впечатление движения, используя повторяющиеся образы.

В этот период проявилось увлечение Дюшана переходами, изменениями, движением и расстоянием, и, как и многих художников того времени, он был заинтригован концепцией изображения четвертое измерение в искусстве. [19] Его картина Грустный молодой человек в поезде воплощает это беспокойство:

Сначала это представление о движении поезда, а затем о грустном молодом человеке, который находится в коридоре и ходит; таким образом, есть два параллельных движения, соответствующих друг другу. Затем есть искажение молодого человека - я назвал это элементарный параллелизм. Это было формальное разложение; то есть линейные элементы, следующие друг за другом как параллели и искажающие объект. Предмет полностью вытянут, как будто упругий. Линии следуют друг за другом параллельно, слегка изменяясь, формируя движение или форму рассматриваемого молодого человека. Я также использовал эту процедуру в Обнаженная спускается по лестнице. [20]

В его 1911 г. Портрет шахматистов (Portrait de joueurs d'échecs) есть кубистские перекрывающиеся рамки и множественные перспективы двух его братьев, играющих в шахматы, но к этому Дюшан добавил элементы, передающие невидимую мыслительную деятельность игроков.


Обнаженная спускающаяся по лестнице, № 2

Первой работой Дюшана, вызвавшей серьезные споры, было Обнаженная спускающаяся по лестнице, № 2 (Ню потомок un escalier n ° 2) (1912). Картина изображает механистическое движение обнаженной натуры с наложенными гранями, как в кино. Он показывает элементы как фрагментации и синтеза кубистов, так и движения и динамизма Футуристы.

Он впервые представил произведение для показа на кубистском Салон независимых, но Альберт Глейзес (по словам Дюшана в интервью Пьеру Кабанну, стр.31) [22] попросили братьев Дюшана, чтобы он добровольно забрал картину, или закрасил название, которое он нарисовал на работе, и переименовал его в другое имя. Братья Дюшана обратились к нему с просьбой Глейза, но Дюшан тихо отказался. Однако в Салоне Независимых не было жюри, и Глез не мог отклонить картину. [22] По словам историка искусства Питера Брука, споры заключались не в том, следует ли повесить работу или нет, а в том, следует ли ее повесить с группой кубистов. [22]

Об этом инциденте Дюшан позже вспоминал: «Я ничего не сказал своим братьям. Но я сразу же пошел на выставку и отвез свою картину домой на такси. Уверяю вас, это был действительно поворотный момент в моей жизни. Я видел, что я после этого не будет очень заинтересован в группах ". [23] Тем не менее Дюшан действительно появлялся на иллюстрациях к Du "Cubisme", он участвовал в La Maison Cubiste (Дом кубистов), организованный дизайнером Андре Маре для Осенний салон 1912 года (через несколько месяцев после Независимых); он подписал Section d'Or по приглашению и участвовал в выставке Section d'Or осенью 1912 года. Создается впечатление, пишет Брук, что «именно потому, что он хотел остаться в группе, он забрал картину; и это, далекий от жестокого обращения. группой ему было предоставлено довольно привилегированное положение, вероятно, благодаря покровительству Пикабиа ". [22]

Картина впервые выставлялась на Галереи Далмау, Exposició d'Art Cubista, Барселона, 1912 год; первая выставка кубизма в Испании [24] Позже Дюшан представил картину в 1913 году "Оружейная Шоу"в Нью-Йорке. Помимо показа работ американских художников, эта выставка была первой крупной выставкой современных тенденций, исходящих из Парижа, охватывающих экспериментальные стили европейского авангард, включая фовизм, кубизм и Футуризм. Американские зрители, привыкшие к реалистическому искусству, были возмущены, и Ню был в центре многих споров.

Оставив "искусство сетчатки" позади

Находясь в Мюнхене в 1912 году, он написал последнюю из своих кубистских картин. Он начал Невесту обнажили даже ее холостяки изображение и начал строить планы на Большой стакан - записывает себе короткие заметки, иногда в спешке. Пройдет больше десяти лет, прежде чем эта работа будет завершена. О двухмесячном пребывании в Мюнхене известно немногое, за исключением того, что друг, которого он посетил, намеревался показать ему достопримечательности и ночную жизнь, и что на него повлияли работы немецкого художника шестнадцатого века. Лукас Кранах Старший в знаменитом Мюнхене Старая пинакотека, известный своими картинами старых мастеров. Дюшан вспомнил, что он совершал небольшую прогулку, чтобы посещать этот музей ежедневно. Ученые Дюшана давно распознали в Кранахе приглушенную охру и коричневую цветовую гамму, которую позже использовал Дюшан. [26]

В том же году Дюшан также посетил представление сценической адаптации Раймонд Руссельроман 1910 года, Impressions d'Afrique, в котором были задействованы сюжеты, которые включались сами по себе, игра слов, сюрреалистические декорации и гуманоидные машины. Он считал, что драма радикально изменила его подход к искусству и вдохновила его начать создание своего Невесту обнажили ее холостяки, даже, также известный как Большой стакан. Работа над Большой стакан продолжился в 1913 году, когда он изобрел репертуар форм. Он делал заметки, зарисовки и рисовал этюды и даже рисовал некоторые из своих идей на стене своей квартиры.

Дюшан написал несколько полотен после 1912 года, и на тех, которые он написал, он попытался удалить "живописно"эффекты, и вместо этого использовать подход технического рисования.


После начала Первой мировой войны в августе 1914 года, когда его братья и многие друзья находились на военной службе, а он сам освобожден (из-за шума в сердце), [31] [32] Дюшан чувствовал себя неуютно в Париже. Тем временем, Обнаженная, спускающаяся по лестнице № 2 возмутил американцев на Оружейная Шоу, и помог обеспечить продажу всех четырех его картин на выставке. Таким образом, имея возможность финансировать поездку, Дюшан решил эмигрировать в Соединенные Штаты в 1915 году. К своему удивлению, он обнаружил, что стал знаменитостью, когда приехал в Нью-Йорк в 1915 году, где быстро подружился с меценатом. Кэтрин Драйер и художник Ман Рэй. В круг Дюшана входили меценаты Луиза и Вальтер Конрад Аренсберг, актриса и художник Беатрис Вуд и Фрэнсис Пикабиа, а также другие авангард цифры. Хотя он мало говорил по-английски, он быстро выучил язык, зарабатывая на себе уроками французского и работая в библиотеке. Дюшан стал частью колонии художников в Риджфилд, Нью-Джерси, через река Гудзон из Нью-Йорка. [33]

Два года Аренсберги, которые оставались его друзьями и покровителями на 42 года, были хозяевами его мастерской. Вместо арендной платы они договорились, что его оплата будет Большой стакан. Художественная галерея предлагала Дюшану 10 000 долларов в год в обмен на всю его ежегодную продукцию, но он отклонил предложение, предпочтя продолжить работу над ним. Большой стакан.

Société Anonyme

Дюшан создал Société Anonyme в 1920 году вместе с Кэтрин Драйер и Ман Рэем. Это было началом его пожизненного участия в торговле произведениями искусства и коллекционировании. Группа собирала произведения современного искусства, устраивала выставки современного искусства и лекции на протяжении 1930-х годов.

К этому времени Уолтер Пах, один из координаторов Оружейной выставки 1913 года, обратился к Дюшану за советом по вопросам современного искусства. Начиная с Société Anonyme, Драйер также зависела от совета Дюшана при сборе своей коллекции, как и Аренсберг. Потом Пегги Гуггенхайм, музей современного искусства директора Альфред Барр и Джеймс Джонсон Суини консультировались с Дюшаном по поводу их коллекций и выставок современного искусства.

Дадаизм


Дадаизм или дадаизм был движение искусства европейского авангарда начала ХХ века. Это началось в Цюрих, Швейцария, в 1916 году и распространилась на Берлин вскоре после этого. [34] Процитировать Дона Бадд Язык художественных знаний,

Движение в основном включало изобразительное искусство, литературу, поэзию, художественные манифесты, теория искусства, театр и графический дизайн, и сосредоточил свои антивоенный политики через отказ от господствующих стандартов в искусстве через анти-искусство культурные работы. Дада был не только антивоенным, но и антивоенным.буржуазный и имел политические связи с левыми радикалами.

Деятельность Дада включала публичные собрания, демонстрации и издание художественных / литературных журналов; Страстное освещение искусства, политики и культуры часто обсуждалось в различных СМИ. Ключевые фигуры механизма, помимо Дюшана, включали: Хьюго Болл, Эмми Хеннингс, Ханс Арп, Рауль Хаусманн, Ханна Хёх, Йоханнес Баадер, Тристан Цара, Фрэнсис Пикабиа, Ричард Хюльзенбек, Георг Гросс, Джон Хартфилд, Беатрис Вуд, Курт Швиттерс, и Ганс Рихтер, среди прочего. Это движение повлияло на более поздние стили, такие как авангард и музыка в центре города движения и группы, в том числе сюрреализм, Модернистский реализм, поп-арт, и Fluxus.

Дадаизм - это фундамент абстрактного искусства и саунд-поэзии, отправная точка для перформанса, прелюдия к постмодернизм, влияние на поп-арт, празднование антиискусства, которое позже будет использовано для анархо-политических целей в 1960-х годах, и движение, заложившее основы сюрреализма. [36]

Наиболее ярким примером ассоциации Дюшана с Дада было его представление Фонтан, писсуар, к Общество независимых художников выставка в 1917 году. Работы на выставках независимых художников не отбирались жюри, и все представленные работы были выставлены. Однако выставочный комитет настоял на том, чтобы Фонтан не было искусством, и отклонил его из шоу. Это вызвало бурю негодования среди дадаистов и вынудило Дюшана уйти из правления независимых художников. [38] : 181–186

Вместе с Анри-Пьер Роше и Беатрис Вуд, Дюшан издали в Нью-Йорке журнал Дада под названием Слепой, который включал искусство, литературу, юмор и комментарии.

Вернувшись в Париж после Первой мировой войны, Дюшан не участвовал в группе Дада.

Readymades

Моя идея заключалась в том, чтобы выбрать объект, который не привлекал бы меня ни своей красотой, ни своим уродством. Видишь ли, я с безразличием смотрю на это. [39]

Марсель Дюшан был удивительно многогранной личностью — много лет он профессионально играл в шахматы и при этом сумел прославиться еще и как художник-авангардист. Сегодня его считают одним из самых влиятельных и оригинальных новаторов в искусстве двадцатого века.

Содержание статьи

Дюшан Марсель: биография, карьера, личная жизнь

  • Дюшан Марсель: биография, карьера, личная жизнь
  • Пруст Марсель: биография, карьера, личная жизнь
  • Марсель Марсо: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Раннее творчество

В ранний период творчества Дюшан явно находился под влиянием таких мастеров, как Поль Сезанн и Анри Матисс. Он создавал смелые по цветовым решениям картины, но все же не выходил за рамки традиционных течений.

Реди-мейды Дюшана

Подобными произведениями Дюшан бросал вызов не только традиционным форматам искусства, но и вообще искусству как таковому. С другой стороны, он давал возможность взглянуть на привычные, утилитарные вещи под совершенно неожиданным углом.

В 1919 году Дюшан создал произведение под названием L.H.O.O.Q. Строго говоря, он просто взял репродукцию Моны Лизы и пририсовал девушке аккуратные усы и бородку. В дальнейшем художник сделал еще 38 версий L.H.O.O.Q. в разных размерах и стилистиках.

В двадцатые годы Марсель Дюшан нередко участвовал в публичных акциях дадаистов и сюрреалистов, печатался в их журналах и альманахах.

Жизнь художника после 1926 года

В 1927 году Дюшан, которому тогда было около сорока, женился в первый раз — на 24-летней Лидии Сазарен-Левассор (Дюшана познакомили с ней друзья). Впрочем, пробыли вместе они недолго — всего полгода. Проблема была в том, что Марсель уделял супруге очень мало внимания, предпочитая проводить часы досуга за шахматной доской или в своей студии.

В 1954 году Марсель Дюшан женился на Алексине Саттлер, с которой познакомился в США. Алексина, в отличие от первой жены художника, хорошо разбиралась в искусстве и разделяла увлечение мужа шахматами. В конечном счете Марсель и Алексина прожили вместе около четырнадцати лет.

Умер авангардист Дюшан во Франции в коммуне Нейи-сюр-Сен 1 октября 1968 года.

Обнаженная. Дюшан.

Мало кто из художников может похвастаться тем, что изменили ход истории в той мере, в которой это сделал Марсель Дюшан. Изучив основы футуризма и кубизма, влияние которых ощущается уже на ранних картинах, он возглавил американское модернистское движение Дада, вместе со своими друзьями. По сей день идеи, которые ставили под сомнение понятие о том, что есть искусство, отражаются в живописи.

Творчество

Портрет отца. Дюшан.

Дюшан имел две стратегические цели:

  1. Разрушить правило установки статуса произведения искусство;
  2. Продемонстрировать и развеять миф о том, что художники обладают экстраординарными способностями.

Велосипедное колесо. Дюшан.

Биография

Дюшан родился в Нормандии. Четверо его старших братьев были известными художниками и скульпторами. В академии Жюльен Марсель проводит 1904–1905 годы. К 1911 году художник формирует свой стиль, знакомится с кубизмом, футуризмом и другими направлениями.

В основном Дюшан жил в Нью-Йорке (1915–1923, 1942–1968). Около восемнадцати лет провел в Париже. Марсель был значимой фигурой в мире искусства, испытывал интерес к экспериментальному кино, организовывал различные выставки.

Мужчина у окна. Дюшан.

Остаток жизни художник провел играя в шахматы, участвуя в различных турнирах. Француз при рождении, Дюшан берет гражданство Америки в 1955. В 1968 году Марсель уходит из жизни.

Читайте также: