Путин и газпром доклад немцова

Обновлено: 27.04.2024


политического наследия второго Президента Российской Федерации . В докладе « Пут ин .

цифрах и фактах оценки результатам работы Владимира Путина , скрытым от глаз россиян

за патокой официальной пропаганды , в различных сферах нашей жизни – экономике ,

армии , пенсионной системе , образовании и здравоохранении , дорожной инфрастру ктуре и

мы коснулись лишь отчасти – это проблема состояния российской энергетики вообще и

отдельного разговора , который не может уместиться в пару - тройку абзацев . Во - первых ,

профессиональной деятельности мы имели к ним самое прямое и непосредственное

отношение , как бывший министр топлива и энергетики и заместитель министра

Владимира Путина – с самого начала своего президентства он тщате льно опекал эту

компанию , назначал на ключевые посты в ней близких к себе людей , детально вникал в ее

ответственным практически с самого начала его правления , и по которым можно реально


обеспечивает свыше 12% объема промышленного производства , около 16% в стоимостной

производства первичных энергоносителей и такая же доля в структуре общероссийского

экономики ; от того , насколько эффективно и надежно работает эта компания , во многом

зависят устойчивость и перспективы нашей экономики .

играет ключевую роль и на мировом энергетическом рынке . Объем нефте - и

обеспечивают более 50% газового импорта стран Евросоюза .

Трудно найти другую компанию такого масштаба и с такой степенью политического и

возможностям для их быстрой мобилизации на некие цели , важные для властей , компания

В 1990- е власти периодически использовали этот ресу рс для решения политических задач

– например , в 1997 году , когда перед правительством встала

накопленной задолженности по выплате пенсий , президент Ельцин дал руководству

Пенсионным фондом в размере 2 млрд . долларов , чтобы профинансировать выплату

целях . Об этом мы и намерены рассказать в рамках данной

компанию он сразу после своего прихода к власти . Еще в ходе предвыборной

центральные элементы политической повестки дня для Путина . В июне 2000 года , всего

ближайшего соратника Дмитрия Медведева , а в мае 2001 года – замены Рема Вяхирева ,

на совещании , посвященном увольнению Вяхирева и назначению Миллера , состоявшемся

30 мая 2001 года в Кремле , вполне ясно дали понять его отношение к этой компании уже в

командные высоты , расставляя своих людей на ключевые посты

вытеснив всех представителей старой менеджерской команды . Высшее ру ководство

работы в петербургской администрации . Сегодня 11 из 18 членов правления компании ,

занимающие важнейшие должности – в области контроля за финансами , имуществом ,

корпоративном управлении – люди , в 1990- е работавшие либо в санкт - петербургской

Это – нехарактерная практика для кру пнейших глобальных энергетических компаний .

Обычно ведущие позиции там занимают профессионалы , имеющие многолетний

управленческий опыт работы на высокопоставленных должностях в различных крупных

энергетических корпорациях . Бывших мелких региональных чиновников , раб отников

портов и строительных компаний на должности топ - менеджеров ведущих нефтегазовых

сомнения , он ру ководил лично – сделал ставку не на профессионализм , а на

Речь идет не только о захвате управления в компании : Путин посвящал значительную

часть своего рабочего времени решению текущих задач

огромная доля повестки дня его международных встреч и зарубежных визитов была

связана с лоббированием разного рода газпромовских проектов .

регулирования и развития газовой отрасли российским правительством . Когда в 2002-2003

годах кабинет Михаила Касьянова пытался включить в повестку дня правительственных

о реформировании газовой отрасли и открытии сектора газодобычи для

конкуренции , этот вопрос каждый раз снимался с рассмотрения по просьбе из Кремля .

чиновников правительства ) по поводу неприемлемо низкого уровня налогов , которые

правительство обязалось сохранить прежний низкий уров ен ь налогов и не возвращаться к

С одобрения Путина правительство подписало программу резкого повышения уровня

цен на газ для российских потребителей и доведения их до паритетного уровня с

Касьянова . Эта программа была принята постановлением премьера Михаила Фрадкова от

28 мая 2007 года № 333, в соответствии с ней внутренние цены на газ для российских

потребителей должны к 2011 году удвоиться по сравнению с сегодняшним уровнем ,

125 долларов за 1000 кубометров ( сегодня – около 64

долл .). Возможно , в реальности цены на газ в 2011 году будут еще вы ше , так как цены на

газ в Европе в последнее время непредсказуемо и стремительно росли .

В годы своего президентства Путин проявил себя крайне эффективным лоббистом и

стране ? Получили ли россияне выгоды от столь пристального


справедливо будет спросить за производственно - экономические результаты деятельности

компании в этот период . Результаты эти весьма плачевные . Прежде всего , менеджмент

обеспечения надежного газоснабжения потребителей России .

свои привилегии , включая монопольный статус и активну ю поддержку государства .

сократившись практически до уровня 1999 года . С учет ом истощения старых

месторождений , в самое ближайшее время стагнация в

поставок газа на внутренний российский рынок составили всего 307 млрд . кубометров ,

или лишь на 2% выше уровня 2001 г . Между тем , вну тренний спрос на газ за это время

вырос на 18%, или почти на 67 млрд . кубометров в год !

внутренний рынок растет , увеличившись с 72 млрд . кубометров в 2001 году до почти 132

млрд . кубометров в 2007 году . Сегодня около трети своих потребностей в газе Россия


Этот разрыв традиционно покрывался поставками газа российских независимых

производителей и импортом газа из стран Центральной Азии , но сейчас возможности

роста добычи газа независимыми производителями ограничены , а зависимость от импорта

стремительно дорожающего центральноазиатского газа приводит к резкому росту

Проблема недостаточных поставок газа на внутренний

последние две зимы были относительно теплыми , что снизило остроту зимних пиков

потребления газа . Однако даже с учетом мягких температу р спрос на газ в зимние месяцы

наблюдать на примере последнего зимнего сезона 2007-2008 гг .,

когда в январе 2007 года в усло ви ях стагнации в газодобыче резко вырос спрос на отбор

газа из подземных газохранилищ , составивший в последнем зимнем сезоне рекордну ю

цифру в 50,1 млрд . кубометров – более чем на 20% выше , чем в среднем в

практически полностью опустошены , при этом су точная добыча газа зимой 2007-2008 гг .

выросла всего на 2-3% по сравнению с предыду щим сезоном , невзирая на запуск в

эксплуатацию в декабре 2007 года нового относительно кру пного Южно - Русско го

Зимой 2007-2008 гг . был побит рекорд по максимальному су точному отбору газа из

выше рекорда по - настоящему холодной зимы 2005-2006 гг .

Это свидетельствует , насколько вырос зимний спрос на газ даже в условиях относительно

мягких зим – можно представить себе , какие угрожающие последствия ждут Россию в

случае , если одна из следующих зим будет по - настоящему холодной . Следует ожидать

Примерную картину того , как это будет выглядеть , мы наблюдали зимо й 2005-2006 годов ,

когда для потребителей вводились массовые ограничения поставок газа . По данным РАО

ЕЭС , суммарные ограничения подачи газа российским электростанциям против плановых

объемов в холодные недели января - февраля 2006 года составил 12,5% в целом по Единой

энергосистеме России и до 80-83% для электростанций Центрального региона и Северо -

Проще говоря , подачу га за электростанциям в Европейской части России отключали

почти полностью ( стоит ли напоминать , что газ – доминирующее топливо в выработке


В январе - феврале 2006 г . серьезное напряжение чу вствовалось и в обеспечении

добровольно уме нь ши л объем транзита газа по украинской территории в Европу с 390 до

проинформировал своего итальянского партнера , концерн ENI, о неспособности

гарантировать поставки газа в полном объеме из - за экстремальных холод ов , после чего об

Причина стагнации поставок газа на вну тренний рынок при растущем спросе – системный

недостаток инвестиций в добычу газа . В России достаточное количество разведанных

запасов газа , которых при сегодняшнем уровне его добычи хватит примерно на 80 лет ,

однако многие из этих месторождений не разрабатываются . Значительная часть запасов

сосредоточена в месторождениях новых , неосвоенных районов , где отсу тствует

необходимая инфраструктура , эти районы вообще чрезвычайно сложны для освоения .

Например , для освоения месторождений полуострова Ямал , удаленных на 500-600

километров к северу от действующих регионов газодобычи ( юга Ямало - Ненецкого

автономного округа ), тр ебуетс я построить железну ю дорогу Обская - Бованенково

протяженностью 540 км , которая пройдет по районам вечной мерзлоты , местности ,

заболоченной на 50-60%, с огромным количеством пересечений

доставки газа с полуострова Ямал необходимо построить газопровод Бованенково - Ухта

общей длиной 1100 км , подводная часть которой должна бу дет пересечь Байдарацкую

губу и также пройти по вечной мерзлоте и заболоченной местности .

лицензий , должен был в конце 1990- х годов – но ничего

Алексея Миллера – лицензионные сроки освоения ямальских месторождений были по -

фоне падающих объемов добычи на старых месторождениях , прежде всего

крупнейших Уренгойском и Ямбургском , запущенных еще в 1980- е , перед Россией встает

угрожающая проблема дефицита газа . Запущенное в эксплуатацию в декабре 2007 года

Южно - Рус ское месторождение – последнее относительно крупное месторождение ,

остававшееся в действующем регионе добычи , где развита инфраструктура и условия

из самых сложных в мире , где разработка месторождений и создание инфраструктуры

стоимость строительства газопровода Бованенково - Ухта составит 80-90 млрд . долларов , а

что превышает по размерам весь российский Стабилизационный фонд !

Почему эти вложения не производились все это время ? Ведь планировалось , что газ с

на инвестиции в развитие своего главного профильного бизнеса –

газодобычи . Огромные сверхдоходы , полученные от быстрого роста экспортных и

Читайте также: