Доклад психолога на педсовете о работе с детьми группы риска в школе

Обновлено: 18.05.2024

М. С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).

Взаимодействие классного руководителя, учителей, сотрудников службы (центра сопровождения) обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе, миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка. Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления таких подростков является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем. О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить сотруднику службы сопровождения (социальному педагогу или педагогу-психологу) лично или в процессе заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 1 раза в четверть.

Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации:

Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.

Как отмечалось выше, помощь подростку в решении социально-эмоциональных проблем оказывается на разных уровнях, первый из которых – его ближайшее окружение: родители, классный руководитель, одноклассники и учителя. Следующим уровнем помощи будет специально организованное в образовательном учреждении сопровождение (ППМС-центр, служба сопровождения в сотрудничестве с учителями и классным руководителем). Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить подростку специализированную помощь вне школы. Педагог, осуществляющий сопровождение, поддерживающий постоянный контакт с различными учреждениями, оказывающими помощь детям и их родителям, является в таких случаях посредником. Педагогу сопровождения необходимо поддерживать связь с ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи учащимся он взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом и педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.

Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:

  • взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
  • организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
  • помощь в преодолении учебных затруднений;
  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
  • защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

Заметим, что развитие социально-эмоциональной компетентности – важное условие профилактики социально-эмоциональных проблем, одна из важнейших задач педагогического взаимодействия. Развитие социально-эмоциональной компетентности осуществляется на трех уровнях:

  1. на когнитивном уровне формируется понимание, представление о себе, о других, о взаимоотношениях людей;
  2. на эмоциональном уровне развивается способность к саморегуляции и осознанию собственных чувств и чувств других людей;
  3. на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального взаимодействия.

Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Составить коррекционные программы, по результатам диагностики.

- Проводить коррекционные занятия с детьми, в соответствии с проблемными ситуациями.

- Проводить профилактическую работу с родителями и детьми.

- Отслеживать изменения в поведении учащихся, по результатам проведенной работы

Работа психолога с учащимися "группы риска"

Цель: профилактика и преодоление отклонений в социальном, психологическом здоровье и в развитии учащихся.

- Исследовать психические проблемы у учащихся.

- Составить коррекционные программы, по результатам диагностики.

- Проводить коррекционные занятия с детьми, в соответствии с проблемными ситуациями.

- Проводить профилактическую работу с родителями и детьми.

- Отслеживать изменения в поведении учащихся, по результатам проведенной работы.

Ожидаемый результат: морально – устойчивый, дисциплинированный, мотивированный на учебную деятельность учащийся.

- Кто такие дети "группы риска"?

Слово риск означает возможность, вероятность чего – либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти.

Выделяют 2 аспекта:

Риск для общества, который создают дети данной категории.

Риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного здоровья.

Факторы риска:

1. Медико – биологические;

2. Социально – экономические;

Категории детей:

Дети с проблемами в развитии;

Дети, оставшиеся без попечения родителей;

Дети из неблагополучных, асоциальных семей;

Дети из семей, нуждающихся в социально – экономической

и социально – психологической помощи и поддержке.

Критерии постановки на внутришкольный учет:

- Социальное неблагополучие семьи;

Отставание в развитии;

- Проявление элементов асоциального поведения (агрессивность, конфликтность, драчливость, жестокость, гиперактивность)

Психологическая неуравновешенность (неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, проблемы во взаимоотношениях в семье, со сверстниками и взрослыми, проявление невротических реакций, трудности в общении, демонстративность в поведении);

Педагогическая запущенность (отсутствие интереса к учению, несоответствие образу школьника);

Употребление ПАВ (разовый случай).

Динамика изменения численности

2015 - 2016 2016 - 2017 2017 - 2018 2018 - 2019

Родители

Учащиеся

Учителя

- Просвещение (беседы, собрания, лектории);

-Диагностика (анкеты, тесты);

-Вовлечение родителей в участие в школьных мероприятиях;

- Посещение уроков родителями.

Коррекция (тренинги, коррекц.упр.);

Составление индивид.плана раб.с особо трудн.учащ.

Просвещение (беседы, круглые столы, публичн. чтения, лекции );

Привлечение участкового, инспектора;

Вовлечение учащихся в мероприятия, кружков. и секцион.деят ;

Ежедневная проверка домашн.задания., дневника;

Отслеживание изменений в повед.учащ. (ведение дневников записей работы)

- Составление характеристики по итогам работы.

-Индивидуальные беседы с классн.руководит., учит.предметниками-Консультации;

Диагностический материал

-Анкета по выявлению трудновоспитуемых в группе ;

-Методика по выявлению уровня самооценки учащихся;

-Мотивация учебной деятельности (анкета)

-Диагностика межличностных отношений (социометрия);

-Выявление уровня агрессивности, враждебности у учащихся (метод.Кука – Медлея, метод. Кактус, тест руки)

-Определение типа темперамента, акцентуированных черт характера (Айзенк, Леонгард - Шмишек);

-Анкеты по изучению мнения подростков по проблеме зависимостей и табакокурения;

-Родительское отношение к детям (Тест- опросник А.Я Варга, В.В Стоилин.)

-Диагностика суицидальной направленности подростков 8 - 11 кл. (тест ИСН);

- Изучение творч. способностей учащихся (тест "Определение стиля мышления", тест "Семь типов , диагн. креативности Рензулли, карта одаренности);

- Диагностика интеллектуального развития учащихся (Тест Штур, субтест Р. Амтхауэра.);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностическое направление.

Анализ развития познавательных способностей, проблем личностного развития, взаимодействие родителей и детей дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а также как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения диагностической работы с учащимися и их родителями проводилось следующее тестирование:

С учащимися, состоящими на профилактическом учете в ПДН ОМВД, проводятся следующие диагностики:

Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера);

Самооценка психических состояний (Г. Айзенк);

Социограмма семьи (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис);

Диагностика, направленная на выявление мотивации к обучению;

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

С учащимися, состоящими на внутришкольном учете, а также на контроле классного руководителя:

Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)

Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)

Самооценка психических состояний Г. Айзенк

Диагностика самооценки Дембо – Рубинштейна;

Вывод. По результатам диагностической работы по данным направлениям было выявлено: повышенный уровень тревожности и аутоагрессии данной категории учащихся, результатом чего является чувство собственной некомпетентностии негативная самооценка;переживание эмоциональной отверженности отдельных учащихся в семье; сниженная мотивация к обучению и низкий уровень концентрации внимания.

Диагностическая работа с данной категорией детей позволило спланировать дальнейшую развивающую и консультативную работу.

Коррекционно-развивающее направление.

За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 3 – 5х, 6 – 10х классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот период было проведено 19 групповых коррекционно-развивающих занятий.

А также, коррекционно-развивающая работа велась в индивидуальном режиме с учащимися 3 – 5х, 6 – 10х классов. Проведено 32 индивидуальных занятия.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

С учащимися, состоящими на внутришкольном учете и на контроле классного руководителя:

коррекция эмоционального состояния;

работа со стрессовыми состояниями;

работа с агрессией;

развитие коммуникативных навыков;

С учащимися, состоящими на профилактическом учете в ПДН ОМВД

коррекция эмоционального состояния;

работа со стрессовыми состояниями;

работа с агрессией;

развивающие занятия, направленные на коррекцию волевого самоконтроля, способности личности к самообаданию.

Все учащиеся, состоящие на различных видах профилактического учета вовлечены во внеурочную деятельность, посещают объединения дополнительного образования, а также участвуют в общешкольных воспитательных мероприятиях.

Консультативное направление

За прошедший период было проведено 22 консультации для учащихся, а также 9 – для педагогов школы, и 16 консультаций для родителей учащихся.

Процесс консультирования проходит в два этапа:

а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос;

б) повторное консультирование – для получения объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме.

В процессе консультирования решались следующие задачи:

трудности в общении со сверстниками;

эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);

проблемы в детско-родительских отношениях;

трудности в профессиональном самоопределении;

консультации по результатам групповой диагностики.

В ходе работы с родителями на консультациях разбирались проблемы внутрисемейных отношений, низкая мотивация обучения детей, противоправное поведение подростков, с получением дальнейших рекомендаций для эффективного взаимодействия.

Вывод. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.

Просветительская деятельность.

Данное направление деятельности реализуется в следующих формах:

2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 4 выступленияна общешкольных родительских собраниях.

3) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 9, 11 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.

Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.

2009-2010 уч. год.

Учащиеся "группы риска" - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям:

Медицинские: дети имеющие хронические заболевания внутренних органов, часто и длительно болеющие, стоящие на учете у невропатолога, психиатра; перенесшие различные операции.

Социальные: дети живущие в асоциальных, малообеспеченных семьях;

Учебно-педагогические: неуспевающие дети, с нарушением поведения; имеющие трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями.

Поведенческие: с повышенной тревожностью; гиперактивные, с нарушениями поведения и др.

Данные проблемы перечисленные в этих критериях особенно для нас актуальны. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью учащихся как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики.

С каждым возрастным этапом учащихся, переходя из одного класса в другой, расширяются социальные отношения учащихся, круг общения.

Классный руководитель, воспитатель должны мобилизировать свои силы и помочь ребенку, для этого нужно привлечь дополнительных специалистов - социального педагога, психолога, администрацию школы.

1. Гиперактивные, тревожные дети

Гиперактивных, тревожных детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность. тьревожность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Низкая успеваемость - типичное явление для таких детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Гиперактивность. тревожность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

2. Учащиеся с заниженной самооценкой

Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности в учебно-воспитательном процессе школы. Застенчивость - сложное состояние, которое может оказывать самые разнообразные воздействия - от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоции страха.

3. Деликвентные и девиантные учащиеся

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить еще понятие проблемных ("трудных") учащиеся. Первым признаком является наличие у учащихся отклоняющегося от нормы поведения.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины - "деликвентность" и "девиантность". Под деликвентным поведением понимается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включается как деликвентное так и другие виды нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицида).

Проблемными учащимися считаются, такие учащиеся, нарушения поведения которых нелегко корригируются. В связи с этим следует различать термины: "проблемные учащиеся" и "педагогически запущенные учащиеся". Все проблемные учащиеся являются педагогически запущенными, но не все педагогически запущенные дети - проблемные. Некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию, а их поведение - коррекции. Проблемные учащиеся, нуждаются в индивидуальном подходе со стороны классного руководителя и во внимании коллектива сверстников. .

Таким образом, проблемные учащиеся - это учащийся с наличием отклоняющегося от нормы поведения, не поддающегося коррекции и требующий индивидуального подхода со стороны классного руководителя и внимания со стороны коллектива сверстников.

Отклонения в поведении учащихся могут быть обусловлены следующими группами причин:

социально-педагогической запущенностью, отсутствием у него системы позитивных знаний, умений, навыков, негативными стереотипами поведения в обществе;

глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неудачами, не сложившимися отношениями в классе (роль "изгоя" и т.п.), несправедливым отношением к нему со стороны родителей, учителей и сверстников по классу;

отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, изменениями личности, а также другими причинами физиологического и психоневрологического свойства.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним их ближних (родителей, друзей и др.). В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, незащищенности.

Возникающие чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий:

успешность учащегося в учебной деятельности;

эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, учителями;

Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

знание учащимися своих прав и обязанностей;

соблюдение данных прав и обязанностей всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах одного образовательного учреждения;

исключение дискриминации по любому признаку.

Выполнение этих требований позволит вести учебно-воспитательный процесс со всеми учащимися через дифференциацию педагогического подхода.

Читайте также: