Доклад патриотическое воспитание в коррекционной школе

Обновлено: 02.07.2024

Патриотизм в переводе с греческого языка означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается организованный и непрерывный процесс по формированию учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат – растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушных к близким людям, в том числе к одноклассникам, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. Патриотизм и гражданственность – два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и указывают на качество их социального развития.

Обучающиеся коррекционного учреждения (с нарушением интеллекта) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно – полезного труда требует усилий многих специалистов. Ребёнок с проблемами в развитии не имеет опыта общения с миром. И мы им в этом должны помочь.

Весь контингент школы составляют учащиеся, имеющие, как правило, различные осложнения: расстройства эмоционально – волевой сферы, психопатоподобное поведение, общее недоразвитие речи, проблемы в общении, неврозоподобные синдромы и т.д. Учащиеся моего класса – это дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей. Н аследственная олигофрения, агрессивность, низкий социальный статус семей – факторы, которые необходимо учитывать в работе. Вся моя воспитательная деятельность в таких условиях направлена на достижение следующих целей:

- личностно - ориентированная реабилитация учащихся;

- социализация личности в современном социально - экономическом и культурно нравственном аспекте.

Программа воспитательной работы, составлена с учётом возрастных, психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом регионального компонента, представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Программа по воспитательной работе рассчитана на пять лет и состоит из двух блоков:

ЦЕЛЬ: формирование санитарно-гигиенических навыков и потребности в здоровом образе жизни;

ЦЕЛЬ: формирование активной позиции патриота своей страны через любовь к родному краю.

знакомство с особенностями природы, географии родного края;

формирование представлений об особенностях промышленности и народных промыслов города и области;

воспитание потребности в охране природы родного края;

обогащение знаний о выдающихся людях земли Курской;

формирование осознанного понимания патриотизма вообще и любви к родному краю, в частности;

воспитание любви и уважения к своей семье, родным, друзьям;

формирование общечеловеческих ценностей (доброта, честность, отзывчивость, взаимопомощь и т.д.).

Гражданственность – интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С развитием общества гражданское постепенно становится приоритетным по отношению к патриотическому – но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке – значительно раньше гражданских представлений.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

У детей с ограниченными возможностями здоровья гражданская позиция не воспитается сама по себе. В отличие от общеобразовательных школ в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) наиболее важную роль в развитии гражданского воспитания играет учитель, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.

При развитии у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) гражданского воспитания необходимо помнить об особенностях его биологического развития. Нарушение центральной нервной системы не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания гражданских качеств, но и создаёт преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка. Нарушение развития психических процессов ведет к непониманию ребенком обращенной к нему речи, неумению устанавливать связи между событиями действиями, неспособности запоминать информацию. Потребности и мотивы претерпевают сложные изменения, прежде чем ребенок начинает действовать в соответствии с моральным правилом. Раннее включая детей в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития можно в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.

При работе над воспитанием гражданственности в условиях коррекционной школы возникают некоторые трудности. Они заключаются в том, что недостаточно педагогической литературы, адаптированной к аномальны школьникам. Другая очень важная проблема в работе заключается в том, что к воспитательной системе необходимо подключить ребенка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения. У детей за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курения, употребления алкоголя, а по части ненормативной лексики могут выйти на первое место. В этом заключается противоречие воспитания: в школе даются знания и умения одного направления, а дома дети сталкиваются с другими нормами поведения. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.

В работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья выделяю следующие направления по воспитанию гражданско-патриотического воспитания:

создание ученического коллектива,

работа с родителями,

знакомство с литературой,

выставки рисунков, поделок и т.д.

События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизили воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

Гражданско-патриотическое воспитание это громкие слова и не формальность – это реальная необходимость в условиях работы школы. Дети, обделенные в своих семьях самым элементарным, с раннего возраста столкнувшиеся с жестокостью взрослых и негативными сторонами нашего общества, практически не обладают чувством любви к Родине и гордости за неё. В них нет тяги и потребности помогать кому-то, уважать старшее поколение и быть ему за что-то благодарными. Они почти не знают историю нашей страны, и фильмы о войне воспринимают, как фантастические бестселлеры. Именно на формировании чувства любви к своей стране и народу основана система гражданско-патриотического воспитания в школе.

В настоящее время перед школой стоит важнейший вопрос – это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны. История и культура России имеют глубокие и древние корни. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.

Сегодня именно школа – то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В связи с тем, что в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание становится задачей государственной важности, поэтому в коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Важно уже со школы закладывать учащимся основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего того, чему учат, что говорят; в безусловность и необходимость нравственных норм. Знакомство детей с родным краем: с историка–культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им в формировании патриотических качеств и чувства сопричастности к истории родного края, к истории нашей Родины. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он вырос; с улицей, по которой ходил; с двором, где посадил своё первое дерево. А наша задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого.

    Краеведческое. Изучение истории, культуры, природы своей местности, своей страны.
  • Военно-патриотическое. Изучение воинских традиций, военной истории.
  • Героико-патриотическое. Изучение и сохранение памяти о героических событиях и подвигах в ВОВ и примеров служения Отечеству.

Пути достижения поставленных задач различны и выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и изучаемого материала. В работе делается акцент на разнообразие форм и методов организации познавательной деятельности учащихся. Формирование краеведческих знаний при знакомстве с родным городом и краем в начальной школе в настоящее время актуально. Оно закладывает базу для формирования краеведческого мировоззрения и патриотического воспитания через полноценное развитие младшего школьника в соответствии с возрастными возможностями и требованиями современного общества.

В нашей коррекционной школе работа по патриотическому воспитанию очень важна и актуальна. Но в повседневной практике реализовать эти задачи очень сложно, приходится преодолевать ряд трудностей и проблем:
- низкий уровень культурологических знаний и познавательной активности учащихся, отсутствия у некоторых заинтересованности, потребности участвовать во внеурочной и внеклассной работе, особенно у учащихся старших классов. Важным средством гражданско-патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа. Например, стало традицией чествовать ветеранов Великой Отечественной войны, героев труда, отмечать профессиональные праздники, День Рождения города, чтить память погибших воинов. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни города, страны, всего народа.

Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда воспитатель, классный руководитель приобщает окружающих к труду. Дела такого ребёнка невелики и несложны, однако имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для школы. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

Патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем. Воспитание патриотизма начинается с познания ценностей отечества. Любовь и преданность к Родине формируется с признательности красоты родных мест, с любви к природе.

Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Все мы дети Великой России, но если смотреть шире, то все мы люди – дети природы, а земля – наша мать. Когда же говорим о природе, то очень уместно употребить мудрое изречение американских индейцев, которые ощущали свое единство с природой: “Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей”. Сколько смысла в этих простых словах! Загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину и ведем свой народ к погибели. Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты.

Окружающая действительность, если ребёнок воспринимает её при целенаправленном руководстве, становится средством патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Но не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств может стать художественная литература, искусство. Велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе подростков, рождает стремление к подражанию. Важно также знакомить детей с такими произведениями, на которых они учатся сопереживать. Читая рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие. Иногда даже не нужно задавать много вопросов по тексту произведения. Важно, чтобы вопросы были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты. Традиционно проходит месячник Военно-патриотического воспитания. Педагогам предлагается материал по проведению воспитательных часов в классах на тему "Блокадный Ленинград". Проходят выставки макетов военной техники. Дети серьезно готовятся к данным выставкам, макеты получаются интересные и разнообразные. Данные макеты помещаются в школьный музей. Проводятся конкурсы между классами и "Великая Отечественная" к данному конкурсу предоставляется тематика вопросов, дети совместно с педагогами готовят ответы на заданные темы. ежегодно проводится праздник "Масленица". Целью данного мероприятия является знакомство с традиционными русскими праздниками, формирование положительного эмоционального настроя детей. Дети подбирают материал по тематике "Как лечились наши деды".С целью воспитания гордости за русских солдат, отстоявших годы войны, в мае проводится декада в честь Дня Победы. Для разнообразия выставки творческих работ детям предложено изготовить "Салют Победы" в разной технике исполнения. Детьми были представлены различные варианты выполнения, данные мероприятия позволили разнообразить традиционные конкурсы рисунков, у детей больше возможности для творчества. С целью повышения учебной и поведенческой мотивации проходит акция возложения цветов лучшими учениками к памятнику в честь Победы в Аллее Славы.

В течение недели учителя с 23 по 27 сентября, проходили классные часы, посвященные 70 –летию Курской битвы. В 9 классе учитель истории Юрий Даутович провёл классный час по теме “Курская битва”. Целью этого мероприятия было воспитание чувства патриотизма, любви к родине, гордости за свой народ, чувства уважения к истории страны; развитие чувства милосердия и сострадания. Начался этот урок с минуты молчания и скорби. Далее была представлена презентация на эту тему, а обучающиеся выступили с рефератами, в которых они рассказывали о событиях этого времени. Патриотическое воспитание учащихся (это воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости – т.е. военно-патриотическое воспитание). Курс истории дает большие возможности для осуществления военно-патриотического воспитания на примере героической борьбы за независимость Отечества в разные эпохи, начиная с борьбы с монголо-татарским нашествием, Невской битвы, Ледового побоища и завершая Великой Отечественной войной. Подвиги выдающихся полководцев (Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков), героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат убедительными примерами патриотизма для учеников. Учащимся специальной (коррекционной ) школы необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. Примером того является трагедия в Чернобыле – под этим девизом в коррекционной школе прошло мероприятия “Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение”. В рамках этого мероприятия была организованна выставка книг, журналов и статей, посвященных трагедии, так же проведена выставка фоторабот по теме “Чернобыль в фотообъективе”. Многие фотографии, представленные на фотовыставке, сильнее и точнее всяких слов. Они – документ того события, что уже стало историей, но еще не утратило остроту боли. Дела людей, лица людей – героев фотографий – достоверное свидетельство. Каждый документ из Чернобыля чрезвычайно важен. В школе выпустили стенд под названием : "Среди нас живёт герой". Стенд посвящён нашему учителю истории Едыгову Юрию Даутовичу. Юрий Даутович является председателем "Союза Чернобыль" Адыгейской республиканской общественной организации инвалидов. Мероприятия “Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение” было организованно с целью формирования гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий чернобыльской аварии. Глобальность Чернобыльской катастрофы определяется и тем, что даже мировое сообщество экономически не в состоянии ликвидировать последствия этой трагедии. Только благодаря патриотизму и самоотверженности участников ликвидации последствий чернобыльской аварии был изолирован очаг радиационного заражения ценой их собственной жизни и здоровья. Простые добрые ребята, их тысячи и их не счесть. Они здесь потому, что надо! Чернобыль – совесть их и честь. Среди них и наш учитель истории Едыгов Юрий Даутович.

Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в коррекционных школах состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но если ребята с трепетной любовью рассказывают о своих дедушках, об их прошлом - о том, где они воевали, приносят фотографии из семейных альбомов. Узнают интересные факты из жизни соседей, интересуются прошлым своего поселка, города. Вот это и есть результат нашей работы. Вот на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм русского человека. Конечно, невозможно, в полной мере, показать все стороны патриотического воспитания, но воспитывая у детей любовь к родному краю необходимо в первую очередь, воспитывать в них настоящих граждан России.

  • Проведение классных часов, уроков мужества, экскурсий к местам боевой славы, примечательным местам города, (“Знай и люби свой город. Мой город сегодня и вчера”, “Мужество. Трусость. Чувство Родины”, “Государственная символика”, “Моя Родина – Великая Россия”, “9 мая – День Победы”, “Голос блокадного Ленинграда”, “Героизм в современных условиях”, “Конституция России о защите Отечества”, “23 февраля – День защитника Отечества").
  • Беседы, направленные на формирование основ гражданского самосознания (“Что такое закон. Гражданин и закон”, “Закон и справедливость”, “Ответственность. Виды ответственности”, “Если я не соблюдаю закон, я выпадаю из жизни общества”, “Проблемы загрязнения окружающей среды”, “Природа в опасности”, “Религиозные праздники”).
  • Конкурсы рисунков, плакатов, открыток, чтецов; проведение спортивных эстафет (“Я только слышал о войне”, “Цена Победы”, “Какой бы я хотел видеть свою страну”, “За что я люблю свой город”).

В заключении хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества и привлечение подростков групп “риска” к общественным мероприятиям патриотической направленности как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.

Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.

Годы идут очень быстро: сегодня наши дети сидят за партами, а завтра от них может, быть будет зависеть наше с вами безопасность и благополучие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Зайцева Наталья Алексеевна

Понятие патриотизма и гражданственности.

Основы гражданско-патриотического воспитания в школе.

Организация гражданско-патриотического воспитания в школе VIII вида.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.

1. Понятие патриотизма и гражданственности

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристика человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности служению Отечеству.

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым.

Он неразрывно связан с интернационализмом (идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям).

Чужд национализму (гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства).

Сепаратизму (движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии) и космополитизму (теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода).

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения:

любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Особенностями российского патриотизма является гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность к коллективной жизни и особая любовь к родной природе.

2. Основы гражданско-патриотического воспитания в школе

Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны.

История и культура России имеют глубокие и древние корни. Наша история не обезличена. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.

Очень важно понять и не допустить стирание в сознании молодых людей, приходящих на смену старшему поколению бабушек и дедушек, победивших в годы самой страшной войны 1941-1945 гг., войны с фашизмом, имен героев, имен легендарных личностей, которые защищали и отстояли нашу страну. Очень важно понять, что, несмотря ни на какие сложности строительства демократического государства, нельзя отрекаться от имен своих героев, как далекого прошлого, так и сегодняшних дней. Их имена, их подвиги необходимо знать, помнить и защищать во имя самих себя. Герои, люди-легенды - это особый мир ориентиров нравственности и поведения человека в особых обстоятельствах, требующих мужества, воли, самопожертвования ради других людей, которых они встали защищать, ради своего Отечества. Сохранение имен своих героев, сохранение духовной чистоты – это одно из важнейших условий развития нашего государства и его защищенности.

Сегодня именно школа - то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды.

Каждый ребенок в этот исторический момент должен понять, что победы, одержанные Россией в ходе истории ее становления, не были случайностью.

Вторая мировая война, а для нашей страны Великая Отечественная, для многих сегодняшних ребят ушла в далекое прошлое, но помнить людей, отстоявших Россию в те годы, обязательно нужно. И, конечно, если бы в России нечего и некому было защищать, то войну бы мы никогда не выиграли.

Размышляя о целях и задачах современной системы образования, мы пришли к выводу, что цель может быть только одна. Цель образования – это сам человек, которого мы формируем в процессе воспитания и обучения…

И очень важно в этой связи видеть образ конечного результата своей деятельности.

Нам кажется, что вся система образования в школе, как единый интегративный целостный процесс воспитания и обучения, должна быть направлена на сохранение физического, психического и нравственного здоровья ребенка, на формирование и развитие личности, которой должны быть присущи:

- любовь к Родине;

- порядочность, честность, справедливость;

- мужественность и женственность;

- патриотизм и гражданственность;

- открытость, готовность обсуждать и выслушивать;

- доброжелательное отношение к людям;

- целеустремленность и самоуважение;

- забота о благосостоянии общества;

- уважение и терпимость по отношению к другим - отдельным лицам и представителям этнических и культурных групп - их образа жизни, идей и мнений;

- приверженность идеалам демократии;

- понимание ценности образования как открывающего путь к новым представлениям, понятиям, творческим возможностям.

3. Организация гражданско-патриотического воспитания в школе 8 вида

Составной частью патриотического воспитания в коррекционной школе является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.

В качестве основных задач выступают:

Знакомство с истоками национальной культуры;

Воспитание чувства любви к родному краю, к природе;

Воспитание чувства любви и гордости за свою страну, её героическое прошлое;

Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

На примере художественных произведений воспитывать такие качества, как мужество, героизм, национальную гордость;

Реализация системы программных мероприятий патриотической направленности.

Зная особенности детей, обучающихся в школе 8 вида, необходимо учитывать, что воспитывающая деятельность (любая) становится таковой лишь при условии её мотивированности. Из широкого диапазона мотивов (страх, принуждение, боязнь, престиж…) нравственный аспект мотивации наиболее действенный (благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво…).

Для того, чтобы воспитание соответствовало истинному смыслу этого понятия, организуемая деятельность должна быть совместной, а участники – партнёрами по достижению результата. Это относится и к патриотическому воспитанию. Об этом нужно помнить всегда.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа. Например, стало традицией чествовать ветеранов Великой Отечественной войны, героев труда, отмечать профессиональные праздники, День Рождения города, чтить память погибших воинов. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни города, страны, всего народа.

Окружающая действительность, если ребёнок воспринимает её при целенаправленном руководстве, становится средством патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств может стать художественная литература, искусство. Велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе подростков, рождает стремление к подражанию. Важно также знакомить детей с такими произведениями, на которых они учатся сопереживать. Читая рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие. Иногда даже не нужно задавать много вопросов по тексту произведения. Важно, чтобы вопросы были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты.

Одним из важных принципов построения работы по данной теме является тематическое планирование познавательного материала. На каждую тему выделяется определённое время, часто оно приурочивается к знаменательным датам. Темы в течение года повторяются, продолжаются, между ними устанавливается логическая связь. Планирование воспитательной работы способствует не только лучшему усвоению знаний, но и воспитанию чувств, так как создаются условия для повторения однотипных переживаний.

Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда воспитатель, классный руководитель приобщает окружающих к труду. Дела такого ребёнка невелики и несложны, однако имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для школы. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

В старших классах ребят, безусловно, необходимо знакомить с символикой города, области, государства, с религиозными праздниками, конституцией РФ, поднимать вопросы загрязнения окружающей среды.

Ниже приведена примерная тематика мероприятий гражданско-патриотической направленности:

Проведение классных часов, уроков мужества.

Примечательным местам города, в краеведческий музей «Знай и люби свой город.

Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.

Список использованной литературы

Баранов С.П., Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1997. – 236 с.

Левашов В.К., Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В.К. Левашов // Вестник РАН. – 2005. - №2, с. 99 – 102.

Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова – М.: АРКТИ, 2008. – 310с.

Основы гражданско-патриотического воспитания в школе.

Организация гражданско-патриотического воспитания в школе-интернате 4 вида.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.

1. Понятие патриотизма и гражданственности

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

2. Основы гражданско-патриотического воспитания в школе

Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны.

История и культура России имеют глубокие и древние корни. Наша история не обезличена. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.

Очень важно понять и не допустить стирание в сознании молодых людей, приходящих на смену старшему поколению бабушек и дедушек, победивших в годы самой страшной войны 1941-1945 гг., войны с фашизмом, имен героев, имен легендарных личностей, которые защищали и отстояли нашу страну. Очень важно понять, что, несмотря ни на какие сложности строительства демократического государства, нельзя отрекаться от имен своих героев, как далекого прошлого, так и сегодняшних дней. Их имена, их подвиги необходимо знать, помнить и защищать во имя самих себя. Сегодня именно школа - то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды.

Каждый ребенок в этот исторический момент должен понять, что победы, одержанные Россией в ходе ее истории, не были случайностью.

Вторая мировая война, а для нашей страны Великая Отечественная, для многих сегодняшних ребят ушла в далекое прошлое, но помнить людей, отстоявших Россию в те годы, обязательно нужно. И, конечно, если бы в России нечего и некому было защищать, то войну бы мы никогда не выиграли.

Цель образования – это сам человек, которого мы формируем в процессе воспитания и обучения…

Система образования в школе должна быть направлена на сохранение физического, психического и нравственного здоровья ребенка, на формирование и развитие личности, которой должны быть присущи:

- любовь к Родине;

- порядочность, честность, справедливость;

- мужественность и женственность;

- патриотизм и гражданственность;

- открытость, готовность обсуждать и выслушивать;

- доброжелательное отношение к людям;

- целеустремленность и самоуважение;

- уважение и терпимость по отношению к другим - отдельным лицам и представителям этнических и культурных групп - их образа жизни, идей и мнений;

- понимание ценности образования как открывающего путь к новым представлениям, понятиям, творческим возможностям.

3. Организация гражданско-патриотического воспитания в коррекционной школе 4 вида.

Составной частью патриотического воспитания в коррекционной школе является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.

В качестве основных задач выступают:

Знакомство с истоками национальной культуры;

Воспитание чувства любви к родному краю, к природе;

Воспитание чувства любви и гордости за свою страну, её героическое прошлое;

Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

На примере художественных произведений воспитывать такие качества, как мужество, героизм, национальную гордость;

Реализация системы программных мероприятий патриотической направленности.

Зная особенности детей, обучающихся в школе 4 вида, необходимо учитывать, что воспитывающая деятельность (любая) становится таковой лишь при условии её мотивированности. Из широкого диапазона мотивов (страх, принуждение, боязнь, престиж) нравственный аспект мотивации наиболее действенный (благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво).

Приказ, принуждение, надзор, подавление личности, часто используемые воспитателями, не решают задачи коррекции дефекта и формирования личности. Для того, чтобы воспитание соответствовало истинному смыслу этого понятия, организуемая деятельность должна быть совместной, а участники – партнёрами по достижению результата. Это относится и к патриотическому воспитанию.

Окружающая действительность становится средством патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств может стать художественная литература, искусство. Велика роль книг о защитниках Родины. Еще в начальной школе мы в классе изучали подвиги пионеров-героев, участников ВОВ, знакомились с подвигом Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Алексея Мересьева, 28 панфиловцев. Познакомила детей с героическим прошлым Аркадия Гайдара. Героизм волнует и притягивает к себе подростков, рождает стремление к подражанию. Важно также знакомить детей с такими произведениями, на которых они учатся сопереживать. Читая рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие. Иногда даже не нужно задавать много вопросов по тексту произведения. Важно, чтобы вопросы были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты.

Одним из важных принципов построения работы по данной теме является тематическое планирование познавательного материала. На каждую тему выделяется определённое время, часто оно приурочивается к знаменательным датам. Темы в течение года повторяются, продолжаются, между ними устанавливается логическая связь. Например, каждый год мы говорим с детьми о блокаде Ленинграда, но каждый год они узнают что-то новое. В этом году познакомила ребят с Николаем Вавиловым, его жизнью и важным делом по сбору коллекции семян редких растений, о том, как в блокаду, умирая от голода, люди сберегли семена для нашего будущего.

Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда воспитатель приобщает окружающих к труду. Дела такого ребёнка невелики и несложны, однако имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для школы. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

На своих классных часах знакомила ребят с символикой города, области, государства, с религиозными праздниками, конституцией РФ, поднимала вопросы загрязнения окружающей среды.

В своей работе использовала следующую тематику мероприятий гражданско-патриотической направленности:

Конкурсы рисунков, плакатов, чтецов, в этом году наш Родион участвовал в конкурсе со стихотворением о войне. Участие в спортивных эстафетах, смотрах строя и песни.

5.Заключение

Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.

Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида Зарипова Лариса Фаукатовна казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа-интернат.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы) Казаковцева С. Л. ,воспитатель ГБОУ школа№93 дошкольного отделения Пушкинского района г. Санкт-Петербурга"Нравственно-патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание в 3–4 классе в школе-интернате для глухих

Патриотическое воспитание в 3–4 классе в школе-интернате для глухих В группе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Задачи: -Формирование личности как активного гражданина -Воспитание у обучающихся.

Сценарий празднования Масленицы в школе-интернате 4 вида

Сценарий празднования Масленицы в школе-интернате 4 вида Подготовила: воспитатель Огурцова И. В. Праздник проводится учащимися 2 класса "А", предназначен для учащихся с 1-го по 12 классы. Цели:.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое?

Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

по методическому объединению

Подготовила: Ларина Е.В.

Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое?

Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается организованный и непрерывный процесс по формированию учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.

Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Здесь важно, чтобы произошло принятие нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.

Обучающиеся коррекционного учреждения (с нарушением интеллекта) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно – полезного труда требует усилий многих специалистов. Ребёнок с проблемами в развитии не имеет опыта общения с миром. И мы им в этом должны помочь.

У детей с ограниченными возможностями здоровья гражданская позиция не воспитается сама по себе. В отличие от общеобразовательных школ в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) наиболее важную роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.

При развитии у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) гражданского воспитания необходимо помнить об особенностях его биологического развития. Нарушение центральной нервной системы не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания гражданских качеств, но и создаёт преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка. Нарушение развития психических процессов ведет к непониманию ребенком обращенной к нему речи, неумению устанавливать связи между событиями действиями, неспособности запоминать информацию. Потребности и мотивы претерпевают сложные изменения, прежде чем ребенок начинает действовать в соответствии с моральным правилом. Раннее включая детей в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития можно в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.

В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Здесь задачей -доминантой является формирование социально – культурных ценностей на уровне представления. Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина как место, где родился человек. Родной язык. Государственные символы. Формирование понятий мужество, отвага, дружба.
Идёт воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
Далее задача - доминанта – расширение представления о социальном устройстве жизни, так как с точки зрения психологов на первом месте ставятся социальные мотивы. Школьники среднего возраста еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему.
Система ценностей, ориентированных на усвоение: Патриотизм как отношение к Отечеству, интернационализм как нравственное качество человека. Расширение представления о государственной символике. Формирование понятий взаимопомощь, взаимовыручка, чувство ответственности за окружающих.

Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В содержание воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов. Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, формируется правосознание гражданина.
В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования педагога , здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.

Читайте также: