Доклад родной язык как основа этнокультурного содержания образования

Обновлено: 01.06.2024

В рамках ФГОС очень важно развитие этнокультуроведческой компетенции, в соответствии с которой происходит усвоение этнических норм, ценностей. Национальные отношения в многонациональном государстве являются сложной темой, поэтому для укрепления исторической преемственности поколений, восприятия национальных традиций очень важно вовремя сформировать кругозор обучающихся, знакомить с элементами этнической культуры. Исследование преподавания русского языка в 5-х классах, особенностей этнокультурного образования опирается на общие теоретические вопросы изучения образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения.

Этнические ценности – обычаи, менталитет, мифология, культура, черты национального характера – передаются из поколения в поколение. Черты национального характера ярче всего проявляются в форме народных пословиц, поговорок, сказок, песен, загадок, суеверий. При этом не стоит забывать, что мы живем в многонациональном государстве. Основа и сущность любой культуры – это диалог. Диалог культур помогает познать как собственную культуру, так и культуру других народов. Поэтому в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций обучающихся на уроках русского языка важно соединение языка и культуры.

В условиях ФГОС большое значение приобретает деятельностная модель урока, которая содержит структурно-содержательные этапы. В качестве модели урока русского языка, в том числе с использованием этнокультурного компонента, можем применять такую:

1) мотивационно-мобилизующий этап (вовлечение обучающихся в совместную учебную деятельность);

2) исследовательский этап (понимание и решение учебной задачи путем исследования языкового материала);

3) этап контроля и самоконтроля;

4) этап рефлексии

Отметим, что материалы и задания с этнокультурной направленностью можно вводить на любом этапе урока. Особенностью этнокультурных текстов является присутствие элементов национальной культуры, характерных для того или иного народа. Это могут быть тексты о природе, культуре, людях, праздниках, кухне или сказки, пословицы, загадки разных народов. Важно, чтобы уроки русского языка не только побуждали к изучению предмета, но и учили понимать себя и свои национальные, региональные особенности, принимать мир во всем его многообразии .

Санкт-Петербург – многонациональный город с момента основания. Познавая культуру разных народов, проживающих в нашем городе, мы познаем Санкт-Петербург как часть страны и, в свою очередь, познаем Россию как часть мирового сообщества. При этом нельзя не упомянуть краеведческий компонент в рамках этнокультурного: речь жителей Санкт-Петербурга имеет свои особенности, хотя сейчас границы между Санкт-Петербургом и Москвой стираются.

Чем известно село Бологое?

Не такие, казалось бы, дебри.

Только место совсем не простое -

Здесь бордюр переходит в поребрик.

Здесь парадное рядом с подъездом,

Виадук сразу за эстакадой,

Шаурму и шаверму совместно

Продают возле парка за садом.

Дама в синем бадлоне читает

На скамейке рассевшимся сказки.

А напротив на лавке мечтает

Женщина в голубой водолазке.

Здесь граница всегда пролегала

Между Санкт-Петербургом с Москвою.

И немало чудес повидало

t1585579260aa.jpg

Пословицы отражают менталитет народа, самобытность культуры, и на уроках русского языка могут использоваться как одно из самых эффективных способов формирования этнокультурного самосознания у учеников. Многие пословицы имеют сходные по смыслу пословицы в других культурах.

Пример задания :

Перед вами два столбца. В первом расположены русские пословицы и выражения, во втором – пословицы и афоризмы других народов.


Найдите для каждой русской поговорки из левого столбца близкую по смыслу пословицу из правого столбца, перепишите их попарно и объясните значение.

Ласковое слово и кость ломит

Одна птица в руке стоит двух в кустах (английская)

Яблоко от яблони недалеко падает

Не следует хвалить день до вечера (немецкая)

После дождичка в четверг

Птицы одного оперения собираются вместе (английская)

Красна птица перьем, а человек ученьем

Доброе слово железные ворота открывает (грузинская)

Цыплят по осени считают

Только опыт создает настоящего мастера (индийская)

Всяк кулик свое болото хвалит

Когда моя старая шляпа придет к священнику на исповедь (венгерская)

Рыбак рыбака видит издалека

Слова улетают, написанное остается (латинская)

Терпение и труд все перетрут

Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят (монгольская)

Лучше синица в руке, чем журавль в небе

Каждому свой край сладок (азербайджанская)

Что написано пером, того не вырубишь топором

Каков отец, таков и сын (французская)

Пример задания:

Найдите лишнее* слово. Объясните правописание слов:

Кар…вай, матн…каш, л…ваш, сбит…нь, т…ртилья ( ответы: каравай, матнакаш, лаваш, сбитень, тортилья; лишнее слово - сбитень );

П…льмени, к…лдуны, х…нкали, м…нты, мам…лыга ( ответы: пельмени, колдуны, хинкали, манты, мамалыга; лишнее слово - мамалыга );

В…трушка, х…рчо, л…гман, …крошка, с…лянка ( ответы: ватрушка, харчо, лагман, окрошка, солянка; лишнее слово - ватрушка ).

* Учителю заранее необходимо провести ознакомительную работу

Использование подобных текстов позволит познакомить обучающихся с национальными особенностями, будет способствовать пополнению словарного запаса, формированию орфографической зоркости.

Таким образом, включение материалов с этнокультурной направленностью способствует становлению языковой личности школьника, уважительно относящейся к другим культурам, и повышению эффективности образовательного процесса в целом.

Гвоздинская Л.Г. Русский язык и литература: основы предметного преподавания

Курошина Л.Н.. Проектирование и анализ уроков русского языка и литературы в условиях ФГОС. – Ульяновск, 2014

В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью приобщения новых поколений к исторической памяти народа и сохранение её в наших потомках. Самобытность любого народа начинается с его языка.

Родной язык является связующим звеном, помогающим представителям любого народа сохранить свою самоидентификацию и культуру. Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит, или многочисленной нации, или малочисленному народу — это настоящая драгоценность, и мы должны ее беречь. Именно поэтому обойти стороной такую проблему, как сохранение и развитие родного языка невозможно. В наш стремительный век изобилия информации и гаджетов, недостатка живого общения многие из них, особенно дети и молодежь, сегодня практически не знают родного языка, затрудняются назвать выдающихся представителей своего народа, рассказать о его культурных достижениях и начинают забывать свой родной язык, в связи с этим постепенно забываются и национальная культура, традиции, обычаи. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте усваивается разговорный язык, дошкольник воспринимает окружающую его действительность, восхищается своим народом, гордится своей малой Родиной.

Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основным направлением работы МБДОУ Детского сада №291 является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре. Поэтому вовлечение детей уже с дошкольного возраста к участию в массовых этнографических, краеведческих, культурно-просветительских мероприятиях дает положительный результат при приобщении к родному языку и родной культуре.

На сегодняшний день в ДОУ функционирует 6 групп с изучением татарского языка, количество детей в татарских группах составляет190 воспитанника.

Из них Русские- 32, Башкиры -17, Татары 116, из смешанных семей 22, другие национальности3воспитанника.

Кадровое обеспечение ДОУ составляет 27 педагогов

Работают в группах с изучением татарского языка: 12 воспитателей

Высшее образование: 63%

Аттестованы на высшую категорию:48%

Соответствие занимаемой должности: 26%

Воспитание и изучение родного языка ведут педагоги,прошедшие обучение на курсах повышения квалификации для воспитателей национальных групп.

Воспитатели успешно используют в своей работе, ИКТ технологии, онлайн-встречи на платформе ZOOM, Музейная педагогика, театрализованная деятельность, электронно- образовательные ресурсы.

Разработаны цикл дидактических, развивающих игр, планы ООД, конспекты, проекты, разработки мероприятий с педагогами, детьми, родителями,

Проводятся презентации по представлению опыта работы на районном методическом объедении,

Процесс воспитания построен на научных основах и творческом подходе педагогов по привитию у детей любви к своему народу, его культуре, к родной земле, семье. Важной составляющей частью изучения татарского языка является обогащение ПРС. Во всех группах ДОУ имеются уголки татарской культуры, оформленные в современном стиле, в соответствии возрасту детей и требованиями к содержанию национальных уголков.

Изучение родного языка подразумевает ознакомление с родной культурой, праздниками и обычаями, сказками, детскими играми и фольклором.

В этом нам помогает взаимодействие с Центром детского чтения Национальная библиотека имени Ахмет-Заки Валиди где, проводятся совместные телемосты с соседними регионами, праздники, развлечения, выступления перед участниками боевых действий, дни посвященные юбилею писателей.

Детский сад тесно сотрудничает с Уфимским государственным татарским театром Нур. В детском саду проводятся национальные праздники, развлечения с участием артистов театра.

Хорошие результаты изучения языка появляются лишь тогда, когда объединяются усилия педагогов и родителей.

Опыт показывает, что результаты изучения второму (татарскому) языку в детстве зависят от степени заинтересованности родителей в овладении детьми вторым языком. Информационные стенды для родителей в группах, в холле детского сада оформлены на двух языках, где представлена актуальная информация.

Активно ведется информационная работа на страницах месенджеров: сайте, ВК, инстограмме. Родители воспитанников заинтересованы в изучении родного татарского языка. Принимают активное участие в жизни детского сада. Фото фольклириада

Плодотворная ежедневная работа приносит свои результаты.

Работа по сохранению этнокультуры, изучению родного татарского языка в нашем детском саду ведётся уже много лет. Очень приятно, когда родители приходят оформлять своего второго, третьего, четвёртого, пятого ребёнка и говорят, что им очень нравится именно соблюдение культуры и традиций татарского народа. Очень хочется верить, что выпустившись из нашего детского сада родители продолжат работу в данном направлении.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Аннотация. Рассматривая эту проблему, автор пришел к выводу, что нужно больше уделять внимания на изучение этнокультуры.

Выделение этой компетенции в лингводидактике произошло сравнительно недавно. Хотя нельзя не отметить того, что еще Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский и др. в XIXстолетии говорили о неразрывной связи обучения родному языку с усвоением культуры русского народа.

в методике преподавания осуществить принцип воспитывающего обучения черезприоритетную цель воспитания интереса и любви к родному языку посредством разнообразных методических приемов, в том числе языковую ретроспективу как обращение к фактам, явлениям, тенденциям языка путем лингвокультурологического комментария;обогащенное содержание языкового материала как отражение сложной структурнологической системы развитого русского языка путем систематизации, осуществляемой на основе теории обособленных понятий;целенаправленное создание условий для творческих работ и активной коммуникации учащихся, для дискуссионного обсуждения ими вопросов родного языка, для учебноисследовательского решения отдельных языковых проблем с опорой на фоновые теоретические знания и природное языковое чутье учащихся. Это поможет самопознанию и самовыражению школьников и формированию национального сознания.Таким образом, под этнокультуроведческим образованием учащихся мы будем понимать овладение ими основами народной культуры (содержание основных составляющих этнокультуры: традиций, обычаев, устного народного творчества, символов и др.), умение анализировать тексты, содержащие этнокультуроведческие сведения, усвоение россиеведчески ценностной лексики.Этнокультуроведческое образование находит свое воплощение в постановке и решении следующей задачи: ознакомление школьников с культурой России, истоками этой культуры и ее достижениями, воспитание у школьников чувства национальной гордости посредством изучения русского языка, так как язык –это хранитель знаний о культуре народа. Слова русского языка –живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт, они отражают традиции, обычаи народа, развитие его искусства, словесности, народнопоэтического творчества. Язык –основа национальной памяти и ключ к пониманию духовного мира.Список литературы1.Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка [Текст]: сборник статей /Ф.И. Буслаев М.: Просвещение, 1992. 342с.2.Баринова, Е.А. Основы методики развития связной речи [Текст]: учебное пособие /Е.А. Баринова

М., 1971.638 с.3.Быстрова, Е. А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник [Текст] /Е.А. Быстрова //Русская словесность,1996. №4. С. 3943. 4.

Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках [Текст] /Е.А. Быстрова//Русская словесность,2003, № 1. –С. 3541.5.Волков, Г. Н. Тебя, как первую любовь. [Текст] /Г.Н. Волков. –М., 1993.134с.6.

Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: уч. пособие /Г.Н. Волков. М., 1999. –187с.7.Шанский, Н. М., Иванов, В.В., Шанская, Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка [Текст]:словарь /Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская; под общ. ред. Н.М. Шанского. –М.: Просвещение, 1999. –367с.8.Шанский, Н. М. Концепция образования по русскому (родному) языку в 12летней школе[Текст]/Н.М. Шанский //Русский язык в школе.2000. 2.С. 2732.9.Яковлева, Т. В. Этнокультуроведческий подход к обучению русскому языку в начальной школе [Текст] /Т.В. Яковлева, В.В. Демичева //Начальная школа. –2006. №11. –С. 3841. 10. Яковлева, Т.В. Этнокультуроведческий текст как средство формирования национального самосознания школьников [Текст] /Т.В. Яковлева, Н. ВАлександрова // Преподавание русской словесности в вузе и школе: традиции и новаторство: Материалы региональной научнопрактической конференции. Липецк, 2004. –С. 101105.11.

Ялалов, Ф.Г. Национальнорегиональный компонент образования:этнометодологический подход [Текст] /Ф.Г. Ялалов //Начальная школа.2001. № 2. –С.9395.


Учебно-методическое пособие дает представление об основных аспектах формирования и развития этнокультурного образования в России, затрагивает актуальные проблемы в сфере методик преподавания народной художественной культуры. Раскрывает основной понятийный аппарат.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Раздел 1. Теория и история этнокультурного образования в России

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и методика этнокультурного образования. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Раздел 1. Теория и история этнокультурного образования в России

Тема 1. Сущность, задачи и функции этнокультурного образования

Этнокультурное образование представляет собой процесс усвоения знаний и навыков в области народной художественной культуры. Это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры [17].

Основными задачами этнокультурного образования являются:

— формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира, через умение воспринимать памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте;

— развитие личностных качеств учащихся средствами этнокультурного образования как фактора интеллектуального роста детей и молодежи, одного из средств развития творческих способностей, потребностей в самопознании и саморазвитии, способности к самоактуализации;

— развитие у учащихся культурно-исторической памяти, особых качеств мышления в процессе системного, комплексного освоения народного искусства;

— развитие особых качеств эстетического сознания на основе раскрытия взаимодействия национального искусства с разными областями профессионального искусства;

— привлечение ресурсов этнокультурного образования для профилактики и коррекции девиантного поведения у современных детей и подростков, их социализации и оздоровления посредство современных методик сказкотрапии и фольклорной терапии средствами народной культуры и искусства;

— подготовка кадров к профессиональной деятельности в сфере этнокультурного образования.

Необходимой предпосылкой становления системы этнокультурного образования является этнокультурное образовательное пространство в регионе. Этнокультурное образовательное пространство — это культурная среда для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей, проживающих на территории региона. Структурно оно состоит из двух органически взаимосвязанных частей: институциональная (школы, колледжи, вузы и т.д.) и неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу соседей и друзей). В этнокультурном образовании выделяются три последовательных логически связанных процесса: пропедевтика, обучение и погружение в практику.

На стадии пропедевтики осуществляется первое приближение к решению проблемы этнической идентификации. Этнокультурное пространство в данном случае — это семейная микросреда. Именно в семье происходит первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обычаями. Ребенок перенимает те чувства и отношение к своей культуре, которые присутствуют в этой среде.

Основная часть этнокультурного образования — институциональное образование. Главная задача которого — обучение. Реализуется этнокультурное образование в детских садах, школах, средне специальных и высших учебных заведениях. Обязательным условием здесь служит изучение родного и государственного языков. Содержательная сторона этнокультурного пространства в этой части создается тем, какие предметы изучаются и каким образом. Этнокультурное образовательное пространство наиболее эффективно создается в школах. В местах компактного проживания этнических групп создаются, наряду с основным типом школ, национальные школы с преподаванием предметов на родном языке.

В средних специальных и высших учебных заведениях этнокультурное образовательное пространство создается не только языком обучения, но и предметным содержанием курсов.

Внеинституциональное обучение и погружение в практику занимают особое место в системе этнокультурного образования. Именно они позволяют эффективно осуществить задачу, которая представляется как наиболее важная — приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивидов. Этнокультурное образовательное пространство здесь создают учреждения и центры дополнительного образования, национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, Дворцах культуры, в учебных заведениях. Кроме того, этнокультурное образовательное пространство интенсивно формируется средствами массовых коммуникаций, в теле-радиопередачах, публикациях в газетах и журналах. Важными его компонентами являются также учебники, специализированные журналы, учебные фильмы и научно-популярные передачи.

Эффективность этнокультурного образования в значительной мере зависит от того, насколько последовательно будут учитываться особенности характера, воспитания, поведения, быта представителей разных этносов. В существующих концепциях этнокультурного образования аккумулируется знание о таких особенностях, как: раскованность американцев, точность и аккуратность немцев, доверчивость и неспешность скандинавов, сентиментальность и переменчивость итальянцев, сдержанность и недосказанность чувств англичан, усидчивость евреев, возбудимость, впечатлительность, экспрессивность, противоречивость, избыток темперамента французов, скрытность и повышенное чувство общинности японцев и пр.

В воспитании и обучении следует учитывать, что в ходе исторического развития в диверсифицированном и изменчивом социальном, национально-культурном окружении происходит мутация этнокультурных групп. Их язык, культура, генетический фонд неизбежно трансформируются. Подобный процесс по большей части благотворно сказывается на исторической судьбе этносов. Так, немалую долю успехов и величия русского народа можно отнести на счет способностей впитывать этническое и культурное многообразие. На территории России проживают более 130 этносов, каждый из которых развивается, сохраняет и транслирует свою культуру.

Отталкиваясь от целей и задач государственных документов, можно заключить, что в более узком смысле, этнокультурное образование — это процесс и результат подготовки обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством, обеспечивающие осознание личностью необходимости национальной самоидентификации через освоение специальных знаний, умений и навыков в определенной области искусства и сохранение национальных особенностей художественной культуры. Отсюда, задачи развития этнокультурного образования в целостном педагогическом процессе должны решаться с учетом особенностей истории мировой и национальной художественной культуры, а также культуры данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического художественного наследия. Перед образовательными учреждениями поставлены следующие задачи этнокультурной направленности:

— развитие национальной культуры;

— воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

— развитие культуры межэтнических отношений.

Национальная культура народов России обладает особыми и своеобразными возможностями в формировании у подрастающего поколения положительного эмоционально-ценностного отношения к миру, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, готовности беречь и развивать народные художественные ремесла, традиции, обычаи.

В таком широком контексте традиционная народная художественная культура предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными сферами жизни общества, а этнокультурное образование — как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.

Список рекомендуемой литературы:

2.Губа, Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности: дис.…канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Губа. — Курск, 2007. — 168 с.

Читайте также: