Доклад на тему сестринский уход при болезнях нервной системы новорожденных

Обновлено: 05.07.2024

Перинатальные заболевания новорожденных вызываются действием различных патологическими факторов в предродовом периоде, во время родов и впервые дни жизни ребенка.

1. Болезни матери в последнем триместре беременности;

2. Акушерская патология;

3. Травмы в родах.

1. Асфиксия новорожденных – кислородная недостаточность (40% перинатальной смертности).

Наблюдается длительное полубессознательное состояние: ребенок лежит со страдальческим выражение лица, с закрытыми глазами, стонет и не реагирует на раздражители.

Неврологическая симптоматика:

ЧМН – кровоизлияние в сетчатую оболочку глаз, косоглазие, анизокория, птоз, нистагм, ассиметрия лица и бульбарные нарушения;

Судорожный синдром – наблюдается у 45% детей родившихся в асфиксии;

Гидроцефальный синдром – характеризуется увеличением размеров головы, родничков и расхождением черепных швов;

Вегетативно-висцеральные нарушения проявляются расстройством терморегуляции, сна, ЖКТ, лабильностью ССС и дыхания;

Патология врожденных безусловные рефлексы После рождения у ребенка должны присутствовать следующие рефлексы:

сосательный – ребенок делает сосательные движения губами при помещении перед лицом предмета;

поисковый – ребенок поворачивает голову в строну раздражения;

хоботковый – ребенок вытягивание губ в хоботок при ударе по губам;

ладонно-подбородочный – при надавливании на ладонь ребенок открывает рот, сгибает голову, плечи и предплечья;

защитный – положенный на живот ребенок освобождает рот для дыхания;

ползания – ребенок начинает полсти, если надавить на подошвы;

хватательный – ребенок захватывает все, что попадает на ладонь;

опоры и автоматической походки – поддерживаемы ребенок стоит на полной стопе, а при наклоне вперед делает шажок:

Для детей с тяжелым поражением мозга характерны тонические рефлексы:

шейный симметричный (сгибание рук и разгибание ног при опускание головы);

шейный ассиметричный (при повороте головы в сторону разгибание руки и ноги, к которым повернута голова и сгибание- противоположных).

Для уточнения диагноза применяют дополнительные метода диагностики (ЭЭГ, томография и т.д.).

2. Внутричерепная родовая травма.

К внутричерепным родовым травмам относится кровоизлияние в вещество мозга, его оболочки вызывающее изменение работы нервной системы. Травма чаще является результатом повреждения тканей при различной акушерской патологии и неправильной техники проведения родоразрешающих операций.

Клиника травмы проявляется общемозговыми симптомами (вялость, рвота, адинамия, гиперстезия, мышечные гипо- и гипертонии, судороги и т.д.) и очаговыми симптомами (птоз, анизокория, нистагм, косоглазие и т.д.)

3. Травмы спинного мозга

Чаще наблюдаются при ягодичном и ножном предлежании, когда приходится проводить сильную тракцию плода, которая может привести к растяжению или разрыву спинного мозга, его оболочек или к отрыву корешков.

В тяжелых случаях развивается клиника спинального шока – адинамия, выраженная мышечная гипотония, разгибательное поражение конечностей и затрудненное дыхание.

Лечение: Проводят комплексные реанимационные мероприятия, включающие оксигенотерапию, кровоостанавливающие средства, дегидратационную терапию и т.д.

1. Андреева Т. Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала // Управление персоналом. - 2006. - № 4. - С. 30 - 32.

2. Салалыкина Е.В., Лынова Е.Н. Современные коммуникационные процессы в организации деятельности медицинского персонала // Сборник материалов 1 международной ( X Всероссийской) научно- методической конференции РИЦ Баш ГУ - 2014-С.75-77.

3. Салалыкина Е.В., Лынова Е.Н. Профессиональное выгорание - как причина ухудшения взаимодействия персонала в коллективе // Сборник материалов 1 между-народной ( X Всероссийской) научно- мето-дической конференции РИЦ Баш ГУ - 2014-С.160-162.

Основными принципами эффективной работы медицинского персонала в детских учреждениях такого типа считаются направленность на улучшение работы; тщательная подготовка; всестороннее непредвзятое обсуждение итогов работы, деловых и личных качеств человека, их соответствия должности. Эффективность системы оценки определяется несколькими факторами. [2]

Наиболее часто работа среднего медицинского персонала требует эмоционального участия в выполнении профессиональных обязанностей, где актуальным вопросом остается роль медицинской сестры в организации помощи детям с поражением ЦНС и нарушением психики. Эффективность системы оценки определяется несколькими факторами. Наиболее часто работа подчиненного оценивается его непосредственным вышестоящим начальником. Поэтому он должен обладать способностью точно оценивать работу, не основывая свою оценку на личном отношении к подчиненному. [3]

Учитывая контингент больных детей с широким спектром заболеваний, имеющих в большей степени первую степень дефицита самоухода, весьма важным исследовательским компонентом было определить нагрузку и степень подготовки медицинских сестер к проведению качественного ухода. Медицинские сестра работали в одинаковом режиме.

Нами проанализированы снятые баллы за дефекты в работе постовых медицинских сестер. Результаты анализа показали, что больше всего дефектов в работе допускали медсестры за нарушение санэпидрежима (15,3%), за нарушение ухода (12,7%), соблюдение режима кормления (13,8%), которые определили основные направления работы по повышению квалификации обслуживающего персонала.

Введение

Перинатальные поражения центральной нервной системы являются самой частой причиной неврологических заболеваний раннего детского возраста и инвалидности с детства. Цель перинатологии — не просто сохранить жизнь ребенку, а сделать ее социальной и полезной для обще- ства, полноценной, приносящей радость семье и самому ребенку.

Для решения этих задач идет постоянный процесс изучения и наращивания практического опыта в деле снижения частоты и тяжести повре- ждающих мозг ребенка перинатальных факторов. В мировой медицине существует 4 направления в этой работе:

1. Повышение качества ведения беременности, контроль за состоянием плода и своевременная коррекция нарушений.

2. Оптимизация ведения родов для уменьшения возможной интранатальной асфиксии как основного фактора неблагоприятного влияния на мозг новорожденного.

4. Восстановительное лечение в постнеонатальном периоде для уменьшения последствий поражения мозга и снижения риска инвалидности.

До выписки из неонатального стационара ребенок получает терапию, направленную на улучшение мозгового кровообращения, устранение метаболических нарушений, вызванных гипоксией/ишемией. Однако в постнеонатальном периоде врач может столкнуться с последствиями пере- несенного состояния. В зависимости от тяжести поражения эти изменения могут быть видны сразу или обнаружиться позднее — это опреде- ляет тактику ведения. В случае отсроченных проявлений, согласно мировым данным, лечение следует проводить при появлении или выявлении признаков неблагополучия. Профилактическое лечение в данной ситуации не несет значимой пользы, но может иметь негативные последствия, поскольку любое лекарственное средство, тем более проникающее в центральную нервную систему, может оказать неожиданное влияние на фор- мирование нервной системы в целом.

Пациенты и методы:

90 детей обоего пола в возрасте 6–12 мес., рожденных недоношенными (гестационный возраст – 32–36 нед.), с задержкой психомоторного раз- вития вследствие перенесенного гипоксически-ишемического поражения ЦНС, имеющие показания к применению ноотропных препаратов и на- ходящиеся на амбулаторном или стационарном лечении.

Рандомизация в 2 группы по 45 пациентов: группа Пантогам ® (стандартная терапия + Пантогам ® ), группа плацебо (стандартная терапия + плацебо).

Обследование в 0-й и 67-й дни по Шкале психомоторного развития Гриффитс (Griffiths Mental Development Scales) для детей от рождения до 2 лет

с оценкой двигательной активности, личностно-социальной сферы, слуха и речи, зрительно-моторной координации, действий с предметами.

Продолжительность терапии – 67 дней, суточная доза препарата Пантогам® сироп – 30–50 мг/кг, разделенная на 2 приема.

Результаты:

• Изменение общего показателя психомоторного развития GQ по Шка- ле Гриффитс в группе Пантогам ® (у 63,6% пациентов) значимо пре- высило аналогичный показатель в группе плацебо (36,4%, p=0,021) (рис. 1).

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни де

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы [1, 2, 3]. Существенные нарушения: вначале постнатальной адаптации, затем снижение возможности усвоения социального опыта и, как следствие, социальная дезадаптация ребенка — возникают у большинства детей с тяжелыми поражениями нервной системы. По данным ведущих неврологов [3], эти поражения обусловливают основную часть причин детской инвалидности. Кроме того, у детей с нетяжелыми формами перинатальной патологии в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование [2]. Поэтому проблемы своевременного лечения и адекватной реабилитации детей с перинатальными поражениями привлекают пристальное внимание врачей различных специальностей: педиатров, неврологов, ортопедов, реабилитологов и др., — а также специалистов по коррекционной педагогике.

Основные методологические принципы реабилитации детей при перинатальной патологии ЦНС, разработанные за последние 10–12 лет [4], могут также лежать в основе терапии этих состояний, задачи которой как в остром периоде, так и в ходе реабилитации, вторичной профилактики отсроченных проявлений заболевания по сути одни и те же. Тем не менее некоторые неврологи понимают под реабилитацией в детском возрасте абилитацию, т. е. создание возможностей для поступательного развития ребенка и коррекцию постепенно выявляющихся отклонений в развитии [3]. С учетом этого общая методология лечения и реабилитации при перинатальном поражении мозга базируется на следующих принципах.

На каждом из этапов оказания помощи больному новорожденному и грудному ребенку существуют свои ведущие задачи. Так, на первом этапе — в родильном зале, палате интенсивной терапии и отделении реанимации новорожденных — в соответствии с приказом МЗ РФ № 372 от 1995 г. прежде всего решаются задачи компенсации системных нарушений жизненно важных функций — дыхания, кровообращения, выделительной функции почек, энергетического баланса и общего метаболизма.

Медикаментозно-инструментальная терапия предполагает на этом этапе в первую очередь коррекцию кислотно-основного состояния, гипер- или гипогликемии, гиповолемии, артериальной гипотензии или гипертензии, сердечного выброса. По показаниям, с учетом данных мониторирования и лабораторных анализов, применяются осмотические и петлевые диуретики, антигеморрагические, противосудорожные средства (препарат первого выбора — фенобарбитал в стандартной дозе до 20 мг/кг массы тела в сутки). Применение на этом этапе антиоксидантов и ноотрофов (церебропротекторов — пирацетам, эссенциале, ГОМК) не всегда обосновано. Особая осторожность необходима при назначении вазоактивных препаратов: так, некоторые специалисты рекомендуют с 4-го дня жизни инстенон [3], тогда как другие говорят о возможных побочных действиях сосудистых средств [5]. Адекватное лечение в раннем неонатальном периоде (при создании максимально щадящих условий для ребенка и температурного комфорта) способствует адаптационным процессам саногенетической направленности и является основой последующей реабилитации.

Фармакопрепараты, используемые в реабилитации как доношенных, так и недоношенных новорожденных, условно могут быть разделены на применяющиеся посиндромно (симптоматические) и средства преимущественно патогенетической коррекции, хотя некоторые препараты обладают и тем и другим воздействием. Рассмотрим их подробнее.

Медикаментозная реабилитация детей с перинатальными поражениями ЦНС — поздний неонатальный период, начало восстановительного периода

Преимущественно посиндромные (симптоматические) средства: противосудорожные: фенобарбитал, ГОМК, дроперидол, реланиум, вальпроаты — при некупируемых другими средствами судорогах и тщательном мониторинге функций печени и кроветворения; дегидратационные: диакарб (со 2–3-й недель жизни, у глубоконедоношенных — позднее), триампур, верошпирон, гомеопатические препараты (гелиборус, апис, магнезия фосфорика), сборы трав — отвары и настои; седативные (сульфат магния, сборы трав — отвары и настои, лечебные ванны, реланиум, радедорм, гомеопатические препараты — валерианахель, нервохель, вибуркол), эфирные масла, ароматерапия (анис, ромашка, лаванда); спазмолитики и прокинетики (при вегетативных нарушениях): но-шпа, церукал, риабал, мотилиум, гомеопатические препараты (нуксвомика, гомакорд, вибуркол, хапель).

Средства патогенетической направленности: нейропротекторы (ноотропы, ноотрофы, ингибиторы нейрального апоптоза) — пирацетам (ИСВ), кортексин, семакс, минисем, церебролизин, пантогам, глиатилин, глицин, аминокислотные композиты, стволовые клетки; вазоактивные препараты (нормализаторы общей и мозговой гемодинамики) назначаются при отсутствии угрозы кровотечений под контролем допплерографии: кавинтон, циннаризин, сермион, димефосфон, кверцетин, гомеопатические препараты (эскулюс композитум, траумель); модуляторы синаптической проводимости: мидокалм, дибазол; aнтиоксиданты и антигипоксанты: танакан, мексидол, токоферол, соевое масло, кудесан, димефосфон, биолан, актовегин; метаболиты и поливитаминные комплексы: глицин, биотредин, лимонтар, эссенциале, элькар, кудесан, корилип, кверцетин, бета-каротин, киндер биовиталь, поливит беби, церебрум композитум, мульти-табс, капли Береш Плюс.

Обеспечить минимизацию лекарственной терапии помогает раннее (начиная с первого этапа) включение в программу комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий. На втором и третьем этапах реабилитации детей с перинатальной патологией эти методики должны быть признаны приоритетными [1]. Несомненно, в обеспечении успешной реабилитации важная роль принадлежит адекватному вскармливанию и оптимальной организации окружающей среды (лечебно-охранительный режим), но в настоящей статье эти вопросы не рассматриваются. Тем не менее некоторые аспекты организации выхаживания тяжелобольных детей (ограничение сенсорной нагрузки в остром периоде поражения мозга, температурный комфорт, ограничение электромагнитных воздействий, выхаживание на колышащихся матрасиках или на шерсти ягнят) могут быть отнесены к методам немедикаментозной реабилитации [1, 5, 6].

Перечислим средства немедикаментозного лечения и реабилитации, весьма условно разделив их на физические и психолого-педагогические, поскольку любое физическое воздействие на маленького ребенка предполагает обязательный психоэмоциональный контакт с ним.

Немедикаментозная реабилитация детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС

Методика музыкотерапии для доношенных и недоношенных новорожденных детей, разработанная в клинике НЦЗД РАМН, включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей [4]. Матери обучаются комплексной мягкой психосенсорной стимуляции ребенка, напевают колыбельные и другие рекомендованные песни, учатся проведению мелоритмического воздействия (движение и тактильная стимуляция в сочетании с пением и чтением стихов) — элементам эвритмической терапии по Р. Штайнеру, который доказал благотворное влияние на организм ребенка ритмических движений под музыку [10].

В настоящей статье не затрагиваются некоторые специальные аспекты реабилитации (коррекция зрительных нарушений при ретинопатии недоношенных, нейросенсорной тугоухости, ортопедической патологии).

Использование широкого спектра немедикаментозных воздействий на втором и третьем этапах реабилитации больных детей позволяет (по данным клиники НЦЗД РАМН) уменьшить дозировки и длительность курсов фармакотерапии (по вазоактивным препаратам — на 15–20% и 3–3,5 дня; по мочегонным (диакарб) — на 20–30% и 2–3 дня; по седативным препаратам — на 30–40% и 4–5 дней). Эффективность комплексной реабилитации оценивалась в клинике по достижении детьми 1,5–2 лет. Функциональная компенсация неврологических и нейросенсорных нарушений имела место почти у всех детей со среднетяжелыми и легкими формами перинатальных поражений мозга и у 80% детей с тяжелыми (по оценке в периоде новорожденности) нарушениями. Кроме того, даже у детей, имевших в конце периода наблюдения инвалидность вследствие сенсорного или моторного дефекта, удавалось добиться некоторого смягчения моторных или сенсорных расстройств и соответственно несколько улучшить качество жизни.


Е. П. Бомбардирова, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор
А. А. Степанов, кандидат медицинских наук
НЦЗД РАМН, Москва

Читайте также: