Доклад на тему клиповое мышление

Обновлено: 02.07.2024

Молодые люди сегодня любой новый материал воспринимают совершенно не так, как раньше. Клиповое мышление — вот как это называется. Почему же дети с клиповым мышлением никогда не станут элитой?

— Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?

— Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.
Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа.
Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

— Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?

— Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.

— И чем это объясняется?

— А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?

— В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке.

— Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?

— Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

— А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?

— Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового — людьми экрана.

— И что для них характерно?

— Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.
Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель — скорость.

— Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?

— Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.
И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

— Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?

— Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.

— В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?

— Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?

Чтение художественной и философской литературы

Некоторые преподаватели заставляют своих студентов читать современных философов — Лиотара, Бодрийяра, Барта, Фуко, Бахтина, Лосева. Считается, что через философские труды можно научиться строить цепочку от общего к частному. Правда, для неподготовленного обладателя клипового мышления читать философов на порядок сложнее, чем классиков.

Для выработки усидчивости новичкам рекомендуется ставить на время чтения будильник. Сначала можно прерываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове.

Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения

День отдыха от информации

Нужно понимать, что клиповое мышление — вынужденное явление в эпоху информационных технологий, у которого есть как плюсы, так и минусы. Что касается детей, важно скорректировать их развитие и потребление клиповой информации. И как минимум, отдавать себе отчет в том, что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютерами, планшетами и айфонами, готовят для них не самое лучшее будущее.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Клиповое мышление . Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Этимология термина Сlip (англ. - стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма. Информация подаётся в сжатом виде, тезисно, человек не успевает её проанализировать. Клиповое мышление- это отсутствие умения длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, снижение способности к анализу.

По аналогии… …при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.

факторы, сформировавшие клиповое мышление: Ускорение темпов жизни и возрастание объема информационного потока. В данных условиях у современного человека возникают проблемы с отбором необходимой информации, он с трудом выделяет главное в бесконечном потоке новостей, которые ежечасно на него обрушиваются. Ускорение темпа обмена информацией. Если раньше для того, чтобы что-то изучить, приходилось идти в библиотеку или в книжный магазин, то теперь для этого достаточно открыть Google. Увеличение количества дел, которыми одновременно занимается один человек. На сегодняшний день все больше современных людей занимаются одновременно различными проектами, например, бизнесмен может управлять несколькими бизнесами, журналист писать сразу несколько статей. Таким образом, человек постоянно имеет дело с разными информационными потоками.

Клиповое мышление: характеристика, плюсы и минусы, методы борьбы


Характеристика

Клиповое мышление – это феномен современности. Оно формируется на основе принятия информации в виде мелких кусочков. Можно сказать, что это такое лоскутное одеяло, в которое собирается мозг современных школьников и молодёжи. Его основные черты:

отсутствие целой картинки, мир рассматривается в виде фрагментов;

нелогичное или даже алогичное восприятие происходящего;

вырывание из контекста;

отрывочность от общей картинки событий.

Некоторые психологи дают такое определение клиповому мышлению — это пазл, собрав который у человека формируется яркий, но кратковременный вид окружающего мира. Причём он может тут же поменяться на новый, как в калейдоскопе.

Такой тип мышления развит в основном у детей. В век высоких технологий ему подвержены даже дошкольники. Очаг разгорается из неких информационных вспышек. Они мелькают перед нашими глазами с экранов компьютеров, телефонов, телевизоров. И если взрослый образованный человек, к примеру, менее к ним восприимчив, то неокрепшая подростковая и детская психика впитывает все отрывки увиденного, как губка.

В результате все знания, как музыкальный канал, состоят из клипов, не связанных один с другим.


Особенности

Таким образом, мы просто засоряем кладовую в нашей голове.


Признаки


Предпосылки


Видеоклипы

Их содержание было похоже на набор слов и картинок, которые были лишены всякого смысла, но прочно заседали в голове каждого зрителя.


Рекламные ролики

Большинство населения нашей страны без труда справится с этим заданием.

А всё потому, что эти рекламные слоганы вошли в нашу жизнь, как цитаты классиков и даже круче того, и положили основу массовому клиповому мышлению.


Новостные телепередачи

Средства массовой информации были вынуждены перестроить свою работу. В десять минут новостей они должны были уместить и сюжет о том, как провела медовый месяц принцесса Диана, и куда отправился Михаил Горбачёв с супругой, и во что наша первая леди Раиса Максимовна была одета, и то, как живут дети в Африке, и многое другое.


Почта, телефон, интернет

Редко кому приходит в голову разобраться, почему так произошло — нам достаточно того, что мы узнали о самом событии. Анализировать происходящее мало кто стремится. Особенно сложно делать это детям и подросткам. Они, в силу возраста, не могут отделить зёрна от плевел. Они пытаются уловить всё и сразу. В результате дети знают всё и одновременно — ничего.

Это больше напоминает шпионские шифры, чем рассказ на тему, как я провёл лето.



Плюсы и минусы

Несмотря на то что в психологии клиповое мышление чаще оценивается как негативное явление, есть в нём и свои плюсы.

Клиповомыслящий обладает хорошей скоростью реакции. Ему не составляет труда вести переписку сразу с несколькими адресатами. Он мгновенно переключается с одной темы на другую. Ему достаточно нескольких секунд, чтобы определить, что больше всего требует его внимания, а на что не следует его обращать в данный момент.

Клиповое мышление позволяет усваивать большее количество информации за меньшее время. Именно клиповое мышление создало голосовых помощников типа Сири или Алиса. Вместо того, чтобы искать нужный сайт, можно просто сделать короткий запрос и тут же получить желаемое. Не нужно перечитывать длинный научный трактат — достаточно посмотреть пятиминутный видеоматериал. Рекламный ролик одного из магазинов бытовой техники с Михаилом Галустяном куда ярче описывает способность большинства веществ расширяться при нагревании, чем любой учебник. Чтобы дочка усвоила материал, он показывает ей, как арбуз лопается в работающей микроволновке. Это один из ярчайших примеров клипового мышления.


Всё вышеперечисленное может пригодиться в решении различных проблем, поможет сделать выполнение разных задач проще. Но есть и минусы, которые, пожалуй, слишком упрощают жизнь и ведут к неспособности действовать логично.

Сострадание не свойственно человеку с клиповым мышлением. Равнодушие – вот его отличительная черта. Он просто не успевает реагировать на происходящее. Ему надо слишком многое знать, и времени переживать по тому или иному поводу у него просто не остаётся. В результате, увидев лежащего на остановке, он пройдёт мимо, решив для себя, что тот попросту пьян. То, что, возможно, ему стало плохо и необходимо вызвать скорую помощь, даже не успеет прийти ему в голову. А это уже по-настоящему страшно.

Поэтому от засилия клипового мышления в голове необходимо избавляться.


Способы избавления

Время нахождения ребёнка в интернете должно быть строго лимитировано. Попробуйте заинтересовать его другими занятиями. Драмкружок, кружок по фото – приветствуется всё. Но лучше — активность, спорт, интеллектуальные увлечения.

Строго следите за тем, какими именно ресурсами пользуется ребёнок в интернете. Сейчас многие компании предлагают такую услугу, как запрет или ограничение доступа к сайтам на устройствах несовершеннолетних. Оградите детей от криминальных новостей. Следите за тем, какие запросы он делает в интернете. Родительский контроль поможет оградить от нежелательных последствий.


Как избежать?

Прививайте ему привычку выражать свои мысли вслух. Научите его отстаивать свою точку зрения. Устраивайте семейные обсуждения увиденного фильма или поведения девочки из детского сада. Не нужно поощрять неправильное произношение слов всеобщим радостным смехом. Исправляйте ошибки в речи.


Удивительные факты о клиповом мышлении вы можете узнать ниже.


До начала 2000-х годов на обучение в Санкт-Петербургский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям направлялись люди более зрелого возраста. Последнее время ситуация поменялась. Очень часто на обучение стали направлять достаточно молодых слушателей. И поэтому, анализируя их поведение, возник вопрос об ином уровне восприятия информации. Слушатели с трудом воспринимают информацию с бумажных носителей, не способны длительно фиксировать внимание на устном изложении материала преподавателя. Такой вид мышления является защитной реакцией организма на переизбыток информации. Таким образом, пришлось изменить подачу информации, основываясь на тех положительных моментах, которыми обладают слушатели с клиповым мышлением.

Появление такого типа мышления, как клиповое мышление — это ответ на возросшее количество информации.

Таким образом, плюсы клипового мышления — это:

– способность решать несколько задач одновременно;

– защита мозга от перегрузки информацией;

– желание охватить как можно больше информации.

Помимо плюсов, такой тип мышления обладает и рядом минусов. В чем же состоят эти минусы?

– снижена способность к анализу информации;

– снижена способность к концентрации внимания;

– снижена эффективность обучения и усвоения знаний;

– усилена подверженность чужому влиянию и манипуляциям;

– снижено чувство сопереживания;

– приводит к упрощению в решении задач и принятии решений.

Какой же выход можно найти из сложившейся ситуации и повернуть ситуацию в сторону преподавателя? А выход только один — минусы развернуть на сторону плюсов. Так, тренировка памяти способствует развитию способности усваивать большие объемы информации. Развитие воображения делает мышление более гибким.

Также способствуют развитию аналитического мышления содержательные беседы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения. (в нашем случае семинары, круглые столы)

Из всего перечисленного выше становится понятно, что феномен клипового мышления имеет больше недостатков, чем достоинств. Исследования показывают, что, несмотря на развитие виртуального общения и дружбы в соцсетях, представители современного молодого поколения становятся все более одинокими в реальной жизни. Недостаток живого общения порождает замкнутость, чувство одиночества и неудовлетворенности. Прежде всего, нужно больше читать и анализировать прочитанное. Причем читать нужно не короткие рассказы, а объемные произведения с глубоким смыслом, призывающим к размышлению. Кроме того, существует немало художественных и познавательных фильмов, просмотр которых заставляет задуматься.

Тренировка памяти способствует развитию способности усваивать большие объемы информации. Развитие воображения делает мышление более гибким. Существуют разнообразные психологические методики тренировки памяти, внимания, воображения, логического, понятийного, образного мышления для детей и взрослых. Специальные тесты на определение разных типов мышления помогут оценить результаты тренировок.

Отказу от клипового сознания также способствуют содержательные беседы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения.

Следует помнить, что клиповое мышление может приносить пользу в определенных ситуациях, требующих быстрого реагирования или частого переключения внимания, но оно не должно становиться преобладающим типом мышления в повседневной жизни.

Клиповое мышление — это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни на что наши педагоги и делают упор в своей работе.

Человек с клиповым мышлением воспринимает лишь обрывочную информацию, которую он не способен сопоставить с другой. Неудивительно, что людям проще воспринимать короткую информацию или даже просто набор картинок, чем вчитываться в длинные тексты, воспринимать контекст или синтезировать информацию из обрывков.

В программах обучения по гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях заложены такие виды занятий как семинары и круглые столы, что развивает способность решать несколько задач одновременно, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения. Такое мышление формирует у слушателей многозадачность — способность делать несколько дел сразу.

Решение задач одновременно, возможность вступить в дискуссию порождает желание охватить как можно больше информации. Клиповое мышления заставляет слушателей выискивать и поглощать все новую и новую информацию, что весьма полезно для интеллектуального развития. Сниженная способность к анализу, концентрации внимания, низкого усвоения знаний, быстрой утомляемости от большого объема информации резко снижается после посещения лекций и практических занятий, благодаря опыту преподавателей и их желанием заинтересовать слушателей.

Клиповое мышление — это приобретенного качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни. Задача наших преподавателей, благодаря их профессионализму, научить слушателей анализировать, выделять главное в большом объеме информации, находить нужное для каждого конкретного слушателя.

Основные термины (генерируются автоматически): мышление, тип мышления, объем информации, вид мышления, гражданская оборона, слушатель, защитная реакция организма, короткий отрывок информации, логическая связь, Санкт-Петербургский учебно-методический центр.

Ключевые слова

Похожие статьи

Условия развития логического мышления детей старшего.

Полезная информация.

Развитие операционного мышления на уроках информатики

- поиск актуальной и необходимой информации; - практическое применение школьных знаний в различных ситуациях.

Развитие логического мышления обучающихся средней школы. Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует.

Полезная информация.

Виды мышления. ‒ Наглядно-действенное мышление (опора на реальные действия с объектами).

‒ Словесно-логическое мышление (использование понятий, логических конструкций и схем).

Развитие понятийного мышления младшего школьника

Недостатки развития мышления не играют особой роли. Мышление может находиться в зачаточном состоянии, на

3) формирования логической связи между явлениями. Недостатки в развитии каждой из этих операций приводят к специфичным учебным проблемам.

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся.

Предпочитаемые виды деятельности учащихся: сбор информации ее систематизация и анализ, выполнение

Рис. 3. исследование преобладающих типов мышления у учащихся девятых классов.

Pешение качественных задач один из приемов развития.

Полезная информация.

Развитие творческого мышления учащихся на уроках физики. Метод решения качественных задач, состоит в построении логических связей, основанных на физических законах.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Эмпирический (стихийно), догадался или нет. Элементарно- теоретический(простое разделение информации на части, надо знать сущность.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного.

Творческое мышление — один из видов мышления

Является ли творческое, продуктивное мышление — высшей формой мышления, синтезом всех его видов?

Творческое мышление напрямую зависит от качества поступившей информации и от её восприятия.

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Ключевые слова: логическое мышление, мышление старших дошкольников. В современной практике дошкольного образования развитию логического мышления уделяется много программного времени, поскольку большинство видов учебной деятельности направлены.

Читайте также: