Доклад развитие речи младших школьников

Обновлено: 17.05.2024

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приобретенные средства для достижения этого - культура речи и культура общения.

Общеизвестно, что овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.

Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первое условие – потребность детей высказываться, второе – о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды.

Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.

В методической литературе всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающие об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на различных уроках является эффективнейшим приёмом закрепления знаний учащихся, развития коммуникабельности каждого ребенка.

Наиболее оптимальными были определены такие модели уроков по развитию речи и коммуникабельности, как творческое списывание, творческий диктант; творческое изложение; творческое сочинение; урок с опорой на презентацию, словари, справочники, энциклопедии, хрестоматии; творческие проектные и исследовательские уроки и аналогичные виды работ во внеурочной деятельности.

Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

Творческое списывание, прежде всего, должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.

Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить списывание, хорошо отрабатывается правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть чётко сформулировано и разъяснено учащимся.

Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание проводится на уроках закрепления орфографического правила. Работа проводится так: учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Можно предварительно не работать над текстом, а предложить учащимся выполнить эту работу самостоятельно. Проверка обучающего творческого списывания проводится в классе после выполнения работы.

Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы – изложению. Если в данном диктанте учащиеся запоминают 2 – 3 предложения и тут же их записывают, то при изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической последовательности.

Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.

Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование.

Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место. Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни.

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.

1. Пришла зима. 2. Выпал снег. 3. Ударил мороз.

1. И вот пришла настоящая снежная, холодная зима, с метелями, вьюгами и обильными снегопадами, которая принесла много радости, игр и развлечений ребятишкам во дворе, а также удивила маленького рыжего котёнка, никогда не видевшего этого чуда природы.

2. Выпал белый, пушистый, сверкающий на солнце, снег, который запорошил крыши домов, тропинки в сосновом лесу, укрыл тёплым одеялом вспаханные поля и задремавшие до весны сады.

3. Ночью ударил сильный трескучий мороз и сковал тихую речку ледяным прочным мостом, чтобы она, гордая красавица, спала до самой, такой ещё далёкой весны.

Дети с ограниченными творческими возможностями используют этот материал для написания сочинения, не испытывая при этом неуверенности в своих силах. При этом учителю предоставляется возможность использовать личные качества каждого обучаемого, его творческую направленность, его уникальность. Для других детей это отличный пример для подражания. Мне иногда достаточно чуть-чуть подредактировть творчество детей, и получаются интересные по содержанию и по качеству работы.

Цель занятий студии – дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную речь. В ходе обучения дети учатся овладеть монологической и диалогической речью.

Задача курса: совершенствовать культуру речи и развивать устную речь, вовлекая в инсценирование сказок, воспитать чувство прекрасного, чувство коллективизма, дружбы, ответственности, формировать ум, воображения и речь младшего школьника.

Как показала практика, учащиеся увлеченно осваивают учебный материал, когда применяется коммуникативный подход. Это активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности, формируется умение работать с различного вида информацией.

- теме текста, основной мысли текста, заголовку текста;

- делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;

- видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;

- построению текста (начало, основная часть, заключение).

Тексты, помещённые в пособии, могут быть использованы для проведения различных видов изложений:

подробные (развёрнутые, близкие к тексту) или краткие (сжатые);

письменные или устные;

обучающие или контрольные;

полные, выборочные или с дополнительным заданием и другие.

При проведении анализа текстов-образцов у ребёнка развивается языковое чутьё, внимание к правильному употреблению слов, словосочетаний и фразеологизмов.

В заключение обращаю внимание на то, что упражнения должны использоваться избирательно, в соответствии с подготовкой каждого ученика и всего класса.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Данный доклад был подготовлен для участия в учительской конференции.

Развитие речи ребенка один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием — это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

ВложениеРазмер
doklad_na_uchitelskuyu_konferentsiyu.docx 32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на учительскую конференцию.

Тема: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием — это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе.

1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов. Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.

Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной стоят задачи:

1) расширить детский словарь;

2) пассивный словарь сделать активным;

3) обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

Звуковой разбор проводится по следующему плану:

1) Произнеси и послушай слово. До начала вычленения звуков из убедиться в слова, учитель должен том, что школьник произносит слово правильно.

3) Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. Демонстрация того, как искажается слово, если хоть один из звуков назван неверно, - важный прием, которым должен пользоваться учитель, чтобы помочь детям увидеть, точнее, услышать свою ошибку.

4) Обозначь выделенный звук условным значком. Со временем очень полезно сочетать условные небуквенные значки с транскрипцией.

5) Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова:

- наблюдение над артикуляцией звуков

- предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука

- выполнение действия по образцу

- на вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются звуком.

- рассмотрите рисунки, найдите одинаковый звук в словах

- твёрдый - мягкий (используются сигнальные карточки) (камень - вата)

- полсловечка за вами (бал…кон, во…рон)

- узнайте звук. Вставайте, если услышите звук (в, в’). Разложите по полкам вещи: на первую, если услышите звук в начале, на вторую, если в середине, на третью, если в конце.

- отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра

- где звук? Определите позицию.

- перевёртыши: кот-ток, сорт-трос

- добавление звуков в начале, середине, конце слова: тол-стол, рот-крот, дар-удар, сова-слова, рот-рота

- исправление ошибок в составленных фонетических моделях: правильно ли составлена схема слова

- подбор слов к звуковым моделям)

- постоянная демонстрация образца анализа звучащего слова:

- прием трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?)

Безошибочное и быстрое определение ударения - основа становления орфографической зоркости. Объяснение ударения начинается с Двухсложных слов, в

которых слоги повторяются (мама, папа).

Ударный слог определяется как громкий и более длительный.

Для отработки умения обнаруживать ударный слог используются приёмы:

- проверь себя (перебирая по очереди слоги, ученик ставит ударение)

- переставь ударение в слове («Попробуем произнести с ударением на 1-м слоге. Так

- собери слова из ударных слогов (комар+заяц-коза)

- переставь слоги в слове, но сохрани ударение, говоря при этом сначала медленно, затем всё быстрее (кино - ки-но-но-ки-но-кинокинокиноки - кино)

а) ученики внимательно слушают слово, произнесенное учителем, а в ответ говорят только ударный слог, как эхо (роль эха могут выполнять отдельные ученики, группа);

- расставить ударение в работе

- поднять карточку с цифрой 1, если ударение падает на первый слог и с цифрой 2, если ударение падает на второй слог

а) записать букву, которая всегда стоит под ударением

б) выписать из словаря пять слов с ударением на первом слоге и пять слов с ударением на втором слоге

в) подчеркнуть слова, которые различаются только ударением. Объяснить значение этих слов:

Я варю уху. Маша похвалила Варю.

Дежурная мыла пол. Потом принесла кусок мыла.

Мы уже выучили урок. Тропинка уже дороги.

- назвать в предложении все ударные гласные:

Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.

- соотнести слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то показать это светофором зеленого цвета:

Машина, автобус, трамвай, метро, троллейбус, грузовик, самосвал.

- выписать слова, имеющие три слога и поставить ударение:

Пила, топор, молоток, шило, отвертка, гвоздь, рубанок.

Таким образом, учёт особенностей у отсталых младших школьников и применение на уроках письма и развития речи специальных методов и приёмов позволяют более продуктивно проводить коррекционную работу по устранению и предупреждению нарушений письма.

Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.

Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе пословицы и поговорки. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. К сожалению, чаще всего дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Поэтому чаще всего на последующих занятиях дети не могут вспомнить уже изученные пословицы и поговорки. Можно вписать этот материал в организацию работы по развитию речи и речевого творчества.

Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные. Поэтому использование их в работе способствует развитию речи, обогащению ее нравственного содержания.

Игровые упражнения по подбору рифм, о которых говорилось выше, помогут детям сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки:

- предмет не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или

- называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других;

- в некоторых загадках можно использовать рифму.

Для сочинения загадок детям нужно рассказать о типах загадок: описание, иносказание, вопрос. Это запоминается легко, т.к. выделяя существенные признаки загадки, эти приемы обсуждались с детьми.

Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и методика скороговорения. Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.

Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе, а также развивать речь можно в домашних условиях.

Предлагаю следующие формы работы со скороговоркой.

- проговаривание в разном темпе с разными интонациями (радостно, грустно, восторженно, взволнованно, удивлённо, озабоченно, разочарованно. )

- проговаривание, сопровождаемое определёнными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями. )

- импровизационное инсценирование скороговорок

- создание скороговорных приветствий

Скороговорки с продолжением. Если кто-то из вас придумает начало скороговорки, то дописать её можно предложить всем остальным. Когда этот процесс будет завершён, все, кто принимал участие в создании скороговорки, зачитывают то, что у них получилось. Например, такие скороговорные комплекты, каждый из которых может быть дополнен вами.

Проще простого простаку Прохору

- просыпать просо просто так,

- пройти по проволоке,

- провести праздничный приём,

- приобрести прибор для причёсывания .

- шлёпнул Шурика шёлковым шарфом,

- смешивал вермишель с шоколадом,

- навешивал вермишель на уши щенку,

- швырял шишки в шкаф.

Весёлые свистуны Свистунов и Свистулькин

- свистнули свежие сосиски,

- свернули свадебную суету,

- сваляли свистуна на свидании.

2. Словесное рисование.

Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе такие:

- умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;

- умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;

- умение устного словесного описания предмета.

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.

3. Математическая речь.

Изучение математического языка, знакомство с его компонентами неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.

Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они применятся и в обучении могут математике. Данный вид работы предполагает преимущественно использование естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций . Сочинения могут служить раскрытию связи между математическим и естественным языками. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки.

Данные формы работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, математической речи, на формирование положительных эмоций в обучении математики.

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов. Возможно, мое выступление помогло вспомнить некоторые из них.

1. Артюхова И. Устойчивость внимания // Нач. шк. (приложение). - 2002.- №8.

2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных - М.: Просвещение, 1995, с.85-87.

3. Варова Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки // Вестник. - 2003.- №11.

4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - Интернет.

5. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова - М.: Просвещение, 1966.

6. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова - М.: Издательство Академии педагогических наук,

Рекомендации для учителя начальных классов с целью поддержки

детей, имеющих логопедические нарушения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн.

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка".

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка".


Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор.

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеклассных занятиях

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – зало.

Методы и приёмы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе
Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе

Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Проблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Школьная программа также предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придаётся особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Цель обучения не только в том, чтобы ученик знал как можно больше, а, прежде всего в том, чтобы он, используя эти знания, умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.

Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. К сожалению, приходиться отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Устранить эти расхождения и тем самым значительно повысить уровень речевой культуры детей возможно только в том случае, если на каждом году обучения будет систематически проводиться работа по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей.

Игровые формы работы для 1 класса

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

2. Составление рассказа по сюжетной картинке (создание различных ситуаций общения )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи – важная задача обучению языку. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Развитие речи младших школьников

1. Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

2. Мотивация речи. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождается определёнными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют “жёсткие задания”, которые дисциплинируют мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то, и другое. Чтобы дети говорили хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика” умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.

3.Требования к речи. Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок “понимает в окружающем больше, чем может передать словами”. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается мало понятным. Сам учение обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям ; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

4. Понятие о тексте. Как показывают специальные исследования и педагогическая практика, дети должны знать, что такое текст, иметь понятие о его признаках. Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо сформировать коммуникативные умения:

умение раскрывать тему высказывания;

умение раскрывать основную мысль высказывания;

умение собирать материал к высказыванию;

умение систематизировать собранный материал;

умение совершенствовать написанное (для письменной речи);

умение строить высказывания в определённой композиционной форме;

умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

Формирование умения собирать материал к высказыванию связано с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника дающего материал к этому высказыванию. Анализируя содержание текста или картины, рассматривая объекты природы, учение обогащается конкретными представлениями об окружающей действительности, впечатлениями, фактами, которые помогут ему полнее раскрыть тему. Особенно трудно в обучении связной речи научить ребёнка тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел. В рассказе выделяют:

5.Ошибки в письменной речи учащихся. Успешное формирование у учащихся умений и навыков по развитию связной речи, возможно лишь в том случае, когда в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении текстов – как устных, так и письменных. Сопоставление ученического текста с образцом облегчает учителю работу по анализу и выработке критериев оценки связного письменного текста.

Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявить полно достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивает объективность оценки.

Характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.

Приятная для слуха

речь - своего рода музыка.

Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его

интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде

отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребёнка, будет зависеть его успех в изучении предметов общеобразовательной школы.

Ребёнка надо учить языку – тем общим нормам, которые установил народ в процессе своей жизни, истории. Усваивая эти нормы, у ребёнка

Такая речь с успехом копируется детьми и повсюду, в том числе в стенах школы, пользуются ею, не задумываясь, зачем, что и как они говорят. Проблема развития речи, в том числе и устной, на современном этапе полностью возложена на школу, характеризуется усилением внимания к ученикам, особенно к тем, которые не посещали детский сад.

Необходимо знать, что на начальной ступени обучения устная речь детей сильнее и богаче их письменной, и в процессе обучения она играет основную роль. Устная речь является начальным и конечным моментом процесса усвоения обучающимися новых знаний: сначала учитель объясняет в устной форме новые факты и явления, а затем обучающиеся выражают в устной форме свои знания об этих фактах и явлениях. Следовательно,

развитие устной речи младших школьников – очень важная сторона работы по языку, т. к. на этой основе развивается умение излагать свои мысли в письменной форме. Учителю необходимо работать над развитием диалогической речи – формированием культуры речевого общения. Диалогическая речь имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Придя в школу, продолжается формирование культуры его речевого общения и формирование монологической речи. Данная задача для учителя – сложная, особенно в отношении детей из асоциальных семей, где наблюдается отсутствие культурной языковой среды.

Итак, как же должно идти обучение, в каком направлении должно идти

устное развитие речи ребёнка на сегодняшний день в условиях модернизации воспитательно-образовательного процесса? Развитие устной речи младших школьников сегодня – это формирование и становление языковой личности, которая вооружена терминами, усвоила нормы языка и имеет способность везде общаться. Это стало целью моей педагогической деятельности в работе по развитию устной речи детей.

Моя работа строится в трёх направлениях:

  1. обучаю нормам языка, воспитываю культуру речи;
  2. обогащаю словарный запас;
  3. обучаю умениям устной речевой деятельности:
  • умение ориентироваться в ситуации общения: кому, зачем и что буду говорить;
  • умение последовательно излагать свои мысли: как буду говорить;
  • умение говорить строго на тему;
  • умение контролировать свою речью;
  • умение вносить коррективы в свою речь.

Требования к уровню развития речи младших школьников.

Работая над развитием речи детей, я следую тому, что устная речь детей должна удовлетворять известным требованиям. Во-первых, устная речь должна быть содержательной. Нельзя допускать, чтобы дети болтали,

хорошо не зная того предмета, явления или события, о котором они говорят. За словами, которые дети употребляют в речи, должны стоять конкретные предметы, явления. Самыми отрицательными признаками устной речи являются: 1) бессодержательность, пустота мысли; 2) вербализм, т. е. употребления слов, предметного значения которых говорящий не знает.

Во-вторых, устная речь должна отличаться логичностью, которая

проявляется в последовательном изложении мыслей. Последовательно изложить мысли – это прежде всего связно изложить по плану. Последовательно расположены и связно соединены должны быть отдельные предложения между собой. Важно, чтобы в устных ответах обучающихся не было пропусков существенно важных фактов, повторений, противоречий.

В-третьих, устная речь должна быть ясной, т. е. такой, чтобы она могла

быть понята одинаково всеми и без особых затруднений. Ясность зависит от

В-четвёртых, устная речь должна быть точной, т. е. по возможности

правдиво изображать окружающую ребёнка действительность, верно

передавать факты, умело выбирая для этой цели наилучшие языковые

средства – слова и предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

В-пятых, устная речь должна быть экспрессивной. Речь человека не

громкость, темп - экспрессивность речи. Я к этим сторонам речи

ребёнка отношусь с пристальным вниманием, т. к. речь его может

быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмо, вяло, тихо. По тому, как ребёнок говорит, как у него

экспрессивная функция речи развита, могу судить о речевой среде, формирующей его речь. При этом нельзя забывать об удивительной подражательности детей. Специальные исследования взаимодействия первой

и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности показали:

первая сигнальная система опережает по времени реагирования вторую. Это значит, что психологически ребёнок обострённее реагирует на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание слова. Это значит, если учитель говорит, чётко произнося слова, если интонации интеллигентны (глубоки, многообразны), если у него хороший темп речи, то дети, несомненно, подражая, усвоят особенности речевой экспрессии учителя. Позднее над этим свойством будет доминировать рассудочность, и учитель в старших классах будет лишён возможности непосредственного образного воздействия.

В-шестых, выразительность устной речи является одним из важных условий её правильного восприятия адресатом. Особенно широко используются в устной речи такие средства выразительности, как повышение и понижение голоса, логические ударения, паузы, мимика, жесты.

Выразительность устной речи делает её могущественным средством убеждения и побуждения. Поэтому, начиная с начальных классов, я стараюсь учить детей говорить выразительно. В то же время, учу детей быть экономнее в жестах, не увлекаться ими, т. к. жест должен сдержанно

дополнять устную информацию, привлекая к ней внимание. Если можно обойтись без жестов – не жестикулировать.

Данные требования тесно связаны между собой и в школьной системе выступают в комплексе. С первого класса постепенно я знакомлю обучающихся с этими требованиями.

Читайте также: